Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ВЕРОЯТНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ПРИНЦИП

E-mail Печать PDF

Вероятного функционирования мозга принцип — закономерность работы целостного мозга, характеризующаяся вариабельностью его структурно-функциональных взаимоотношений при взаимодействии с постоянно меняющимися условиями внешней и внутренней среды организма. Он предусматривает как возможность достижения одинакового эффекта (в регуляции функций, поведения) с участием различных нейронных сетей, так и возможность достижения различных эффектов при одной и той же нейронной структуре. Вероятностное взаимодействие нейронных структур мозга является одним из возможных механизмов динамичной (пластичной) деятельности функциональных систем и адаптации организма.

ВЕРНОСТЬ

E-mail Печать PDF

Верность — социально ратифицированное доверие. В. конкретному человеку или принципу выражается в преданности. В. с точки зрения социальной психологии предполагает участие в общественных движениях и других формах совместной деятельности, направленных на достижение общей цели. Ценность В. возрастает по мере того, с какой степенью риска сопряжено достижение цели. Социальные психологи французской школы ввели термин "ангажированность" (от франц. engage), обозначающий "верность за вознаграждение" и составляющий типическую черту психологии интеллигента. Он приобщается к интересам и целям различных социальных групп, сохраняет им В., но рассчитывает на "вознаграждение" в форме общественного признания его заслуг; одновременно подобная В. приводит к утрате свободы самовыражения, столь необходимой творческой личности. Применительно к психологии семьи В. рассматривается как важнейшее и не всегда достижимое условие сохранения стабильности моногамного брака. В военной и политической психологии В. изучается как существенный компонент профессиональных требований к личности. Удостоверяющим В. символическим актом служит принятие присяги; весьма характерны клятвенные особенности различных формулировок присяги, имеющие исторически глубокие психологические корни, в особенности — обещание принять кару за возможное ее нарушение. В политической психологии важную психологическую проблему составляет измена — нарушение верности родной стране и государству как политической организации общества.

А.А. Брудный

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР

E-mail Печать PDF

Вернике центр — центр понимания речи. В 1874 г. немецкий психиатр К. Вернике дал первое подробное описание нарушений, возникающих при поражении задней трети первой височной извилины левого полушария и выражающихся в том, что нарушается понимание речи. Через посредство этой зоны происходит в коре анализ и синтез фонем.

Этот процесс осуществляется на основе совместной деятельности ряда корковых зон, участвующих в речевой деятельности, прежде всего взаимодействия зоны Вернике с проекционной зоной слухового анализатора. Утрата способности понимания человеческой речи, возникающая при поражении области Вернике, называется сенсорной афазией.

ВЕРНЕР

E-mail Печать PDF

ВЕРНЕР (Werner) Хайнц (1890—1964) — немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов в области психологии развития; близок по своим взглядам к Г. Кафке. Образование получил в Венском ун-те (докторская степень, 1914), профессор (Гамбург, 1926). С 1933 г. читал гостевые лекции в различных американских университетах (в

Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936). С 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 г. — в университете Кларка в Вустере. В. принадлежал к основоположникам сравнительной психологии. Считал, что генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т. е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось В. как осуществление "ортогенетического закона", в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции.

В силу этого, если речь идет о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных (внутренних), психологических структур. Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий.

По его мнению, в мышлении как "примитивного" человека, представителя традиционного общества, где нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка имеются сходные структурные элементы, для которых характерным является недифференцированность, синкретичность мышления, осуществляющегося по типу "комплексов": отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ; мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий; нет различения субъекта и объекта; используются лишь конкретные способы классификации. При этом современный человек, в сравнении с "примитивным", позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливаясь на ранних этапах. В. проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет. Автор трудов: "Ursprünge der Metapher", Lpz., 1919; "Grundfragen der Intensitätspsychologie", 1922; "Einführung in die Entwicklungspsychologie", Lpz., 1926; "Grundfragen der Sprachphysiognomik", Lpz., 1932; "Impairment in thought processes of brain-injured children" (совм. с Strauss A.A.) // Am. J. of Mental Deficiency. 1943, 47; "Perceptual Development", 1957; "Symbol Formation" (совм. с B. Kaplan), 1963.

И.М. Кондаков

ВЕРИФИКАЦИЯ

E-mail Печать PDF

ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatia - подтверждение; лат. verus - истинный, facio - делаю) - логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (см.) (равно как и частного, конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная В.) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная В.). Концепция верификационизма была разработана участниками Венского кружка, нередко ссылавшихся в этой связи на идею Л.Витгенштейна о том, что "понимать предложение - значит знать, что имеет место, когда оно истинно". (Хотя сам Витгенштейн как-то отметил: "Одно время я часто повторял, что для прояснения употребления какого-нибудь предложения не плохо было бы задаться вопросом - как можно верифицировать это утверждение? Но это лишь один способ прояснить употребление слова или предложения... Некоторые люди превратили данный мной совет обратиться к верификации - в догму, представив дело так, будто я выдвигаю теорию значения".)

Первая эксплицитная формулировка принципа верифицируемости была осуществлена Ф

.Вайсманом в работе "Логический анализ понятий вероятности" (1930). В рамках логического позитивизма принцип верифицируемости мыслился (содержательно исчерпываясь почти полностью в рамках формализованного представления методов Э.Маха и К.Пирсона) критериально исчерпывающим способом апробации научных утверждений, понятых в качестве "протокольных предложений" как фиксаций данных непосредственного опыта.

Согласно М.Шлику, "первоначально под "протокольными предложениями" понимались - как это видно из самого наименования - те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, - факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в "протокольных предложениях", без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания".

Возможный логический алгоритм осуществления верификационной процедуры Ш. характеризовал так: для того, чтобы верифицировать суждение А, необходимо вывести из него посредством истинных суждений А1, А2, А3... Ак - последовательную цепочку суждений А1, А2, А3...

Ак. Последний член этой последовательности должен являться суждением типа "...в таком-то месте, в такое-то время, при таких-то обстоятельствах переживается или наблюдается то-то". Поскольку предложения, только и могущие, согласно концепции Венского кружка, фигурировать в научном знании делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, - аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук - фактические истины. Прочие же предложения - или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам; или все еще научно неосмысленны ("метафизические" или философские предложения, оперирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение - способу его В.

>Позже, в книге "Философия и логический синтаксис" (1935) Р.Карнап разграничил косвенную и прямую В. Первая предполагала непосредственную В. исходного высказывания: на основе уже известного и апробированного посредством В. закона осуществляется предсказание, конституируются необходимые условия и предсказание верифицируется. Вследствие очевидности того, что не допускали чувственной В. многие подлинно научные предложения - а) "общие" предложения, не могущие быть подтвержденными конечным количеством опытных процедур; б) предложения, касающиеся будущего и прошлого, не подвластных сиюминутному наблюдению - принцип В. был смягчен в идею "возможной проверяемости" (в принцип "верифицируемости").

Наука 20 в., опровергнувшая процедуру В., как и сопряженную с ней идею независимости "чистого опыта" от самого экспериментатора, отдала некоторое предпочтение идее фальсификации и ориентировалась на элиминацию В. из дисциплинарного арсенала философии. Так, в докладе на XIV Международном философском конгрессе (1968) А.Айер предложил интерпретировать принцип В. как требование, чтобы гипотеза науки хотя бы "нетривиально фигурировала в теории, которая, взятая как целое, была открыта для подтверждения".

А.А. Грицанов

Страница 394 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135