Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Мещеряков

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923—1974) — российский психолог, дефектолог, д-р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПН СССР (1953). Ученик А.Р. Лурия.

С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ, возглавляемом Лурия, а с 1957 г. являлся сотрудником И.А. Соколянского. Организовал (1960) и возглавил (1961) лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей.

Сотрудниками его лаборатории были выявлены и отобраны слепоглухие дети, разработаны первые учебные материалы для их обучения, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад).

В 1970-е гг. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. После шести лет обучения они успешно защитили дипломные работы, сдали госэкзамены и получили дипломы о высшем психологическом образовании.

За научные работы М. с И.А. Соколянским были удостоены Государственной премии (1980). В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка — жестов — из собственно предметного действия.

Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передаче инициативы действия самому ребенку.

Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Совместная со взрослым деятельность — условие для формирования общения.

Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие — так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются дактильными словами. М. автор трудов: "О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых" / "Дефектология", 1969; "Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи" / Вопросы философии, 1968; "Слепоглухонемые дети", 1974; "Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения)", 1974.
Т.А. Басилова