Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как устроить чАдо-комнату, или Организуйте ребенку пространство для роста

E-mail Печать PDF

Как устроить чАдо-комнату, или Организуйте ребенку пространство для роста

 

Все папы и мамы  мечтают о том, чтобы у их  «чадика» был собственный уголок в квартире. А еще лучше - комната, благо в наше время отдельная детская уже не редкость. Так что дело за малым: обустроить ее по всем правилам.

РАЗЛОЖИМ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ

МЕБЕЛЬ. Классический (он же оптимальный)  вариант - это стол, шкаф, комод с выдвижными ящиками, полки или стеллажи. Последние очень удобны тем, что занимают мало места и при этом достаточно вместительны. В них можно впихнуть не только обязательные книжки, игрушки, но и множество мелочей, без которых ребячья жизнь скучна и бессмысленна.

ПОЛ. Он должен быть теплым, нескользким и гигиеничным. Всем этим условиям  соответствует, к примеру, ламинированный паркет. Также можно использовать линолеум или пробку. А вот коврам и ковровым покрытиям в детской не место. В них месяцами способны сохраняться различные микробы: стафилококки, стрептококки, сальмонеллы, дифтерийная палочка и всякая прочая  недружелюбная  «живность».

ЦВЕТ. Огромное значение имеет цвет обоев и мебели. Так, например, большое количество белого, серого и «металлика» вызывает уныние. И если ваше подрастающее поколение и без того склонно к периодическим уходам «в себя», - подобного колера лучше избегать. Куда лучше подойдут жизнеутверждающий оранжевый или солнечно-желтый. А вот в комнате, где обитает активный ребенок, «раскраска» стен, наоборот,  должна быть уравновешенной, без резких контрастов. Помните: желтые, салатные, розовые оттенки, как и тона натурального дерева, стабилизируют настроение, вселяют оптимизм. Зеленый возбуждает аппетит, а оранжевый побуждает  к общению. Главное - не переусердствовать.

СВЕТ. Освещение детской должно быть мягким и дружелюбным. Не стоит использовать лампы с абажуром из прозрачного стекла: они утомляют глаза. Лучше предпочесть молочно-белые плафоны, дающие  равномерно рассеянный свет. И не забудьте, что для создания в комнате комфорта и уюта необходимо не менее трех источников света, расположенных на разных уровнях.

ФЭН-ШУЙ ПО-ДЕТСКИ
А теперь несколько  советов для поклонников  фэн-шуя: 1. Выбирая «пространство для роста»,  учтите, что слишком большое помещение может вызывать у дитяти ощущение незащищенности, а слишком маленькое - задавленности. Что самое благоприятное место для детской - середина квартиры. И что «жилище» малыша желательно располагать возле спальни родителей или няни.

2. Уравновешенным детям больше подойдет восточный сектор квартиры. Эта сторона света олицетворяет процесс развития. В то время как гиперэнергичные ребятишки комфортнее чувствуют себя в западном секторе.

3. Рост вашего чада не должны ограничивать никакие факторы: тяжелые темные предметы интерьера, слишком низкий потолок, плохое освещение комнаты. Даже заглядывающие в окна сухие ветви и голые стволы деревьев могут плохо сказаться на эмоциональном развитии малыша и его настроении.

4. Когда школяр сидит за письменным столом, его не должны «атаковать» никакие углы. А чтобы в голове не гулял ветер и легче было сосредоточиться, не ставьте стол на сквозняке, особенно энергетическом (расположение на линии дверь - окно).

5. За успехи в учебе и развитие интеллекта «отвечает» северо-восток. Укрепить этот сектор детской можно с помощью кристаллов. Так что небольшая коллекция минералов, хрусталя или кварца способна не только украсить интерьер, но и сослужить добрую службу.

6. А вот чтобы помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, обратите внимание на юго-запад. Здесь хорошо «работают» любые парные предметы: подсвечники, куклы, настенные маски или декоративные статуэтки.

МЕЛОЧИ СО СМЫСЛОМ

ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. Выделите в комнате пару полок… и смело ссылайте сюда всевозможные предметы, необходимые для удовлетворения детской любознательности: магниты, неработающие телефоны, увеличительные стекла, бинокли, калькулятор… То есть, все то, что уже не жалко раскрутить, расчленить и  доломать, дабы понять, как оно устроено. Это не только направит познавательную активность малыша в конструктивное русло, но и сбережет более дорогие вашему сердцу предметы.

МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ. Вам понадобится настоящий мешочек и энное количество цветных камушек или крупных пуговиц. Дальше - просто: помыл ребятенок свою чашку - бросьте вместе с ним в мешочек светлую пуговицу, подвесил кота за хвост - темную. При этом обязательно объясняйте ему, почему поступок считается хорошим или плохим. Подсчет «добра» и «зла» производится сообща в конце недели.

ШКАФ НАХОДОК. Пусть это будет даже не шкаф, а специально отведенная полочка, на которую ваш «почемучка», а еще лучше - все члены семьи, будут приносить и складывать все необычное, что нашли в окружающем мире: разноцветный камушек, интересный корень дерева, красивый лист и т.д. Это позволит развить наблюдательность и фантазию.

УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ. В такой уголок взрослые и дети относят все, что нашли лежащим не на месте: от плюшевого зайца до папиной ручки и дедушкиных тапок. Это окажет неоценимую помощь, как в поиске пропавших вещей, так и в воспитании собранности. Кстати, не только ребенка, но и вашей собственной.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Все дети любят рисовать. Это аксиома. Так что, даже если из вашего Коли, Вани, Пети никогда не получится Ван Гога, или… тьфу, тьфу, Сальвадора Дали, - это не повод отказывать ему в законной  радости. Создать условия для творчества очень просто: на одну из стен крепится пара больших листов ватмана, а рядом кладутся карандаши и краски. Все. Теперь, главное, не забывать время от времени менять «полотна» и восхищаться «шедеврами». Так что всего вам хорошего, дерзайте!

 

Автор - Оксана Малахова
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:47

Как формируется детский характер

E-mail Печать PDF

Как формируется детский характер? Часть 2

Дети в возрасте 4-6 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. В этом возрасте у детей часто появляются воображаемые друзья, с которыми моделируются различные типы взаимоотношений. На этом этапе формируются такие важные черты характера как умение устанавливать социальные контакты и поддерживать их, становиться душой компании.

Это классический возраст почемучек, когда ребенок активно исследует окружающий мир и задает вопросы.

Моя дочь непрерывно говорит, - жалуется мама шестилетней девочки. – Мне иногда кажется, что ей неважно - слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: "Да, мама?" Если я говорю "да", она успокаивается. Если спрашиваю "что?", девочка обижается.

Однако если детская инициатива не поощряется, если ребенка строго критикуют за это или наказывают, он привыкает чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. Чувство вины оказывается "лежащим близко к поверхности" и в будущем ребенок будет иметь склонность легко впадать в это чувство, иногда совершенно безосновательно.

Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство "Я" при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение действий и высокая оценка действий очень важны для ребенка этого возраста, они позволят сформировать такое важное качество характера, как трудолюбие.

Хотя в родительском сознании часто присутствует убеждение, что ребенку необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, как правило, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими. Особое значение для ребенка в этом возрасте приобретают родительские фразы:

У всех дети как дети, а у меня…
У соседки дочь и в магазин сходит, и дома порядок наведет, а ты…
Сколько раз я могу тебе говорить?
Когда ты научишься понимать меня с первого раза?
У ребенка, часто слышащего подобные фразы, формируется устойчивое чувство неполноценности, заниженная самооценка.

Предмет конфликта развития: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В задачи подросткового возраста входит научиться находить свое место в группе сверстников. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их одну целостную идентичность. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Семье в этот момент важно психологически отпустить ребенка, позволить ему искать себя. На этом этапе происходит осознание себя как личности, осознание тех или иных черт своего характера, формируется отчетливое представление о себе.

В противном случае им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности - отсутствие самостоятельно сформированного представления о себе.

Предмет конфликта развития: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Выделенные Э. Эриксоном стадии развития человека в целом, вполне применимы и для описания стадий эволюционирования характера, потому что, преодолевая каждый кризис в своем развитии, человек приобретает те или иные качества характера. Знание закономерностей развития ребенка позволяет родителям способствовать формированию более цельного, индивидуального и гармоничного характера.

Следует отметить, что по Эриксону, человек, позитивно и своевременно разрешивший очередной конфликт, не испытывает сожалений о прошлом, более живет настоящим.

Автор - Анна Бердникова
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:48

Как формируется детский характер

E-mail Печать PDF

Как формируется детский характер? Часть 1

Посейте поступок, и вы пожнете привычку,
посейте привычку, и вы пожнете характер,
посейте характер, и вы пожнете судьбу.

У.Теккерей.

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах.

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.

Существует ряд теорий, иллюстрирующих и объясняющих развитие как человека в целом, так и развитие его характера. Наиболее значительными из них представляются теории научения, когнитивные и психоаналитические теории, теории «Я».

Наиболее наглядно проиллюстрировать ключевые этапы формирования характера ребенка нам поможет так называемая теория кризисов, автором которой является известный психоаналитик Эрик Эриксон. Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти.

В книге Эриксона «Детство и общество» представлена его модель «восьми возрастов». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Поскольку нас интересует формирование детского характера, то мы ограничимся исследованием первых пяти кризисов. Возрастные границы каждого кризиса могут быть определены лишь приблизительно и значительно варьироваться от одного человека к другому. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием кризисы становятся актуальными только в определенных точках жизненного цикла. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он может присутствовать в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди, как правило, постоянно проверяют степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.

Итак, первая стадия от рождения до года, завершающаяся кризисом одного года. На этой стадии формируется такая важная составляющая характера человека как доверие или недоверие к окружающему миру. До года ребенок полностью зависит от заботящихся о нем взрослых, благодаря заботе и вниманию этих взрослых ребенок составит представление о целом мире. Именно здесь закладываются такие важные черты характера как открытость и доверительность, умение строить близкие отношения.

Однако опыт консультирования указывает на то, что, к сожалению, взаимоотношения мамы и малыша не всегда развиваются гармонично на этом этапе. Об этом свидетельствуют такие вопросы родителей:
Как еще можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Ни строгого голоса, ни шлепков ребенок не понимает?

Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и шлепки вызывают у него недоумение и обиду, заставляют делать выводы о том, что мир вокруг небезопасен: даже мама, теплая и заботливая, может меняться до неузнаваемости, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Следовательно, у ребенка, воспитываемого таким образом, есть большие шансы вырасти недоверчивым, настороженным, дистанцирующимся от людей, даже самых близких.

Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?

На следующем этапе, который ребенок проходит в возрасте примерно от года до трех, решаются вопросы автономии и самостоятельности. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Именно в этом возрасте они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Такой ребенок вырастает активным и умеющим адекватно оценивать свои силы и способности.

Но часто бывает так, что желание ребенка этого возраста делать что-то самостоятельно наталкивается на активное сопротивление мамы.

Моему сыну 2,5 года он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!». Но вытирает-то кое-как – все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?

Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют грязным, неряшливым, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять своим поведением?

Автор - Анна Бердникова

Источник

Обновлено 04.11.2014 09:48

Как читать ребенку вслух, если ты не родитель

E-mail Печать PDF

Как читать ребенку вслух, если ты не родитель?

Чтение само по себе – еще не показатель уровня развития ребенка, тем не менее читать детям вслух можно и нужно.

Кризис чтения (по статистическим данным 2010 года, Россия на 43 месте по качеству чтения) и расцвет одаренности детей оказались сегодня явлениями, тесно связанными.

Развитию детей через воображение способствует чтение ребенку вслух одним из взрослых. Но кто бы это мог быть? В первую очередь, конечно, кто-то из родителей.

Однако в современной ситуации такими взрослыми вполне могут стать мужчина или женщина, организующие новую ячейку общества из неполной (ранее) семьи. Вот несколько практических рекомендаций – как это делать.

Прежде всего, искренне поприветствуйте малыша. Не будет лишним сказать ему еще раз привет, даже если вы уже виделись ранее.

Устраните все возможные помехи, позаботьтесь, чтобы вокруг вас было как можно меньше шума: закройте дверь в соседнюю комнату, выключите телевизор и радио. Если возможно, смените на время чтения комнату – на более тихую. Например, шум ремонта в соседней квартире, к которому вы сами уже давно привыкли, для чтения с ребенком неприемлем.

Подготовка к чтению вслух

Перед чтением старайтесь не переводить ребенка в режим ожидания и тем более не говорить с другими людьми (в том числе по мобильному телефону), пока общаетесь со своим маленьким слушателем.

Перед чтением не игнорируйте предварительную беседу на отвлеченную тему. Предварительное установление контакта – между ребенком и взрослым – очень важно. Но и чрезмерно увлекаться этим тоже не стоит.

Если маленький читатель в хорошем расположении духа и не прочь немного поговорить об игрушках, не стоит его прерывать, но нужно быть осторожным и в поддержании такой беседы: желательно избегать длинных историй, анекдотов и серьезных тем, которые сами по себе могут стать более значительными, чем последующее знакомство с книгой.

Культивируйте в себе терпение и внимание. Когда ребенок комментирует, старайтесь больше слушать, чем говорить, а если случается нечаянно перебить ребенка, обязательно позвольте ему закончить свою мысль.

Старайтесь общаться на литературном русском языке – без сленга, жаргона, разумеется, без бранных слов и слов-паразитов. Во-первых, это вежливо, во-вторых, уместно в ситуации, когда вы мало знакомы с ребенком, в-третьих, важно в педагогических и воспитательных целях, ведь дети – маленькие «попугайчики»: копируют как поведение, так и слова.

Чтение вслух

Читая вслух, практикуйте рефлексивное слушание. Техника рефлексивного слушания (в двух словах) означает перефразирование услышанного в ответной реплике взрослому чтецу.

Кажется, что это необязательно… Однако с учетом индивидуальных особенностей восприятия такая «избыточность» полезна (если не необходима), учитывая невысокую эффективность голосового общения по сравнению с непосредственным чтением.

Рефлексируйте особенно конкретные ситуации, знаковые моменты в повествовании текста.

Завершающая часть сеанса чтения вслух

Заканчивайте коротким резюме по прочитанному отрывку. Это тоже техника рефлексивного слушания, только уже по отношению ко всему прочитанному за один сеанс.

Не забудьте похвалить маленького слушателя, искренне дружелюбно попрощаться с ним и обозначить новую встречу.

Умение читать детям вслух – важный педагогический навык, который необходим как заинтересованному в перспективе всестороннего развития ребенка родителю (в первую очередь), так и педагогу.

Совершенствуйтесь, оттачивайте это умение, и неизбежно получите результат – гармоничное становление личности ставшего теперь уже вашим сокровища.

Автор - Андрей Кашкаров
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:48

Какая няня нужна ребенку

E-mail Печать PDF

Какая няня нужна ребенку?

Работающие мамы – примета нашего времени. Не всегда это ярко выраженная экономическая необходимость. Очень часто на работу приходится выходить по карьерным соображениям. Бизнес в непрерывном движении, и, удалившись на какое-то время, можно безнадежно отстать, молодые «дышат в спину» и используют любую возможность занять освободившееся место.

Каковы бы ни были причины, ребенка одного не оставишь, надо чтобы кто-то за ним присматривал. Заботу о малыше в отсутствие мамы могут взять на себя родственники. Но ведь и у них бывают собственные проблемы, и оказать помощь они способны не всегда. Остается один выход – нанять няню. Конечно, если для этого есть средства.

Для самых маленьких, с первых месяцев жизни до полутора лет, преобладающее значение имеет правильный уход. Поэтому в этом возрасте детям больше нужна няня-медсестра. Речь не идет именно о медицинском работнике со специальным образованием. Но навыки и опыт обязательно должны присутствовать.

С возрастом ребенка изменяются и требования к няне. От полутора до трех лет с ребенком надо постоянно «возиться», играться и общаться, используя обучающие книжки и игрушки. Для этого периода требуется няня-воспитатель, лучше, если с педагогическим образованием.

Насмотревшись голливудских фильмов и желая сократить расходы, некоторые мамы приглашают на роль нянь-воспитательниц студенток ВУЗов. Юные няни активны, но такую работу рассматривают как временную, что может сказаться на отношении к своим обязанностям. Да они еще и сами дети, навыков воспитания у них нет, а посоветовать некому, работать с подопечным приходится самостоятельно.

Впрочем, есть и положительные факторы. Молодость не отягощена собственными ошибочными убеждениями, хозяйка для них авторитет, не взирая на малую разницу в возрасте. Да и с современными электронными штучками в квартире студентке справиться легче, чем женщине в возрасте.

Няня-бабушка если уж приживается в семье, то обычно надолго. Собственные дети и внуки уже выращены, и если еще есть силы, почему бы не помочь, не заработать и даже не получить заряд бодрости, общаясь пусть с чужим, но все же с ребенком?

В силу собственного возраста няни-бабушки обычно медлительны и консервативны. Малыши до трех лет для них большая нагрузка, а вот трех-четырехлетки вполне по силам.

Пенсия – положительная «особенность» женщин в возрасте. Если нужна няня на неполный рабочий день, например, для присмотра за ребенком после садика до возвращения домой родителей, то молодых женщин такой работой заинтересовать трудно, обычно они не соглашаются, потому что им нужна полновесная зарплата, в то время как пенсионерку устроит приработок.

Начиная с четырех лет важным становится «школьный вопрос». Ребенка нужно готовить к началу обучения. С этой работой лучше всего справится няня-гувернантка, хорошо образованная и прекрасно воспитанная женщина.

Гувернантка сможет обучить ребенка чтению и письму, правилам этикета и иностранному языку. Она заберет его из сада и встретит после школы, проведет домой и на занятия в спортивную секцию, поможет сделать уроки и «подтянет» по трудным предметам, займет в свободное время. Обязанности, как видим, самые обширные, что, конечно же, отражается на стоимости услуг.

Нанимая воспитательницу для ребенка, надо отдавать себе отчет, что в наше время нет прислуги, а няня – не слуга, а помощница. С другой стороны, и няня должна понимать, что хозяйка – не подруга для приятного времяпровождения. Удачи.

Автор - Алексей Норкин
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:49

Страница 80 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135