Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ВЕРА

E-mail Печать PDF

Вера (в психологии) [лат. veritas — истина, verus — истинный] — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психологического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). В. и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Принято связывать понятие В. преимущественно с понятием В. религиозной, а все остальные варианты его использования называть В. светской. В философской литературе последнего времени выделяется еще понятие В. духовной, частично пересекающееся с В. религиозной. Содержательно понятие В. двойственно (дуалистично), поскольку, с одной стороны, отражает трактовку разума (трезвого, сомневающегося рассудка), а с другой — трактовку некоторых религиозных систем (например, христианства), в которых В. выступает центральной мировоззренческой аксиомой. С религиозных позиций В. есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая В. не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом (А. Хомяков).

Объекты В. (разнообразные представления, факты, явления природной, социальной и духовно-интеллектуальной действительности и т. п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектом знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то В. переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений). В качестве субъекта В. могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество, все человечество. При этом В., как особое состояние субъекта, отражает не только то конкретное, на что она направлена (предмет В.), но, главным образом, эмоциональное и ценностное отношение к нему, отражающее потребности и интересы этого субъекта.

Л.А. Карпенко

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

E-mail Печать PDF

ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха").В В.К. входили:

Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Главной целью этой философии, являвшей собой платформу В.К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики.

Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания.

Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Характер современной им метафизики члены В.К. оценивали следующим образом: 1) теоретические системы метафизического порядка не содержат ни ложных, ни истинных предложений — к системам такого рода, следовательно, не приложимы стандартные критерии проверяемости; 2) существенно значимой компонентой метафизики являются выступающие результатом процессов воспитания и соответствующих жизненных обстоятельств смысложизненные поведенческие установки, не подлежащие рациональному обоснованию. В свою очередь, все научные предложения, только и могущие фигурировать в научном знании, согласно концепции В.К., делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, — аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук — фактические истины. Прочие же предложения — или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны ("метафизические" или философские предложения, оперирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение — способу его верификации.

>С точки зрения представителей В.К. обретение единства знания осуществимо на фундаменте логики и (как определенная совокупность принципов) включает в себя: а) установку на достижение единства знания; б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему; в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов; г) трактовку тезиса о единстве знания в статусе как теоретического, так и практического постулата. В свою очередь, принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей В.К.) проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. "Научное миропонимание.

Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 1930-е В.К. издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis" ("Познание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х В.К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

А.В. Филиппович, А.А. Грицанов

ВЕНГЕР

E-mail Печать PDF

ВЕНГЕР Леонид Абрамович (1925—1992) — российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В.

Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г. Ленинабад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. — зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968).

Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина (с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: "Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)", позднее обобщил результаты своих исследований в докт. дис.: "Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте". В 1967 г. выходит книга "Восприятие и действие" (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской), а в 1969 — монография "Восприятие и обучение".

В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал гипотезу А.В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы "предэталонов" (двигательных, а позднее — предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В. разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста ("Диагностика умственного развития дошкольников", 1978).

>В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В. в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, т. е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста "моделирующих" видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т. п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция В. представлена в монографиях "Генезис сенсорных способностей" (1976) и "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" (1986). Им выпущена также серия книг для родителей "Домашняя школа мышления" (1982—1985), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ., исп. и япон. языки.

В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания ("Развитие", 1994; "Одаренный ребенок", 1995), использующиеся в детских садах многих городов России.

А.Л. Венгер

ВЕЛЛЕК

E-mail Печать PDF

ВЕЛЛЕК (Wellek) Альберт (1904—1972) — немецкий психолог, представитель "слой-нотеоретического" направления немецкой характерологии. Развил психологию целостности и структуры Ф. Крюгера и построил на ее основе "конкретную характерологию", которая рассматривает характер как многомерно расчлененную систему слоев и полярностей. В. получил литературное и музыкальное образование в

Вене и Праге, в психологию пришел с проблемой цвета-тона в рамках исследования синестезии. Психологическое образование получил в кружке К. Бюлера, в котором считал себя учеником Э. Брунсвика, и в Лейпцигской школе "генетической психологии целостности и структуры" Ф. Крюгера (с 1932 г.). С 1943 г. В. — профессор кафедры психологии и педагогики в Бреслау; с 1946 г. — ординарный профессор ун-та в Майнце; с 1939 г. — секретарь-делопроизводитель Немецкого Психологического Общества (DGP). Основополагающими принципами характерологической системы В. являются принципы слоения (общий слойнотеоретический подход к строению личности), целостности (школа Ф.

Крюгера) и полярности, исходя из которых конструируется общая модель личности, а главными понятиями — понятия (психической) структуры и характера. Под характером В. понимал ядерную (врожденную) сферу личности, "из которой человек ответственно осуществляет свою деятельность, формирует ценности и оценивает окружающий мир". Относительной устойчивости ядерной сферы личности противостоит постепенное развитие характера и влияние интеллекта и способностей, благодаря чему становится возможным воспитательное воздействие. Характер человека В. описывает с помощью модели двумерного слоения — вертикального и горизонтального ("Die Polaritaet im Aufbau des Charakters", 1950). Однако описание характера в его уникальности и целостности становится у В. настолько громоздким, что едва ли выполнимо.

Помимо характерологической концепции, заметный след в соответствующих областях психологии и искусствоведения оставили экспериментальные и теоретические исследования В.: в области психологии музыки, психологии языка и синестезии (приведенные в целостную систему психологии музыки и музыкальной эстетики); отдельные работы по исследованию Раншбург-феномена; психологической диагностике (в частности, физиогномике); феноменологии гештальта, классификации чувств, феноменологии памяти и воспоминания, гипнозу и теории остроумия.

А.К. Никишов

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ ДЕТСКИЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Векслера тест детский [англ. test — испытание, проба] — тестовая батарея, используемая для измерения интеллекта у детей в возрасте от 5 до 15 лет, созданная Д. Векслером и впервые адаптированная к условиям нашей страны А.Ю. Панасюком. В настоящее время В. т. д. является самым распространенным из так наз. IQ-тестов.

В основу построения методики Векслер положил гипотезу, согласно которой интеллектуальная изменчивость является функцией возраста. Эта зависимость представлена в итоговых оценочных шкалах, каждая из которых предназначена для оценок интеллекта обследуемого ребенка в строгом соответствии с его возрастом.

В. т. д. состоит из 12 субтестов, каждый из которых представляет собой отдельную методику для изучения наиболее существенных характеристик и особенностей структуры вербального (речевого) и невербального (действенно-практического) интеллекта. Входящие в субтесты задания составлены так, чтобы школьные знания не играли в их выполнении решающей роли. В. т. д. предназначен для индивидуального проведения и не может быть использован многократно применительно к одному ребенку из-за искажающих влияний эффекта научения.

И.В. Тихомирова

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

Страница 395 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135