Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как связаны между собой тело и душа

E-mail Печать PDF

Как связаны между собой тело и душа? Спящий гигант

Как это ни парадоксально, но воспитание делает все возможное, чтобы сделать наше тело вялым и сонным, а вовсе не пробужденным и живым. Даже уделяя внимание физическому развитию, мы часто выбираем упражнения, искажающие наш образ. Мы часто считаем, что тело нужно как можно быстрее «довести до стандартного уровня». Результат такого развития – ограниченность движений, ведущая к такому же ограниченному восприятию, чувствам и ощущениям.

Однако когда-то участь тела была иной.

В древнем Египте считалось, что телом управляют те же законы, на основе которых была создана Вселенная. Человек был подобием космоса, человеческое тело – храмом, архитектура которого позволяла проникнуть в тайны мироздания. Древнеегипетские жрецы считали , что в строении тела заключены все формы и законы, присущие астрономии, географии, музыке, математике, архитектуре, магии, целительству и искусству. Тело прославлялось как Храм Знания. Каждый его орган был отражением одного из божественных принципов и посвящен одному из богов. Здоровье считалось признаком высокого духовного уровня.

Тело в искусстве древней Греции в V-III вв. до н.э. выражало стремление к удовольствию и служило эстетическим выражением единства души и плоти. Эллинским идеалом тела было совершенное выражение философских категорий благородного и прекрасного (kalokagathia).

Восточные культуры развивали практики дыхания и упражнения йоги, чтобы сделать тело более совершенным и мудрым. В буддистском искусстве и практиках подчеркивается уравновешенность и перенесение центра тяжести в центр живота. Считается, что человек, сконцентрировав внимание в этой точке, обретает способность ощущать силы Бытия, которые поддерживают его, защищают и трансформируют. Если вы концентрируете внимание на солнечном сплетении, ваше тело расслабляется, с него снимается обычное напряжение, и вы способны совершать обычные действия легче и эффективнее. Для практикующего йогу, буддизм или тантру тело становится, как и для древних египтян, высочайшим храмом преображения, где встречаются все силы мироздания, преображаясь и созидая новое, высшее единение материи и духа.

Подобное отношение к телу оставалось для западной цивилизации тайной за семью печатями вплоть до 20 столетия. И одним из первых, приоткрывших покров этой тайны, был инженер, мастер дзюдо, целитель и психотерапевт Моше Фельденкрайц.

В юности он заинтересовался восточными единоборствами только с целью научиться самообороне без оружия. Освоив джиуджитсу, в 1929 году он написал книгу «Джиуджитсу и самооборона». Позже он познакомился с основателем современного дзюдо Игоро Кано и стал одним из первых обладателей черного пояса в Европе. Создав клуб дзюдо, Фельденкрайц стал преподавать в нем и написал несколько учебников.

Через некоторое время ухудшилось состояние его колена – результат давней спортивной травмы. Хирурги отказались делать операцию, и Моше решил восстановить здоровье сам. Электротехник, математик и физик, окончивший Сорбонну и работавший в лаборатории самого Жолио-Кюри, он решительно изменил свою жизнь, приступив к изучению анатомии, биомеханики, моделей поведения и функций движения. Наблюдая за своим коленом, он научился использовать его по-новому, чтобы передвигаться легко и безболезненно. Это самонаблюдение легло в основу книги «Тело и зрелость в поведении», положившей начало новому направлению как в гимнастике, так и в функциональной реабилитации.

Это новое направление Фельденкрайц назвал «функциональной интеграцией». Она основана на развитии «осознавания через движение». Именно так называется самая известная из его книг.

Фельденкрайц обнаружил, что раскрепощение тела одновременно раскрепощает заблокированные клетки мозга. Это достигается с помощью мельчайших и незаметных движений, постепенно освобождающих нервную систему. А когда двигательные нейроны «разблокированы», появляется величайшая свобода движений и соответствующее освобождение мыслей, чувств и ощущений.

У каждого из нас образ собственного тела закодирован в мозговых клетках. Ученые называют этот образ «гомункулусом». Он сильно отличается от реального тела, поскольку включает лишь область сознательных действий. Так, у младенца большую часть этого образа занимают губы и рот, а конечности и туловище выглядят как тонкие линии. Когда ребенок учится ходить, линии ног становятся все шире и объемнее, когда он учится писать – появляется новая область, связанная с большими пальцами (причем у правшей область правого пальца значительно больше области левого). У музыкантов области других пальцев тоже увеличиваются. У певцов и ораторов увеличены области, связанные с дыханием, языком и ртом.

Фельденкрайц пришел к выводу, что «гомункулус» значительно меньше реальных возможностей человека и по большей части ограничивается рядом стандартных действий, необходимых для успешного функционирования личности как члена социума.

Предоставим слово ему самому:

«Современное общество довольствуется минимальным развитием индивида. Развитие потенциальных способностей прекращается в раннем отрочестве, поскольку общество требует, чтобы молодое поколение как можно скорее превращалось в полезных членов общества. Таким образом, индивиды начинают отождествлять себя со своей ценностью для общества. Это похоже на попытку засунуть колышек квадратного сечения в круглое отверстие: индивид стремится сгладить, стереть свои биологические особенности, отчуждая себя от своих внутренних потребностей. Он засовывает себя в это круглое отверстие, он уже активно хочет ему соответствовать, потому что, если ему это не удастся, снизится его ценность в собственных глазах… Только необычный человек будет совершенствовать образ себя, реализуя свои потенциальные возможности».

Нам приходится дорого платить за стремление любой ценой добиться общественного признания и похвалы. Пытаясь вставить квадратный колышек в кругло отверстие, мы все больше забываем как о своей уникальности, так и о потребностях собственного тела. И наши движения становятся такими же ограниченными, ригидными и кованными, как и наши мысли и чувства.

Фельденкрайц был одним из первых рыцарей, вступивших в схватку с драконом унификации и стандартизации, держащем в плену разум, тело и способности человека. Вслед за своим предшественником Маттиасом Александером он пробил брешь в стене, много веков разделявшей тело и сознание. И вслед за ним в этой схватке приняли участие его последователи и ученики.

«Когда группе семилетних детей дают команду: «Грудь вперед, живот втянуть, шагом марш!» – эта команда отзывается эхом во всей их дальнейшей жизни. Эту команду они слышат потом снова и снова – какими бы словами она не была выражена. Эффект от этой команды постепенно накапливается, воздействует все сильнее, создавая целые страны и народы людей, которых больше всего пугает мысль о сопротивлении и отказе подчиняться команде. Пора изменить саму команду, позволив семилетним и семидесятилетним шагать не в ногу, а в гармонии с ритмами собственного тела».

Эти слова принадлежат одной из последовательниц и сотрудниц Фельденкрайца – философу, психологу, культурологу и автору множества инновационных методик в медицине и образовании Джин Хьюстон. Вместе со своим мужем Робертом Мастерсом она много лет посвятила изучению физических и духовных способностей личности, которую она сравнивает со «спящим гигантом», начинающим просыпаться. И от каждого из нас зависит, где мы окажемся после пробуждения – в царстве дракона или человека.

Автор - Алина Даниэль

Источник

Обновлено 30.10.2014 04:02

Как спасаться от приступов ярости и истерии

E-mail Печать PDF

Как спасаться от приступов ярости и истерии?

Кто из нас не сталкивался с возбуждённым состоянием психики, когда конфликтное общение выводит взрослого человека или ребёнка из равновесия, когда разговор переходит в крик, когда непросто успокоиться, невозможно заснуть. Ярость и истерию характеризуют особые психические состояния личности, при которых теряется контроль за своими действиями, и её поведение может стать непредсказуемым.

Что же может вызвать такие особые состояния личности? Их, как правило, могут спровоцировать психические травмы при общении в семье, в школе, на службе, на улице, а также при неожиданных известиях, происшествиях. Припадки ярости схожи с истерией тем, что могут вводить психику в опасное для жизни состояние при отсутствии органических изменений.

Продолжительные приступы ярости и истерии могут нанести серьёзный вред здоровью: закончиться инфарктом, инсультом, потерей сознания, шоком, параличами рук, ног, временной слепотой, глухонемотой. Не зря истерию считают нервно-психическим заболеванием и относят к одному из основных видов невроза.

Название этой формы невроза пришло из Древней Греции и в переводе означало – заболевание матки (hysteria). В настоящее время истерию связывают с типологическими особенностями человека, его воспитанием и обстоятельствами жизни, но проявляется она чаще у женщин, чем у мужчин, вследствие большей эмоциональности и впечатлительности.

Развитию истерических черт у детей способствует неправильное воспитание, когда ребёнок растёт в среде обожания, незаслуженного восхваления, когда родители выполняют все его прихоти и желания, когда они непоследовательны, оправдывая проступки и тем самым формируя у него эгоцентризм, самовлюблённость, отсутствие инициативы. Непросто воспитывать одного ребёнка – гораздо тяжелее, чем нескольких детей. Очень быстро он становится центром семьи, и любовь родительская к нему становится нервозной – любая болезнь переносится тяжело, отражаясь на психике прежде всего матери, проявляя истерические черты.

Семье необходим авторитет родителей – авторитет помощи, аккуратного, внимательного руководства, авторитет знания. Отец и мать в глазах ребёнка должны обладать таким авторитетом, и признаком того, что его нет, является непослушание малыша. Авторитет, построенный на подавлении, педантизме, проявлении чрезмерной любви, резонерстве, панибратстве и подкупе помогает только короткое время – очень скоро не остаётся ни авторитета, ни послушания. Для того чтобы добиться безукоризненного выполнения родительских требований, приходится применять тогда гнев, переходящий в ярость: «Довёл всё-таки меня!».

Родители должны знать безо всякого шпионства и назойливых расспросов, чем интересуется ребёнок, с кем дружит или не дружит, что читает и как воспринимает прочитанное, как учится в школе, как ведёт себя, как относится к учителям. Дети сами должны рассказывать родителям о своих проблемах – это и есть авторитет знания. А он, в свою очередь, приведёт к авторитету помощи – у каждого ребёнка бывает немало случаев, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в помощи. Дети уважают такой родительский авторитет.

И в пятилетнем возрасте, и в десятилетнем основным принципом родительского воспитания является соблюдение меры активности и тормозов. С годика можно воспитывать у ребёнка активность, одновременно ограничивая вредные желания. Если ребёнок слышит одни запреты, то воспитываются только тормоза. В каждой детской шалости вы должны знать, до каких пор она приемлема, как здоровое проявление энергии, а в каких случаях силы тратятся понапрасну, демонстрируя плохую работу тормозов.

Виды психических состояний определены были И. П. Павловым таким образом: «На одном конце стоит возбуждённое состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затруднённым тормозной процесс. За ним идёт нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный, ряд переходных состояний к тормозному состоянию».

Возбуждённое общее состояние нарушает теоретическую и практическую деятельность человека. Требовать от ребёнка в таком состоянии безукоризненного выполнения уроков или других заданий бесполезно. Процессы возбуждения и торможения в коре и подкорке головного мозга определяют психическое состояние личности: при активности подкорки и торможении коры наблюдается истерическое состояние, при возбуждении коры и торможении подкорки – астеническое состояние. Психические состояния, повторяясь, могут стать типичными для данной личности, определяя её характер, не забывайте об этом.

Психические состояния, возникающие под влиянием внешних или внутренних воздействий, могут влиять благотворно или негативно на активную деятельность человека, принося вдохновение или апатию. Они могут быть глубокими или поверхностными, зависеть от личности или от ситуации.

Изучая поведение детей, нужно помнить, что особое значение имеет анализ систем воспитания в семье и школе, формирующих цельный характер или непоследовательный. Дети легко поддаются влиянию коллектива в зависимости от авторитетности каждого ребёнка.
Для подростков мнение коллектива и его настроение могут иметь решающее значение.

На образцово воспитанного школьника плохой коллектив может оказывать отрицательное влияние. Если Вы заметили часто повторяющиеся припадки ярости или истеричности у ребёнка и связываете их появление с негативным влиянием школьного коллектива, не стесняйтесь – идите в школу, бейте тревогу. Если положение сложное и припадки истерии угрожают здоровью ребёнка, решайте проблему с дальнейшим пребыванием в данном классе или учебном заведении.

Физиологической основой эмоций, тонизирующих деятельность человека, является преимущественно процесс возбуждения, в основе же таких отрицательных эмоций, как страх, находятся процессы торможения. В детском возрасте возбуждение преобладает над торможением и определяет повышенную эмоциональную возбудимость ребёнка. Ему передаётся настроение окружающих, он может заплакать и через несколько минут засмеяться – у него происходит быстрая смена эмоций. Дорогие родители, помните об этом и понапрасну не паникуйте. С возрастом формируется относительное равновесие основных нервных процессов, чувства становятся более умеренными и устойчивыми.

Помните также, дорогие родители, что ребёнок всегда пытается вас копировать! Если он увидит, что с помощью приступов ярости или истерии можно добиться своей цели, то будет поступать таким же образом.
Несмотря на то, что истерическим личностям присущ художественный тип мышления, они редко достигают серьёзных успехов в творчестве из-за своего эгоцентризма, желания постоянно находиться в центре внимания и сильной внушаемости.

Как же спасаться от приступов ярости и истерии? Прежде всего следует не создавать травмирующих психику ситуаций, не вести обидных, оскорбительных разговоров. При угрозе – сглаживать острые моменты, отвлекать на другие темы.
Избегайте общества людей, провоцирующих приступы!
Не забывайте, что приступ истерии, как реакцию на сильную душевную травму, лечат медики, используя лекарства и различные методики: гипноз, психотерапию.

Если же приступы ярости и истерии являются следствием воспитания, то желательно совершенно исключить из употребления алкоголь, который растормаживает, избегать раздражающих ситуаций, стараться больше бывать на природе, думать о приятном, говорить хорошее, поступать по справедливости и попить настои трав.

Посадите горшечную розочку – она полезна для улучшения домашнего климата.
Замечено также, что лекарственное растение "бальзамин" нейтрализует энергию конфликта, и атмосфера в доме становится более мягкой.

Полечить проявления невроза можно такими лекарственными травами:
1. Холодным настоем валерианы – 2 чайные ложки измельчённых корней залить вечером стаканом воды комнатной температуры, накрыть крышкой и оставить до утра. На следующий день настой размешать, дать осесть. Не процеживать! Принимать по одной столовой ложке три раза в день. Помогает такой холодный настой при повышенной детской возбудимости, при истерии, судорогах.
2. Лист дикой малины с засушенными цветками или без них также действует благотворно при заболеваниях неврозом: одна столовая ложка листьев заваривается стаканом кипятка и настаивается один час. Пьют настой как чай без ограничений.
3. Благотворно влияют на больные нервы настои ромашки аптечной, боярышника, мяты перечной и других лекарственных растений – примеры можно найти в справочниках народной медицины.

Берегите свою нервную систему, своих детей, не обижайте друг друга и будьте счастливы!

Автор - Татьяна Морозова

Источник

Обновлено 30.10.2014 04:17

Как справиться с плохим настроением и депрессией

E-mail Печать PDF

Как справиться с плохим настроением и депрессией?

Сейчас у молодёжи почему-то появилась модная тенденция – пребывать в «хроническом состоянии депрессии». Проявляется это, как правило, не столько во внутреннем состоянии, сколько во внешних признаках (в большинстве случаев – в социальных сетях).

Люди ставят себе наигрустнейшие статусы, грустные профильные картинки, загружают грустную музыку, создают группы под названиями вроде: «Для тех, кому практически нечего терять... Кто находится в длительной депрессии». Я долго и тщательно изучала эти многочисленные группы, темы их обсуждений, а затем и самих участников. Большинство таких вот «депрессивных личностей» и близко не знакомы с понятием депрессии, для них это словно способ привлечь к себе внимание. Большинство из них пишут что-то вроде следующего: «Жизнь потеряла смысл. Хочется заснуть и не просыпаться. Не хочется ничего и никого», и дальше, безо всякого перехода – «Моя аська такая-то, пишите мне, пообщаемся!». Человек, который минуту назад писал, как ему наскучил мир и люди, готов общаться с любым встречным-поперечным.

Острое одиночество, нехватка внимания, любви, друзей, самореализации порождает недовольство окружающим миром, постоянное плохое настроение. Самый простой способ в данном случае – сгустить краски, «впасть в депрессию», недвусмысленно намекать окружающим на свои суицидальные мысли.

Намеренное размывание людьми границ обыкновенной хандры и депрессии может закончиться крайне плачевным результатом. Пока окружающие будут уделять своё внимание «мнимому больному», тот, кто по-настоящему психически болен и нуждается в помощи не только близких, но и профессионала – может совершить с собой непоправимое. Ведь, как упоминалось ранее, самое опасное в депрессии – замкнутость человека, когда практически невозможно разобраться и понять, что происходит с человеком, если он сам не желает делиться (как и происходит в большинстве случаев). И чем дольше запускать болезнь, тем сложней человеку из неё выкарабкаться, тем больший происходит разрыв между ним и реальным миром.

Способов борьбы с плохим настроением существует множество – нужно предаться любимому занятию (для кого-то это спорт, для кого-то шопинг, поход в кино, в кафе), крайне важную роль играет общение – с семьей, близкими друзьями, любимым человеком, с животными. Наконец, очень помогает смена обстановки – спонтанная поездка за город или на море точно повлияет на ваше настроение, иногда достаточно даже просто посмотреть хороший фильм за вкусным ужином.

С депрессией так просто не справиться. Многие прибегают к помощи антидепрессантов. Но это очень опасный путь, ведь транквилизаторы лечат не корень проблемы, а их следствие, а значит, попадая от таблеток в зависимость как физическую, так и психологическую, на самом деле депрессию свою вы только усугубите. Безусловно, это не касается тех больных, чьё состояние настолько тяжело, что им требуется не только медикаментозное лечение, но и помещение в специализированное лечебное заведение.

Одним из наиболее важных способов борьбы с депрессией является психотерапия. Поскольку человек подавлен не внешними, а внутренними причинами, то и помочь себе он может только сам. Участие в лечении грамотного специалиста напоминает помощь заблудившемуся путешественнику (он словно помогает сбившемуся и потерявшемуся путнику отыскать свою тропинку).

Важно помнить – чем раньше обратишься к специалисту, тем быстрее справишься с болезнью. Важно быть внимательным не только к себе, но и к близким, окружающим вас людям – ведь очень часто люди молчат о самом главном, и иногда так важно понять, что молчание бывает красноречивее любых слов. Как сказал Бернард Шоу: «Молчание – это самое точное выражение горя».

Когда я читала о различных способах борьбы с депрессией, некоторые советовали и делились хорошими фильмами и книгами на данную тему. Один «пребывающий в депрессии» человек посоветовал… «Майн Кампф»! «У человека, пробившегося от сына рано умершего мелкого таможенного чиновника до лидера самой развитой страны своего времени можно поучиться жизненной стойкости». А у автора данного совета можно поучиться неиссякаемому юмору.

Старайтесь при любых обстоятельствах сохранить чувство юмора – это лекарство мощнее многих антидепрессантов, а умение смотреть на мир с улыбкой делает жизнь гораздо приятней и веселей. Не бывает безвыходных ситуаций, ведь даже если вас съели, у вас есть как минимум два выхода.

Автор - Мария Макарова

Источник

Обновлено 30.10.2014 04:18

Как справиться с тревогой перед экзаменами

E-mail Печать PDF

Как справиться с тревогой перед экзаменами?

Скоро экзамен? Причем неважно, какой, – ЕГЭ, государственный или обычная сессия – все равно холодеют руки, темнеет в глазах, одолевает паника, а то и медвежья болезнь.

Как же справиться с волнением, в нужный момент сконцентрироваться и успешно сдать экзамен?

У всех разная мотивация к учебе, разные склады характера, а значит, природа волнений и отношение к экзаменам также индивидуальны.

1. Паника, когда все падает из рук

Ты ни на чем не можешь сосредоточиться, день экзамена все ближе, а ты не готов, и паника одолевает все сильнее.

В таком случае надо делить большое на части: не хвататься за все сразу, а распланировать, что учить и в какое время. Начать с первого шага и двигаться постепенно, стараясь не выбиваться из составленного графика.

2. Комплекс отличника

У патологических отличников происходит сдвиг мотива на цель: чтобы тебя уважали, надо быть отличником. Но ведь уважение можно получить разными способами.

Прежде всего, нужно себя успокоить, что «четверка» или «тройка» – это не оценка личности человека, а лишь показатель его знаний по определенной теме на данный момент.

Полезно соизмерять свою подготовку с подготовкой других людей. Хорошо поучить вместе с однокашниками, поотвечать друг другу билеты. Наверняка выяснится, что не все твоя осведомленность по предмету ничуть не хуже.

Нужно помнить, что у всех есть право на ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Даже если тебя постиг провал, ты завалил экзамен или сдал его не на желаемую оценку и остался без стипендии, то все еще можно исправить. Никто же не умер. Да, придется пересдавать или сейчас, или, если хочешь получить красный диплом, позже. Но главное – это приобретенный опыт. Не зря говорят, что силен не тот, кто не падает, а тот, кто, упав, встает и идет дальше.

3. Гонка и зубрежка

Зубрежка – это механическое заучивание текстов или формул. Намного лучше учиться с интересом. На самом деле экзамены – это хороший повод, наконец, разобраться и понять, чему ты учишься. К тому же опытные преподаватели часто выше заученных знаний ценят умение рассуждать, мыслить самостоятельно и говорить на заданную тему.

Очень важно не устраивать гонку и соблюдать психологическую экологию: делать передышки, физические упражнения, принимать витамины, правильно питаться.

4. Страх опозориться перед преподавателем и однокурсниками

Вообще, все наши страхи сильно преувеличены. Важно вовремя выявить свой страх и подавить его.

Парализованность возникает от страха позора, например, если ты не сможешь ответить на вопрос. И тут возникает замкнутый круг: боишься – не можешь ответить, а коль не можешь ответить, то боишься опозориться еще сильнее. Часто люди реагируют на то, что их будут оценивать лично. Бывает, не сдаешь экзамен, но чувствуешь себя хорошо, поскольку остается чувство, что ты нужен, интересен, несмотря на недостаток некоторых знаний. Или наоборот, сдал на пятерку, но вышел из кабинета с ощущением своей никчемности и бессмысленности происходящего.

Чтобы справиться со страхом, надо понять, чего конкретно ты боишься, каким язвительным словом тебя можно уколоть, какой преподаватель тебя пугает. После этого стоит использовать специальный психологический прием – отстранение, или дистанцирование. Ты как бы смотришь на все со стороны. Потом отстраняешься еще дальше и наблюдаешь со стороны за смотрящим.

Если при виде экзаменатора возникает желание убежать, спрятаться или даже выпрыгнуть в окно, то можно использовать утрирование. Доведи свой страх до абсурда, представь самое-самое кошмарное, что может сделать тебе этот преподаватель.

Смех – лучшее лекарство, поэтому в самый ответственный момент представь, что у этого серьезного, уважаемого профессора неожиданно вырос огромный нос. Или ему на голову одели кастрюлю с борщом. Разумеется, смеяться вслух не стоит, но достаточно улыбнуться про себя, и страшный преподаватель уже не кажется таким монстром, и начинаешь видеть в нем обычного человека.

Чтобы не падать в обморок при слове «сессия», стоит запомнить несколько простых правил, которые облегчат всю учебную жизнь.

1. Не заниматься зубрежкой, а вникать в суть каждой темы и стараться запомнить материал с помощью личных ассоциаций.

2. Не повторять и не доучивать темы в день экзамена. Все, что можно, уже выучено. Повторить все, скорее всего, не успеешь, а в голове останется только то, что успел прочесть утром.

3. Накануне экзамена хорошо выспаться, а не сидеть всю ночь за учебниками: на свежую голову лучше думается, а утомление – не лучший помощник для памяти.

4. Не ждать под дверью, а идти в первой-второй пятерке. Выучить за час-другой в коридоре все, что не выучил за предыдущие дни, все равно не удастся, но будешь еще сильнее переживать от неизвестности и ожидания чего-то ужасного.

5. Приходить на экзамен лучше в удобной одежде (а не в мини-юбке и на каблуках в надежде перевести внимание преподавателя со своего ответа на внешний вид), не на голодный желудок, но и не объевшись на нервной почве. И ни в коем случае не употреблять никаких допингов, будь то кофе или энергетический напиток. Другая крайность – прием успокоительных препаратов. Если уж физически не удается взять себя в руки, можно выпить настойку пустырника или пару таблеток валерьянки.

6. Не опаздывать! Иначе начнется паника, сердце будет выскакивать из груди, а уж о ровном, спокойном дыхании не будет и речи. Лучше приехать чуть раньше и спокойно настроиться или даже помедитировать.

(Консультант – психолог Оксана Орлова)

Автор - Нина Рындина
Источник

Обновлено 30.10.2014 04:19

Как справиться со страхом перед начальством

E-mail Печать PDF

Как справиться со страхом перед начальством?

Наверное, нет на свете человека, который, находясь в зрелом возрасте, ни разу не был вызван к шефу «на ковер». Это мерзкое, липкое чувство страха, когда потеют ладони и желудок как будто опускается в пах от дурного предчувствия «эмоциональной бури», ожидающей нас там, в кабинете начальства, пережили и наверняка еще переживут десятки тысяч людей.

Это состояние называется стрессом и унижает наше человеческое достоинство. В принципе, чувство страха возникает в нашей жизни не только перед начальством, порой мы испытываем его и перед неприятными или незнакомыми людьми, от которых зависит решение того или иного вопроса. Можно ли сохранить в такой ситуации свое «человеческое» лицо и справиться со страхом?

Конечно, можно, более того, для этого даже не нужно обладать мужеством и стойкостью духа, достаточно в критический момент просто включить своё воображение, и оно сделает свою работу. Ну, а теперь подробней об этих «волшебных» способах.

Заставьте страх плясать
В тот момент, когда на вас кричат, когда вас унижают (морально) или смотрят злостно-демоническим взглядом, представьте, что этот человек, причиняющий вам столько страданий, вдруг стал маленьким, ну, совсем как крохотный гномик, что на нем надета шапка-ушанка, и он танцует перед вами вприсядку на столе в семейных трусах.

Вот такое вот недоразумение, а не гора страха на самом деле пред вами. Возможно, что от такой яркой картинки вам захочется улыбнуться, отвернитесь и улыбнитесь… Эта улыбка приведет в действие скрытые механизмы вашего подсознания, с её приходом уйдет страх и останется только спокойствие и уверенность. Дальше, после блокировки страха, вы сможете спокойно воспринимать все, что вам говорят и принимать адекватные решения.

Сделайте из мухи слона
Всё тот же кабинет и то же выводящее вас из строя чувство страха, парализующее волю и способность мыслить. Стоп! Взгляните на свой страх внимательно, посмотрите, посмотрите, на месте носа у него вырос хобот! Хобот большой и болтается как сосиска при каждом его движении. А уши, уши-то стали огромными и лопушатся во все стороны!

Вот какой «очаровашка» и совсем не страшный, а даже где-то жалкий у вас оказывается начальник. Его не бояться, его пожалеть надо. Улыбнитесь, запустите механизм блокировки страха.

Станьте гигантом
Когда на вас психологически давят и пытаются «белую берёзу заломати», буквально прессуя ваш сжатый от страха мозг, встаньте ровно или, если вы сидите, выровняйте спину, почувствуйте центр, самую макушечку вашей головы и… мысленно тяните её вверх, вместе с ней вы будете вырастать всё выше и выше, и вот вы уже выше начальника, выше потолка, выше здания, вы огромный, вы гигант, а тот, кто вас мучает, стал малюсеньким и копошится у ваших ног, как воробышек у Останкинской башни.

Пусть он там внизу пыжится и скачет, ему вас не достать. В любую минуту, когда он вам надоест, вы можете поднять ногу и просто раздавить его. Сделайте это движение (не обязательно сильно топать, легонько, просто как намек на то, что вы его раздавили как таракана), начальник все равно не поймет, что это было, а вы только что раздавили ваш страх. Браво! Это движение подарит вам превосходство, ведь ОН не знает, как вы только что с ним поступили, в этом ваше превосходство и сила. Улыбнитесь, вы заслужили успокоения, вы справились.

И, в конце концов, поверьте, не так важно, что подумает о вас человек, с которым вы будете «бороться» таким образом, вы свободная, всесторонне развитая, очень яркая и уверенная в себе личность, достойная не только психологического прессинга, но и… прощения. Улыбайтесь, освобождайте себя и тех, кто рядом, от страха.

Автор - Влада Богатская

Источник

Обновлено 30.10.2014 04:19

Страница 723 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135