Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

КОН

E-mail Печать PDF

КОН Игорь Семенович (р. 1928) — российский философ, социолог и психолог. Один из основателей советской социологии, специалист в области психологии личности, психологии развития, психологии пола и сексуальности. Д-р философских наук (1960), профессор (1963). Д. чл. РАО (1989), почетный профессор Корнельского ун-та (1989), д-р honoris causa ун-та Сэррей (1992). Чл. международной академии сексологических исследований (1979). Является чл. редколлегий ряда международных научных журналов.

Окончил исторический фак-т Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена (1947) и аспирантуру этого же института, защитив в 1950 г. две канд. дис.: по историческим наукам ("Джон Мильтон — идеолог революционной английской буржуазии XVII в.") и по философским наукам ("Этические воззрения Н.Г. Чернышевского"). По окончании аспирантуры преподавал новую историю и философию в ряде вузов страны (Вологда, 1950—1952; Ленинградский Химфарминститут, 1952—1956).

В 1956—1967 гг. К. — доцент, затем профессор философского фак-та ЛГУ. В 1967 г. переезжает в Москву и работает зав. сектором в Институте философии АН СССР (1967—1968), затем зав. отделом Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР (1968—1972). В 1972—1974 гг. К. — профессор Института общественных наук. С 1975 г. — гл. н. с. Института этнологии и антропологии РАН. Исследовательская деятельность К. отличается широтой тематики и междисциплинарностью. В 1950—1960-х гг. он занимался историей западной философии и методологии истории ("Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли", 1959). В 1960-х гг. стал одним из основателей советской социологии. Ему принадлежит ряд работ по истории социологии, отраженных в монографии: "Позитивизм в социологии" (1964) и коллективной монографии: "История буржуазной социологии XIX — начала XX вв.", где он отв. ред. (1979). Основал сектор истории социологии в ИКСИ и Исследовательский Комитет по истории социологии в Международной социологической ассоциации (1970), был первым его председателем.

>Важное значение для развития отечественной социологии имела книга "Социология личности" (1967), удостоенная первой премии Советской социологической ассоциации. Работа по теории личности была продолжена в серии книг и статей, посвященных категории Я и развитию самосознания ("Открытие "Я", 1978; "В поисках себя", 1984), в которых эти явления рассматриваются одновременно в культурно-историческом и психологическом аспектах. Такой же междисциплинарной является книга "Дружба.

Этико-психологический очерк" (3 изд., 1989). Параллельно К. занимался проблемами этики, был отв. ред. "Словаря по этике" (6 изд., 1989, соред.). Важное место в работах К. занимали проблемы социологии молодежи и психологии юношеского возраста; его учебное пособие под разными названиями выходило 4-мя массовыми изданиями ("Психология ранней юности", 1989). В Институте этнографии К. создал новое научное направление сравнительных междисциплинарных исследований детства и юношества — этнографию детства, реализованное в одноименной серии коллективных работ под редакцией К. (1983—1992) и авторской монографии "Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива" (1988). К. также много сделал для популяризации в России лучших зарубежных исследований (сб. пер. "

;Философия и методология истории", 1977, переводы книг М. Мид, Р. Коллигвуда, Ф. Зимбардо и др.). Начиная с 1966 г., К. систематически занимался историко-социологическим и психологическим изучением проблем пола и сексуальности. Им написана первая отечественная немедицинская книга по сексологии ("Введение в сексологию", 2 изд., 1989), несколько учебных пособий ("Вкус запретного плода", 2 изд., 1997; "Введение в сексологию.

Курс лекций", 1999), первый в мировой науке очерк истории русской сексуальной культуры ("Сексуальная культура в России: Клубничка на березке", 1997; изд. на англ. яз.:"Sexual Revolution in Russia", N.Y., 1995), первая в России междисциплинарная монография о гомосексуальности ("Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви", 1998), монография "Подростковая сексуальность на пороге XXI века", 2001 и т. д. С 1999 г. исследования К. сосредоточены на гендерных проблемах: мужчина в меняющемся мире, история репрезентации обнаженного мужского тела в мировой художественной культуре и особенности развития и социализации мальчиков. Работы К. широко известны за рубежом, многие из них переведены на иностранные языки, а некоторые только там и опубликованы. Его избранные психологические труды опубликованы в серии "Психологи отечества": "Социологическая психология", Москва — Воронеж, 1999.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

E-mail Печать PDF

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников К. з. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. К. з. часто наблюдается у детей с интеллектуализмом.

Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), К. з. может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

А.Л. Венгер

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

E-mail Печать PDF

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ - процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, который развернулся в середине 20 в. с началом научно-технической революции (см.) и ознаменовал собой наступление эры информатизации (см.). Компьютер из устройства, выполняющего одну функцию - вычисления или обработки данных, превратился в уникальное полифункциональное средство общения. К., по мнению ученых, поддерживающих и развивающих эту теорию - Д. Белл (см.), О. Тоффлер (см.) и др., - затрагивает все области жизни индивида и общества в целом. С их точки зрения, К. создает экологически чистое, гармоничное, гуманизированное общество знания, не имеющее границ для развития культурной и интеллектуальной деятельности человека. Вместо ценностей производства и потребления, техника новых поколений, или, по выражению О. Тоффлера, техника "третьей волны" выдвигает на первый план ценности человеческого самосовершенствования. Конкретные предвосхищения этого нового общества ученые видят в развитии безбумажных технологий (в сфере делопроизводства, банковских, почтовых услуг и др.), в децентрализации производства, в новых условиях для интеллектуального труда, образования, досуга (доступе к банкам данных, компьютерном чтении литературы, редактировании и тиражировании рукописей), здравоохранении (компьютерные диагностические центры).

Развитие процесса К. обусловлено обострившимся противоречием между возрастающим в геометрической прогрессии объемом информации (см.), которую современный человек вынужден воспринимать, обрабатывать и использовать на новом витке научно-технического прогресса (см.), и отсутствием необходимых средств (как внешних технических, так и внутренних мыслительных) для решения подобных задач.

Стремясь разрешить это противоречие человек изобрел электронно-вычислительную машину (ЭВМ), которая за 50 с небольшим лет "завоевала" весь мир. По меткому выражению известного специалиста в области менеджмента Ли Якокки, если бы автомобильная промышленность развивалась такими же темпами, как компьютерная, можно было бы сегодня купить роллс-ройс за два с половиной доллара и проехать миллион миль на одном галлоне бензина. Эти слова - подтверждение того, насколько стремительно разворачивается в мире процесс К. В 1975 на всей планете было только 300 тыс. компьютеров.

В настоящее время их еженедельно производится в 2 раза больше, или 2 машины в секунду. Огромный парк ЭВМ, среди которых все большее место занимают персональные компьютеры (ПК), создал предпосылки наступления новой эры Internet. Триллион байт информации, равный 60 млн. машинописных страниц, размещается в Internet ежемесячно. Дальнейшее развитие компьютерных технологий является одним из наиболее важных факторов общественной жизни в 21 в.; человечество находится на пороге создания связанного одной информационной сетью мирового сообщества.

Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк

КОМПЛЕКСЫ

E-mail Печать PDF

Комплексы (в мышлении) — 1) совокупность представлений, связанных между собой в психике какого-либо индивида. С точки зрения ассоцианистской психологии, вхождение в поле сознания определенного представления влечет за собой приближение связанных с ним К. к порогу сознания и вытеснение других представлений. Борьба К. за место в сознании, т. о., определяет динамику сознательных процессов. По мнению представителей Вюрцбургской школы (О. Зельц), К. актуализируются не по ассоциации, а в результате специфической реакции на структуру задачи. "Сознавание" задачи является схемой К., необходимых для ее решения. К. актуализируются в ответ на эту схематическую антиципацию. Ж. Пиаже считал, что основу К. образуют системы (группировки) умственных операций; 2) по Л.С. Выготскому, К. — функциональный эквивалент понятия, свойственный детскому и примитивному мышлению. Как и понятие, К. являются мысленным объединением объектов в класс. Однако основу этого объединения составляет не общий признак или группа признаков, как это свойственно понятию, а более примитивная связь. Различают: 1) ядерный К., в котором все объекты связаны с одним (ядром), но по разным основаниям; 2) цепной К., где каждый элемент имеет общий признак с соседним; 3) К-коллекцию, где объекты дополнительны друг другу; 4) диффузный К., где объекты связываются не идентичностью, а лишь приблизительным сходством свойств; 5) псевдопонятия. Выготский считал, что К. являются одним из генетических корней понятий, наряду с процессами абстракции. Наличие К. вместо понятий в детском и примитивном мышлении позволяет, по мнению Выготского, объяснить многие феномены — развитие значений слов в детской речи, явление партиципации, развитие языка и т. д. Для Пиаже, наоборот, особенности детских понятий и определений сами являются следствием отсутствия уравновешенных операций в мышлении.

Д.В. Ушаков

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

E-mail Печать PDF

— рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

Страница 278 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135