Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ТАРСКИЙ

E-mail Печать PDF

ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (1902—1984) — польско-американский логик и математик, один из главных представителей Львовско-Варшавской школы. Доцент Варшавского университета (1926). С 1939 в США.

Сотрудник Гарвардского университета и Института высших исследований (Принстон) — с 1942. Профессор математики Калифорнийского университета (1946). Президент Международного союза истории и философии науки. Президент Ассоциации символической логики.

Соредактор известнейшего журнала по логике "The Journal of Symbolic Logic". Основные сочинения: "Понятие истины в формализованных языках" (1936), "Семантическая концепция истины и основания семантики" (1944), "Логика, семантика, метаматематика" (1956) и др. Т. известен прежде всего проведением различия между логикой и металогикой, а также разработкой семантической концепции истины. По мысли Т., металогика занимается описанием и формализацией логических систем аналогично тому, как "метаматематика" занимается описанием и формализацией математики. (Очевидно при этом, что между метаматематикой Д.Гильберта и металогикой Т. есть принципиальное отличие: в первом случае имеет место неформальное описание математики, во втором же — осуществляется формализованная металогика, очищенная от "неопределенных и неточных" выражений обыденного языка, а также не зависящая в своей корректности от гильбертовской "непосредственной интуиции".) В работе "Понятие истины в формализованных языках" дал определение классического понятия истины для большой группы формализованных языков, разработав теорию моделей. Уточняя термин истины и семантического (а не синтаксического) понятия логического следствия, Т. решал проблему соотношения множества объектов и совокупности формализованных языков. Истину Т. стремился трактовать в контексте ее понимания как соответствия предложения и "факта", т.е. сопряженности чувственной верификации и формальной точности правил языкового словоупотребления.

Вывод Т. свелся к следующему: для произвольного р, "р" являет собой истинное высказывание, если и только если последнее (р) имеет место. (По схеме Т., р — это словосочетание предметного языка, характеризующее определенное положение вещей, а "р" — сочетание слов "метаязыка", конституирующее предложение.) Разводя "кавычковое название" и собственно название, заключенное в кавычки, Т. пришел к выводу, что "для произвольного х, х есть истинное высказывание, если и только если для некоторого р имеет место тождественность лги "р" и притом дано р". Т. подчеркивал, что понятия "ложно" и "истинно" допустимы к употреблению исключительно на уровне метаязыка, но не уровне языка предметного. Т. также принадлежит ряд исследований в области методологии дедуктивных наук. Работы Т. по семантике и металогике оказали большое влияние на развитие семиотики и послужили образцом применения формальных методов для анализа содержательных проблем и теорий. (См. также Аналитическая философия.)

А.А. Грицанов

ТАРД

E-mail Печать PDF

ТАРД (Tarde) Габриель (1843—1904) — французский психолог, социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии. В 1893—1896 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции, затем занимался преподавательской работой. С 1900 г. — профессор новой философии в

Коллеж де Франс. Под влиянием получивших широкую популярность исследований роли внушения и гипнотизма выдвинул концепцию, согласно которой исходным пунктом общества является психология индивида, а ключевыми процессами социальной жизни служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям). Среди этих факторов доминирующим, по мнению Т., является подражание как основа ассимиляции индивидом установок, верований и чувств других людей ("Законы подражания", 1890).

Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности как в состоянии сна, так и при бодрствовании. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единственный источник его прогресса — открытия и изобретения, возникающие как следствие инициативы отдельных личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания индивид осваивает как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности. Т. различал психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется. Групповое поведение Т. трактовал как гипнотизацию множества людей, основанную на имитации, а само это поведение как одну из форм сомнамбулизма. Все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть и др.), относится к разряду физиологических явлений, а обладание какой-либо походкой, предпочтение определенной еды и т. п. — результат социальной жизни. Между индивидом и толпой Т. выделял промежуточное звено — публику, которая формируется под влиянием средств массовой коммуникации и, не будучи как толпа объединена физически, обладает общим самосознанием. Ряд идей, высказанных Т., имели позитивное значение для развития социальной психологии.

>В качестве криминолога выступал против версии о врожденном характере преступных намерений и действий, считая их продуктом отношений в общественной среде. Оказал влияние на Э. Росса, Д. Болдуина, Ч. Кули и др. Его концепции повлияли на теории "массового общества", исследования массовидых явлений, массовых коммуникаций и распространение инноваций. Соч. Т. в рус. переводе: "Законы подражания", СПб., 1892; "Социальная логика", СПб., 1901; 2000; "Общественное мнение и толпа", М., 1902; "Личность и толпа", СПб., 1903; "Теория психических воздействий", СПб., 1905; "Отрывки из истории будущего", М., 1906; "Социальные законы", СПб., 1906 и др.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

ТАНАТОТЕРАПИЯ

E-mail Печать PDF

Танатотерапия (от греч. thanatos — смерть и therapia — лечение, уход, забота) — система ориентированной на тело психотерапии, затрагивающая область контакта с процессами умирания и смерти, располагающая методами и приемами для оказания психотерапевтической помощи в этих процессах. Главная цель Т. — установление максимально полного и реального контакта с процессами умирания и смерти (В. Баскаков). При этом отмечаются особые переживания, состояния сознания, существенные изменения, происходящие с человеком вследствие его встречи со смертью (Э. Кюблер-Росс, Р. Нойес, Р. Моуди, С. Гроф и др.). В естественных явлениях жизни также нередко присутствует компонент смерти (например, расслабление как смерть, сон как смерть, оргазм как смерть, метаморфоза как смерть: куколка-бабочка, зерно-колос, и т. д.). Сталкиваясь с повседневными проявлениями жизни, человек переживает страх смерти, который может обнаружить себя в страхе потерь, расставаний, изменений, других явлениях и процессах, имеющих смысл окончания, прекращения.

В основе метода Т. лежит моделирование (не имитация) процесса "правильного умирания" (П. Флоренский) через моделирование характеристик тела человека, умершего естественной, "правильной" смертью (без мучительной агонии).

В эти параметры входят: тотальное расслабление и "заземление" (пациент лежит на полу), способствующее "заземлению" чувств, остановка контроля сознания, предметность/объектность тела, биологическое дыхание и др. Также моделируются смертельно-опасные ситуации с целью изучения и коррекции поведения человека в экстремальных ситуациях.

Характер приемов, очень медленный темп их исполнения и особое отношение танатотерапевтов создают условия для самокоррекции энергетического баланса в теле и, вследствие этого, возможность для постепенных изменений в структуре психосоматических паттернов ("социальное тело", характерный панцирь). В результате "смерти" (умирания) прежнего качества осуществляется рождение нового, происходит трансформация личности.

Метод Т. отражает суть подхода body-tuning, отличаясь не только концептуально, но и приемами от других методов телесно-ориентированной психотерапии. Во-первых, в Т., как правило, работают в "тройках" (это не исключает возможности работать с пациентом/клиентом индивидуально). Во-вторых, поскольку body-tuning предполагает "настройку", но не "ломку" психосоматических паттернов, а концептуальный подход диктует принятие/осмысление фактов прожитой жизни, то здесь исключается отреагирование.

Е. Э. Газарова

ТАНАТОС

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Танатос, Фанатос, Танат, Фанат (от греч. thanatos — смерть) — 1) бог смерти, 2) олицетворение смерти, 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции.

Как общее эмблематическое обозначение смерти Т. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). 1) Согласно распространенной древнегреческой мифологической версии бог смерти Танатос был сыном Никты (Ночи) и братом-близнецом бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым юношей с погашенным факелом в руке (иногда с крыльями и разящим мечом). Считалось, что Т. обладает железным сердцем, не любит даров и ненавистен богам. На протяжении длительного времени культ Т. существовал в Спарте.

По другой версии, Т. была богиней смерти, выполнявшей поручения Зевса. Согласно одному из мифологических сюжетов, Сизиф, за которым была послана Т., обманул ее, заковал в цепи и держал в плену несколько лет, на протяжении которых люди на

Земле вообще не умирали. Впоследствии, освобожденная Т. все-таки увела Сизифа в аид, но он сумел вновь обмануть богиню и возвратиться на Землю, став первым и единственным умершим, сумевшим вернуться к живым. 2). В античной художественной литературе и искусстве образ Т. нашел отражение в ряде различных произведений (например, в трагедии Еврипида "Алкестида" излагался миф о том, что Геракл отбил у Танатоса Алкестиду). 3). В психологии ХХ века формирование представлений о существовании неких сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (А. Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей.

Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М.

Кляйн, П. Федерн, З. Фрейд, С. Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Т. и само понятие по-видимому впервые ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закрепление и распространение понятия Т. и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика П. Федерна.

В трудах З. Фрейда понятие Т. не употреблялось, хотя, по свидетельству Э.

Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализе борьба Эроса и Танатоса трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По З. Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т. д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства.

>Согласно гипотезе П. Федерна, функционирование Т. обеспечивается энергией мортидо (особой энергией инстинкта смерти, аналогичной либидо). Менее распространенная гипотеза Э. Вейсса утверждает, что энергетическую основу Т. составляет деструдо (особая энергия деструкции, аналогичная либидо). По З. Фрейду, тенденцию инстинкта смерти (влечения к смерти) определяет принцип нирваны, в силу чего основной задачей и главным содержанием влечения к смерти является возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние.

В постфрейдистской психоаналитической традиции наиболее последовательно и полно идею о существовании Танатоса развивали австрийские психоаналитики П. Федерн и М. Кляйн.

Понятие Т. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.

В. И. Овчаренко

ТАЛЫЗИНА

E-mail Печать PDF

ТАЛЫЗИНА Нина Федоровна (р. 1923) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор деятельностной концепции программированного обучения. Д-р психологических наук (1970), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1971), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (с 1993). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1999). Зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ (1967—1995). Была чл. редкол. ряда отечественных ("Советская педагогика", "Вестник МГУ. Серия 14. Психология" и др.) и зарубежных журналов ("Научные основы обучения" / Голландия /, "Измерение и оценивание" / Испания /).

За научную и педагогическую деятельность награждена медалью им. Н.К. Крупской (1969); двумя медалями ВДНХ (1975, 1979), правительственным орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988). Окончила физико-математический фак-т Ярославского педагогического ин-та (1945). В 1950 окончила аспирантуру при АПН РСФСР по психологии, защитив канд. дис.: "Особенности умозаключений при решении геометрических задач". С 1950 г. преподает в

МГУ им. М.В. Ломоносова (ассистент, 1950—1951; ст. преподаватель, 1952—1960; доцент кафедры психологии философского фак-та МГУ, 1960—1963). С 1963 г. — зав. кафедрой педагогики философского фак-та МГУ. С 1967 по 1995 г. — зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ. С 1995 г. — руководитель Учебного центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ. Научная деятельность Т. в области педагогической психологии связана с исследованием закономерностей процесса усвоения новых знаний и умений, диагностикой сформированности познавательных умений. Под руководством П.Я.

Гальперина исследовала особенности формирования умственных действий, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Изучала умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривая как возможности формирования логического мышления у детей, так и особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых.

>Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Было установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5—6 лет, в то время как стихийный ход становления логического мышления выражается в наличии дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей.

Это вскрывает несостоятельность определения возраста как критерия развития логического мышления и зависимость логического мышления от условий усвоения социального опыта.

Изучение психологических механизмов обобщения (в сравнительных экспериментах с детьми с нормально развитой психикой и с детьми с задержками в психическом развитии) обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств предметов, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это положение открывает путь для управления процессом обобщения, для выделения свойств, по которым требуется провести обобщение. В 1960-е гг. с появлением программированного обучения Т. проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении при разработке принципов программированного обучения. Ею сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма ("Теоретические проблемы программированного обучения", 1969). Обобщение цикла исследований в данном направлении составило основу докт. дис. Т.: "Психологические основы управления усвоением знаний" (1970).

В 1970-е гг. Т. разрабатывает психолого-педагогические основы применения обучающих машин, исследует функции учебника в учебном процессе, создает методики составления обучающих программ; анализирует функции контроля при усвоении знаний ("Пути и возможности автоматизации учебного процесса" / в соавт., 1977; "Методика составления обучающих программ". Уч. пособие, 1980; "Управление процессом усвоения знаний: психологические основы", 1975, 1984).

В 1980-е гг. в центре внимания Т. проблемы психодиагностики. Ею разрабатывается деятельностный подход к психодиагностике когнитивной сферы, интеллектуальных способностей учащихся, формулируются принципы составления диагностических методик, проводится оценка валидности ряда зарубежных тестов ("Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта" / в соавт., 1987; "Психодиагностика познавательного развития учащихся" / в соавт., 1989.). Еще одно направление исследований Т. — изучение возрастных особенностей усвоения знаний шестилетними детьми, учет которых необходим при разработке программ и организации процесса обучения. Был проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивший социальную природу человеческих способностей и позволивший предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности ("Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом" / в соавт., 1991). Т. разработаны подходы и технологии формирования образовательных программ в вузах на основе разработки модели деятельности специалистов ("Пути разработки профиля специалиста" / в соавт., 1987). Наряду с научной, Т. ведет активную преподавательскую работу. Читает курсы лекций для студентов МГУ и др. вузов, выступала с циклами лекций в Великобритании, Мексике. Так же автор учебников и монографий: "Педагогическая психология", М., 1999, 3-е изд.; "Теоретические проблемы управляемого обучения", М., 1969; "Управление процессом усвоения знаний" (1975, в 1984 пер. на англ.яз); "Формирование познавательной деятельности младших школьников" (1997).

А.

Зальцман, О.Г. Носкова

Страница 66 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135