Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Что значит относиться к детям стратегически

E-mail Печать PDF

Что значит относиться к детям стратегически?

Очень трудно прибавить что-то новое к горам литературы о наших детях и отношении к ним, материалам многочисленных ток-шоу и километрам кинопленки, когда «воз и ныне там», а проблема стара как мир. И все-таки я попробую.

Во-первых, я осмелюсь утверждать, что в наше время дети являются одним из меньшинств (как и старики, и ВИЧ-инфицированные, и чужеземцы) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не верите? Обратитесь к данным демографии. Для того, чтобы самовоспроизводиться с приростом, среднестатистическая семья должна произвести на свет как минимум троих детей. Реальность убеждает нас в том, что далеко не каждая семья в силу разных причин обзаводится одним-единственным ребенком. Если это будет продолжаться, скоро небольшое количество молодых и трудоспособных россиян будут кормить и лечить армию пенсионеров, и более ничего.

Отношение к столь востребованным рожденным, мягко говоря, обычно не грешит излишней гуманностью. И начинается это уже в родильном доме, если не до зачатия. Статистика отказов родильниц от младенцев просто вопиюща. Риск отказа увеличивается при наличии у ребенка пороков развития, тяжелых заболеваний. В качестве причин отказа называются самые разные. Однако трудно считать их достоверными. Дело в том, что единолично принятое решение неизбежно грешит однобокостью. Именно для этого и нужны подготовленные профессионалы, и не прислушиваться к их советам и рекомендациям попросту опрометчиво.

Поэтому, во-вторых, усвойте одно незыблемое правило: если вы решили по каким-либо причинам не заводить детей или, того хуже, отказаться от ребенка – никогда не руководствуйтесь только собственным мнением, сколь бы логичным оно ни казалось. Соберите как можно больше информации у тех, кого можно считать экспертами, и только потом принимайте решение. Ведь ваше дитя – это не собственность, а часть гораздо большей системы, имя которой – человечество. И мыслить по отношению к нему надо с глобальных позиций, а не замочной скважины собственного мировоззрения. А отдельно взятая система никогда не сможет описать себя адекватно…

Это говорит нам и о том, что сам процесс рождения и воспитания должны осуществлять люди с устойчивой психикой, гармоничным личностным складом и сформированными духовными ориентирами. Давайте посмотрим на самих себя непредвзято. Сходим к психологу или психотерапевту – сколько мы делаем всего «не приходя в сознание?». Отсюда важный вывод – мы сможем нормально относиться к собственным потомкам  только в том случае, если сами исповедуем правила психической культуры и экологии, занимаемся самопознанием и личностным ростом. Как говорится, если в зеркало смотрит обезьяна – оттуда не выглянет апостол, и это – пункт третий.

Четвертая важная аксиома – любое меньшинство постепенно формирует свою маленькую культуру с отличающимися от мнения большинства взглядами, ценностями, поведением и проведением досуга. Так что «безумные» прически, «дурацкий» пирсинг и «бесполезная» тусовка имеют гораздо больше общего с вышедшими из моды шляпками, орденскими планками и сидением на лавочках наших собственных родителей, чем это кажется на первый взгляд. Бороться с этим бесполезно – так же можно попытаться бороться с погодой. Как бы мы, взрослые люди, оценили попытку кого-либо из наших современников или, того хлеще, органов милиции разогнать кучку «вышедших из ума старых бездельников»?  А в отношении собственных чад – уж тут мы не без греха...

Пункт пятый – любое меньшинство стремится провести максимум времени в кругу себе подобных (реакция группирования), из этого же круга выбираются лидеры и образцы для подражания. Бессмысленно навязывать при отсутствии обоюдного желания досуг по своему образцу и приводить примеры благовоспитанности из собственного прошлого, ибо у каждого времени – свои критерии «нормы». Слава Богу, времена, когда все мальчики хотели быть космонавтами, а девочки учительницами – прошли. Представьте, как бы мы жили, если бы навязанные извне «мечты» тогдашних детей претворились бы в жизнь хотя бы наполовину? Меня как психиатра просто передергивает от представления тысяч висящих над головой космических ракет...

Подводя итог, скажу – на самом деле речь идет лишь о терпимости и уважении по отношению к детям, какого бы возраста они не были. А теперь – о том, что безусловно плохо и требует безотлагательных мероприятий со стороны родителей и специалистов. Во-первых, это насилие и жестокость в любой форме. В масштабах человечества от бросания камня в соседского кота (что иногда мы поощряем или делаем сами «для забавы») до кровавых драк футбольных фанатов или скинхедов – один сантиметр, поверьте профессионалу.

Во-вторых, достойно всяческого сопротивления любое увлечение дурманящими веществами, в особенности – запрещенными законом, ибо они несут с собой только смерть и разрушение. Покупая коробок «травы» или «чек» героина, я покупаю тем самым несколько патронов террористу или бандиту. И эти патроны найдут своей целью ни в чем не повинных…

И еще – не зря говорится:  что посеешь, то и пожнешь. Это – экология отношений. Не перепичкивая наших детей собственным психологическим «мусором», тщательно лелеемыми комплексами и предрассудками, мы имеем больше шансов вырастить душевно здоровое, устойчивое к любой антикультуре (насилие, экстремизм, наркотики) потомство, которому будет не стыдно передать плоды собственной мудрости. Но сделаем это по обоюдному желанию, когда придет время. Не зря одно из высказываний мудрых гласит: «Зрелость – это когда твои решения и взгляды совпадают с решениями и взглядами собственных родителей». Давайте же будем стремиться к этому, и к этому только.

Автор - Сергей Зиновьев
Источник

Обновлено 04.11.2014 11:08

Что значит, психиатрическая цепь для детей?

E-mail Печать PDF

В последних числах января одесскими  волонтерами Гражданской комиссии по правам человека на улицах Одессы было роздано 600 листовок, которые сообщали жителям города о нависшей проблеме, связанной с психотропными препаратами.

В наше время дети могут стать «подопытными кроликами» для психиатров, получая психиатрическое тестирование прямо в школе или в других учебных заведениях, в особенности социального типа.

В Одессе и регионе неоднократно обнородывались данные о том, что детей из некоторых детских домов и интернатов за „плохое” поведение, выражавшееся в попытке защитить себя от грубого обращениея со стороны некоторых сотрудников этих учреждений, отправляли в психиатрические больницы, где их пичкали различными психотроными препаратами, с целью „усмирить”.

„Меня три года держали в психушке, в Александровке, и кололи усыпитильными, чтобы я все время спала. Когда я просыпалась, я не могла долгое время прийти в себя и понять, что происходит. Это „лечение” загубило всю мою жизнь. Направили меня в эту психушку сотрудники Белглрод-Днестровского интерната, в котором я раньше состояла”- заявила молодая девушка, годами находившаяся на психиатрическом „лечении”. И это далеко не единственный случай как в Одессе, так и по всей Украине.

Психиатры называют простые эмоциональные проблемы человека официальными заболеваниями и, к сожалению, дети, даже из социально защищенных семей, не исключение. Например, диагноз «СДВГ» ставят детям, которые являются либо очень активными, либо пассивными. Также есть диагноз «Расстройство обучения», «Расстройство поведения», «Расстройство математики», «Расстройство речи» и так далее. Что эти диагнозы улучшат и как пройдет лечение этих детей, если они будут поставлены на учет в психиатрической больнице с подобным диагнозом?

На сегодняшний день 17 миллионов детей по всему миру постоянно принимают психотропные препараты, выписываемые им психиатрами. По данным международных органов по контролю за лекарствами, эти препараты заставляют людей совершать самоубийства, насилие, проявлять враждебность, вызывают мании и наркотическую зависимость, припадки и внезапную смерть. Каким будет наше будущее?

За дополнительной информацией обращайтесь:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , www.cchr.ru.

Гражданская комиссия по правам человека была основана в 1969 году доктором Томасом Сасом и Церковью Саентологии.

Что мы даем нашим детям?

E-mail Печать PDF

В последнее  время мне пришлось общаться с  несколькими молодыми мамами, интересующимися  каббалой. И каково было мое удивление, когда все они в один голос  говорили, что их малыши с самого первого момента проявляли себя как самостоятельные личности.

"Я как будто  такой контейнер и такая нянька - в меня посадили ребенка, я  его выносила, как молокозавод  воспроизвожу ему его детское питание , купаю, гуляю, но он совершенно отдельное от меня существо. С характером, со своим путем. Он только принимает от меня то, что я обязана ему дать. Представляешь?" - рассказывали мне они.

И я с удивлением вспомнила другую подругу, которая  ничего не знала о каббале, но которая с таким же восторгом открытия говорила: "Мой ребеночек - это моя часть. Он весь мой, я знаю его мысли, что ему нужно, чувствую его на расстоянии. Он будет у меня самым красивым и умным".

Конечно для  каждой женщины ее ребенок - самый-самый. Тут ничего не поделаешь - природа заложила в нас материнские инстинкты, которые заставляют слепо любить свое дитятко. Но мне показалось, что все-таки есть разница в восприятии. Женщина, уже хоть чуточку знающая о том, как устроен Высший мир, как развивается человек, и сама находящаяся в поиске, воспринимает своего ребенка не как собственность, а как личность.

Не хочу умалять  традиционных ценностей материнства, но, наблюдая за отношениями мам-собственниц  к подрастающим детям, я всегда задумывалась над тем, что мы, родители, в сущности сами коверкаем жизнь своих детей. Вот допустим, родители произвели на свет ребенка и начинают лепить его под себя. Например, мама в детстве всегда завидовала подружке, таскающей нотную папку. И вот уже ее чадо, благодаря детским воспоминаниям матушки, тащится на ненавистное сольфеджио, в то время как больше всего ему хочется вышивать крестиком.

Суть замечания  в том, что мы подсознательно лепим  из детей себя, а точнее требуем  от них реализации наших неудавшихся  амбиций. На самом деле нам только кажется, что мы знаем, чего хотят наши дети. Нам только кажется, что мы знаем, что для них лучше. Мы знаем, что лучше, исходя из желаний нашего личного эгоизма. Это лучше - для нас самих, но не для детей.

И не мудрено, что  дети не хотят следовать нашим желаниям. Если раньше ребенок долгие годы был связан с родителями, то бабушки и дедушки, умудренные опытом, были лучшими советчиками. Семейный совет собирался не только по вопросам "на ком жениться, какой дом купить, в какой ВУЗ пойти", но и для того, чтобы решить, можно ли сыну-подростку носить брюки-дудочки.

Можете себе такое представить сегодня? В  лучшем случае, ребенок выслушает  ваше мнение и сделает по-своему. В худшем - нарветесь на грубость и потеряете доверие великовозрастного чада, зато обретете обвинение: "Ты мне всю жизнь испортила". Мы же торопимся навесить ярлык - дети индиго.

"Воспитывай  отрока согласно пути его", - говорят каббалисты. Но как узнать, каков путь твоего ребенка?  Вот он сидит перед тобой - маленький перед кучей разломанных машинок, или уже большой, угловатый со своим вечным: "Ну, ма-ам, ну ладно, я сам знаю".

Дело тут не в ребенке - ведь внутрь его не влезешь, и даже если кажется что он "твой", на самом деле - ничего подобного. Он - "свой собственный". И ты только воспроизвела на свет его белковую оболочку, дав часть своих генов, свою культурную среду и свою любовь (если смогла дать ему именно любовь, а не свое эгоистическое душное желание).

Если изначально стараться относиться к ребенку как к самостоятельной личности, а не как к собственности; как к части себя и одновременно к себе, как части его (хотя для матери, почти физически связанной с ребенком, это сложно), то возможно будет легче нащупать именно его путь, в котором он будет ищущим. Он будет главным действующим лицом своей жизни, а ты - лишь помощником.

Ведь по большому счету, что мы можем дать ребенку? Деньги, недвижимость, полезные знакомства - все это, как показывает жизнь, ценно  только для того, кто сам это заработал. Воспитание и образование - пожалуй, самое важное, но только в том случае, если оно действительно поможет.

Вот если бы мы могли  дать ребенку не набор знаний, отягощенный  дипломом, а такое мировоззрение, такой взгляд на жизнь, который помог  бы выбрать правильное окружение, которое оказывало на ребенка правильное влияние и привело бы его к правильным поступкам и решениям.

В этом собственно и особенность "каббалистического  воспитания" - родители обязаны дать своему ребенку правильный взгляд на жизнь. А что значит "правильный"? Рассказать о том, как устроен мир и в чем смысл жизни каждого человека. Это самое главное, что мы можем дать нашим детям, и тогда все остальное в жизни тоже сложится - и семья, и работа. Молодой человек уже не будет метаться, стараясь найти, что же главное, чему посвятить свои силы и время. Ведь стольких ошибок можно избежать, если ты умеешь отделять главное от второстепенного.

Но для того чтобы что-то дать, нужно самому это  иметь. Не зря говорят, что самый  главный воспитатель для родителя - это ребенок. Так начнем с себя?

Детское питание - сделано человеком

Обновлено 04.11.2014 11:05

Что надо знать касательно кормления ребенка грудью

E-mail Печать PDF

Что надо знать касательно кормления ребенка грудью?

Вы в растерянности оттого, что толком не знаете, как долго и как часто следует кормить малыша грудью? Думаете о том, стоит ли кормить ребенка по расписанию либо дожидаться, пока ребенок начнет плакать, подавая тем самым сигнал о том, что он голоден, стоит ли будить ребенка?

Действительно, вопросов много, когда речь идет о первом ребенке в семье. В данной статье приводятся ответы на наиболее часто задаваемые вопросы касательно кормления малыша.

Как часто следует кормить ребенка?

В основном, детей в возрасте до 6 месяцев следует кормить от 8 до 12 раз в сутки. Как правило, время кормления выбирается индивидуально, т.е. не стоит придерживаться какого-то четкого временного графика. Продолжительность кормления также индивидуальна. В среднем, она длится от 10 до 40 минут.

Стоит ли будить ребенка для того, чтобы покормить в очередной раз?

В первые несколько недель после рождения ребенка рекомендуется будить ребенка каждые 2-3 часа для того, чтобы покормить его.

Что делать, если ребенок сам просыпается до того, как наступает время для очередного кормления?

Не стоит ждать, пока пройдет 2-3 часа после последнего кормления, если ребенок сам просыпается, плачет, начинает сосать пальчик. Если ребенок проголодался, а еще не прошло и 2 часов, все равно рекомендуется покормить его. Помните о том, что строгого временного графика для кормления малыша не должно существовать.

Как долго должно продолжаться кормление?

Всегда давайте возможность вашему малышу самому подать вам сигнал о том, что он уже сыт (когда ребенок перестает сосать грудь в течение нескольких минут, когда он сам отодвигается от груди). Нет строго определенного лимита времени, в течение которого ребенок должен кушать, главное, чтобы это было не менее 10 минут и не более 45 минут.

Когда можно уже перестать будить ребенка для кормления?

Спустя определенный период времени (до 6 месяцев) после рождения ребенка, после оценки развития ребенка педиатром, после того, как вы уже изучили своего малыша, вы можете начинать кормить его только тогда, когда он сам просыпается и подает сигналы о том, что голоден. Теперь уже не обязательно будить ребенка каждые 2-3 часа в сутки.

Как понять, что малыш голоден?

Когда ребенок голоден, он обычно начинает сосать пальчик, широко открывать ротик, плакать. Плач – это, можно сказать, последняя стадия проявления голода, и лучше все же не ждать, пока малыш заплачет, поскольку тогда его сначала придется успокоить и лишь затем приступить к кормлению.

Как можно определить, что ребенок получает достаточное количество молока?

Именно по развитию ребенка можно судить о том, достаточно ли он кушает. С помощью детского врача вы легко будете определять, как растет ваш малыш, как он развивается. Еще одним показателем могут служить пеленки и памперсы. Помните о том, что для малыша в возрасте от 5 дней до 6-8 недель нормально, если пеленки и памперсы оказываются мокрыми минимум 5-6 раз в сутки.

Автор - Юрий Дерябин
Источник

Обновлено 04.11.2014 11:08

Что надо знать при подготовке ребенка к школе

E-mail Печать PDF

Прежде всего о функциональной готовности к школе, которую определяют за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время помочь ребенку укрепить его здоровье. Степень готовности детей к школе выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций.

Если у вашего ребенка имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет (4 раза в году и более), отдавать его в школу (или прогимназию) с 6 лет не рекомендуется. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые назначат комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий.

В медицине существуют понятия «паспортный и биологический возраст». Что же такое паспортный возраст – число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.
Биологический и паспортный возраст могут не совпадать: биологический иногда ниже или выше паспортного.

Существенным препятствием для обучения в школе является сниженный уровень биологической зрелости. В этом случае по паспортному возрасту шестилетний ребенок на самом деле является пятилетним или даже четырехлетним по зрелости органов и систем организма, в том числе и мозга. Естественно, что он не готов к обучению в школе, не может полноценно усвоить программу, очень устает на уроках, поэтому часто болеет.

Причиной отставания ребенка в биологическом развитии могут стать частые и длительные, тяжело протекающие заболевания, особенно в раннем возрасте, систематические грубые нарушения режима сна и питания и др. в биологическом развитии чаще всего отстают недоношенные, а также дети, перенесшие родовую травму. Как правило, такие дети ниже ростом своих сверстников, так как за последний год перед школой они вырастают меньше чем на 4 см; у них отсутствуют постоянные зубы (они сменяются уже в 5 – 6 лет).

Школьно – необходимые функции

Большое значение при подготовке к школе следует уделить развитию школьно-необходимых функций – речь, моторика (развитие кисти и пальцев руки для письма). Дети, отстающие в развитии этих функций, нуждаются в специальных занятиях.

Особое внимание вы должны обращать на подготовку рук ребенка у письму к школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?…

У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д.
Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?

Иногда это происходит от того, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимы время и строгий контроль взрослого. Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита «ручная умелость». Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол, и т.д. в основном это неуравновешенные, возбудимые, подвижные дети.

Очень мешает им излишняя порывистость, непластичность движений. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения.
Однако нередки случаи, когда родители просто не создают условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений, то есть пускает это на самотек.
От взрослых зависит многое. Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Можно ли самим проверить готовность своего ребенка? Конечно же, да. Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно судить об уровне развития. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, детальность рисунка) можно судить одновременно о развитии мышления, внимания и памяти, а по тому, как он справляется с воспроизведением образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о развитии готовности руки к обучению письму.
Попросите ребенка:"Нарисуй какого-нибудь дядю так, как умеешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его.

На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал дядю.

После того, как он выполнил первое задание, дайте ему второе. Заранее напишите рукописную фразу «Он ел суп» или «Ей дан чай» и покажите ее малышу. Задание второе формируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать».

 

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая) баллов.

Задание 1 (рисунок человека)

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули

 

Задание 2 (срисовывание написанного текста)

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.

 

Задание 3. Циркулем нарисовать на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка – отступление от линии по диаметру и длине окружности – тем большим числом баллов она оценивается.

1 балл – точное воспроизведение образца.
2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности.
3 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более ? длины окружности.
4 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более ? окружности
5 баллов – ошибки по направлению диаметра более 2 мм и более ? окружности.

Достаточно выполнить хотя бы одно из двух условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если ошибка составила 3 мм на ? длины окружности, он получает 5 баллов.

Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, то есть легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.

Хочется предупредить родителей – чтобы подготовить малыша к школе, обучите его перечисленным выше тестам. Но этого мало, нужно комплексное развитие!

Обновлено 04.11.2014 11:06

Страница 113 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135