Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Абхидхармические тексты

E-mail Печать PDF

Абхидхармические тексты

Абхидхармические тексты - истематизация буддийской учительской традиции.

В ее построении участвовал ряд школ и направлений классического буддизма, например махасангхики, бахушрутии, гокулики, но сохранилась она в наиболее полном виде в традициях тхеравады и сарвастивады.

Истоки Абхидхармических текстов (abhidharma означает «высшая дхарма», или «метадхарма», хотя Буддагхоса видит ее «превосходство» лишь в мере детализации материала) вполне различимы уже в тех сутрах Трипитаки, где представлены перечни тематических единиц учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения (ср. каталоги Ангуттара-никаи палийской Типитаки).

Появляются и специальные сутры, характеризуемые как «дистрибуция» предметов (вибханга), а также нумерологические списки диад, триад и т.д., именуемые в палийских текстах матриками (букв. «матрицы»), которые сопровождались учительскими толкованиями. Все эти тексты были рассчитаны не на рядовых буддистов, но на катехизаторов и профессиональных аналитиков. Абхидхармические тексты тхеравадинов составляют семь трактатов Абхидхамма-питаки.

Санскритские абхидхармические трактаты сарвастивадинов, которых также семь (и которые сохранились в китайских, японских и тибетских переводах), оформляются начиная с 3 в. до н.э. Наиболее древние тексты – Сангитипарьяя и Дхармаскандха, средние – Праджняпти-бхашья, Дхатукая, Виджнянакая и Пракаранапада, последний по времени – Джнянапрастхана (1 в. до н.э.). Сангитипарьяя – комментарий к Сангити-сутре, устроенный по характерному для классического буддизма принципу организации предметов учения по числовым группам в восходящем порядке.

Калькулируемые тематические единицы располагаются в 10 главах; текст включает 122 классификации, распределяя тематические единицы по монадам, диадам, триадам до декад. Дхармаскандха, приписываемая ближайшим ученикам Будды (по одному преданию, Шарипутре, по другому – Маудгальяяне, что свидетельствует о высоком статусе текста), состоит из 12 глав, посвященных преимущественно сотериологии – этапам продвижения адепта к конечной цели «освобождения». В Дхармаскандхе различаются 37 «членов освобождения» (в тексте различаются «путь практики» и «путь озарения»), за которыми следуют классификации дхарм – по делениям их на «базы» (аятана) и «элементы» (дхату). Праджняптибхашья выпадает из класса «схоластических» текстов: первая ее часть – мифическая космогония, во второй описываются прежние жизни Будды и его матери, третья иллюстрирует действие закона кармы.

Дхатукайя классифицирует 90 феноменов сознания, распределяемых по 14 рубрикам (10 феноменов, сопровождающих каждое сознание; 10 феноменов, сопутствующих каждому «загрязнению» сознания; 10 феноменов, сопутствующих каждому «недугу» сознания; 5 «загрязнений»; 5 разновидностей ложных взглядов; 5 контактов; 5 диспозиций менталитета; 5 его «факторов»; 6 разновидностей сознания; 6 чувственных контактов; 6 ощущений; 6 идентификаций; 6 желаний; 6 стремлений), после чего исследуются их взаимоотношения. Виджнянакая представляет обстоятельнейшую полемику сарвастивадинов с буддийскими «еретиками» – пудгалавадинами, придерживавшимися концепции квази-Я, которая не устраивала никого из прочих буддистов своей явной близостью к идее Атмана.

Пракаранапада в значительной мере опирается на Дхатукаю; ее предмет – классификации материальных факторов (материальные элементы и их производные), сознание (читта), факторы, сопровождающие сознание, положительные уровни сознания, обретаемые благодаря психотехнике, необусловленные дхармы, а также ряд других классификаций и «тысяча вопросов».

Основная тема Джнянапрастханы (приписывается Катьяянипутре) – систематизация ступеней духовного продвижения, опирающаяся на четыре «благородные истины» о страдании. Первая ее глава посвящена истине о пути, вторая – истине о происхождении страдания, третья – познанию, четвертая, пятая и шестая – действию, четырем материальным элементам и чувственным способностям или истине о всеобщности страдания, седьмая – концентрации сознания или истине о прекращении старадания (помимо этого рассматриваются вера, критика представления о реальности тела, ложные взгляды, единичность сознания, память, количество чувственных способностей, прошлое, определения грамматических категорий, истолкования отдельных речений Будды).

Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции – Махавибхаша (Великое истолкование) – монументальный комментарий в свободной форме к Джнянапрастхане, созданный в первой половине 2 в. во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой знаменитого царственного покровителя буддизма Канишки. Текст составлен в типичной для Абхидхармических текстов катехизисной форме, которая позволяет вводить множество анонимных и конкретных мнений сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддадэва и др.) и их разногласия с прочими буддийскими авторитетами и является во многих случаях основным источником наших сведений о них.

Махавибхаша состоит из пяти разделов, которые делятся на главы и «параграфы». Среди них особой интерес представляет классификационный анализ предметов «практической» значимости. Среди предметов классификаций в разделе II, главе 1 пять «уз» (бандха) 37 компонентов, охватывающих 30 разновидностей «загрязнений» (клеши) страстей, пять – гордости, а также зависть и себялюбие. Раздел IV, глава 1 открывается обсуждением благого и неблагого поведения в связи с «проявленными» и «непроявленными» действиями, а также 10 путями благоприятной кармы. Рассматривается и взгляд оппонентов сарвастивадинов – вибхаджьявадинов, согласно которым сущность действия включает привязанность, ненависть и ложные взгляды. Различаются четыре разновидности кармы: черно-черная, черно-белая, бело-черная и бело-белая. Первая, худшая, – карма тех, кто предан «собачьему» или «бычьему» образу жизни.

Приводятся примеры кармических результатов, большинство из которых иллюстрируют дурные последствия причинения вреда животным. Мнения различных школ разделились в связи с вопросом, какое из «великих злодеяний» наихудшее – убийство матери, отца, совершенного существа, причинение вреда Будде и раскол в общине. Некоторые считают, что хуже всего из перечисленного – преступный ментальный акт. В главе 2 того же раздела выявляется разномыслие ранних саутрантиков и сарвастивадинов. Согласно первым, помимо действий и слов следует признать специфику правильного и неправильного образа жизни. Вторые предлагают рассуждать более «экономно»: и правильный и неправильный образы жизни складываются из соответствующих действий и слов. Все, однако, сходятся в различении «проявленных» и глубинных аффектов, считая, что убийство, воровство, прелюбодеяние, прочие пороки, а также ложные взгляды укоренены в желании, неприязни и заблуждении. Обсуждаются и 12 видов деятельности, которые предполагают «необузданную активность», а также три способа устранения подобных «жизненных стилей». В главе 3 рассматриваются действия, имеющие последствиями пребывание в аду, первое из которых – убийство. В этой связи развертывается дискуссия относительно самого механизма реинкарнации (сансара): некоторые буддийские школы придерживаются взгляда, что между двумя воплощениями можно «вставить» еще и некоторое промежуточное существование (антарабхава). Сторонники данной точки зрения видят ее подтверждение, в частности, и в том, что это промежуточное состояние предполагается самим «вызреванием» плодов пяти «великих злодеяний».

Абхидхармакоша Васубандху (4–5 вв.), в которой абхидхарма определяется как дхарма, направленная на постижение высшей дхармы (нирвана), была задумана как подведение итогов всей предыдущей работы абхидхармистов в области онтологии, психологии (феноменология сознания), космологии, сотериологии.

В махаяне абхидхармическими называются (в порядке имитации классического буддизма) даже тексты содержательно прямо противоположные абхидхармическому схоластицизму, например мистические сутры Праджняпарамиты. Абхидхармические тексты получили распространение в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

 

Аггада

E-mail Печать PDF

Аггада

Введение

Аггадический мидраш - один из самых интересных разделов еврейской литературы, восходящий к драшот (проповедям), которые произносились в местах собраний, в первую очередь, в Эрец-Исраэль.

Большинство аггадот связано с Танахом, Б-гом и человеком (как индивидуальностью и как частью общества). Многие аггадот посвящены библейским персонажам, их поступкам и эмоциям, их чаяниям и судьбам. В большинстве случаев, библейский сюжет служит основой, от которой отталкивается аггада, и связывает читателя (или слушателя) с эпохой, в которую жил автора мидраша. Таким образом, аггадический мидраш отражает проблемы еврейского народа и мудрецов вплоть до конца эпохи Второго Храма и во времена Мишны и Талмуда.

Читая и изучая аггадот, мы постигаем оригинальную творческую еврейскую мысль того времени, а также находим в них параллели с фольклором других народов.

Термин «Аггада»

1.1. Этимология слова

Слово аггада - арамейский эквивалент ивритского слова которое происходит от глагола («сказать»), как в Пасхальная hаггада), книге, в которой рассказывается об исходе из Египта. По мнению Бахера, ученого конца XIX столетия, «этимон слова аггада - выражение («сказано в написанном»), которым часто открывается аггадическое повествование» /5/.

Ряд исследователей указывает на связь слова аггада с корнем значение которого «связывать», «объединять» (на иврите агуда - общество, союз, пучок, связка). Аггаду в таком случае надо понимать как коллекцию, собрание различных историй.

Существует также мнение, что рассматриваемый термин происходит от арамейской основы н-г-д («тянуть», «притягивать») - в том смысле, что аггадическая литература «притягивает», «влечет» душу человека. Однако А. Шинан считает, что «этимология слова аггада на базе арамейской основы представляется маловероятной» /3/.

Таким образом, на вопрос о происхождении слова пока нет однозначного ответа.

1.2. Понятие аггады

В современном иврите слово аггада нередко употребляется в значении «сказка», «легенда», но мы рассмотрим специфически еврейское значение этого термина.

Автор «Введения в Талмуд», вероятно Рав Шмуэль hа-Нагид, живший в Испании в первой половине XI века, дал следующее определение аггады: «Каждая интерпретация, включенная в Талмуд, на любую тему, не содержащая предписания, является аггадой». Это определение носит косвенный характер. Автор «Введения в Талмуд» говорит не о том, что есть аггада, а, скорее, о том, что ей не является, то есть о законодательной части Талмуда (äëìä). Таким образом, все, что не относится к Галахе, - Аггада.

Подобного мнения придерживаются и составители «Энциклопедии Иврит», которые дают определение Аггады через отрицание: «…та часть Устной Торы, которая не есть Галаха» /6/, из чего можно сделать вывод о существовании некоторой внутренней сложности, не позволяющую дать точную дефиницию, которая не пряталась бы за другие понятия.

Один из крупнейших исследователей аггады, основоположник научной иудаистики XIX века Леопольд Цунц (Йом Тов Липман; 1794 - 1886) писал, что «в аггаде есть все, что только можно себе вообразить, кроме зубоскальства и бездумного легкомыслия» /3/. И, разумеется, кроме галахических предписаний. Однако нужно отметить, что и «Энциклопедия Иврит», и Л. Цунц пытаются определить только аггаду эпохи Талмуда. Если же говорить об аггаде в целом как о культурном феномене, возникшем задолго до эпохи мудрецов Талмуда, то не исключено, что дефиниция окажется еще более пространной.

Аггада, в первую очередь, включает в себя легенды еврейского народа. Большинство из них происходит из толкований Библии и биографий рабби и еврейских героев. Другие элементы аггады - разработки библейской истории, детализирующие повествование. Это может быть названо «исторической» аггадой. Однако при чтении аггады нужно иметь в виду, что ее следует воспринимать не как историческую правду, а как моральную истину.

Кроме того, существует широкий пласт литературы еврейского фольклора, которая не имеет связи с библейской историей или известными личностями постбиблейского периода. В таком фольклоре может рассказываться об ангелах или демонах, а также о причудливых обычаях, распространенных в некоторых еврейских общинах. Существуют также философские и теологические учения, которые входят в понятие аггады. Иногда эти учения четко выделяются и нет никакой сложности в их идентификации. Это особенно относится к области этической философии, как в случае талмудического раздела úåáà é÷øô (Пиркей Авот). Здесь содержатся несколько учений, касающихся воззрений на Б-га, Человека, Тору и Израиль, изложенных в общедоступной форме. Но очень часто эти философские или этические учения должны выводиться из историй, рассказанных рабби. Эти истории передаются без авторского заключения. Тем не менее, они достаточно интересны, содержат мораль и могут служить прекрасными образцами хорошего повествования.

Существует также аггадические повествования, которые основаны на комментариях к библейскому тексту: «Повествование о сотворении мира начинается с буквы бет (á), имеющей начертание, открытое только с одной, передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало после божественного миростроительства, может быть доступно человеческому разумению» (Берешит - Раба, 1) /1/. В данной аггаде мы можем видеть, как причудливое толкование рабби значения одной буквы открывает важный спор в еврейской теологии о загадках жизни и смерти.

В соответствии с нашим широким определением аггады как полного спектра незаконодательной раввинистической литературы, аггада и ее развитие соприкасаются со всей еврейской историей, древней и современной. Но по сути, классическая Аггада ограничена раввинистическими учениями, обнаруженными в двух основных источниках: Талмуде и мидрашах.

2. Аггада и галаха

Мидраши Аггада и Галаха - два метода изучения Торы. Мидрашами также называются сборники, содержащие результаты ее изучения этими методами. Первый метод, мидраш Галаха, состоял в следующем: мудрецы толковали написанное в Торе, приводя при этом различные законы, передаваемые устной традицией. До наших дней дошло четыре сборника, содержащих результаты изучения Торы методом мидраш Галаха: Мехилта де-рав Ишмаэль и Мехилта де-рабби Шимон бар Иохай (оба эти сборника - комментарии к книге Исход), Сифра, или Торат коханим (к книге Левит), Сифрей (к книгам Числа и Второзаконие). Кроме того, до нас дошли также отрывки из сборников Сифрей Зута, Мехилта де-арайот и другие.

Второй метод, мидраш Аггада, заключался в комментировании Священного Писания так, что при этом не выводились какие-либо конкретные законы. Аггадический материал, не вошедший в Талмуд, собирался в отдельные книги, которые были составлены в V - XIII веках. В более поздние времена появились сборники аггадического материала, уже записанного в прошлом. К важнейшим из сборников относятся следующие: Мидраш Раба - мидраш на Тору и на пять книг Писаний - Руфь, Экклезиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии и Эсфирь; Мидраш Танхума - мидраш на Тору, толкующий ее недельные главы и рассматривающий галахические вопросы, содержащиеся в каждой из них, составленный рабби Танхумой; Пиркей де-рабби Элиэзер - повествование о происходившем со дня сотворения мира и до Исхода евреев из Египта, составленное по хронологическому принципу и добавляющее к написанному в Торе множество дополнительных фактов, сохраненных устной традицией (этот мидраш составлен в XIII веке в одной из мусульманской стран); Псикта де-рабби Кахана - мидраш на те отрывки из книг Пророков, которые читаются в синагоге в праздники и в примыкающие к праздникам субботние дни (составлен в V веке н. э.); Мидраш Техиллим - толкование большей части книги Псалмов, который составлялся на протяжении многих столетий; Мидраш Мишлей - толкование книги Притчей Соломоновых (написан в Вавилоне в эпоху, последовавшую за составлением Талмуда, то есть после V в. н. э.); Мидраш Шмуэль - толкование книги пророка Самуила (составлен в XI веке в Эрец-Исраэль на основе древних источников); Ялкут Шимоним - поздний сборник, составленный около 1250 года рабби Шимоном из Франкфурта на основе различных древних аггадических источников, многие из которых не сохранились.

Галаха и Аггада представляют собой две самостоятельные сферы творческой деятельности, составляя в совокупности то историко-литературное целое, которое называют литературой мудрецов Талмуда.

Попытаемся выделить общие для Галахи и Аггады основы. Прежде всего, отметим, Аггадой и Галахой занимались, как правило, одни и те же люди. Одни и те же мудрецы (р. Акива, р. Иоханан, р. Папа и другие) упоминаются и в контексте Галахи, и в контексте Аггады. У некоторых из них оба «жанра» оказывались соединенными, в буквальном смысле слова, неразрывно. Так, про знаменитого танная р. Меира говорится, что он посвящал треть каждого своего урока Галахе, треть - Аггаде, а оставшееся время - притчам. Очень редко тот или иной мудрец посвящал себя лишь одной из двух областей. Одним из них был, судя по всему, таннай р. Элазар hа-Модаи, от которого не сохранилось ни одного высказывания галахического характера, но его авторитет знатока Аггады был исключительно велик. Но такая узкая специализация была исключением, которое только подтверждает вышесказанное.

При всем различии поставленных задач, характера аргументации, стиля, интонации, темы, которые обсуждаются и в Галахе, и в Аггаде, одни и те же: суббота и праздники, молитвы, кашерность пищи, отношения между людьми, проблемы воспитания детей и другие. Кроме того, Галаха и Аггада используют одни и те же логические приемы. В свое время была разработана целая серия «правил вывода» - так называемые úåãéî (миддот),- позволяющих тщательно изучить каждый библейский стих, не упустив ни одного из его возможных толкований. Амораи оставили потомкам целый ряд способов, используемых при толковании Торы. Один из них, каль ва-хомер (что можно перевести как «тем более»), заключается в следующем: если в относительно простой и малозначащей ситуации предписано следовать определенным правилам, то уж тем более эти же правила остаются в силе в случае более серьезной ситуации. Этот принцип включен как в «список 13 миддот», которым пользуются при галахических построениях (формулировка этих правил приписывается р. Ишмаэлю), так и в «список 32 миддот», определяющий основы аггадического толкования текстов. В обоих списках фигурирует и еще один важный принцип - т. н. гзера шава («суждение по аналогии»), позволяющий делать конкретные выводы из того факта, что в Торе в различных контекстах появляется одно и то же слово.

Обратимся теперь к различиям между Галахой и Аггадой. Прежде всего, отметим, что Галаха, в отличие от Аггады, обладает в сфере практической деятельности человека обязывающей силой закона. В Аггаде же нет и намека на такого рода обязательность. «Мудрецы Талмуда выражались на этот счет недвусмысленно: «высказывая аггадическое суждение, человек ничего не запрещает и ничего не разрешает, не объявляет ничего ни чистым, ни нечистым» /3/. Второе важное различие - нестрогое соблюдение в Аггаде правила необходимости ссылки на источник информации, тогда как в Галахе оно было обязательным. Также в Галахе мы никогда не найдем, чтобы кто-нибудь открыто выступил против мнения мудрецов более ранней эпохи. В Аггаде же мудрецы более поздних веков, не колеблясь, выступают против своих предшественников. Более того, в аггадической традиции позволялось противоречить не только другим, но и самому себе: с течением времени человек мог изменить мнение по какому-либо вопросу и никому не приходило в голову обвинять его в этом. Если бы подобное произошло в сфере Галахи, от мудреца потребовали бы объяснить такую непоследовательность. Аггада же, как правило, не чувствует нужды в сглаживании противоречий и, передав противоположное мнение в том виде, в каком они были высказаны, она переходит к следующей теме. В Аггаде не возникало необходимости выносить однозначные, обязательные для всех решения. Здесь вполне могут сосуществовать рядом противоположные точки зрения, чего, разумеется, не может случиться в Галахе, которая по самой своей природе не терпит неясностей и противоречий.

И еще одно немаловажное различие. Занятия Галахой были, в основном, уделом узкого круга мудрецов, которые обсуждали запутанные вопросы религиозного законодательства, часть из которых имела чисто академический, оторванный от реальности характер. Аггада, напротив, предназначалась не только для «профессионалов», но и для обычных людей.

И, наконец, о стилистических различиях, о которых так хорошо сказал Бялик: «…Галаха характеризуется своей прозаической сухостью. Сжатым и устойчивым стилем, тусклым языком, - господством разума, Аггада же - поэтическим ароматом, стремительным и подвижным стилем, многоцветным языком - сферой непосредственного чувства» /1/. Отмеченные особенности стиля отражают принципиальное различие между двумя этими мирами: если Галаха исполнена серьезности - ведь здесь решаются вопросы закона, нередко вопросы жизни и смерти, то в Аггаде непременно присутствует элемент игры, допускаются ироническая улыбка и легкость. Совершенно естественно поэтому, что Галаха и Аггада пользуются различными языковыми средствами. 

3. Аггада в ее историческом развитии

3.1. Драшот

Аггада, как уже было сказано выше, восходит своими корнями к драшот (проповедям, которые читались в местах собраний). Вообще, обращения мудрецов к народу - древний обычай, занявший важное место в еврейской истории, более древний, чем многие документы, в которых он упоминается. Большинство проповедей не сохранились в оригинальной форме. Те, кто произносили эти проповеди (даршаним) и те, кто впоследствии их редактировали, изменяли тексты, сокращали их, а иногда добавляли свой собственный материал. Проповедь Рава Танхумы (проповедника из города Наава, жившего в конце IV века), записанная в Вавилонском Талмуде (Трактат Шаббат, 30) , - вероятно, единственная из драшот, дошедшая до нас в своем первоначальном виде. В ней рассказывается о том, как однажды кто-то спросил р. Танхуму, разрешается ли погасить свет в шаббат, чтобы обеспечить больному человеку сон и отдых. Этот вопрос не является сложным, поскольку в Мишне есть разъяснения на этот счет, но Рав Танхума не ограничился простым лаконичным ответом, а прочитал красивую и интересную проповедь, изобилующую выдержками из Торы, аллегорическими сравнениями и риторическими приемами.

Другие драшот, которые можно встретить в аггадических мидрашах, подвергались исправлению и редакции. По всей видимости, эти драшот в оригинале были длиннее и полнее по содержанию, но сейчас почти невозможно восстановить их первоначальный вариант.

3.2. Аггада в Эрец-Исраэль и Вавилонии

Традиционная аггада была создана, в основном, в Эрец-Исраэль, а не в Вавилонии, хотя такое мнение достаточно распространено. «Истоки подобного заблуждения относятся к эпохе средневековья, когда Вавилонский Талмуд стал самым читаемым и повсеместно изучаемым произведением практически во всех общинах рассеянного по свету народа Израиля. Талмуд превратился в главную книгу, оттеснив мидраши как галахические, так и аггадические. Вавилонский Талмуд оказался по существу единственным источником, откуда еврей мог черпать сведения о высказываниях мудрецов I - VIII вв. н.э. В результате и возникла иллюзия, будто большая часть традиционной аггады заключена в Вавилонском Талмуде» /3/. Авторство большинства аггадических текстов принадлежит таннаям (раввины из Эрец-Исраэль, жившие между эпохой Гиллеля и завершением Мишны при рабби Иегуде hа-Наси - около 220 г. н.э.) и палестинским амораям, и лишь небольшая часть - амораям вавилонским (амораями называют знатоков Торы, живших в Вавилоне и Палестине уже после создания Мишны). Большая часть аггадического материала Вавилонского Талмуда на самом деле происходит из Эрец-Исраэль. Это видно и по языку, и по содержанию, и по именам мудрецов, от лица которых идет повествование. «Свидетельство о «первородстве» палестинской аггадической традиции содержится в самом Вавилонском Талмуде. Евреи, странствующие в ту пору между двумя главными центрами учености, переносили идеи знатоков Торы из Эрец-Исраэль на берега Евфрата и обратно. Впоследствии это и послужило основой для своего рода оптического обмана: стало казаться, что главным аггадическим произведением является Вавилонский Талмуд» /3/.

Стоит отметить, что к аггадическим текстам в Вавилонии подходили иначе, чем в Эрец-Исраэль. Только в Вавилонском Талмуде можно встретить попытки найти компромисс между разными, противоречащими друг другу высказываниями Аггады, то есть «попытки галахической гармонизации несовместимого» /3/. Только в Вавилонии стремились рационально осмыслить аггадические тексты и найти для возникающих при этом проблем рациональное же решение, используя идеи Аггады для чисто галахических нужд. Для вавилонских мудрецов интерес представляла, прежде всего, Галаха: даже если кто-то из них обращался к Аггаде, то смотрел на нее сквозь призму Галахи и пользовался при анализе текста привычным галахическим аппаратом. 

Берешит Раба - самый древний из дошедших до нас аггадических мидрашей. Он был создан в Эрец-Исраэль в IV - V веках н.э. Язык, на котором он написан, - арамейский. В эту же эпоху был создан Ваикра Раба (V -VI века), а также Шмот Раба, Дварим Раба и Бамидбар Раба. Все эти пять Мидрашей входят в Мидраш Раба.

3.3. Аггадическая литература средневековья

В средние века еврейское литературное творчество воплотилось в различных формах. Пиют (поэтические тексты, призванные украсить общественную молитву, а также проведение таких обрядов как обрезание или свадебная церемония) и поэзия, Галаха и философия, исследования по еврейской истории и языку, рассказ и притча, комментарии к Библии и собрания древних мидрашей - все они были отдельными литературными жанрами. В это же время мидраш в его традиционной форме отошел на второй план, и те мидраши, которые были созданы в это время, уступали по качеству Берешит Раба, Ваикра Раба и т.д.

Рассеяние евреев в Средние века и преследования, которым они подвергались на протяжении этой эпохи, привели к тому, что большинство литературного материала было утеряно. Многие из сохранившихся работ не дошли до нас целиком, и есть сомнения по поводу их авторства.

Большая часть сохранившихся мидрашей средневековья была обнаружена в Каирской генизе в конце XIX века. Здесь, также как и в случае с другими подобными находками в различных генизах, сложно установить, чему принадлежат отдельные фрагменты и кто был их автором.

В рассматриваемую эпоху было создано много рассказов, некоторые из которых близки к литературе мидрашей, в то время как другие скорее относятся к фольклору. Некоторые из этих рассказов были объединены в сборники еще в средние века, например, Хибур ме-hа-Йешуа, составленный XI веке.

В XI веке в Провансе проживал Рав Моше hа-Даршан, которого часто цитировал Раши в своих комментариях. Упоминания о нем и его работах встречаются также в других источниках, как еврейских, так и христианских. Несмотря на это, его жизнь окутана тайной и нельзя назвать хотя бы одну работу, которая неоспоримо принадлежала бы ему. «Рав Моше hа-Даршан, или его школа, предположительно был составителем Берешит Рабати и Мидраш Аггада, опубликованных Бубером» /6/. Ему принадлежит первая, основная часть Мидраша Раба, а также приписываются многие другие работы. Независимо от того, верны эти предположения или нет, это лишь небольшая часть трудов Рава Моше hа-Даршана. Рав Моше hа-Даршан включал в свои работы древние мидраши и, вероятно имел доступ к материалам, не сохранившимся до наших дней.

Несмотря на то, что его работы содержат материалы его предшественников, их не следует рассматривать как антологии. То же касается Леках Тов, известного также как Песикта Зутарта. Этот труд представляет собой нечто среднее между комментарием к Торе и Мидрашом и тесно связан с древними источниками, однако автор включает сюда также собственные исследования, предваряя их словами «Тувьягу говорит» или «Тувьягу бен Элиэзр говорит». Таким образом мы узнаем имя автора.

Автор Леках Тов - Тувья бен Элиэзр, живший на севере Греции в конце XI - начале XII вв. в то время Балканы были частью Византийской империи, и Леках Тов - важный источник информации о византийских евреях той эпохи. В Леках Тов упоминается также крестовый поход и нападение на еврейские общины Западной Германии в 1096 году.

Другая работа, схожая с Леках Тов, - Сехель Тов, мидраш Рава Менахема бен Рав Соломон, написанный в 1139 году. Большая часть Сехель Тов была утеряна. Сохранившиеся фрагменты связаны с первой и второй книгами Торы (Бытие и Исход).

Кроме того, существуют сборники мидрашей, которые также были составлены в Средние века, но, в отличие от вышеперечисленных работ, в них нет авторских комментариев. Пример такого сборника - Ялкут Шимони,- работа, которая была и остается популярной среди интересующихся мидрашами и аггадой.

Ялкут Шимони - большое собрание мидрашей, в основном, аггадических, на все книги Библии. Составитель этого сборника был хорошо знаком с галахическими и аггадическими материалами, такими как Мишна и Тосефта, Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, Седер Олам и Авот де-Рабби Натан, Берешит Раба и Ваикра Раба, мидраши на мегиллот (свитки) и Пиркей де-Рабби Элиэзр. Кроме того, автор был знаком и с другими Мидрашами, многие из которых были позднее утеряны.

Сборник Ялкут Шимони был обнаружен в разных странах мира. Нельзя определенно сказать, где и когда проживал автор. В венецианской редакции 1566 года указано, что книга была написана Равом Симеоном, главой даршаним во Франкфурте. Существует несколько гипотез по поводу авторства и времени создания сборника.

Другим, не менее важным сборником, является Ялкут Махири, составленный Равом Махиром бен Абба Мари. Здесь также нет какой-либо конкретной информации об авторе, но существует несколько указаний на то, что эта работа была написана в Провансе приблизительно в XIV веке. Ялкут Махири схож по сути с Ялкут Шимони, но он не был так широко известен и некоторые его части были утеряны. Сохранились лишь мидраши на пророчества Исайи, Псалмы и Притчи Соломоновы и на книги Малых Пророков, и то не в полном объеме. Из авторских комментариев можно сделать вывод, что в сборник были также включены мидраши на книги Иова, Иезекииля и, возможно, поздних пророков.

Подобные сборники создавались и в более позднюю эпоху. В XVII веке в Польше был создан Ялкут Реувени. Кроме традиционных мидрашей, он включает в себя большое количество работ по кабалистике. На протяжении того времени на Востоке получила широкое распространение книга Рабби Якова Кули, известная как Ме-ам Лоэз. В нее входят древний аггадический материал, Галаха, драшот и поучения автора. Другие сборники того периода до сих пор находятся в рукописной форме. Одна из самых объемных и наиболее известных из них - Ялкут Талмуд Тора Рабби Якова бен Хананель Сикили, жившего в XIV веке.

Последний из сборников, на который хотелось бы обратить внимание, - Мидраш hа-Гадоль. Эта пространная работа по Торе была создана в Йемене Рабби Давидом Адани. Мидраш hа-Гадоль больше по своему объему, чем Мидраш Раба, и материал, включенный в него, разнообразнее. Многие части книги похожи на древние Мидраши, и, подобно им, она включает фрагменты драшот и комментарии мудрецов к Торе. Но Мидраш hа-Гадоль состоит не только из работ мудрецов, но также из трудов мыслителей Средневековья, таких как Раши и Ибн Эзра. Мидраш часто цитирует письма Маймонида (как известно, работы Маймонида были очень популярны в Йемене и йеменские евреи полностью приняли его правила, в отличие от других еврейских общин). Автор Мидраш hа-Гадоль включает в него обширный материал аггадической литературы, но, в отличие от ранее упомянутых авторов, он не указывает на источники, что создает определенные трудности при изучении Мидраша.

Литература мидрашей Средних веков не столь изысканна, как ранние мидраши. Она уступает Берешит Раба, Ваикра Раба и Шир hа-Ширим Раба по языку, стилю и содержанию. Темы, которые затрагивали авторы, отличны от тем древних Мидрашей Эрец-Исраэль. В Средние века большее внимание уделялось каббале, гематрии и т.д. и меньшее - литературным аспектам мидрашей. 

Заключение

Аггада, как мы видим, важна для понимания истории еврейского народа, жизни, и развития мысли в эпоху рабби. Но, прежде всего, она важна для понимания раввинистической этики и теологии, которые формируют характер и специфику иудаизма. В аггаде нашли свое выражение основные принципы существования еврейского народа, его вера, его чаяния, его пророческий дар. Исторические и культурные аспекты аггады открывают перед нами сокровищницу ценностей, которые не утратят своего значения в веках. 

Список литературы

Агада. Библиотека - Алия, №79. - Иерусалим, 1989, 13, 19 сс.

Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Еврейская энциклопедия. Т.1. - М.: Терра. - 1991, 386 - 399 сс.

Шинан А. Мир аггадической литературы. - Иерусалим, Библиотека - Алия, №143. - 1990 , 10-11, 15-16, 167 сс.

H. N. Bialik, Y.H. Rawnitzky. Sefer Ha-Aggadah. The Book of Jewish Folklore and Legend. - Tel Aviv: DVIR. - 1988.

H. Mack. The Aggadic Midrash Literature. - Tel Aviv: MOD books. - 1989, 135 р.

 

Адвайта. Вы – вне времени

E-mail Печать PDF

Адвайта. Вы – вне времени

Однажды утром Махарадж, взобравшись по лестнице в свою комнату на чердаке, начал говорить, еще не успев занять свое место. Собралось уже несколько посетителей, но он, казалось, не замечал их.
Кто-то из домашних, видимо, пожаловался Махараджу на чью-то непунктуальность, сказав, что кто-то не сделал что-то вовремя. И вот время и стало темой его беседы в то утро. Он начал внезапно, с замечания, что многие люди принимают время за "вещь" – нечто отдельное от них самих, нечто, через что они как индивидуальные сущности должны пройти. Эта идея полностью ошибочна.
Обращаясь к присутствующим, он сказал: "Вся ваша идея времени состоит в том, что вы родились в прошлом, существуете сейчас, в настоящем (хотя, строго говоря, нет никакого "настоящего" как такового, поскольку "настоящее" никогда не стоит на месте) и что, старея, вы продвигаетесь в неизвестное будущее. Вы никогда не задумывались, как ошибочна эта концепция? Есть ли в действительности какое-нибудь прошлое-настоящее-будущее в объективном смысле? "Прошлое" ушло за пределы воспоминаний, а "будущее" вы можете узнать только тогда, когда оно становится настоящим-прошлым и уходит в память. Поэтому должно быть ясно, что "время" не имеет объективного существования в ваших жизнях и, следовательно, оно не может быть физически проанализировано!"
Махарадж продолжал: "Как же вы тогда связаны со временем? Вы связаны с ним постольку, поскольку оно обозначает продолжительность, способ измерения, концепцию. Продолжительность же означает временный характер, который является неотъемлемой особенностью феноменальных объектов, включая все "вы" и все "я". Таким образом, то, чем вы кажетесь, то чем вы обусловлены себя считать, но чем вы не являетесь, временно. Но то, чем вы являетесь как Сознательное Присутствие (и как знающий это сознание) безвременно, вечно. "Прошлое" – это лишь память, а "будущее" – лишь надежда. Только "настоящее", сейчас, что-то значит для нас, поскольку присутствие – это то, чем мы являемся как вечность.
Интересно, понимаете ли вы то, о чем я говорю. Вы понимаете значение сказанного? На самом деле я сказал, что вы есть время: то, чем вы себя считаете, есть продолжительность, время; то, чем вы являетесь субъективно, безвременно. Вас не пугает, когда вам говорят, что то, чем вы себя считаете, является временем? Разве "вы" как феноменальный объект не есть время – река времени, текущая от младенчества к старости, от рождения к смерти, от сотворения к разрушению, как любой другой проявленный феномен? То, чем вы себя считаете (психосоматический механизм), всегда находится в движении, даже во сне движется в направлении пробуждения, по той простой причине, что сознание, природой которого является движение, не даст вам пребывать в неподвижности. Это постоянное "делание" становится кармой лишь в силу отождествления с человеческой формой, вследствие чего вы принимаете на себя ответственность за совершаемое действие и, конечно, за последствия. Каждое такое действие растянуто в пространстве/времени, с тем чтобы оно могло быть воспринято в проявлении, и таким образом становится "событием". Весь феноменальный мир представляет собой миллионы "вас". А тотальность всех таких действий, всех "вас", представляет мир в действии. Слово "рождение" действительно должно относится ко времени, поскольку, если бы не была рождена продолжительность (неотделимая от "пространства"), не могли бы иметь место проявление и восприятие. Вы думаете, что вы были рождены, но рождена была продолжительность, в которой вы как объект стали воспринимаемы.
На относительном уровне все должно иметь свою соответствующую противоположность, чтобы иметь хотя бы концептуальное (если не объективное) существование, но все такие взаимосвязанные противоположности (свет и тьма, знание и неведение, хорошее и плохое и т.д.), которые всегда отдельны друг от друга концептуально, становятся вновь неотделимо едиными при взаимном отрицании. Так же являющиеся феноменально познаваемыми противоположностями Время и Безвременность становятся вновь едиными при взаимном отрицании относительного, то есть целостностью, целым. Это основное, сущностное единство и является истинной перспективой. Стоит вам потерять эту перспективу, и вы, теряя равновесие, падаете в пропасть Майи.
Что бы мы ни думали или ни говорили о Безвременном Абсолюте, это может быть лишь концепцией, просто указанием, указательным знаком, который никогда не может раскрыть нам что же такое безвременность, поскольку это то, чем мы являемся. Все, что мы можем сказать, это: "Я есть здесь и сейчас ("здесь" при отсутствии пространства и "сейчас" при отсутствии времени). Даже сказать это – значит сказать слишком много. Значение имеет не говорение или слышание. Значение имеет мгновенное осознавание этого факта."

Адвайта. Жизнь как комедия

E-mail Печать PDF

Адвайта. Жизнь как комедия

Однажды вечером один из посетителей начал разговор такими словами: "Махарадж, вы иногда говорите, что весь проявленный мир – это иллюзия, он подобен кинофильму или спектаклю, и что…"
Махарадж, засмеявшись, перебил его: "Но это не обычное кино, снятое с определенной целью; это потрясающая комедия, настоящий фарс, если вы только можете ясно видеть все это, как оно есть. Посмотрите, вот я, у себя дома, никого не трогаю, делаю то, что естественно приходит мне в голову. Предположим, однажды у моих дверей появляется полицейский и обвиняет меня в нападении и грабеже, совершенных в Калькутте тогда-то и тогда-то. Я отвечаю ему, что никогда никуда не уезжал из своего родного города, не говоря уже о том, чтобы быть в Калькутте и принимать участие в нападении и грабеже. Уверенность, с которой я говорю это, уменьшает его решительность, он продолжает допрос и обнаруживает, что сказанное мною – правда. И тогда он извиняется и оставляет меня в покое. Так должно быть.
Но теперь начинается комическая часть. Вам также предъявляют подобное обвинение; вы также никогда не были в Калькутте, но присутствие полицейского вселяет в вас такой страх, что вы не в состоянии сказать что-либо в свою защиту и позволяете ему арестовать вас. Позже, находясь за решеткой, вы сокрушаетесь по поводу своего заточения и плачете о свободе! Разве не смешно?
В своем изначальном состоянии единства и целостности я даже не знал, что существую. И вот однажды мне сказали, что я "родился", что определенное тело является "мной"; а такая-то супружеская пара – моими родителями. С тех пор я начал принимать всю дальнейшую информацию о себе как истинную, день за днем, и таким образом я принялся возводить целую псевдоличность; и все только потому, что я принял обвинение в рождении, хотя я полностью осознавал, что у меня не было переживания того, что я родился, что я никогда не давал свое согласие на то, чтобы рождаться и мое тело было навязано мне. Постепенно обусловленность становилась все сильнее и сильнее, и, наконец, углубилась до такой степени, что я не только принял обвинение в том, что я был рожден как конкретное тело, но я принял и то, что когда-то в будущем я "умру", и само это слово "смерть" стало для меня ужасающим, символизируя какое-то травматическое событие. Может ли быть что-нибудь более смешное? По милости своего гуру я достиг осознания своей истинной природы, а также того, какую большую шутку со мной сыграли.
Так что более устрашающей иллюзией является не столько само событие, известное как рождение-жизнь-смерть и длящееся какой-то период того, что известно как "время", сколько принятие себя объективной сущностью, которая якобы должна пережить это концептуальное событие. А основная иллюзия, которая делает возможной эту иллюзию – это иллюзия пространства, в котором объекты могли бы быть растянуты, и концепция времени (продолжительности), в котором растянутые в пространстве объекты могли бы быть воспринимаемы.
Теперь вы понимаете, почему я сказал, что жизнь – это комедия, фарс? Сделайте еще один шаг и посмотрите до какой степени ваша концептуальная сущность вовлекается в этот фарс. Вы не только не видите, что вы являетесь лишь актером, играющим роль в этом фарсе, но и продолжаете считать, что вы имеете свободу выбора и действия в этой пьесе (именуемой "жизнью"), которая должна, со всей очевидностью, разворачиваться строго в соответствии с заранее написанным сценарием. И когда события происходят таким образом, в естественном и обычном порядке, эта концептуальная сущность, которой является человек, позволяет себе подвергаться их воздействию и поэтому страдает. Тогда он начинает думать о "рабстве" и "освобождении".
Освобождение представляет собой постижение того, что жизнь – это фарс, и осознавание того, что ты ("Я" без малейшего следа объективности) не можешь быть сущностью с какой-либо формой, именем или какого-то вида. Освобождение – это достижение осознания того, что живые существа являются частью проявления тотальности феноменального мира и не имеют обособленной индивидуальности. Это осознание того, что то, чем "Я" являюсь, – есть чувствительность всех чувствующих существ, сознательное присутствие как таковое. Освобождение – это осознание того, что Я, Абсолют, в своем феноменальном выражении являюсь функционированием (видением, слышанием, чувствованием, ощущением вкуса и запаха, мышлением) без присутствия каких-либо других актеров-индивидуумов.
Теперь вы понимаете почему вы "страдаете"? Потому что вы представляете собой случай ошибочного отождествления или скорее потому, что вы приняли то, что явно является ошибочным отождествлением!"

Адвайта. Концепции

E-mail Печать PDF

Адвайта. Концепции

Махарадж чрезвычайно строго предупреждает, чтобы в ответ на его предложение задавать вопросы, посетители не начинали между собой дискуссию и таким образом не вовлекались бы в сложную паутину своих концепций, игнорируя при этом излагаемую им тему. Когда он замечает, что подобное начинает происходить, он настолько изумляется, что может воскликнуть: "Ага, теперь мы обсуждаем подробности свадебной церемонии дитя бесплодной женщины".
Махарадж использует это сравнение с "ребенком бесплодной женщины" довольно часто. Однажды утром какой-то посетитель, вероятно, услышав эту фразу впервые, попросил пояснить ее. Махарадж некоторое время пребывал в молчании и неподвижности: глаза закрыты, дыхание поверхностное; мы уже подумали, что сейчас он войдет в состояние самадхи. Но затем он заговорил тихим голосом: "Послушайте, вы должны понять, что такое время. Если вы не знаете природу времени, вы не поймете природы феноменального мира. Происходит то, что человек считает время чем-то само собой разумеющимся и затем начинает возводить всевозможные концепции. Если вы собираетесь строить, разве вы не должны вначале посмотреть, что у вас за фундамент?
Время и пространство идут вместе. Почему вы способны познавать вещи? Потому что вы видите их. Могли бы вы видеть вещи, если бы они не имели формы? Вы видите их потому, что они имеют форму, объем, потому что они растянуты в пространстве. Давайте пойдем немного дальше. Если бы вещи были видны в пространстве в течение всего лишь доли секунды, могли бы вы воспринимать их? Вы воспринимаете вещи только потому, что они растянуты в пространстве в течение определенного периода (время), и форма остается перед вами достаточно долго, чтобы вы могли воспринять ее.
Если бы не было концепций времени и пространства (время и пространство, конечно же, не являются объектами), "вещи" не были бы воспринимаемы и вещи не были бы "вещами". Если бы не было пространства-времени (ни прошлого, ни настоящего, ни будущего), как могли бы быть какие-то феноменальные объекты, какие-то события? Пожалуйста, попытайтесь понять, что и феномены, и время являются лишь концепциями и не имеют собственного существования: все видимые вещи или мысли о них представляют собой лишь образы, создаваемые в сознании, и они настолько же "реальны", как и сновидение или мираж. Теперь вы понимаете, что я имею в виду, говоря, что вся феноменальность – это дитя бесплодной женщины?
Этот вопрос о пространстве-времени настолько трудно понять, что даже люди с высоким уровнем интеллекта попадают в замешательство и оказываются сбитыми с толку его сложностью и не могут постичь его истинного значения." В этом месте он обратился ко всей аудитории в целом: "Углублялись ли ученые когда-нибудь в проблему природы пространства-времени?"
Последовало несколько ответов, но сошлись на том, что ученые не изучали эту проблему действительно глубоко, и что некоторые самые выдающиеся из них, включая Эйнштейна, пришли к заключению, что вся вселенная имеет "природу мысли" и природа пространства-времени действительно непостижима, поскольку выходит за пределы ума и всех приобретенных до сих пор человеческих знаний.
Махарадж засмеялся и сказал: "Как ученые могут сделать это своим слабеньким умом? Они могут представить себе "безграничное пространство" и "безграничное время", но могут ли они представить отсутствие пространства и времени? Это невозможно, поскольку то, что постигает, не может в своей концепции постичь постижение. Может ли глаз увидеть свое собственное видение? Может огонь сжечь сам себя? Может вода понять, что такое жажда?
Если вы можете понять значение того, что я сказал, вы перестанете смотреть на "вещи" на фиксированном фоне времени; вы перестанете искать Истину посредством своего горделивого интеллекта. И вы осознаете, что сама попытка поиска является препятствием, поскольку инструментом, с помощью которого вы будете вести поиск, является разделенный ум – концептуальный субъект ищет концептуальный объект. Когда вы достигнете этого осознания, вы прекратите поиск и позволите безличностному сознанию стать преобладающим. И затем, когда безличностное сознание посвятит вас в тайну своего собственного источника, вы будете знать, что нет никакого "я" или "ты", есть только "Я", чистая субъективность, что "вещи" не имеют субстанции и, следовательно, феноменальный объект – это дитя бесплодной женщины и, наконец, что "Я" – это бесконечность, безвременность!"

Страница 478 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135