Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ СОН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Парадоксальный сон (греч. paradoxa — парадоксы, странные мнения, противоречащие общепринятым) — V стадия сна. Парадоксальный сон, в отличие от медленно-волнового, характеризуется ЭЭГ, сходной с ЭЭГ бодрствования, резким усилением вегетативных реакций (вегетативные бури), наличием быстрых движений глаз и ярких эмоционально окрашенных сновидений. Предполагается, что физиологическая значимость П. с. состоит в своеобразной "разрядке", освобождении коры больших полушарий от информационной нагрузки, эмоционального напряжения и создания оптимальных условий для предстоящей деятельности.

ПАРАДОКС

E-mail Печать PDF

Парадокс (в психологии) [греч. paradoxos — неожиданный, странный] — 1) мнение, суждение, умозаключение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее "здравому смыслу" (иногда лишь на первый взгляд); 2) неожиданное явление, событие, не соответствующее привычным представлениям; 3) в логике — противоречие, возникающее при всяком отклонении от истины. Противоречие синонимично термину "антиномия" — противоречие в законе — так называют любое рассуждение, доказывающее как истинность тезиса, так и истинность его отрицания. Нередко П. возникает, когда два взаимоисключающих (противоречащих) суждения оказываются в равной степени доказуемыми. Термин П. возник в античной философии (Платон, Аристотель) для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. Он может проявляться как в научной теории, так и в обыденных жизненных рассуждениях, при этом П. выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося "безусловно правильным". Поскольку оригинальность высказывания воспринять гораздо проще, чем разбираться в его истинности или ложности, то парадоксальные высказывания часто воспринимаются как свидетельства независимости и самобытности выражаемого субъектом мнения, особенно если оно имеет четкую афористическую форму. Если возникает задача выявления источника П. и нахождения способа его устранения, то анализ парадоксальных высказываний и ситуаций показывает, что чаще всего они возникают при распространении на целое закономерностей, установленных для его частей.

Л.А. Карпенко

ПАРАДИГМА

E-mail Печать PDF

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном — характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей.

Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила

Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.

Е.В. Хомич

ПАНОВ

E-mail Печать PDF

ПАНОВ Виктор Иванович (р. 1945 г.) — российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления "экопсихологии развития человека". Д-р психологических наук (1996), чл.-кор. РАО (2001), зам. директора Психологического института РАО (с 1992). Организатор и руководитель секции "Экологическая психология" при РПО (2000). Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д.

Ушинского (1999). После окончания школы (1963) и службы в армии (1964—1967) поступил в 1968 г. на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение фак-та математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д.А.

Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980).

В 1983 г. защитил канд. дис.: "Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии". В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия ("Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов", М., 1993), защитив на эту тему докт. дис.: "Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов". В 1996 г. создал и возглавил лабораторию "Экопсихологии развития". Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики "порождения процессов восприятия", "экология детства", "одаренности школьников" привело П. к созданию нового направления исследований — изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т. д. В 1996 г. в Москве П. была организована и проведена первая (а в 2000 г. — вторая) "

;Российская конференция по экологической психологии". По инициативе П. была организована секция "Экологическая психология" при РПО (2000), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме РАО. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил П. предложить новый подход к исследованию проблемы "Одаренные дети", в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка.

С 1997 г. П. — научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы "Одаренные дети" Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии П. была разработана "

;Рабочая концепция одаренности" (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей ("Библиотека "Одаренные дети", 1997—1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как "Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования". Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, П. разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологического подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. П. также автор монографий: "Основные направления экологической психологии", Смоленск, 2001; "Введение в экологическую психологию", вып. 1, М., 2001.

Л.А. Карпенко

ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА

E-mail Печать PDF

Паническая атака — неожиданный эпизод, состоящий из неприятных телесных ощущений (одышка, головокружение, покалывание в руках и ногах, потливость, дрожь, сердцебиение, боли в груди). Встречается при ряде психических расстройств; наиболее часты при фобиях, панических расстройствах (состояниях, характеризующихся повторяющимися и обессиливающими паническими атаками) и посттравматическом стрессовом расстройстве.

Н. Д. Творогова

Страница 184 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135