Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

МЕРЛИН

E-mail Печать PDF

МЕРЛИН Вольф Соломонович (1898—1982) — российский психолог, специалист в области психологии личности и социальной психологии, дифференциальной психологии и психофизиологии, психологии труда. Д-р психологических наук (1952), профессор, зав. кафедрой психологии Пермского государственного педагогического ин-та (1954—1982). С 1959 г. — председатель Уральского отделения ОП СССР, с 1959 г. — чл. Центрального совета ОП.

Окончил педагогический фак-т Петроградского ин-та внешкольного образования (1920—1924), после чего преподавал в Ленинградском педагогическом техникуме им. К.Д. Ушинского. В 1925 г. перешел на кафедру психологии Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена, где проводил исследования мировоззрения ребенка и связей целевой установки и условного рефлекса. В последующие годы преподавал в Саратовском государственном пед. ин-те (1932—1938), где в 1938 г. защитил канд. дис.: "

;Волевая деятельность и условный рефлекс". С 1938 по 1948 г. преподавал в Свердловском государственном педагогическом ин-те. Во время ВОВ был научным консультантом и сотрудником находящейся в Свердловске клиники института психологии МГУ при эвакогоспитале. Изучал вопросы координации движений и реабилитации ослепших военных (1942). С 1948 по 1954 г. преподавал в Казанском государственном ун-те, где в 1950 г. защитил докт. дис.: "

;Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта". В 1954 г. М. переехал в Пермь, где возглавлял кафедру психологии Пермского государственного педагогического ин-та вплоть до последних дней своей жизни. Научные взгляды М. формировались под влиянием М.Я. Басова, который, в свою очередь, во многих отношениях ориентировался на работы А.Ф.

Лазурского и В.М. Бехтерева. Так, имеется видимая связь между междисциплинарным подходом к ребенку в рамках педологии, который разрабатывал М.Я. Басов, и последующими исследованиями М. интегральной индивидуальности в 1970—80-е гг. Работы А.Ф. Лазурского находились в поле внимания М. и при разработке проблем психологии личности.

Под влиянием работы с ранеными бойцами (когда изучались вопросы координации движений и реабилитации военноослепших) М. начал рассматривать проблему психологических конфликтов. Это событие явилось ключевым в его научной биографии.

Он приступил к экспериментальным исследованиям трудовой деятельности и впервые обратил внимание на то, что разные люди приходят к успеху неодинаковыми путями. В последующие годы гипотеза М. была экспериментально подтверждена его учеником Е.А. Климовым на материале трудовой деятельности ткачих-многостаночниц с учетом некоторых свойств их нервной системы. Так было положено начало многочисленным исследованиям индивидуального стиля деятельности в различных областях человеческой практики. В 1959 г. выходит в свет монография М.: "

;Очерк психологии личности", в которой он одним из первых в отечественной психологии поставил вопрос о неповторимости и уникальности каждой личности, показал источники их порождения, разработал концепцию структуры личности. В частности, были четко разведены понятия состава и структуры личности, показана роль взаимосвязей компонентов личности между собой (структура) при одном и том же ее составе. Важным было и исследование математических зависимостей, в которых может быть выражена структура темперамента и закономерности ее возникновения в онтогенезе. В 1964 г. М. издает книгу: "

;Очерк теории темперамента", в котором сформулирована первая отечественная (собственно психологическая) концепция темперамента. В 1973 г. выходит второе ее издание, в котором подведены итоги новых исследований теории темперамента. В конце 1960 — начале 1970 гг. М. возвращается к проблеме личности и разрабатывает ее в экспериментальном ключе. В эти годы издаются отдельные главы его книги "Проблемы экспериментальной психологии личности" (1968, 1970), учебное пособие "Лекции по психологии мотивов" (1971). Центральным понятием, характеризующим личность, М. обозначил, вслед за В.М. Мясищевым, ее отношения. Целостность личности создается не за счет аддитивности ее свойств, но благодаря тому, что одни и те же отношения личности приобретают разные функции, будучи рассмотренными как направленность, характер, способность или самосознание.

Что же касается темперамента, то он, по мнению М., не может рассматриваться в структуре личности в силу иных источников своего происхождения.

В последующие годы это положение было усилено новыми аргументами. В частности, было показано, что между свойствами личности и темперамента существуют многозначные связи; они опосредуются различными промежуточными переменными, в частности, индивидуальным стилем деятельности. Это свидетельствует о том, что личность и темперамент относятся к разным уровням индивидуальности. С 1975 г. начинается новый этап научной деятельности М., связанный с разработкой им и его сотрудниками направления, получившего название "интегральной индивидуальности". В этой теории успешно были реализованы принципы системности в сочетании с широкими междисциплинарными исследованиями человеческой индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности фактически переросла рамки дифференциальных исследований, в ее рамках был разработан новый, системный вариант концепции индивидуального стиля деятельности, выдвинуты принципиальные положения и экспериментально подтвержденные представления об индивидуальном стиле общения.

С 1986 г. ежегодно стали проводиться "

;Мерлинские чтения". М. автор большого количества научных работ, под его редакцией издано более 10 сборников научных трудов, а ряд его работ переиздан в форме учебных пособий к спецкурсу "Основы психологии личности". Научное наследие М. обобщалось и издавалось его учениками: "Очерк интегрального исследования индивидуальности", М, 1986; под научн. ред Б.А. Вяткина были изданы "Личность как предмет психологического исследования", Пермь, 1988; "Структура личности: Характер, Способности, Самосознание", Пермь, 1990; "Личность и общество", Пермь, 1990.

Л.Я. Дорфман, Р.Н. Юдина

МЕРА

E-mail Печать PDF

МЕРА — философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: "Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были". М., таким образом, трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. М. у Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, — и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы

Гегеля могла приобретать статус мерила "особости" либо даже "индивидуальности" того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения всех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема "горизонта", "предела" конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сопряженной с философским вопросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком определенной "мерности" бытия. Несовпадение "мерности" программ человеческой деятельности и "мерности" существования определенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вопросов бытия человеческой цивилизации, именуемых "глобальными проблемами".

А.А. Грицанов

МЕНЧИНСКАЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александровна (1905—1984) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из основательниц психологии обучения в СССР. Д-р психологических наук (1952), профессор, чл.-корр. АПН СССР (1968). Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила канд. дис. по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1930 г. преподавала в

Уральском индустриально-педагогическом институте (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937—1981). В 1952 защитила докт. дис. "Психология обучения арифметике". С 1955 по 1965 г. была ученым секретарем и зам. директора ин-та по научной работе.

Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспеваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний ("Психологические проблемы неуспеваемости школьников" / под ред. М., М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом ("Развитие арифметических операций у детей школьного возраста", 1934; "Психология обучения арифметике", 1955; "Психология усвоения знаний в школе", в соавт., 1959). Научные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, большинство исследований выполнялось совместно с дидактами и методистами, внедрялось в программы, учебники и учебные пособия.

В работах М. утверждался принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривался как важнейшее условие психического развития учащихся; исследовалось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой формирования активной жизненной позиции учащихся ("Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников" / под ред. М. 1968; "Психологические проблемы активности личности в обучении". М., 1971). В другой группе работ М. вскрывает закономерности психического развития ребенка ("Развитие психики ребенка. Дневник матери", 1957; "Вопросы умственного развития ребенка", 1970).

И.Е. Сироткина

МЕНТАЛИТЕТ БЛОКАДНЫЙ

E-mail Печать PDF

Менталитет блокадный — специфический менталитет "советского человека", проявляющийся в индивидуальном сознании в форме напряженного ожидания агрессии со стороны внешнего мира. Политика, которой придерживалось государство с первых лет своего существования, постоянно формировала в сознании "советских людей" проявления М. б. В роли потенциального или реального агрессора в разное время выступали различные страны: Польша, Англия, Германия, Соединенные Штаты, Франция, Япония, Китай и др.

Между тем, нередко, даже если реальной угрозы не было, пропагандистские и репрессивные органы порождали страх перед неизбежной войной. Едва ли не до начала 1990-х годов в менталитете общества сохранялось ожидание "неспровоцированного нападения" на страну. Страх перед ядерной войной в сознании конкретного человека обеспечивал готовность выдержать и оправдать любые тяготы и лишения во имя спасения детей и себя от надвигающейся угрозы "ядерного уничтожения" (расхожая формула в обыденном сознании: "Лишь бы не было войны").

В настоящее время заметны изменения менталитета. Налицо отход от М. б. Однако отдельные проявления М. б. можно наблюдать и сегодня. К началу XXI века угрозой для всего мира и для России, в частности, выступает международный терроризм. Причины его возникновения многочисленны, при этом отчетливо высвечивается главенствующая роль исламского фундаментализма.

А.В. Петровский

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ

E-mail Печать PDF

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ - особое направление менеджмента (см.), взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. М.И. призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации (см.).

>Эндогенная гармонизация осуществляется через посредство механизмов выработки и реализации решений относительно использования внутренних и внешних ресурсов в инновационных процессах.

Согласно результатам исследований, проведенных в рамках проекта "Управление инновациями и модернизация постсоветской промышленности" (Москва - Минск), взаимоотношения между субъектами инновационных процессов внутри предприятия (технологами и экономистами, технологами и маркетологами) складываются не в соответствии с международными стандартами, а в русле определенного состояния организационной культуры, характерного для большинства постсоветских индустриальных организаций. Сохранившаяся в маркетинге (см.) ориентация на "рынок продавца" приводит к ряду проблемных ситуаций в эндогенной гармонизации. Так, хотя целью инноваций, как правило, является улучшение экономического положения предприятия, собственно экономические структуры играют в инновационной деятельности весьма скромную роль.

Мнение об экономической целесообразности тех или иных изменений формируется обычно лично директором или даже вышестоящими по отношению к нему органами. Достаточно часто экономическая экспертиза нововведения не проводится вообще, и лишь после его провала высказывается сожаление о том, что не было вовремя сделано "необходимых расчетов".

Характерно, что на традиционном предприятии, ориентированном на партнерские отношения с государством, менеджмент до сих пор хотел бы, чтобы оно брало на себя экспертные функции и освободило предприятие от необходимости делать экономические расчеты. Данная логика основана на редуцировании функций предприятия до чисто конструкторских и производственных; оценка же целесообразности той или иной инновации, ее экономической перспективности, как предполагается, должна исходить извне.

Реальная роль маркетинговых служб в инновационных процессах служит важным индикатором того, насколько эти процессы рыночно ориентированы. Существующая тенденция рассмотрения маркетинга как прежде всего коммерческой практики приводит к тому, что положение маркетинга на уровне конкретного предприятия рассматривается, скорее, как с точки зрения экономических отношений, без учета социальных и организационных аспектов.

В большинстве случаев анализируется экономическая эффективность маркетинговых структур, без уделения внимания вопросам, связанным с характером организационной культуры и направленностью развития предприятия. За рамками исследований часто остаются такие вопросы, как влияние внешней среды на развитие организации, особенности профессиональной социализации менеджеров, выбора оптимальной стратегии поведения на рынке, взаимоотношений с другими службами предприятия.

>Таким образом, механизмы эндогенной гармонизации инновационных процессов в рамках постсоветских промышленных предприятий представляются весьма несовершенными в силу традиционной ориентации субъектов взаимодействия на "рынок продавца" и подходам к инновации скорее как технико-технологическому, чем экономическому мероприятию. Очевидно, что одним из условий совершенствования названных механизмов может быть создание баланса между влиянием технологических и экономических служб, каждая из которых должна обеспечивать свой аспект разработки нововведений. Кроме того, можно выделить следующие факторы, усугубляющие несовершенство механизмов эндогенной гармонизации: ориентация предприятия на конкретного заказчика, выпуск продукции "на заказ"; "прозрачность", незанятость многих рыночных ниш; особенности управленческой культуры, технократизм и техницизм мышления большинства руководителей предприятий, приводящий к преобладанию интуитивно-опытных механизмов принятия решений над рациональными.

>Экзогенная гармонизация осуществляется через посредство механизмов государственного инвестирования инновационных проектов, заложенных в государственных программах научно-технического развития.

Анализ научно-технической политики Республики Беларусь с целью выявления ее эффективности (в рамках того же исследования) приводит к следующим выводам. Научно-техническая политика республики формируется на уровне концепций, в которых государственная поддержка предприятий базовых отраслей, наряду с точечной поддержкой предприятий прогрессивного технологического уклада, предваряет решение основной стратегической задачи создания и эффективного функционирования предприятий прогрессивного промышленного комплекса. Вместе с тем в государственных программах научно-технического развития, рассматриваемых в качестве инструмента реализации научно-технической политики, основное внимание уделяется таким показателям, как объемы реализации промышленной продукции, объемы инвестиций в основной капитал, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Инвестиционная деятельность в промышленности не является целью (или одной из целей) государственной программы и не выделяется в качестве приоритетного критерия для поддержки инновационно-активных предприятий. Феномен инновации связывается прежде всего с качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции и практически не связан с инвестиционными проектами.

Г.Н. Соколова

Страница 237 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135