Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Дьяченко

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна (1948—1998) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. — Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992—1998).

Лауреат Государственной премии РФ (1998) за участие и руководство программой "Развитие". Окончила фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967—1971) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством Л.А.

Венгера защитила канд. дис. "Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте". В 1990 г. защитила докт. дис.: "Развитие воображения в дошкольном возрасте". В дальнейшем, после смерти Л.А. Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная научная деятельность Д. была связана в основном с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста.

Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей дошкольного возраста. Программа "Развитие", создание которой было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под руководством Д., была отмечена Государственной премией.

Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МПГУ, а затем МГППИ. Д. — автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений, в том числе: "Воображение дошкольника", М., (1986), "Чего на свете не бывает", М., (1994).

В работах Д., связанных с проблемами развития способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного развития и способностей детей. ("Педагогическая диагностика по программе "Развитие": младший и средний возраст" (в соавт.), М., ПИ РАО, Серия "Педагогическая диагностика", 1995; "Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста" (в соавт.), М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой деятельности дошкольников ("Развитие воображения дошкольника" М., 1996; "Роль слова в развитии воображения дошкольника" (в соавт.)/ Сб. "Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками" / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и др.). Под редакцией и при участии Д. изданы труды: "Родителям о психическом развитии дошкольников" (в соавт.), М., 1984; "День за днем. Хрестоматия для детей 3—5 лет" (в соавт.), М., 1996; "Одаренный ребенок" / ред., М, 1997; "Введение в дошкольную практическую психологию" (в соавт.), 1998 и др.
Н.Е. Веракса