Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ВАЙТИНГ

E-mail Печать PDF

ВАЙТИНГ (Whiting) Беатрис Блис (р. 1914) — американский психолог, специалист в области сравнительной психологии. Одна из создательниц психологической антропологии как самостоятельной дисциплины. Образование получила в Брин-Мор (бакалавр, 1935) и Йельском университете (доктор, 1942). Засл. профессор в отставке (антропология и образование) Гарвардской аспирантуры. Засл. ученый

Центра Генри А. Мюррея по изучению жизни. Президент Общества межкультурных исследований (1968—1970); член Центра современных исследований поведенческих наук (1978—1979); президент Общества психологии и антропологии (с 1983). Удостоена ряда различных наград.

Профессиональную деятельность начала в качестве исследователя и преподавателя Гарвардского ун-та. Занималась кросс-культурными проблемами, проводила исследования в полевых условиях совместно с антропологами и психологами из разных стран мира, пытаясь выяснить, как культура влияет на развитие.

Полагала, что все теории, описывающие развитие людей, должны быть приложимы к любым индивидуумам вне зависимости от особенностей общества, в котором они выросли. Считала, что если результаты, полученные в одной стране, не могут быть повторены в других обществах, то существует высокая вероятность методологических просчетов, из-за которых были упущены какие-то скрытые переменные. Впоследствии ее мнение было подтверждено исследованиями. В. и ее коллеги обнаружили следующие контекстуальные переменные, влияющие на человеческое развитие: 1) организация жилища, модель населенного пункта, структура семьи; 2) трудовые обязанности матери; 3) обязанности, возложенные на детей; 4) обучение; 5) изучаемые образцы последствий поведения. Работы В. включали анализ межличностного общения и поведения детей в возрасте от 2 до 11 лет на примере представителей двенадцати обществ, включающих (помимо США и стран Европы) Австралию, арктическую Канаду, Кению, Марокко, Нигерию, Румынию, Таиланд. Результаты исследований В. представлены в книгах: "Six Cultures: Studies of Child Rearing" (ed.), 1966; "

;Children of Six Cultures: A Psycho Cultural Analysis" (with J.W.M. Whiting), 1975; "Handbook of Comparative Human Development", 1980; "Children of Different Worlds: The Formation of Social Behaviour" (with C.P. Edwards), 1988 и др.

Л.А. Карпенко

ВАЙНЛЕНДСКАЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКАЛА

E-mail Печать PDF

Вайнлендская социальной зрелости шкала (Vineland Social Maturity Scale) — методика определения степени овладения социальными навыками детьми в возрасте от 3 до 9 лет. Разработана Е. А. Доллом в 1935 г. Автор исходил из понимания социальных навыков как свойств, присущим всем людям, "как общих предпосылок уровня наблюдаемой активности индивида, имеющих социальное значение".

Эта активность проявляется в первую очередь в способности следить за своими потребностями и ощущать ответственность за свои действия. Комплекс этих атрибутов Е. Долл обозначил как "социальная зрелость". Сущность тестирования состоит в описании активности ребенка и соотнесении конкретных форм его поведения с нормативами.

Экспериментатор получает в ходе беседы сведения о ребенке и затем оценивает их по стандартной схеме. Применение шкалы не требует участия испытуемого, данные чаще всего собираются от других лиц, обладающих информацией о его развитии (родители, воспитатели и т. д.). Ориентиром для беседы и оценки действий является бланк для ответов, который содержит 36 нормативных требований, касающихся поведения ребенка. Задания сформулированы таким образом, чтобы выявить способен ли ребенок самостоятельно удовлетворить свои потребности. В первую очередь нормативы касаются "социальных способностей", например, самостоятельность, способность к общению, социальная включенность и т. д.

Формулировка нормативов примерно такова: — для возраста 3—4 года: сам застегивает одежду, сам одевается, кроме завязывания шнурков; — для возраста 4—5 лет: играет в простые настольные игры, имеет представление о деньгах и их значении.

Нормативы объединяются в следующие категории: 1.

Способность к самообслуживанию; 2. Самостоятельность во время еды; 3. Самостоятельность при одевании; 4. Способность к саморегуляции поведения; 5. Уровень активности; 6. Уровень общения; 7. Физическая активность; 8. Степень социализации.

Использование беседы и получение информации от лиц, знающих ребенка, оказывается вполне адекватным и для определения степени овладения социальными навыками, но предъявляет повышенные требования к экспериментатору, который должен уметь выделить сведения, относящиеся к нормативным показателям. Выполнение каждого нормативного требования оценивается в 1 балл. Первичная оценка с учетом хронологического возраста переводится в условный показатель, позволяющий отнести испытуемого к определенной "зоне развития". В каждой возрастной категории выделяется пять таких зон.

В. с. з. ш. пригодна для обследования лиц от рождения до 25 и даже до 30 лет.

Однако из-за отличий в культурных условиях в различных возрастных выборках автор определил зону применимости шкалы от 3 до 9 лет (хотя стандартизация ее проводилась на испытуемых в возрасте от нескольких месяцев до 11 лет). Для обследования детей в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать шкалу развития Гезелла. В процессе рестандартизации В. с. з. ш. (Й. Кожены, 1974) была установлена внутренняя огласованность заданий (коэффициенты для отдельных возрастных категорий находились в диапазоне от 0,59 до 0,86). Возможности использования В. с. з. ш. достаточно широки, она может быть с успехом применена в детской клинической психодиагностике, при контроле развития детей младшего возраста.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

ВАЙВЭЙШН

E-mail Печать PDF

Вайвэйшн (лат. vivation, vivo — жить, vividus — полный жизни) — усовершенствованный вариант методики ребефинг, разработанный J. Leonard, Ph. Laut (1988). В отличие от классического ребефинга, в В. большее внимание уделяется внутренней работе с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Для усиления психотерапевтического эффекта в методике В. предлагается осуществлять в измененных состояниях сознания направленную деятельность в соответствии с пятью базисными элементами: связное дыхание; полное расслабление; детальное осознание; гибкость контекста; активное доверие.

Первый элемент (связное дыхание) представляет собой более детальную, по сравнению с ребефингом, разработку оптимальной динамики дыхательного процесса, требуемой для достижения максимальной терапевтической эффективности. В В. выделено четыре типа дыхания, различающихся соотношением глубины и частоты дыхания и предназначенных для применения на той или иной стадии терапии. В соответствии со вторым элементом (полное расслабление) для лучшей активизации проблемного неосознаваемого материала требуется максимальное расслабление физического тела.

Третий элемент (тотальное внимание и детальное осознание) подчеркивает необходимость всестороннего наблюдения за любыми изменениями внутреннего состояния: динамикой физических ощущений, эмоциональных переживаний, зрительных, звуковых образов и т. п. Четвертый элемент (гибкость контекста или интеграция в экстаз) заключается в поиске и выборе такого контекста восприятия негативных переживаний, который позволяет безусловно принять любое возникающее ощущение с любовью и радостью и испытать удовлетворение от того, что оно больше не подавлено. Одной из главных особенностей методики В. является культивирование экстатических состояний, в частности, через формирование экстатического восприятия мира, порождающего переживание реальности как "океана блаженства". Пятый элемент (активное доверие или "делайте то, что Вы делаете, потому что работает абсолютно все") акцентирует внимание на доверии себе, инструктору, процессу терапии при одновременном осуществлении активного поиска своего собственного, индивидуального режима внутренней работы, приносящего максимальную эффективность. Критическое осмысление методики В. осуществляется с таких же позиций, как и критика холотропной терапии и ребефинга.

А. В. Россохин

ВАГНЕР

E-mail Печать PDF

ВАГНЕР Владимир Александрович (1849—1934) — российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (1882) фак-ты Московского ун-та. Д-р зоологии (1899).

Приват-доцент Московского (1895—1905) и Петербургского (1906—1917) ун-тов. Одновременно — директор Петербургского коммерческого училища (1904—1917), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907—1917), профессор Педагогической академии (1907—1915). В 1917—1931 возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском ун-те. В. разработал объективный ("биологический") метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Систематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов.

Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. критиковал как "монизм сверху" (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и "монизм снизу" (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения для каждого вида свои. Созданный В. "биологический метод" исследования поведения животных предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. Это давало возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установить генетическую связь отдельных ступеней эволюции. В. был сторонником широкого распространения естественнонаучного образования. В средней школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения.

Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Московских педагогических курсах, сотрудничал в журналах "Природа" и "Естествознание в школе". Был одним из организаторов Общества распространения естественнонаучного исторического образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Институте мозга. Основные труды В.: "Методы естествознания в науке и школе", 1893; "Биологические основания сравнительной психологии", т. 1—2, СПб., 1910—1913; "Биопсихология и смежные науки", Пг., 1923; "Природа и школьник, М. — Л., 1926; "Возникновение и развитие психических способностей", вып. 1—9, Л., 1924—1929.

А.В. Петровский

ВАГИНИЗМ

E-mail Печать PDF

Вагинизм (лат. vagina — влагалище) — болезненный спазм половых путей у женщин при попытке полового акта. Легкая степень В. — спазм при попытке введения полового члена, средняя — спазм при прикосновении к половым органам, выраженная — спазм при одной мысли о половом акте. Резкий спазм может привести к ситуации "плененного" полового члена, требующей специальных приемов "освобождения". В. — яркая невротическая реакция истерического типа и отличается от т. н. псевдовагинизма — рефлекторного болевого спазма при заболеваниях, пороках строения и травмах половых путей у женщин. В. чаще возникает у артистичных, демонстративных особ при наличии мягкого и заботливого партнера, может длиться годами, приводя к виргогамии (девственному браку) и ложному бесплодию. В происхождении В. придается значение отсутствию сексуальных установок на партнера, склонности к манипулированию в отношениях с ним, скрытым парафилическим тенденциям (патологическим нарушениям направленного полового влечения). При В. женщина часто испытывает оргазм при петтинге или орогенитальных контактах (куннилингусе). Наступательная секстерапия может купировать В. в течение считанных дней. Связанные с половой жизнью неприятные ощущения в половых органах (боль, зуд, тяжесть, жжение, включая расстройства мочеиспускания) при нормальном урогинекологическом статусе называют гениталгией, а для обозначения болезненного полового акта без спазма половых путей используют термин диспареуния.

С. Т. Агарков

Страница 399 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135