Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как правильно дать ребенку половое воспитание

E-mail Печать PDF

Как правильно дать ребенку половое воспитание?

Мы с вами живём во время, когда привычные стереотипы рушатся, и эти процессы вызывают качественные изменения в составе и структуре российского общества, особенно за последнее двадцатилетие.

На первый план выходит необходимость правильного воспитания подрастающего поколения, включая такой важный элемент, как половое воспитание.

Огромный поток информации, который обрушивается на детей с экранов телевизоров и компьютеров, заставляет семью, где воспитывается ребёнок, «играть на опережение», стараясь не просто ограждать сына или дочь от негативного влияния, но и прививать им навыки правильного поведения в той или иной проблемной ситуации.

Помочь в этом родителям могут многочисленные книжки и энциклопедии, которые изданы по этой теме за последние годы. При выборе такого рода литературы стоит остановиться на иллюстрированных книжках, в которых в доступной форме ребёнку показывают, каким образом происходит деторождение. Не стоит опасаться, что ребенок станет проявлять излишний интерес к сексуальному аспекту вопроса, у маленьких детей нет сексуальных ассоциаций.

Дети, несмотря на свой юный возраст, – хорошие психологи, они интуитивно чувствуют, что вызывает ту или иную реакцию родителей, и перенимают её. Если спокойно говорить о сложных, казалось бы, вещах, то ваше чадо не будет чувствовать дискомфорта, и получение знаний окажется весёлой игрой. Помните, что половое воспитание должно проходить ненавязчиво с первых лет жизни ребенка. Часто можно встретить семьи, в которых подростку лишь в 14-16 лет пытаются рассказать о сексе, но в этом возрасте в его багаже знаний практически уже нет пробелов.

Практически у всех поведенческих комплексов взрослого человека – корни из детства. Ребёнок, как губка, впитывает в себя информацию об окружающей действительности. У маленького человека вначале нет понятий о добре и зле, их формируют, прежде всего, родители и окружающая среда. Любопытство ребёнка является движущей силой его развития.

Многие родители допускают ошибку, стараясь просто физически оградить детей от негатива, который присутствует в обществе, считая это наилучшим способом воспитания. Но, как известно, «запретный плод сладок», и каждое ваше «Нет!» может стать причиной нездорового интереса. К примеру, известная певица Мадонна, в юные годы активно снимавшаяся в эротических фотосессиях и фильмах, после рождения дочери пересмотрела свои взгляды на жизнь и стала добропорядочной гражданкой. Известно, что теперь в воспитании своей дочери певица очень консервативна. Пытаясь оградить ребёнка от ошибок собственной молодости, Мадонна недопустимо «перегибает палку». Ведь проблема не решается путём выключения телевизора.

Какова же роль эротики в деле полового воспитания? Главное – выработать привычку спокойного, чисто созерцательного отношения к обнаженному телу – как к своему, так и других людей (в первую очередь – сверстников, в том числе противоположного пола). Положительный эффект даёт разглядывание картин великих художников, статуй скульпторов и других произведений искусства. Надо приучать ребёнка к посещениям музеев, картинных галерей. Даже просмотр в домашних условиях альбомов с картинами и скульптурами (вместе с родителями) даёт меньший воспитательный эффект, чем совместный поход в общественное место. Ребёнок видит, что множество людей спокойно созерцают обнажённые натуры и не видят в этом абсолютно ничего зазорного.

Законодательством бывшей ГДР предусматривалась возможность нахождения детей до 10 летнего возраста в плавательных бассейнах без купального костюма. На обычных (не нудистских!) пляжах всегда находится место для голых дошколят. Дома можно купать разнополых детей в одной ванне, тактично объясняя им особенности анатомического строения человека. Для того, чтобы ребёнок не испытывал неловкости при виде обнаженных родителей, изредка практикуются семейные банные дни. При этом подчеркивается, что нормы поведения в семье – это одно, а вне неё – другое.

Ваша семья является шаблоном, по которому ребёнок будет строить свою дальнейшую жизнь. Любовь родителей друг к другу и к нему самому рождают уверенность в своих силах, рыцарское отношение мальчиков к девочкам, исключают в будущем случаи немотивированной жестокости и сексуальных отклонений.

Если первоисточником не станете вы, ребёнок всегда найдёт возможность самостоятельно восполнить пробелы в информации.

Автор - Георгий Мелкумов
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:24

Как правильно запретить ребенку

E-mail Печать PDF

Как правильно запретить ребенку?

Жизнь в обществе предполагает наличие комплекса рамок и ограничений. Хочешь – не хочешь, а выполнять их приходится. Ограничения разные по степени обязательности, и если за то, что кто-то не уступил место в транспорте старушке, его могут пожурить, то за грабеж придется на какое-то время расстаться со свободой.

Последователи идеи полной свободы ребенка – мол, еще успеет почувствовать ограничения – на самом деле оказывают своему чаду медвежью услугу. С одной стороны, отсутствие умение сдерживать себя обязательно негативно скажется в будущем на образе жизни человека и его взаимоотношениях с окружающими. С другой – психологи полагают, что детям не просто необходимы рамки поведения. Система запретов облегчает детскую жизнь, делает ее привычной, понятной, комфортной и безопасной. Дети ждут от мам и пап привычных указаний, и готовы их выполнять.

Почему же тогда так трудно порой добиться, чтобы родительские запреты выполнялись? Все очень просто. Запрет запрету рознь, и если формулировать родительские «табу» правильно, то и вероятность их соблюдения будет высокой.

Запрет должен быть ясен и понятен. Нельзя «потому что нельзя», или «потому что потому» – не аргумент. Дети познают жизнь, и подобные запреты только возбуждают их любопытство. Объясняйте суть запрета и его причины словами ясными и понятными, «без высоких материй», говорите языком ребенка.

Запрет должен быть конкретным и однозначным. Взрослым вполне понятно, что если просят не стучать ложкой о стол, значит, просят не шуметь. Но ребенок воспринимает запрет совсем по-иному, без обобщений, до которых просто не в состоянии додуматься. Нельзя ложкой? Ну, тогда я вилку возьму… Раздраженная мамаша закипает и бросается на ребенка с руганью. А всего-то и надо было, что терпеливо, точно и доходчиво объяснить, в чем проблема.

Соблюдайте собственные запреты. Самый яркий пример – беседа о вреде курения курящего отца и подрастающего сына. Можно привести самые правильные аргументы и обоснования, но подросток все равно закурит. Это вопрос времени, как утверждает статистика.

Следите за тоном разговора. Отец – не пахан в воровской компании, во взаимоотношениях с детьми грубость и угрозы неприемлемы. Ребенку бывает трудно выполнить запрет, направленный на что-то им желанное. Грубый тон не облегчит, а осложнит его задачу.

Не запрещайте то, без чего ребенку не обойтись. Смягчите запрет оговорками. Например – лужи. Сколько ни ругай, а дети все равно к ним тянутся, ведь это так интересно – по ним ходить. Объясните, что исследовать лужи можно, но только в высоких резиновых сапогах.

Для подростков куда важнее родительских запретов может оказаться мнение компании. Быть белой вороной и объектом насмешек только потому, что выполняешь родительские требования, никто из тинейджеров не согласится.

Обыгрывайте запреты в играх. Игра – форма познания мира. Не стесняйтесь «вспомнить детство» и поиграть с ребенком, ему будет интересно в мамой или папой. Попутно разыграйте запретные ситуации, к примеру, покажите, что может произойти с мишкой, высунувшимся в открытое окно.

Рамки поведения необходимы. Но они не цель, а только средство. Поэтому последнее правило – запрещайте только то, что никак не можете разрешить.

Успехов.

Автор - Алексей Норкин
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:25

Как правильно носить ребенка

E-mail Печать PDF

Как правильно носить ребенка?

 

Сегодня большинство родителей осознали преимущества ношения своих детей, совмещая это с повседневными делами. В то же время мы должны быть осторожны, дабы не навредить здоровью детского позвоночника, используя неправильные держатели.

Спондилолистез - это состояние, которое может стать результатом чрезмерного напряжения нижней части спины ребенка, помещенного в некоторые виды продаваемых сегодня держателей. Это является относительно малораспространенным недугом, однако, в тяжелых случаях чрезвычайно болезненным. Данная статья объясняет, какие приспособления для ношения детей способствуют здоровому развитию позвоночника ребенка, а какие вызывают перенапряжение и, как результат, негативно влияют на его состояние.

Если посмотреть на здоровый позвоночник взрослого человека сбоку, то можно увидеть четыре дуги. Это изгибы шейного, грудного, поясничного и крестцового отделов. В начале своей жизни новорожденный имеет только две дуги: грудной изгиб и крестцовый. Эти две дуги называются первичными дугами. Они имеют вершины со стороны спины. Шейный и поясничный изгибы развиваются позднее и называются вторичными. Дуга шейного отдела развивается тогда, когда ребенок начинает держать голову, и укрепляются мышцы шеи. Поясничная дуга появляется когда ребенок начинает ползать. Вторичные изгибы имеют вершины спереди. Эти четыре дуги - две первичные и две вторичные - чрезвычайно важны, как для взрослого, так и для ребенка, поскольку они определяют то, как тело справляется с нагрузкой. Если эти дуги отсутствуют, центр равновесия смещается, создавая чрезмерную нагрузку на позвоночный столб.

Позвоночник ребенка находится в опасной позиции во многих популярных на сегодняшний день держателях. Вертикальное положение ребенка с болтающимися ногами, где вес тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника (на промежность), создает чрезмерное напряжение, что может негативно повлиять на развитие позвоночника и вызвать, в частности, его искривление, а в некоторых случаях привести к спондилолистезу. Спондилолистез определяется как смещение верхнего позвонка с нижестоящего. Острота заболевания определяется согласно шкале Мейердинга, где первый уровень соответствует наименьшей степени смещения, а пятый - полному смещению позвонка с нижестоящего. При возникновении напряжения это состояние может привести к перелому задней части позвонка, которая берет на себя основную нагрузку при наклоне позвоночника назад. В настоящий момент в 90% случаев наблюдается смещение пятого поясничного позвонка и в 9% случаев - четвертого.

Спондилолистез обычно рассматривается как врожденная аномалия позвоночника, однако, это предположение не подтверждается результатами исследования эмбрионов. К факторам, которые повышают вероятность спондилолистеза, относятся, в частности: хрупкость задней части позвонка, неспособность мышц и связок вынести нагрузку, а также виды физической активности, где оказывается сильное давление на заднюю часть позвоночника. О спондилолистезе еще мало известно. Необходимы дальнейшие исследования, специально адресованные распределению веса ребенка в некоторых моделях держателей. В то же время мы можем принять превентивные меры, выбрав альтернативные виды приспособлений, удобных и нам, и нашим детям.

Исследования показали, что идеальным держателем является перевязь (бэби-слинг). Существуют различные вариации слингов, однако, в любом случае необходимо обратить внимание на следующее:

1. До тех пор пока ребенок не в состоянии сам держать голову, держатель должен поддерживать его шею. Слинг обхватывает и держит ребенка так же, как ваши руки, что отличает его от вертикальных держателей, использование которых может привести к травме.

2. Держатель не должен нагружать позвоночник слишком рано. Маленький ребенок должен находиться в горизонтальном или приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба.

3. Когда ребенок предпочтет вертикальное положение для лучшего обзора (обычно в возрасте 4 -5 месяцев) держатель должен позволить ему сидеть, скрестив ноги по-турецки, что распределяет вес его тела также на ноги и бедра в отличие от положения, при котором ноги свисают вниз, и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку.

Рассматривая вопрос о приобретении приспособления для ношения ребенка, просто спросите себя сами, будет ли вам удобно в нем, если вы будете на месте вашего чада. Будет вам удобнее в подобии гамака (перевязи) или в доспехах парашютиста со свисающими вниз ногами. Все предпочтут лежать в гамаке. Другими преимуществом держателей типа слинга являются: удобство грудного кормления, возможность носить ребенка лицом к себе и от себя, располагать слинг на спине, на груди и на боку.

Вы можете задать вопрос: "А как же те держатели, в которых ребенок находится за спиной у взрослого (имеются ввиду все виды рюкзачков-кенгуру с вертикальным положением ребенка)? Они плохие? Начиная с какого возраста или с какого этапа развития является безопасным ношение детей в них. На что следует обратить внимание при покупке таких держателей?" Мой ответ - подождите до тех пор, пока ребенок сам не сможет уверенно сидеть, и только после этого сажайте его в вертикальный держатель. Сидение в нем должно поддерживать весь низ ребенка, а не только область промежности. Желательно также, чтобы он имел упор для ног.

Выбор держателя для ребенка - относительно малая задача по сравнению с другими родительскими заботами, однако, это решение может иметь последствия на всю жизнь. Выбирая держатель типа слинга для своего ребенка, вы можете предотвратить боли в спине в будущем, а также другие проблемы, связанные с позвоночником.

 

Доктор Рошель Кейсес. Перевод с английского: Тамара Тарасова.

Автор - Дмитрий Сербин
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:25

Как правильно обустроить детскую комнату

E-mail Печать PDF

Как правильно обустроить детскую комнату?

Когда ребенок еще дошкольного возраста и в его распоряжении отдельная комната, родители, в особенности мамочки, стараются сделать детскую комнату самым ярким и красочным уголком в квартире. Разнообразные аксессуары, яркие обои и занавески, многообразие мягких игрушек разного размера и расцветок иногда могут создать в детской некий интерьерный хаос.

Но учитывая, что дети действительно растут быстро, эта безвкусица не успеет надоесть ни обитателю эксклюзивного уголка, ни взрослым. А когда ребенок уже вырос до школьного возраста, вот тут родителям нужно серьезней отнестись к обстановке в его комнате.

Важный аспект при обустройстве детской комнаты – психологический. Постарайтесь прислушаться к советам специалистов и учесть психологические черты характера именно вашего ребенка.

Ребенок-егоза

Уже с первых дней в школе ваш ребенок доставляет хлопоты учителю? Он уже успел сломать крышку парты, на перемене уронил с подоконника несколько цветочных горшков, а во время уроков отвлекает всех остальных учеников и даже учителя? Значит, дома с таким непоседой вам скучать не приходится. Но если постараться создать таким попрыгунчикам комфортные условия, то весьма велика вероятность, что ваш хлопотный малыш станет лидером и победителем.

Во-первых, следует визуально отделить зону сна. Она должна быть выдержана в спокойных, неагрессивных тонах. При выборе обоев или краски для отделки стен, вы должны знать, что мягкий зеленый цвет подсознательно повышает самоконтроль, дисциплинирует и снимает раздражительность. Свежий и спокойный голубой цвет побуждает к размышлениям и приводит мысли в порядок. Выбирайте из этих двух цветов при обустройстве зоны сна для вашего непоседы.

Напольное покрытие рекомендуется выполнить из натуральных, экологически чистых материалов, например, пробка или ротанг, так как они обладают эффектом релаксации.

Но не стоит забывать о безопасном выходе накопившейся энергии «попрыгунчика». Следует обязательно определить зону, которая будет включать спортивные элементы. Гимнастическую лестницу оснастите турником, кольцами, канатом. Кстати, веревочную лестницу можно использовать, если спальное место находится на втором этаже двухэтажной кровати.

Ребенок-одиночка

Уже с раннего возраста ваш малыш знает, чем себя занять, может долгое время спокойно собирать конструктор или рисовать, сидя за столом. Его никогда не тяготило отсутствие рядом родителей и одинокое нахождение в комнате? Значит, ваш ребенок – «одиночка».

Такие дети всегда уравновешенны, раньше других познают мир вокруг себя из-за своего вдумчивого отношения к окружающему и часто опережают в развитии своих сверстников. Взрослые «одиночки» зачастую становятся талантливыми учеными и исследователями, ответственными и надежными работниками, какую бы сферу деятельности ни выбрали.

При создании комфортных условий для такого ребенка тоже существуют определенные правила. Самое важное – четко разделить его комнату на две зоны, различные по своей функциональности: личная зона ребенка и место «для чужаков». Модной тенденцией сейчас является подиумное визуальное деление комнаты. Это то, что нужно в данном случае. Рациональное решение – установка подиума высотой 40-50 см со встроенными выдвижными ящиками, которые можно приспособить под игрушки.

Нижняя зона – «зона игр». Для мальчишки здесь можно обустроить мини-спортзал. А для девочки сделайте акцент на уютность и женственность. Поставьте маленький столик и компактные кресла. Девочка с большим удовольствием будет встречать здесь своих подружек, чувствуя себя полноправной хозяйкой уютного салона. Важно не загромождать эту часть комнаты мебелью. Напольное покрытие должно быть утепленным. Поищите покрытие с интересным рисунком, например, футбольное поле, деревья с домами, цветущий сад или город с дорогами.

Завершая обустройство детской комнаты, подтвердите личное пространство ребенка дополнительными элементами: кровать можно оснастить балдахином, а на входную дверь повесить табличку, например, «Посторонним В», как у Пятачка.

Медлительный и рассеянный ребенок

Таким детям нередко приходится нелегко. Им часто достается от сверстников, постоянно «дергают» учителя. Но вы, как родитель, знаете, насколько богат внутренний мир вашего малыша, как хорошо развито его воображение и насколько силен его творческий потенциал. Взрослея, они становятся креативными, имея обостренное чувство внутренней свободы.

Проектируя интерьер детской комнаты для медлительного и рассеянного ребенка, особое внимание уделите расположению рабочей зоны. Чтобы ребенок не отвлекался, необходимо отделить письменный стол от игровой зоны. Здесь, опять же, весьма кстати подиумный метод деления комнаты. Обустройте рабочее место на достаточно высоком подиуме с лесенкой. Это усилит ощущение обособленности и сосредоточенности. В ступеньках лестницы тоже можно встроить ящики для игрушек.

А чтобы интерьер настраивал ребенка на рабочий лад, не пренебрегайте разнообразными «наглядными пособиями». Над столом можно повесить карту мира или родного города, рядом – крупные настенные часы. Обязательно расписание уроков, но не очень яркое и желательно не с «мультяшными» героями. Не лишними будут всякие таблицы, к примеру, мер и весов, умножения и алфавита. Еще можно оснастить рабочую зону магнитной доской-напоминалкой, с помощью магнитов на нее можно будет цеплять разную информацию, чтобы помочь ребенку бороться с несобранностью.

Ваш ребенок будет расти и развиваться в комфортных условиях, в стенах, которые для него станут «родными». А в итоге – он не раз порадует вас своими успехами и достижениями.

Автор - Наталия Бирич
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:25

Как правильно общаться с детьми

E-mail Печать PDF

Как правильно общаться с детьми?

 

Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям стать взрослее. Но вопросы у нас какие-то неинтересные по сравнению с детскими. Куда пошёл, да с кем пошёл, да как дела в школе, да почему пришёл не вовремя, да когда же ты в своей комнате порядок наведёшь? Не напоминают ли вам эти допросы, простите, вопросы встречу не с любящими родителями, а следователем? И вообще, можно ли назвать это общением?

Дети, как всем нам, взрослым, хорошо известно на собственной шкуре, почему-то любят капризничать и выпрашивать себе то, о чём забудут через секунду. Они не задумываются над тем, что у нас мало денег на их прихоти, что мы не волшебники и не всегда можем по первому их требованию напоить, накормить, спать уложить, доставить до места назначения за долю секунды. Нас это раздражает, мы выходим из себя.

Когда ребёнок вас не слушается, можно действовать по-разному. Для нас легче импульсивно наорать на маленького человека, задавить его своим шумом, наказать, чтобы не только не слушаться нас, но и жить после этого не очень-то хотелось. В результате плохо не только ребёнку. Мы, если в нас осталась ещё хоть доля человеческого, будем тоже сильно переживать и ругать себя.

Представим себе такую ситуацию. Вы идёте с ребёнком в магазин, и он начинает выпрашивать у вас игрушки (все подряд) или с тарзановым воплем носиться по магазину (вырвался на свободу). Говорят, что некоторые дети даже валятся на пол, истошно орут и бьются головой об пол, когда им очень что-нибудь надо. Сразу реагировать на такое поведение не нужно, лучше сначала досчитать до 10, а уже потом действовать. Эмоции в сторону.

Делаем раз. Вовлекаем ребёнка в общественно полезный труд на благо семьи. В магазине есть, чем заняться любому малышу. Можно до выхода в магазин составить список покупок, которые делает ребёнок. Не умеет читать - рисуем. Бегать уже не будет, выпрашивать тоже. Ведь есть цель.

Делаем два. Если всё-таки расшумелся, то выражаем своё неодобрение поступка, а не личности. "Мне не нравится, как ты себя ведёшь! Покупателям мешает, когда дети носятся по магазину и кричат".

Делаем три. Заявляем о своих ожиданиях. "Мне бы хотелось, чтобы ты помог мне. Тогда мы успели бы ещё погулять, поиграть, порисовать, почитать и т.д."

Делаем четыре. Если не успокаивается, предоставляем выбор. "Либо ты ходишь спокойно, либо мы уходим из магазина и ничего не покупаем".

Делаем пять. Если и это не помогает, осуществляем действие четвёртое. То есть, уходим домой.

Делаем шесть. Предоставляем возможность ребёнку самому испытать последствия своего плохого поведения. Например, в следующий раз не брать его с собой, напомнив о его поведении. Это можно сделать примерно так.
Ребёнок. Почему мне нельзя с тобой.
Родитель. Ты сам можешь сказать, почему.
Ребёнок. Потому что я бегал по магазину?
Родитель. Ты правильно догадался.
Ребёнок. Прости меня. Я больше так не буду.
Родитель. У тебя ещё будет возможность доказать это.

Так можно поступать в любой ситуации, при решении любой проблемы. Используя этот алгоритм, мы не только находим общий язык со своими (или чужими детьми), но и помогаем ребёнку взрослеть, мы по-настоящему воспитываем его действием. Не читаем нотаций, не приводим положительные примеры, от которых мало толку. Общайтесь больше с детьми и, главное, живите с ними дружно в любой ситуации!

 

Автор - Надежда Лимонникова
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:26

Страница 72 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135