Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами С.О.Ж. выступают индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также: специфика их трудовой занятости; демографическое поведение; формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др.

Структуру С.О.Ж. составляют такие показатели, как: уровень жизни - степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни - совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни - уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.

>Специфика С.О.Ж. проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование С.О.Ж. оказывают воздействие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствовало в недавнем прошлом сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.

В последние десятилетия средства массовой информации, родственники, проживающие в городах, элементы рыночных отношений и др. оказывают заметное влияние на процесс "раскрестьянивания". Изменяются сельский уклад жизни, поведение, иным становится психологический настрой, формируются более высокие запросы к содержанию труда, бытовому комфорту и социокультурным условиям. Стирание многих традиционных черт С.О.Ж. наблюдается в демографическом поведении сельчан, в культурных ориентациях.

На смену многодетным семьям, в которых большое число детей служило фактором экономического преуспевания, ибо дети рано включались в производительный труд, приходят малодетные семьи. Современный уровень рождаемости в сельских поселениях не компенсирует даже простого воспроизводства населения. Культурные запросы сельчан, особенно молодых, становятся все более урбанизированными, народные обряды и традиции воспринимаются как анахронизм.

Следствием этого является падение интереса к белорусской культуре и языку в обществе вообще, так как именно сельское население является традиционным носителем и хранителем национальной культуры. Разрушаются отношения, присущие сельскохозяйственной общине, где преобладали взаимопомощь и поддержка, все более усиливается индивидуализация быта и форм общения.

Изменение объективных условий жизнедеятельности сельчан в сочетании с субъективным восприятием общественных перемен - ведущее направление исследований социологии села, изучающей сельские поселения не только как территориальные общности, где воспроизводится население, но и как микросоциумы со своими связями и отношениями. С.О.Ж. есть интегрирующий показатель развития человека, условий его труда и быта, составляющих сельское социальное пространство.

Н.Е. Лихачев

СЕЛЬЕ

E-mail Печать PDF

СЕЛЬЕ (Selye) Ганс (1907—1982) — канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. Родился в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском унте.

Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в Канаду, здесь руководил Институтом экспериментальной медицины и хирургии. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего (генерального) адаптационного синдрома — совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. При экспериментальных и клинических исследованиях поведения человека в экстремальных ситуациях учение С. дало основание для выработки и развития понятия "психологический стресс". В рус. пер. изданы книги С.: "На уровне целостного организма", М., 1972; "Стресс без дистресса", М., 1979.

И.М. Кондаков, В.В. Умрихин

СЕЛО

E-mail Печать PDF

СЕЛО (деревня) - исторически сложившаяся, специфическая, социально-территориальная поселенческая общность, возникшая вследствие отделения ремесла от земледелия, одна из первых форм расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным трудом, отличающаяся от города малой концентрацией и небольшой численностью населения в пределах определенной территории. Социально-эконо-мическое пространство С. включает в себя: производственную и коммунальную структуры; образовательно-культурный комплекс; воспроизводство трудовых ресурсов; самообеспечение продукцией с личного приусадебного хозяйства; развитие сельской кооперации и др.

Совокупность этих социально-культурных и производственно-экономических условий при непосредственном воздействии личностного фактора формирует специфическую сельскую среду. С. представляет собой не только территорию производителей сельскохозяйственной продукции, но и выступает как достаточно сложная социоэкономическая структура, функционирующая в соответствии с определенными закономерностями, правилами и традициями, а также своеобразными условиями жизнедеятельности людей.

Особенностями С. являются: неравномерность трудовой занятости; необходимость учитывать циклы природы и погодно-климатические условия; меньшая техническая вооруженность сельхозпроизводства; более низкая комфортность быта по сравнению с городом; необходимость ведения приусадебного хозяйства; меньшие возможности для образовательного и культурного развития; определенная натурализация личных потребностей и др.

Это своеобразие проявляется в образе жизни сельчан, характеризующимся большим влиянием обычаев и традиций, простыми формами общения людей, которое носит персонифицированный характер, меньшей автономностью быта, наличием своеобразных форм социального контроля за поведением личности, значительной роли и влияния местного руководства, существенного воздействия общественного мнения на поведенческие установки личности. Быт и производство в сельских условиях объединены в едином территориальном пространстве, не имеют жестких временных рамок, формируют особые приоритеты и социальные запросы сельского населения.

Социальные процессы, происходящие в сельских поселениях, отличаются сложностью и противоречивостью. Распад Советского Союза наиболее отрицательно сказался на состоянии аграрной отрасли, которая стала одним из беднейших секторов экономики из-за резкого удорожания приобретаемых хозяйствами техники, удобрений, горюче-смазочных материалов и др.

Обострился кризис неплатежей сельхозпредприятий. Острейшей проблемой сельскохозяйственного сектора является высокая степень изношенности основных фондов и отсутствие оборотных средств для их обновления. Сельское население оказалось наименее защищенной частью общества с точки зрения оплаты труда и получения социально значимых услуг.

Зарплата у работников сельского хозяйства составляет менее пятидесяти процентов от ее уровня в промышленности, а наличие подсобного хозяйства не компенсирует падения жизненного уровня сельчан. Это ускорило отток наиболее квалифицированной рабочей силы, особенно молодежи, в города. Миграционные процессы последних лет привели к негативным изменениям в социально-демографической структуре сельского населения, выразившихся в возрастании доли пенсионеров и лиц с невысоким образовательным и техническим уровнем подготовки.

Процесс "раскрестьянивания" С. постоянно сопутствовал советской организации сельского хозяйства, но, начиная с 1960-х, он приобрел массовый характер. Его этапы: укрупнение коллективных хозяйств и ликвидация МТС, массовое переселение жителей из "неперспективных" деревень, авария на ЧАЭС, современные попытки внедрения рыночных отношений. Все эти "новации" лишь усугубляют положение и приводят к деградации С. как социально-территориальной общности. Аграрный сектор и сельское население в течение многих десятилетий выполняют роли ресурсного донора в плане перелива финансовых средств в другие отрасли экономики и поставщика трудовых ресурсов для города.

В настоящее время ситуация с сельскими трудовыми ресурсами достигла такой критической стадии, что сохранение в будущем С. в его традиционном виде сомнительно. За период с 1960 по 2000 сельское население Беларуси сократилось на 45%, на ее территории перестали существовать 11 тысяч поселений, в 1999 в республике насчитывалось около 800 деревень, где нет ни одного жителя. Для приостановления процесса вымирания С. необходима реализация комплекса мер, включающих в себя модернизацию экономики и хозяйственных отношений, улучшение культурных и социально-бытовых условий сельчан. Центры политического, экономического, научного и культурного управления, сосредоточенные в городах, должны не проводить политику противопоставления деревне, а оказывать помощь в ее обновлении и развитии, составляя единую взаимозависимую социально-территориальную общность поселений.

В индустриальном и постиндустриальном сообществах С., видоизменяясь по форме, должно сохранять свою особость как место социального воспроизводства населения, функционирования демографических и профессиональных групп, сохранения и развития национальных традиций, сельского образа жизни. Процесс интеграции города и С., перспективы развития аграрного сектора, социокультурные, демографические аспекты, образ жизни сельчан исследует социология села (см.) - специальная социологическая теория, занимающаяся изучением закономерностей развития С. как социоэкономической системы, выполняющей важные социальные функции по расселению и обеспечению продовольственной безопасности страны.

Н.Е. Лихачев

СЕЛЛАРС

E-mail Печать PDF

СЕЛЛАРС (Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: "Критический реализм" (1916), "Эволюционный натурализм" (1922), "Принципы и проблемы философии" (1926), "Философия физического реализма" (1932), "Рефлексия над американской философией изнутри" (1969), "Отвергнутые альтернативы" (1973) и др. Собственную, в принципе материалистическую (по С., "реальность есть оформленная материя"), концепцию С. называл "эволюционным натурализмом", отличным от теологических интерпретаций эволюционного процесса.

При этом, по мысли С., фундироваться адекватные философские подходы должны "физическим реализмом", согласно которому "все существующее существует в пространстве и времени и является или физической системой, или тем, что в экзистенциальном отношении неотделимо от нее". "Реализм здравого смысла", согласно С., весьма созвучен подлинным истинам: "

;Простой человек смотрит вовне и принимает результаты с их наличной ценностью. Чувство вещности во внешнем мире доминирует над его восприятием. Оправданная функция идеализма, поскольку он апеллирует к реальным физиологическим, логическим и психологическим фактам, — это борьба против простоватости здравого смысла... К сожалению, идеализм обычно выходит за границы этого, утверждая, что мы не можем знать физическую реальность". Но, по мысли С., объекта познания, целиком совпадающего с чувственно данным, нет и быть не может: необходим отказ от отождествления объекта и ощущения. (По С., сознание не может выйти за пределы организма: оно существует только на основе тех или иных состояний мозга.) Процесс познания, по схеме С., структурирован и включает в себя следующие элементы: внешний материальный объект, восприятие как содержательный элемент сознания, акт отнесения второго к первому.

Как полагал С., "целостный акт восприятия с его суждениями, категориями и различениями является наиболее элементарной единицей в познании внешнего мира". Не оставаясь заключенным в мире данных, согласно С., можно полагать, что восприятие является "актом суждения, направленным вовне". Субъект, по С., подвергает элементы физического мира собственным практическим воздействиям с целью реализации жизненного интереса: избранная вещь становится объектом познания. "Данные" (или восприятия) — продукт воздействия последнего на нервную систему: субъект же посредством самых разнообразных процедур соотносит их с объектом.

По мысли С., "в основе познания лежит воспроизведение порядка". ("Тот факт, что наука работает, давая нам возможность предсказывать события и контролировать окружающую среду, оправдывает нашу уверенность в том, что мы достигаем знания об окружающем мире".) Одновременно С. отвергал теорию отражения, полагая, что "господствующим допущением в этой концепции является то, что содержанием физических вещей является чувственная природа. Но сама уникальность сознания как будто исключает такой взгляд". Соответствие же знания о вещи с самой этой вещью, по С., достигается тем, что вещь правильно указана, обозначена и символизирована. (Ср.: идея "первичных" и "вторичных" качеств Локка.) Позже, в конце 1950-х, С. отметил, что "

;Энгельс и Ленин были совершенно правы, считая ощущения в некотором смысле отражениями вещей, и что феноменализм и идеализм заблуждались, превращая ощущения в конечный объект познания". С. разрабатывал "эмерджентистскую" концепцию "уровней организации" природы, согласно которой появление качественно нового связано с динамичным переходом к ее более высоким, несводимым к низшим, уровням.

Полемизируя с моделью в принципе непредсказуемой "эмерджентной эволюции" С.Александера, С. подчеркивал, что "отрицание возможности предвидения... появилось как реакция на лапласовское признание почти априорной выводимости". По мысли С., "для меня, как последовательного натуралиста, физические системы являются окончательными и я не вижу оснований постулировать экстрафизический низус такого рода, который признают Морган и Александер. Для меня природа внутренне динамична. Я выразил бы это, сказав, что... причинность есть "прогрессивное движение" физических систем". (Т.е., в отличие от схемы С.Александера, у С. эволюционирует не пространство-время, а та или иная, вполне конкретная физическая система.) В этике С. подчеркивал исторический и социально обусловленный характер моральных оценок и антиэкстремистских нравственных ценностей: "рациональная эволюция всегда лучше, чем нарушение жизненного процесса и революция".

А.А. Грицанов

СЕЛЕЦКАЯ

E-mail Печать PDF

СЕЛЕЦКАЯ Людмила Иосифовна (р. 1901) — российский психолог, специалист в области психофизики, психологии труда и психофизиологии зрительного восприятия. Канд. биологических наук. Работала в лаборатории Промышленной психотехники НКТ СССР (1923—1924); в лаборатории психологии труда Института охраны труда в Москве (1925—1935); в лаборатории психологии труда Всесоюзного Института экспериментальной медицины под руководством С.Г. Геллерштейна (1935—1936); во время ВОВ трудилась в эвакогоспиталях, в Центральном институте экспертизы трудоспособности инвалидов.

После войны занималась научно-исследовательской работой в секторе психологии Института философии АН СССР (руководитель — С.Л. Рубинштейн), затем в группе физиологической оптики Института Биофизики АН СССР (руководитель — С.В. Кравков).

Изучала профессии трудовым методом, опираясь на идеи И.Н. Шпильрейна: был проанализирован труд распределительной телефонистки ("Трудовой метод изучения профессий", 1925, в соавт.), кондуктора трамвая ("Рабочие трамвая", 1928, в соавт.), шлифовальщицы и др. Разработала эффективный тренажер по формированию умений тонко дифференцировать оттенки цвета, важных для сталевара, определяющего по цвету накала стенки мартеновской печи температуру сплава; далее изучала проблему переноса сформированных на тренажере умений в производственные условия ("Тренировка функции цветоразличения" / Вопросы организации и охраны труда, 1935). В годы ВОВ и послевоенный период С. занималась восстановлением психических функций, нарушенных в результате черепно-мозговых ранений и ранений верхних конечностей. Помогала бойцам, потерявшим кисти рук и перенесшим операцию по Крукенбергу, восстанавливать частичную трудоспособность посредством трудотерапии. Послевоенные десятилетия С. посвятила изучению проблем зрительного восприятия. Так, в частности, отводя токи действия с нервного вещества зрительных долей мозга пчелы, ей удалось показать, что глаз пчелы различает изменения плоскости поляризации света ("К вопросу о восприятии поляризации света сложным глазом пчелы" / Биофизика, 1956, т. 1).

О.Г. Носкова

Страница 108 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135