Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

КУКОЛ ТЕСТ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Кукол тест — проективная методика исследования личности, разрабатывалась А. Вольтманом (1951), М. Гауорт (1957) и другими психологами. Ранее процедуры, близкие К. т., использовались психоаналитически ориентированными исследователями как терапевтическая техника для детей в возрасте до 10 лет (М. Рамберт, 1938).

>Стимульный материал методики представлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят разыграть с куклами различные сцены, например, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери, других близких. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Такая организация исследования под руководством экспериментатора-режиссера сближает К. т. с психодрамой. Процедура обследования не стандартизирована.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

КУЗЬМИНА

E-mail Печать PDF

КУЗЬМИНА Нина Васильевна (р. 1923) — российский педагог, психолог. Специалист в области теории и истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения профессионального мастерства педагога. Автор теории функционирования педагогических систем. Д-р психологических наук, профессор. Чл.-кор.

АПН СССР (1979). Зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ (с 1969). Гл. н. с. отдела психологии Всесоюзного НИИ профессионально-технического образования. В разработанной К. общей теории функционирования педагогических систем представлена методология системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, обоснованы принципы изучения деятельности учителя и учащихся, пути внедрения психолого-педагогических данных в практику организации и управления педагогическим процессом. Реализуя целостный подход к анализу педагогической деятельности, К. дает всестороннюю психолого-педагогическую характеристику труда учителя и методов его изучения, исследует формирование его педагогических способностей и профессионального мастерства в процессе вузовской подготовки и непосредственной педагогической практики, предлагает систему методов оценки уровня подготовленности учителя к деятельности ("Формирование педагогических способностей", 1966; "Методы исследования педагогической деятельности", 1970; "Методы системного педагогического исследования", 1980).

Рассматриваются психолого-педагогические проблемы высшей школы ("Основы вузовской педагогики", 1972; "Проблемы профессионального отбора и подготовки студентов", 1970). К. и ее учениками много сделано для внедрения достижений педагогической и психологической наук в практику обучения и воспитания, создания и совершенствования деятельности практических психолого-педагогических центров и учреждений в

Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). К. является также автором акмеологической концепции непрерывного образования.

В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник

КУЗЬМИН

E-mail Печать PDF

КУЗЬМИН Сергей Вильянович (р. 1955) - белорусский издатель, социолог и социальный философ. Кандидат философских наук (1985). Один из инициаторов и издателей философского энциклопедического проекта в рамках разработанной им серии "Мир энциклопедий", в которой уже вышли: "Новейший философский словарь", энциклопедии "Постмодернизм", "История философии", "Эзотеризм", "Социология", подготовлены к печати "Религия", "Социальная философия" и др.

Окончил философское отделение исторического факультета Белорусского государственного университета (1978) и аспирантуру Института философии и права АН БССР (1984), где затем работал на протяжении двух лет. С 1986 по 1991 - зав. редакцией философии и права "Белорусской Советской Энциклопедии" им. П.

Бровки. В 1991-1992 работал главным редактором Госкомпечати Беларуси и начальником Главного управления книгоиздания и средств массовой информации Министерства информации Беларуси. В конце 1992 вернулся в издательское дело и стал главным редактором издательско-полиграфической компании "Эридан". С 1994 директор-издатель частного издательства "Книжный Дом". Организатор и первый президент "Белорусской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей".

>Сфера научных исследований - проблемы социализации личности и культуры свободного времени, социология книги и книговедение. К. является одним из авторов "Словаря прикладной социологии" (1982), "Энциклопедии молодой семьи" (1987), энциклопедических справочников "Скорина и его время" (1988) и "Статут Великого княжества Литовского - 1588" (1989), монографии "Молодежь и научно-технический прогресс" (1989), справочника "Кто издает книги в Республике Беларусь" (1992) и еще 20 изданий, а также автором более 100 научных и научно-популярных статей.

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ

E-mail Печать PDF

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ — см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ.

КУДРЯВЦЕВ

E-mail Печать PDF

КУДРЯВЦЕВ Товий Васильевич (1928—1987) — российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Д-р психологических наук (1972), профессор (1983).

Образование получил в Калининском пединституте (1946—1947), Казахском государственном ун-те (Алма-Ата, 1947—1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948—1952). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне — Тверь) и Ташкента (1952—1953). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис. на тему: "

;Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников". Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на "стыке" психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления — психологии технического мышления (1960-е — начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор "Комплексное учебное пособие по машинной технике". В 1972 г. К. защищает докт. дис.: "Психология технического мышления" и в 1973 г. переходит в

НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству преподает в ряде московских вузов.

Исследования этого периода были обобщены в монографии "Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач", М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был К.

Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности.

В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире — психическое) развитие. Наряду с этим К., его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемная ситуация" и способы ее разрешения, "учебно-проблемная задача", "проблема", "проблемный вопрос". Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в практическом реформировании высшего образования, в том числе — в направлении его "психологизации" (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. К. также автор книг: "Развитие технического мышления учащихся", 1964, в соавт.; "Психология профессионального обучения и воспитания", 1985.

В.Т. Кудрявцев

Страница 263 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135