Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Собственное мнение человека

E-mail Печать PDF

Собственное мнение человека

Собственное мнение человека - инструмент познания истины - играет важную роль в его жизни. Изучая окружающий и внутренний мир, человек формирует собственное мнение обо всем, что его интересует и что его касается.



Собственное мнение человека - вещь непостоянная. При накоплении новых данных об изучаемом предмете собственное мнение человека может меняться. Последовательность изменений собственного мнения человека показывает ступени познания им окружающего и внутреннего мира, отражает этапы приближения к истине.

Статус собственного мнения

Изучая жизнь, человек формирует не только собственное мнение, но и свое отношение к этому мнению, присваивая определенный СТАТУС своему мнению. При общении с собеседником важно учитывать этот статус.

Человек волевой и социально успешный, как правило, присваивает высокий статус собственному мнению иногда даже в той области, в которой он некомпетентен. Присвоив значительный статус собственному мнению, человек весьма высоко его ценит и прикладывает значительные усилия для того, чтобы отстоять свое мнение.

Человек слабовольный и неудачливый часто стесняется говорить о своем мнении и присоединяется к мнению тех людей, которые более уверены в своих силах и более успешны в жизни. Так он проявляет свою конформность в отношениях с людьми.



Собственное мнение и религия

Некоторые люди настолько повышают статус своего мнения, что превращают свое отношение к собственному мнению в Религию. Они поклоняются собственному мнению, как идолу, божеству, и считают, что их система представлений о мире, их мировоззрение, их личностный мир держатся только на этом мнении. Такая "Религия собственного мнения" чаще встречается у людей старшего возраста.

В названии "Религия собственного мнения" слово "Религия" мы пишем с прописной буквы, чтобы подчеркнуть, что Религия собственного мнения - это корневая религия человека. Она лежит в основе любой другой религии, является ключевой религией. Как убедиться, что все остальные религии напрямую зависят от Религии собственного мнения?

Человек становится христианином (мусульманином, буддистом, иудаистом и т.д.) только тогда, когда он говорит: "Я - христианин (мусульманин, буддист, иудаист и т.д.)". Пока человек не сказал такую фразу, он считается интересующимся этой религией, изучающим эту религию, сочувствующим этой религии, но не представителем этой религии. Таким образом, принадлежность человека к какой-либо религии зависит от его СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ. Если вы можете изменить мнение человека о его принадлежности к какой-то религии, это означает, что он уже не является религиозным человеком. Из вышесказанного следует важный вывод: фундаментом любой религии является не ВЕРА, а СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ человека.

Каким образом ведут себя люди - приверженцы Религии собственного мнения? Если человеку, верующему в собственное мнение, предлагают изменить свое явно ошибочное мнение, то он воспринимает это "в штыки", считает это насилием над личностью и покушением на его Религию собственного мнения, реагирует на такое предложение как верующий человек, которому предлагают отказаться от своей религии и стать приверженцем другой религии.

Приверженцы Религии собственного мнения цепляются за это мнение как за догму и в результате останавливаются в развитии. Такие люди направляют свои силы на защиту собственного мнения. Убеждая других людей, что именно их мнение правильное, хотя оно, быть может, уже устарело и противоречит новым данным, они тормозят свое личностное развитие и личностное развитие других людей, тормозят прогресс в целом. Такие люди интуитивно чувствуют, что изменение собственного мнения с целью приближения к истине обычно приносит пользу, но они не могут согласиться с тем, что при этом могут пострадать их репутация и социальный статус.

Отождествление собственного мнения с истиной

Иногда встречаются люди, которые отождествляют собственное мнение с истиной. Например, если человек полагает, что есть два мнения - его мнение и неправильное - это означает, что человек отождествляет свое мнение с истиной и считает, что его мнение всегда правильное и не подлежит сомнению. Такому человеку весьма неприятно обсуждать мнения, которые отличаются от его собственного мнения.

Истина и правда

Сравним понятия "истина" и "правда". Истина не зависит от мнения человека. Правда - это часть реальности, которая отражает, подтверждает собственное мнение человека. Другими словами, понимание человеком правды напрямую связано с его собственным мнением. Если человек отстаивает какую-то правду, то она, как правило, непосредственно связана с его собственным мнением.



Распространенное выражение "Сколько людей, столько мнений" характеризует многообразие мнений людей. А это многообразие мнений порождает многообразие правды. У каждого человека есть своя правда. Каждый человек по-своему прав и с помощью своей правды может легко найти оправдание любых своих действий.



У ярых приверженцев собственного мнения, приверженцев своей правды обычно формируется предвзятое мнение к той реальности, которая не соответствует их правде. Оправдывая свою привязанность к собственному мнению, к своей правде, человек стремится найти факты, которые подтверждают ПРАВИЛЬНОСТЬ его мнения, правильность его правды, и игнорирует факты, которые противоречат его собственному мнению.



Приведем пример. Женщина считает правдой то, что "все мужчины - пьяницы". Такая женщина, бессознательно стремясь подтвердить свою правоту примером своей жизни, наиболее вероятно выйдет замуж за мужчину, у которого со временем сформируется алкогольная зависимость.

Другой пример. Если человек говорит: "Мне постоянно не везет", - и считает это правдой, он бессознательно прикладывает усилия к тому, чтобы обстоятельства его жизни подтвердили "правоту" его жизненной позиции. И действительно, его усилия не пропадут даром. Жизнь у него сложится так, что ему будет постоянно не везти. И это будет наглядным "подтверждением" его "правоты". Человек внутренне будет радоваться, что он оказался "прав". Таким способом этот человек получает глубокое удовлетворение от своей правоты, и поэтому он не собирается что-либо менять в своей жизни. А если в его жизни неожиданно для него начнется полоса везения, то, скорее всего, он скажет себе: "Везение продолжаться долго не может!". И тогда в скором времени это везение сменится полосой неудач. Человек внутренне ликует: он опять оказался "прав", его правда снова на высоте!

Собственное мнение и жизненный сценарий

Когда вы говорите человеку о неизвестной ему истине, он всегда сравнивает эту истину с собственным мнением. А это мнение для человека, как правило, весомее, ближе, роднее, привычнее, чем какая-то новая истина. Поэтому человек формирует свою жизнь в основном в соответствии с собственным мнением, а не в соответствии с истиной.



Собственное мнение человека, даже если оно правильное, отражает только часть истины, и поэтому оно ограничивает воображение человека, определенным образом влияет на формирование его намерений, настраивает его жизнь и таким образом формирует его ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Привязка человека к собственному мнению создает привязку к жизненному сценарию.



Осознание недостатков и ограничений своего жизненного сценария, изменение его посредством осознанного перепрограммирования своего подсознания дает человеку возможность стать хозяином своей судьбы, успешно решать свои жизненные задачи.

Социальные объединения

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Социальные объединения

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”.

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы —это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные “посредники”, например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов —они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения (“структура власти”). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове “формальный” не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и “неформальные” группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура “власти”. Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход) , несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина “референтная группа”: иногда —как группа, противостоящая группе членства, иногда —как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия “связи” и “отношения”. В современных гуманитарных науках “отношение” считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, “связь”—это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь —это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками некоторой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: позиция —единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус —единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль —единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль —единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: “Он нашел свое место в жизни”(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое “место” определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но “построить позицию” невозможно раз и навсегда, обретение “места в жизни”—событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. “На том стою и не могу иначе!”— в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) — это “врожденная социальность”: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. “Стать истинным дворянином”, “стать истинным офицером”—значит “отлиться по форме” заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни —не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей —их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли —это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.

Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории “социальных ролей”, но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли “лидера”, “умника”, “шута”, “козла отпущения”, “дурочки”, “мальчика для битья”, “красотки”, “недотроги”, “аутсайдера”и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана) , богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль “жертвы” или “обидчика”) , способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них. Так, общности с социал -органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения —от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общностях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до “театральной программки”, где “все роли уже расписаны”. В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в “коммунитас”—всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в “формальной структуре”— множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятельности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал “сам”—по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

Социальная организованность —объединение с целевой детерминацией деятельности

Малая группа —форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она проявляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социальных организованностях?

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Выше мы различили два типа человеческих сообществ: “социальную структуру”(организованность) и “коммунитас” (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия) , так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером —это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего —его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае —неизбежна смена лидера.

Команда с командиром —здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.

Отряд с предводителем (вожатым) —наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители) , и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

Коллектив с советом —хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

Корпорация, партия с вождем —как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин) , либо с главным функционером-организатором; способ управления —на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом —наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели “рассыпают” конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

Сплочение общества

E-mail Печать PDF

Сплочение общества

Утешали себя тем, что, мол, наша отечественная культура так фундаментальна, что соседство с жалкими приметами общества потребления не унизит ее и не умалит. Однако идет время, логотипы западных фирм по-прежнему сияют в центре столицы, а влияние нашей культуры все меньше ощущается в общественной жизни и образе мыслей и действий наших граждан.

Неужели знаки чужой цивилизации стали восприниматься как свои, родные? Неужели культура и ценности народа способны так быстро и радикально меняться?

С этими вопросами я обратилась к Елене Евгеньевне ПРОНИНОЙ, доктору наук, профессору кафедры практической психологии Московского института открытого образования. Елена Евгеньевна не так давно провела исследование по проблеме «Образ России в наружной рекламе, массовом сознании и государственной политике», поэтому ей как никому другому должно быть известно, права ли я в своих опасениях.

- «Хорошо ли то, что на овеянном легендами “доме на набережной” уже много лет красуется товарный знак “Мерседеса”? – спросила я Елену Евгеньевну. - Если психологи считают, что наружная реклама оказывает мощное воздействие на сознание людей, то что значит симбиоз нашего исторического здания с товарным знаком иностранного автоконцерна?»

- Думается, этот пример очень хорошо показывает, что в социальной жизни нет ничего случайного, - отвечает на мой вопрос Е.Е. Пронина. - Здание на возвышенном берегу Москвы-реки, напротив Кремля, тоже, конечно, было символом. «Дом на набережной» строился для партийной элиты как воплощение общей мечты о коммунистическом будущем. Ошеломляющие взлеты и устрашающие падения советских партийных лидеров, в одночасье становившихся «врагами народа» и уходивших из этого дома в никуда, накрепко связаны с этим знаменитым памятником советского конструктивизма. Символ немецкой промышленности, установленный поверх символа коммунистического будущего, смотрится как крест, поставленный на могильный холм советской власти, или, если дать волю ассоциациям, как осиновый кол, вбитый в «призрак коммунизма». Исторический «дом на набережной» превратился в удобный пьедестал для апофеоза немецкой промышленности. Удивительно ли, что люди перестали уважать собственное государство и элиты, не обладающие чувством национального достоинства.

Отсутствие национальной гордости у представителей власти является показателем отсутствия национальной идентичности у тех, кто должен стоять на страже интересов страны.

Это только углубляет раскол между обществом и государством: раскол, одинаково опасный как для общества, так и для государства. Обесценивание прежних общественных идеалов вознесло на социальный верх иные фигуры и иные идеалы – олигархов, «воров в законе», прямых бандитов, породило веру в «легкие деньги», посеяло среди людей нереалистические ожидания, создало питательную среду для вируса «халявы» и «жуирования». Многочисленные финансовые пирамиды в России 90-х годов не испытывали дефицита в средствах, количество вкладчиков множилось, несмотря на громкие скандалы и регулярные обрушения то одного, то другого банка или фонда.

Горький опыт России ничему не научил и остальных. Весь мир жил в уверенности, что эти потрясения – проявление «российской специфики». Но оказалось, что российские пирамиды – игрушки по сравнению с теми, что подспудно росли в благополучном западном мире. Спустя полтора десятка лет разразился мировой экономический кризис. Рухнули не только частные организации и фонды, как в России, – потерпели миллиардные убытки крупнейшие национальные банки США и практически всех развитых европейских стран.

- Вы хотите сказать, что кризис имеет мощную психологическую составляющую?

- Факты наводят на мысль о том, что мировой финансовый кризис – по существу, психологический кризис, поскольку главную роль в его развитии сыграл человеческий фактор. Весьма примечательны в этом смысле слова, сказанные президентом США Б. Обамой на заседании Конгресса, где обсуждались причины мировой экономической катастрофы. Он заметил, что основной причиной кризиса стали человеческая жадность и безрассудство. Подтверждением этих слов явились многочисленные случаи расходования государственной помощи, оказанной банкам, на выплату премий и бонусов, которые руководство банков начисляло самим себе. Вот такая психология, по всей видимости, и породила эти пирамиды и, в конце концов, привела к кризису.

Но речь идет не только о бизнес-элите, но и об огромном количестве людей, уверившихся в неиссякаемом источнике «бешеных денег», не обеспеченных ни трудом, ни реальными ценностями.

Вспомним, что кризис начался с того, что рядовые граждане набрали в долг столько, сколько не может оплатить даже такое сильное государство, как США. Да и само государство тратило деньги на ведение сомнительных коммерческих и военных кампаний, не считаясь с реальностью. Государственный долг Соединенных Штатов сейчас таков, что на долю каждого американца приходится более 30 тысяч долларов задолженности! Аналогичная картина сложилась во многих других странах.

- Но откуда взялись «бешеные деньги», разбудившие такие аппетиты?

- Я не экономист, но меня удивляет, что до сих пор никто из экономистов не подсчитал, сколько наших, русских денег ушло в Америку и Европу после поражения России в холодной войне и распада СССР. Сколько было уплачено по долгам Советского Союза, которые Россия приняла на себя, сколько выплачено по процентам внешних займов, сделанных за время президентства Ельцина, сколько средств уведено за границу приватизаторами, олигархами и бандитами. Возможно, стоило бы это подсчитать, чтобы понять, откуда взялись «бешеные деньги». Примечательно, что именно в 90-е годы, когда вывоз капиталов из России совершался абсолютно бесконтрольно, экономика Америки переживала самый значительный подъем со времен Второй мировой войны. Дефицит бюджета был снижен на треть, государственный долг рос минимальными темпами (всего на 1,6% в год, тогда как при Рейгане ежегодно подрастал на 14,1%, а при Буше-старшем - на 9,9% в год). И напротив, в 2000-е годы, когда Россия резко уменьшила выплаты по внешним займам, досрочно погасив задолженность Парижскому клубу, оплатив даже «царские долги», навела порядок в экономике и сократила отток капиталов за рубеж, – именно тогда резко ухудшилось состояние мировой финансовой системы.

Но «бешеные деньги» оставили глубокий след в психологии людей. Так, уверившись в неисчерпаемости материальных благ, Америка решила отказаться от значительной части производства, переместив его в Китай. Это ослабило ее экономический статус и создало еще одну угрозу финансовому положению страны. Цепочку можно было бы продолжить, но важно одно – то, что именно психология, то есть вышедшие из-под контроля «жадность и безрассудство», сыграли основную роль в назревании кризиса.

- Но это на Западе. А какое влияние «жадность и безрассудство» оказали на судьбу России?

- Что касается России, то удар, нанесенный национальной системе ценностей жадностью одних и безрассудством других, ощущается и спустя много лет после приступа «золотой лихорадки» и крушения первых пирамид.

Последнее десятилетие было относительно благополучным для России, но, как показывает развитие событий, даже собранная за это время значительная финансовая «подушка безопасности» имеет мало проку, если у нации нет единства, воли к преодолению трудностей и веры в себя.

Но все-таки некоторые подвижки в понимании важности национального самоуважения уже есть. Важно, что политики высшего уровня, наконец, заговорили о национальных интересах страны. И первым заметным прецедентом открытой защиты Россией своих национальных интересов стало нашумевшее выступление В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году.

До этого момента негласно считалось, что у России вроде бы и не может быть своих национальных интересов. Заявление Президента означало, что государство обрело, наконец, национальную идентичность и признало себя защитником жизненных интересов своих граждан. То, что для других стран давно было само собой разумеющимся, для России, по ряду трагических причин, стало эпохальным прорывом.

Сегодня уже вряд ли кто-то станет отрицать наличие у России собственных национальных интересов или упрекать ее за стремление следовать им. И это наиболее важный результат развития страны за последнее десятилетие. Печальная история возникновения и распада СССР показала, что никакая идеология не может в долгосрочной перспективе заменить созидательной силы общества, движимого своими национальными интересами. А последовавший затем горький опыт ельцинской эпохи со всей очевидностью обнаружил, что частные интересы людей, если они не имеют национальной идентичности, не могут уберечь государство от распада, страну от разграбления.

- Но какую роль в повышении конкурентоспособности России может сыграть консолидация народа и элит?

- Важнейшим показателем и инструментом национальной консолидации является внутренний образ страны, то есть представление о России у рядовых граждан. Он складывается в результате деятельности средств массовой информации, политики государства, а также в ходе повседневного решения житейских проблем. Вопрос о внутреннем имидже страны сам по себе тоже является проявлением растущего национального самосознания.

Самосознание общества – очень важный фактор его экономического развития. Я думаю, что преодолевать катаклизмы – тем более такого глобального характера, как наступивший кризис, людям легче сообща, оказывая друг другу помощь и поддержку. Это касается, в том числе, и жизни в стране, потому что существование каждого из нас связано с жизнью государства. Должно быть доверие между государством и гражданами. Должно установиться понимание того, что государство работает для общества, что общество знает, как ему использовать государство, как его контролировать, направлять – в общем, заставлять работать. Но это возможно, только если в обществе будет сплоченность, поддержка, взаимопонимание, уважение.

Когда Германия восстанавливалась после разрухи, после удара, который был нанесен ее национальной идентичности, когда возникло чувство вины и это создавало дополнительные трудности, появился лозунг: «Немцы, улыбнитесь друг другу»! Это был призыв помочь друг другу, поддержать друг друга, налаживать совместную жизнь. И он возымел действие.

Общество должно сплотиться перед лицом серьезных испытаний. Для этого нужно уважать себя, уважать свою страну, потому что наше государство создано нами для наших потребностей.

- Устойчиво ли самосознание россиян сегодня? Есть ли в нас тот морально-нравственный стержень, который невозможно сломить?

- Во всяком человеке есть нечто, что не поддается прямому контролю и тотальному регулированию. Хотя, конечно, пиар-технологии и реклама к этому стремятся. Но еще физики говорили, что даже в неживом мире есть такое понятие – «свобода воли электрона», которая проявляется в том, что невозможно его поведение предсказать и полностью описать. А поведение человека - тем более. По всей видимости, в нас существует естественное сопротивление к подавлению индивидуальности и личной воли.

Если раньше традиция, общество задавали нравственные ориентиры, то сегодня структуры, которые должны выполнять эти функции, или разрушились, или находятся в очень слабом состоянии, нуждаясь в возрождении. И человек подчас сам ищет, иногда даже конструирует свои нравственные ориентиры.

Это происходит потому, что у нас имеется способность и желание видеть вещи под знаком вечности. Мы стремимся к нравственности, поскольку она больше сиюминутных проблем, сиюминутных разочарований, и даже больше самой нашей жизни.

Нравственно упорядоченная среда всегда ощущается как позитивная и комфортная. Любое государство заботится о создании такой комфортной психологической среды внутри страны. В Финляндии, например, есть очень много запретов на жестокую, агрессивную, гиперсексуальную рекламу. Вы не увидите там на улицах плакаты с полуодетыми женщинами. В специальных ночных клубах, может быть, они и есть, но в публичных местах такой рекламы вы не найдете, потому что считается, что она оскорбляет достоинство женщины. Подобная реклама действительно создает психологически дискомфортную среду для обитания.

Этой же цели служат законы, защищающие молодежь от информации, которая способна причинить вред. Во многих странах такие законы приняты, а у нас нет. Подобный закон уже более пяти лет обсуждается в Думе, второй год держится в Общественной палате, и конца этому не видно.

- Какая информация считается вредной?

- Имеются в виду сексуальные, эротические, порнографические материалы в общедоступных СМИ. Этот закон призван ограничить такую информацию специально отведенными местами и временем. До сих пор не закреплены правила, что можно, а что нельзя демонстрировать в передачах, которые могут увидеть дети.

Государства по-разному определяют время, доступное детям: где-то оно начинается в 6 утра и продолжается до 22-24 часов ночи, где-то иначе, но в любом случае в это время на доступных каналах не может быть показано насилие или преподнесена сексуальная информация.

У нас же в любое время дня на государственных каналах телевидения, на любой улице наших городов на рекламных плакатах можно увидеть демонстрацию садизма, мазохизма, порнографии, и это создает крайне отрицательный образ страны у населения.

Ведь очень важно, как чувствуют себя граждане в своем государстве, а чувствуют они себя в России неуютно. Наше исследование показало, что хотя россияне очень любят свою страну и наделяют ее максимально позитивными качествами, но есть одно, в чем все согласны: она нестабильная, противоречивая, в ней дискомфортно жить.

Я могу сказать, что на международной арене наше государство лучше защищает свой позитивный имидж, чем внутри страны, где оно совершенно не заботится об этом.

Проблема состоит еще и в том, что если нет никакого контроля со стороны общества над деятельностью коммерческих структур, то эти структуры начинают давить на своих сотрудников и подчинять их творчество негуманным целям. Они начинают применять любые средства ради того, чтобы собрать рекламные деньги, в том числе использовать шокирующие изображения, передачи, травмирующие людей. Фактически бизнес эксплуатирует общество в целях наживы!

Поскольку наше общество достаточно молодое на уровне своего суверенного существования, то у нас еще плохо разведены понятия «свободы слова» и «свободы торговли». И очень часто свобода торговать рекламой с телеэкрана выдается за свободу слова. Но это абсолютно разные вещи!

Должны быть введены правила цивилизованной торговли, и государство, беспокоясь о своем имидже, обязано способствовать принятию необходимых законов.

- То есть свобода рынка должна быть ограничена моральными приоритетами граждан, в обществе которых этот рынок работает.

- Вы совершенно правы. Свобода рынка ограничена правом граждан на достойную и комфортную жизнь. Мы имеем право жить в соответствии со своими ценностями и правилами.

Необходимо учитывать огромное влияние, которое способна оказать реклама на процесс становления национального самосознания, препятствуя или содействуя ему. Эти аспекты функционирования рекламы и нашли свое отражение в результатах нашего исследования «Образ России в наружной рекламе».

- Расскажите об этой работе подробнее.

- В исследовании приняли участие в общей сложности более 700 человек. Им предлагалось высказать свое мнение относительно конкретных образцов наружной рекламы, сфотографированной на улицах города.

И оказалось, что большая часть плакатов вызывает негативное отношение аудитории. В особенности это относится к рекламе алкогольной продукции, навязчиво апеллирующей к национальной и государственной символике: «Большая бутылка для большой страны» (пиво «Очаково»), «Там, где Россия» (пиво «Балтика»), «Есть чем гордиться!» (водка «Флагман»). Такая реклама вызвала у людей раздражение и огорчение. Они комментировали ее как «противоречивую», «безответственную», «призывающую к пивному алкоголизму», считая, что «довольно вульгарно проводить параллель: страна - пиво». Им не нравились «ассоциации России с пьющей страной». Негативное отношение аудитории легко понять. Реклама этого типа обращает в шутку высокие понятия, опошляя национальные символы.

Складывается ощущение, что коммерческая реклама не соответствует уровню самоосознания сегодняшних россиян. По инерции, тянущейся со времен экономического развала и беззастенчивой эксплуатации ресурсов России, создатели рекламы относятся к российской культуре как к чуждой цивилизации, заслуживающей только пародирования.

Система ценностей и заветные желания этой категории людей вольно или невольно проявляются в некоторых образцах рекламы. «Эмигрируйте каждый вечер!» - такой призыв можно было увидеть в самом центре столицы, в двух шагах от Московского университета и напротив Кремля в течение всего лета 2008 года. Речь шла о готовых домах в элитном поселке «Бельгийская деревня».

Можно ли представить себе в любой стране Запада такую рекламу, где предлагается эмиграция из страны как предел мечтаний?

И когда мы исследовали восприятие этой рекламы, то увидели, что после ее просмотра люди оценивают Россию как «противоречивую», «нестабильную», «грустную», «лживую», «безразличную», «бедную». Наши респонденты воспринимали такие плакаты без протеста, потому что привыкли к подобному отношению к своей стране. Их комментарии дают представление о чувствах, которые вызвала эта реклама: «образ Рублевки», «Россия здесь как место пребывания, зарабатывания денег, но не как место жизни, не любимая страна!», «естественно, речь идет об элитном жилье, наша страна не предоставляет возможности всем гражданам жить хотя бы на среднем уровне... Обидно за страну, что все нестабильно. Но Россия сильная, богатая страна. Когда-нибудь все станет на свои места».

- Эта реклама вызывала у людей депрессию?

- Конечно, она вызывала депрессию. Причем возникает интересный вопрос. А что люди оценивают – эту «Бельгийскую деревню», в которой предлагают дома покупать, или Россию? И если в Подмосковье строится «Бельгийская деревня», поселки с названиями «Альпийская долина», «Гринфилд», «Вита Верде», «Старвиль», «Гринбург», то можно ли считать их Россией? Гражданам нашей страны предлагается не просто эмигрировать, а как бы отказаться от своей культуры, от своей идентичности.

Мы воспринимаем такие названия и отношение к России как нечто неправильное, не соответствующее здоровому положению вещей. У нас есть потребность иметь свою культуру, уважать ее, любить ее.

- Но можно ли определить, что именно хочет видеть российская аудитория?

- Интересно, что наибольшие симпатии завоевали два абсолютно различных, на первый взгляд, плаката: плакат со словами «Вперед, Россия!» и с изображением оскалившегося медведя, который развернули болельщики на трибунах во время матча сборной Англии и России, и небольшой по формату щит в метро со строчками из стихотворения Н.Н. Станкевича на фоне Красной площади: «Склони чело, России верный сын, / Бессмертный Кремль стоит перед тобою...».

В чем же особенность двух таких разных лидеров «зрительских симпатий»? В обоих случаях подчеркивается и реабилитируется национальная идентичность: в одном – государственническая (подчеркивается величие и сила России как государства), в другом – этнопсихологическая (санкционируется право нации на активную защиту себя и своих интересов).

Однако некоторым нравилась только реклама с болельщиками. Нарочитая официозность плаката с цитированием стихов Станкевича воспринималась как очередная попытка «всех нагнуть», эти критики считали плакат скучным, глупым и бессмысленным. У плаката «Вперед, Россия!» тоже были критики, они говорили, что он агрессивен, устрашающ, на Россию не похож.

Но интересно, что были люди, которым нравились оба рекламных плаката. Что же у них есть общего? Самоуважение, гордость, сила, представление о том, что их содержание поднимает национальный дух. У общества есть жажда стабильных ценностей, желание гордиться страной и уважать себя.

- Удалось ли вам выяснить, о какой стране мечтают наши граждане?

- Детальное исследование оценок рекламных плакатов позволило выявить желательный образ страны. Оказывается, наибольшую ценность для аудитории представляет стабильность жизни.

Мы получили «формулу стабильности»: последовательная, дружелюбная, добросовестная, богатая страна.

- Примечательная формула! Интересно, что в нее входит не только богатство, ценность которого в последние годы постоянно выпячивается, но также дружелюбие и добросовестность. Как можно интерпретировать эти результаты?

- Я думаю, эту «формулу стабильности» можно толковать достаточно широко. Человек чувствует себя уверенно там, где действуют законы и жизнь предсказуема («последовательность»), где всегда придут на помощь друг другу («дружелюбие»), где государство выполняет свои обязательства и заботится о своих гражданах («добросовестность»), где можно честным трудом обеспечить себе достойный уровень жизни («богатство»).

Впрочем, конкретных проявлений последовательности, дружелюбия, добросовестности и экономического благополучия может быть сколько угодно. И каждое из слагаемых формулы способно стать основой рекламного образа и внести свой вклад в поддержание позитивной национальной идентичности.

Национальное единство и позитивная идентичность являются важнейшими условиями созидательной работы. Государство может содействовать морально-психологическому единству общества, если отнесется с уважением к национальному самосознанию граждан. Надо полагать, что только в этом случае государство и общество получат надежные гарантии успешного преодоления нынешнего экономического кризиса.

Стереотипы

E-mail Печать PDF

Стереотипы

Люди не редко создают себе образы других людей, полагаясь не на то, что они из себя представляют и делают, а на предположения собственных пожеланий видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. И часто из-за этого возникают стереотипы, а не видение отдельных индивидуальных черт и особенностей. Интересно способны ли вы освободиться от общепринятых правил и обобщений в среде которой мы живём. И состовлять мнение не о личностых качествах группы людей, а о конкретном человеке. Есть целая наука - социальная психология, которая изучает влияние общества на поведение и мысли отдельно взятого человека и написаны целые тома книг, но в этой статье я хотел коротко вам рассказать, что такое стереотип. Возьмём небольшой пример: попробуйте взглянуть на плохо одетого, неопрятного человека и не сделать для себя мгновенный приговор - "бомж". Получится у вас или нет? Скорее всего нет, вы всё равно подумаете об этом. А возможно этот человек из нормальной семьи, но у него в данный момент проблемы. Но стереотип сработал. Это только один маленький пример.

В нашей жизни тысячи таких примеров, где срабатывает стереотип. Ведь так легче нашему мозгу обрабатывать и запоминать информацию, сложил действия, предметы и людей в группы, категории и положил на полочку наших извилин небольшую информацию. К чему всё это я здесь пишу? , всё очень просто - нет ничего в стереотипах такого уж плохого, кроме лишь как твёрдо придерживаться их.

С. Кашников

Схожесть, отличия

E-mail Печать PDF

Схожесть, отличия

Всё и все с кем и чем мы начинаем строить отношения, так, или иначе, схоже с нами. Схожесть это некие общие признаки, общие понятия о комфорте. Схожесть помогает найти общие темы для разговора, общие занятия, выйти на уровень взаимной поддержки в этом пугающем мире. На схожести можно выстроить общий фундамент, можно женится, или выйти замуж, прийти в религиозное течение или пойти на работу. Когда ум ищет схожесть – это сближения.

Отличия помогают расстаться с кем-то или чем-то. «У нас нет ничего общего» - самая убийственная фраза. Раз общего нет, то и фундамента нет, а без фундамента никакое здание не выдержит. Отличия, найденные в себе и спутниках по жизни, будь то муж, жена религиозное движение, или коллектив всегда приносят разочарование. А разочарование толкает на поиск других очарований. Если ум начал искать отличия, то это стремление к расставанию.

Откуда берутся схожести и отличия? Всё очень просто – любой человек, или структура – массив информации. При определенном таланте в этом массиве можно найти всё что угодно. Всё, что вы можете найти зависит от двух обстоятельств: то какой вы, тот, кто ищет, и куда вы смотрите – это и определяет, то, что вы видите. Если ваш ум движим стремлением сближения, то вы легко найдёте в человеке или структуре, то, что схоже с вами. Качества, которые вас отличают будут просто проигнорированы таким вот взглядом. Тоже самое с точностью до наоборот будет, если вы охвачены идеей о расставании.

Как часто слышу я в конце заметки: «Автор ты не написал, как же быть? Что ты предлагаешь?» И, правда, что тут можно предложить? Если всё выше перечисленное – природа воспитанного социумом человека, въелось довольно глубоко и стало очень дорогим уже не отьемлимым качеством то сделать что-то уже, по-видимому, нельзя. Такой человек станет это защищать, как своё естество. Можно посоветовать создать что-то общее: родить ребёнка, построить дом, или купить двухместную байдарку. А если вы относитесь к категории людей, которые не привыкли оправдывать свою глупость природой, то просто перестаньте делать то, что делает вас несчастным, вот и всё.

Страница 1095 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135