Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Конфликт и агрессия

E-mail Печать PDF

Конфликт и агрессия

Я никогда не была кроткой овечкой. Буйное детство прошло в тяжелых и изнурительных боях со старшей сестрой-погодкой: будучи в полтора раза тяжелее, она загоняла меня в угол и там лупила. Мне было больно, но я смеялась ей в лицо, за что получала еще более увесистые тумаки. Даже будучи изрядно помятой, я умудрялась выходить из боя победителем. Свой первый урок конфликтологии я усвоила довольно быстро: не мощь противника, а сила Духа обеспечивает победу.

Старшая сестра была отличным тренажером — уличные „войнушки“ меня не смущали, даже если приходилось сражаться против толпы разъяренных мальчишек. Мне нравился азарт и дух игры. Мне нравилось побеждать равных и, тем более, сильных. Но, нечаянно раскромсав одному из моих дворовых оппонентов лоб убойным булыжным аргументом, я получила второй урок: даже игрушечная война чревата серьезными разрушениями, если вовремя не договориться.

Классе в пятом, после того как сросся мой сломанный в жарком споре палец, мне наконец наскучило сражаться с одноклассниками. С тех пор я оттачивала мастерство доведения до бешенства на учителях. Я была безжалостна к условным „врагам“, но близких щадила. Однажды в выпускном классе, „подписавшись“ за младшую сестру, я принудительно вводила правосудие, приперев за шкирку к стене ее наглую дебелую одноклассницу. Проигнорировав так чтимое мной наставление „маленьких обижать нельзя“, я постигла третий урок: не бойся причинить вред, отстаивая справедливость.

В юности я конфликтовала по поводу и без, от чего прослыла профессиональным спорщиком в кругу друзей. Я обрела уверенность, что способна отстоять свою точку зрения и защитить своих близких. Но есть вещи, о которых мне приходится сожалеть: любовь к конфликту и неспособность к компромиссу стоили мне первого брака, заключенного по большой и чистой любви и едва не стоили второго.

Теперь, оглядываясь на мой опыт, я могу с уверенностью сказать: о, да, в конфликтах я знаю толк!

* * *

Мы привыкли выглядеть гладко, причесано, правильно. Мы свыклись с благообразной социальной маской, к которой намертво припаяно застывшее в фальшивой улыбке лицо Совершенно Приличного Человека…

Этой жизнью по ГОСТу мы обязаны слову «Нельзя!» — альфе и омеге нашего детства:

«Не маши руками — это неприлично!»

«Не болтай ногами!»

«Не кричи!»

«Не ругайся!»

«Не бегай!»

«Не дерись!»

Нет, я вполне воспитанный человек и нормы приличия мне не чужды. Но давным-давно, в зеленой юности, на одном из психотренингов я прозрела — нас учили проявлять агрессию! Не зажимать привычно, не душить, «выдавливая» ее в тело, не припудривать социальной приемлемостью, а вываливать наружу какой она есть — прямо здесь и сейчас.

Тогда я сделала замечательное открытие: способность к агрессии — нормальное качество живого организма! Основополагающий закон природы «дерись или беги!» — стало быть, агрессия нужна ему для того, чтобы жить, бороться за жизнь и выживать. Теперь же я понимаю и концепт выживания, и природу человеческих эмоций гораздо тоньше и глубже, нежели когда-либо.

Конечно, мы не любим драчунов, скандалисток и не выносим припадков гнева — гораздо лучше, если с нами общаются спокойно, вежливо и учтиво. Но, порой, когда обстоятельства требуют проявления агрессии, мы будто играем в странную игру, бросая наши истинные убеждения, чувства и намерения на алтарь мнимой доброжелательности — беспощадно и торжественно, словно жертвенного ягненка. Одобрение социума стоит так дорого, что мы готовы сдаться и отступить, даже если цена вопроса — наша целостность. Но мы — часть этого социума так что, как говорится, знать бы, где споткнешься о собственную солому, ни за что бы ее там не стелил…

Потенциал выживания зависит от способности занимать и удерживать пространство, как физическое, так и субъективное, ибо “Жизнь — это движение вдоль определенного курса, побуждаемое целью. По большей части она состоит в том, чтобы удалять барьеры в русле движения, удерживать границы твердыми, игнорировать все отвлекающее и вновь и вновь побуждать и усиливать движение по этому руслу” (Л. Рон Хаббард).

Человек имеет неограниченный потенциал выживания, однако, не справляясь и отступая перед лицом препятствий, он «схлопывается» и его способность выживать уменьшается. Так что, если взвесить конфликтный потенциал на весах здравого смысла, а не социального одобрения, окажется, что мягкие, как кошачья лапка, нежные и ласковые, такие милые нашему сердцу угодливые тихони не особенно успешны и особенно нездоровы. За каждый «прогиб» в обстоятельствах, требующих борьбы, они платят собственным здоровьем, уверенностью и… уменьшаются, занимая с каждым разом все меньше пространства, становясь все более следствием, нежели причиной, и, наконец, совершенно теряя себя.

Так что, если говорить о потенциале, человек, способный на конфликт, выживает однозначно лучше!

Л. Роном Хаббардом, основателем саентологии, разработана шкала эмоциональных тонов, позволяющая объективно оценивать и точно предсказывать поведение любого человека — степень его ответственности, честности, организованности, отношение к людям и собственности, состояние здоровья и многих других интересных и полезных параметров. Эта шкала является отображением нисходящей спирали — от полной жизненности и осознания через полу-жизненность вниз, к смерти. Чтобы сориентироваться в этом вопросе, я очень рекомендую прочесть замечательную книгу Рут Миншул «Как выбирать своих людей» тем, кто еще не прочел — в ней доступно и применимо изложена эта жизненно важная информация. А чтобы научиться разбираться в человеческих эмоциях досконально и управлять ими - можно пройти специальный практический курс с тренировочными упражнениями

Здесь же мы рассмотрим лишь четыре категории, по которым можно классифицировать людей с точки зрения конфликта:

1. «Тихоня»

Не может конфликтовать.

Стратегия — бегство.

Доминирующие эмоции — горе, страх.

Здесь же мы обнаружим душераздирающую вину, заискивающее задабривание, скулящую душевную боль и скорбное сочувствие.

Тихоня не способен к открытому противостоянию. Он избегает конфликтных ситуаций любой ценой, но если уж «доходит до драки», отступает, подавляя гневные эмоции и переживая конфликт субъективно, даже если внутри его «рвет на хомяков».

Он патологически робок, застенчив и боится всего: того, что его обидят, того, что он кого-то обидит, того, что скажут люди, но еще больше — того, что не скажут, а подумают. Он бесконечно пережевывает в уме конфликтные ситуации, проектируя возможные варианты их разрешения «задним числом», но не использует в жизни эти модели. Сложив бровки «домиком», он, будто скорбящий Пьеро, будет сокрушаться о потерях и проваленных целях: «Пропала Мальвина, невеста моя…», но не предпримет ничего, чтбы исправить ситуацию. Он боится будущего и прошлого — «здесь и сейчас» он редкий гость, поэтому его легко застать врасплох в его доведенной до совершенства неспособности адекватно и быстро реагировать на реальные обстоятельства. Кроме прочего, это причина его высокого травматизма.

У тихонь крайне низкий потенциал выживания. Симпатическая нервная система, отвечающая за выброс адреналина и рефлексы борьбы, функционирует неважно. Это они сверкают пятками в случае мнимой опасности — парасимпатическая нервная система, отвечающая за непроизвольные функции организма, диктует им «Беги!», но убегают они, как правило, внутрь себя.

Такие люди часто болеют — из их диагнозов можно сложить карманную медицинскую энциклопедию. Кажется, лишь взмах стрекозиного крылышка способен вызывать у них простуду, плавно переходящую в воспаление легких. Их преследуют хронические недомогания — подавленная волна агрессии, спроецированная в тело, оборачивается пышным букетом психосоматических заболеваний.

Робкие тихони имеют «бледный вид» даже без споров, драк и конфликтов — социально они так же беспомощны, как выброшенная на берег снулая тюлька. Ожидать от них проявления агрессии можно лишь в угрожающих жизни обстоятельствах, да и то не всегда.

Как ведут себя в конфликте, если удрать не удалось? Сдаются без боя. Как оппоненты совершенно бесполезны ибо не способны не только отстоять, но часто даже просто обозначить свою позицию или точку зрения. В «бескровном» конфликте будут поддакивать, уступать и соглашаться даже в ущерб себе, лишь бы поскорее убраться из неприятной ситуации. Если поднажать — могут разрыдаться.

Еще более бесполезны в качестве союзников — им не стоит поручать переговоры или рассчитывать на их поддержку при решении «скользких вопросов». Но не будем их корить — живется им и так тускло.

2. «Лицемер»

Не может конфликтовать и не может не конфликтовать.

Стратегия: скрытая манипуляция.

Доминирующие эмоции — скрываемая враждебность и страх.

Внешне понимающий и заботящийся, лицемер не способен на верность, лояльность или привязанность. Понятия чести для него не существует, этика ему чужда. Его, крайне уязвимого, неуверенного в себе и превентивно опасающегося окружающих, раздирает чудовищный внутренний конфликт «чтобы мне было хорошо, а остальным плохо». Это искусственная личность, с дружеской улыбкой втыкающая финку в бок. Это человек, уверяющий в том, что он за вас горой, но не упускающий шанса, чтобы подорвать вашу репутацию. Это сладкоречивый льстец, ждущий момента, чтобы напасть со спины и уничтожить.

Психический террорист, чье слово всегда расходится с делом, он не покажет в конфликте своих истинных намерений. Он и голоса не повысит, но вы безошибочно определите его по хищной ухмылке тигровой акулы, с которой он надругается над вашими лучшими побуждениями или выставит идиотом, упиваясь при этом вашей беспомощностью.

Конфликтовать с лицемером все равно, что боксировать с тенью: чувствуешь, что что-то не так, но не увидишь камня, который лежит у него за пазухой — он никогда не смотрит прямо в глаза и не атакует открыто. Приготовьтесь к тому, что ваши самые однозначные высказывания будут превратно истолкованы, а серьезные планы исподтишка обсмеяны. Ждите от него мелких обесценивающих колкостей и гнусных подавляющих шуточек, выдаваемых за случайные реплики или даже комплименты, но в любом случае расстраивающих вас — интровертируя оппонента и направляя его внимание на недостатки в нем самом, он перехватывает управление диалогом и отвлекает его от предмета спора.

Потенциал выживания лицемера лишь на десятую долю выше, чем у тихони: он часто болен хронически, страдая от тяжелых эндокринных и неврологических расстройств. Чтобы понять, насколько он плох, представьте, каково живется в хроническом параноидальном беспокойстве и стремлении доминировать, которые им даже не осознаются.

Договориться с ним практически нереально, в лучшем случае вы получите классическое «битый небитого везет». Его мотив — стремление скрыто управлять в попытке избежать мнимого вреда — только обесценив, расстроив или напугав вас он обретает относительную уверенность.

В отличие от дрожащего осиновым листом тихони, лицемер сохранил достаточно энергии, чтобы нанести удар, но не имеет достаточно мужества, чтобы сделать это открыто или заявить о намерениях, предупредив заранее.

Впрочем, именно из-за трусости такие люди отравляют жизнь окружающим, но редко участвуют в действительно серьезных спорах — если запахнет жареным, они обязательно найдут «пушечное мясо» для амбразур. Но если все таки придется с ними столкнуться, сместить их с позиций может только ваша уверенность и непоколебимое доброжелательное спокойствие — его они органически не выносят.

3. «Антагонист»

Не может не конфликтовать, причем делает это с удовольствием.

Стратегия — нападение.

Доминирующие эмоции — гнев, открытое противостояние, выраженное негодование, раздражение.

Образ жизни антагониста — противопоставлять себя окружению. Спор — его призвание, он найдет оппонента даже на необитаемом острове. Антагонист легко впадает в гнев, а в «спокойном» состоянии провоцирует окружающих, буквально напрашиваясь на скандал.

Прямой, как рельсы, этот своеобразный ментальный фашист не считается с ценностями других — ему ничего не стоит не только «влезть в чужой монастырь со своим уставом», но и сплясать там с бубном на святых мощах, вызывающе ухмыляясь в надежде получить новую пищу для конфликта. Резкие, безапелляционные заявления, вышибающие у окружающих почву из-под ног, доставляют ему удовольствие. Деликатность чужда ему так же, как и великодушие — он убежден, что альтернативная точка зрения существует лишь для того, чтобы разгромить ее в пух и прах.

Потенциал выживания антагонистов гораздо выше, нежели у пугливых тихонь и скользких лицемеров, но и здоровяками их тоже не назовешь: те из них, кто большей частью пребывает в громогласно-гневном состоянии, страдают артритами, а прочие болеют «редко, но метко» — в эпидемию банального гриппа они удивят участкового если не чудовищными осложнениями, то редчайшей, трудно лечащейся болезнью. В управлении организмом доминирует симпатическая нервная система — адреналин бьет ключом, бросая их на несуществующие баррикады — «Борись!».

Конфликт — естественная среда обитания антагониста и в ситуации противостояния он довольно предсказуем: одержим идеей победить и переспорить вас любой ценой, а в некоторых случаях готов пустить в ход тяжелую артиллерию в виде рукоприкладства. Даже молчащий, он выглядит так воинственно, что автоматически хочется ему уступить, лишь бы позволил убраться подобру-поздорову. Но антагониста вряд ли устроит тихая капитуляция — он успокоится, лишь созерцая горы трупов своих врагов. Да и то ненадолго.

За этой грозностью, однако, прячется его ахиллесова пята. Зная как он реагирует, управлять им в конфликте довольно легко: нужно лишь занять позицию, противоположную той, которую вы на самом деле хотите отстоять и — вуаля! — сам того не подозревая, он будет взахлеб спорить со своей собственной точкой зрения. Ведь для него важно не столько защитить свои позиции, сколько сломить чужую оборону.

4. «Победитель»

Может конфликтовать, может не конфликтовать.

Стратегия — переговоры и компромисс.

Доминирующие эмоции — интерес, воодушевление и энтузиазм.

Впрочем, эти люди чувствую себя уютно в любом диапазоне эмоциональных состояний — и низких, и высоких, но примечательно, что их эмоция всегда уместна текущим обстоятельствам.

Победитель стремится решить проблему мирным переговорами не потому что не умеетдраться, а именно потому что умеет, да еще как, но… предпочитает оптимальные стратегии с максимальной пользой для сторон и минимальными разрушениями. Встречали когда-нибудь истинного Мастера восточных единоборств? На эмоциональном уровне победитель именно таков — спокойная уверенность и искренняя доброжелательность. Он никогда не заискивает и не нападает без крайней необходимости. Легок в общении, невероятно гибок, по-настоящему силен и искренне великодушен.

Потенциал его выживания очень высок. Позволяя себе проявлять любые, уместные контексту, эмоции, и умея отлично ими управлять — не подавляя, а сублимируя при необходимости — победитель в прекрасной физической форме: в его организме обе — парасимпатическая и симпатическая системы функционируют в оптимальном режиме, от чего у него отличный мышечный тонус, превосходная реакция и высокий уровень энергии. Большую часть времени он находится в бодром расположении духа, не простужается и практически не болеет!

В конфликте победитель стремится к компромиссу — он не станет убеждать вас отказаться от своих идей, не будет выставлять идиотом, обманывать и вводить в заблуждение, насмехаться, обесценивать или запугивать. Его намерения ясны и он будет искать компромисс на уровне структуры — то есть, на уровне воплощения замыслов сторон.

И, если все предыдущие типы конфликтуют по модели игры с нулевой суммой — «если один выиграл, то другой проиграл», победитель в конфликте стремится к кооперации, максимальному выигрышу для каждой из сторон. Модель его конфликта - игра с ненулевой суммой — «выиграть может каждый». И это делает его непотопляемым!

Так что, если вы не припрятали пятого туза в рукаве, в конфликте с победителем вам нечего опасаться: он открыто заявит свою позицию, будет стремиться понять и учесть ваши интересы тоже.

Он великолепный переговорщик — не теряя рассудка и сохраняя максимальную объективность, способен выступать миротворцем в сложных ситуациях. Разумеется, в деловых переговорах его гибкость позволяет ему уместно пользоваться стратегиями всех четырех типов, вплоть до манипуляций, но это уже совсем другая история…

***

Самое главное, что нам следует понять: именно состояние Духа обуславливает и потенциал выживания, и функционирование организма, а не наоборот!

Тихоня выживает с трудом: болеет, травмируется, подавлен и почти неспособен удерживать личное психологическое пространство.

Лицемер крайне неприятен и даже опасен, но выживает чуть лучше, чем тихоня: он тоже болеет, но реже и, пусть и гнусными средствами, но кое-какое пространство занимать пытается.

Антагонист бывает разрушителен для окружающих, но он хорошо выживает: почти не болеет, занимает и удерживает пространство, но не терпит в нем никого постороннего, поэтому вышибает из него любых «захватчиков».

Если кто и выживает отлично — это, конечно, Победитель, причем он выживает не один, а вместе с другими. Он бодр, здоров и он сам создает пространство, поэтому способен занимать его сколько угодно, не выпихивая из него других и позволяя им наслаждаться комфортом и безопасностью его общества.

Да, каждому из нас хотелось бы быть победителем с огромным потенциалом выживания и запасом не дюжего здоровья, но если это пока не так — не переживайте. Как говорится, хороший хозяин берет кошку, чтобы она мяукала, а собаку, чтобы лаяла — любому типу найдется место в нашем пестром обществе.

Главное, помните: к какому бы типу вы себя не отнесли — не бойтесь конфликта!

Если вы способны проявлять агрессию — вы живы, и это прекрасно! Просто постарайтесь направить ее в мирное русло: займитесь экстремальными видами спорта или найдите работу, где ваша способность бороться будет приносить пользу людям — они часто беззащитны перед лицом вашего гнева, так что будьте великодушны.

Если вы отнесли себя к лицемерам, поздравляю — вы способны к самокритике, а значит не все потеряно! Проведите время в безопасном и спокойном окружении и понаблюдайте за собой — вы обнаружите, что люди не стремятся причинить вам вред — нечего опасаться.

А если вы все еще сдаетесь без боя, дрожа перед устрашающим противником, позвольте себе для начала проявлять негативные эмоции и научитесь их любить — потенциала жизни в гневе на порядок больше, чем в страхе и тоске. И однажды вы почувствуете себя счастливым и сильным, дав обидчику достойный отпор.

К какой позиции бы вы себя не отнесли, знайте: вы можете стать лучше, можете управлять своей жизнью и улучшать ее состояния!

И помните тот Самый Главный Урок: не мощь противника, а сила Духа обеспечивает победу!

Красный и розовый

E-mail Печать PDF

Красный и розовый. Откуда берёт истоки символика этих цветов?

Мы уже коснулись общих аспектов биологического и психологического влияния цвета. Перейдем теперь к символике конкретных цветов.

Красный

Красный цвет ассоциируется с огнем, солнцем, человеческой кровью. Не удивительно, что это очень активный, возбуждающий, энергичный цвет. Вот почему он всегда вызывает у человека самые сильные страсти.

Эти страсти могут быть разными. Цвет приливающей к лицу крови свидетельствует о волнении, поэтому он часто символизирует гнев и агрессию, и выводит из себя неуравновешенных личностей. Исходя из этих представлений, быка на корриде «нервируют» именно красной тряпкой, хотя, по данным науки, копытные вообще не различают цветов, и животное раздражает не цвет тряпки, а ее настойчивое мельтешение перед носом.

В. Кандинский о цвете:
«Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы – это упорный, навязчивый, сильный тон.
Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства, он подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо – остудить водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании».

Кровопролитные сражения сделали красный цвет и символом войны (вспомним рыжего всадника «Апокалипсиса», римского бога Марса, одежду средневекового палача), а также – протеста и революционной борьбы. Красные рубашки носили и сторонники Джузеппе Гарибальди. А знаменитое революционное красное знамя было впервые поднято во время Парижской Коммуны в 1871 г. В результате этот цвет «пролитой крови всех борцов за дело трудящихся» надолго стал цветом коммунизма и множества левых революционных движений («Красные бригады», «Красные кхмеры»). Забавно, что для Китая этот «коммунистический» цвет оказался вполне органичным – он издавна почитался, как атрибут бога счастья.

В жарком Древнем Египте красный, наоборот, не любили и связывали с ним Сета – злого бога пустыни.

В. Ерофеев «Москва-Петушки»:
«Они вонзили свое шило в самое горло... Я не знал, что есть на свете такая боль, и скорчился от мук, густая красная буква «Ю» распласталась у меня в глазах и задрожала»

Заметность и «огненность» красного объясняет, почему ему суждено было стать цветом предупреждения, запрета, опасности (дорожные знаки, габаритные огни, светофор, «Красная книга», окраска ядовитых насекомых и т. д.).

В христианстве красный (впрочем, как и остальные цвета) имел самое разнообразные, часто противоположные значения. Это и цвет вавилонской блудницы, «облеченной в порфиру и багряницу» и восседающей на «звере багряном», и цвет ада (связь с огнем), и Христовых страстей, и святых мучеников, дни памяти которых отмечались красными чернилами (отсюда и пошел «красный день календаря»).

Однако красный вызывал не только трагические эмоции. На Руси он ценился настолько, что практически был синонимом слова «красивый» («красна девица», «красна изба пирогами», «Владимир Красно Солнышко» и т.д.). Недаром платье древнерусской невесты обязательно было красным. Возможно, именно холодный климат культивировал в русичах тягу к «согревающему» яркому цвету. В Европе красный цвет издавна считался королевским (его носили также и кардиналы).

Красота, броскость и возбуждающая сила сделали красный цветом сексуальности и страстной любви. В африканских любовных посланиях из бус именно красные бусинки означают сильное влечение. Символом любви всегда была алая роза, ну а знаменитая рифма «кровь-любовь» окрасила русскую поэзию в надрывные жертвенные тона. Впрочем, страсть, смерть и красный цвет всегда шли рука об руку в человеческой культуре.

О. Уайльд «Соловей и роза»:
«Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, ...а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь. Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная роза. ...Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле. И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке».

Страстное танго танцевали при красном освещении, а «красные фонари» становятся опознавательным знаком районов, где работали «жрицы любви», сочетая в себе такую гамму символов, как интимность, сексуальность и запретность. Красное платье Лэн вдохновляет джазмена Джонни из повести Х. Кортасара «Преследователь» на гениальные произведения, чего никак не может понять пишущий его биографию, критик (« – Например, красное платье Лэн, – говорит Джонни. – Вот такие детали не мешает брать на заметку, чтобы включить в последующие издания»). Вообще, красный цвет в женской одежде всегда сигнализирует о том, что вы хотите привлечь к себе мужское внимание. К тому же он замечательно подчеркивает естественный цвет лица.

Однако в больших количествах красный цвет утомителен, вызывает беспокойство и может сильно раздражать. Ярко-красное платье женщины, неотразимое на празднике, в ресторане или во время «амурных» похождений, совсем неуместно в офисе, и даже способно отпугнуть на свидании робкого любовника. Вспомним также и байку про студента, утомленного постоянно занятым в общежитии туалетом и выкрасившим его в красный цвет. В результате – время пребывания в столь «кричащей обстановке» значительно сократилось. При этом не стоит забывать и о субъективном отношении человека к цвету, связанным порой с совершенно непредвиденными ассоциациями. Так, Наполеон Бонапарт, несмотря на свою воинственность, говорил: «Красный – это цвет Англии. Я не могу выносить его вида».

Розовый

Добавив в красный цвет белый, мы получаем розовый. Агрессивность красного исчезает, не теряя своей привлекательности. Он соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка розовых ассоциаций – нежность, мягкость, детство.

«Розовые очки», «розовые мечты», «видеть мир в розовом цвете», «розовый слон» – всё это выражает романтичность, доброту и комфортность данной гаммы. Недаром этот цвет издавна признан символом женственности (вспомним розовые ленточки для новорожденных девочек). Не так давно его взяло на вооружение молодежная субкультура «эмо» – где мрачная романтика готического черного цвета оттеняется сентиментальностью, ранимостью и инфантильностью розового.

Несмотря на все достоинства, избыток розового цвета может символизировать также поверхностность и легкомысленность. Вспомним хотя бы насмешки над розовым антуражем «глуповатых блондинок». Понятно, что одежда такого цвета вряд ли будет уместна на деловой встрече.

На этом наш рассказ, подобно восходящему солнцу, плавно переходит из розово-красного в жаркую оранжево-желтую область спектра.

Автор - Сергей Курий

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:35

Кризис трех лет - как помочь своему ребенку стать самостоятельным

E-mail Печать PDF

Кризис трех лет - как помочь своему ребенку стать самостоятельным?

Справка: Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности ребенка.

Советский психолог Л.С. Выготский выделил семь общих симптомов:
1. Негативизм – стремление постоянно противоречить взрослым.
2. Упрямство – стремление отстоять свое требование.
3. Строптивость – бунт против старых норм и правил.
4. Своеволие – наше любимое – «Я сам!»
5. Протест, бунт – постоянное состояние войны, как с собой, так и с окружающими.
6. Обесценивание – норм поведения, вашего авторитета и т.п.
7. Деспотизм – пытается подчинить себе все и вся его окружающее.

Вашему ребёнку исполнилось два с половиной года? Радуйтесь, малыш уже так много может делать самостоятельно. А главное, что и он начинает осознавать свою самостоятельность и проявлять активность, вырывая из маминых рук одежду или ложку с криком – Я САМ! Я САМА!

Ребёнок САМ хочет управлять своими действия, мыслями и собой наконец, а тут Вы, взрослый, все время ему в этом мешаете. Маленький человек хочет самостоятельно одеться, умыться, покушать, вымыть посуду и полы, но Вы, умная мама, конечно же, рядом, и конечно же думаете: «Неправильно оденется, обольётся водой, выпачкается… и вообще, мы опаздываем…, я все сделаю сама и быстрее и лучше…».

Чего Вы добьетесь, делая за ребёнка всю эту и подобную работу? Самое первое – это скандал, истерика, обиды, зря потраченные нервы и многое другое, то, что произойдет здесь и сейчас. А вот то, что произойдет со временем: к примеру, Ваш маленький хозяин просит пылесос, но Вы же делаете это быстрей? Через десять-двадцать просьб ребёнок перестает просить пылесос, через год-два Вы просите его помочь Вам пропылесосить, но он не проявляет никакого интереса к этому процессу.

Или, Вам пора укладывать ребёнка спать, а игрушки разбросаны по всей квартире. Конечно же малыш попытается вам помочь, говорит – Я САМ, и начинает потихоньку, отвлекаясь на разные детские «интересности», собирать. «Зачем мне ждать и терять время, – подумаете Вы, – когда я сделаю это в сто раз быстрей, – и соберете все сами.

Или вот, например, классика: вы собираетесь на прогулку, в детский садик, одеваете своего малыша, и тут он опять категорично заявляет – Я САМ! И одевание превращается для мамы в пытку. Сначала все надевается наизнанку, потом, пыхтя и кряхтя, ребёнок пытается надеть все правильно, подбирая, меняя, прикладывая… И вот, наконец – он надел нижнее белье, потом долго и сосредоточенно Ваш строптивец пытается надеть колготки, носочки… тут мамино терпение кончается, и она быстро-быстро начинает одевать ребёнка, конечно под аккомпанемент слез и криков последнего.

Результат – к четырем-пяти годам ребёнок дергает маму – надень, застегни, завяжи… А что будет в противном случае, если вы позволите ему сделать САМОМУ все то, что он хочет? Ну, то, что Вы приучаете будущего взрослого к самостоятельности – это понятно всем. Но Вы также приучаете его к труду, поощряете мыслить, думать логически, оценивать ситуацию, оценивать свои возможности, знакомиться со своим потенциалом, развивать мелкую моторику, фантазию, речь, дисциплинироваться, приобщаться к взрослой жизни, наконец.

Список положительных результатов может длиться бесконечно, Вы сами должны их наблюдать и развивать, а если Вам не хватает времени, начинайте делать все на полчаса раньше. Если вы боитесь, что после того как маленький помощник стряпал с Вами пирожки и мыл посуду, кухня больше не отмоется, то подстрахуйтесь заранее: ограничьте то пространство, где юный поварёнок будет лепить: разложите заранее тряпочки под стулом, постелите клеёнку, когда он моет посуду, а главное – будьте рядом и не отходите, чтобы ребёнок не делал того, что Вам не нравится, и не причинил себе вреда!

Так что же все-таки делать?

Попробуйте сесть поудобнее, расслабиться и взвесить – чего же все-таки больше, «положительного» или «отрицательного», в этом страшном «диагнозе» – Кризисе трех лет! Я думаю, с «положительным» вопросов не возникнет. А вот что делать, если кроме «отрицательного» в кризисе Вы не видите ничего? Мой Вам совет: прочтите еще раз статью, наберитесь терпения и постарайтесь превратить все минусы в большие плюсы! Вы мама, и знаете свое дите лучше, Вам и карты в руки.

И самое главное – постарайтесь, хотя бы на секунду, встать на место Вашего малыша и понять: каково это, постоянно спорить с «вышестоящим» по росту и статусу, ежеминутно доказывая ему, что ты не только маленький ребенок с обязанностями, а Настоящий Человек с правами!

Автор - Ната Пырван

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:36

Кризисы и россияне. Часть 1

E-mail Печать PDF

Кризисы и россияне. Часть 1

Любые внешние воздействия, общественные, семейные, трудовые катаклизмы оказывают влияние на состояние психики человека. Глубина этого воздействия, прежде всего, определяется тем, что мы привыкли называть психологической устойчивостью – совокупностью ряда факторов, формирующих внутренний мир личности. К этим факторам я, прежде всего, отношу “среду обитания” (место проживания, семья, круг общения, рабочий коллектив) и, несомненно, воспитание и образование.

Культурные люди, получившие воспитание в интеллигентной семье – те, кого сейчас принято называть “интеллигенты в третьем поколении“ наиболее ранимы во многих кризисных ситуациях, внутреннее, “впитанное с молоком матери“, неприятие жесткости в отношениях, неумение сбросить свой негатив на окружающих, перемалывание проблем в себе – делает личность легко ранимой и уязвимой, нуждающейся в психологической поддержке. Помощь, отнюдь не должна заключатся в превращении личности в “психического монстра“, подавляющего окружающих, нет, она в приобретении умения преодолевать те психологические ямы, в которые мы загоняем себя сами.

Еще один, самый обширный класс людей, подверженных влиянию кризисных ситуаций – обыватели, привыкшие к установленному размеренному ходу жизни и, внутренне, не приемлющие кардинальных перемен. Кто-то, может быть, свяжет определение обыватель с мещанством, я так это не воспринимаю, мещанин для меня больше ассоциируется с достаточно емким определением – быдло. В данном контексте я определяю обывателя, как человека, личность достаточно культурную и образованную (и не обязательно в плане полученного по документам образования, а имеющую определенную совокупность знаний), привыкшую существовать в конкретных, определенных им самим, жизненных условиях, в основном удовлетворенным своим положением и окружением. В обыденной (вот здесь и обыватель) ситуации гармонично и плавно развивающегося общества, баз кризисов экономики и политических виражей, люди, достаточно легко, определяют для себя смысл и цель своего существования. Перспектива движения от хорошего к лучшему дает мощную жизненную опору, желание жить, продолжать свой род.

Кризис - противоположная ситуация - ведет к осознанию утери возможности достичь желаемого, также приводит к потере ощущения смысла в текущей жизни, отсутствия перспектив, для менее устойчивых психически, к суициду. Тенденция подтверждена двумя всплесками самоубийств, произошедших во время двух последних кризисов, имевших место в истории России. Это, еще продолжающийся, нынешний глобальный экономический кризис и, самый страшный кризис (если столь мягко можно назвать то, что произошло) в истории страны за последние сто лет - реформы Горбачева и их последствия. “Горбачевщина“, реальная оценка, которой будет дана в следующих поколениях, – большое видится на расстоянии, - с моей точки зрения, по последствиям для мирового сообщества, а преимущественно Европы, и по количеству человеческих жертв, к которым она привела, вполне сравнима со второй мировой войной, если и не превосходит ее кратно. С психологической точки зрения такое развитие событий вполне понятно – замкнутая, в нашем случае однопартийная система, ведет к деградации каждой личности, сменяющей предыдущего лидера. Это объясняется тем, что замкнутость правящей верхушки и ее не подконтрольность и независимость от подавляющего большинства, требует, для сохранения власти в группе лидеров, подбирать себе окружение, неспособное соперничать с лидером, отстранить его от власти. Очевидно, что каждый последующий новый “гений“ уступает в своем развитии и интеллекте предыдущему. Если, гипотетически, в законсервированной группе людей растянуть этот путь на столетия, то, я уверен, мы можем получить лидера с интеллектом павиана. Выводы из выше изложенного пусть каждый сделает сам. К счастью в реальной ситуации это невозможно – замкнутое на единую лидирующую группу общество, пожирает само себя, следствием чего, в зависимости от значимости объединения, являются кризисы, конфликты, гибель людей, войны (нашем случае все региональные военные конфликты с участием США, которым “горбачевщина“ “развязала руки“), развалу человеческих сообществ, формировавшихся веками и тысячелетиями.

“Страх – это самое страшное“, к чему ведут глобальные катаклизмы в обществе. Вечный спутник человечества на протяжении все его истории – это именно страх. Страх потери перспектив, страх утраты жизненных ценностей, страх очередного кризиса в политике и экономике – добрых два десятка лет Россияне и их коллеги по бывшему СССР живут, под этим дамокловым мечем страха. Как следствие, человек начинает бояться злобных пришельцев, потусторонних жителей, столкновения с кометой, взрывов на опасных производствах, да и просто, цветочного горшка, способного упасть с балкона на голову. Постепенно создается ощущение нереальности окружающей обстановки, всеобщего миража – следствие защитной реакции психики на окружающий дискомфорт и бесперспективность существования. Нынешняя Россия, как, впрочем, и весь современный мир (только, пожалуй, в большей степени), – это совокупность мириадов частных личных миров, за границами которых, “хоть трава не расти”. Подобная ситуация неприемлема для общества, ставящего своей целью дальнейшее развитие государства, прогресс науки, формирование здоровой экономики.

Для достижения этой цели каждому необходимо сделать шаг к обретению психологической устойчивости, независимости разума от внешних воздействий, самостоятельно или, если есть возможность с помощью специалистов. Под специалистами я подразумеваю настоящих психологов и психотерапевтов, общение с которыми недоступно подавляющему большинству населения из-за дороговизны их услуг. Ни в коем случае не попадайтесь в широко раскинутую паутину сект, учений, пророков и тому подобных, не отмеченных печатью порядочности, вроде бы “людей” и организаций, преследующих цели в лучшем случае простого обогащения за Ваш счет, в худшем – создания новой кризисной ситуации для прорыва в категорию власть имущих, все с той же целью – целью возвыситься и обогатиться.

Настоящая работа – первая из запланированного цикла статей о психологических и политических аспектах кризисных ситуаций. В дальнейшем я попытаюсь продолжить анализ сложившейся, далеко не простой ситуации, и дать приемлемые рекомендации людям по методам поведения и способам не попадать в ловушки, создаваемые собственной психикой, возможностям защиты от внешних негативных воздействий.

10-08-2009

ИВАН КАРАТАЕВ.

Кризисы и россияне. Часть 1

E-mail Печать PDF

Кризисы и россияне. Часть 1

Любые внешние воздействия, общественные, семейные, трудовые катаклизмы оказывают влияние на состояние психики человека. Глубина этого воздействия, прежде всего, определяется тем, что мы привыкли называть психологической устойчивостью – совокупностью ряда факторов, формирующих внутренний мир личности. К этим факторам я, прежде всего, отношу “среду обитания” (место проживания, семья, круг общения, рабочий коллектив) и, несомненно, воспитание и образование.

Культурные люди, получившие воспитание в интеллигентной семье – те, кого сейчас принято называть “интеллигенты в третьем поколении“ наиболее ранимы во многих кризисных ситуациях, внутреннее, “впитанное с молоком матери“, неприятие жесткости в отношениях, неумение сбросить свой негатив на окружающих, перемалывание проблем в себе – делает личность легко ранимой и уязвимой, нуждающейся в психологической поддержке. Помощь, отнюдь не должна заключатся в превращении личности в “психического монстра“, подавляющего окружающих, нет, она в приобретении умения преодолевать те психологические ямы, в которые мы загоняем себя сами.

Еще один, самый обширный класс людей, подверженных влиянию кризисных ситуаций – обыватели, привыкшие к установленному размеренному ходу жизни и, внутренне, не приемлющие кардинальных перемен. Кто-то, может быть, свяжет определение обыватель с мещанством, я так это не воспринимаю, мещанин для меня больше ассоциируется с достаточно емким определением – быдло. В данном контексте я определяю обывателя, как человека, личность достаточно культурную и образованную (и не обязательно в плане полученного по документам образования, а имеющую определенную совокупность знаний), привыкшую существовать в конкретных, определенных им самим, жизненных условиях, в основном удовлетворенным своим положением и окружением. В обыденной (вот здесь и обыватель) ситуации гармонично и плавно развивающегося общества, баз кризисов экономики и политических виражей, люди, достаточно легко, определяют для себя смысл и цель своего существования. Перспектива движения от хорошего к лучшему дает мощную жизненную опору, желание жить, продолжать свой род.

Кризис - противоположная ситуация - ведет к осознанию утери возможности достичь желаемого, также приводит к потере ощущения смысла в текущей жизни, отсутствия перспектив, для менее устойчивых психически, к суициду. Тенденция подтверждена двумя всплесками самоубийств, произошедших во время двух последних кризисов, имевших место в истории России. Это, еще продолжающийся, нынешний глобальный экономический кризис и, самый страшный кризис (если столь мягко можно назвать то, что произошло) в истории страны за последние сто лет - реформы Горбачева и их последствия. “Горбачевщина“, реальная оценка, которой будет дана в следующих поколениях, – большое видится на расстоянии, - с моей точки зрения, по последствиям для мирового сообщества, а преимущественно Европы, и по количеству человеческих жертв, к которым она привела, вполне сравнима со второй мировой войной, если и не превосходит ее кратно. С психологической точки зрения такое развитие событий вполне понятно – замкнутая, в нашем случае однопартийная система, ведет к деградации каждой личности, сменяющей предыдущего лидера. Это объясняется тем, что замкнутость правящей верхушки и ее не подконтрольность и независимость от подавляющего большинства, требует, для сохранения власти в группе лидеров, подбирать себе окружение, неспособное соперничать с лидером, отстранить его от власти. Очевидно, что каждый последующий новый “гений“ уступает в своем развитии и интеллекте предыдущему. Если, гипотетически, в законсервированной группе людей растянуть этот путь на столетия, то, я уверен, мы можем получить лидера с интеллектом павиана. Выводы из выше изложенного пусть каждый сделает сам. К счастью в реальной ситуации это невозможно – замкнутое на единую лидирующую группу общество, пожирает само себя, следствием чего, в зависимости от значимости объединения, являются кризисы, конфликты, гибель людей, войны (нашем случае все региональные военные конфликты с участием США, которым “горбачевщина“ “развязала руки“), развалу человеческих сообществ, формировавшихся веками и тысячелетиями.

“Страх – это самое страшное“, к чему ведут глобальные катаклизмы в обществе. Вечный спутник человечества на протяжении все его истории – это именно страх. Страх потери перспектив, страх утраты жизненных ценностей, страх очередного кризиса в политике и экономике – добрых два десятка лет Россияне и их коллеги по бывшему СССР живут, под этим дамокловым мечем страха. Как следствие, человек начинает бояться злобных пришельцев, потусторонних жителей, столкновения с кометой, взрывов на опасных производствах, да и просто, цветочного горшка, способного упасть с балкона на голову. Постепенно создается ощущение нереальности окружающей обстановки, всеобщего миража – следствие защитной реакции психики на окружающий дискомфорт и бесперспективность существования. Нынешняя Россия, как, впрочем, и весь современный мир (только, пожалуй, в большей степени), – это совокупность мириадов частных личных миров, за границами которых, “хоть трава не расти”. Подобная ситуация неприемлема для общества, ставящего своей целью дальнейшее развитие государства, прогресс науки, формирование здоровой экономики.

Для достижения этой цели каждому необходимо сделать шаг к обретению психологической устойчивости, независимости разума от внешних воздействий, самостоятельно или, если есть возможность с помощью специалистов. Под специалистами я подразумеваю настоящих психологов и психотерапевтов, общение с которыми недоступно подавляющему большинству населения из-за дороговизны их услуг. Ни в коем случае не попадайтесь в широко раскинутую паутину сект, учений, пророков и тому подобных, не отмеченных печатью порядочности, вроде бы “людей” и организаций, преследующих цели в лучшем случае простого обогащения за Ваш счет, в худшем – создания новой кризисной ситуации для прорыва в категорию власть имущих, все с той же целью – целью возвыситься и обогатиться.

Настоящая работа – первая из запланированного цикла статей о психологических и политических аспектах кризисных ситуаций. В дальнейшем я попытаюсь продолжить анализ сложившейся, далеко не простой ситуации, и дать приемлемые рекомендации людям по методам поведения и способам не попадать в ловушки, создаваемые собственной психикой, возможностям защиты от внешних негативных воздействий.

10-08-2009

ИВАН КАРАТАЕВ.

Страница 729 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135