Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как влияет очередность рождения на характер ребенка

E-mail Печать PDF

Как влияет очередность рождения на характер ребенка?

Большинство родителей, решившихся завести нескольких детей, свято верят, что все их дети равномерно одарены родительской лаской и вниманием, получают одинаковое воспитание, а различия их определены только врожденными чертами характера.

Так ли на самом деле? Обратимся к статистике. Она ни во что не верит, и ни в чем не убеждена. Так вот, исследования биографий американцев показывают, что первенцы достигают успеха в жизни в два раза чаще своих братьев и сестер.

Много первенцев среди американских конгрессменов, старшие дети преобладают в когорте президентов США, и среди женщин, добившихся научной степени. Может ли основываться такое положение исключительно на разнице характеров? Очевидно, есть какие-то другие важные факторы.

Появление первого ребенка в любой семье вызывает множество проблем, к которым родители, мягко говоря, плохо подготовлены. Даже если в жизни был какой-то опыт общения с младшими братьями и сестрами, согласитесь – это не совсем то. Родители первенца, даже перелопатив кучу специальной литературы, в глубине души не уверенны, все ли правильно они делают?

Отсюда часто вытекает расплывчатость и непостоянство родительских требований к чаду. Они как бы присматриваются, что получится, если…? С одной стороны, недостаток опыта – это, конечно, плохо, но с другой – ребенок воспринимается как самостоятельная личность, к его запросам относятся внимательно и с пониманием.

Окруженный родительской заботой первенец привыкает быть «центром вселенной». Если вдруг отношение окружения к нему меняется, привычка требует срочного поиска путей восстановления статуса. Чувствуя неуверенность родителей, ребенок приобретает еще одну привычку – опираться на собственное мнение.

Появление второго ребенка в семье для первенца стресс, крах всей структуры мира, из которого надо как-то выбираться и строить свою жизнь заново. Он уже не единственный, не самый главный, «трон» приходится с кем-то делить. Согласитесь, во взрослой жизни похожих ситуаций полно, урок, усвоенный еще в детстве, наверняка окажется полезным в будущем.

Второй ребенок никогда не будет единственным и неповторимым. Он – вечный второй в бесконечной гонке за лидером, старшим. Стремление «догнать и перегнать» стимулирует развитие, известно, что если в семье есть старшие дети, младшие обычно раньше начинают ходить и разговаривать.

Но во взрослой жизни привычка во всем соперничать с окружающими может привести к тому, что намеченные цели окажутся слишком уж нереальными, стремление к ним закончится неудачей и клеймом неудачника.

Последний ребенок появляется, когда и у родителей, и у детей накоплен опыт взаимоотношений. Занять «место под солнцем» последышу очень и очень трудно. Да, его как самого младшего все любят и балуют, но одновременно никто не воспринимает его как личность, все его учат и заставляют поступать не по своему разумению. Даже одежду он часто вынужден носить не свою, а доставшуюся «в наследство».

Чем это чревато? Отсутствие независимости порождает неуемное к ней стремление. В семье растет будущий бунтарь и революционер. Вот только на что хватит его способностей, изначально задавленных влиянием старших братьев и сестер?

Как видим, даже если родители свято верят в свою объективность и в действительности пытаются распределить свою любовь, влияние и внимание на всех детей равномерно, очередность рождения ребенка все равно «берет свое» и влияет на будущую взрослую жизнь.

Успехов в воспитании.

Автор - Алексей Норкин
Источник

Обновлено 02.11.2014 11:49

Как воспитать в ребенке оптимизм

E-mail Печать PDF

Как воспитать в ребенке оптимизм?

Любому родителю хочется, чтобы его чадушко жило без бед. Но жизнь – штука непредсказуемая. Оградить ребенка от всех проблем невозможно, да и не нужно. Лучше научите его относится к жизни позитивно, не воспринимая ее как постоянную борьбу на выживание. Оптимистическое видение мира позволит намного легче справляться с проблемами. Оптимисты легче идут по жизни, смело смотрят в будущее, не зацикливаются на незадачах и трудностях и твердо верят, что все еще будет. И вообще, если верить ученым, оптимисты болеют реже и живут дольше пессимистов.

Воспитывать оптимизм нужно, как говорится, с младых ногтей. Ведь позитивное отношение к жизни формируется еще в детстве. Во многом это зависит от поведения самих родителей, так как именно на них поначалу ориентируется ребенок. Если мама или папа постоянно жалуются на жизнь и видят все в черном цвете, то и их малыш будет воспринимать окружающий мир как нечто враждебное.

Поэтому, прежде всего, настройтесь на позитивный лад сами. Малыш особенно чутко чувствует настроение мамы. Если она довольна, весела и дружелюбна, то и ребенок будет жизнерадостным. Однако стоит маме немного занервничать, как у малыша поднимается уровень тревожности. Это нормально. Ребенок должен привыкать к реальности, поэтому ограждать его от всех трудностей тоже не стоит. Гораздо важнее воспитать в нем такую жизненную стойкость, с которой ему море будет по колено.

Все время ищите поводы для радости. Почаще устраивайте малышу сюрпризы и праздники. Ожидание маленького чуда всегда способствует хорошему настроению.

Не бойтесь мечтать вместе с ребенком. Стройте планы на ближайшее и отдаленное будущее. Уверенность в завтрашнем дне сделает малыша более спокойным, исчезнет неуверенность и страх перед будущим.

В разговоре с ребенком лучше избегать слов «всегда» и «никогда». Они слишком категоричны и носят пессимистическую окраску. Гораздо уместнее слово «иногда».

Сформулируйте жизненный девиз. Например, «Все получится!», «Все будет хорошо!», «Выход есть всегда!». Усвоенные с детства слова дадут ребенку положительную жизненную установку.

Обязательно развивайте в малыше уверенность в себе и надежду на лучшее. Любую проблему можно решить, главное – не унывать. Научите его не бояться собственных ошибок. Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Всё будет хорошо, если исправить свою ошибку и сделать правильные выводы.

Покажите ребенку, что этот мир удивителен и прекрасен. Он предоставляет массу возможностей для каждого человека, стоит только захотеть и приложить немного усилий. Научите ребенка пользоваться этим, ставить перед собой цели и идти к ним, не взирая на трудности.

Не забывайте про юмор. Он помогает преодолеть многие детские страхи. Ведь смешное уже не может казаться страшным. Поэтому больше смейтесь, шутите, и всячески поощряйте в этом ребенка. Приучите его на любую сложную ситуацию смотреть иронично. И вообще, почаще улыбайтесь, только делайте это искренне, дети очень хорошо чувствуют фальшь. И обязательно радуйтесь каждой улыбке малыша. Ведь улыбка – это залог позитивного отношения к жизни. Удачи!

Автор - Ася Молотилина
Источник

Обновлено 02.11.2014 11:49

Как воспитать вежливого ребенка

E-mail Печать PDF

Как воспитать вежливого ребенка?

Вежливость - это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству,
лишь испытав неудобство от его отсутствия.
С. Джонсон

Прежде чем приступать к ответу на этот вопрос необходимо разобраться в том, что такое вежливость и для чего ребенку необходимо быть вежливым.

Итак, вежливый человек – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Довольно простое толкование. Однако смысл в него вкладываемый родителями может быть совершенно различным.

Вежливый, воспитанный ребенок – это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые – тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками, – говорит мама трехлетнего малыша, остро переживающего кризис.

"Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать".

Вежливый ребенок – тот, кто не забывает вовремя говорить вежливые слова, воспитанному ребенку не приходится об этом напоминать. К школе это должно быть воспитано в ребенке, – говорит мама шестилетнего мальчика.

Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, желаемой своему ребенку, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку в большей степени и на наиболее комфортных условиях включенным в жизнь общества. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуют его социальной адаптации.

Наиболее простой путь воспитания вежливости – личный пример родителей. Уважение к другим, скромность, порядочность – качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт. Ребенок легко усваивает формы приветствия и прощания, их своевременность и уместность употребления в зависимости от того, насколько часто сам участвует в этих ритуалах, насколько эти ритуалы приняты в семье. Ребенок учится различным проявлениям вежливого поведения, в том числе и более сложным, таким, например, как выражение благодарности.

Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения?

Рассмотрим наиболее привычный способ воспитания чувства благодарности. Довольно типична сцена: женщина на улице дает ребенку конфету или игрушку. Ребенок берет и отворачивается, чтобы уйти. Вмешивается мама ребенка:

- Сашенька, что нужно тете сказать?
- ...
- Спасибо нужно тете сказать. (Разг. Речь)

Получив несколько таких образцов поведения и похвалу за своевременное выражение благодарности, ребенок усваивает ритуал благодарности, на базе которого затем может развиваться чувство благодарности.

При получении подарка ребенок испытывает эмоции радости, восхищения, счастья и производит рациональную оценку ситуации, рассматривая ее как улучшающую его благополучие, что в совокупности способствует формированию чувства благодарности.

Ребенок, получив подарок, прежде чем испытывать радость, должен оценить нужность-ненужность, приятность дара для себя, оценив его как нужный и приятный, ребенок испытывает радость, счастье, из которых при многократном переживании мамой и окружающими в ребенке впоследствии воспитывается чувство благодарности. Когда чувство благодарности воспитано в ребенке, то он знает, что переживание комплекса эмоций радости, счастья, восхищения, как правило, обусловлено ходом каких-либо событий либо действиями каких-либо агентов, данное знание в совокупности с переживаемыми эмоциями и составляет чувство благодарности. Также ребенок усваивает и то, что, сообщив о своем состоянии тем, кто явился его причиной, ребенок тем самым доставит им удовольствие. Следовательно, предположительно, содействует ответному переживанию ими данного комплекса эмоций и, возможно, создаст для себя перспективы повторного переживания данного чувства. Таким образом, благодаря за оказанные услуги, говорящий получает репутацию благодарного, помнящего добро человека. В этом заключатся социальный аспект благодарности как регулятора межличностных отношений.

Важно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими.

Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для Вас как личность, что он заслуживает уважения, как и любой другой человек. Например: "Света, не могла бы ты убрать посуду со стола?" "Артемка, пора ложиться в кровать. Пожалуйста, иди к себе в комнату". "Дима, спасибо за то, что вынес мусор. Я очень ценю твою помощь". "Извини, Катя. Я нечаянно толкнул тебя". Вежливое обращение имеет магическое влияние. Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с вами. Более того, вежливость поможет им с большей готовностью вас слушать. Вежливое обращение - это то немногое, что вы можете сделать для вашего ребенка. Это принесет большие дивиденды в его дальнейшей жизни – позволит ему быть полноценно включенным в жизнь современного общества.

Автор - Анна Бердникова
Источник

Обновлено 02.11.2014 11:49

Как воспитать гения?

E-mail Печать PDF

Гениальность -  это дар свыше? Или дар – это только точка зрения, а гениальность можно как-то проявить, воспитать, вырастить? Кто из нас не задавался этим вопросом. Юношеский энтузиазм принято в обществе называть максимализмом, но обратите внимание, что говорят о максимализме в основном люди, которые не смогли достичь в жизни того, что планировали для себя, не смогли дотянуться до заветной звезды и, оправдывая себя, придумали этот самый «максимализм», чтобы легче было пережить собственную неспособность. Но такова уж природа человеческого существа, что каждый хочет не быть посредственным, каждый хочет быть, как бы громко это ни звучало, гением. Того же мы хотим и для своих детей. И всё же гениальность – это что-то что даётся только избранным, или это группа качеств, которые может воспитать в себе каждый? Решите для себя сами.

Мы предлагаем вашему вниманию статью американского писателя- гуманиста Л. Рона Хаббарда  «Двадцать четыре качества гения».

  1. НАПОРИСТОСТЬ. Гении обладают сильным желанием работать усердно и много. Они готовы отдавать себя проекту.

Развивайте свою напористость, сосредотачиваясь на будущем успехе, и продолжайте двигаться.

  1. ХРАБРОСТЬ. Требуется определённая храбрость делать что-то, что другие считают невозможным.

Перестаньте волноваться по поводу того, что подумают о вас люди, если вы будете от них отличаться.

  1. ПРЕДАННОСТЬ ЦЕЛЯМ. Гении знают, чего они хотят и добиваются этого.

Возьмите под контроль свою жизнь и распорядок дня. Каждый день определяйте для себя что-то конкретное, что вы сможете выполнить.

  1. ЗНАНИЯ. Гении постоянно собирают информацию.

Никогда не ложитесь спать, не изучив в этот день что-то новое. Читайте и задавайте вопросы тем людям, которые обладают знаниями.

  1. ЧЕСТНОСТЬ. Гении откровенны, прямы и честны.

Берите ответственность за то, что идёт неправильно. Не бойтесь признаться, что вы ошиблись, и учитесь на своих ошибках.

  1. ОПТИМИЗМ. Гении никогда не сомневаются, что они добьются успеха.

Намеренно направляйте внимание на что-то хорошее, что вас ожидает.

  1. СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Попытайтесь понять факты какой-либо ситуации до того, как принять решение. Оценивайте ситуацию непредвзято, без предрассудков, и будьте готовы изменить своё мнение.
  2. ЭНТУЗИАЗМ. Гении всегда находятся в восторге от того, что они делают. Это вдохновляет других на сотрудничество с ними. Они действительно верят, что всё получится хорошо. Гении не отступают.
  3. ГЕНИИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ СВОЙ СТРАХ ПРОВАЛА. Они не боятся рисковать, так как понимают, что учатся на своих ошибках.

10. ДИНАМИЧНАЯ ЭНЕРГИЯ. Не сидите на месте в ожидании, что произойдёт что-то хорошее. Будьте целенаправленным в достижении этого.

11. ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. Гении ищут возможности. Беритесь за работу, за которую другие не берутся. Никогда не бойтесь попробовать что-то неизвестное.

12. ДАР УБЕЖДЕНИЯ. Гении знают, как мотивировать людей, чтобы они им помогали. Легко убеждать других, если вы верите в то, что делаете.

13. УЖИВЧИВОСТЬ. Гении способны легко находить друзей, и сами являются хорошими друзьями. Они поднимают настроение других, а не ухудшают его.

Такая позиция поможет вам приобрести много хороших друзей.

14. СПОСОБНОСТЬ ОБЩАТЬСЯ. Гении способны очень эффективно доносить свои идеи до других. Они используют любую возможность объяснить свои идеи другим.

15. ТЕРПЕНИЕ. Будьте терпеливы с другими, но всегда будьте нетерпеливы к себе. Требуйте от себя больше, чем от других.

16. ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ. Гении постоянно наблюдают. Они думают о нуждах других больше, чем о собственных.

17. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ. Гении не переносят посредственности, особенно в самих себе. Они не удовлетворены собой, всегда пытаются стать лучше.

18. ЧУВСТВО ЮМОРА. Они всегда готовы шутить над собой и не обижаются, когда шутят над ними.

19. МНОГОПЛАНОВОСТЬ. Чем больше вещей вы научитесь делать, тем больше уверенности у вас будет. Не бойтесь новых приключений.

20. АДАПТАЦИЯ. Способность быть гибким даёт гениям возможность легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Гении не любят делать что-то одним и тем же образом. Они всегда рассматривают новые возможности.

21. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Пытливый и любознательный ум помогает гениям найти новую информацию.

Не бойтесь признаться, что вы что-то не знаете. Всегда задавайте вопросы о том, чего вы не понимаете.

22. ИНДИВИДУАЛИЗМ. Делайте вещи так, как вы считаете нужным, не боясь, что кто-то этого не одобрит.

23. ИДЕАЛИЗМ. Гений пытается достичь хороших целей не только для себя, но и для всего человечества.

Не теряйте почву под ногами, но устремляйте свои мысли далеко.

24. ВООБРАЖЕНИЕ. Гении знают, как мыслить, используя новые комбинации. Они видят вещи под иным углом зрения, не так, как другие люди.

Находите время каждый день помечтать, пофантазировать. Окунитесь в мечты, как это бывало в детстве.

Как видите, чуть меньше лени, чуть больше напористости и уверенности и вы сможете достичь желаемого. Желайте, действуйте и достигайте.

Л. Рон Хаббард (1911 - 1986) был гуманистом, писателем, философом и специалистом во многих областях жизни, и, тем не менее, он наиболее известен, как автор бестселлера «Дианетика – современная наука душевного здоровья», который был впервые опубликован в 1950 году.

Открытия Л. Рона Хаббарда в области образования используются во всём мире, чтобы помочь миллионам детей научиться лучше читать, писать и понимать. Сотни тысяч людей прекратили принимать наркотики, пройдя реабилитационную программу, разработанную Л. Роном Хаббардом.

 

Обновлено 02.11.2014 11:45

Как воспитать жизнерадостного ребенка

E-mail Печать PDF

Как воспитать жизнерадостного ребенка? Полезные советы

Счастливый любознательный ребенок сам собою не вырастет, если не уделять этому вопросу должного внимания. Продолжим наш разговор о Лене и её сынишке Теме...

Совет 4. Зовите в дом интересных людей. Самые умные и продвинутые родители весь мир собой ребенку заменить не могут. Интересные люди и интересные разговоры расширяют представления ребенка о мире, открывают новые горизонты. Право же, не в школе развиваются мозги человека, а в разговорах с умными людьми.

Лена не боится говорить с сыном о своих трудностях, печалях, радостях и победах. «У меня сегодня так здорово получалось находить нужные слова!» – делится она с сыном. Он не понимает, что это значит, но живо реагирует на радость матери. В этот момент в кладовых его формирующегося мировосприятия откладывается, что работа – что-то очень интересное. Впрочем, она может и пожаловаться: «День сегодня – дурацкий, и все не получилось, и ничего не успела». Тема вглядывается в мать: «Ты расстроена?» «Я раздосадована, – отвечает Лена. – Завтра начну перевод сначала». И Тема понимает, что в жизни бывает всякое, но это не страшно, просто завтра надо начать сначала.

В ответ Тема делится своим: «У нас в саду девочка Света. Ты построишь что-нибудь, а она сломает. Мне ей хочется в лоб закатать. Но ты говорила, девочек не надо бить. Или можно?» – с надеждой спрашивает Тема. «Все-таки не надо, – вздыхает Лена. – А ты ее поймай как-нибудь и расскажи, как тебе больно и обидно, когда она ломает. И как ее стукнуть хочется».

Совет 5. Умейте разговаривать с ребенком не только про быт и учебу. К сожалению, это проблема всех времен и народов: крайне редко встречаются семьи, где дети и взрослые могут поделиться друг с другом своими переживаниями. В большинстве семей каждый существует в своем пространстве, и как это – разговаривать по душам – представления не имеют. А ведь именно близкие, искренние отношения в семье – единственная гарантия от грядущих подростковых проблем. То, чего так боятся родители – плохие компании, побеги из дома, наркотики, суицид – следствие душевного одиночества в собственной семье.

Как-то бабушка Темы обозвала Лену сумасшедшей. Она предъявила ей целый список прегрешений... Не готовит к школе. Не учит компьютеру и иностранным языкам. Не придумала ему будущее. Позволяет иметь свое мнение. «Припахала» к хозяйству – учит стирать вручную, мыть посуду, пустила к плите.

Лена не сумасшедшая. Она как раз нормальная и руководствуется здравым смыслом. Лена идет от банальных истин, что жизнь – сложная штука, и что мать опекать вечно не сможет, потому что все мы смертны. Она хочет, чтобы ее сын с трудностями, которые встретятся на его пути, справлялся, и последовательно этого добивается.

Почему я считаю ее воспитание здоровым? Я вижу результат. В детстве Тема много болел, был тревожным, мнительным, вечно ноющим ребенком. Сейчас это здоровый, жизнерадостный, непосредственный, любознательный, открытый всему новому человечек. Живые отношения в семье заложили в нем крепкий стержень жизнестойкости.

Почему же таких, как Тема, по пальцам пересчитать, зато количество неприспособленных маугли растет? В чем разница между Леной и воспитателями маугли? Думаю, что в отношении к детям. О, этот миф, что «родители плохого не пожелают»! Почитайте классическую литературу всех времен и народов. Вглядитесь в современную семью.

В большинстве семей отношение к детям можно условно разделить на несколько категорий:

1. Как к бытовой технике, которая должна выполнять функции, ей предназначенные. Что творится в душе ребенка, в такой семье никого не интересует. Не будешь же спрашивать у стиральной машины, какой порошок она предпочитает.

2. Как к породистой собаке, которая обязана оправдать породу и занять на выставке хорошее место.

3. Как к игрушке, с которой в охотку можно поиграть, которой можно похвастаться, а потом убрать в шкаф до следующего раза.

4. Как к необходимому для полноценной семейной жизни аксессуару.

Список можно продолжить...

Лена относится к сыну, как к человеку, который имеет право на собственные мысли, чувства и желания. Родительские амбиции «Только Я знаю, что надо моему ребенку» она в себе вытравила. Слишком настрадалась от матери в детстве. Она вглядывается в собственного сына с удивлением и интересом. Вместе они учатся понимать друг друга. А Тема, наблюдая за матерью, учится относиться к жизни как к чудесному дару и при этом крепко стоять на ногах и на земле.

Совет последний. Каждый день мы показываем ребенку свое отношение к миру, к жизни и к самому ребенку. На подсознательном уровне ребенок фиксирует, на что мы ужаснулись, обрадовались, опечалились, встревожились, остались холодны и равнодушны… Наблюдая за нашими реакциями, он делает соответствующие выводы. Один – что «мир опасен», а «люди – враги». Другой, что «мир полон загадок и ах, как все это интересно»! Да и про самого себя ребенок подсознательно понимает, что он – кукла. Или предмет мебели. Или человек. С этим отношением к миру, к людям и к себе он и пойдет в жизнь.

Мы укладываем Тему спать. Чтение на ночь – это святое. По очереди читаем адаптированного «Робинзона Крузо». «А вам нравится Робинзон?» – вдруг спрашивает Тема. «Это мой любимый герой» – серьезно отвечаю я. «Почему?» «Он не просто выживал, как тараканы выживают, он удовольствие получал от жизни. И он столько всего придумал, и ему интересно было, поэтому у него все получалось». Тема вскакивает: «Я тоже такой! – кричит он, прыгая на кровати. – Мне все! Ужасно! Интересно! И у меня! Все! Получится!»

Это правда.

Автор - Евгения Белякова
Источник

Обновлено 02.11.2014 11:50

Страница 60 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135