Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

КОНДРАТЬЕВ

E-mail Печать PDF

КОНДРАТЬЕВ Михаил Юрьевич (р. 1956) — российский психолог, специалист в области социальной, пенитенциарной, возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1996). Занимал должность отв. секретаря Экспертного совета ВАК РФ по направлению "Педагогика и психология" (1994—1995). Декан и профессор фак-та социальной психологии Московского городского психолого-педагогического ин-та (с 1998 г.). Награжден премией Президента РФ в области образования (1998). К. окончил исторический фак-т

Московского государственного педагогического ин-та (МГПИ) им. В.И. Ленина (1979). Профессиональную деятельность начал в НИИ ОиПП АПН СССР (1977—1998), работая в лаборатории психологии личности. В 1983 г. защитил канд. дис. "

;Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей", в которой был описан и экспериментально зафиксирован феномен "нисходящей слепоты", отражающий специфическую зависимость характера межличностного восприятия в группах от положения субъекта взаимодействия во внутригрупповой статусной иерархии. Продолжая исследования в этом направлении, был одним из авторов и соред. коллективной монографии "Личность и межличностные отношения в коллективе", Ульяновск, 1988. Исследовал социальные ситуации развития подростков в условиях пенитенциарных учреждений.

Изучал проблемы авторитета личности ("Слагаемые авторитета", 1988) и разрабатывал концепцию "значимого другого". Разработал специальные исследовательские методики для определения круга авторитетных лиц, социально-психологическую методику на основе модификации техники "репертуарных решеток" (Дж.Келли) и др. ("

;Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков", в кн. Социально-психологическая диагностика — коррекционный инструментарий. М., 1993). В 1994 г. защитил докт. дис. на тему "Психология межличностных отношений подростков в закрытых учебно-воспитательных учреждениях", основные идеи которой изложены в монографиях "Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения" (1994), "Подросток в замкнутом круге общения" (1997). Наряду с исследовательской работой в ПИ РАО по совместительству работал в.н.с. Федерального института социологии образования МО РФ (1993—1994), вел преподавательскую работу в Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, в УРАО. Автор книг, в том числе глав и разделов учебников: "Социальная психология", М., 1987; "Введение в психологию", М., 1997; "Социальная психология личности в вопросах и ответах", Ростов/Дон, 2000; "Психология", М., 2001.

Л.А. Карпенко

КОНДОРСЕ

E-mail Печать PDF

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз (1743—1794) — французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро.

Депутат Законодательного собрания (1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен "врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен (по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: "Размышления о рабстве негров" (1781), "Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосов" (1785, легло в основу современной философской дисциплины — "теории решений"), "Жизнь господина Тюрго" (1786), "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой К. после падения

Робеспьера в 1795). Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) К. полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли К., "существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, но не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-человека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли К., "подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений". Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека).

Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: "Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы.

Выделил десять этапов — эпох "прогресса человеческого разума". Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., люди не должны делиться на правителей и поданных.

Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность истинных философов рефлексировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политических контекстов.

А.А.

Грицанов, В.Л. Абушенко

КОНДИЛЬЯК

E-mail Печать PDF

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен (1715—1780) — французский мыслитель, просветитель, один из авторов "Энциклопедии", лидер ассоциативного направления во французской психологии. Чл. Французской академии (1768).

Был воспитателем внука Людовика XV — герцога Пармского (1758—1767). Начало его литературной деятельности относится к середине 1740-х гг. (знакомство с Дидро, участие в создании "Энциклопедии"). Под влиянием Дж. Локка развил сенсуалистическую теорию познания.

В первых своих работах трактовал психическое развитие как результат индивидуального опыта, в котором, однако, важную роль играют речь и овладение другими знаками. В дальнейшем отверг предложенное Локком разделение опыта на внешний (ощущение) и внутренний (рефлексия) и отстаивал позиции крайнего сенсуализма ("Трактат об ощущениях", 1754, в рус. пер. 1935). В целях придания своим воззрениям наглядности предложил образ "статуи", которая первоначально не обладает ничем, кроме способности ощущать. Никаких знаний или идей у нее быть не может, пока она не получит самое простейшее ощущение. Притом в качестве "первоощущения" К. выбрал несущее наименьшую информацию о внешнем мире обонятельное ощущение. Достаточно того, чтобы один запах сменил другой, чтобы сознание приобрело все то, что Декарт относил за счет "врожденных идей", а Локк — рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание, когда это ощущение возвращается вновь — перед нами — память, два ощущения дают сравнение, как исходную мыслительную операцию, суждение и т. д. вплоть до самых сложных интеллектуальных операций.

Новым важным моментом служит присоединение ощущений осязания. Они дают "статуе" знание о том, что вне нее находятся предметы. В вопросе о том, существуют ли эти предметы объективно или, как учил Беркли, даны только в восприятии, К. не занимал определенной позиции, склоняясь к скептицизму. Чтобы объяснить, каким образом живое существо (в отличие от неподвижной статуи) способно перемещаться в пространстве, К. наделил свою "статую" способностью не только ощущать внешние качества, но и испытывать при этом чувства приятного или неприятного, побуждающие двигаться в желаемом или нежелаемом направлении.

Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей в человеке определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Сенсуализм К. и его критика метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г.В. Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце XVIII — начале XIX вв; понимаемая как общая грамматика всех знаков она включала у К. и математику ("Язык исчислений", 1798). В рус. пер. изданы труды К.: "Логика или умственная наука, руководствующая к достижению истины", М., 1805; "Трактат о системах, М., 1938; "Сочинения", М., 1980, т. 1; 1982, т. 2.

Л.А. Карпенко, А.И. Липкина

КОНГРУЭНТНОСТЬ

E-mail Печать PDF

Конгруэнтность (лат. congruens — соответствующий, совпадающий) — в теории клиент-центрированной терапии — это способность осознавать собственные внутренние переживания и согласовывать с ними свое поведение.

Н. Д. Творогова

КОНГРЕССЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВСЕМИРНЫЕ

E-mail Печать PDF

КОНГРЕССЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВСЕМИРНЫЕ (ВСК) (WORLD CONGRESSES OF SOCIOLOGY) - форумы, где социологи мира делятся своим исследовательским опытом и наработками, оценивают социальные процессы, происходящие в мире, размышляют о роли, месте и тенденциях дальнейшего развития международной социологии в контексте трансформирующихся социальной реальности и методов ее познания. К.С.В. созываются Международной Социологической Ассоциацией с 1950, проведшей за время своего существования четырнадцать конгрессов.

Первый К.С.В. был созван в сентябре 1950 в

Цюрихе (Швейцария) и собрал 180 ученых из 33 стран. Конгресс был посвящен обсуждению темы "Влияние социологических исследований на международные отношения". Всего было представлено 56 докладов.

Второй К.С.В. состоялся в августе 1953 в г. Льеже (Бельгия) и собрал 280 представителей из 34 стран.

Обсуждались четыре темы: "Социальная стратификация и социальная мобильность", "Межгрупповые конфликты и их разрешение", "Современное развитие социологических исследований", "Обучение, профессиональная деятельность и ответственность социологов". Было представлено 156 докладов.

Третий К.С.В. состоялся в августе 1956 в Амстердаме (Голландия). Основная тема - "Проблемы социальных изменений в 20 веке". На нем присутствовали 550 делегатов из 50 стран. В его работе впервые приняли участие советские ученые.

Четвертый К.С.В. состоялся в 1959 в

Милане (Италия) и был посвящен обсуждению темы "Социология и общество", разделявшейся на три подтемы: социология в ее социальном контексте; изменение социологического знания, развитие социологического метода. На конгрессе присутствовали делегаты 55 стран, в том числе 11 советских ученых.

Пятый К.С.В. проходил в 1962 в Вашингтоне (США) и собрал 1030 социологов из 51 страны, в т.ч. 18 из СССР. Обсуждались три темы: "Социологи: политическая и общественная деятельность"; "Социология развития"; "Сущность и проблемы социологической теории".

Шестой К.С.В. состоялся в 1966 в Эвиане (Франция) и собрал 2000 социологов из 50 стран. Обсуждались две темы: "Единство и разнообразие в социологии"; "Социология международных отношений". Здесь впервые президентом МСА был избран представитель восточноевропейской страны - известный польский социолог Ян Щепаньский (см.).

Седьмой К.С.В. проходил в 1970 в Варне (Болгария) и собрал уже около 4000 участников, в т.ч. 270 из СССР. Основная тема конгресса - "Современное и будущее общество: научное прогнозирование, социальное планирование и руководство общественным развитием".

Восьмой К.С.В. состоялся в 1974 в Торонто (Канада) и был посвящен обсуждению темы "Наука и научно-техническая революция в современном обществе". В его работе приняли участие более 3000 социологов из 82 стран мира.

Девятый К.С.В. проходил в 1978 в

Упсала (Швеция) и был посвящен обсуждению темы "Пути социального развития". Здесь была представлена уже 141 страна.

Десятый К.С.В. состоялся в 1982 в Мехико (Мексика) и собрал более 2500 делегатов из 131 страны. Тема: "Социальная теория и социальная практика".

Одиннадцатый К.С.В. проходил в 1986 в Нью-Дели (Индия). Тема: "Социальные изменения: проблемы и перспективы".

Двенадцатый К.С.В. состоялся 9 - 13 июля 1990 в Мадриде (Испания) и собрал около 5000 делегатов из 70 стран. Его тема: "Социология для единого мира: единство и разнообразие".

Тринадцатый К.С.В. состоялся 18 - 23 июля 1994 в Биллефельде (Германия) и собрал около 4000 участников из 100 стран.

Его тема - "Оспариваемые границы, изменяющиеся солидарности" - была призвана отразить проблематику исчезающих границ и меняющихся солидарностей на уровне государств, сообществ и социальных групп. Вместе с тем подвергалась критическому пересмотру и сама социология: оспаривались границы и сферы применения базовых социологических понятий, возрастала специализация и интеграция социологического знания, формировались новые парадигмы.

Четырнадцатый К.С.В. состоялся с 25 июля по 1 августа 1998 в Монреале (Канада) и собрал около 5000 участников из 95 стран. В рамках темы "Социальное знание: наследие, вызовы перспективы" обсуждались проблемы статуса и изменяющейся природы социальной науки; взаимоотношения социологии и истории; связь между развитием социальной науки в мире и многообразием языков и культур, в которых работают социологи; социологическое наследие и будущее социологии в 21 в.

ХIV конгресс был не только последним в 20 ст., но и юбилейным - ровно 50 лет тому назад по инициативе ЮНЕСКО была основана Международная Социологическая Ассоциация.

Основная работа в ходе конгрессов происходит на уровне исследовательских комитетов (которых около 50), тематических и "ad hoc" групп. Основная проблема - объединение научных усилий людей, пользующихся не только разными парадигмами и социально-политическими теориями, но и разными естественными языками, и не понимающими друг друга в буквальном смысле слова. Сегодня официальными рабочими языками МСА являются английский, французский и испанский. Никакого перевода не бывает и зачастую возникают сложно преодолимые барьеры между теми, кто говорит по-английски, и теми, кто пользуется другими официальными языками, что затрудняет плодотворность дискуссий и необходимую циркуляцию научных знаний и исследовательского опыта, необходимую для развития мировой социологии. На каждом конгрессе проводятся перевыборы состава исполкома МСА, ее Президента, главных редакторов журналов "Международная социология" и "Современная социология".

Г.Н. Соколова

Страница 277 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135