Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Дети и деньги. Возвращаясь к старой теме

E-mail Печать PDF

«Не покупаются, не покупаются:
Доброе имя, Талант и Любовь…»
Б. Окуджава

Гуляя по просторам Интернета я часто наталкиваюсь на статьи, посвященные вопросам взаимоотношений детей и денег. Часто, с горечью мне приходится констатировать тот факт, что многие из этих статей содержат информацию когда-то и кем-то переведенную из зарубежных журналов или книг. Возможно из Спока, а возможно из каких-то еще мне неведомых западных авторов по воспитанию. К сожалению поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» может быть переведена и в обратную сторону. Иными словами — то, что правильно на Западе — не подходит для российской реальности. Я выбрала несколько наиболее распространенных мифов о карманных детских деньгах и попытаюсь о них рассказать с моей точки зрения — с точки зрения обычной российской многодетной мамы.

Ошибка № 1: Давайте ребенку деньги за выполнение домашней работы.
Ничто не возмущает меня так сильно, как этот «мудрый постулат». Эта "мода" пришла к нам с Запада и, как это часто бывает, была бездумно (безумно) перенесена на отечественную почву.
Чего мы не учли?
Взрослые семейные люди на Западе нанимают для помощи по дому временную или постоянную прислугу (убирать дом, обслуживать вечеринки, мыть окна, косить газон). Так же, через агентство по найму, нанимается постоянная или почасовая няня для ребенка. При этом труд наемного работника оплачивается по минимальной фиксированной таксе!
Если у Западной (или Американской) семьи туго с финансами и необходимо сэкономить, то… нанимается ребенок (свой или соседский). Ребенку при этом платят меньше, чем взрослому, нанятому через агентство. За ребенка не нужно отчислять налоги, не нужно оформлять договор или страховку (а вдруг упадет или поранится на рабочем месте). Взрослый при этом экономит, эксплуатируя ребенка (чаще, кстати, чужого), а ребенок получает честно заработанные деньги.
При этом хозяйка дома как не мыла окна сама, так и не моет их….
А как у нас?
Положа руку на сердце, 90% россиян сами моют окна, косят газоны (если приспичит), а к детям приставляют бабушек (в худшем случае — дедушек).
По сути — когда мы просим ребёнка помыть посуду — мы просим его разделить с нами часть наших ежедневных обязанностей. Тех, которые мы сами каждый день выполняем, не нанимая для мытья посуды поле ужина «специально обученного человека».
Представим, что происходит, когда мы платим ребенку за эту же вымытую посуду. У ребенка сотрется грань между домашними обязанностями и … вымогательством.
То есть обычно убирает (стирает, гладит) — мама, но если сделать это за неё — то она отдохнет, а я получу карманные деньги. Заплатите ребенку один раз и вы вряд ли дождетесь от ребенка добровольной помощи по дому — он начнет требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе — это плоды вашего же воспитания.
Представьте себе ситуацию — мама платит сыну за мытье посуды. Сын женится, жена заболевает (или плохо себя чувствует во время беременности) и просит мужа помыть посуду. А он спрашивает — сколько ты мне за это дашь? Скажете — бред? Вовсе нет! Ему мама всегда платила за выполнение "женской обязанности" — чем жена хуже? Муж может и не сказать это жене, но в этой ситуации он будет считать себя вправе поощрить себя как-то иначе за то, что работал по дому. Домыслить способы самопоощрения вы можете сами.
Что делать?
Если в вашей семье не нанимают приходящих работников (а в большинстве российских семей так оно и есть), то домашние обязанности делятся между всеми членами семьи, могущими их выполнять. Ну в самом деле — не будете же вы платить мужу за то, что он приготовит ужин или заберет младшего ребенка из сада тогда, когда вы заболели или задержались на работе? Почему тогда за это же вы платите ребенку?
Посуду можно мыть по очереди или по принципу: каждый моет за собой + 1. В данном случае «+1» это посуда помытая за младшим, совсем маленьким членом семьи, или часть общей посуды, использованной во время приготовления пищи. Вы можете сказать — детям не нравится мыть посуду. Конечно. Особенно в том случае, когда вы при мытье посуды всем своим видом выражаете уныние. Или когда вы «стоите над душой» у ребенка, моющего посуду, приговаривая: «Только попробуй что-нибудь разбить!»
Я взяла в качестве примера посуду, но это относится и к остальным домашним обязанностям: учите детей готовить, делать покупки в магазине, обращаться с маленьким ребенком, убираться, сортировать белье для стирки. Даже если в будущем все это будут делать умные машины — чтобы изобрести машину для переодевания памперсов — нужно, чтобы изобретатель знал как это делается.

Ошибка № 2: Давайте ребенку деньги за оценки в школе.
Если честно, я не знаю — кто это придумал и когда это случилось. Мне встречались мамы, которые доказывали, что это правильно. Они говорили, что учеба для ребенка — это как работа, а за работу положены деньги. И вроде все верно. Только не совсем.
Учеба — это, конечно труд. Но это еще и время, чтобы определить — в каком направлении дальше развиваться и двигаться. К чему есть способности, а к чему — нет. Мы разные. И это здорово, что у кого-то из нас тонкий слух, а у кого-то потрясающие способности к математике. Это значит — каждому есть что совершенствовать. Но ребенок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу «на заработки».
Но, положа руку на сердце, разве всегда успех сопровождается денежным вознаграждением. Когда-то была такая песня: «Дай мне такое дело, чтобы сердце пело!» Только занимаясь любимым делом человек может быть счастлив. Ребенок, который получал деньги за оценки сломается еще в институте — или вы и там будете оплачивать ему удачно сданные сессии? Но хуже всего то, что он не сможет выбрать дело, к которому у него «сердце поет». А выбирая работу только по принципу высокой зарплаты можно легко превратить свою жизнь в каторгу.

Ошибка № 3: Поработай на меня.
Иногда предлагается платить ребенку за то, за что родители сами получают деньги. Например, взрослый ребенок может помочь родителю оформлять сайты или подшивать какие-то бумаги — в общем делать за родителя часть его повседневных рабочих обязанностей. Казалось бы — что плохого.
Вроде ничего, но тут тоже есть свои подводные камни. Ребенок старшего школьного возраста вполне может узнать — сколько стоит подобная работа на рынке труда. Готовы ли вы платить ребёнку по минимальной ставке, принятой для подобной работы? Если ответ — да — платите! Если — нет, то какое мнение о справедливости оплаты труда получит ребёнок, и нужна ли ему в такой ситуации эта «работа»?
Подумайте сами: если бы вам предложили поработать, но предложили бы за работу сумму во много раз меньше, чем обычно платят за аналогичный труд? Что бы вы сказали? А если бы вы узнали, что за работу платят обычную сумму, но львиную долю этой суммы получает кто-то другой, а не тот, кто делает работу — то есть не вы — что бы вы стали делать?
Кроме этих проблем нужно помнить о том, что привлекая ребёнка к помощи за деньги вы становитесь работодателем, а ребёнок — подчиненным. А это совсем другие отношения нежели родитель-ребёнок. Сможете ли вы сохранить баланс взаимоотношений? Это очень трудно. Скорее всего придется жертвовать близкими отношениями родителя и ребёнка. Вы готовы к этому? И стоит ли овчинка выделки?

Ошибка № 4: Родитель должен контролировать расход карманных денег
В таком случае можете вообще ребёнку денег не давать. Это по-прежнему не его деньги. Ведь вы распоряжаетесь тем, как ему их тратить и на что. А если не давать детям тратить карманные деньги и все время контролировать этот процесс, то они вряд ли научатся ими распоряжаться.
Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что-то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье. Во всех остальных ситуациях нужно обращаться к специалистам-психологам.
Недоверие слишком сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребенку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями в том, что он купил что-то запретное.
Отвечаем на вопросы
В процессе самостоятельного расходования средств у детей возникают вопросы. Например: как накопить денег. Или как правильно распорядиться деньгами. Вы можете показать им несколько возможностей и пояснить — что будет в результате каждой из них.
Не навязывайте свою точку зрения. Лучше покажите, что у ребёнка есть выбор. Возможно, он совершит ошибку или даже потеряет деньги. Но при этом он научится решать проблемы и беречь свои капиталы.

Ошибка № 5: Поиграем в магазин?
Иногда предлагается объяснять детям смысл денег в игровой форме. Но нигде не написано — что это должна быть за игра. Каковы её правила?
Мне ясно только одно: в настоящие деньги играть нельзя. Можно учить детей основам экономики при помощи настольных игр типа "Монополии" и сходных с ней. Но настоящие деньги — это серьёзно. И отношение к ним должно быть серьёзное, а не игровое. Играть в деньги — даже мелкие — нельзя. Если ребенок не научится уважать деньги, пусть самые мелкие — он не научиться уважать и крупные деньги.

Как же давать карманные деньги?
Установите сумму. У ребёнка вполне можно спросить — сколько он хочет получать в месяц. Поверьте, суммы чаще всего бывают вполне разумными, кроме того их всегда можно скорректировать. Тратят деньги дети на то, что считают нужным. Можно заранее обсудить — что оплачивают родители, а что оплачивают дети. Например в моей семье, я оплачиваю учебу, дополнительные занятия, мобильный телефон (в установленном размере), одежду, обувь..... и т.д. Дети платят за «излишества», за какие-то безделушки, диски с песнями, доплачивают за мобильный, когда много наболтали, иногда сами себе покупают более красивые ручки-тетрадки, а иногда возмещают потери: покупают вещи аналогичные тем, что потеряли или сломали…
Всеми тратами дети распоряжаются сами. Если не давать детям тратить карманные деньги и все время контролировать этот процесс, то они вряд ли научатся ими распоряжаться.

Личный пример
Это самое интересное и трудное. Если вы сами откладываете часть зарплаты (обычно в умных книгах рекомендуется откладывать 10%), то и ребенку можно рассказать об этом. Но если вы живете от получки до получки и еще занимаете в конце месяца, то ребенок будет делать то же самое.
При этом ребёнок может попасть в неприятную ситуацию. К примеру, он каждый месяц видит, как вы занимаете у соседки денег. Он может захотеть «перехватить» денег у вас, ссылаясь на то же, на что ссылаетесь и вы — не хватило на месяц. Это вполне понятно, особенно в том случае, когда вы называете его карманные деньги «зарплатой» или «получкой». Не получив пополнения суммы у вас он может … попросить её у соседского ребёнка. И вполне вероятно, что получит. Дальше ситуация может выйти из-под контроля. Не стану фантазировать и придумывать неприятные истории — вы вполне можете придумать их сами. Так что следите за тем, что вы делаете со своими денежными средствами и за тем, что вы говорите о деньгах. Дети берут с вас пример.

Разговоры, разговоры...
Послушайте — что вы говорите про деньги. Какие установки действуют в вашей семье. "Деньги не пахнут?" "Всех денег не заработаешь?" "Деньги — это грязь?" "За деньги можно купить все?" "Все покупается и продается?" Психологи утверждают, что каждая подобная семейная установка может негативно повлиять не только на финансовую сторону жизни ваших детей, но и на их взаимоотношения с окружающими.
На самом деле деньги — это только средство. Сами по себе они не могут сделать человека счастливым. Поэтому относитесь к деньгам так, как они этого заслуживают. Не становитесь их рабом. И не порабощайте с их помощью своих детей. Кроме денег в жизни есть еще множество прекрасных вещей, которые нельзя купить за деньги. Например тех, что перечислены в эпиграфе к этой статье.

Наталья Розина

Дети и интернет: позитив или негатив?

E-mail Печать PDF

Интернет ворвался в нашу жизнь стремительно и неоспоримо. За 10-15 лет он радикально изменил распорядок дня детей, и если в наше время (лет так 20-30 назад), мы, в свободное от учебы время, шастали по замороженным стройкам родного города, то у нынешнего поколения появилась возможность, не вставая со стула увидеть за полчаса любой уголок планеты: начиная с северного полюса заканчивая самыми отдаленными уголками Сахары.

Согласен, в таскании по стройкам позитива немного, тем более для дальнейшего умственного развития. По большому счету те самые таскания не дали мне ничего, кроме ссадин, от которых у меня до сих пор сохранились несколько шрамов. Ну и компанию друзей, из которых большей частью мы дружим до сих пор.

Рассмотрим ситуацию современных детей. Вся информация, которая нужна, уже не находится в библиотеке, до которой надо добираться несколькими транспортами. Не надо переходить несколько перекрестков, обозначенных светофорами и стоять в очереди за книжкой, за которой стоит половина твоего класса. Все находится во всемирной паутине, в нескольких кликах от стартовой страницы поисковика.

Именно этим и пользуются любители заработать в интернете. Более того, желающие заработать в интернете быстро, разрабатывают свои сайты специально для детей.

Что же делает наше чадо? Находит нужную информацию, и вводят код родительской кредитной карты. Родителям остается только удивятся, куда подевались деньги. Я не буду распространяться о порнографии, которую предлагают многие сайты, вообще без каких-либо препятствий для детей, о гиподинамии, которая диагностицируется у многих детей и подростков, и о ранней близорукости связанной с постоянным сидением перед экраном.

Вот вам и простой пример единства и борьбы противоположностей по К. Марксу: с одной стороны, позитив от практически неиссякаемого источника знаний, с другой стороны, негатив от того, что можно найти в интернете: рецепты врывчатых веществ, порнография, не всегда оправданные и сбалансированные диеты.

Думаю, стоит еще раз подумать, покупая своему чаду пакет подключения к всемирной паутине.

Дети индиго: дар или наказание

E-mail Печать PDF

Во Франции таких детей называют "тефлоновыми", на Британских островах - "детьми тысячелетия", в России они - "дети света". Но чаще всего их называют "дети индиго".

Какие они, эти дети индиго?

По словам доктора психологии Дорин Верче (США), детей индиго легко отличить от сверстников. Это дети, обладающие творческой натурой, высоким интеллектом, решительным и настойчивым характером.

Они часто видят более рациональный способ сделать что-то, однако окружающие воспринимают это как нарушение правил. Прежние приемы воспитания на детей индиго не действуют - они совершенно не реагируют на строгие воспитательные меры, наказания, угрозы или унижение.

Дети индиго имеют систему взглядов, которую невозможно изменить влиянием извне. Попытка хоть как-то воздействовать на взгляды такого ребенка приводит либо к агрессии, либо к замыканию в себе.

В отличие от обычных детей, у них нет абсолютных авторитетов. Дети индиго не считают нужным объяснять свои поступки и опираются на свободу выбора. При этом они способны принимать верные решения, полагаясь лишь на интуицию.

Помимо этого дети индиго часто испытывают привязанность к растениям или животным и просто влюблены в природу. Они в высшей степени обладают способностью к сопереживанию и остро нуждаются в безусловной любви близких.

Дети индиго требуют проявления большого внимания, ищут настоящей, крепкой и искренней дружбы. Будучи альтруистичными, они горят желанием помочь миру в каком-то великом деле. Дети индиго производят впечатление необщительных, если не находятся в компании себе подобных.

Как правило, ребенок индиго ощущает себя старше своих лет (как будто ему не 13, а уже 43). Дети индиго отличаются высокой самооценкой, очень самоуверенны, независимы и горды. В подростковом возрасте подвержены депрессивным состояниям.

Дети индиго способны на жестокие поступки, если натыкаются на непреодолимую стену непонимания и равнодушия. Они терпеть не могут, когда их заставляют делать что-то просто потому, что "так надо" или "все так делают".

"Иным" - особые условия

Во многих развитых странах мира детьми индиго занимаются на государственном уровне. И это не напрасная трата времени и сил. Возможно, как раз именно это "иное" поколение в будущем спасет нашу цивилизацию от нарастающего кризиса.

Откуда приходят к нам дети индиго?

Дети индиго действительно совсем не такие, как мы. На наших глазах появляются ростки будущего, для которых необходимо создать плодородную почву.

Раньше потомство неукоснительно следовало по стопам родителей: сын ремесленника становился ремесленником, сын крестьянина - крестьянином, а сын юриста - юристом. Однако дети индиго, дети нового времени мало чем похожи на своих предков.

Человечество движется вперед, и каждое последующее поколение оказывается более развитым. Оно обладает б?льшими желаниями и стремлениями, б?льшим эгоизмом, чем его предшественники. А взрослые не зная, как помочь этому новому поколению, спешат наклеить на него ярлык непохожести - дети индиго. По сути же, мы просто не можем обеспечить детей индиго информацией, которая им необходима для обустройства в жизни.

Как их воспитывать?

Суть воспитания ребенка заключается не в том, чтобы "накачать" его знаниями, а в том, чтобы связать его с процессом, называемым жизнью. Дети индиго настойчиво задаются вопросами: что является источником жизни? почему все происходит так, как происходит? ради чего мы живем? И наша задача - помочь им найти ответы на эти вопросы.



Важнейшим элементом воспитания детей, в том числе и детей индиго, является пример взрослых. Только в том случае, если мы обучим наших детей законам, по которым действует природа, разъясним, куда она ведет нас и какую цель преследует, мы сможем дать им в руки практические инструменты, которые позволят им обустроиться в той реальности, в которой мы живем.



Главное, что у маленького человека (даже если это ребенок индиго) выстраивается правильное, истинное восприятие реальности. Наши дети отличаются от нас с вами тем, что они уже готовы воспринимать наш материальный мир как мир следствий, мир причин.



Современный ребенок видит, ощущает все мироздание как цельную картину. И это, конечно, отражается на его отношении не только к своему ближайшему окружению, но и ко всему миру.



Каббалисты говорят, что только изменив свои внутренние свойства, сделав их подобными свойствам природы, человек сможет находиться в равновесии с ней, а значит, в безопасности и совершенстве.



И ребенок в процессе своего развития должен получить знания о природе мироздания, потому что только с их помощью может реализовать свои внутренние устремления. Ведь если этого не происходит, наступает внутренний кризис. И как следствие - пренебрежительное отношение к учителям, бессмысленная жестокость и даже употребление наркотиков. Мы же говорим: "Ох уж эти дети индиго!"



Обучение законам природы необходимо начинать с самого раннего возраста, так как усвоенное в детстве человек проносит через всю жизнь. Приобретенные знания делают его интегральной частью природы, и потому для обеспечения собственной безопасности ему не нужно больше изучать приемы карате или дзюдо.



Если же человек не получил этих знаний, то против него восстает сама природа, а не "злые враги" и судьба. Воспитав подрастающее поколение на этих принципах, мы дадим ему самое лучшее из того, что только могут дать родители своим детям.

Михаил Шапиро



www.kabmir.com

Обновлено 02.11.2014 11:28

Дети индиго: дар или наказание?

E-mail Печать PDF

Во Франции таких детей называют "тефлоновыми", на Британских островах - "детьми тысячелетия", в России они - "дети света". Но чаще всего их называют "дети индиго".

Какие они, эти дети индиго?

По словам доктора психологии Дорин Верче (США), детей индиго легко отличить от сверстников. Это дети, обладающие творческой натурой, высоким интеллектом, решительным и настойчивым характером.

Они часто видят более рациональный способ сделать что-то, однако окружающие воспринимают это как нарушение правил. Прежние приемы воспитания на детей индиго не действуют - они совершенно не реагируют на строгие воспитательные меры, наказания, угрозы или унижение.

Дети индиго имеют систему взглядов, которую невозможно изменить влиянием извне. Попытка хоть как-то воздействовать на взгляды такого ребенка приводит либо к агрессии, либо к замыканию в себе.

В отличие от обычных детей, у них нет абсолютных авторитетов. Дети индиго не считают нужным объяснять свои поступки и опираются на свободу выбора. При этом они способны принимать верные решения, полагаясь лишь на интуицию.

Помимо этого дети индиго часто испытывают привязанность к растениям или животным и просто влюблены в природу. Они в высшей степени обладают способностью к сопереживанию и остро нуждаются в безусловной любви близких.

Дети индиго требуют проявления большого внимания, ищут настоящей, крепкой и искренней дружбы. Будучи альтруистичными, они горят желанием помочь миру в каком-то великом деле. Дети индиго производят впечатление необщительных, если не находятся в компании себе подобных.

Как правило, ребенок индиго ощущает себя старше своих лет (как будто ему не 13, а уже 43). Дети индиго отличаются высокой самооценкой, очень самоуверенны, независимы и горды. В подростковом возрасте подвержены депрессивным состояниям.

Дети индиго способны на жестокие поступки, если натыкаются на непреодолимую стену непонимания и равнодушия. Они терпеть не могут, когда их заставляют делать что-то просто потому, что "так надо" или "все так делают".

"Иным" - особые условия

Во многих развитых странах мира детьми индиго занимаются на государственном уровне. И это не напрасная трата времени и сил. Возможно, как раз именно это "иное" поколение в будущем спасет нашу цивилизацию от нарастающего кризиса.

Откуда приходят к нам дети индиго?

Дети индиго действительно совсем не такие, как мы. На наших глазах появляются ростки будущего, для которых необходимо создать плодородную почву.

Раньше потомство неукоснительно следовало по стопам родителей: сын ремесленника становился ремесленником, сын крестьянина - крестьянином, а сын юриста - юристом. Однако дети индиго, дети нового времени мало чем похожи на своих предков.

Человечество движется вперед, и каждое последующее поколение оказывается более развитым. Оно обладает б?льшими желаниями и стремлениями, б?льшим эгоизмом, чем его предшественники. А взрослые не зная, как помочь этому новому поколению, спешат наклеить на него ярлык непохожести - дети индиго. По сути же, мы просто не можем обеспечить детей индиго информацией, которая им необходима для обустройства в жизни.

Как их воспитывать?

Суть воспитания ребенка заключается не в том, чтобы "накачать" его знаниями, а в том, чтобы связать его с процессом, называемым жизнью. Дети индиго настойчиво задаются вопросами: что является источником жизни? почему все происходит так, как происходит? ради чего мы живем? И наша задача - помочь им найти ответы на эти вопросы.

Важнейшим элементом воспитания детей, в том числе и детей индиго, является пример взрослых. Только в том случае, если мы обучим наших детей законам, по которым действует природа, разъясним, куда она ведет нас и какую цель преследует, мы сможем дать им в руки практические инструменты, которые позволят им обустроиться в той реальности, в которой мы живем.

Главное, что у маленького человека (даже если это ребенок индиго) выстраивается правильное, истинное восприятие реальности. Наши дети отличаются от нас с вами тем, что они уже готовы воспринимать наш материальный мир как мир следствий, мир причин.

Современный ребенок видит, ощущает все мироздание как цельную картину. И это, конечно, отражается на его отношении не только к своему ближайшему окружению, но и ко всему миру.

Каббалисты говорят, что только изменив свои внутренние свойства, сделав их подобными свойствам природы, человек сможет находиться в равновесии с ней, а значит, в безопасности и совершенстве.

И ребенок в процессе своего развития должен получить знания о природе мироздания, потому что только с их помощью может реализовать свои внутренние устремления. Ведь если этого не происходит, наступает внутренний кризис. И как следствие - пренебрежительное отношение к учителям, бессмысленная жестокость и даже употребление наркотиков. Мы же говорим: "Ох уж эти дети индиго!"

Обучение законам природы необходимо начинать с самого раннего возраста, так как усвоенное в детстве человек проносит через всю жизнь. Приобретенные знания делают его интегральной частью природы, и потому для обеспечения собственной безопасности ему не нужно больше изучать приемы карате или дзюдо.

Если же человек не получил этих знаний, то против него восстает сама природа, а не "злые враги" и судьба. Воспитав подрастающее поколение на этих принципах, мы дадим ему самое лучшее из того, что только могут дать родители своим детям.


Михаил Шапиро                                                 ДЕТИ ИНДИГО: ДАР ИЛИ НАКАЗАНИЕ?

Обновлено 02.11.2014 11:29

Дети инь и ян

E-mail Печать PDF

Дети инь и ян. В чём особенность отношений брата и сестры?

Так случилось, что меня отослали на эту землю на 6 лет раньше моего брата, тем самым присвоив мне ярлык первенца, а потом и старшей сестры.

Первая пятилетка прошла «на ура», жить было в кайф, волна обожания от старших поколений моей семьи хоть и накрывала с головой, но не особо напрягала, и я, кажется, знала, где находится центр Вселенной. Собственно, я себя им ощущала.

Но спустя шесть с половиной лет я поняла – он (центр) сместился! В мире моей семьи – точно. Мама вышла из здания больницы с белым свёртком, который при более внимательном рассмотрении оказался сморщенным мальчиком в красную крапинку. Как выяснилось, это и был мой опоздавший на шесть лет брат, он же – младший ребёнок.

Родственникам я заявила, что это «наш сын», но в глубине души уже тогда знала – никакой он мне не сын! Это вечно орущее маленькое лысое чудовище – мой соперник, с которым мне отныне придётся делить любовь старших (это только цветочки!), а спустя года два ещё и конфеты с апельсинами (как понимаете, это уже серьёзнее).

Первые месяцы делить внимание родных не приходилось, потому что меня вообще никто не замечал, а вокруг «нашего сына» носились абсолютно все. Я даже подумывала опять начать писаться в штаны, раз это обеспечивает такой ажиотаж. Но постепенно, абсолютно неожиданно для себя, я присоединилась к армии обожателей этого забавного щекастого существа, в которой нахожусь и по сей день.

Поверьте, моему брату дорого стоило рождение вторым – если бы он не сопротивлялся, ему бы до сих пор меняли подгузники и кормили из ложечки, не говоря уже о бесчисленных «сюси-пуси» в общении с пятнадцатилетним дылдой. При всей нашей чистой и взаимной родственной любви (на вопрос о том, любит ли он меня, брат отвечает «ну типа того»), между нами иногда происходили такие войны, которые и не снились Палестинской автономии.

За полтора десятка лет, которые мы существуем в одной семье, бывало всякое: драки, ссоры, ревность, затишье, почти идиллия (редко). Как оказалось, это абсолютно здоровые отношения брата и сестры. По мнению психологов, они являют собой сложнейшую семейную связь, в которой переплетены любовь, ненависть, непонимание и ревность. Они всегда более эмоциональны, чем отношения двух братьев, – в первую очередь, из-за женской чувствительности сестры. В них меньше соперничества, чем в отношениях двух девочек, но и взаимопонимания достичь разнополым детям сложнее.

Как ни странно, но именно зачастую очевидная непохожесть братьев и сестёр крепко связывает их друг с другом на всю жизнь. Женщина всегда необходима мужчине, а мужчина – женщине: мы как инь и янь. Повзрослевший брат воспринимает сестру, как одну из своих любимых женщин, а точнее как СВОЮ женщину. К СВОИМ женщинам он позднее будет причислять ещё жену и дочь (мать, конечно же, всегда будет стоять особняком). Инстинкт велит мужчине защищать и заботиться о них, поэтому нередко брат отстаивает честь сестры в её конфликтах с мужем, заменяет отца племянникам, если в их жизни нет родного.

А женщины… Вспомните, кого зовёт маленькая девочка, когда её обижают во дворе? Старшего брата, если он у неё есть. И, поверьте, когда юноша приводит в дом любимую девушку или жену, сёстры ревнуют едва ли не сильнее матерей. Кроме того, братья зачастую наносят девочкам глубокие душевные раны, которые потом могут спровоцировать проблемы в отношениях с противоположным полом – такое часто случается с младшими сёстрами.

Девочки обычно с обожанием смотрят на старших братьев, которым, в свою очередь, явно не до «малявок». Злобные они существа – ты к ним и так, и эдак, а они постоянно пренебрегают тобой ради каких-то друзей и подружек. Если мужчина близкий отвергает вашу любовь и отказывает вам во внимании, то чего же тогда ждать от остальных, чужих?

С возрастом отношения становятся спокойнее и ровнее, хотя время от времени в вас может проснуться та самая, обиженная страшим братом девочка или высмеянный сестрой закомплексованный подросток.

Психологи советуют раз и навсегда прояснить ситуацию, выговорившись друг перед другом, – попросить прощения, покаяться, высказать свои недовольства и разобрать конкретные ситуации. Пожалуй, при таком разговоре арбитром может выступить мать или отец, но иногда от этого лучше отказаться, особенно если они очевидно неравно распределяли свою любовь и внимание между детьми.

Кстати, распределение любви – это весьма коварный вопрос: родители просто не могут одинаково относиться к обоим детям. Кто-то один более понятен, о ком-то больше переживают, кому-то больше доверяют, за кого-то более спокойны. Мой брат, например, в детстве был болезненным и впечатлительным ребёнком (это помимо того, что он просто младший), а я вот умудрилась родиться малочувствительной здоровой лошадью. За него привыкли волноваться, а я привыкла ворчать по этому поводу – меня любят меньше! Сейчас понимаю – просто я старшая, я взрослая – автоматически стала ею в день появления на свет младшего брата.

Родители часто говорят своим конфликтующим детям: «Когда мы уйдём, твой брат (твоя сестра) останется самым родным тебе человеком…» К сожалению, зачастую именно уход родителей становится толчком к воссоединению между их взрослыми детьми. Быть может, это банальная боязнь одиночества, а может – переосмысление ценностей, вызванное потерей.

Вы можете общаться раз в месяц, а можете по часу ежедневно, но если в вашей жизни происходит что-то важное и приходит момент, когда вас захлёстывает волнение или страх, вдруг легче становится от одного присутствия родного человека.

Вот он, стоит за вашей спиной или держит вас за руку, а ощущение такое, что это тебя самого стало вдвое больше. Потому что вы слеплены из одной глины. Потому что одна кровь бежит по вашим венам. Потому что вы вскормлены одним молоком и обласканы одними руками. Потому что вы брат и сестра – две веточки одного дерева.

Я вот уже почти 16 лет старшая сестра, и, представьте себе, абсолютно довольна этим статусом и намерена остаться в нём навсегда.

Мне нравится знать, что, когда брат вырастет (хорошо хоть осталось недолго), у меня в жизни будет одним мужским плечом больше, и он всегда будет меня любить и защищать. Как свою сестру. Как СВОЮ женщину. В конце концов, я ведь не зря меняла ему подгузники!

А ссориться мы будем продолжать, это вообще крайне увлекательное занятие.

Автор - Анна Синаревская
Источник

Обновлено 02.11.2014 11:31

Страница 51 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135