Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

О безумии родителей и здравомыслии детей

E-mail Печать PDF

О безумии родителей и здравомыслии детей

Самое важное - растить счастливого ребенка. Пускай не страдает, пускай не платит тяжелую цену. Дадим ему верный курс: хорошие оценки, интересная работа, высокая зарплата. Согласны? А вот Ричард Вейсборд решительно против. По его твердому убеждению, родительская одержимость погубит нас всех. Не растите детей счастливыми, предупреждает он в своем бестселлере, - растите их нравственными.

Когда его собственные дети были маленькими, Ричард обнаружил сходство качелей с диваном в кабинете психоаналитика. Посещая детскую площадку, он обратил внимание на стандартные родительские вопросы и ремарки, повторяющиеся снова и снова с убийственной регулярностью: "Как ты себя чувствуешь?", "Хочешь пи-пи?", "Ты, наверное, устал", "Не надо, тебе все равно не понравится".

Кроме того родители не упускали случая подбодрить своих чад, теряя при этом всякое чувство меры. Однажды Ричард наблюдал, как отец, перекидывающийся мячом с сынишкой, без устали хвалил его за каждое движение, включая промахи. Неудачный прием, и мяч падает на землю: "Неплохо!"

Благие намерения - грозное оружие в борьбе со здравым смыслом. На Западе они часто становятся стержнем родительской мотивации, а вернее, родительского наития - растить ультимативно счастливых детей с зашкаливающей уверенностью в собственных силах.

"Нонсенс" - отвечает на это Ричард Вейсборд (Richard Weissbourd), детский и семейный психолог из Гарварда (Институт образования и Институт государственного управления им. Кеннеди). Подобные благоглупости создают в итоге обратный эффект, отрицательно сказываясь и на счастье детей, и на здоровье общества в целом.

В бестселлере под названием "Родители, которыми мы собираемся быть" (“The Parents We Mean To Be”) Вейсборд по косточкам разбирает хваленое чувство собственного достоинства. "Я вовсе не против него. Самоуважение - вещь хорошая, но часть проблемы проистекает из того, что люди не понимают, как его выстраивать. Они думают, что высокая самооценка - результат нескончаемых дифирамбов в адрес детей. Однако, если фокусироваться на одном лишь самоуважении и личном благополучии, оставив в стороне заботу о других, наши дети не научатся таким взаимоотношениям, которые действительно необходимы для непреходящего счастья".

По Вейсборду, самооценка должна базироваться на уважении со стороны тех, кто тебе не безразличен и имеет вес в твоих глазах. Пробуждая в детях самолюбивые чувства каждые десять минут, мы совершаем ошибку с далекоидущими последствиями. По иронии судьбы, искусственное культивирование "самодостаточного" счастья делает человека менее счастливым. Счастье, выстроенное на самомнении, создает мнительных и очень хрупких детей, не умеющих справляться даже с элементарными трудностями. Немного испытаний и страданий принесли бы намного больше пользы.

Страдания!?

"Небольшие, - успокаивает Вейсборд. - Я не говорю, что их нужно специально создавать". В книге он упоминает школьную учительницу литературы, по словам которой, молодежь в наши дни просто не в состоянии приобщиться к таким произведениям, как "Король Лир". Дело тут не в архаичности, а именно в "страдательном наклонении сюжета".

На самом деле Вейсборд (52) вовсе не нуждается в данных с детских площадок. На его стороне неумолимая богиня научного царства - статистика. Вот уже десятки лет американское Управление по переписи населения проводит опросы среди первокурсников колледжей. За это время их взгляды на жизнь претерпели кардинальные изменения. В 1970 году 80% респондентов заявили, что самое важное для них - выработать принципиальное отношение к жизни, найти в ней смысл.

Только 35% опрошенных указали, что для них важно стать очень богатыми. Спустя 35 лет, в 2005 году результаты опроса оказались совсем иными. Вряд ли они кого-то удивят: три четверти первокурсников сообщили, что для них важно именно большое богатство, тогда как смысл жизни сохранил популярность среди лишь 45% учащихся.

Материальные блага играют все бóльшую роль в погоне за счастьем. Разумеется, это не новость, тем более в США. В конце концов, право на счастье занесено в американскую Декларацию независимости. И все же за последние 40 лет сосредоточение на материальном аспекте превратилось в откровенную зацикленность.

Хотя Вейсборд и склоняется к нравственности, он весьма далек от нравоучений. Личное счастье начало превращаться в бренд еще в 60-е годы, когда над миром взошла идея самореализации за счет традиционных ценностей. Кроме того, на Западе в целом и, особенно, в Америке сложилась "самая психотерапевтическая культура за всю историю человечества". Звезды телевидения все как одна обсуждают "заедающие" семейные отношения, разного рода травмы и эмоциональные оскорбления, встречающиеся чуть ли не на каждом шагу.

Деморализованные тотальным психоанализом, люди поневоле начинают копаться в своем настоящем и прошлом, отыскивая там, что было и чего не было. Все это приводит к печальным последствиям - например, к подозрениям и обвинениям в адрес родителей, которые, оказывается, обманывали детей и пренебрегали их интересами.

Человеку с детства навязывают мысль о том, что ему, во что бы то ни стало, должно быть хорошо с самим собой. В результате он постоянно сфокусирован на своих ощущениях и на текущем состоянии своего "я". Когда такие люди становятся папами и мамами, этот трафарет автоматически переносится на их чад. Родители в наши дни полагают, что можно купить два счастья по цене одного: достаточно позаботиться о высокой самооценке детей, и они станут заботливыми и великодушными. Казалось бы, беспроигрышный метод воспитания, только вот факты с этим не согласны. Исследования показывают, что высокое самомнение часто свойственно главарям шаек и банд, преступникам насильственного склада, криминально-ориентированной молодежи, а среди детей - задирам и хулиганам.

Иными словами, если вы хотите хороших детей, растите их хорошими. Вейсборд не стесняется прямых формулировок: чтобы воспитать в ребенке нравственные ценности, нужно отказаться от идеи счастья одной отдельно взятой личности.

Личное счастье и нравственность далеко не всегда идут рука об руку. Понимая это, родители предпочитают личный успех отпрыска его моральным качествам. Расплачиваться за это приходится всему обществу, и с каждым годом цена растет. К примеру, в богатых районах дети рискуют попасть в беду намного чаще, чем можно было предположить. Употребление наркотиков и молодежная преступность среди "баловней судьбы" практически идентичны с ситуацией в бедных кварталах.

Одна из причин этого явления - натиск беспощадных ожиданий, неоправданный уклон в сторону личных экономических успехов, охватывающий Америку, подобно эпидемии. Конкуренция обостряется, и ребенка чуть ли не ногами пинают в сторону престижного колледжа с жесточайшим конкурсным отбором. Одержимость родителей превращает эту гонку в настоящее сумасшествие с трагикомическими симптомами. Некоторые просят у детского психиатра фиктивное заключение о дефиците внимания, чтобы получить дополнительное время на психометрическом тесте. Другие платят по несколько тысяч долларов в год, чтобы уже с пятого класса готовить ребенка к экзаменам.

В книге Вейсборд рассказывает о паре родителей, которые создали профессиональное учебное заведение в Южной Америке - лишь для того, чтобы их дочь смогла упомянуть в регистрационной анкете колледжа о своем содействии школьному обучению в развивающейся стране.

А между тем дети отдают себе полный отчет в давлении, которое на них оказывается. Как выяснилось из опроса, проведенного Вейсбордом в одной бостонской частной школе, половина учеников считают, что для родителей важнее, чтобы они поступили в колледж, а не стали хорошими людьми. Рассказав об этом учителям, Вейсборд столкнулся с недоверием: "Они вам лгут. Здесь для всех родителей важно лишь одно - чтобы их дети поступили в хороший колледж".

Многие родители, страдающие одержимостью, сами пережили в детстве нечто подобное. Они знают, к чему приводит погоня за оценками, но не могут отказаться от знакомых методов, да и не знают, чем их заменить. В результате дети принимают от "предков" противоречивые сигналы и, вполне естественно, держат их за лицемеров.

Вейсборд цитирует слова подростка, живущего в зажиточном районе: "Родители все время говорят мне, что пойти в хороший колледж - дело десятое, и что лучше учиться в таком колледже, где мне будет хорошо. Но потом они оплачивают дорогие подготовительные курсы и академических консультантов. Сами они пошли в превосходные университеты, и все мои кузены - тоже. Я все равно буду чувствовать давление, даже если они не скажут мне ни слова о том, как это важно. Они могут утешать себя тем, что не давят на меня, - я и без того нахожусь под сильнейшим нажимом".

Таким образом, родители, желая счастья своему ребенку, оставляют за собой право решать, в чем состоит это счастье и как к нему идти. Вейсборд пытается разоблачить нестерпимый диссонанс между намерением и делом. Нельзя воспитывать ребенка так, чтобы конкуренция стала сутью его жизни. Непопадание в лучший университет, где учатся счастливчики, одаренные от природы и от родительских счетов, не может превращаться в личное фиаско.

Разумеется, Вейсборд не против элитарных ВУЗов. Он и сам - выпускник Гарварда. Однако общество должно предоставлять молодым целый спектр путей, а, главное, не лишать их сопереживания и заботы о других, не подменять удовольствие от полноценной самоотдачи потугами мнимой "самореализации". Карьера - не цель. Целью должно быть нечто иное.

Это относится не только к состоятельным слоям. Личные амбиции стали полноправной частью современной культуры и образовательной системы. Когда учеба и подготовка домашнего задания даже в младших классах занимают по 8-10 часов в сутки, уныние и депрессия не заставляют себя ждать.

На фоне современного кризиса можно провести прямую параллель между манией личного успеха и провалом системы в целом. Однако Вейсборд далеко неуверен, что это само по себе приведет к исправлению. Ведь кризис снижает количество желанных ставок, а значит, родительская одержимость на всех уровнях экономического достатка может усилиться еще больше.

Подзаголовок книги гласит: "Как взрослые из лучших побуждений подрывают мораль и эмоциональное развитие детей". Вместо принципов взаимопомощи, вместо курса на сотрудничество и общий успех, вместо реализации личного потенциала не только в личных целях, родители навязывают детям то, на чем выросли сами, - узкую стезю эгоизма, борьбу за выживание до самой пенсии. И надо же, какой сюрприз: чем яснее это становится, тем меньше дети хотят этого. Так не пора ли признать их правоту?

Основы выбора профессии

E-mail Печать PDF

Основы выбора профессии

В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Да и понятие «правильный выбор» весьма относительно... То, то кажется правильным на сегодняшний день, завтра может оказаться неверным решением. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность.

От чего стоит отталкиваться при выборе той или иной профессии?

При выборе профессии стоит отталкиваться от принципа «чем тебе больше всего нравится заниматься, тем и продолжай заниматься». Иными словами, нужно заниматься тем, что нравится. К примеру, если вам по душе путешествия, общение с новыми людьми, подумайте, какая работа включает в себя эти составляющие. Если вам пришло в голову несколько профессий сразу, которые бы предполагали командировки, общение с новыми людьми, выпишите их на листе бумаги и еще раз проанализируйте каждую профессию по отдельности (выпишите все ее плюсы и минусы, ее актуальность на сегодняшний день, востребованность в будущем). Так вам проще будет сделать выбор.

Если у вас много увлечений и вам трудно остановиться на чем-то одном, действуйте от противного - выпишите все то, чем бы вы ни за что не хотели бы заниматься, что вас просто выводит из себя, к чему у вас нет абсолютно никаких способностей. Далее, выпишите, какие способности, у вас, по вашему мнению, имеются, к каким наукам есть склонности, какие науки вам более импонируют и почему, какие науки будут актуальны в ближайшем будущем. Определившись с той или ной сферой, подумайте, кем бы вы могли работать в рамках этой сферы, какая работа вам была бы интереснее.

Если вы убеждены в том, что на свете существует столько профессий, о которых вы а) ничего не знаете, б) знаете поверхностно в) не уверены, подходят ли они лично вам (т.е. имеется мнение «а вдруг – это то, что мне нужно!»), значит не грех воспользоваться услугами психолога, который бы протестировал вас, определил, к чему у вас определенно имеются склонности, а за что лучше и вовсе не браться. Так зная ваши сильные стороны, вы смело можете осваивать ту или иную профессию.

На что не стоит обращать внимания при выборе профессии?

Как часто родители советуют нам остановить свой выбор на той или иной профессии. С этим следует быть аккуратнее...ведь родители могут исходить из а) того, что не удалось осуществить им в своей жизни (они, к примеру, мечтали стать журналистом, врачом, а стали экономистом), б) того, что прибыльно на сегодняшний день (принцип «не важно, что ребенку может и не нравится профессия, зато будет кормить его»), в) собственного опыта (принцип «сам работаю в этой сфере и знаю, как это сложно. Пусть хоть ребенку будет полегче».

Не стоит детям навязывать выбор, ведь в последствии это может вылиться в неудовлетворенность собственной жизнью, депрессию.

Перевернутый мир

E-mail Печать PDF

Перевернутый мир

Я открываю глаза. Что передо мной? Окно в мир или экран проектора? Я зажмуриваюсь. Затворил ли я ставни? Или нажал на "паузу"?

Утро. Вы сонно потягиваетесь в постели. Солнце уже пригревает, на улице щебечут птицы. Но на душе скребут кошки. Вы встаете "с левой ноги", не желая начинать день, не думая ни о чем, кроме возвращения в дрему.



Вчера все было иначе. Вчера день задался. Казалось, мир сверкает и лучится у вас перед глазами. Ложась спать, вы были просто счастливы. А сегодня - апатия и непроходимый мрак.



Что же изменилось? Действительность? Или вы сами?



Мы воспринимаем лишь то, чему соответствуем. У меня внутри "приемник", настроенный на определенные частоты - частоты нашего мира. Если я сумею изменить настройки и расширить свой диапазон восприятия, во мне зазвенят такие струны, о которых я даже не догадывался.



"Мир" - это сумма ощущений, и зависит она от того, насколько я соответствую внешней среде, внешней силе, природе. Природа обладает свойством абсолютной любви и отдачи. Однако чтобы увидеть это, нужно настроиться на ее волну, нужно самому стать любящим и дающим. Достаточно изменить себя, свои исконные качества - и мир преобразится.



Ну а пока что я полностью противоположен этому абсолюту любви, и потому моя реальность - лишь слабый отголосок, смутный отблеск того, чем она могла бы быть.

Внутри себя

Представим себе человека как черный ящик с пятью отверстиями органов чувств, через которые он воспринимает реальность. Каждое из этих отверстий останавливает внешнее воздействие и подменяет его внутренней реакцией.



Возьмем, к примеру, слуховой аппарат. Внешнее давление на барабанную перепонку компенсируется идентичным по силе внутренним давлением. В противном случае, перепонка просто порвалась бы. Данные о внутреннем давлении передаются в мозг, а тот переводит их в ощущения.



Мы никогда не знаем, какой фактор воздействует на нас извне, потому что заперты в своем "ящике". Все наши замеры не идут дальше барабанной перепонки и ее аналогов в других органах чувств.



Их совокупная реакция попадает в центр управления в мозгу, который сравнивает ее с информацией из памяти, где уже отложились прежние привычки и впечатления. Затем информация проецируется на своего рода "киноэкран", который находится в задней части мозга и отображает для человека картину мира, как будто бы предстающего перед ним.



Все наши данные о мире добываются таким способом. Джон Уилер, выдающийся физик-теоретик, работавший вместе с Эйнштейном и Нильсом Бором, сказал по этому поводу: "Как ни удобно в повседневной жизни утверждать, что "внешний" мир существует независимо от нас, ныне отстаивать этот взгляд уже не представляется возможным".



Реальность воображаемая и подлинная

Уровень восприятия реальности полностью зависит от наших внутренних свойств. На нижнем уровне человека характеризует эгоизм - свойство, противоположное природе. Находясь во власти этого свойства, каждый чувствует себя обособленным от других и пытается использовать окружающих ради личной выгоды.



В результате картина нашей реальности наполнена войнами, нищетой и прочими печальными атрибутами человеческой истории. Однако постепенно накопленный опыт подводит нас к неизбежному выводу: эгоистическое существование бесплодно, и влачить его дальше не имеет смысла.



На втором, более высоком уровне в основе человека лежит свойство абсолютной отдачи, идентичное внешнему воздействию. Это позволяет улавливать ту "частоту", на которой говорит с нами природа, и беспрепятственно получать ее послания. Поднявшись на эту ступень, человек видит, что все люди взаимосвязаны в единое целое и счастье одного равносильно счастью всех. Между ними больше нет границ, а потому нет и ограничений, которые накладываются эгоистическим восприятием. Уподобление природе дает бесконечное наслаждение.



В наши дни мы переживаем переходный период, цель которого - подъем в новое состояние, в собственное прекрасное будущее. Оттуда прежний этап покажется нам лишь иллюзией, преддверием истинной реальности - реальности любви.



Когда человек освобождается от оков собственного восприятия, перед ним открываются совершенно новые горизонты. Он ощущает жизнь как вечное, безбрежное течение. Множество сил, воздействующих на нашу реальность, он начинает воспринимать как одну силу. События, казавшиеся случайными, непредсказуемыми и необъяснимыми, обретают ясность в его глазах. Все спаивается в единую, совершенную систему. Уже давно сказано об этом в Вавилонском Талмуде: "Я увидел перевернутый мир".

Бесконечность внутри

Подняться на второй уровень реальности надо осознанно и по доброй воле. Принуждение здесь бессильно - разве полюбишь по указке? Мы не властны над своим естеством, однако никто не запрещает нам захотеть стать другими.



Привычная картина песчинка по сравнению с тем, что ускользает от нашего взора. Чтобы попасть в "перевернутый мир", не нужно вставать на голову - нужно лишь преобразовать свое восприятие, развить такой орган чувств, который будет верно отражать внешние реалии. Вместо того чтобы отгораживаться от них, мы будем воспроизводить их во всей полноте. Таким образом, мы выберемся из своего "ящика" наружу, туда, где царит не абстрактная, а реально ощутимая бесконечность.

Мы воспринимаем лишь то, чему соответствуем. Что внутри, то и снаружи. Поселим в себе бесконечную любовь - и она наполнит окружающий мир.

Пожалуйста, никакого секса, нам лень

E-mail Печать PDF

Пожалуйста, никакого секса, нам лень

Британская некоммерческая организация Nuffield Health провела исследование, согласно которому оказалось, что британцы стали "ленивы и нелюбопытны". Опрос показал, что им лень пройти несколько пролетов по лестнице, и на второй этаж в своем офисе они поднимаются на лифте (почти три пятых респондентов). Они предпочитают стоять и ждать следующего автобуса, вместо того, чтобы пробежаться за тем, который уходит у них из-под носа (более трети опрошенных).

Каждый шестой британец готов смотреть неинтересную телепередачу, если пульт сломан и для того, чтобы переключить канал, надо встать из кресла. Более половины владельцев собак не выгуливают своих домашних любимцев, а две трети родителей отметили, что игры с собственными детьми им утомительны. Все попытки правительства и врачей пропагандировать здоровый образ жизни потерпели фиаско.

И что совсем уж неприятно – тотальная лень распространилась и на спальни: 73% пар признали, что у них в конце дня не хватает сил для секса, и они предпочитают пойти спасть, а не предаваться плотским радостям.

Медицинский директор организации Nuffield Health Сара Донси заявила, что в опасности целое поколение: "Готовые обеды, пульты управления и даже интернет-шопинг - все они вносят свой вклад в создание опасно ленивой и вялой Британии. Нация попала в порочный круг лени, который мы должны разорвать".

Если же посмотреть шире, то станет очевидно, что в этом порочном круге оказались не только британцы. В благополучной Скандинавии дела обстоят не лучше - разве что там значительно большему числу людей (в сравнении с другими странами) не лень накинуть себе петлю на шею или подняться (на лифте, естественно) на 20 этаж и спрыгнуть вниз).

Институты общественного мнения любят проводить опросы, касающиеся секса. Отчетливое угасание интереса к нему отмечено во многих странах. Людям лень встать и переключить программу в телевизоре? А ради чего утруждать себя – другая будет не намного интереснее.

Такие поведенческие модели указывают на угасание общего интереса к жизни. Готовые обеды, пульты и интернгет-шопинг – не так уж виноваты в происходящем. Они скорее – следствия, а не причина. Просто все наслаждения, поставляемые человеку его пятью органами чувств и разумом, уже перепробованы, и они больше не вызывают желания. Даже по магазинам женщины стали ходить значительно меньше. Все это признаки того, что современное общество потребления клонится к закату.

Однако, угасание интереса к жизни, угасание желаний – это симптом резкого старения и износа организма (человека или нации или человечества – неважно). Симптом очень опасный – чреватый увеличением суицида, еще более широким распространением наркотиков и алкоголизма. Что, собственно, мы и наблюдаем в реальности. Усталость, отсутствие желаний – отсюда тотальная лень. Диагноз поставлен. А где же взять лекарство?

Видимо, порочный круг лени, о котором пишут озабоченные сотрудники Nuffield Health, можно разорвать лишь кардинальной сменой всей системы ценностей. Когда угасающая любовь к вещам сменится любовью к ближнему, когда правильная связь между людьми - в подобии природе, где все части составляют гармоническое целое – восстановятся, тогда и лень как рукой снимет, и мир обретет вкус, запах и цвет.

Преодоление социофобии

E-mail Печать PDF

Преодоление социофобии

Если вы нервничаете, когда попадаете в помещения, где находиться много людей, то вы, скорее всего, страдаете от такого распространенного недуга, как социофобия. Если, попадая в клуб, на вечеринку, в кафе, где много людей, у вас потеют ладони, учащается сердцебиение, начинает кружиться голова, то у вас, наверняка, социофобия.

Что скрывается под этим словом. Социофобия – это реакция организма на недружелюбную окружающую обстановку, ситуацию. Она встречается в среднем у каждого четвертого, наиболее сложные ее случаи бывают у людей, страдающих алкоголизмом и депрессией, и требуют квалифицированного лечения. С обычными случаями можно бороться и самому.

Смотрите в корень вещей. Ваше волнение, когда вы выходите «в свет» может быть вызвано резким отличием данной ситуации от повседневных будней, к которым вы привыкли больше, потому как многие из нас проводят большую их часть в кругу хорошо знакомых людей, а выход в общество незнакомых им людей вызывает определенный дискомфорт. В чем причина? Причина в том, что мы оказываемся среди незнакомых нам людей, мы хотим выглядеть с лучшей стороны, не хотим ударить в грязь лицом. Все дело в том, что нам не надо заботиться о мнении чужих людей, тем более, что какие-либо неприятные мелочи, случающиеся с нами у всех на виду, очень быстро забываются окружающими.

Будьте естественными. Старайтесь вести себя естественно в любой ситуации, так как желание, казаться лучше, чем вы есть, неизбежно приведет к моральному и эмоциональному конфликту с самим собой. Так же не следует пытаться быть похожими на других людей, вы же не знаете, насколько тот или иной человек хорош на самом деле. Если вам трудно вести себя естественно по причине сильного волнения, можно воспользоваться следующим приемом. Задавайте вопросы сами, человек будет на них отвечать, что-то о себе рассказывать, и центр общего внимания в компании перенесется с вас на рассказывающего.

Будьте также осторожны с тем, что вы думаете и говорите о себе. В первом случае, вы создаете мыслями модель своего поведения, от которой, как казалось, хотите избавиться. Но чтобы перестать действовать, так как вы не хотите действовать, необходимо сначала изменить свое мышление. Во втором случае, вы, говоря о себе в слух негативные вещи, заставляете окружающих думать о вас в том же духе. Если вы говорите, что вы стеснительный, значит окружающие думают о вас также. Постарайтесь давать о себе только позитивные характеристики или вообще никаких.

Если ваша проблема усугубляется, и вы сами не можете с ней справиться, обратитесь к специалисту.

Страница 1093 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135