Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Что мы реально можем изменить в жизни

E-mail Печать PDF

Что мы реально можем изменить в жизни

Окружающий мир с его необъяснимыми процессами, изменениями, коллизиями ежедневно возводит перед нами стену решаемых и нерешаемых проблем. Эти проблемы занимают все наши время и силы. У нас даже нет порой свободной минуты, чтобы остановиться, подумать, разобразться, правильно оценить ситуацию и понять, что нужно делать. А если такая минута и выпадает, то мы всe равно понимаем, что мало, что можем изменить. Контролируем ли мы причины возникновения неприятностей? Порой кажется, что у нас нет контроля не только над общемировыми проблемами, но и над своими личными.

Так есть ли выход? Давайте попробуем, насколько это возможно, обрисовать ту реальность, в которой живем. Ведь, как говорится, хорошо сформулированная задача - это половина решения.

Откуда поступает к нам вся информация? Из наших пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Обратите внимание, ключевое слово здесь - наших. То есть все, что мы видим, чувствуем и познаем в нашей жизни, - это совокупность информационных потоков, которые мы получаем из наших органов чувств и которые обрабатываются нашим мозгом. Можно предположить, что вся реальность полностью находится внутри нас. Человек - как воплощение этой реальности, такой себе мир в миниатюре.

Наверное, если бы у нас были другие органы чувств, то мы бы ощущали какой-то другой мир, но об этом можно лишь гадать. Можно также только гадать о том, что находится снаружи, вне нас, потому что мы можем определить только то, что сами чувствуем. А то, что мы не чувствуем, - на нас никак не воздействует.

Таким образом, можно предположить, что все изменения, которые происходят в мире, быстро или медленно, в плохую или хорошую сторону, - это, по сути изменения, внутри нас. Это мы растем, меняемся, мудреем и начинаем по-другому смотреть на одни и те же вещи, по-другому относиться к окружающим. То, что когда-то было для нас очень важным, становится со временем незначительным. То, что раньше могло нас сильно обидеть, теперь порой вызывает лишь усмешку.

Так что меняется, мир или мы? Хороший наш мир или плохой, - зависит от нашего восприятия. Чтобы что-то изменить в нашей жизни, нужно, прежде всего, изменить это в себе, в своем восприятии, в своем отношении к действительности, к окружающим. Разруха, как известно, - в головах. Поэтому, если мы внутри себя "наведем порядок", настроив соответственно наше восприятие, то и жизнь придет в порядок.

Чудо в Гарлеме: не говорите, что это невозможно

E-mail Печать PDF

Чудо в Гарлеме: не говорите, что это невозможно

Высокорослый магистр из Гарварда пришел, увидел и победил там, где до него проигрывали целые поколения. Он знает о жизни своих подопечных не понаслышке, а еще он знает, как реально помочь им. Джеффри создал "Детскую зону Гарлема", в которой действует широкомасштабная программа вывода детей из темных задворок жизни и общества.

По выражению "Нью-Йорк Таймс", "это один из величайших социальных опытов нашего времени". Президент Обама уже пообещал расширить проект на 20 городов. "Детская зона", заявил он, спасает поколение детей там, где у них изначально не было никаких шансов. "Мы найдем на это деньги - просто потому, что не можем позволить себе упустить такую возможность".

Джеффри Канада родился в 1952 году и провел детство в Южном Бронксе. Власть бандитских группировок, драки, выпивка, наркотики, оружие – он прошел через все, но при этом умудрялся хорошо учиться.

Как-то раз мама сказала ему, что Супермена на самом деле нет. Разочарование оказалось столь сильным, что стало поворотным моментом в его жизни. Джеффри ощутил безнадегу: ни один герой не вытащит его из опостылевших нью-йоркских джунглей. Тогда, девяти лет от роду, он решил, что сам станет таким героем.

После школы, когда многие выбирали привычный путь, ведущий в тюрьму или прямиком в морг, Канада получил стипендию для поступления в колледж и выучился на бакалавра искусств. Затем он перешел в Гарвард и определил главное поприще своей жизни - воспитание.

После учебы Джеффри Канада начал карьеру с поста директора школы для проблемных детей в Бостоне. Там он впервые столкнулся с белыми детьми из бедных семей и понял, что бедность носит не расовый, а классовый характер.

В 1983 году, приехав в Гарлем, Канада присоединился к проекту семейных и воспитательных центров "Ридлен" (Rheedlen Centers), целью которого было предотвратить пропуски школьных занятий. Одной из первых инициатив на новом месте стала школа боевых искусств с воспитательным уклоном. До сих пор, несмотря на напряженный график, Джеффри, обладающий черным поясом третьей степени по таэквон-до, учит детей постоять за себя - не только физически, но и путем безнасильственного улаживания конфликтов.

Через семь лет активной деятельности Канада был назначен генеральным директором и президентом "Ридлен". На дворе стоял 90-й год, Нью-Йорк пестрел бездомными, наркоторговцами, оружием и насилием. Джеффри понял, что улица сильнее его. С годовым бюджетом в три миллиона долларов его проект охватывал слишком мало детей, а успехи в учебе не могли кардинально переломить их жизнь. Бывали и яркие исключения, но Канада не желал довольствоваться малым.

"Мы поставили себе цель разорвать круг бедности, охватывающий поколение за поколением, - рассказал он на специальном экономическом симпозиуме журнала "Нью-Йоркер". - Мне советовали сфокусироваться на каком-то отдельном аспекте. Однако в Гарлеме, да и во многих других местах дела обстоят плохо не в чем-то одном, а во всем. Плохие школы, плохое здравоохранение, разваливающееся жилье, банды и безработица. Мы решили сделать все возможное".

Вооружившись комплексным подходом, Канада и его команда отправились на рекогносцировку местности. Они досконально изучили проблемы, с которыми сталкиваются бедные семьи, и реализовали пробную программу в нескольких жилых блоках. Жителям были предложены следующие меры: ремонт обветшавших квартир, экономическая и педагогическая консультация, устранение наркоторговцев, медицинский пакет, образование и кружки для детей.

Инициатива оказалась успешной и стала расширяться. К 1997 году проект получил название "Детская зона Гарлема" и распространился на 24 жилых блока. Сегодня он охватывает 100 блоков, в которых живет более 10000 детей и 5000 взрослых.

"Мы обходим дверь за дверью, дом за домом, - говорит Канада, - и заново выстраиваем жизнь общины: избавляемся от граффити, очищаем улицы, создаем парки и игровые площадки".

Однако "косметика" - это только разминка. Основные усилия направлены на то, чтобы сопровождать и поддерживать детей на всем пути от пеленок к окончанию колледжа. Родители, значительную часть которых составляют матери-одиночки, еще до рождения ребенка проходят специальный девятинедельный курс. В числе прочего они узнают об этапах развития мозга, учатся воспитывать детей без рукоприкладства, проникаются важностью чтения книг своим отпрыскам. Стоит ли говорить, что все эти услуги предоставляются бесплатно. То, что не в состоянии сделать государственные структуры, берут на себя некоммерческие организации.

Инвестиции в "Детскую зону" растут год от года. В детском саду малышей обучают французскому языку. Две школы, рассчитанные на 8000 учеников, работают в режиме продленного дня, в том числе и летом. Набор школьных услуг включает профилактику ожирения, поликлиники, социальную помощь, всевозможные секции и многое другое. Кроме того, школы предоставляют родителям финансовую и психологическую консультацию.

Таким образом, учебные заведения превращаются в культурные и общественные центры, которые решают целый спектр проблем и создают здоровую во всех смыслах среду там, где еще недавно клубились ядовитые испарения криминального болота.

Дается это недешево. На каждых шестерых учеников приходится по одному преподавателю, школы оснащены образцово-показательными лабораториями, кафетерием и, разумеется, спортивной площадкой со всеми необходимыми принадлежностями.

Дети здесь получают то же, что и их более удачливые сверстники из верхнего пласта среднего класса, подчеркнул Канада в интервью программе "60 минут". "Они получают безопасность, дисциплину, академическую и культурную надбавку. Они получают взрослых, которые их любят и готовы сделать для них все. Я действительно готов на все, чтобы эти дети остались на верном пути".

В течение последних девяти лет бюджет проекта вырастал на 15% ежегодно и достиг в 2008 году 68 миллионов долларов. Треть средств поступает от государства, остальную часть обеспечивают спонсоры, в основном из верхушки Уолл-стрит. Сам Джеффри, помимо ученых степеней и четверых детей, обладает неплохими деловыми качествами и умеет находить нужные кнопки. Бизнесмены открывают кошельки, потому что он говорит с ними на их языке: демонстрирует эффективный бизнес-план и конкретные результаты. Основной его аргумент звучит так: "Если сегодня мы вложим в ребенка 3500$ в год, то сэкономим в будущем 50000$, которые пошли бы на его содержание в тюрьме.

Учителя, занятые в проекте, зарабатывают на 10% больше, однако и нагрузки у них выше. Канада не стесняется предъявлять повышенные требования к преподавательскому составу и совершенно не боится текучки. У него остаются только лучшие, и главная их мотивация, как ни странно это звучит, - участие в благородном деле. "Капитализм работает везде кроме школы, - заявил Канада "Нью-Йоркеру". - В школе, как бы хорош ты ни был, ты не получаешь ничего".

Каковы же результаты всех этих вложений? В 2005-м Канада пообещал уволить самого себя, если за пять лет его школы не станут лучшими в Гарлеме. Ну что ж, цель была достигнута с опережением графика. 81% родителей, участвующих в проекте стали чаще читать со своими детьми. Вот уже шестой год подряд 100% малышей из яслей выполняют и перекрывают средний "норматив" подготовки к детскому саду. Все ученики третьего класса в "Детской зоне" превысили среднеамериканские показатели по математике. Немало воспитанников Канады завоевывают высшие призы в национальных шахматных соревнованиях. В ближайшем учебном году более 90% выпускников отправятся в колледжи, и все они получат стипендии, в том числе 16 стипендий полного объема.

Можно рассказать об этом и иначе. Исследование Гарвардского университета показало, что учащиеся "Детской зоны Гарлема" переходят в шестой класс, находясь на 39-й процентной позиции по английскому и математике среди всех учеников Нью-Йорка. К восьмому классу они перемещаются на 53-ю позицию по английскому и на 74-ю по математике. Этот беспрецедентный успех имеет далекоидущие последствия для всего американского общества и для воспитательной концепции в целом.

Разумеется, проект не лишен недостатков, и главный из них состоит в том, что всего сделанного недостаточно. Обе школы набирают детей по лотерее, которая, собственно, решает их судьбу. Неудачникам суждено попасть под влияние улицы, а счастливчики попадут в окружение, в котором просто невозможно не развиваться.

Сам Канада уверен, что не изобрел ничего нового. "Еще в 75-м году в Гарварде я слышал то же самое: если хочешь спасти детей, начинай как можно раньше. Обеспечь им высококачественное обслуживание во всех сферах. Мы просто сделали то, о чем все писали. Я часто слышу вопрос: почему тут и там в этой стране есть огромные количества неудачливых детей? Это вина взрослых. Именно мы получаем деньги и не обеспечиваем результат. Время отговорок закончилось".

А тем временем эстафету Джеффри Канады принимают по всему миру. В Израиле, к примеру, действует программа, обслуживающая около 39000 жителей 14-ти городов, включая 7000 детей из самых проблематичных районов. Инициировал программу д-р Рами Сулеймани, побывавший с визитом у Канады в 2005 году. Результаты налицо: драматическое снижение вандализма и насилия, меньший отсев и повышенная успеваемость в школах и даже своего рода "субботники" по уборке улиц. На скорейшее присоединение к проекту рассчитывают еще шесть городов.

"Детская зона" как никогда ярко продемонстрировала, на что способно окружение. Дети трущоб, на которых заранее был поставлен крест, расстаются с печальным наследием и вливаются в нормальную жизнь. Правильная среда обеспечивает практически стопроцентный успех, вопреки всем возражениям, которые только можно придумать.

Джеффри Канада совершил настоящий прорыв, дав реальный ответ не только бедности, но и многим другим проблемам современного общества. Этот ответ прост: если хочешь исправить что-то - создай соответствующее окружение. Человек, которому посчастливилось с хорошей средой, будет ей под стать - в любые дни недели.

По материалам издания "Калькалист"

Чужое счастье

E-mail Печать PDF

Чужое счастье

Еще мудрый Соломон назвал зависть «гнилью для костей»

Она опасна, непредсказуема и коварна. Она портит аппетит и провоцирует бессонницу, занимает наши мысли и контролирует настроение. Она способна отравить жизнь и даже свести с ума.

Она может быть желтой, как желчь, или черной, как грозовая туча. Иногда она становится ярко-красной, как кровь. Но, спорим, она никогда не бывает белого цвета? Хотя многие из нас убеждены в обратном. В русском языке даже есть соответствующее выражение, которое определяет степень нашей «радости» по поводу успехов другого человека.

В один «прекрасный» день она рождается. Сначала появляется эдакий крохотный гадкий червячок. Например, в тот момент, когда мимо твоей автобусной остановки пролетает на крутой тачке бывший одноклассник, хронический троечник, забрызгав «по старой дружбе» твои дешевые джинсы. Позже возникает щемящее чувство досады и недовольства, ведь в глубине души ты был уверен, что он, в лучшем случае, работает рядовым слесарем в какой-нибудь захудалой фирмочке. В течение дня хорошее настроение улетучивается пропорционально скорости его машины, а маленький червячок превращается в зубастого монстра, который начинает грызть тебя изнутри.

К вечеру приходится срочно искать успокоительное и со слезами на глазах убеждать себя, что, конечно, такую дорогущую машину невозможно приобрести за честно заработанные деньги, и, несомненно, бывший троечник когда-нибудь попадет в тюрьму и так ему и надо! Убаюкав бунтующую душу сладкими мечтами о справедливом возмездии, ты, наконец, засыпаешь.

Возможно, это — не самый удачный пример. Но, если честно, сколько таких монстров иногда годами нагло и беспрепятственно питаются нашими нервами и эмоциями!

Откуда же берутся эти низкие сущности человеческого естества?

Вполне вероятно, что их появлением мы не в последнюю очередь обязаны дурной привычке сравнивать себя с другими. Вот у нее красивее фигура. А у него лучше квартира. А у кого-то еще так хорошо и гладко идут дела, что при воспоминании об этом просто не хочется жить.

И начинаются муки «белой зависти». Это скользкое выражение подразумевает вроде бы хорошие чувства, но, как ни крути, зависть эгоистична и не умеет радоваться чужому счастью. Мудрый Соломон называл ее «гнилью для костей », и даже Сам Господь счел нужным предостеречь Свой народ в 10й заповеди.

Зависть — это, прежде всего, желание выгоды для себя, и темные стороны нашего любимого «я» раскрываются в нестандартных житейских ситуациях, безошибочно выявляя наши истинные ценности и желания.

Как и любым другим злом, завистью можно «заболеть». К сожалению, не у многих хватает мужества проанализировать свои чувства и поставить правильный «диагноз». Наверное, почти невозможно признать, что не такой уж ты хороший и благородный, каким считал себя до тех пор, пока твой сосед не выиграл в лотерею миллион. И твои симпатии к этому человеку непостижимым образом трансформируются в неприязнь или даже ненависть. И ты в отчаянии пытаешься разобраться, почему так изменился твой обычно ровный и дружелюбный характер.

А ведь ответ прост: отдельной личности просто необходимо ощущать себя значимой среди других людей. И довольно трудно смириться с тем, что не каждому удается стать знаменитым, богатым или просто счастливым. И если этим «не каждым» оказываешься ты, возникает уверенность, что тебя недооценили, обделили, обошли, хотя, несомненно, ты заслуживаешь гораздо лучшего. Впрочем, это — опять же тупик. Ведь человек, по сути своей, ненасытен, и даже те, кто имеет много, все равно будут жаждать большего. Правда в том, что, как ни верти, а у тебя всегда не будет чего-то, что есть у других. И потому прожорливого монстра зависти невозможно удовлетворить. Но отрекаться и прятаться от него тоже не стоит. Единственный правильный выход — с ним совладать.

Конечно, нелегко порадоваться за удачливого одноклассника, когда злобное существо внутри тебя мечтает, чтобы тот разбил свою машину на первом же повороте.

Но, может быть, желающих сражаться со своими чудовищами вдохновит тот факт, что, по мнению ученых, запас человеческой любви и благодарности все же больше, чем запас ненависти. А психологи утверждают, что зрелая и высокоразвитая личность способна контролировать свои темные желания, даже если обстоятельства подталкивают ее к низким поступкам.

«Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Наверное не стоит пренебрегать библейскими предупреждениями. Для чего примерять на себя чью-то жизнь, добровольно отдаваясь в рабство злобе и неудовлетворенности? Ведь величественное спокойствие мудрости состоит именно в том, что она не гонится за суетными приоритетами этого мира, а с благодарностью умеет довольствоваться малым.

И потом, разве так уж важно, кем мы являемся в глазах миллионов других людей, если для Творца Вселенной ты, — такой, как есть, — прекрасен и драгоценен настолько, что Он счел тебя достойным наследовать Его вечное Царство?!

И Он поможет тебе избавиться от любых «болезней», научив любить той высокой и бессмертной любовью, которая «не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».

К счастью, добро побеждает зло не только в сказках. И если жизнь заполнена светлым, настоящим и прекрасным, ни зависть, ни корысть, и никакое другое «чудовище» не смогут посягнуть на твердыню твоего покоя.

Если, конечно, ты выбираешь свободу.Когда удача улыбается не вам.

Эффект Баблосова

E-mail Печать PDF

Эффект Баблосова

Когда речь идёт о больших деньгах и они обсуждаются в месте которое можно назвать общественным. (вокзалы и закусочные исключаются), то почему-то рядом всегда возникает женщина средних лет, которая как-бы и не проявляет к вашему разговору никакого внимания.

В начале она просто делает вид, что оказалось тут случайно, потом хочет сделать у себя что-то такое неотложное, сумочка развязалась… или там книжечка упала, карточки рассыпались... Всё это выглядит естественно, не наигранно, чуть трогательно. Движение женщины закончены, элегантны, свободны. Но в этом есть некая последовательность.

Выделим основные пункты:

*Когда она рассыплет свои карточки (или другое содержание сумочки, карманов, кошелька, пакета, коробки), то она обязательно взглянет в сторону собравшихся. Этих взгляда будет 3 кардинальных и несколько дополнительных. 3 кардинальных это - вначале в середине процесса и в конце. Они присутствуют всегда. Дополнительные взгляды - будут зависеть от ситуации.

*Её поза и одежда будут повёрнуты в сторону собравшихся самым выгодным образом.

Женщина никогда не будет торопиться собирать упавшие вещи сразу за один раз и быстро.

*Закончив прибираться, она взглянет в сторону собравшихся ещё раз. Этот взгляд будет кульминационным. Тут она должна решить переходить ли её с следующей фазе или же закончить совсем. Часто приборка ещё заканчивается дополнительными движениями, как –то поправка причёски или приведение в порядок макияжа.

*Переход к следующей фазе будет зависеть от поведения участников и их реакции. На этой фазе могут возникнуть обмен необязательными фразами.

*При обмене фразами женщина всегда произносит слова с неизменным эффектом эдакой романтической расхлябанности. Произносимое можно отнести к шутке, глаза всегда раскрыты. Выражение максимально доброжелательного. Рот до ушей. Состояние отстраненной, но глубокой заинтересованности. При задании ей вопросов, ответы следуют быстро без промедления. В ответах может возникнуть череда сравнений, воспоминаний и дополнительно информации, которая потребует много времени для изложения.

*Женщина может вдруг обнаружить поразительную эрудицию в обсуждаемой вами теме. И заявит что она именно является как раз лицом способным оказать действенную помощь в данном , обсуждаемом вами вопросе.

*Если беседа заканчивается ничем, то женщина медленно, но уходит. Не меняя позитивного выражения пока беседующее потенциально находят её в поле своего зрения. И становится нервно разочарованным, когда покидает поле зрения беседующих.

В дальнейшем с друзьями, развивая этот эффект, инициировали похожий разговор в разных местах. Выделенный эффект возникновения женщины, предварительно назвали эффектом Баблосова.

По фамилии Геннадия Баблосова, Старшего менеджера кредитного отдела, который выделил этот эффект и подвёл под эту закономерность научную основу. Развивая доказательную базу эксперименты были проведены независимыми экспертами в разных странах и привели к одному и тому же результату. Да действительно, это так.

Экспериментаторы заметили появление женщины при ниже названных условиях. Но, при этом отметили что эффект наиболее выражен в промышленно и экономически развитых странах, чем в странах с неразвитой экономикой и зачаточными финансовыми институтами.

Что же это за условия. Смотрим!!!

Эффект Баблосова действительно имел место при соблюдении пунктов:

Компания должна быть располагающая, Не вызывать отторжения по внешнему виду. Скромно но достойно одета.

Общественное место должно быть открытым. Типа холла офисных помещений, университетский холл, конференция, презентация, выставка...

Небольшое кафе с удобными столиками, зал, мягкие кресла. Пустые сидячие места и свободное пространство для прохода рядом.

Обсуждаемые суммы и сделки должны быть весомыми. В компании должны быть большинство мужчин.

Отдельно нужно сказать про женщин. Допускается присутствие женщин, но в пропорции 2/5. от общего количества. Т. Е. на 5 мужчин 2 женщины. Если пропорция увеличивается в меньшую сторону то эффект сходит на нет. Эффект Баблосова наиболее заметен, когда в компании одни мужчины.

Данный эффект будет интересен для психологов, экономистов, проституток, модельщиков, пиарщиков и рекламщиков.

Я (не) поступил в университет...

E-mail Печать PDF

Я (не) поступил в университет...

По идее, он должен отражать уровень личных притязаний 17-летних, стимулировать их к росту и преодолению трудностей. Но так уж повелось, что зачастую выбор вуза отражает совсем другие показатели...

Крайности профориентации

«Если я не поступлю, меня родители убьют», — обречённо говорит одиннадцатиклассница. Фигура речи отражает только страх несоответствия чьим-то ожиданиям. Жаль, если первый серьёзный выбор сведётся лишь к удовлетворению запросов семьи или общества. Процесс профессионального самоопределения в юности может иметь и другие крайности. Например, затягивание и откладывание, отсутствие выраженных интересов, которые могут маркировать общую личностную незрелость.Такие абитуриенты до последнего дня «вычисляют», где ниже конкурс, могут подавать документы одновременно на совершенно разные специальности. Конечно, может и повезти — есть примеры, когда поступивший «лишь бы куда» пусть и случайно, но приобрел интересную для себя профессию и работу. Особенно если у него не слишком тонкая душевная организация и он ориентирован не столько на собственные интеллектуальные и эмоциональные потребности, сколько на социальную успешность, выраженную в самом понятном и определённом эквиваленте — денежном.

Раннее самоопределение — другая крайность. Её опасность в том, что ребёнок может не заметить других аспектов жизни и вариантов возможной профессиональной реализации. Такая безальтернативность чревата разочарованиями. Сущность популярного, но не обязательного в школах Украины профильного обучения в старших классах в том, что оно даёт возможность примерить на себя предполагаемую профессию. Решение утвердиться в своих симпатиях или навсегда отказаться от них до поступления в вуз будет конструктивным в любом случае.

Подросток склонен видеть себя в будущем выдающимся, завышенный уровень притязаний для него норма. Ни учителям, ни родителям не стоит тратить силы на то, чтобы «возвращать подростка в реальность». Это ещё не жизненный план. Зачастую ориентация идёт на высокий общественный статус, а не на определённый вид деятельности. Иногда необходимость конкретизации мечтаний и идеалов ставит старшеклассника в тупик. В каждой школе Швеции работает консультант по профориентации, во многих других странах есть интернет-терминалы для школьников с гарантированно качественными профориентационными тестами. У нас же государственная система профориентации отсутствует.

Вопрос принципиальный: работать для получения денег или для самореализации? Одно другому не обязательно мешает. Почему-то у нас это зачастую противопоставляется. Сказывается внутренняя готовность, где-то даже привычка к рабству, подчинению обстоятельствам и принуждению в разнообразных его видах. Внутренне свободный человек скорее сформулирует так: «Кто и где мог бы мне платить за то, что мне нравится делать?». Многие и задачу такую не ставят — следовать своему призванию, считая, что надежное финансовое положение важнее. Убеждение, что невозможно увлекаться собственной профессией, основывается, вероятно, на уверенности, что нужно много и трудно учиться, после чего получить документальное подтверждение своим знаниям, заветный диплом. Хотя опыт показывает: выход «в люди» через образование — понятный и социально одобряемый, но далеко не единственный путь к процветанию.

Власть или помощь?

Родители существенно влияют на содержание жизненных планов молодёжи, какой бы независимой и одарённой она ни была. Парень с Сумщины мечтал быть историком. Но мама настояла на своём: хороший математик должен быть бухгалтером! Он стал банкиром и президентом страны, но покладистость не всегда способствует эффективности. Через много лет настойчивость родителей может аукнуться «синдромом выученной беспомощности», когда вместо решительных действий ждут то подходящей ситуации, то чьего-то одобрения... Почему же в желании избежать психологического травмирования и опыта неудач взрослые раздувают непрохождение по конкурсу в вуз до уровня настоящей жизненной катастрофы, крушения жизненных планов?

«Родительская истерика» может стать мотивацией для усиления подготовки к экзаменам для старшеклассника с очень зависимой жизненной позицией. Стоит ли её таким образом поощрять и закреплять? Катастрофизация может как усилить, так и неосознанно снизить продуктивность подготовки, а уж ослабить позицию стремления к самостоятельной и ответственной жизни — точно. Даже большой провал — это не катастрофа, а просто поворот судьбы, причем иногда в нужную сторону. Больше мешает драматизация, когда мы преувеличиваем тяжесть наших проблем. А может, это и не проблемы вовсе, а просто очередные, стоящие перед нами задачи?Действительно, некоторые события способны существенно изменить наши планы. Но бывает, что и к лучшему!

Попытки прямого нажима могут усилить протестное поведение, иногда подсознательное и неочевидное для внешне послушного подростка. Подсознательный саботаж может выглядеть как уход в хобби разной степени вредности, отказ от попыток самоопределения, трудности выбора, апатия.

Своевременное знакомство с разными видами деятельности, расширение кругозора, совместные интересные и полезные занятия — вот в чём должно проявляться влияние родителей на сына или дочь. Помощь родителей может выражаться в подчёркнуто нейтральном информировании — ведь часто даже на университетской скамье молодые люди не представляют себе, кем они будут. Или, наоборот, слишком хорошо представляют то тёплое местечко, зачастую недалеко от родительского кабинета, но не ценят навязчивую заботу.

Похоже, такие мелочи, как формирование сознания личной ответственности и самостоятельности юного поколения, которую мы все так ценим на словах, не слишком обременяют украинских родителей на деле. Опросы показывают, что подавляющее большинство родителей не испытывают сомнений по поводу незаконной платы за поступление; что называется, готовы на всё. Честность — явление скорее вынужденное и не вызывающее ни одобрения, ни понимания. Уважение к собственным детям — это для нас вообще невиданный экстрим. «Да знаю я их самостоятельность, — говорят скептики. — Это значит, устрой меня не туда, куда есть возможность, а туда, куда я захочу. Вот и вся их независимость».

Мифы о поступлении

Самые распространённые легенды и заблуждения о поступлении в вузы гласят:

1. На платных местах университетов учатся самые богатые.

А вот и нет. Как раз шиком считается устроить ребёнка на бюджетное место и небрежно говорить знакомым: мой поступил сам... Жить за счёт налогоплательщиков для людей «с возможностями» становится просто образом жизни даже в мелочах.

2. Вузы коррумпированы, самостоятельно поступить невозможно.



Это практически не касается инженерных, точных, технических специальностей. Да и на модном юридическо-экономическом и гуманитарном направлениях есть лазейки для «самых умных», хотя в основном, конечно, всё схвачено — в этом легко и просто убедиться, проведя на первом курсе престижных факультетов с высоким конкурсом по-настоящему независимые контрольные без предварительной подготовки и предупреждения деканов.

3. Успешность жизненного пути определяется полученным образованием.

Те, кто поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворёнными. Но если профессия выбрана не вполне продуманно, кто-то может не справиться с учёбой, кто-то разочаровывается в специальности или сомневается в правильности выбора. Число неудовлетворённых избранной профессией обнаруживает примерно треть первокурсников, к старшим курсам эта цифра растёт. А впереди ещё кризис 25 лет — отмечаемое психологами первое отрезвляющее подведение итогов после окончание вуза.

4. Родители обязаны обеспечить ребёнку высшее образование.

По Конституции, обязаны обеспечить только среднее, а остальное — лишь понимаемые каждым по-своему добровольные моральные обязательства.

5. Cмысл образования — в получении диплома.

Значение сертификатов и дипломов преувеличивают только неуверенные в себе люди. А вот влияние на молодого человека особой образовательной атмосферы, общение с талантливыми учёными, которые приходят специально, чтобы поделиться знаниями и опытом, общение с думающими ровесниками, интеллектуальная среда— бесценны для развития и роста.

6. Учиться за границей — дорогое удовольствие.

Заграничная стипендия вполне обеспечивает потребности, находящиеся на нижних ступеньках пирамиды Маслоу, в отличие от нашей. Получить её труднее, но вполне возможно.

Назад в будущее?

В насаждении молодым этих устаревающих мифов, зачастую программирующих пожизненную зависимость от старших товарищей, кроются многочисленые психологические причины и проблемы, прежде всего старшего поколения. Помощь в поисках своего уникального пути, на котором можно жить в соответствии со своей природой, — вот в чём можно помочь сегодняшним абитуриентам. Постоянное насилие над собой приводит к болезням. Студентом может, да и хочет быть не каждый. Если учиться невыносимо — а такое бывает нередко — стоит подумать о более «формальном» образовании, для отметки в резюме.

Таких предложений от украинских вузов достаточно. Вот здесь будет «всё только за деньги». И это лишь начало неудобств, которые ждут человека, избравшего не свой путь. Потому что недостаточно назваться профессором, чтобы им быть. Навязывание всем одной установки — на высшее образование, как и на получение академических званий — это ещё одна иллюзия определённости и успешности жизненного выбора.

Старшеклассник, не осмеливающийся защитить своё чувство собственного достоинства перед развращённым неограниченной педагогической властью учителем или озабоченным собственной родительской репутацией «домашним начальником», накапливает опыт конформизма и приспособленчества, готовится морально и психологически к обману и очковтирательству во взрослой жизни. А зависимость будущей профессии только от того, в каком учебном заведении у взрослых есть сват и брат, чревато не только разочарованиями, но и полным равнодушием молодого человека к собственной жизни, которое обязательно так или иначе проявится.

Алевтина Шевченко, Мария Попова,

"Зеркало недели"

Страница 1096 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135