Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как протекает двигательное развитие младенца?

E-mail Печать PDF

Ухаживая за своим ребенком в течение первого года жизни, родители не могут не заметить, как изменяется его двига­тельное поведение. Возникнув в процес­се взаимодействия с матерью, развива­ются все навыки младенца: двигатель­ные, сенсорные (способность ощу­щать) и познавательные процессы, эмо­циональные реакции и речь.
Первые двигательные реакции ново­рожденного строятся на основе безу­словных двигательных рефлексов. Это поиск ртом и сосание, случайное схватывание вложенных в кулачок предме­тов, случайная остановка взгляда на попавших в поле зрения вещах или ли­цах, вздрагивание при резком звуке, свете, принятие определенной позы в определенном положении (например, позы фехтовальщика в положении ле­жа на спине), автоматическая поход­ка и т. д.
Вместе с тем к концу 2-го месяца жизни младенец уже умеет контроли­ровать движения глаз, останавливать их на интересных объектах и просле­живать, правда скачкообразно, медлен­ные передвижения этих объектов. К кон­цу 2-го месяца начинают угасать такие безусловные рефлексы, как автоматиче­ская походка, рефлекс ползания, не вы­является асимметричный шейно-тонический рефлекс (поза фехтовальщика), снижается тонус или мышечное напря­жение в верхних конечностях и увели­чивается количество активных движе­ний.
К началу 3-го месяца у ребенка фор­мируются рефлексы, позволяющие ему разгибать ручки и ножки, а также так называемый шейный симметричный рефлекс, который особенно хорошо вы­ражен в 4-месячном возрасте, благода­ря чему ребенок поднимает голову и весь плечевой пояс.
В течение 3-го и 4-го месяцев жиз­ни у младенца развивается зрительно- моторная координация: ребенок, лежа на спине, поднимает ручки к лицу и долго рассматривает их, следит за дви­жущимся предметом и тянется к нему, двигательно возбуждается при виде интересных объектов, когда они находятся на близком от него расстоянии (т. е. на таком расстоянии, при котором ребенок мог бы, если бы умел, дотянуться до них рукой). Развитие зрительно-моторной координации движений руки под контролем зрения дает младенцу возможность осуществлять первые целенаправленные действия: активные захваты игрушек.
К 5 месяцам ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, активно захватывает ты, хотя и не очень хорошо. При  потягивании за ручки малыш садится, а в 6 месяцев сидит самостоятельно. К 7 месяцам повышенное мышечное напряже­ние уменьшается, развивается разгибательный тонус, появляется реакция опоры. К 8 месяцам резко возрастает двигательная активность ребенка: он переворачивается с живота на спинку и обратно, садится, встает на четверень­ки, уверенно крутит головой. Берет пред­меты, в предметных манипуляциях уча­ствуют обе руки. В 9 месяцев ребенок пы­тается встать, цепляясь за опору, по­очередно подтягивая ноги, помогая ру­кой выпрямить колени. В 10 месяцев самостоятельно встает и пытается хо­дить, но падает. Подолгу играет игруш­ками, при этом в работе руки впервые активно участвуют второй и третий пальцы. К началу 2-го года жизни боль­шинство детей умеют ходить, сохраняя неустойчивое равновесие.
Таким образом, в результате двига­тельного развития у младенца возникает способность к контролю движения го­ловы, руки и туловища, что позволяет ему удерживать голову, хватать, сидеть, стоять и ходить. Именно эти реакции обеспечивают возможность расширения поля восприятия ребенка и возникно­вения первых форм его предметной дея­тельности. Их отсутствие в поведенче­ском репертуаре годовалого ребенка должно привлечь к себе внимание ро­дителей, которым следует немедленно обратиться за консультацией к врачу- психоневрологу или детскому невро­патологу.

Узнать подробнее о двигательном поведении младенца можно на сайте http://nastena-slasten.ucoz.ru

Как развивать в ребенке музыкальные способности

E-mail Печать PDF

Как развивать в ребенке музыкальные способности?

Ваш малыш производит впечатление музыкального ребенка? Он обожает детские мелодии, поет по дороге в детский сад? Просит купить ему настоящее пианино, а не куклу или машинку? Возможно, вы – родитель будущего великого музыканта! Как же разглядеть и развить уникальные способности в ребенке, какие признаки указывают на его музыкальность?

Признаки

Ребенок с удовольствием слушает музыку, может по памяти напеть услышанные мелодии. Он очень чувствителен к тембру голоса окружающих. Визгливый, неприятный голос может запросто вывести его из равновесия. У малыша появляются свои музыкальные предпочтения, он просит включить ему определенные музыкальные произведения.
Если у ребенка есть игрушечные музыкальные инструменты, он пытается на них играть. Кроха не бесцельно стучит по клавишам маленького пианино или барабанит разными предметами по пластинкам металлофона, а пытается воспроизвести услышанную ранее мелодию.

Как помочь развитию способностей

Для поддержания и развития музыкальных способностей ребенка водите его на концерты и театральные представления. Дома слушайте музыку вместе с ребенком. Пусть малыш видит ваш интерес и доброжелательный настрой. Если вы играете на каком-то музыкальном инструменте – это замечательно! Однако не забывайте и о других инструментах. Для полноценного музыкального развития ребенку необходимо слушать произведения, звучащие по-разному. Это обогащает его слуховой опыт. Купите ребенку простой в использовании магнитофон и диски с музыкой (детской, из мультиков или классической).

Пойте сами, только не искажайте мелодию. Ребенок, который увлекается музыкой, обязательно будет вам подпевать. Аккомпанируйте себе на детских музыкальных инструментах: бубне, треугольнике, колокольчиках, металлофоне. Рассказать ребенку о музыкальных инструментах можно с помощью простой игры.

«Кто на чем играет»

Кроме того, что эта игра позволяет запомнить названия музыкальных инструментов, она расширяет кругозор и развивает логику ребенка. Приготовьте картинки, на которых изображены люди, играющие на разных музыкальных инструментах. Рассмотрите их очень внимательно, проговаривая все, что на картинках изображено.
Затем двигайте руками, как будто играете на барабане, и спрашивайте: «На чем я играю?» Если ребенок не догадался сразу, подскажите ему. Потом изобразите игру на пианино, гармони, гитаре, арфе. Если малыш на все вопросы отвечает верно, немного измените правила. Пусть теперь он выполняет ваши задания. Например, пусть изобразит, как играют на дудочке и т.д.

Когда вы рассказываете сказки, стихи или поете песенки ребенку, делайте это образно и с выражением. В вашем голосе он должен слышать разные звуки: громкие и тихие, ритмичные и беспорядочные, плавные и отрывистые.

Иногда говорите малышу, что не можете вспомнить, как надо петь или играть на музыкальном инструменте, позвольте ему поучить вас.

Если ребенок выучил новую песенку или подобрал какую-то мелодию на музыкальном инструменте, предложите ему исполнить это перед бабушкой или папой. Но не заставляйте его выступать, если он стесняется. Скромный ребенок лучше пусть танцует и поет в одиночестве.

Если малыш захочет сам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

И не забывайте играть с ребенком в музыкальные игры. Существует множество игр: с притопами, прихлопами, хороводами и песенками. Игры сильно различаются по возрастным возможностям. Совсем маленькие детки могут только подпевать и хлопать. А дети постарше способны на более серьезное музицирование.

Поощряйте в ребенке желание узнавать что-то новое. Не менее важно учить его завершать начатое дело и преодолевать трудности. Если вы будете создавать ребенку благоприятные условия для его развития, то ваш малыш обязательно преуспеет в жизни.

Автор - Татьяна Петлева
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:31

Как развивать в ребенке способности будущего писателя

E-mail Печать PDF

Как развивать в ребенке способности будущего писателя?

Ваш малыш, несомненно, самый лучший и талантливый! А знаете ли вы, какие таланты заложены в нем? Присмотритесь, может быть, он – будущий поэт или писатель? В этой статье рассмотрим признаки, которые указывают на наличие у малыша способностей к писательскому делу. И что могут сделать мама и папа, чтобы в ребенке не пропал будущий Пушкин или Толстой.

Признаки

Ребенок может без конца слушать свои любимые сказки. Особенно ему нравятся забавы и игры со словами (например, «города»). Малыш придумывает коротенькие стишки и необыкновенные истории, сам рифмует слова. Легко запоминает иностранные фразы. Если что-то рассказывает, то строит длинные предложения и использует слова из «взрослого» лексикона. Кроха не боится выступать перед большой аудиторией. Если вы увидели в своем ребенке перечисленные черты, то при целенаправленных занятиях он вполне может стать хорошим писателем, журналистом, сценаристом или переводчиком.

Как помочь развитию способностей

Расскажите ребенку, что в любой, даже самой обыденной вещи можно увидеть что-то особенное. Покажите своим примером, как это делается. После того как ребенок сам начнет видеть необычные нюансы в обычных предметах и событиях, у него может появиться желание выразить увиденное. Самое трудное – научить малыша спокойно реагировать на критику. Поэтому не надо бесконечно нахваливать ребенка, он может к этому привыкнуть и перестанет радоваться удачам и похвалам.

Для развития писательских способностей запишите ребенка в театральный кружок или на занятия иностранным языком. А дома играйте в игры, соответствующие его увлечениям. Ниже приведены несколько примеров таких игр.

«Вежливость»
В эту несложную игру можно играть даже с трехлетним малышом. Она прививает навыки культурного общения, вежливости, а также учит находить простейшие рифмы. Игра заключается в том, что вы читаете стихотворную строчку, а ребенок должен сам подобрать последнее слово в рифму. Строчки могут быть примерно такими:

1. После обеда даже рыба говорит всегда… (спасибо);
2. Не забудьте на прощанье говорить всем… (до свидания);
3. Зазеленеет даже старый пень, когда ему ты скажешь… (добрый день);
4. Ты сегодня съел свой завтрак,
Всю тарелку – дочиста!
Маме скажешь ты «спасибо», а она – …(пожалуйста).

«Рифмоплет»

Это занятие более сложное (для детей лет шести), но очень интересное. Подбор рифм помогает развивать слуховое восприятие и расширять кругозор. Вы говорите ребенку слова, а он должен выбрать похожие по звучанию. Например, «молоко», «картина», «корзина», «яблоко», «балерина», «высоко», «машина», «глубоко».
Слова можно разделить на две группы: «молоко – яблоко – высоко – глубоко» и «картина – корзина – балерина – машина». Далее попросите ребенка самого подбирать рифмы к разным словам. Если малыш легко справляется с этими заданиями, усложните их, требуя, чтобы у рифмующихся слов было одинаковое количество слогов.

«Что общего?»
Это занятие развивает абстрактное мышление, наблюдательность, воображение, умение рассуждать и выражать свои мысли. Суть задания в следующем: ребенок должен сравнивать названные вами предметы, явления или понятия, выявлять сходство или отличие. Для малышей до 4 лет приготовьте картинки, которые будете показывать. А детям постарше достаточно одних названий. Ребенок должен давать развернутые ответы. Родители могут задавать наводящие вопросы.

Например, пусть ребенок найдет сходства у солнца и луны, ежика и елки, дерева и цветочка. И предложите крохе найти отличия у моря и речки, вороны и синицы, тетрадки и книжки. Усложнить задание можно, сравнивая не предметы, а характеристики предметов (чем отличается «маленький» от «большого»). Или пусть сравнит действия (чем отличается «идти» и «бежать»).

Ваш малыш не может быть лучшим во всем. Если он, к примеру, – фантазер и выдумщик, то совсем не обязательно, что он будет хорошо рисовать. Уделяйте внимание не только развитию сильных, но и компенсации слабых сторон ребенка, чтобы неудачи не способствовали формированию детских комплексов.

Автор - Татьяна Петлева
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:31

Как развивать в ребенке способности будущего ученого

E-mail Печать PDF

Как развивать в ребенке способности будущего ученого?

Вы, наверное, мечтаете о том, чтобы ваш малыш вырос великим ученым, спортсменом, художником или пианистом. Все возможно, но сначала определите, в какой области он лучше всего преуспевает. В этом нет ничего сложного. То, что ребенок делает с особым удовольствием, фантазируя и модернизируя, скорее всего и находится в сфере его повышенных способностей. Мы уже определили признаки будущего писателя и будущего живописца. А в этой статье рассмотрим признаки, которые укажут на будущего талантливого ученого или изобретателя.

Признаки

Ребенок необыкновенно последователен. В его понятии любая мелочь должна быть систематизирована, все имеет начало и конец. Его волнует не только результат занятия или игры, но и все промежуточные действия (он не только строит из конструктора, но и разбирает). Малыша интересуют абстрактные понятия: время, добро и зло, радость и горе. У ребенка с такими чертами характера есть большие шансы стать ученым, программистом, инженером или финансистом.

Как помочь развитию способностей

Точный ум ребенка требует порядка и режима. Учитывайте это при обустройстве его комнаты: у каждой вещи должно быть свое место или ящичек. Любой предмет должен лежать в отведенном для него месте. Если ваш ребенок очень долго собирается на прогулку или в детский сад, не торопите его. Возможно, он обдумывает что-то очень важное.

Не прерывайте кроху, если он слишком долго что-то объясняет и рассказывает. Рассуждения вашему маленькому мудрецу так же необходимы, как и время на раздумья.

Приобретите ребенку шахматы, шашки, «Монополию» – это поможет ему развивать свои способности.
И, конечно же, занимайтесь и играйте с ним в специальные «умные» игры. Например, в такие.

«Разбираем на части»
Игра развивает логику, пополняет словарный запас. Смысл игры заключается в следующем: целый предмет необходимо разбить на части. Приготовьте заранее картинки с изображением разбираемых предметов.
Например, вы показываете ребенку картинку с яблоком и просите его рассказать, из чего оно состоит (веточка с листочком, кожура, косточки и мякоть). Так можно рассмотреть следующие предметы: дом, цветок, гриб, стол, чашка. Только объясните ребенку, что содержимое не является обязательной составляющей предмета (то есть чай – это не часть чашки). Еще будет нелишним обратить внимание малыша на то, что некоторые части предметов, одинаковые по выполняемым функциям, могут называться по-разному (в машине – руль, в самолете – штурвал).

Эту игру можно разнообразить следующим образом: вы называете часть предмета, а ребенок – сам предмет. Например, вы говорите «нитка», а он должен ответить «катушка». Вот несколько примерных слов-заданий: каблук, страница, хвост, клавиша, лепесток, кирпич, чешуя, стрелка, ветка.

«Как узнать?»

Эта игра развивает наблюдательность, смекалку, логическое мышление и речь ребенка. Вы описываете ситуацию и спрашиваете: «Как узнать, что…?» А ребенок должен ответить. Вот несколько примерных ситуаций:
1. Девочке дали в руки закрытую коробку. Как узнать, пустая она или в ней что-то лежит? (Потрясти);
2. Мама сварила суп. Как узнать, вкусный ли он? (Попробовать);
3. Сегодня папа ремонтировал телевизор. Как узнать, получилось ли у него? (Включить телевизор);
Принимайте не только серьезные, но и шуточные ответы. Чем смешнее, тем интереснее будет игра!

«Глупые вопросы»

Эта игра учит ребенка отбирать среди множества информации нужную, а также концентрироваться. Предупредите, что вопросы будут шуточные. Если ребенок не знает, как ответить, предложите ему несколько возможных вариантов. Вопросы могут быть такими:
1. Кто такой: маленький и серенький, на мышь похожий? (Мышонок);
2. Что ты видишь с закрытыми глазами? (Сны);
3. Может ли воробей сказать, что он птица? (Нет, ведь он не умеет говорить);
4. Сколько яблочек может войти в миску? (Ни одного, все надо положить);
5. Какой рукой мама обычно размешивает в чае сахар? (Чай мешают не рукой, а ложкой).

Ваш маленький Эйнштейн не может без постоянной «гимнастики для ума». Однако даже ему нужен отдых от новых открытий и знаний. Отдыхать такой ребенок должен активно. Запишите его в спортивную секцию или сами занимайтесь с ним спортом!

Автор - Татьяна Петлева
Источник

Обновлено 04.11.2014 09:31

Как развивать в ребенке способности будущего художника

E-mail Печать PDF

Как развивать в ребенке способности будущего художника?

Если ваш ребенок проявляет повышенный интерес к какому-то занятию, то вполне возможно, в нем зарождается талант. Развивать способности ребенка необходимо еще в дошкольном возрасте, ведь первые увлеченности возникают именно тогда. Как не проглядеть неординарность малыша?

В первую очередь обратите внимание на энтузиазм ребенка: какие задания он выполняет с удовольствием, а какие приносят ему дискомфорт. Внимательно наблюдайте за поведением, предпочтениями и интересами малыша. В этой статье рассмотрим, какие признаки указывают на то, что ваш ребенок, возможно, будущий художник, дизайнер или талантливый фотограф.

Признаки

Малыш очень любит рисовать и разукрашивать. Он обращает внимание на цветовые сочетания (в одежде, на прогулке, в домашнем интерьере). Ребенок с увлечением рассматривает скульптуры и картины. Он может описать в мелких подробностях тот предмет, который его чем-то поразил. Ребенок хорошо запоминает информацию из книг с картинками, а те сказки, которые вы ему рассказываете устно, он вряд ли перескажет.

Как помочь развитию способностей

Общайтесь с маленьким художником на одном языке: объясняйте ему то, что хотите сказать, визуально. Например, вместо похвалы нарисуйте ему улыбающееся солнышко, а вместо запрета – тучку с дождиком. Когда малыш рисует, расспрашивайте его о том, что он хочет показать своим рисунком. Чтобы талант художника не оказался зарытым в землю, запишите ребенка в художественную школу или фотокружок. А дома играйте в те игры, которые способствуют развитию творческих и художественных способностей. Приведу несколько примеров таких игр.

«Клякса»
Эта игра для детей трех-четырех лет. Она развивает воображение, образное мышление, а также учит, как обращаться с красками. Приготовьте чистый лист бумаги, акварельные краски, стаканчик с водой и кисточки.
Устройтесь за столом, положите перед собой чистый лист. Пусть ребенок возьмет кисточку. Помогите малышу обмакнуть кисточку в воду, а потом в краску. Затем пусть он с вашей помощью перенесет кисть на бумагу так, чтобы краска капнула и оставила кляксу. Пробуйте разные цвета, каждый раз наклоняйте кисточку по-разному.

Следующий этап заключается в разглядывании получившихся клякс. Задавайте ребенку наводящие вопросы, а он пусть отвечает. Вопросы могут быть следующие:
Какая клякса похожа на дерево?
На что похожа синяя клякса?
А почему эта клякса похожа на собачку (птичку, вазочку и т.д.)?

Продолжить эту игру можно следующим образом: вместе с ребенком дорисуйте бесформенные кляксы. Обязательно подсказывайте малышу возможные ответы и варианты.

«Слепые обводилки»

С этим заданием справятся детки четырех-пяти лет. Игра развивает зрительную память, пространственное мышление и укрепляет руку ребенка. Приготовьте листы бумаги с заранее нарисованными на них фигурами (на одном листе – ромб, на другом – овал, на третьем – квадрат и т.д.) и цветной карандаш. Лучше, если цвет карандаша будет отличаться от цвета контуров нарисованных фигур.

Положите перед ребенком лист бумаги, дайте ему в руки карандаш. Проследите, чтобы он поставил кончик карандаша точно на контур. Пусть малыш секунд десять рассматривает контур, который будет обводить, потом закроет глаза и обведет фигуру вслепую. Эту игру можно проводить и в группе детей. Выиграет тот, кто наиболее точно справился с заданием.

«Отличия и сходства»

Эта игра часто встречается в детских журналах. На двух картинках с одинаковыми элементами необходимо найти отличия. Игру можно разнообразить следующим образом: подберите две разные картинки, на которых изображены несколько одинаковых предметов или животных. Пусть малыш найдет общие для двух картинок элементы.

«Виражи»
Еще одна игра, которую можно встретить в журналах для детей. Эта игра «ставит руку» ребенку, развивает координацию. Нарисуйте на бумаге извилистые дорожки, в начале которых изобразите человечка, а в конце домик. Затем объясните, что человечку надо попасть домой, и что идти он должен только по дорожке (а то заблудится). Ребенок должен «провести» человечка, не отрывая карандаша от бумаги.

Не переживайте, если малыш, с большим интересом занимавшийся рисованием, вдруг переключит внимание на музыку или спорт. Это нормальное явление, и ребенок не потеряет своих способностей. Но не стройте далекоидущих планов. В детстве развитие происходит очень быстро, и ваш талантливый маленький художник может в будущем стать гениальным ученым.

Автор - Татьяна Петлева

Источник

Обновлено 04.11.2014 09:31

Страница 74 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135