Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Метафизика сновидений

E-mail Печать PDF

Метафизика сновидений

Предлагаемый этюд посвящен не сновидениям вообще, но лишь одной определенной группе сновидений. Это сновидения, вызванные тем или иным внешним воздействием на сознание спящего. Вот типичный пример такого сновидения: «спящий пережил чуть ли не год или более французской революции, присутствовал при самом ее зарождении и, кажется, участвовал в ней, а затем, после долгих и сложных приключений, с преследованиями и погонями, террора, казни Короля и т.д. был, наконец, вместе с жирондистами, схвачен, брошен в тюрьму, допрашиваем, предстоял революционному трибуналу, был им осужден и приговорен к смертной казни, затем привезен на телеге к месту казни, возведен на эшафот, голова его была уложена на плаху и холодное острие гильотины уже ударило его по шее, причем он в ужасе проснулся… от того, что спинка железной кровати, откинувшись, с силой ударила его по обнаженной шее».1
Этот пример взят нами из работы П. Флоренского «Иконостас». Б. Успенский в своей статье «История и семиотика» так же обращается к подобным сновидениям. Оба исследователя обращают внимание на следующий казус: конечное событие сновидения подготовлено цепочкой других, предшествующих ему событий, но само это событие, очевидно, тождественно внешнему, которое явилось причиной всего сновидения. Если отождествлять внешнее событие и развязку сновидения, то «парадоксальным образом предшествующие события оказываются спровоцированными финалом при том, что в сюжетной композиции, которую мы видим во сне, финал связан с предшествующими событиями причинно-следственными связями». 2
Оба исследователя дают свое объяснение наблюдаемому явлению. Флоренский считает, что пространство сновидения – область мнимого пространства, поэтому время сновидения бежит в обратную сторону против времени бодрствования, а причина, вызвавшая сновидение, находится не до ею вызванных следствий, а после всех них, «завершая весь ряд и определяя его не как причина действущая, а как причина конечная, teloV».3 Успенский не соглашается с ним и дает свою трактовку: «Представим себе, что перед нами во сне проходят более или менее смутные (аморфные) и случайные образы, которые при этом как-то фиксируются нашей памятью. Образы эти, так сказать, семантически поливалентны – в том смысле, но они легко трансформируются (переосмысляются) и в принципе способны ассоциироваться – соединяться, сцепляться – друг с другом самыми разнообразными способами. Эти образы могут вообще никак не осмысляться во сне, но они откладываются в памяти – в пассивном сознании.
Вот хлопнула дверь, и мы восприняли (осмыслили) во сне этот шум как звук выстрела; иначе говоря, мы восприняли это событие как знаковое и значимое, связали его с определенным значением. Это восприятие оказывается, так сказать, семантической доминантой, которая сразу освещает предшествующие события – оставшиеся в нашей памяти, – определяя их прочтение, т.е. соединяя их причинно-следственными связями, мгновенно сцепляя их в сюжетный ряд… события мгновенно организуются, выстраиваясь в линейный ряд: мы видим их сразу как бы озаренными внезапной вспышкой прожектора. Таким образом задается семантическая установка (семантический код), которая предполагает прочтение увиденного: события воспринимаются постольку, поскольку они связываются в сознании с конечным результатом.»4
Далее мы попытаемся дать свое объяснение, но сначала обратимся к предложенным выше интерпретациям.
Трактовка Успенского весьма интересна, но есть одно обстоятельство. Подобным образом он трактует не только сновидения, но и историческое прошлое, но в том-то все и дело, что для ретроспективной интерпретации событий (неважно – сна или истории), надо иметь представление о том, что эти события совершились именно в прошлом. Очевидно, что в случае истории так и есть, но в случае сна это не так. Ведь сон не есть какое-то осмысление событий прошлого, сознательное обращение к памяти с позиций сегодняшнего дня и подгонка событийного ряда под определенные представления. Как прошлое воспринимается весь сон в целом, в том числе и его финальное событие, но внутри самого сна события не интерпретируются по отношению к финальному событию как прошлое. В той же статье Успенский говорит, что прошлое всегда лежит в ином пространстве по отношению к настоящему. В рассматриваемой же группе сновидений все события лежат в одном пространстве и времени, воспринимаются как настоящее. Данное соображение не позволяет принять трактовку Успенского.
С другой стороны, Флоренский приписывает финальному событию сновидения некую конечную причинность, определяющую все сновидение, то есть рассматривает его как своего рода матрицу, но не учитывает, что эта «трансцендентная» функция не может рассматриваться на одном уровне с частной функцией – быть событием в одном ряду со всеми остальными и определяться этими событиями. В том-то и дело, что финальное событие сна не лежит за пределами сна, а является как раз «действующим», но не причиной, а следствием.
Теперь попробуем порассуждать сами.
Сначала отметим, что определяющее событие сновидения (совпадающее с внешней, вызвавшей его причиной) вовсе не обязательно находится в финале и является развязкой. Думается, каждый может вспомнить подобные сны. Для убедительности приведем два примера сновидений, пережитых автором настоящей работы.
Весь сон состоял из того, что я находился в комнате, в которую постоянно залетали осы и мухи, издававшие довольно громкое гудение, которое мне досаждало. Изгнать их никак не удавалось. В какой-то момент я проснулся и понял, что источником сна явился звук бензопилы за окном, трансформировавшийся в гудение насекомых. Это гудение сопровождало весь сон.
Я проснулся во сне (!) от стука в дверь, встал и в окно увидел, что около домика, в котором я ночевал, стоит повозка с дровами. У дверей стоял человек. Когда я проснулся по-настоящему, то услышал раскаты грома (начиналась гроза), которые во сне казались стуком в дверь. В данном случае событие, тождественное внешнему, находилось в начале сна, а не в его конце.
Однако, во сне, описанном в самом начале нашей заметки, и во всех подобных ему, определяющее событие находится именно в конце и является развязкой и финалом определенного сюжета. Как трактовать все эти случаи?
Что является общим для события внешней реальности, инициировавшего сон, и подобного события в самом сне? Очевидно, то физиологическое ощущение, которое вызвало данное событие. Это может быть ощущение любого вида: слуховое, осязательное, обонятельное и т.п. Представляется, что это ощущение становится поводом для «порождения» сна сознанием. Сон заканчивается пробуждением, то есть сознание находится в переходном состоянии. Это состояние обладает особыми свойствами: сознание способно воспринимать внешние ощущения, но не способно интерпретировать их как именно внешние. Внешнее воздействие осознается только в состоянии бодрствования. Причем это воздействие должно продолжаться хотя бы еще короткое время, когда мы уже проснулись, чтобы можно было его зафиксировать и понять, что то или иное событие сна вызвано данным внешним событием, тождественно ему. В самом же сне мы просыпаемся не от внешнего события, а от внутренних событий сна. Никакого внешнего события не существует. В бодрственном состоянии мы воспринимаем внешний мир, а во сне, как условно внешний мир, так и условно наше внутреннее его восприятие полностью замкнуты на «внутреннее» сознание. Мир во сне замкнут сам на себя, представляет собой некое целое. Однако, определяющее событие в самом сне, как правило, почти совпадает с формой события внешнего, вызвавшего этот сон, так, что мы можем отождествить два этих события, идентифицировать их как одно и то же.
Предположим, нас разбудил звонок во сне, который оказался звонком в действительности. Это ощущение принадлежит сразу двум реальностям: оно воспринимается из внешней действительности, оно же порождает «сюжет» в сонной действительности. Сознание, получая сигнал извне, подбирает определенную интерпретацию этому сигналу, не осознавая того, что интерпретирует. Тем не менее определенная форма сигнала вызывает определенные образы у сознания. Так, например, стук в дверь может интерпретироваться как гром, и наоборот, гром, как стук в дверь, жужжание бензопилы за окном может превратиться в жужжание мухи или пчелы и т.д. и. т.п. Но сознание не просто порождает образ, оно ищет мотивировки, подбирает контекст, в котором этот образ может реально существовать. Выстраивается целый мир.
Выскажем предположение, что внешнее раздражение порождает некий образ не только на уровне частного события в сновидении, но прежде всего на уровне целого. Весь сон в целом представляет собой символическую интерпретацию сознанием этого раздражения. Во внешней действительности это событие – лишь частность, но в мире сна оно определяет собой всю сонную действительность. Однако, звон звонка есть не только целое всего сна, но и частность этого сна; сознание дает сон не только как мгновенное ощущение, но и как последовательность событий во времени. Можно сказть, что образ, порожденный под воздействием физиологического ощущения, есть некий апофатический момент для сновидения (в диалектическом, а не теологическом смысле). Далее начинается собственно само сновидение, в котором главное частное событие тождественно с событием, породившем это сновидение в целом – определяющее частное событие в сновидении есть символ всего целого, которое есть, в свою очередь, символ внешнего раздражения. Если говорить о времени, то внутри времени сновидения все происходит вполне обыкновенно, как и в обыденной жизни. Никакого «встречного» времени тут нет. Но почему же частности подводят к искомому образу? Да потому, что он воплощен во всех этих частностях – в виде явлений или событий. В этом смысле Флоренский отчасти прав в своей трактовке.
Отчасти прав и Успенский, так как вполне можно предположить некое потенциальное, пассивное, аморфное состояние сознания во сне, которое активизируется в конкретное сновидение. Но «лучом прожектора» здесь будет не частное событие сновидения, а апофатическое целое этого сновидения, воплощающееся в сознательный «меон» («ничто») и формирующее из него конкретные образы.
Итак, значимое событие во сне вовсе не является истинной причиной сновидения, говорить об этом можно лишь в символическом смысле, так как оно является символом целого, породившего это сновидение, а это целое и есть его истинная причина. Но целое это вовсе не лежит во времени развертывания частных событий сна, оно лежит вне этого времени, вообще вне времени, являясь моментальной реакцией сознания на внешний раздражитель (мы здесь говорим не о физическом или физиологическом процессе, а о процессах на уровне самого сознания как такового). Это моментное, вневременное реагирование оказывается вечностью для времени внутри сновидения. Мгновенное порождение целого образа развертывается в конечную длительность событийного и временного ряда внутри сна. Причем этот ряд может быть и очень коротким, и очень длинным – от секунд до тысячелетий внутри сна. Все зависит от прихоти сознания.
Немаловажный момент, что интерпретация обычно весьма отличается от внешнего раздражителя. Большую роль здесь играет не само событие, вызвавшее сон, а круг впечатлений и образов, «волнующих» сознание. Сознание оставляет только самую общую форму, символ действительного явления, но эта форма подвергается интерпретации в соответствии с нуждами самого сознания, с его субъективным миром. Трансформация может быть весьма и весьма значительной. Внешнее явление здесь скорее для сознания повод к творчеству, чем определяющая величина. Даже на физиологическом уровне ощущение, вызвавшее сновидение, может трансформироваться под влиянием сознания – слуховые ощущения от грохота грома и стука в дверь, например, весьма различны.
Итак, мы получаем следующую модель:
1. Внешний неосознаваемый раздражитель, воспринимаемый во сне на уровне физиологического ощущения.
2. Сонный образ как целое сновидения, порожденный под воздействием этого ощущения и сохраняющий с ним символическую связь.
3. Воплощение «трансцендентного» целого в ряд взаимосвязанных частностей, в числе которых – символ этого целого.
4. Последний этап – пробуждение, причиной которого осознается внешний раздражитель, но уже как реальное и осознаваемое событие одновременно с причиной внутри самого сна. Внешний и внутренний поводы для пробуждения осознаются как тождественные на уровне бодрствования.

Может ли медитация помочь в повседневной жизни

E-mail Печать PDF

Может ли медитация помочь в повседневной жизни?

Я один. Я слышу как бьется мой пульс. Я вижу, как тихо качаюсь от его ударов. Я слышу дыхание колокольчика. Я его люблю. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром. М. Пришвин.

Медитация – метод саморегуляции, способ воздействия человека на свою психику и управление ею. Существуют два основных направления медитации: концентративный (или сосредоточение) и рецептивный (восприятие). Совсем не обязательно становиться буддийским монахом и медитировать по нескольку часов (а то и суток), чтоб добиться результатов. Обычному, постоянно занятому делами и вечно спешащему современному человеку медитация поможет не меньше, достаточно уделять по 15-20 минут несколько раз в день и научиться быть «здесь и сейчас».

Медитация в повседневной жизни заключается во внимательном отношении ко всему, что вы делаете: работаете, отдыхаете, общаетесь. Вы должны полностью осознавать, что именно делаете в каждый момент, жить в настоящем времени. Это не значит, что нельзя думать о прошлом и будущем, вот только думать о них надо в связи с настоящим. Очень часто в своих мыслях люди далеки от «здесь» и «сейчас»: на работе думают о домашних делах или о том, как провести вечер, а дома, вместо того, чтоб наслаждаться отдыхом или семейными хлопотами, обдумывают «рабочие моменты». Так и получается «на работе – о женщинах, с женщинами – о работе».

Если человек живет не в настоящем времени, то он не живет в полном смысле этого слова: он или готовится к чему-то, или вновь переживает прожитое. Такой человек не сможет быть удовлетворенным своей жизнью. А когда человек не может полностью сосредоточиться на работе, то это не деятельность – это ее видимость.

Медитация также поможет в решении проблем, ведь состояние расслабления способствует регуляции всех систем организма и достижению душевного равновесия. Иногда совсем неплохо отвлечься от забот и задуматься об окружающем: о том, что происходит именно сейчас, а не о том, что уже прошло или никогда не произойдет.

Особенно важно это для уставших людей. А кто не устает после рабочего дня, если в одной руке – пакеты с продуктами, в другой – сумка с бумагами, которые обязательно надо проработать и закончить до завтра? Еще надо придерживать ребенка, только что взятого из детсада, который так и норовит залезть в лужу и добавить хлопот со стиркой. А впереди готовка, глажка и прочие прелести счастливой жизни, поэтому в голове только мысли: быстрее, быстрее, еще столько всего надо успеть!

Именно в этот момент так необходимо (и так сложно!) остановиться, взять себя в руки и подумать о маленьком чуде, о детской ладошке в вашей руке с неидеальным маникюром (ах, где взять время и силы на такие мелочи!). Изменить отношение к происходящему намного проще, чем само происходящее. Если вы будете думать о предстоящих домашних делах, то не получите никакого удовольствия от общения с ребенком и не обратите внимания на красивую бабочку, за которой попыталось побежать ваше более наблюдательное дитя. А вот раздражение от вырывающегося неизвестно куда наследничка обязательно возникнет: ну и что, что бабочка, подумаешь, какая–то капустница, мне бы твои заботы!

Отвлечься от проблем, посмотреть на ситуацию со стороны (но не свысока) и заразиться радостью ребенка труднее, чем продолжать ворчать, быть недовольным и «пережевывать» все неурядицы рабочего дня. Если вы устаете, как лошадь, то трудно думать о бабочках и вместе с отпрыском восхищаться легкостью ее полета.

Но ведь загнанных лошадей пристреливают, не так ли? Повседневные заботы, работа, любимые родственнички, болезни и прочие прелести есть у всех людей. Только некоторые при этом продолжают радоваться жизни и хотя бы изредка поднимают голову, а некоторые чувствуют себя ломовыми лошадьми. Может, это зависит от отношения к происходящему?

Человек, занимающийся медитацией, может не только расслабиться и получить удовольствие от простых вещей (хорошей погоды, красивой бабочки, смешной реплики ребенка), но и сконцентрировать внимание на одном предмете, одном процессе или деятельности, избегая при этом критического и оценочного отношения. Это важно для улучшения самоорганизации, повышения собранности. Поможет ставить перед собой новые цели и добиваться их: заканчивать дела в рабочее время, а не брать работу домой, заранее продумать список покупок и распределить их между всей семьей, больше времени уделить ребенку... Да мало ли проблемок и проблем мы создаем себе сами своей рассеянностью, неорганизованностью и отвлеченностью от настоящего?

А еще вы сможете распознавать те привычные схемы восприятия и шаблоны, которые оказывают большое влияние на отношение к людям и происходящему вокруг.

Как часто вы мысленно приклеиваете ярлычки к людям «толстяк», «баба», «бюрократ», «нерусский» (я привожу только цензурные выражения, но ведь есть и более черные «метки»)? Бесстрастная позиция наблюдателя, которой учит медитация, поможет освободиться от клише и увидеть человека таким, какой он есть: уникальным и неповторимым. Ненапряженность, отказ от категорических оценок поможет увидеть в новом свете и лучше узнать даже самых знакомых и привычных людей. И они могут оказаться совсем не такими уж плохими и вызывающими раздражение.

Можно заниматься медитацией по 15-20 минут утром (настройка на хороший день), по несколько минут в перерывах между работой (отдых и «разгрузка мозгов») и по 10-15 минут перед сном (осмысление происшедшего и успокоение). Вдумчивое и непредвзятое отношение к действительности (при условии, что вы думаете о том, что происходит именно сейчас), поможет справиться с повседневностью.
Самый верный способ достичь желаемого и не навредить своему психическому здоровью – это обратиться к специалисту-психологу или психотерапевту, поскольку медитация, как и любой другой метод коррекции состояния – метод сугубо индивидуальный.

А если вы, как, впрочем, и я, имеете привычку думать и волноваться о чем угодно, только не о том, что происходит в реале, вспомните восточную присказку: не стоит волноваться о прошлом – все уже произошло и нельзя ничего изменить, не стоит волноваться о будущем – оно может и не наступить, живи в настоящем и будь счастлив!

Автор - Надежда Руби

Источник

Обновлено 31.10.2014 04:56

Можно ли материализовать идею, или Что такое медитация

E-mail Печать PDF

Можно ли материализовать идею, или Что такое медитация?

Материализация идеи – это когда ты пишешь начальнику заявление о том, что тебе нужны деньги (идея), а потом с его резолюцией идешь в кассу – и деньги у тебя в руках (материализация).

Но есть еще по крайней мере один способ материализации мысли. Это медитация (от лат.meditatio - размышление) – умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

К этому определению следует добавить весьма важную деталь: приведение психики человека в описанное состояние осуществляется самим человеком с помощью специальных техник.

Сегодня таких техник множество: огромное количество фирм, сообществ выпускают аудиодиски. Это могут быть и музыкальные, и разговорные, и смешанные техники. Цели медитации, в принципе, соответствуют определению. Различие состоит только в способах достижения отрешенности от внешних объектов.

Мои занятия медитацией начались в 1965-66 годах. Первое знакомство с техникой аутотренинга я получил на лекции Карла Николаева – сотрудника профессора Васильева, лаборатория которого (в Ленинграде) занималась «таинственными явлениями человеческой психики». «Если у вас болит зуб, – говорил К.Николаев, - постарайтесь сосредоточить на нем свое внимание, постарайтесь почувствовать в нем пульс, усилить боль насколько это возможно, а затем попытайтесь как бы «слить» эту боль по позвоночнику в копчик». Как ни странно, но это работало! (Слава Богу, зубы болели не часто!)

Потом мне удалось купить учебник для физкультурных техникумов, в котором был описан аутотренинг. Этим я воспользовался, когда у меня возникли проблемы с засыпанием. Причем пользовался этой техникой все время, по необходимости.

Прошло много лет, я начал изучать массаж. Занятия проходили вечером. У меня было время отдохнуть после дневной работы, но опять: можно поспать перед занятиями, а я не могу быстро заснуть. Вспомнилась техника аутотренинга, и я решил записать ее на кассету. Записал, попробовал, получилось! Для полноценного отдыха перед занятиями хватало 15-20 минут!

Почти одновременно с этим в руки попалась книга М.Норбекова «Опыт дурака или путь к прозрению». Она навела на мысль, что медитация (возможно) избавит меня от колющих болей в ступнях, которые не давали нормально ходить и даже мешали быстро заснуть. Написал текст, наговорил на магнитофон, послушал один (!) раз – с тех пор ступни не болят! А было это в 2002 году!

Окрыленный таким успехом, я начал пробовать медитации в разных направлениях, что-то работало лучше, что-то не так, как хотелось. Но об одном результате я хочу рассказать.

80-летний старик после нескольких сердечных приступов впал в депрессию, перестал вставать с кровати, резко похудел, стал нечленораздельно разговаривать, практически потерял контакт с окружающими.

Его родственник обратился ко мне с вопросом, можно ли что-нибудь сделать, я ему дал диск с медитацией «Уверенность в себе» (мой текст и мой голос на диске). После нескольких прослушиваний старик встал с кровати, его речь стала нормальной, в течение 5 месяцев он вернулся к нормальному весу (набрал 5 кг). С тех пор прошло 2 года, он до сих пор иногда слушает диск, ведет себя в соответствии с возрастными изменениями, но активен, ходит в клуб пенсионеров (разумеется, в сопровождении), играет в карты и пр.

На человека вполне здорового такая медитация тоже оказывает отличное воздействие. После прослушивания диска меняется походка, настроение, человек становится более контактным. Естественно, она может использоваться и для отдыха.

Так что медитация – один из самых ярких примеров материализации мысли.

Автор - Борис Рохленко

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:00

Мои предсказания

E-mail Печать PDF

Мои предсказания

Все каналы на одной частоте,
Транслируют каналы обращение президента стране.
Президент говорит о том,
Что дано был связан с инопланетным существом.
И в скором времени новые технологии заполнили планету,
И сошедшие с других планет разумные существа освоились где то.
И другая расса вселилась в жизнь людей,
И большие города стали рождаться везде.

Нарушения сна

E-mail Печать PDF

Нарушения сна

Каждый из нас знает, что значит недоспать. Это и сон­ливость в течение всего дня, и вялость, и даже плохое самочувствие. На следующую ночь для того чтобы, вы­спаться и лучше чувствовать себя, необходимо будет проспать больший промежуток времени. Организм чело­века сам компенсирует недостаток ночного сна, удлиняя его на следующую ночь.
А если недосыпать систематически? Компенсация в не­достатке сна не возникает, и у человека развиваются рас­стройства нервной системы, появляются невротические состояния. Нервные процессы, утратив обычную силу и ослабев, на продолжительный период времени задержива­ются в отдельных участках мозга, образуя очаги либо торможения, либо застойного возбуждения. В мозгу на­чинают преобладать возбудительные процессы над тормоз­ными. В результате возникает бессонница. Человек, стра­дающий бессонницей, хочет заснуть, но, несмотря на уси­лия, сон не приходит. И так в непрерывных мучениях и страданиях проходит вся ночь.
Хорошо, если бессонница не запущена и человек во­время обратился к врачу. При функциональных расстрой­ствах нервной системы и на более ранних этапах заболе­вания от бессонницы избавиться нетрудно. А если бессон­ница запущена до такой степени, что ее проявления еще больше усугубляются уже не функциональными рас­стройствами нервной системы, а патологическими, необ­ратимыми заболеваниями, например, болезнями пищева­рительной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем? В этом случае также возможно лечение бессонницы, но оно гораздо сложнее и требует устранения или хотя бы уменьшения причины, вызвавшей ее. Бессонницей стра­дают и пожилые люди, у которых появились возрастные изменения в организме.
Бессонница - одна из форм расстройства сна. К рас­стройствам сна можно также отнести и повышенную сон­ливость, так называемую гиперсомнию. При систематическом недосыпании человека будет клонить ко сну. Но это еще не окончательный признак болезненного нарушения сна. Просто у организма имеется жизненная потребность в отдыхе. Повышенная сонливость наблюдается и при медленном переходе от сна к бодрствованию. Бывает, что человек спал хорошо, но по утрам не испытывает бодро­сти и свежести, его не оставляет чувство вялости и сонли­вости. Наблюдать сонливость можно и у людей со слабой нервной системой: в этом случае ее можно рассматривать как защитную реакцию организма, предохраняющую нерв­ные клетки от истощения.
В противоположность бессоннице повышенная пато­логическая сонливость приводит к длительному сну, ко­торый часто является следствием воспалительных заболе­ваний головного мозга, например, при вирусном энцефа­лите. В этих случаях сон человека может длиться и неделю, и месяцы, и даже, в редких случаях, годы. Изве­стен случай, когда женщина проспала 20 лет. Такой сон называют летаргическим. Он послужил основанием для суеверий о «мнимой смерти» живых людей при их засы­пании.
Патологическая сонливость чаще всего возникает у людей, перенесших такие тяжелые инфекционные заболе­вания, как сыпной тиф, менингит, грипп. Возникает сон­ливость при малокровии и функциональных нарушениях нервной системы.
Бессонница, в отличие от повышенной сонливости, встречается чаще. Ею в той или иной степени страдает значительное количество людей. Причин, вызывающих расстройства сна, множество. Расстройства сна могут быть вызваны комплексом факторов внешней среды. Сюда относятся звуковые и световые раздражители, тем­пературные и климатические изменения. Вызывать расстройства сна могут и болевые раздражители в зависимо­сти от их интенсивности и длительности.
Расстройству сна могут сопутствовать различные за­болевания. К их числу относятся функциональные рас­стройства нервной системы, связанные с сильными психи­ческими, эмоциональными травмами, неврозами, психоза­ми, органическими заболеваниями головного мозга (особенно при атеросклерозе мозговых сосудов), болезнях внутренних органов и эндокринных желез (почек, печени, щитовидной железы). Возникают расстройства сна и при заболевании дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Причины возникновения расстройств сна накладывают отпечаток на характер их проявления. Расстройства сна подразделяются на три основные формы: затрудненное засыпание, поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное про­буждение.
Затрудненное засыпание встречается наиболее часто. Человек, страдающий этим видом расстройства сна, долго не может заснуть: сну мешают тревожные воспоминания и мысли, которые беспрерывно нагромождаются друг на друга. Всяческие старания и мучительные попытки зас­нуть ни к чему не приводят. Чем больше усилий затрачи­вает человек на то, чтобы избавиться от навязчивых мыс­лей, не думать о неприятном, переключить свое внимание на что-то другое, тем труднее это ему удается сделать. Сама тревога за сон, напряженное ожидание его, страх перед предстоящей бессонной ночью, беспокойство за тя­желый день после бессонной ночи еще больше усугубля­ют бессонницу. Но бывает и так, что человек, страдаю­щий от бессонницы, не в состоянии долго находиться в одном положении, постоянно ворочается в постели в по­исках наиболее удобного положения и длительное время не может заснуть.
У многих, страдающих расстройством сна, беспокойный ночной сон приводит к частым пробуждениям, также от­рицательно сказывающимся на их общем состоянии. Такие люди обычно просыпаются через 1-2 часа после погру­жения в сон. Продолжительность засыпания после про­буждения среди ночи колеблется в значительных преде­лах - от нескольких минут до нескольких часов. Однако бывают и такие случаи, когда, проснувшись один раз, че­ловек не засыпает до самого утра, и лишь тогда наступа­ет короткий поверхностный сон. Обычно люди, часто про­буждающиеся, жалуются на поверхностный сон, не при­носящий удовлетворения и бодрости.
Раннее окончательное пробуждение бывает реже, чем затрудненное засыпание и пробуждение среди ночи. Пос­ле него не наступает никаких признаков дремоты, и чело­век бодрствует. Раннее пробуждение похоже на пробуж­дение среди ночи, но отличие лишь в том, что за ним не следует засыпание и что оно чаще происходит из дремот­ного состояния и поверхностного сна (первые пробуждения происходят после глубокого сна).
Преждевременно просыпаются люди, у которых повышается возбудимость нервной системы.
Сокращение длительности сна - один из постоянных признаков бессонницы - сравнительно редко бывает вы­раженным. Более существенно в характеристике бессонницы - нарушение организации сна. Люди, страдающие от бессонницы, обычно жалуются на недостаток сна, но, как показали объективные исследования, у них длительность сна не так уж мала и равна 5-5,5 часа, в то время как у людей с нормальным сном - не менее 6,5 часа. Все дело в нарушении качества сна. В связи с этим выделяется два вида бессонницы - частичная и полная, или тоталь­ная. При частичной бессоннице периоды бодрствования имеются в начале, в середине и в конце ночи. При то­тальной бессоннице преобладает бодрствование, лишь из­редка прерывающееся дремотой. Этот вид бессонницы встречается значительно реже.
При бессоннице резко изменяется структура сна по сравнению с нормальным сном. Как показали многочис­ленные исследования, структура ночного сна при бессон­нице самая разнообразная: может уменьшиться (даже полностью утратиться) глубокая фаза медленного сна и фаза быстрого сна, а также сократиться число периодов чередования медленного и быстрого сна. (При бессоннице таких завершенных циклов бывает один-два, при нормаль­ном сне - не менее трех.) Пробуждения во время мед­ленной и быстрой фаз сна также значительно искажают общую структуру сна.

Страница 1101 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135