Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СИНЕСТЕЗИЯ

E-mail Печать PDF

Синестезия [греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение] — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением С. является т.н. цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. По своей природе С., по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы С. (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии.

И.М. Фейгенберг

СИНЕРГЕТИКА

E-mail Печать PDF

Синергетика [греч. synergeia – сотрудничество, содружество] — научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались из теоретических и экспериментальных результатов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюционной химии, математики, а также философии в 1920–70 гг. (Л. Онсагер, Е.А. Седов, Э. Шредингер, Э.С. Бауэр, А.П. Руденко, М. Эйген, Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Янч и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля мышления и частично математического аппарата обусловили распространение исследовательских приемов на область гуманитарного знания. Это помогает раскрыть дополнительные причинные зависимости в происхождении и эволюции психики, интеллекта, духовной культуры (как антиэнтропийных факторов), исследовать динамику индивидуального и общественного сознания и т. д.

О.В. Митина, А.П. Назаретян

СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

E-mail Печать PDF

Синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций (нейропсихологических симптомов), возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т. п.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. Основой С. н. является поражение соответствующего нейропсихологического фактора. Различают корковые и подкорковые С. н. Корковые С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первый дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н.

Корковые С. н., связаны с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. В большей степени изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению следующих С. н.

Синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия — предметного, лицевого, цветового, пространственного и др., вследствие дефектов пространственной организации двигательного акта.

При левосторонних очагах возникают расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения.

Синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО (зоны перекрытия tempotalis — височной, parietalis — теменной и occipitalis — затылочной коры), проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии, нарушении понимания определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или "квазипространственные" отношения, в нарушении наглядного мышления, расстройствах счета и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.

Синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами являются нарушения речевого (левое полушарие у правши) или неречевого (правое полушарие) слуха, а вторичными — расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом или неречевым и музыкальным слухом.

В основе другого височного синдрома лежат нарушения слухоречевой памяти, вследствие которых возникает акустико-мнестическая афезия. Синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области мозга, которые выражаются в нарушении кинестетической основы двигательных актов (движений рук, туловища, речевого аппарата), представляющем собой первичный дефект. Его следствием являются расстройства координации и управления различными движениями и аффектно-моторные нарушения речи, а также расстройства тактильного восприятия.

Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации двигательных актов (движений рук, речевого аппарата и др.).

При сохранности отдельных двигательных актов нарушается переключение от одного движения к другому, возникают двигательные или речедвигательные персеверации. Персевераторные феномены проявляются и в других видах психической деятельности.

Синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм психической деятельности и трудностях контроля за их протеканием.

Нарушения программирования и контроля проявляются не только при осуществлении различных видов познавательной деятельности или двигательных актов, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при поражении симметричных областей конвекситальной коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией. Поражение медио-базальных отделов коры мозга приводит к появлению следующих синдромов.

Синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контоминаций, нарушениям памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще — при поражении медиальных или медио-базальных отделов лобных долей правого полушария).

Синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями эмоциональных процессов, модально-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями состояний бодрствования, сознания. Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылочно-теменных отделов мозга.

Подкорковые С. н. связаны с поражением различных подкорковых образований.

Различают синдромы, связанные с поражением неспецифических структур, расположенных по средней линии (нижних уровней ствола, диэнцефельной области мозга и др.).

Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла "сон-бодрствование", модально-специфическими нарушениями памяти и внимания, изменениями состояния сознания. Характер нарушений и их выраженность зависит от уровня поражения неспецифических структур.

Синдромы, связанные с поражением базальных ядер мозга (структур, входящих в стрио-паллидарную систему мозга и др.), которые проявляются в виде неафазических речевых нарушений (изменений подкорковой памяти и др.) при поражении левого полушария и различных пространственных расстройств (нарушений зрительно-пространственной памяти и др.) — при поражении правого полушария мозга (у правшей).

Синдромы, возникающие при поражении комиссур, объединяющих левое и правое полушария мозга (мозолистого тела и др.). Данные синдрома носят название синдромов "расщепленного мозга" и проявляются в виде нарушений реципрокной координации движений (рук, ног), в аномии (невозможности назвать объект, если он "воспринимается" правым полушарием мозга), дископии-дисграфии (невозможности писать правой и рисовать левой рукой). Эти и ряд других симптомов обусловлены разобщением полушарий, нарушением межполушарного взаимодействия. С. н. зависят не только от локализации поражений головного мозга, но и от характера заболевания (опухоли, травмы, сосудистые заболевания и др.) и преморбида большого (возраст, пол, тип межполушарной организации мозга и др.). У левшей С. н. протекают иначе. С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет), существенно отличаются от С. н., связанных с поражением соответствующих областей мозга у взрослых. При поражении речевых зон левого полушария у детей отсутствует (или выражены иначе) речевые нарушения, чаще проявляются пространственные дефекты. Изучение С. н. у детей составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии — нейропсихологии детского возраста.

Е. Д. Хомская

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ

E-mail Печать PDF

Синдромный анализ — введенный в нейропсихологию А. Р. Лурия метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях тонической диагностики. Основой закономерного сочетания нейропсихологических симптомов (или нейропсихологического синдрома) является нарушение работы той или иной синдромообразующей корковой или подкорковой структуры мозга (или нейропсихологического фактора), поэтому синонимом С. а. является факторный анализ. С. а. — это анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий, поэтому синонимом С. а. является также системный анализ. Так, поражение коры височной области мозга (у правшей) приводит к первичному дефекту — нарушению звукового анализа и синтеза слов — и вторичным дефектам — нарушениям произношения слов, письма и чтения; т. е. к целостному височному синдрому. Введение С. а. в нейропсихологические исследования позволило создать новую клиническую нейропсихологию, не имеющую аналогов за рубежом, и обосновать новую факторную классификацию нарушений высших психических функций (афазий, апраксий, амнезий и др.). Термин "синдром" употребляется и в других областях клинической психологии, а также в психиатрии (и других областях медицины) для обозначения совокупности взаимосвязанных в патогенезе симптомов. Однако только в нейропсихологии С. а. означает анализ работы определенных мозговых структур, обеспечивающих осуществление той или иной функции, и направлен на нейропсихологическую диагностику очага поражения мозга. Для С. а. используются клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга.

Е. Д. Хомская

СИНДРОМ ЛОЖНОЙ ПАМЯТИ

E-mail Печать PDF

Синдром ложной памяти — случаи, при которых обвинение в сексуальном насилии возникает на базе искажений памяти либо внешних внушений.

Н. Д. Творогова

Страница 102 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135