Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ - (I) М.П.С. Тьюки - один из методов дисперсионного анализа (см.), предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах в эксперименте факторном (см.). F-критерий, позволяющий отклонить нулевую гипотезу об отсутствии различий между средними значениями групп (см. Анализ дисперсионный), не дает ответа на вопрос, в каких именно группах средние значения различаются.

Наиболее простой способ узнать это состоит в том, чтобы попарно сравнить средние значения признака во всех группах [если в эксперименте используется k групп, необходимо k(k - 1)/2 сравнений]. Результаты сравнений представляются в виде таблицы, в которой отмечается, между средними значениями каких групп найдены существенные статистические различия.

Для проверки нулевой гипотезы о равенстве средних значений признака в группах с номерами i и j (H0 : μi = μj) против альтернативной гипотезы, состоящей в том, что средние значения этих групп различаются (H1 : μi ≠ μj), используется критерий q = (yi - yj) / √(MSSвнгр / n), имеющий распределение cтьюдентизованного размаха с числами степеней свободы [k; k (n - 1)].

Нулевая гипотеза отклоняется, если вычисленное значение больше, чем q1-α (см. Статистическая проверка гипотез). Здесь k - число групп в эксперименте; n - число объектов в каждой группе; yi и yj - средние значения признака в группах с номерами i и j; MSSвнгр - внутригрупповой средний квадрат (см. Анализ дисперсионный).

М.П.С.

Тьюки применяется, только если объем всех групп в эксперименте одинаков. В других случаях, а также при необходимости более сложных сравнений, используются методы множественных сравнений (см.).

(II) Один из методов изучения предпочтений, который заключается в том, что респондентам предъявляются все возможные сочетания пар объектов и предлагается в каждой паре указать предпочтительный (в соответствии с заданным критерием) объект.

Результатом опроса является матрица парных сравнений ||aij||, где aij = 1, если респондент предпочел i-тый объект j-тому, и aij = 0 во всех остальных случаях, i,j = 1,n. Степень предпочтения респондентом объекта i определяется как сумма единиц в соответствующей строке матрицы.

Парные (или попарные) сравнения при небольшом числе объектов - наиболее точный и надежный метод выявления предпочтений. Он применяется обычно, чтобы выявить предпочтения экспертов "в чистом виде". Считается, что гораздо легче сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения в балльной или ранговой шкале. Этот метод оценки считается нереактивным, он не навязывает респондентам априорных условий.

Считая предпочтение некоторой случайной величиной, отражающей истинное соотношение характеристик сравниваемых объектов, можно ставить задачу определения вероятности истинного соотношения сравниваемых объектов (модели Брэдли, Терри, Льюса и др.). Метод парных сравнений позволяет определить значимость различий положения тех или иных объектов в иерархии и решать другие сходные задачи.

>Недостатком метода является рост трудоемкости процедуры при увеличении числа объектов: уже при 12-15 объектах процедура становится трудоемкой. Кроме того, разные пары объектов иногда сопоставляются респондентами по разным критериям, что приводит к нетранзитивности предпочтений. Метод широко используется в экспертных оценках.

В.И. Паниотто

МЕТОД ОЦЕНКИ

E-mail Печать PDF

Метод оценки (син.: оценочный метод, процедура оценки) — один из методов изучения чувствительности сенсорных систем.

Испытуемому задается ряд оценочных категорий (обычно 5—6), выражающих разную степень его уверенности в том, что в пробе подавался сигнал. Категории могут быть заданы вербально (например, "уверен, что сигнал был", "почти уверен", "сомневаюсь, но, по-видимому, был", "не знаю", "не был") либо в числовой форме (например, в процентах).

Испытуемый должен относить свои впечатления к одной из этих оценочных категорий. Для того чтобы отношение к категориям не было чисто случайным, он должен установить для себя критерии принятия решения, позволяющие отделить каждую оценочную категорию от других.

Число этих одновременно удерживаемых испытуемым критериев на единицу меньше числа используемых категорий. Подсчитав число случаев отнесения испытуемым сигнальных и пустых проб к каждой категории, а также общее количество тех и других проб в данной серии, можно вычислить относительную частоту обнаружения ложных тревог для каждого из критериев аналогично тому, как это делается в методе "да—нет". Согласно теории обнаружения сигнала, по результатам эксперимента с использованием М. о. можно построить ту же самую кривую рабочей характеристики приемника (РХП), что и по результатам эксперимента с использованием метода "да — нет", если только характеристики самого наблюдателя при этом не подвержены изменениям.

М. о. является более экономным, чем метод "да — нет", поскольку для построения кривой РХП требуется меньшее число измерений. Однако задача одновременного удержания нескольких оценочных критериев является достаточно трудной для испытуемого.

Раздел V. Методы исследования

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК

E-mail Печать PDF

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК - группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, по местам проведения досуга и т.п.) человек в той или иной степени проявляет свои личные качества (деловые, волевые, коммуникативные, политические, эмоциональные и т.д.). Эти "проявления" личности воспринимаются сослуживцами, коллегами, знакомыми, родственниками, иным окружением и отражаются в форме определенного рода представлений, мнений о конкретном лице. Изучение этих мнений и представлений, их анализ и обобщение позволяют сделать достаточно объективные выводы о личностных характеристиках данного лица.

Сущность данного метода выражена самим его названием. Речь идет о получении из различных источников характеристик на одно и то же лицо и последующем их обобщении и анализе, на основе чего делаются выводы о личности - ее достоинствах, недостатках и т.д. Характеристики должны быть разнообразны (насколько это возможно) по охвату периодов жизни изучаемого. Они должны быть получены от лиц, знающих изучаемого с различных позиций: по совместной работе, совместному проведению досуга, совместной общественной деятельности и т.д.

По своей сути М.О.Х. ориентирован на ретроспективное исследование личности - того, что уже проявилось в поведении и деятельности конкретного человека.

Ценность М.О.Х. состоит прежде всего в том, что он представляет собой одну из форм изучения личности через мнения людей, с которыми он взаимодействовал, которые были свидетелями ее поступков и действий в конкретных жизненных и производственных ситуациях. В силу этого обобщение характеристик, как метод изучения личности, предполагает сбор (в произвольной или стандартизованной форме) характеристик на изучаемого от нескольких достаточно хорошо знающих его лиц с их последующим сравнительным анализом. В качестве характеристик могут рассматриваться как устные, так и письменные сообщения (воспоминания, дневники, характеристики и т.д) источников об интересующих нас лицах, получаемых под истинным или легендированным предлогом. Важнейшим условием реализации М.О.Х. является обеспечение независимости суждений каждого источника от мнения других. В любом случае следует помнить, что не могут считаться независимыми характеристики, полученные в условиях группового обсуждения качеств изучаемого: на собрании, совещании и т.д.

Независимые характеристики получаются только в индивидуальных беседах об изучаемом, в условиях индивидуального ответа на вопросы анкеты или индивидуального произвольного описания личных качеств изучаемого лица. В связи с этим информация, характеризующая конкретное лицо, может быть как качественной, так и количественной.

Важной стадией использования М.О.Х. является собственно анализ информации, полученной в процессе сбора первичных данных. Тщательность сопоставления характеристик, полученных на изучаемое лицо от различных источников, учет особенностей тех ситуаций, в которых конкретный источник наблюдал проявления личных качеств изучаемым, знание закономерностей проявления вовне различных особенностей и состояний личности - основные условия успешности М.О.Х.

>Методика обобщения независимых характеристик в отечественной социальной психологии и психологии труда активно разрабатывалась и пропагандировалась К.К. Платоновым. В настоящее время существует несколько разновидностей методики обобщения независимых характеристик, отработанных с учетом нужд педагогики, спорта и производственной деятельности.

Вариантом М.О.Х. является методика экспертных оценок. При этом человек, выступающий в роли эксперта, должен хорошо знать изучаемого и давать оценку отдельным качествам изучаемого количественно в соответствии с содержащимися в анкете вопросами.

Так, в методике "Поведение на работе", разработанной Г.И. Саганенко, процедура сбора информации предусматривает опрос двух-трех экспертов, хорошо знающих обследуемого и выполняющих задание независимо друг от друга. Иногда этот метод называют методом гетерооценок, т.е. оценок, поступивших извне.

Разновидностью метода экспертных оценок могут считаться социометрические опросы, определяющие отношение группы (коллектива) к одному из своих членов по указанным в анкете критериям выбора (для совместной работы, учебы и др.). Родоначальником этого направления в социальных исследованиях является Дж. Морено (см.). Еще одной разновидностью М.О.Х. является методика ГОЛ (групповая оценка личности), которая активно используется в социально-психологических и социологических исследованиях.

Г.М. Евелькин

МЕТОД МИНИМАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (МЕТОД ПРЕДЕЛОВ, МЕТОД ГРАНИЦ)

E-mail Печать PDF

Метод минимальных изменений (метод пределов, метод границ) — метод непосредственного определения порога, заключающийся в монотонном пошаговом изменении величины действующего раздражителя до того момента, когда изменится вызываемое им ощущение (предложен В. Вундтом).

При определении абсолютного порога с помощью этого метода экспериментатор находит точку возникновения и точку исчезновения ощущения.

Первая получила название порога появления, вторая — порога исчезновения. Каждое измерение состоит из двух отдельных рядов предъявлений — восходящего и нисходящего.

В восходящем ряду начальной точкой служит нулевое или близкое к нему значение раздражителя (заведомо вызывающее отрицательный ответ испытуемого), а конечной — величина раздражителя, при которой испытуемый впервые отказывается от отрицательного ответа. В нисходящем ряду начальной точкой служит одно из заведомо воспринимаемых значений раздражителя, а конечной — та его величина, при которой испытуемый впервые отказывается от положительного ответа. В качестве порога появления или исчезновения принимается среднее между тем значением раздражителя, который впервые вызвал изменение ответа, и значением ближайшего к нему раздражителя, который такого изменения не вызвал.

Как правило, пороги появления и исчезновения не совпадают между собой. Поэтому в большинстве психофизических исследований в качестве абсолютного порога принимается средняя этих величин. Иногда определение порога появления и исчезновения имеет самостоятельное значение, и тогда исследователь ограничивается использованием одной из этих величин.

>При изменении дифференцированного порога экспериментатор определяет точку появления впечатления разницы между сравниваемыми раздражителями и точку исчезновения этого впечатления. Поскольку при этом величина постоянного раздражителя (эталона) отлична от нуля, постольку в результате опыта экспериментатор получает значения не двух, а четырех порогов: порогов появления и исчезновения ощущения разницы при изменении величины переменного раздражителя в направлениях возрастания и убывания. Это пороги появления и исчезновения в интервале от нуля до эталона и те же пороги в интервале от эталона до плюс бесконечности.

>Указанные пороги носят название верхнего порога исчезновения, нижнего порога появления, нижнего порога исчезновения, верхнего порога появления. Наиболее употребимой при использовании М. м. и. является процедура, при которой первые два порога определяются в одном нисходящем ряду, а вторые два — в одном восходящем ряду. Реже применяется процедура, при которой каждый из упомянутых порогов определяется в отдельном ряду. В этом случае каждый замер состоит не из двух, а из четырех рядов предъявлений. В зависимости от задач исследования экспериментатор может либо оперировать со всеми четырьмя величинами, либо усреднить попарно две первые и две последние величины (соответствующие средние называют нижним и верхним порогами), либо, наконец, усреднить по абсолютной величине значения верхнего и нижнего порогов. Обычным в экспериментальной практике является использование одного из указанных усреднений.

Раздел V. Методы исследования

МЕТОД ЛОНГИТЮДИНАЛЬНЫЙ (ИЛИ ЛОНГИТЮДНЫЙ)

E-mail Печать PDF

Метод лонгитюдинальный (или лонгитюдный) — метод индивидуального повторного исследования часто используется в психофизиологии. Л. м. позволяет проследить динамику мозговых механизмов, определяющих развитие психических функций у одного и того же ребенка (человека) с возрастом. Л. м. дает важные сведения как об индивидуальности человека, так и о возрастных преобразованиях функций.

◄ Раздел V. Методы исследования

Страница 235 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135