Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПЕДАГОГИКА

E-mail Печать PDF

ПЕДАГОГИКА (буквально с греческого - вождение детей) - совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную дисциплину, изучающую процессы взросления, окультуривания и социализации детей. 2. Технологическую дисциплину, включающую в себя принципы, правила и нормы, регламентирующие поведение и деятельность взрослых относительно детей, а также права и обязанности взрослых во взаимодействии с детьми. 3. Искусство и ремесло специальной социальной группы или профессионального сообщества, которому общество делегирует взаимодействие с детьми от имени всего общества. 4. Прикладную философию или философию, занимающуюся практической апробацией нарабатываемых ею представлений и подходов к жизни, человеку, социуму, познанию и практической деятельности. 5. Результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы воздействия взрослого сообщества на детей и формы взаимодействия в детском сообществе (народная П.).

1) Научная П. возникает в 17 в. (Я.А. Коменский, Дж. Локк), когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов.

Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду свойств и качеств.

Этапность и закономерность в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала Ж. Бине, учение И. Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция психологических кризисов социализации Э. Эриксона - см.).

Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Л. Выготского (см.), в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологические законы принимаются в этой концепции как материал для проектирования.

Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей "чистой доски" - tabula rasa (Локк, Э. Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения.

Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г. Эббингауз), в бихевиористских (см. Бихевиоризм) концепциях научения (Д. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер).

Третья программа построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом П. выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация. П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируются естественно-научное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижения герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога культур.

2) Как технологическая дисциплина П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры - школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике О. Тоффлера (см.), несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства.

Изменения и эволюция педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как "футурошок" особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности (см. Функциональная грамотность). В рамках П. как технологической дисциплины выделяются автономные технологические отрасли: дидактика, методика, программированное обучение и т.д.

3) Трансляция педагогического знания как в архаичных так и в современных видах скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла.

Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Петр Абеляр, Р.Дж. Коллингвуд, Дж.С. Милль, Ж.-П. Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа и Конфуция до создателей школ и направлений в искусстве и науке.

4)

Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Д. Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Г. Спенсер, И. Кант и др.). С. Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание (вслед за П. Наторпом) позволило ему назвать П. прикладной философией.

5)

В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П., существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом, конкурирует со взрослой П. В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм. См. также: Воспитание, Гуманитарные технологии, Образование.

В.В.

Мацкевич, С.Б. Савелова

ПЕВНИЦКИЙ

E-mail Печать PDF

ПЕВНИЦКИЙ Алексей Александрович (р. 1866) — российский врач и психоаналитик. Один из пионеров психоанализа в России. Д-р медицины (1902). Окончил Одесскую гимназию Ришелье (1885) и медицинский фак-т Императорского ун-та Св. Владимира (1892). В 1893 г. работал сверхштатным ординатором Одесской городской больницы. В 1894—1895 гг. сдал экзамены на степень д-ра медицины в Военно-медицинской академии (Петербург). В 1895 г. служил младшим врачом 56 Житомирского полка. С 1896 г. — младший ординатор Одесского военного госпиталя, где заведовал отделениями болезней уха, горла, носа. В 1895—1897 гг. читал циклы лекций по инфекционным болезням и общей терапии на курсах сестер Касперовской общины Красного Креста. В 1895 г. начал исследование изменений мозга в результате злокачественной болотной лихорадки. Завершил и оформил эту работу как докт. дис. (1902) под руководством профессора В.М.

Бехтерева в его бактериологической лаборатории Клиники нервных и душевных болезней в Петербурге. В начале XX века изучал и использовал гипноз при лечении различных органических поражений. Одним из первых российских врачей обратил внимание на идеи и терапевтические возможности психоанализа. В 1908 г. доложил в Петербурге о первых положительных результатах применения психоанализа. В 1909 г. эффективно использовал психоаналитическую терапию при лечении навязчивых состояний. В 1910 г. во время зарубежной командировки познакомился с З.

Фрейдом, К. Юнгом, Э. Блейлером и др. ведущими психоаналитиками, психотерапевтами и психиатрами Европы. В докладе в Парижском обществе гипнологии и психологии (1910) обратил внимание коллег на преимущества психоанализа и его эффективность при терапии фобий. В 1911 г. вновь добился положительных результатов при использовании психоанализа, успешно применял его при массовом лечении алкоголиков.

В 1909—1912 гг. опубликовал серию статей об использовании и эффективности психоанализа в журналах "

;Обозрение психиатрии", "Психотерапия", "Современная психиатрия" и др. Автор статей: "Навязчивые состояния, леченные по психоаналитическому методу Брейера — Фрейда" (1909), "Явные фобии — символы тайных опасений больного" (1910), "Несколько случаев психоанализа" (1911), "Психотерапевтические школы Запада по личным впечатлениям" (1911), "О психоанализе при лечении алкоголиков" (1912) и др. работ по психоанализу и различным вопросам медицины.

В.И. Овчаренко

ПАЧЕКО

E-mail Печать PDF

ПАЧЕКО (Pacheco) Клаудиа (р. 1948) — бразильский философ и психоаналитик. Д-р философии (1981). Вице-президент Международного общества аналитической трилогии (МОАТ). С 1971 г. работала ассистентом Н. Кеппе на медицинском фак-те ун-та Сан-Пауло. Специализировалась по психоанализу и психосоматике. В 1972—1981 гг. работала психоаналитиком в Обществе интегрального психоанализа. С 1974 г. организовывала и возглавляла международные конгрессы по аналитической трилогии в Европе и Америке. В 1976 г. организовала издательство "Протон" (публикующее труды по аналитической трилогии и др.), начала выпуск "Журнала интегрального психоанализа" (с 1978), газеты "Трилогия" и др. Занималась исследованием философских проблем. В 1980 г. основала культурный центр МОАТ в Сан-Пауло. В 1981 г. защитила докт. дис. "Фрейд и психоанализ". Основала курсы по подготовке психотерапевтов и психиатров и открыла клиники в ряде стран Европы и Америки. В 1990 г. основала

Высший институт интегрального психоанализа (школу Норберто Кеппе) в Париже и аналогичные заведения в других столицах европейских государств. Основала международную ассоциацию "Стоп разрушению мира", выступающую против деструктивных тенденций общественной жизнедеятельности. Как теоретик и практикующий психотерапевт исследовала проблемы зависти, нарциссизма, психических конфликтов, стресса, женской психопатологии, социальные вопросы и т. п. Дала их трилогическую интерпретацию. Внесла значительный вклад в пропаганду и популяризацию аналитической трилогии.

Автор книг: "Исцеление через осознание. Теомания и стресс", 1983 (рус. пер. издана в 1992); "Женщина на кушетке психоаналитика. Анализ женской психопатологии", 1987; "Азбука аналитической трилогии (Интегрального психоанализа)", 1988 (в рус. пер. издана в 1994) и др.

В.И. Овчаренко

ПАЦИФИЗМ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

ПАЦИФИЗМ (от лат. pacificus - миротворческий, синоним антимилитаристского интернационализма) - демократическое общественное движение, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является преданность идее мирного сосуществования всех народов и наций. Возникает как отражение антивоенного движения, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального и антигуманного характера. Объединения пацифистов верят в возможность предотвращения войн путем широкой пропаганды пацифистских идей и ценностей, проведения манифестаций и демонстраций в защиту мира.

Первые пацифистские организации возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. В конце 19 в. пацифистское движение значительно расширилось и обрело определенное влияние в демократических кругах. На VI Всемирном конгрессе Коминтерна в 1928 "буржуазный П." был объявлен реакционной идеологией.

После Второй мировой войны актуальной стала идея о прогрессивной конвергенции всех стран к общей модели современного общества, в котором будут господствовать принципы обмена технологиями и демократического сотрудничества. Организация Объединенных Наций посредством своих специализированных организаций, таких как ЮНЕСКО и ВОЗ, активно распространяют идеи единства мира. Международные конгрессы пацифистов выступают с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а все вопросы и противоречия межгосударственного плана разрешать мирным путем через международные третейские суды. После второй мировой войны, когда оформилось новое массовое движение борцов за мир, часть пацифистов присоединилась к этому движению. Исходя из интересов сохранения на планете жизни, пацифисты выступают за мир во всем мире, международную солидарность, соблюдение прав человека, открытый доступ для всех народов к благам цивилизации и благосостоянию, за сотрудничество и взаимопроникновение культур и ценностей.

С.П. Винокурова

ПАТТЕРН

E-mail Печать PDF

Паттерн (в психофизиологии) — "узор", структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов. Под паттерном в ЦНС понимается конкретный состав систем, по отношению к которым специализированы нейроны данной структуры, количественное соотношение нейронов, принадлежащих к разным системам. Под паттерном ВП понимается форма ответа, соотношения его отдельных компонентов.

Страница 181 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135