Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

КОЭВОЛЮЦИЯ

E-mail Печать PDF

КОЭВОЛЮЦИЯ (со — приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio — развертывание) — термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком — когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит — хозяин", "хищник — жертва".

Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества, с которой первым выступил Н.В.Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." — И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" — Руссо).

Согласно принципу К., человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, — утверждал Н

.Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек — биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу.

Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я.Тинбергену "научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на

Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

B.C. Вязовкин

КОЧЕНОВ

E-mail Печать PDF

КОЧЕНОВ Михаил Михайлович (1935—1999) — российский психолог, специалист в области клинической и юридической психологии. Д-р психологических наук (1991), старший советник юстиции (1995), чл. комиссии по помилованию при президенте РФ (1992—1999). Окончив Московский городской педагогический институт (1959), несколько лет работал учителем русского языка и литературы в школе.

Учился в аспирантуре фак-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1966—1968). Ученик Б.В. Зейгарник. Защитил канд. дис.: "Нарушение смыслообразования при шизофрении" (1970), результаты которой были представлены в монографии "Мотивация при шизофрении" (М., 1978, в соавт.). С 1968 г. — сотрудник

Всесоюзного ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной Прокуратуре СССР, переименованного в дальнейшем в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ. В 1992—97 гг. — зав. отделом правовой психологии этого института. Область научных интересов, начиная с 1968 г. — теоретические, методологические и прикладные проблемы юридической психологии. Результаты были обобщены в докт. дис.: "Теоретические основы судебно-психологической экспертизы". К. в числе первых отечественных психологов исследовал возможности использования психологии как науки для решения вопросов уголовного судопроизводства, получения посредством использования специальных психологических познаний надежных доказательств. Исследования К. содержат обоснование общего предмета судебно-психологической экспертизы (СПЭ) — как особого раздела в системе юридической психологии, а также обогащают юридическую психологию новым знанием — об объектах, методике СПЭ, содержании ее подвидов, возможностях развития комплексных экспертиз с участием психологов.

В работах К. содержатся новые данные о психологии личности преступников различных категорий, психологических механизмах преступного поведения, особенностях групповой преступной деятельности, о психологических основаниях уголовной ответственности, о соотношении критериев вменяемости, о психологии жертв преступлений, о психологических особенностях подростков-правонарушителей и многое др. К. разработаны методики и методические комплексы соответствующих подвидов СПЭ. Его заключения как эксперта-психолога использовались как доказательства в обвинительных заключениях и приговорах судов, а также как основания для отмены вынесенных приговоров. К. в течение многих лет читал лекции по юридической психологии и

СПЭ на психологическом и юридическом фак-тах МГУ. Автор работ: "Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних", М., 1971; "Судебно-психологическая экспертиза", М., 1977; "Введение в судебно-психологическую экспертизу", М., 1980; "Судебно-психологическая экспертиза в органах военной юстиции", М., 1982, в соавт.; "Психология допроса малолетних свидетелей", М., 1984, в соавт.; "Изучение следователем психологии обвиняемого", М., 1987, в соавт.; "Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних", М., 1989; "Новые направления СПЭ", М., 2000, в соавт.

В.В. Николаева

КОХУТ

E-mail Печать PDF

КОХУТ (Kohut) Хайнц (1913—1981) — американский психоаналитик. Д-р медицины (1938), профессор (1957). После окончания Деблингерской гимназии Вены (1932) продолжил образование в Венском ун-те у А.

Айхорна (1938). В связи с угрозой нацизма в 1939 г. эмигрировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940 г. — в США (получил гражданство в 1945 г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго. С 1941 по 1943 г. К. — невролог в госпитале Чикагского университета, затем — преподаватель неврологии и психиатрии в этом университете (1943—1947), ассистент профессора психиатрии (1947—1950), профессор психиатрии (1957), член правления Чикагского ин-та психоанализа.

В 1973 г. К. защитил докт. дис. в ун-те Цинциннати, в котором читал гостевые лекции. Вице-президент Интернациональной психоаналитической ассоциации, президент Чикагской психоаналитической ассоциации (1963—1964), президент Американского психоаналитического общества (1964—1965). К. был очарован личностью З. Фрейда, стремился быть не только его последователем, но и стать официальным преемником. В 1946 г. обрушил яростную критику на Ф.

Александера, отошедшего от классического психоанализа и развивавшего свою теорию о соответствии органических заболеваний типам эмоциональных конфликтов. Большое влияние на К. имели А. Фрейд, Г. Гартман, П. Крамер, К. Эйсслер, но они без энтузиазма встретили его интерпретации работ Фрейда. С 1959 г. К. начал развивать свою психологическую теорию "

;Я", что было инициировано работой с пациентами, имевшими "нарциссические расстройства" (неадекватная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря смысла бытия) и не поддававшимися традиционному психоанализу. К. обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности к другим. Это заставило К. пересмотреть психоаналитические постулаты, касающиеся категории "Я". В его подходе "Я" стало рассматриваться как рефлексивная структура, выполняющая роль самоотображения и самоотношения.

При этом по своей структуре "Я" было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся "претензии Я" (потребность в господстве, в достижениях), на другом — "идеализированный образ родителей" (идеализированные ценности). В своей работе "Анализ самости" ("The Analysis of the Self, a Systematic Approach to the Psychoanalitic Treatment of Narcissistic Personality Disordes", 1971) на основе тщательных наблюдений предложил план новой психологии и психоанализа самости. Создал Чикагскую школу психотерапии, в которой основой психического расстройства рассматривался не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение).

И.М. Кондаков

КОУЛЗ

E-mail Печать PDF

КОУЛЗ (Coles) Майкл Дж.Г. (р. 1944) — американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии и психофизиологии. Профессор психологии Иллинойского ун-та (с 1984 г.). Редактор журнала "Psychophysiology" (1987—1993), президент Общества психофизиологических исследований (1988). Образование получил в университете Эксета (Англия, 1964—1970), где изучал психологию и философию. В 1970 г. отправился в

США, чтобы работать в Иллинойском ун-те (США), профессором которого стал в 1984 г. В лаборатории Э. Дончина К. сначала занимался сердечно-сосудистой психофизиологией, затем основным направлением его исследований стала проблема стимул-зависимых потенциалов (ERP) на энцефалограммах. Здесь он сделал три важных открытия. Во-первых, в 1985 г. показал, каким образом замедление видимого ответа может быть учтено с максимально возможной точностью (до миллисекунды) благодаря суммированию задержек двух психофизиологических измерений (задержка

Р3, отражающая стимул-зависимую часть, и удлинение интервала между началом электромиограммы EMG и действительным ответом, отражающее задержку вследствие конкуренции реакций). Во-вторых, в 1988 г. его группа показала, что тенденции ответа можно измерить посредством "латерализованного потенциала готовности" (LRP). LRP — разность контрлатерального и ипсилатерального потенциалов между двумя участками двигательной коры, измеренных на поверхности черепа. К. с сотрудниками описали кратковременную латерализацию "неправильной" двигательной коры несовместимыми фланкирующими стимулами. И наконец, в 1993 г. К. описал зависимую от ошибок отрицательность (error-related activity), т. е. компонент

ERP, вызванный стимулом, на который отреагировали неправильно. Это был объективный признак того, что испытуемые знают, что их ответ неправилен. Эти работы К. стали поворотными не только для психофизиологии, но и для экспериментальной психологии. В дальнейшем К. стал применять метод LRP для нужд экспериментальной психологии. Большинство идей и результаты экспериментальных работ К. опубликованы в журналах, а также обобщающих книгах: "Handbook of Cognitive Psychophysiology: Central and Autonomic Nervous System Approaches", Willy, 1991, (eds. with J.R. Jennings); "Electrophysiology of Mind: Event-Related Brain Potentials and Cognition", Oxford U.

Press, 1995, (eds with M.D. Rugg).

С.В. Ильина, Л.А. Карпенко

КОТОВА

E-mail Печать PDF

КОТОВА Изабелла Борисовна (р. 1939) — российский психолог, специалист в области психологии образования, психологии личности, истории психологии. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996). Зам. Председателя Южного отделения РАО (1993). Окончила Ростовский (на Дону) ГПИ, фак-т дошкольной педагогики и психологии (1961).

Профессиональную деятельность начала как преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Кемеровского педагогического ин-та (1961—1965). В 1965—1969 — преподаватель кафедры психологии РГПИ. В 1972 г. закончила аспирантуру в Московском ГПИ им. В.И. Ленина, защитив в 1973 г. канд. дис.: "Психологические и психофизиологические исследования С.В. Кравкова". Работала в РГПИ, в 1989—1991 гг. заведовала кафедрой психологии. В 1994 г. в Москве защитила докт. дис.: "Идеи личности в российской психологии" и вновь возглавила кафедру психологии РГПИ. В работах К. сделана попытка теоретической реконструкции исторической динамики идей личности в российской психологии.

Показаны возможности использования современных теорий личности в инновационных образовательных технологиях, выявлены и охарактеризованы философско-социологические и естественнонаучные предпосылки становления и развития психологии личности. Показано развитие идей психологии личности во взаимосвязи с историей и культурой России. Автор трудов: "Психология личности в России. Столетие развития", 1994; "Личностно развивающее взаимодействие", учеб. пособие, 1993; "Идея гуманизации и образования в контексте отечественных теорий личности", 1995 и др.

А.Н. Коновалов

Страница 269 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135