Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ТЕРАПИЯ УТРОБНОГО (ПЕРВОГО) КРИКА

E-mail Печать PDF

Терапия утробного (первого) крика — особая форма психотерапии, разработанная А. Яновым (Janov A. The Primal Revolution, N. Y., 1972) на основе "трехфазной теории возникновения невроза" Айзенка.

Ее целью ставится избавление пациента от "первичной боли", о которой свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура ее проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов.

На первом этапе, который длится несколько недель, пациент выключается из прежних своих отношений, он не работает, не общается со своими родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую психотерапию. На втором этапе осуществляется ряд сеансов, во время которых пациент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания, бывшие у него в раннем детстве и имевшие большую интенсивность, при этом его задачей является не просто вспомнить соответствующие ситуации, но и отреагировать внешним образом на те эмоции, которые в них были заторможены. Подобное отреагирование должно проходить в как можно более выраженной, и даже утрированной, форме (крик, ругань, деструктивные действия). Таким образом должны быть "переработаны" эмоции гнева, ярости, ужаса, заботы, печали и пр. На заключительном этапе проведения данного метода проходит обобщение полученного психотерапевтического опыта в условиях группового общения.

И. М. Кондаков

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ БУРНО

E-mail Печать PDF

Терапия творческим самовыражением Бурно — российский клинико-психотерапевтический метод-школа — в отличие от терапии творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в широком, западном, понимании (как вспомогательная терапия, "главным образом, в рамках общего лечебного плана с учётом психоаналитической концепции", I. Bonstedt-Wilke, U. Rüger, 1997).

Т. т. с. Б. привносит конкретные занятия целебным творчеством, духовную культуру в естественнонаучную традиционную российскую клиническую психотерапию А. И. Яроцкого (1866—1944) и С. И. Консторума (1890—1950). В отличие от арт-терапевтических, экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов Т. т. с. Б. предполагает природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в своих психотерапевтических воздействиях не от Духа, а от Природы. (Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением, 1999; Бурно М. Е. Клиническая психотерапия, 2006; Бурно М. Е., Добролюбова Е. А. (ред.).

Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением, 2003).

Психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа природы, более или менее понятным клиницисту языком начертанная в клинической картине, в личностной почве, чтобы помочь стихийным природным силам совершеннее защищаться от вредоносных внешних и внутренних воздействий.

Например, деперсонализационное страдание понимается как защитно-приспособительная неестественность чувствования, переживания ("чувствую, переживаю не по-своему, например, немею душой"), смягчающая душераздирающую тоску. Это стихийное несовершенство природной защиты поправляется, по возможности, психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою, посветлеть в творческом вдохновении.

Теоретическая основа метода — положение П. Б. Ганнушкина (1933) о "жизненной компенсации психопатов" и "мягких шизофреников и эпилептиков" (выявление или невыявление данной патологии в зависимости "от внешних воздействий, от их суммы, от их содержания") и подобные, созвучные Ганнушкину, размышления Э.

Кречмера (1934) с последующим выводом о том, что "здесь лежат психотерапевтические задачи". Речь идет о кречмеровской психотерапевтической концепции — "созидание личности по ее конституциональным основным законам и активностям" (E. Kretschmer, 1975).

Т. т. с. Б. вышла из психиатрии и показана для разнообразных пациентов с болезненным переживанием неполноценности с чувством своей вины, несостоятельности (патологическая дефензивность (пассивная оборонительность) — в противовес агрессивности). Однако особенно в последние годы, метод стали применять для лечения душевно здоровых соматических, неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т. д.

>Существо метода. Пациент или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта изучают элементы клинической психиатрии, характерологии (в том числе, характеры художников, ученых), элементы психотерапии, естествознания в разнообразном творческом самовыражении, дабы обрести свое, поднимающее из "каши" переживаний целительное осмысленное творческое вдохновение. Обрести себя как уникальную, но все же, сообразно природе своей, аутистическую, психастеническую, синтонную, полифонически-шизотипическую и т. д. личность. Природные характеры, симптомы болезни понимаются здесь не как "бирки", а как важные природные ориентиры (наподобие, например, мужской или женской, юношеской или стариковской природной душевной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую аутистическую, психастеническую и т. д. неповторимость, свою Любовь и свой Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, по совету преподавателя исполняя какое-то любимое музыкальное произведение так, как исполняет его душевно созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, "бессознательной неточности".

>Практика метода. Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания, группа творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, реалистический психотерапевтический театр. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. "Творческий" — означает здесь всюду познание-поиск себя аутистического, психастенического и т. д. в общении с искусством, природой и т. д. с целью обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу.

Долгосрочная Т. т. с. Б. продолжается 2—5 лет, краткосрочные варианты метода — от недели до 4-х месяцев. Идеал терапевтической эффективности — формирование творческого стиля жизни: возможности обретенными способами приводить себя в состояние творческого вдохновения, способность подолгу жить в состоянии вдохновения.

Т. т. с. Б. бесконечно развивается вместе с клинической психиатрией, характерологией, искусством, всеми областями духовной жизни, из которых метод выбирает необходимый ему материал, преломляя его клинико-психотерапевтически. Подобно тому как хирургия преломляет клинически по-своему все новые и новые технические открытия.

М. Е. Бурно

ТЕРАПИЯ

E-mail Печать PDF

Терапия (в клинической психологии) — (1) психологическая составляющая лечения болезни, (2) все способы и формы лечения болезни или расстройства.

Формы используемой терапии: (а) превентивная терапия — любая терапия, разработанная для предотвращения развития какого-то серьезного состояния, включающая психопрофилактику; (б) терапия активная — общий термин, обозначающий любой терапевтический подход (в том числе психологический), в котором терапевт занимает активную, направляющую роль (рационально-эмотивная терапия, дидактическая терапия, др.). Другое название — директивная терапия; (в) пассивная терапия — любая терапия, в которой терапевт сохраняет пассивную позицию и почти совсем не делает видимых попыток направлять соматические и психические изменения, происходящие с клиентом (пример: клиент-центрированная терапия); (г) терапия высвобождением — любая терапевтическая процедура, основывающаяся на признании терапевтической ценности высвобождения глубоких, скрытых эмоциональных конфликтов (такие методы часто используются в игровой психотерапии, психодраме, гештальттерапии, др.). Клиента поощряют открыто и активно выражать, например, подавленную злость, враждебность. При этом может наблюдаться катарсис; (д) терапия среды — общий термин для обозначения любых терапевтических условий, при которых осуществляется некоторый контроль над социальной средой для приспособления ее к потребностям и психическим состояниям клиента.

Н. Д. Творогова

ТЕПЛОВ

E-mail Печать PDF

ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896—1965) — российский психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Д-р педагогических наук (1940), профессор (1933), д. чл. АПН РСФСР (с 1945), засл. деятель науки РСФСР (1957). Гл. ред. журнала "Вопросы психологии" (1958—65). Чл. Президиума АПН РСФСР (1964—1965). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1921). С 1921 по 1933 г. работал в научных учреждениях Красной Армии (Научно-испытательный ин-т маскировки, где заведовал лабораторией зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА, и др.). С 1929 г. — в Институте психологии, где в 1933 г. заведовал лабораторией, с 1933 по 1935 г. и с 1945 по 1952 г. — зам. директора по научной работе. В 1940 защитил докт. дис.: "Психология музыкальных способностей". С 1946 по 1953 г. — заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук. С 1949 по 1951 — зав. кафедрой психологии философского фак-та МГУ. С 1929 г. в Психологическом ин-те Т. становится одним из ведущих исследователей процессов ощущений и восприятий.

Подчеркивал особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных (в частности, пространственных) образов окружающего мира. Но основные интересы Т. были сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность). В своем анализе Т. не ограничился процессами сознания и восприятия музыкальных произведений. Он четко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Поэтому сама деятельность должна быть проанализирована под углом зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с "резервуаром" его способностей который им самим может и не осознаваться, поскольку лишь в самом занятии тем или иным видом трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

В своих исследованиях Т. наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности.

Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможность успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Это свидетельствовало не только о гуманистическом подходе к проблеме, но и о важной методологической установке. Одна способность рассматривалась не изолированно от другой, а как компонент целостной системы, в которой отделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях. Т. принадлежит одно из первых исследований того особого сочетания способностей, которое характеризует успешность труда военачальника ("Ум полководца", 1943). Изучение этой темы Т. вел в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и практическим интеллектом.

Было показано, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. Должны присутствовать такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В 1950—1960-х гг. научная деятельность Т. была связана с психофизиологическим подходом к изучению индивидуальных различий. Отправным для него стало учение И.П. Павлова о свойствах типов НС.

Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу изучения свойств типов НС. Показал, что люди различаются не только содержательной стороной психической жизни, но и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, энергичности действий, по скоростным характеристикам). Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Т., привели к выводу о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы-слабости, подвижности-инертности) (Материалы представлены в пяти сб. "Типологические особенности высшей нервной деятельности", М., 1956—1967).

Индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Т. показал, что изучение природных свойств НС дает возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы нового направления — дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ученика Т. — В.Д.

Небылицына. Автор трудов: "Психология" (учебник для средней школы), М., (1942, 8-е издание 1954); "Избранные труды", т. 1—2, М., 1985.

Н.С. Лейтес, М.Г. Ярошевский

ТЕОСОФИЯ

E-mail Печать PDF

ТЕОСОФИЯ (греч. theos — Бог и sophia — мудрость, знание) — (1) — доктрина богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Т. относятся гностицизм, герметизм, розенкрей-церовское миропонимание и др. В средние века этот термин соотносится с мистическими учениями Беме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, графа Сен-Жермена и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии. Близко к этому понятие "свободной Т." у В

.Соловьёва. Фундаментальное и всестороннее изложение Т. получила в трудах Блаватской. Исследуя исторические формы религии, Т. стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. Онтология Т. строится на учении о "Непознаваемом", неизреченном Абсолюте, Безличном Принципе, благодаря которому все начало быть. Высшую триаду составляют Бесполый Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова.

Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, духовный, психический, астральный и материальный планы. Человек, по Т., есть отражение проявленного Бога (микрокосм подобен Макрокосмосу), и его истинное реальное "Я" вечно и едино с "Я" Вселенной (ср. Пуруша в индуизме, Адам-Кадмон в Каббале и др.). Эволюция человека совершается путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвованной жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной.

Вся философская концепция Т. строится на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др. Гносеологическая доктрина Т. опирается на учения о карме, перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному "Я", и заключенному в высшем Триединстве "Атма-Будхи-Манас". Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, по Т., множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей. В контексте Т. формулируется закон: когда испытуемый вступает на путь, то начинают проявляться некоторые оккультные следствия, и "первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств и скрытых желаний, хороших или дурных, или безразличных" (Блаватская). Особенностью исторического подхода Т. является учение о семи человеческих

Расах. Развитие и становление человечества проходит в течение сотен миллионов лет от первой Расы — эфироподобных существ, через Расу "потомрожденных", к человеческим существам Лемурийского (Третья Раса) и Атлантического (Четвертая Раса) периодов.

Настоящее человечество представляет собой пятую Расу, эволюционирующую к более высокой шестой, у которой будут проявляться божественные способности яснослышания, ясновидения и т.п. Социально-историческая концепция Т. строится на идее "Всемирного Братства Человечества", которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.). Идеи Т. послужили предметом осмысления М.Ганди, Е.И. и Н.К.Рерихов, В.Кандинского и др. (2) — в узком смысле — эзотерическая доктрина, основы и фрагменты которой изложены Блаватской в труде "Тайная Доктрина".

В.В. Лобач

Страница 63 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135