Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

E-mail Печать PDF

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. М. а. является частным случаем М. в. На современно этапе изучения работы мозга как парного органа в большей степени изучены закономерности М. а. Анатомические, физиологические данные и материалы наблюдения за больными, имеющими сходные латеральные поражения, свидетельствуют о неравнозначности левого и правого полушарий мозга.

Анатомическая асимметрия имеется как в корковых, так и подкорковых отделах мозга. Физиологическая асимметрия проявляется в различиях биоэлектрической активности симметрических отделов левого и правого полушарий как в состоянии покоя, так и особенно — во время психологической деятельности. Клинические данные указывают на различное отношение левого и правого полушарий мозга к речевым и неречевым функциям. Современная нейропсихология рассматривает проблему М. а. как проблему функциональной специфичности полушарий, их различного вклада в каждую техническую функцию (элементарную и высшую). М. а. имеет не глобальный, а парциальный характер.

Выделяют моторные, сенсорные и "психические" асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество более частных видов. В моторной асимметрии выделены ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др. М. а. К сенсорным М. а. относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К "психическим" — асимметрия мозговой организации речевых и др. психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

На основе оценки М. а. в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз) разработана классификация типов М. а. или профилей латеральной организации мозга (ПЛО) (по Е. Д. Хомской и др.). Существуют 5 основных типов ПЛО: "чистые" правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и "чистые" левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы ("чистые" типы), либо ведущие системы различны (смешанные типы). Типы ПЛО (т. е. разные типы М. в.) отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Различные типы ПЛО характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и эмоционально-личностных процессов.

М. в. осуществляется с помощью комиссур (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, уздечки и др.) приводит к появлению "синдрома расщепленного мозга". Нарушение М. в. проявляется в нарушении реципрокных двигательных актов, аномии (нарушении способности давать словесный отчет об информации, поступающей в правое полушарие), дископии — дисграфии (нарушениях способности писать и рисовать обеими руками). М. в. может нарушаться или полностью, или частично (синдромы парципального расцепленного мозга по Л. И. Московичюте, Э. Г. Симерницкой и др).

М. а и М. в. — результат действия биосоциальных факторов. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется сразу же после рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов М. а. и М. в. происходит к 12—14 гг. и даже позже. Т. о. парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов. Методы исследования М. а. — подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору. Методы исследования М. в. — основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов (при оценке М. в. в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами (при оценке М. в. в моторных системах). Наиболее известным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).

Изучением проблемы М. а. и М. в. активно занимаются современная психология, нейрофизиология, нейроанатомия и др. дисциплины. Данная проблема является важнейшей для современной клинической психологии и особенно — нейропсихологии (клинической, экспериментальной, детской, дифференциальной и др.)

Е. Д. Хомская

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

E-mail Печать PDF

Межличностные отношения (в детском возрасте) — субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. М. о. в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление и подчиняются определенным закономерностям. Первая из них — обусловленность природы М. о. тем местом, которое возрастная социальная группа (большая или малая) занимает в обществе, поскольку для каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития это место специфично. Вторая характеристика М. о. в группе — это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие М. о. и определяет их строение. Третья особенность М. о. в детской группе — их уровневая природа. М. о. в детской группе развиваются от прямых непосредственных форм в раннем возрасте к опосредствованным, т. е. осуществляющимся с помощью особых средств — внешних (организация совместной деятельности) в старшем дошкольном возрасте и внутренних (смысловые установки) к подростковому возрасту. В условиях группы могут быть выделены различные пласты М. о.: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые (нормы, образцы поведения и пр.) являются тем материалом, который усваивается личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности детей и взрослых. Другие проявления — это симпатии и антипатии детей, они имеют место в ситуациях возможных конфликтов, например, при распределении ролей в игре. И, наконец, личностно-смысловые М. о. осуществляются ради другого человека — партнера по совместной деятельности.

В этом случае члены группы начинают переживать интересы и потребности другого как свои собственные. Когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей (например, младшего брата или заболевшей бабушки), тогда ярко проступают его личностно-смысловые отношения. Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни отношений, например, эмоционально-оценочные.

В.В. Абраменкова

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

E-mail Печать PDF

Межличностная ситуация развития — система отношений, складывающаяся у ребенка с окружающими его людьми. М. с. р. представляет собой конкретное воплощение социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического развития общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ни ребенком, ни окружающими его взрослыми, а принимается ими. Однако в каждом отдельном случае она имеет свою специфику, зависящую от микрокультурных факторов, внутрисемейных отношений, конкретных жизненных обстоятельств и т. п. Эта специфика и описывается понятием М. с. р. (А.Л.

Венгер). В отличие от социальной ситуации развития, определяющей общевозрастные закономерности психического и личностного развития ребенка, М. с. р. определяет возникновение и последующие изменения индивидуальных психологических особенностей, развитие различных психологических синдромов.

А.Л. Венгер

МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

E-mail Печать PDF

МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (далее - МСА) - (Internacional Sociological Association - ISA) - объединение национальных социологических ассоциаций, исследовательских институтов, центров, отделений и факультетов, а также физических лиц, занимающихся социологическими исследованиями. Основана в 1949 при содействии ЮНЕСКО. Учредительный конгресс состоялся в сентябре 1949 в г.

Осло. В нем приняли участие социологи из 21 государства. Президентом исполнительного комитета был избран Луис Вирт (США). Официальные языки МСА - английский, французский и испанский.

В соответствии с Уставом, целями МСА являются: содействие развитию социологии в мире, использование социологии в решении глобальных и региональных проблем, расширение личных контактов между социологами различных стран, усиление международного обмена информацией в области социологии, поддержка проведения международных социологических проектов. Свою деятельность МСА осуществляет в таких направлениях, как подготовка и проведение Всемирных социологических конгрессов (см.); организация работы исследовательских комитетов, объединяющих и координирующих усилия ученых в разработке определенных направлений в социологии; социологические издания.

В МСА, в качестве ее членов, входят: национальные социологические ассоциации, а также приравненные к ним организации; международные и национальные организации, занимающиеся исследованием частных социологических проблем; отдельные социологические институты и факультеты университетов; институты и другие учреждения, работающие в смежных с социологией областях знания (социальной психологии, демографии и др.); физические лица (персональное членство). Членом МСА с 1958 являлась Советская социологическая ассоциация АН СССР.

>Высшим органом МСА является Совет. В его состав входят по одному представителю от национальных ассоциаций, вступивших в МСА. Совет собирается один раз в 4 года (в чрезвычайных ситуациях - чаще). Рабочим органом Совета является Исполнительный комитет, который руководит работой МСА в период между конгрессами.

В состав Исполнительного комитета входят Президент, три вице-президента, исполнительный секретарь, до семи основных членов и четырех ассоциированных членов от исследовательских комитетов, а также экс-президент МСА. Исполнительный комитет делится на четыре подкомиссии: программную, по приему новых членов и финансам, по публикациям, по координации и исследованиям.

В 1970 на ВСК в Варне было принято решение о создании Исследовательского совета, являющегося еще одним рабочим органом МСА и объединяющего представителей исследовательских комитетов. В 1982 был создан Исследовательский координационный комитет, который избирается Исследовательским советом. Он рассматривает предложения о создании новых исследовательских комитетов и утверждает их.

>В составе МСА насчитывается 50 исследовательских комитетов. Это такие комитеты, как 1) вооруженные силы и общество; 2) экономика и общество; 3) исследование сообществ; 4) социология образования; 5) этнические, расовые отношения и отношения меньшинств; 6) социология семьи; 7) футурология; 8) история социологии; 9) социальная практика и трансформация; 10) участие в управлении и самоуправление; 11) социология старения; 12) социология права; 13) социология досуга; 14) социология средств массовой коммуникации; 15) социология медицины; 16) социологическая теория; 17) социология организации; 18) социология политики; 19) социология бедности, социального благосостояния и социальной политики; 20) компоративная социология; 21) социология регионального и городского развития; 22) социология религии; 23) социология науки; 24) среда, обитание и общество; 25) социолингвистика; 26) социотехника - социологическая практика; 27) социология спорта; 28) социальная стратификация; 29) отклоняющееся поведение и социальный контроль; 30) социология труда; 31) социология миграции; 32) гендерная социология; 33) логика и методология социологии; 34) социология молодежи; 35) комитет концептуального и терминологического анализа; 36) теория и исследование отчуждения; 37) социология искусств; 38) биография и общество; 39) социология бедствий и катастроф; 40) социология деревни; 41) социология народонаселения; 42) социальная психология; 43) жилищное строительство и окружающая среда; 44) рабочее движение; 45) рациональный выбор; 46) клиническая социология; 47) социальные классы и социальные движения; 48) социальные движения, коллективные действия и социальные изменения; 49) ментальные здоровье и болезнь; 50) международный туризм. Помимо Исследовательских комитетов в МСА функционируют рабочие группы, тематические группы и группы ad hoc.

МСА имеет свои периодические издания: International Sociology Journal of the International Sociological Association; SAGE Publications; Current Sociology ISA.

С 1950 МСА проводит Всемирные социологические конгрессы (ВСК) - профессиональные форумы социологов различных стран мира. Со дня своего образования МСА подготовила и провела 15 ВСК. Постоянно растет число участников конгрессов и число стран, представляемых ими. Если первый конгресс собрал 180 социологов, то XV - около 5 тыс.

>I ВСК - 1950, г. Цюрих (Швейцария), проведен совместно с международной ассоциацией политических наук. Тема конгресса: "Влияние социологических исследований на международные отношения".

II ВСК - 1953, г. Льеж (Бельгия). Темы конгресса: "Социальная стратификация и социальная мобильность", "Межгрупповые конфликты и их разрешение", "Современное развитие социологических исследований", "Обучение, профессиональная деятельность и ответственность социологов".

III ВСК - 1956, г. Амстердам (Нидерланды). Тема конгресса: "Проблемы социальных изменений в ХХ веке".

IV ВСК - 1959, г. Милан (Италия). Тема конгресса: "Социология и общество". Работа проводилась в трех секциях: "Социология в ее социальном контексте", "Изменение социологического знания", "Развитие социологического метода".

V ВСК - 1962, г. Вашингтон (США). Темы конгресса: "Социологи, политическая деятельность, общественность", "Социология развития", "Сущность и проблемы социологической теории".

VI ВСК - 1966, г. Эвиан (Франция). Темы конгресса: "Единство и разнообразие в социологии", "Социология международных отношений".

VII ВСК - 1970, г. Варна (Болгария). Тема конгресса: "Современное и будущее общество, научное прогнозирование, социальное планирование и руководство общественным развитием".

VIII ВСК - 1974, г. Торонто (Канада). Тема конгресса: "Наука и революция в современном обществе"

IХ ВСК - 1978, г. Упсала (Швеция). Тема конгресса: "Пути социального развития".

Х ВСК - 1982, г. Мехико (Мексика). Тема конгресса: "Социальная теория и социальная практика".

ХI ВСК - 1986, г. Нью-Дели (Индия). Тема конгресса: "Социальные изменения: проблемы и перспективы".

ХII ВСК - 1990, г. Мадрид (Испания). Тема конгресса: "Социология для единого мира: единство и разнообразие".

ХIII ВСК - 1994, г. Билефельд (Германия). Тема конгресса: "Оспариваемые границы и меняющиеся солидарности".

ХIV ВСК - 1998, г. Монреаль (Канада). Тема конгресса: "Социальное знание: наследие, вызовы, перспективы".

ХV ВСК - 2002, г. Брисбэйн (Австралия). Тема конгресса: "Социальный мир в ХХI столетии: амбивалентное наследие и возникающие вызовы".

Советские социологи впервые приняли участие в работе ВСК в 1956 в г. Амстердаме, белорусские социологи - в 1970 в г. Варна.

На каждом ВСК избираются президент и вице-президенты МСА.

За прошедшие полвека с момента создания МСА ее президентами были: Л. Вирт, Р. Анджелл, Г. Фридман, Т. Маршалл, Р. Кениг, Я. Щепаньский, Р. Хилл, Т. Боттомор, У. Химмельстранд, Ф. Кардозо, М. Арчер. Т. Уммен, И. Валлерстейн, А. Мартинелли. На ХV ВСК президентом был избран П. Штомпка (Польша).

О.Г. Лукашова

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

E-mail Печать PDF

Медицинская психология (лат. medicus — врачебный, лечебный) — (1) отрасль психологии, использующая психологические закономерности, механизмы в профилактике, диагностике, лечении заболеваний, в реабилитации пациентов. М. п. изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к пациенту, психологию больного человека и его взаимоотношения с себе подобными, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, ятрогении, психологический климат лечебно-профилактических учреждений; (2) раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физическими, психическими заболеваниями, часто в условиях стационара. Основные области интересов — психическое здоровье, психосоматические заболевания, реакции и отношение личности к своему психическому и физическому состоянию, вопросы профилактики, лечения и реабилитации пациента, решение различных задач психологической экспертизы.

В М. п. традиционно выделяют две основные области: 1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо врожденными, в частности генетическими аномалиями. Данное направление в отечественной психологии представлено двумя научными дисциплинами — нейропсихологией (А. Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологией (Б. В. Зейгарник); 2) применение психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (данное направление представлено научной дисциплиной — психосоматика).

В настоящее время применение психологии в медицине разнообразно: это и традиционные направления медицинской психологии, и психологическое сопровождение работы школ здоровья, профессиональной деятельности медицинского работника и фармацевта, применение психологии в семейной медицине, управлении лечебно-профилактическими учреждениями, медицинском и фармацевтическом образовании (в подготовке медсестер с высшим образованием, менеджеров здоровья, семейных врачей, военных врачей, др.), организации групп поддержки, проведение Балинтовских групп с врачами и медсестрами, участие психологов в программах по поддержанию общественного здоровья, пр.

М. п., находясь в тесной взаимосвязи с клинической психологией (новой психологической специальностью), развивается на границе психологии и медицины.

Н. Д. Творогова

Страница 238 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135