Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Проблема перестройки ритмов

E-mail Печать PDF

Проблема перестройки ритмов

Издавна люди задумывались над вопросом: что лучше - длительный сон через большие интервалы времени или же, наоборот, кратковременный сон, но с большей часто­той?
Известно, что сон у детей до пяти лет носит полифазический характер, т. е. они в течение суток многократно засыпают и пробуждаются. Такой дробный сон вызван необходимостью кормления при общей большой продол­жительности сна. Некоторые народы жарких стран также сочетают ночной и дневной сон. Необходимость в таком сне очевидна в жарком климате: люди рано пробужда­ются, чтобы успеть поработать до наступления жары. Из истории известно много примеров, свидетельствующих о том, что ряд общественных деятелей, ученых и полковод­цев (Черчилль, Кутузов, Наполеон и Эдисон) спали в дневное время. Некоторые видные ученые высказываются за дневной сон в связи с необходимостью дневного отды­ха при напряженной умственной работе.
Существует и противоположное мнение, что дневной сон вреден. Еще в древности сон после обеда не допус­кался. Современные исследования сна также доказали нецелесообразность дневного сна при нормальном ночном сне. Дело в том, что дневной сон приходится как раз на часы суточного цикла человека, характеризующиеся наибольшей работоспособностью. Кроме того, уменьшение длительности ночного сна и частичное перенесение на дневное время приводит к дроблению фаз сна и к ослаб­лению его полноценности.
В результате перестройки ритма сон - бодрствова­ние с 24-часового на 48-часовой оказалось, что сон у ис­пытуемых занимал не треть от всего цикла, а лишь чет­верть. При 48-часовом цикле испытуемым достаточно было 12 час. сна, вместо 8. Отсюда можно сделать вывод, что увеличение длительности цикла (что равносильно уменьшению дробления сна) приводит к некоторому по­вышению эффективности сна, к увеличению его полно­ценности.
Изучение вопросов дробления сна человека в настоя­щее время приобретает большое значение в связи с кос­мическими полетами, во время которых космонавту важно приспособиться к новым режимам сна и бодрство­вания. Экспериментальные исследования показали, что привыкание к новым режимам сна и бодрствования протекает неодинаково у разных людей. Некоторые люди могут легко засыпать и пробуждаться в заданное время, независимо от суточной периодичности. В этом случае сон их остается глубоким и полноценным, вполне достаточ­ным для обеспечения хорошего самочувствия, умственной и физической работоспособности.
Однако встречаются и такие люди, которые не могут заснуть в необычное для них время. Волевые усилия здесь иногда приводят к совершенно противоположным результатам - к бессоннице, проявляющейся в ухудше­нии самочувствия и уменьшении работоспособности. В связи с этим особое значение приобретает профессио­нальный отбор лиц, работа которых связана с необычными условиями и обстановкой, требующими напряженного внимания и умения быстро переключиться от бодрство­вания ко сну.
Какова же причина такого различия в возможности перестройки ритмов сна и бодрствования? Сразу на этот довольно сложный вопрос трудно ответить.
Советская исследовательница С. И. Степанова выдви­нула гипотезу, объясняющую различия в адаптационных возможностях людей при полетах космонавтов на другие планеты.
Согласно этой гипотезе, нагрузки и энергозатраты кос­монавтов при взлете, полете и посадке не постоянны и не ритмичны. В полете они должны быть минимальными (космонавт пребывает в невесомости), при высадке на пла­нету - максимальными.
Экспериментально установлено, что энергозатраты каждого человека - величина постоянная. Она определяется особенностями телосложения, пи­тания, а самое главное,- образом жизни. Чем больше человек затратит энергии в единицу времени, тем короче окажется у него период бодрствования, и наоборот, при меньших затратах энергии - больший период. Было рас­считано, что реальные изменения энергозатрат могут при­вести к изменению суток в пределах от 12 до 52 час. Ана­логичные воздействия на длительность суток производит и информация, воспринимаемая человеком.
Канадский невропатолог Ф. Пуавье предложил метод управления биоритмами, основанный на том, что человек после недолгой тренировки сам вызывает нужный ритм.
Он экспериментально доказал, что переход от бодрство­вания ко сну, перестройку всех биологических ритмов организма, в том числе суточного цикла, можно осуществ­лять путем предварительной перестройки биотоков мозга, сердца, мышц и т. д. Для этой цели он показывал испы­туемым на экране осциллографа их электроэнцефало­грамму, т. е. картину биоритмов мозга. Мозг человека вырабатывает электрические сигналы четырех основных типов: альфа-ритма - в состоянии свободного расслабле­ния, бега-ритма, когда активно решается какая-либо за­дача, дельта-ритма - в глубоком сне без сновидений и тета-ритма - когда сон поверхностный и возможны сно­видения.
Наблюдая за собственными биотоками мозга, испытуе­мый быстро учился изменять их, вызывая любой ритм (кроме дельта-ритма). Испытуемый за короткий проме­жуток времени перестраивал ритмы своего организма, изменяя суточный цикл.
Исследования американских ученых показали, что, регулируя усилием воли биоритмы организма, можно из­менять кровяное давление, температуру рук, ритм работы сердца, т. е. делать все, что выполняют йоги. Разница лишь в том, что йоги достигают таких результатов после длительного периода тренировки, а новый метод при по­мощи приборов позволяет сделать то же самое в течение нескольких дней или недель.
Во всех изложенных методах механизмы перестройки внутренних суточных ритмов человека, в том числе сна и бодрствования, находились в самом организме. Воздейст­вие на эндогенные ритмы суточной периодичности про­исходило изнутри организма.
Рассмотрим теперь управление суточными ритмами сна и бодрствования, осуществляемое извне, факторами внешней среды. Оно чаще всего наблюдается при измене­нии природных условий, например освещенности, темпера­туры, атмосферного давления, влажности и т. д. Как ра­нее указывалось, наибольшее влияние на суточные ритмы человека, как и на все живое на Земле, оказывает свето­вой режим. Наиболее четко это влияние прослеживается у человека, попадающего из средних широт в Арктику или Антарктику. Именно такие случаи исследовал в 1953 г. английский ученый М. Лоббан. Он изучал динамику измерения ритмов сна и бодрствования, учитывая другие ритмы Человека, имеющие суточную периодичность. По изменению этих ритмов он мог проследить перестройку суточного ритма сна и бодрствования в организме челове­ка под воздействием факторов внешней среды. Лоббан исследовал целый ряд физиологических функций челове­ка, подверженных совершенно отчетливым циркадным ритмическим изменениям. В частности, он изучал суточные изменения содержания железа в плазме крови, температуры тела, частоты пульса и кровяного давления и т. д.
Опыты проходили в естественных условиях, так как исследования в условиях искусственной изоляции от ок­ружающей среды (в изолированной камере) могут внести в эксперимент элемент стресса. Небольшая группа испы­туемых (18 человек- 12 мужчин и 6 женщин в возрасте от 21 до 38 лет) была перевезена из Англии в более вы­сокие широты, на Шпицберген, где в летние месяцы раз­ница между ночью и днем (по количеству света и темпе­ратуре) очень мала. Жили испытуемые на новом месте изолированной коммуной и вели привычный образ жизни.
Условием опыта предусматривалось искусственное из­менение временных характеристик ритма сна - бодрство­вания. Это было произведено путем нарушения правильно­го хода наручных часов испытуемых, о чем они сами и не подозревали. Они жили по спешащим или отстающим (по усмотрению экспериментатора) часам. Следовательно, продолжительность суток искусственно менялась. Так как внешних ориентиров (освещенность или температу­ра) не было, время, показываемое наручными часами, они принимали за истинное. Часы были отрегулированы таким образом, что 11 часов регистрировались как 12 часов (а это, как уже было показано, ведет к значительному изменению ритма). Через два года вновь был проведен ана­логичный эксперимент с теми же людьми, но полный обо­рот часовой стрелки соответствовал 10,5 или 13,5 реаль­ным часам. Таким образом, устанавливался 22-, 21- и 27-часовой «суточный» цикл.
Ежедневное потребление пищи и жидкости регистри­ровалось каждым испытуемым и по возможности поддер­живалось на постоянном уровне. Каждый эксперимент продолжался примерно шесть реальных недель, в начале и в конце которых производились контрольные пробы.
В эти периоды испытуемые пользовались обычными часа­ми, т. е. их сутки соответствовали 24 час.
Эксперименты, проведенные в условиях 21-, 22- и 27-часовых «суток», показали, что испытуемые среагировали на искусственный датчик времени, созданный с помощью экспериментальных наручных часов. Было обнаружено, что время перестройки различных физиологических рит­мов организма неодинаково. Ритм выведения воды перестраивается новым временным режимом достаточно легко, в то время, как ритм выведения калия проявляет устойчи­вость и имеет очень слабую перестройку.
Из всех исследуемых физиологических ритмов лучше всего поддался перестройке ритм суточного колебания температуры тела. При этом работоспособность и эмоцио­нальное состояние не изменились.
Наблюдения за ритмом выведения калия показали, что для некоторых физиологических функций внутренний 24-часовой ритм у человека сохраняется. Отсюда следует вывод, что для некоторых ритмов у человека большее зна­чение имеют условия внешней среды, чем искусственное время. Иначе говоря, на полное изменение суточного цикла сон - бодрствование помимо измененного «суточ­ного» режима большое влияние оказывает изменение че­редования света и темноты. Наблюдения за суточными физиологическими ритмами коренных жителей, живущих в условиях непрерывной полярной ночи или непрерыв­ного полярного дня, показали, что некоторые физиологи­ческие ритмы, например выведения калия из организма, постепенно затухают вплоть до их полного исчезновения.
Опыты М. Лоббана подтвердили важность светового фактора в регулировании суточного цикла сон - бодрст­вование не только у животных, но и у человека. Свет и все связанные с ним зрительные впечатления от окружа­ющего мира играют наиболее существенную роль в под­держании определенного тонуса коры головного мозга. В кору головного мозга по зрительным путям поступает до 80% всей информации, воспринимаемой человеком. Свет - фактор, влияющий на уровень бодрствования.
Это не означает, что слепые люди должны находиться в состоянии сна. У них, как известно, имеется такой же цикл сна и бодрствования, как и у всех остальных людей. Недостаток зрения у них восполняется обостренной чувст­вительностью других органов чувств, в частности, ощущением прикосновения. Слепые люди благодаря высокоразвитому ощущению прикосновения могут с очень высокой точностью описать какой-либо пространственный образ, применяя для этого одно лишь ощупывание того или ино­го предмета. Информация, поступающая в их мозг, ока­зывается столь высокой, что активность мозга сохраняет необходимый уровень. Таким образом, активность мозга при состоянии бодрствования является определяющей в регулировании суточного цикла у людей. Этим, вероятно, объясняется то, что люди со сниженным интеллектом или же находящиеся на низком уровне развития спят много. Проблема регулирования суточного цикла сон - бодр­ствование при помощи различных информационных воз­действий в настоящее время весьма актуальна.
Основной вопрос, требующий детального изучения,- это подбор ка­чественной и количественной характеристик информаци­онного воздействия, при котором перестройка ритма сон - бодрствование будет наиболее эффективной. К ним отно­сятся ритмические стимуляции при помощи света (в том числе и цветовые воздействия), звука, тепла, электромаг­нитных волн, гравитационных полей и т. д., применяемые в сочетании со словесным внушением. Работы эти пока находятся в начальной стадии развития, но предваритель­ные исследования, проведенные в этом направлении, все­ляют большие надежды на успех.

Проснуться в поту – к чему?

E-mail Печать PDF

Проснуться в поту – к чему?

Однако, молва и привычное толкование нередко вводят ум в заблуждение. В итоге, многие люди следуют не собственной памяти о сновидении, а укоренившимся мифам.
Самый главный вопрос, который следует решить каждому, кто испытал подобное состояние, - это обследовать собственное здоровье, в частности, не развивается ли в нервной системе скрытое заболевание? Ибо потение под воздействием сна не является признаком здоровых нервов.
Никаких иных причин для стрессовой реакции на сновидение, приводящей к потению, существовать не может. Устоявшиеся мифы о снах-кошмарах и прочих страшилках лишь водят людей в заблуждение и отвлекают их от проблем собственного здоровья, а вместе с этим и собственной безопасности (это важно для всех, кто связан с использованием в повседневной жизни навыков, требующих повышенного внимания или особой сноровки).
Judan.

Процессуально-ориентированная психология А.Минделла

E-mail Печать PDF

Процессуально-ориентированная психология А.Минделла

Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла

Арнольд Минделл родился в США в 1940 году. Получив диплом по физике в Массачусетском технологическом институте в Кембридже, он отправился в Цюрих, Швейцария, где начал изучать аналитическую психологию Юнга. В 70-е годы Минделл расширил свою практику аналитика-юнгианца, включив движение и работу с телом. Вместе с единомышленниками он начал исследовать, как связаны телесные ощущения, симптомы со снами. Появилось понятие «сновидящее тело» - то, что порождает сны, телесные ощущения, симптомы. Работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов, затем теории сигналов. В 1986 году Арнольд Минделл со своей женой и партнером во всем Эми Минделл начали путешествовать по разным странам и континентам – Азия, Австралия, Африка, участвовали в различных психологических конференциях, по гуманистической, трансперсональной, аналитической психологии и гештальту, а также в научных конференциях. В их практику добавились работа со взаимоотношениями, с людьми, находящимися в измененных состояниях сознания, с умирающими, работа с глобальными проблемами и разрешение конфликтов.

В процессуальную работу также включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

В процессуальной работе существуют специфические термины, основные понятия, такие как сновидящее тело, первичный и вторичный процесс, двойные сигналы, край, уровни описания реальности. В процессуальной работе привлекает и вдохновляет не только это, а также, то, что называется «дух процессуальной работы». Это скорее специфическое отношение к людям и природе, чем набор технических приемов. В процессуально-ориентированной психологии есть самая важная техника – осознание. Задача состоит в том, чтобы научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир.

Дух процессуальной работы – это интерес к обучению и росту, творчество, смелость, экспериментирование с неизвестным. «Если у нас достаточно смелости последовать за непроизвольным сигналом к его краю, мы не упадем, а откроем новые миры».

В настоящее время процессуальная работа имеет много аспектов и вдохновляет разнообразием подходов к людям, взаимоотношениям, группам.

Первичный и вторичный процесс

С первичным процессом мы отождествляемся большую часть времени. Первичный процесс – часть того, что мы называем собственным «Я», часть, которая «живет» нашу жизнь, играет определенные роли, работает, выполняет обязанности.

Также у нас есть соображения и тревоги, которые являются вторичными, то есть не совпадают с тем, что мы делаем. Вторичный процесс реагирует на то, что мы делаем и затрудняет сосредоточение внимания на этом. Это источник телесных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Также вторичный процесс может проявляться вокруг нас в виде происшествия, расстраивающего наши планы, или сна, который будит среди ночи. Вторичный процесс не всегда пребывает в согласии с первичным. Аспекты нас самих, с которыми мы, как отдельные люди или группа, предпочитаем не отождествляться – это также проявление нашего вторичного процесса. Нередко мы проецируем эти аспекты на людей, которых считаем «врагами».

По мере развития осознанности мы можем преодолеть край и интегрировать опыт вторичного процесса в свою повседневную реальность. Это позволит нам более целостно и эффективно действовать в нашей жизни.

Край

Опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, мышлении, или общении. Со структурной точки зрения, край отделяет первичный процесс от вторичного. Граница между нашим известным миром и непознанным.

Край появляется, когда возникает что-то новое и неизвестное, и мы оказываемся в нерешительности и отступаем к своей привычной идентичности. Иногда, на краю, когда начинают возникать новые переживания, люди глупо хихикают, медлят, или смущаются.

Если вы приятный человек, ваш вторичный процесс, против которого у вас край, состоит в том, чтобы быть жестче и менее чувствительным в каких-то ситуациях. Вы обнаруживаете, что вам больше не хочется быть приятным, но фактически у вас край против этого!

Также край – это точка, которая заключает в себе наибольший потенциал для изменения и часто воспринимается как область, в которой вещи выходят из-под контроля.

Если мы работаем над своими краями, то постепенно становимся более гибкой личностью.

Сновидящее тело

Мы описываем свое реальное тело всякий раз, когда говорим: «Мое тело чувствует то-то и то-то», и обычно мы отождествляем себя с реальным телом. Сновидящее тело или тело сновидения – это переживание, которое случается с нами или нашим телом. Например, мы можем сказать, что плохо себя чувствуем из-за сильной головной боли («голова раскалывается»). Это выражение показывает каким образом реальное тело переживает сновидящее тело, например, раскалывающийся характер головной боли. Минделл называет их переживаниями сновидящего тела, потому что в образах сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. Формулируя это по-другому, можно сказать, что наше тело сновидит. При сосредоточении на телесных переживаниях и их усилении, они всегда оказываются отраженными в сновидениях, которые у нас были до появления симптомов.

Чаще всего реальное тело воспринимает себя в качестве жертвы переживаний сновидящего тела. Впервые мы замечаем сновидящее тело как расстройство реального тела. В наших сновидениях оно предстает в виде персонажей или ситуаций, которые бросают вызов нашим личным самоотождествлениям. В жизни мы можем проецировать его на других людей. Если мы можем отождествиться со сновидящим телом, то это дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию, а в случае телесного симптома – перестать испытывать боль.

Двойные сигналы

Двойные сигналы – это непреднамеренные сигналы, посредством которых мы общаемся. Эти сигналы содержатся в тоне нашего голоса, в том, как мы используем тело, в жестах, в нашей позе, в расстоянии, на котором мы стоим, когда общаемся с другими людьми. Бессознательные телесные жесты, выражающие внутренние фигуры сновидения, с которыми мы не отождествляемся в данный момент.

Двойной сигнал представляет собой сигнал, содержащий два конфликтующих послания.

Например, в отношениях мы можем соглашаться с каким-то предложением, а бессознательно выражать безразличие или демонстрировать отвержение. Минделл приводит пример женщины, которая говорила о чувстве беспомощности и обиды, глядя в пол – это было первичным сигналом. А сжатые в этот момент кулаки были вторичным сигналом. Женщина не замечала этого, пока Минделл не попросил ее обратить внимание на свои кулаки. Женщина не осознавала своей силы, и единственным способом выхода этой силы наружу был двойной сигнал. Двойные сигналы зачастую являются ключами, позволяющими распутать сложные взаимоотношения.

Типичными двойными сигналами являются переживания, которые мы боимся выражать прямо, или переживания, в которых отказываемся признаваться даже самим себе.

Сочувствие

Нам нужно добавить новое измерение к нашим убеждениям относительно человеческого бытия. Это новое измерение довольно точно выражается в старинном изречении: «Мир совершенен в том виде, как он есть». Этим новым измерением могло бы стать приятие и обработка всех событий, включая гнев, ревность и жадность, с тем, чтобы раскрыть их жизнеутверждающий потенциал. Вместо того, чтобы пытаться исправить свою природу в соответствии с нашими представлениями о гармонии и мире, мы можем стремиться найти целесообразность, стоящую за событиями.

Сочувствие – важнейший элемент процессуальной работы, поскольку оно позволяет с любовью терпеть и принимать потенциальный рост внутри нас. Это означает принятие ценности всех наших частей и взаимоотношений с другими, которые потенциально могут стимулировать наш личный рост. Нет «плохих» и «хороших» людей: все мы – части одного целого, требующего осознания и взаимодействия. И сочувственное осознавание всех наших собственных восприятий является центром процессуальной работы.

Разгадывание снов. Самостоятельное толкование

E-mail Печать PDF

Разгадывание снов. Самостоятельное толкование

Как же можно понять значение сна и максимально избежать искажений при обращении к стороннему толкователю?

Одно из возможных решений, нашёл Арнольд Минделл. Он обнаружил, что для успешного толкования снов, вовсе необязательна такая тщательная теоретическая подготовка, которую он получил.

Для понимания сновидений достаточно обращать пристальное внимание на то, что переживает сновидящий, как он движется и говорит. «Наблюдайте его тело, и Вы поймёте его сновидения»

Наработав собственную практику, Минделл получил материал для движения вперёд. При работе с группами он заметил, что спонтанные движения и телесные сигналы, которые наблюдаются при взаимоотношении людей, могут наблюдаться и в сновидениях. Таким образом, сновидения не только отражаются в телесных симптомах, но могут проявляться и в непроизвольных телесных сигналах. Работа Минделла получила новое направление - процессуально ориентированная психология.

Толкуем сновидение, вживаясь в образы.

Благодаря своему физическому образованию, Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении теории квантовой физики к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концепцию «бессознательного», опираясь на тот факт, что при общении, человек проявляет те или иные качества, не осознавая этого.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент (первичный), и тот, который определяется как «чуждый» клиенту (вторичный).

Психоаналитики считают, что все персонажи сновидения – это отражение сновидящего.

При этом, сам сновидящий может наблюдать картину сновидения только из одной точки, идентифицируя себя как отдельную Личность, автономную единицу.

Всё, что происходит с остальными персонажами сновидения, Личность не воспринимает, как собственный опыт, полагая, что наблюдает за совершенно посторонними объектами.

Суть процессуального подхода – интегрировать первичный и вторичный опыт (осознаваемое и наблюдаемое), полученный в сновидении. Собрать мозаику из разных образов и персонажей в цельную картину.

Как это возможно?

Одна из техник процессуальной работы со сновидением заключается в следующем:

1. Расслабиться, заново просмотреть свой сон, отследить наиболее явные чувства и эмоции, которые присутствовали в сновидении. Дать им название. Провести параллель с со своей повседневной жизнью. Где проявляются такие же чувства, или хочется их проявить?

2. Представить себя на месте самого яркого фрагмента, персонажа. Принять положение тела, максимально напоминающее форму объекта сна. Прислушаться к ощущениям в теле, постараться их усилить. Позволить телу двигаться так, как оно хочет двигаться, находясь в образе. Какой стиль жизни предлагает то состояние, которое Вы сейчас проживаете?

3. Отзеркалить чувства на часть природы или космоса.( Найти в пространстве место, которому могут соответствовать эти чувства).

4. Представить, что Вы и есть это место, посмотреть на мир его глазами. Начать двигаться и звучать так, как по Вашему представлению хотел бы двигаться и звучать этот объект.

5. Принять от него послание, и попытаться перенести на свою повседневную жизнь. Понаблюдать, что может измениться, если этого состояния в жизни станет больше.

Основная идея такого подхода – попытка взглянуть на приснившееся глазами других персонажей, помня о том, что они являются нашими отражениями, а следовательно, пытаются донести до нас какую-то информацию, послание. Это послание уникально, и получить его может только сам сновидящий. Для этого совершенно неважно – знакомы ли Вы с наукою толкования. Практика показывает, что любой человек, независимо от уровня знаний, способен самостоятельно понять свой сон. Нужно только желание, и, возможно, немного настойчивости.

Рассуждение о снах

E-mail Печать PDF

Рассуждение о снах

Каждый раз, когда мы спим, то видим сны. Они бывают разными: ужасающие кошмары, от которых просыпаешься в холодном поту, захватывающими приключениями, что переносят нас в другие миры, и мы превращаемся в отважных героев, или любовными, где открывается вся наша скрытая сексуальная энергия. Об одних снах хочется рассказывать часами, а о другие вызывают чувство дискомфорта. Всё это наши сны.
Сны – это мыслеформы созданные нашим мозгом. Через них можно открыть все тайны нашего подсознания, так как там формируется всё то, что нас окружает вокруг. Отсюда и появляются те самые сны, что мы называем вещие. Подсознание анализирует всё происходящее внутри себе, ведь все наши эмоции и мысли остаются с нами, и потом выдаёт информацию в виде сна. Так, к примеру, многим выдающимся людям во сне являлось то, что впоследствии принесло им успех. Дело во все не в том, что они какие-то особенные всё намного проще, так как они перед тем как это увидеть во сне, те много над этими вещами работали и подсознание, проанализировав всё это, выдало им исчерпывающею информацию виде картинки.
Так что сны, это не более чем наши же мыслеформы, которые являются нам виде подсказки, что делать и как дальше жить.

Страница 1108 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135