Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Ребенок и общество. История отношений

E-mail Печать PDF

Ребенок и общество. История отношений

Интересно, что внимание к ребенку, привычное для нас сейчас, - его потребностям, развитию, обучению, особенностям - явление относительно новое в человеческой культуре. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, можно увидеть, что образ родителя и нормы отношения взрослых к детям изменялись довольно сильно.

Современный родитель - высокое достижение человеческой культуры.

1. Историки описывают несколько этапов на пути к современному родительству: Инфантицидный стиль (с древности до IV века н.э.): характеризуется массовыми детоубийствами и насилием. Инфантицид стал считаться человекоубийством только в 374 г.

2. Бросающий стиль (IV век - XIII век): ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.

3. Амбивалентный стиль (XIV век - XVII век): ребенок еще не является отдельной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности.

4. Навязчивый стиль (XVIII век): ребенок становится ближе родителям, но его поведение и внутренний мир строго контролируются. Ребенок - еще пока представляется «недовзрослым».

5. Социализирующий стиль (XIX век - первая половина XX века): ребенок - объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. В психологии в это время укореняется идея о том, что все особенности взрослой жизни - из детства.

6. Помогающий стиль (с середины XX века по настоящее время): родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие. К 80-м годам детоцентристкие тенденции даже поставили ребенка во главу семьи и «сделали» родителей своеобразными виновниками всех возможных проблем в развитии ребенка (речь идет о тенденциях в психологических исследованиях). К счастью, довольно быстро этот детоцентристский экстремизм пошел на убыль, и психологи увидели психологическое (в отличие от ролевого) равенство членов семьи. В практике это проявилось в том, что они перестали однозначно идентифицироваться с «измученным родителями» ребенком и, следовательно, получили возможность более объективного понимания ситуации и уважения чувств и интересов обеих сторон (детей и родителей).

Еще интереснее то, что описанные этапы исторического развития родительства в разных жизненных обстоятельствах и в разных типах семьи могут оживать снова, проявляясь в том, что психологи называют стилями детско-родительских отношений: отвергающий, попустительский, авторитарный, демократический, симбиотический стили.

В психологии XX века есть несколько величайших открытий, ставших аксиомами:

* личность - это результат отношений. Все своеобразие личности обусловлено спецификой ситуации, в которой она развивается, всей совокупностью отношений, в которые она вступает;

* существуют и детско-родительские и семейные отношения;

* многие проблемы развития ребенка и взрослого решаются в процессе налаживания детско-родительских и семейных отношений.

Именно эти постулаты лежат в основе работы семейных, да и не только семейных психологов.

Рецепт для вкусной и здоровой жизни

E-mail Печать PDF

Рецепт для вкусной и здоровой жизни

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Банально. Однако смысл этой известной народной пословицы сегодня раскрывается по-новому. Согласно недавним исследованиям, дружеские отношения имеют целебную силу, и беседа с близким человеком является эффективным лекарственным средством при лечении депрессий. Настолько, что приравнивается к воздействию антидепрессантов или продолжительной когнитивной терапии.

Так неужели, для того чтобы я почувствовал важность хороших отношений с ближними, моя психика должна дать сбой? А если я не в депрессии и здоров, то как отношусь к своим близким и друзьям?

Близким я считаю человека, у которого общие или близкие с моими желаниями. Отсюда общие или близкие интересы. Из-за них он никогда тебя не отпустит, и его никогда не отпустишь ты. Разумеется, до тех пор, пока не пришли другие интересы, а вместе с ними и новые друзья.

Но вернемся к пословице. Сколько на эту тему зубоскальств! Вот некоторые:

* При нынешнем курсе рубля я с этой пословицей вполне согласен!

* Пословица "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" подразумевает, что сто рублей закончились - и все, голяк. А имея сто друзей, ты можешь у каждого по сто рублей занять безвозвратно!

* Я беру деньги! Без друзей прожить можно, а вот без денег вряд ли получится!

* Согласен, но лучше иметь и деньги, и друзей с деньгами!

Ну, достаточно. Что общего у этих фраз? Общей является форма отношения к другому: что я буду иметь от этой дружбы? Ведь дружба - это связь, а я не хочу связываться с любым, но только с тем, с кем мне интересно.

Любимая миллионами песня: "Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так..." Но не вдруг. Просто именно в этот момент стало четко видно, что пришла новая ситуация, требующая взглянуть на друга по-другому и пересмотреть отношения. То есть я вдруг увидел, что нам стало не по пути.

Так чего же не хватает в мире, где живем? А не хватает в нем такого друга, которому хочется отдать всего себя и не просить ничего взамен. Такая отдача - будто осколок дивного, но нездешнего мира, непонятного здесь.

Согласно исследованию ученых получается, что дружеские отношения приносят облегчение, блаженство, если мне плохо. Но если все в порядке, как обрести хорошие, дружеские связи? Например, можно поделиться радостью. Тогда она удвоится, и это, в общем-то, приносит нам счастье в жизни. Да, настоящее дружелюбие - это поделиться счастьем. Мы можем поделиться деньгами, едой, жильем, болезнями, но настоящий друг делится собой, отдает себя другу, делая счастливыми всех.

Нам постоянно кажется, что судьба поступила с нами нечестно. Мы такие хорошие, а она нас заставляет общаться с такими нехорошими. Мы хотим дружить с идеальными, и это в принципе достижимо, но есть одно условие - наша дружба тоже должна быть идеальной. Ее условие: если мы ничего давать не собираемся, то друзей мы никогда иметь не будем...

Уровень нашей способности дружить определяется тем, насколько мы желаем делиться всем.

Все построено на взаимоотношениях. Если мы хотим нести миру счастье, он ответит нам встречным счастьем, и тогда наша жизнь наполнится процветанием, миром и гармонией. Но если в наших желаниях присутствует зависть, корысть, гордость и вожделение - мир может легко превратиться в наш индивидуальный ад. Враждебное отношение к миру является самым опасным, так как вызывает враждебное отношение мира к нам самим.

Люди реагируют на желания друг друга, каждый ждет от другого дружелюбия, бескорыстия и любви. Мы сами создаем атмосферу вокруг себя, поэтому проблема находится в нашем сердце, а не в окружении, каким бы оно не было. Хочешь, чтобы тебе было хорошо, - дари себя другому и не требуй ничего взамен! Это и есть предназначение каждого: дарить благо всем окружающим! Сила жизни, энергия ее, находится в связи, соединении с другими!

Оказывается, дружба - это целая наука, наука счастливых отношений! Обрести друга - это на порядок выше, чем простое товарищество. Назвался другом? Полезай в душу! Там мы вместе! Настоящий друг - это единомышленник. Тот, кому мысль о выполнении желаний другого тоже пришла в голову.

Вот и получается, что несоблюдение правила ста друзей приводит к депрессии, и тогда мы ищем их поддержки. А сто друзей я могу иметь, если готов разделить себя на сто частей ради них! А денег тут и не стояло...

Рецепт успеха

E-mail Печать PDF

Рецепт успеха

Говорят, "суди человека не по словам, а по делам", но ценность наших дел определяется намерением. Например, ухаживать за девушкой можно с серьезными намерениями, а можно с легкомысленными. И если сама девушка об этом не думает, то отношение ее родителей к ухажеру будет сильно зависеть от того, какие намерения они в нем предполагают.

Или возьмем более серьезный пример - убийство человека. Если я хладнокровно задумал, спланировал и осуществил убийство, то приговор суда будет очень строг, но если же я убил не намеренно, или в состоянии аффекта, то приговор будет значительно мягче. Если же я на войне, защищаю отечество, убиваю врагов своего народа, - тогда я и вовсе герой.

То есть важно, почему и для чего - для собственной выгоды или ради защиты. Если для защиты себя, то это допустимо, но если для защиты народа, то это героизм. Правда такой герой, убивающий врагов своего народа, может выглядеть чудовищем в глазах народа другого.



Война дело грязное, в ней сталкиваются интересы государств. Страны, как и люди, отстаивают свою выгоду на территории большой коммунальной квартиры, которая называется "планета Земля". Война выгодна даже не народам, втянутым в нее, а политикам, эту войну развязавшим. И вот мы опять упираемся в намерение: война может быть освободительная, захватническая или решающая локальные политические задачи.

Что же такое намерение? Теоретически намерений может быть два: ради себя и не ради себя. Но если не ради себя, то для кого?

Взрослея, человек обычно понимает, что он связан с людьми и его благополучие зависит от других. Он учится взаимодействовать с внешним миром, быть полезным людям, исполнять их желания, и это ради того, чтобы получить хорошее положение в обществе и все связанные с этим преимущества.

Есть люди, с которыми мы связаны узами родства, дружбы или принадлежности к одной партии, землячеству, кружку по интересам. Этих людей мы отчасти отождествляем с собой, и бывает, готовы действовать ради них. Чем ближе к себе я ощущаю человека, тем с большей готовностью я ему помогаю, и такая помощь тоже не выходит за рамки действия ради себя. Меня может задеть, то есть выбить из комфортного состояния, беда совершенно чужого человека. В этом случае я помогаю ему, чтобы вернуть себе покой, хотя внешне такая помощь может казаться вполне бескорыстной.

Недаром говорят, "благими намерениями выстлана дорога в ад". Нам кажется, что мы хотим "как лучше", а получается "как всегда", ведь намерение, как бы красиво оно не выглядело, все время - ради себя.

Поэтому за все время существования человеческой цивилизации мы так и не нашли форму счастливого существования. Поэтому мы не можем договориться с собственными детьми. Поэтому мы не воспринимаем большую часть мира вокруг себя. Наши чувства впитывают значительно больше информации, чем осознает ум, ограниченный постоянно направленным внутрь себя и настроенным на поглощение намерением.

Намерение нельзя увидеть глазами, в нем участвует сердце - то есть желания человека. Но можно "проникнуть" в свое сердце, изучить его свойства: как оно относится ко мне самому, к другим людям, ко всему миру. Сердце можно "расширить" и действовать в нем, направляя, соединяя, перемешивая между собой внутренние силы, мысли, желания.

И тогда, если сможет человек выйти из намерения ради себя, то совершенно другой мир откроется перед его глазами. Он увидит, что все люди, по сути, - это он сам. Он почувствует их желания, их страхи их надежды, как свои, и больше нечего будет делить, скрывать или бояться, и действия, совершенные с намерением ради других, смогут быть действительно успешными.

С кем связать свою судьбу

E-mail Печать PDF

С кем связать свою судьбу

В ходе изучения 1,5 млн. супружеских пар ученые из Стокгольмского университета установили, что продолжительность и качество жизни мужчины зависит в первую очередь от умственных способностей и степени образованности женщины. При этом, отмечают исследователи, интеллектуальный уровень мужчины не имеет столь важного значения, поскольку традиционно именно женщина несет большую часть ответственности за дом, нежели мужчина. Отсюда и вывод: мужчине, желающему увеличить продолжительность своей жизни, следует связать свою судьбу с умной и образованной женщиной.

Но кто сказал, что мужчина или женщина вообще должны идти по пути создания семьи, включающей в себя мужа, жену и много детей вокруг них? Семьи, передающей свои традиции из поколения в поколение, в которой бабушки, дедушки, отец, мать, дети и внуки жили вместе, чувствуя себя близкими и помогая друг другу? Ведь современное развитие общества постоянно создает новые учреждения и службы, предназначенные для того, чтобы мужчине не потребовалась помощь женщины, а женщина не нуждалась бы в мужчине. Есть социальные службы, защищающие ее, и ей вроде бы уже не нужен муж.

Однако углубляющийся кризис семьи показывает, что растет насилие в семье, и люди страдают от одиночества, а дети убегают из дома и стремятся к наркотикам. Все это происходит неспроста. Надо осознать зло и подумать: откуда берут начало наши свойства, и как можно достичь счастья в нашей жизни?



Ведь любое идеальное состояние, любая гармония являются результатом равновесия между двумя силами - положительной и отрицательной, между эгоизмом и альтруизмом, мужчиной и женщиной. Если мы найдем эту гармонию, это равновесие, то достигнем покоя и безмятежности.

Свинг. Альтернатива измены?

E-mail Печать PDF

Свинг. Альтернатива измены?

Довольно часто словосочетание "супружеский секс" произносится иронично - подразумевается что-то скучное, обязательно-принудительное. Несмотря на то, что брак для обоих супругов является безусловной ценностью, в сексуальных отношениях на смену радости и удовлетворению может прийти разочарование, ощущение скуки.

Между тем, если между супругами достаточно высокая степень доверия, и они могут обсуждать интимные проблемы, им, как правило, удается преодолеть кризис: сохранить брак и добавить новые краски в привычную сексуальную палитру.

Групповой секс и свинг попадают в список наиболее распространенных сексуальных фантазий, являющихся дополнительным источником удовольствия и взаимного возбуждения. Парадоксально, но для некоторых пар свинг (притом, что в обществе к нему относятся скорее негативно и часто отождествляют с групповым сексом) является социально более приемлемым способом оживления отношений и сохранения брака, чем супружеская измена. Причина в том, что в случающемся сплошь и рядом адюльтере изменяющий супруг (супруга) зачастую испытывают чувство вины, мучаются угрызениями совести и постоянно живут в страхе перед разоблачением. В свинге - иначе.

Возможность ощущать себя искренними и честными - очень привлекательна. Кроме того, на свинге лежит флер "продвинутости", предполагающий выход на более высокий уровень отношений, доступный не всем. Принадлежность к группе избранных может быть серьезным аргументом для стоящих перед выбором.

Таким образом, все достаточно просто, когда супруги одновременно и легко решают влиться в ряды свингеров и свой дальнейший опыт расценивают как положительный. Однако, ситуация, когда один из супругов хочет попробовать, а другой боится и отказывается - неоднозначна. Здесь можно попасть в ловушку.

Вместо открытости и честности разыгрывается сценарий, когда один из партнеров не замечает, не понимает страхов и сомнений близкого человека, а другой не умеет отстаивать свои интересы, так чтобы не обидеть, не "сделать хуже". Как правило, данная ситуация бывает вызвана проблемами в других сферах семейных отношений - супруги не слышат друг друга, им трудно договариваться и учитывать интересы партнера.

Как правило, в таком браке много недоверия и один из супругов испытывает сильную тревогу. С тревогой можно справляться, только контролируя ситуацию, что более беспокойный супруг и делает. Но тотальный контроль скорее окончательно разрушит и без того нестабильные отношения.

Таким образом, обращение к свингу - может внести облегчение в ситуацию между супругами лишь на ограниченный срок, со временем, вернув их к исходной точке - отсутствию взаимопонимания.

Авалова Алла

Страница 1094 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135