Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ТЕСТ

E-mail Печать PDF

Тест [англ. test — испытание] — стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Т. существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике. Т. в психодиагностике — это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, с одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному "полевому" наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, а не в лабораторных условиях) — процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными — с другой. В психофизике и при проверке психомоторных свойств Т. может быть отдельное испытание (задание) с заранее предложенными условиями его выполнения, подсчета баллов и интерпретации результатов. Например, это т.н. Т. постукивания (tapping test), определяющий посредством счетчика частоту движений кисти руки за заданное время. Простейший хронометрический Т. может состоять из замера времени решения одной, достаточно комплексной задачи. В дифференциальной психометрике Т. — это система заданий определенной (иногда возрастающей) трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень развития одного или нескольких психологических свойств человека. Т., созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным.

Совокупность гомогенных Т., связанная общей психологической моделью измерения различных свойств, образует гетерогенный (или многофакторный) Т. Хотя средства проверки некоторых свойств индивидуальности существовали еще в древние времена, подлинная история психологических Т. началась лишь с конца XIX — начала ХХ в. У истоков создания Т. стояли Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, А. Бине и др. К настоящему времени известны тысячи Т. для измерения интеллектуальных и других способностей, интересов, потребностей, темперамента и др. Для решения многих практических задач оказывается необходимым использовать не один, а целый комплекс Т. Такой комплекс Т., работающих на одну общую диагностограмму, принято называть "тестовой батареей". Главное отличие Т. от других, внешне похожих на них форм и методов диагностики, заключается в том, что Т. является методом психологического измерения с вытекающими отсюда требованиями научной обоснованности качества результатов. Возникновение такого рода требований явилось следствием общей тенденции развития науки начала ХХ в. в той ее части, которую Э.Г. Юдин называл методологизмом.

Методологизм способствует усилению рефлексии ученых в отношении качества применяемых методов и осознанию неизбежной зависимости качества психологических данных от качества используемого методического аппарата. В рамках этой тенденции развития науки и подготовки научных кадров существенное внимание обращается на овладение методами снижения ошибок психологического измерения. При этом руководствуются двумя основными критериями качества получаемых и интерпретируемых результатов — надежности и валидности, а также рядом дополнительных и производных критериев (репрезентативность, объективность, достоверность, эффективность).

Имея ряд очевидных достоинств и преимуществ в ситуациях массовых обследований с ограниченным временем на обследование одного испытуемого и при невысокой квалификации исполнителей, Т. явно уступают менее стандартизованным методикам и процедурам (беседе, наблюдению, деловым и ролевым диагностическим играм, гибкому комплексу косвенных проб, включающему проективные методики, и т. п.) в тех случаях, когда требуется провести глубинную причинную диагностику слабо-операционализированных и формализованных психических свойств (механизмы и индивидуальный стиль психологической защиты, смысловые образования, бессознательные тенденции и т. п.), если при этом имеется возможность продолжительного контакта с испытуемым опытного и высококвалифицированного психолога.

А.Г. Шмелев

ТЕРТУЛЛИАН

E-mail Печать PDF

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (около 160 — после 220) — классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье (сын центуриона), получил юридическое и риторическое образование в Риме, выступал как судебный оратор. Около 195 принимает христианство, в частности — входит в строго аскетическую секту монтанитов, проповедовавших мученичество во имя веры. В 207 выступает с резкой критикой сложившейся церковной практики, в первую очередь — в связи с недостаточно последовательным соблюдением принципов аскетизма в христианских общинах, и с критикой оформляющейся иерархии клира. (Существуют также неподтвержденные сведения о том, что Т. выступал пресвитером, т.е. старшиной христианской общины, и о создании им особой общины его последователей — тертуллианистов.) Перу Т. принадлежит множество трудов по апологетике и догматике, а также по вопросам моральной теологии и экклесиологии. Выдающийся стилист, отличающийся полемической и саркастической заостренностью формулировок, неожиданными поворотами мысли, парадоксальностью метафор и лаконизмом языка, Т. является одним из самых ярких раннехристианских апологетов, обосновывавших преимущества христианской веры в сравнении с политеистическими верованиями

Римской империи и высокие нравственные принципы христианства. В отличие от основного направления аргументации, используемого большинством апологетов и ориентированного на доказательство непротиворечивости христианства и философской традиции античной мудрости (Юстин, Афинагор), Т. является основоположником той традиции, которая провозгласила принцип несовместимости христианской веры с языческой мудростью.

И хотя эти идеи были высказаны до Т. (противопоставление Татианом мудрости эллинов христианству как "мудрости варваров"), тем не менее, именно Т. впервые зафиксирована парадоксальность связи веры и мудрости как таковых, причем речь идет не только о спекулятивной констатации того обстоятельства, что содержание веры по своему когнитивному статусу не нуждается в рационально-теоретической аргументации, — Т. схватывает то противоречие, которое красной нитью пройдет сквозь всю историю христианской (как и любой) теологии: именно Т. (как в философской, так и в теологической традиции) принадлежит первенство в усмотрении невозможности постижения концептуализирующим (в том числе, и богословским) разумом истины, открывающейся в непосредственном акте веры — откровении. В этом находит свое выражение глубинная внутренняя противоречивость между основополагающим для такого типа вероучения, как теизм, признанием "живого Бога" и оформляющейся в рамках теизма теологии как концептуальном учении о нем.

Сама установка на богопознание как рационально-теоретическую, а, значит, субъект-объектную процедуру кощунственна в теистическом контексте сакрального диалога с Богом. Созерцание Бога, данное в акте откровения, есть результат его воли и не достигается в одностороннем порядке ни когнитивным усилием, ни напряжением веры. Более того, созерцание Бога в принципе не может быть понято как когнитивный процесс, ибо неизбежно предполагает встречу с его взыскующим и милосердным взором. Весь этот комплекс идей, который позднее, в Средневековье, задаст оппозицию таких способов богопознания, как мистика и схоластика, и конституирует проблематику христианской теологии на всем протяжении ее эволюции — вплоть до аджорнаменто, хотя и не выражен эксплицитно, но адекватно осмыслен Т. ("Что общего у Афин и Иерусалима? у Академии и церкви?") и точно схвачен в известном тезисе credidile est quie ineptum ("верую, ибо абсурдно").

>Рациональные структуры ни теоретического, ни аксиологического порядка абсолютно не валидны в делах веры: "Распят сын Божий — не стыдно, ибо постыдно. И умер сын Божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. Погребенный, он воскрес — это верно, ибо невозможно". Т. понимает христианина как "пребывающего всегда в присутствии Бога", и потому, ориентируясь не на теорию, а на мистический опыт, полагает необходимым доверять чувству, собственным душевным движениям, которые "чем истиннее, тем проще; чем проще, тем обыденнее; чем обыденнее, тем всеобщней; чем всеобщней, тем естественней; чем естественней, тем божественней". Мистический опыт актуализирует глубинные проявления человеческой души, позволяя им реализовать себя сквозь все напластования внешней рациональности (в зрелой мистической традиции это фиксируется термином "глоссолалия" — от греч. glosse — непонятное слово и lalein — говорить, обозначающим автоматическую речь экстатирующего мистика с включением слов, не существующих ни в одном известном языке, несвязных или противоречивых словесных конструкций: "иноязыки" или "ангельские языки"). В этой связи Т. обращает серьезное внимание на спонтанные душевные проявления: непроизвольные восклицания, неконтролируемые вскрики, нерефлексируемые речевые формулы — все то, что полторы тысячи лет спустя Фрейд обозначит как бессознательные оговорки (см. изучение Юнгом текстов Т.). Вместе с тем Т. никак не может быть отнесен к мыслителям предапофатического типа: предвосхищая кантовскую оппозицию разума и рассудка, Т., отказывая абстрактному теоретизирующему разуму в способности постижения истины, тем не менее, вполне уверенно апеллирует к практическому "естественному" рассудку, моделируя учение о

Боге, предвосхищающее катафатическую теологию. Идеи Т. оказали не просто значительное, но конституирующее влияние на христианскую теологию. Прежде всего, это касается проблемы интерпретации центрального для христианства тринитарного догмата.

Именно Т. введено понятие Божьих ипостасей и сам термин "Троица", ему же принадлежит формулировка принципа триединства Бога ("мы поклоняемся единому Богу"). Фундаментальная для христианской теологии концепция Троицы оформляется во многом именно усилиями Т. (при безусловном наличии содержательных предпосылок как в Священном Писании, так и в мифологической традиции). Эмпирическая ориентация Т., проявившаяся в трактовке богопознания с приоритетным вниманием к мистическому опыту, в сфере позитивной теологии оборачивается своего рода предтечей реализма — установкой, ставшей доминантой христианского сознания в средневековой схоластике: согласно Т., все сущности наделены особым телом (corpus) как формой существования, в том числе и душа как "тело особого рода"; в качестве тела душа не вносится в человека извне, но зарождается из спермы (см. стоическую концепцию "сперматического логоса", с одной стороны, и нераспространяемость тертуллиановской критики античной философии на стоицизм, признание близости к идеям Сенеки, о котором Т. говорит "saepe nostes" или "часто наш", с другой).

Бог также мыслится Т. в этом плане как "тело, которое, впрочем, есть дух" — в критериальной матрице не 20 ст., а 2 в. эта формулировка может быть оценена как основополагающая в раннехристианском контексте становящегося транитарного догмата и оформления базовой для теизма идеи трансцендентности Бога миру. Т. принадлежит одно из самых ранних и первое системное изложение христианского

Символа Веры, чем фактически заложены основы катехитики как теологической дисциплины: "Вот правило, или символ, нашей веры. Мы веруем, что существует единый Бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденным прежде всех веков.

Мы веруем, что слово сие есть сын Божий, многократно являвшийся патриархом под именем Бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный ею; что слово это — Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царствия небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день по своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную Отца своего. Что он вместо себя послал Духа Святого, чтобы просвещать свою церковь и руководить ею". Помимо указанных фундаментальных основоположений христианской теологии, многие более частные ее классические элементы также генетически восходят к работам Т. Так, ему принадлежит перечень семи смертных грехов (трактат "О стыдливости"); им заложен в христианской эсхатологии вектор, впоследствии приведший к становлению милленаризма и хилиазма, им же даны импульсы, инспирировавшие впоследствие оформление в христианской традиции позиций как позитивного, так и негативного эмоционального восприятия сюжета Страшного суда ("наши желания устремлены к окончанию века сего, к концу мира и пришествию великого дня Господня, дня гнева и отмщения", с одной стороны, и "мы собираемся, чтобы молиться Богу всенародно... о мире, о благосостоянии всего мира, об отдалении конечного часа", с другой); Т. же принадлежит ставшая ортодоксальной трактовка и критика многих раннехристианских ересей.

Понимание христиан как "одиночных частных лиц", признающих над собой лишь "божественную Божью власть" обусловливает не только оппозицию Т. по отношению к светской власти ("для нас нет дел более чужих, чем дела государственные" и "для всех только одно государство — мир" как идейная основа космополитизма и индивидуализма), но и его оппозицию по отношению к официальной церкви, что выразилось в его резкой критике клира и спровоцировало сдержанное отношение к нему со стороны во многом им же заложенной ортодоксии. Это послужило причиной Того, что колоссальное влияние Т. на оформление христианской теологии не отмечено ею эксплицитно.

М.А. Можейко

ТЕРСТОУНА ШКАЛЫ

E-mail Печать PDF

Терстоуна шкалы — разновидность опросников установок (аттитьюдов). Названы по имени автора — Л. Терстоуна, предложившего их совместно с Е. Чейвом в 1929 г. Основной метод конструирования Т. ш. состоит в последовательном выполнении трех этапов: 1) выбор установки, подлежащей измерению; 2) отбор значительного количества утверждений (высказываний), относящихся к данному аттитьюду. 3) экспертная оценка утверждений обычно по 11-балльной шкале от "очень расположен" до "очень нерасположен" к объекту установки. Например, Л. Терстоун и Е.

Чейв предложили 130 отобранных ими утверждений (отношение к религии) 300 экспертам для распределения по рубрикам, обозначенным буквами латинского алфавита от А до К. В рубрику А должны быть отнесены утверждения, в которых давалась наиболее высокая оценка высказывания, в рубрику F — нейтральные, а в К — с крайне отрицательной оценкой. В остальные рубрики вводились утверждения соответственно степени выраженного в них благожелательного или отрицательного отношения; 4) выбор тех утверждений, относительно которых мнения экспертов не разошлись.

Установление шкалы с равно распределенными единицами измерения. Показателем выраженности установки у испытуемого является медианная шкальная цена высказывания, выраженная в 11-балльной оценке. При этом учитываются утверждения, с которыми испытуемый согласен. Медианная оценка рассчитывается на основании усредненных показателей экспертной группы. Вариантом оценивания может быть установление наибольших оценок в заданиях с положительным ответом.

Вместе с Лайкерта шкалами Т. ш. являются распространенным приемом психологической диагностики установок. Исследования с помощью Т. ш. компактны, на их основе возможна разработка опросников, ориентированных на исследование широкого круга аттитьюдов. Недостатком Т. ш. является сложность формирования выборки, которая должна точно отражать ту выборочную совокупность, для которой предназначается инструмент измерения. Помимо этого необходимо около 100 экспертов для создания надежной Т. ш. Наконец, нельзя исключать влияния собственных установок экспертов на классификацию утверждений.

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

ТЕРСТОУН

E-mail Печать PDF

ТЕРСТОУН (Thurstone) Луис Леон (1887—1955) — американский психолог шведского происхождения, специалист в области психофизики, методологии психологии, психометрики, многофакторного анализа. Президент АРА (1932). Один из основателей и президент Психометрического общества (1936), основатель журнала "Psychometrica".

Свыше 24 лет был издателем "American Council on Educational Psychological Examenations", соредактор "Journal of Social Psychology". Первоначальное образование получил в Корнелльском ун-те, где изучал электронику (бакалавр, 1912), после чего, в 1912 г., работал в качестве ассистента Т. Эдисона в его лаборатории в г. Ост-Орандж. Эдисон пригласил Т., оценив его изобретательский талант: Т. изобрел метод озвучивания кинофильмов, новую конструкцию киокамеры и проектора, который устранял мелькание. Одновременно Т. преподавал начертательную геометрию в Инженерном колледже Миннесотского ун-та (1912—1914), где благодаря Г. Вудро и Д.Б. Майеру познакомился с психологией и заинтересовался "проблемой научения". В 1914 г. приступил к изучению психологии в

Чикагском ун-те (д-р, 1917), после окончания которого работал в Технологическом инте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением (ассистент, затем — профессор психологии и декан /1917—1923/). В 1923 г. Т. работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924 г. возвратился в Чикагский ун-т в качестве ассоциированного профессора психологии, с 1927 г. он — полный профессор. Здесь создал психометрическую лабораторию. С 1952 по 1955 г. — директор психометрической лаборатории Северо-Каролинского ун-та (позднее названной в его честь). Критически относясь к существовавшей психометрической теории и тривиальности основных психофизических научных исследований, Т. разработал теорию и методы шкалирования психологического континуума, для которых не требовались соответствующие им физические измерения (как, например, отношение к преступности, религии, кинематографу, курению и т. п.).

>Он утверждал, что вариативность (или "дисперсия" результатов тестов) сообщает единство психологическим измерениям. Теория, методы и "закон сравнительных суждений", основанный на модели "дискриминационной дисперсии", были опубликованы в ряде статей в 1927—1934 гг. Применив матричную алгебру к результатам, полученным методом триад, Т. с коллегами расширил свою работу, обратившись к многомерному шкалированию. Одним из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Ввел стандарт измерительных шкал по принципу парного сравнения высказываний — "шкалы типа терстоуновских". Однако, несмотря на то, что шкалирование Т. сыграло в свое время влиятельную роль, став основой теории обнаружения сигнала, сегодня им пользуются редко, т. к. считается, что его методы трудоемки и непрактичны. Вторым открытием Т. был его метод многофакторного анализа.

Отталкиваясь от факторно-аналитических исследований Ч. Спирмена и Р. Кеттела в области интеллекта, он предложил свой вариант многомерного факторного анализа, над которым работал с 1929 по 1932 г. Это открытие стало основной темой ежегодной президентской речи в APA, которая была опубликована два года спустя в Psychological Review. В этой работе Т. пересмотрел концепцию единого g-фактора интеллекта

Спирмена, расценив его как особый случай в собственной концепции многофакторного анализа. Он отказался от предположения об обязательном наличии в матрице интеркорреляций значений вклада единого общего фактора, в силу чего у него появилась возможность выявлять несколько групповых факторов, в частности при исследовании интеллекта в этом качестве выступили: особенности восприятия, пространственные способности, вербальные способности ("Vectors of mind: multiple-factor analysis for the isolation of primary traits". Chicago, 1935; "Primary mental abilities". 1938). Эти же математические методы им были использованы при исследовании восприятия ("A factorial study of perception" // Psychometric Monogr. 1944, 7).

Вместе с сотрудниками им было создано около 30 шкал для изучения различных социальных установок — измерение отношений к войне, смертной казни, церкви, цензуре, общественным институтам, обычаям, расам, нациям и т. п. ("The measurement of attitude". Chicago, 1929 (совм. с

Chave E.J.); "The measurement of values". Chicago, 1959. Несмотря на шквал критики, которым был встречен многофакторный подход, он стал важной основой психометрических исследований во второй половине XX века. Основные труды Т.: "

;The nature of intelligence", N.Y., 1924; "Multip-le-factor analysis", Chicago, 1947; "Creative talent" // (Ed.) Thursone L.L. Applications of psychology. N.Y., 1952; "An analitical method for simple structure", 1954; "A method of factoring without communnalities", 1955.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

ТЕРРОРИЗМ

E-mail Печать PDF

ТЕРРОРИЗМ - вид противоправной политически и/или финансово мотивированной активности, сочетающий в себе психологический (угроза насильственных действий) и физический (сами насильственные действия - диверсии, захват заложников и др.) компоненты, осуществляемый индивидами или малыми группами с целью принудить общество, государство или частное лицо (частных лиц) исполнить их требования.

А.А. Грицанов

Страница 62 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135