Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СИКОРСКИЙ

E-mail Печать PDF

СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич (1842—1919) — российский психолог, психиатр и педагог. Д-р медицины (1873), профессор (1881). Основатель Института детской психологии (Фребелевского ин-та, Киев, 1912). Ред. журнала "

;Вопросы нервно-психической медицины" (с 1896). Образование получил в Киевском ун-те, после окончания которого (1869) работал в медицинских учреждениях Петербурга. В 1881 г. возглавил кафедру нервных болезней Киевского ун-та. Принимал активное участие в деятельности различных медицинских и педагогических научных съездов и обществ. Круг научных интересов С. был очень широк, он стремился собрать воедино все данные наук о человеке, создать целостное представление о ходе развития ребенка и функционировании человеческой психики в зависимости от деятельности нервной системы, показать взаимодействие интеллектуальной эмоциональной и волевой сфер, обосновать необходимость сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания ("

;Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстрированном изложении", 1912). Сочетая медицинские и педагогические исследования, С. провел первую отечественную экспериментальную работу в области педагогической психологии ("О явлениях умственного утомления детей школьного возраста", 1878—1879), что позволило поставить вопрос о построении учебного процесса в соответствии с закономерностями психической деятельности детей. Эта работа в том же году была переведена за рубежом и послужила основой организации аналогичных исследований Э. Крепелиным в Германии и другими исследователями. С. также первым провел систематическое исследование развития ребенка первых лет жизни, показал важнейшее значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего психического развития.

Проанализировав зарубежный опыт (в первую очередь труды В. Прейера (1841—1897), основателя детской психологии в Германии), приступил к собственным исследованиям детского развития, обобщив результаты наблюдений в книге: "Воспитание в возрасте первого детства", (1884).

В этой книге он сформулировал те принципиально важные проблемы, изучению которых посвятил последующие годы. Дал конкретное научное обоснование мысли К.Д.

Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчеркивал, что основой для научной теории воспитания является комплексное всестороннее изучение ребенка, подчеркивал необходимость не только профессиональной, но и нравственной подготовки воспитателей. Конечную цель воспитания видел в гармоничном развитии личности в трех аспектах — в гармоничном развитии различных сторон психической жизни (ума, чувства, воли), гармоничном сочетании различных сторон воспитательных воздействий (умственных, нравственных, эстетических), гармоничном развитии духа и тела. Основными факторами воспитания считал школу, семью и "психологическую медицину". Автор трудов: "Задачи нервно-психической гигиены и профилактики", 1887; "Об успехах медицины в изучении явлений психического мира", 1889; "Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены", т. 1—5, Киев — Харьков, 1899—1900; "Психологические основы воспитания и обучения", Киев, 1909; "Душа ребенка", Киев, 1911.

Л.А. Карпенко

СИГНАЛЬНАЯ ПРОБА

E-mail Печать PDF

Сигнальная проба. В психофизическом эксперименте — интервал наблюдения, где вслед за пердупредительным сигналом испытуемому предъявляется раздражитель, на который нужно определенным образом реагировать. Ср. Пустая проба.

СИГМА-РИТМ

E-mail Печать PDF

Сигма-ритм (син. сонные веретена) — веретеннобразная активность, периодически регистрируемая в ЭЭГ в состоянии сна. Возникает также при некоторых фармакологических воздействиях. Спонтанный С.-р. имеет частоту 10—16 Гц. Характерным признаком С.-р. является нарастание амплитуды в начале вспышки С.-р. и ее убывание в конце вспышки. Из позвоночных животных С.-р. зарегистрирован только у млекопитающих. С.-р. появляется в начальной стадии медленного сна, которая следует непосредственно за дремотой. Во время сна с дельта-волнами С.-р. возникает редко. В процессе перехода к быстрому (парадоксальному) сну С.-р. наблюдается в ЭЭГ, но полностью блокируется в развитой фазе быстрого сна.

СЕЧЕНОВ

E-mail Печать PDF

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829—1905) — российский физиолог и психолог. Основоположник отечественной физиологической школы. Создатель естественно-научной теории психической регуляции поведения.

Д-р медицины (1860). Чл.-кор. Петербургской АН (1869), поч. академик Петербургской АН (1904). Удостоен Демидовской премии Петербургской АН за курс лекций "О животном электричестве" (1863). Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский фак-т Московского университета (1856).

В 1856—1859 работал в Германии, в лабораториях И. Мюллера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людвига (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). Подготовил там докт. дис.: "Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения", которую успешно защитил в 1860 г. в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. В 1871—1876 гг. — зав. кафедрой физиологии в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1876—1888 гг. С. вновь профессор Петербургского ун-та, где также организовал физиологическую лабораторию.

Одновременно читал лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах, одним из основателей которых он был. С 1889 г. — приват-доцент, с 1891 г. — профессор физиологии Московского ун-та. В 1901 г. вышел в отставку, но продолжал экспериментаторскую работу и преподавательскую деятельность на Пречистинских курсах для рабочих (1903—1904). Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека.

Впервые изложенное в работе "Рефлексы головного мозга" (1863), оно доказывало, что все акты сознательной и бессознательной жизни рефлекторны по своему механизму. При этом рефлекс трактовался не как автоматический ответ нервных центров на внешний раздражитель, но как гибкое согласованное движение с выполняющим сигнальную роль чувствованием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирующих поведение в окружающей среде).

Экспериментальное изучение головного мозга привело С. к открытию центрального торможения (в дальнейшем получившего название "сеченовское"), т. е. "задерживающего" влияния одного из отделов мозга (его таламической области) на реакции организма. Это открытие повлекло за собой важные преобразования в представлениях о функциях нервной системы в психической деятельности. В физиологии оно стало отправным пунктом для разработки учения о динамике нервных процессов (возбуждения и торможения) и их интеграции в целостные динамические системы.

В психологии оно позволило объяснить основу волевых актов, отличительная особенность которых заключалась в том, что человек способен противостоять нежелательным импульсам, тормозить их переход в действие. Центральное торможение стало также предпосылкой формирования понятия об интериоризации. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. С. обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц.

Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) ("Элементы мысли", 1878, 1903). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, к-рые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни.

В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой ("Кому и как разрабатывать психологию?", 1873).

Учение С. одним из первых в педагогике стал использовать К.Д. Ушинский при объяснении роли привычек (как "капитала", который вкладывается в нервную систему). Идеи С. были восприняты И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским, Л.С.

Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психических функций, а также став основополагающими для многих направлений отечественной психологии. Основные сочинения С.: "Избранные труды", М., 1935 "Элементы мысли" / Сб. избр. статей. М. — Л., 1943; "Избранные философские и психологические произведения", М., 1947; "Избранные произведения", т. 1, М., 1952" "Рефлексы головного мозга", М., 1952, 1961.

М.Г. Ярошевский

СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО ГОЛОВНОГО МОЗГА

E-mail Печать PDF

Серое вещество головного мозга — часть центральной нервной ткани, образованная преимущественно телами нервных клеток и тонкими нервными окончаниями (в отличие от белого вещества, состоящего из аксонов — проводящих путей).

Страница 105 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135