Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Можно ли победить лень

E-mail Печать PDF

Можно ли победить лень?

Каждому знакомо это состояние, когда ничего не хочется делать. Работы накопилось немало, но вот заставить себя делать то, что нужно, мы не можем. А сколько раз говорили себе: «Все, с понедельника, пойду на тренировку, в бассейн, сделаю это и это». Но приходит понедельник, и еще один, и еще… «А воз и ныне там». Нам лень! Найдется море отговорок для себя, масса других неотложных дел. Но причина одна – лень. Что же это такое? Обратимся к самому понятию. Трактовка такова: «Лень – отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности».

Для каждого человека лениться означает совсем разные вещи. Нет людей, которые абсолютно ничего не делают, когда ленятся. Одни могут читать, другие смотреть телевизор, и так далее; но не делать полезную работу по дому, ремонт или еще что-то, более полезное… Таким образом, лень – это не «ничегонеделание», а бесполезные действия.

Многие всю жизнь не могут избавиться от лени. В детстве родители, сильно любящие свое дитя, практически все делают за него. Вырастает такой человечек и думает, что так и надо, что всю жизнь за него кто-то будет делать все самое необходимое. И что вы думаете? Часто находится вторая половинка, которая взваливает на свои хрупкие плечики всю подобную работу. Как же такому человеку повезло, скажете вы? Вот бы за мной так смотрели! Как за маленьким. Лежит он на диване, а жена или даже подросший ребенок делают за него то, что он мог бы делать сам. На работе – можно больше дел скинуть на подчиненных и самому сделать вид, что очень занят, просто загружен. А в это время заняться более приятным и необременительным делом – повисеть в Интернете, поиграть в игрушки…

Но нам все-таки приходится заставлять себя делать все самим. Сколько не оттягивайте накопившиеся дела, их все равно нужно делать рано или поздно. И тогда порой случаются страшные вещи – мы спешим, делаем необходимые вещи невнимательно, допускаем много ошибок. Корим себя за это и за нашу лень. А ведь стоило только на пару дней раньше начать работу – и все спокойно, уверенно, слаженно и правильно можно было сделать.

Как же бороться с ней, с ненавистной ленью? Как заставить себя жить активно? Ведь насколько интереснее стала бы наша жизнь! Но это не поднимает нас с дивана. А ведь в борьбе с ленью нужна не столько сила воли, особый склад ума или даже энтузиазм. Достаточно лишь найти стимул, чтобы заставить ее отступить.

Таким стимулом может быть понимание одной вещи – жизнь пробегает слишком стремительно. В детстве об этом не задумываешься, но с годами, когда под сорок, пятьдесят, шестьдесят, кажется, что и не жил еще вовсе. Какого бы успеха мы достигли, если бы не лень! Вроде, все просто: наметили цель, подробно спланировали свои действия, и вперед – покорять вершины мира. Нужно всегда думать о том, что очень большая роскошь – позволить себе лениться. Где мы были, что делали, что нас интересовало в жизни, чего мы достигли? Будет ли, что вспомнить? Подумайте…

Автор - Зина Дубровская

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:03

Можно ли побороть свои страхи

E-mail Печать PDF

Можно ли побороть свои страхи?

С детства я боялась всяких грызунов, летучих мышей, насекомых, лягушек и т.д., легче сказать, чего я не боялась.

Помню, выезжаем с родителями на рыбалку с ночевкой, я закрываюсь в машине, окна все закупорены, включаю музыку и сижу там до утра. Называется «насладилась» природой.
И вот выросла я, а страхи мои вместе со мной.

Стоит ли говорить, что муж мой обожает ночные рыбалки, выезды с палаткой. Но, чтобы не портить свою нервную систему, впрочем, как и мою, мы вычеркнули такой «экстремальный» отдых из нашего списка (спасибо моему мужу за понимание).

В этом году, так получилось, я практически все лето провела на даче. И естественно, все время на природе: то в лес по грибы, то ягоды собирать. Так началась моя борьба с «фобиями».
В лесу разнообразных насекомых и жаб видимо-невидимо! Но поскольку нас была целая компания, свои страхи пришлось оставить при себе (не буду же я кричать все время).
И, что Вы думаете, все оказалось не так страшно. Если полностью слиться с природой, наслаждаться ее красотой и богатством, то все видишь совсем в другом цвете.
Это был мой первый этап в борьбе со страхами.

Второй этап был намного страшнее. Начался он, когда мы с мужем приехали к его брату на дачу. Там я в полной мере прочувствовала, что такое много летающих, ползающих, грызущих и всяких других тварей.
Сначала бабочки, угрожающих размеров, с длинными непонятного назначения хоботами, похожие на монстров из фильмов ужасов. Потом наглые жабы, которые заскакивали в дом и никого не боялись.

Но самое страшное началось ночью. Мы спали в комнате на втором этаже (дом трехэтажный). Как только я начала дремать, сверху послышался страшный топот (на слонов похоже), плавно переходящий на стены и жалюзи. От этих ужасных звуков у меня волосы (на руках) стали дыбом. Всю ночь я провела под одеялом с головой (температура в комнате была около +27 градусов).

Когда утром все проснулись, я начала рассказывать о своей бессонной ночи. На что брат мужа спокойно сказал: «Так это же мышки». Лучше бы он этого не говорил, ведь нам предстояло провести у них еще одну ночь. На такие жертвы я пошла лишь из любви к мужниным родственникам.
В общем, пришлось мне себя уговаривать, что это всего лишь мышки. Они маленькие, они сами меня боятся. И, как ни странно, в эту ночь я крепко заснула. Проснувшись утром, я обнаружила, что жива и ничего страшного не произошло.

Третий этап моей борьбы с «фобиями» был для меня вообще удивлением (сама от себя такого не ожидала). На дачу приехали дядя и тетя моего мужа. И с собой привезли, помимо своих кошек, Крыску-Лариску. Первое мое впечатление, конечно же, было не очень приятным, так как крыс я особенно «любила». Но любопытство превыше всего. Сначала я рассматривала эту самую Лариску. Ничего хорошего я там не высмотрела. Обыкновенная крыса, с ужасно длинным розовым хвостом и абсолютно отвратительными лапами. Через десять минут наблюдения меня заставили погладить это животное. А потом я проявила желание взять ее на руки. Как я это сделала, я не помню. Но, почувствовав, как бьется ее сердце и какое тепло исходит от ее тела, я прониклась такой нежностью к этому существу… Словами этого не передать.
В общем, весь вечер Лариска сидела у меня на шее под волосами. Теперь мы с ней друзья.

Вот такое бурное было у меня лето! Эмоций море, все словами не передать!
Работайте над собой и избавляйтесь от своих страхов! Вы этого достойны!

Автор - Анна Жилина

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:03

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте

E-mail Печать PDF

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте? Часть 3

Продолжим разговор о нарушениях развития детской психики. Существуют проблемы, возникновение которых лучше увидеть как можно раньше – чтобы успеть откорректировать их, по возможности, максимально. Поэтому необходимо знать о так называемых «маркерах» – признаках, которые подают нам сигналы о неблагополучии в детской психике.

В двух предыдущих статьях мы говорили о синдроме детской невропатии, аутизме, гипердинамическом синдроме (детской гиперактивности) и так называемом «синдроме бродяжничества».

Последнее нарушение, заслуживающее повышенного родительского внимания – это разнообразные страхи, которые также могут быть признаками психического нездоровья.

Так, навязчивые страхи или фобии развиваются при неврозах (а изредка – при шизофрении). Это – непроизвольные, неподконтрольные ребенку состояния ужаса. Наиболее типичные фобии – это боязнь заражения каким-либо заболеванием, страх смерти, страх открытых или закрытых пространств, публичных выступлений. Как правило, они связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, с которой всё и началось. Ребенок понимает это, осознает ненормальность ситуации, но ничего не может с этим поделать.

Так называемые сверхценные страхи – это боязнь темноты, привидений, определенных предметов, собак или других животных и насекомых, сказочных персонажей. Ребенок, в противоположность фобиям, убежден в обоснованности своих страхов (потому их и называют «сверхценными») и не видит в них ничего необычного, он легко объясняет причины: привидение может утащить в свой мир, поэтому его надо бояться, а пауки «кусают ядовитыми зубами»...

У многих совершенно нормальных детей бывают такие страхи, однако насторожить должен не сам факт их наличия, а чрезмерная их выраженность, интенсивность или слишком большое их количество, когда ребенок одновременно боится и того, и другого, и пятого-десятого… Появляются такие страхи обычно при невротических расстройствах, и причина их, как правило, в характере семейных взаимоотношений.

Бредовые страхи отличаются переживанием скрытой угрозы, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязливостью и, в отличие от фобий, возникают словно «на ровном месте», то есть без наличия конкретной психотравмирующей ситуации. Такие страхи опасны тем, что практически не поддаются коррекции и нередко являются признаком серьезных психических расстройств, в первую очередь – шизофрении. К этой группе относятся бред преследования, отравления, нападения механизмов и некоторые другие «мании преследования».

Несколько напоминают эти состояния так называемые панические атаки – чрезвычайно интенсивные страхи неопределенной угрозы жизни длительностью до нескольких часов. В отличие от бредовых страхов, человек не может четко объяснить, чего же он боится – но страшно ему безумно. А в отличие от фобий, невозможно выделить и «точку отсчета» таких состояний – конкретную ситуацию, которая могла бы их спровоцировать. Это происходит как при расстройствах мозговой деятельности, так и при некоторых органических заболеваниях. В любом случае с этим также обязательно необходимо обращаться к специалистам.

Ночные страхи – это большая группа разнообразных состояний страха, общими признаками которых является то, что они возникают во время сна. Ночными страхами страдает 2-3% детей, причем мальчики – вдвое чаще, чем девочки. Во время ночного сна ребенок становится беспокойным, кричит, плачет, произносит что-то такое, что свидетельствует о страшном сновидении. Часто ребенок зовет маму, но словно не узнает ее, а утром обычно не помнит о том, что с ним случилось ночью и что же его так напугало.

Такие страхи могут преследовать малыша каждую ночь, но могут появляться периодами, когда полоса затишья вновь сменяется беспокойными ночами. Все это может быть спровоцировано стрессом или страхом, пережитым наяву – психотравмирующей ситуацией. Однако может быть связано и с наличием неврозов или некоторых нарушений в развитии головного мозга – так называемой минимальной мозговой дисфункцией.

Что же делать родителям, столкнувшимися с проблемой детских страхов, описанных выше?

Главное, не ставить ребенку диагноз самостоятельно и не записывать его в «ненормальные». Однако, если тревожных признаков слишком много – не ждите, что все рассосется само: в случае, когда решается вопрос о детском здоровье, чем раньше вы примете меры, тем лучше. Со своими опасениями необходимо обязательно обратиться к специалисту – и только к нему. Причем после тщательного обследования и наблюдения, а порой и консультаций с коллегами, ему решать, что же происходит с вашим ребенком и каков прогноз ситуации.
Если же опасения подтвердились – не опускайте рук и верьте в своего ребенка. В конце концов, он любит вас и рассчитывает на вашу любовь в ответ, а еще на то, что вы примите и поддержите его – любого.

Автор - Наталья Проценко

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:05

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте

E-mail Печать PDF

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте? Часть 1

Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие особого внимания и терпения.

В этой статье мы поговорим о детках с патологиями психического развития, обсудим синдромы психических нарушений и заболеваний, возникающих в детском возрасте. Ведь знать признаки надвигающейся проблемы лучше заранее, поскольку, чем раньше начато лечение и приняты все необходимые меры, тем больше шансов исправить ситуацию в пределах возможного и помочь такому ребенку адаптироваться в этом мире.

Итак, какие же «подводные камни» в развитии малышей могут увидеть внимательные родители?

Первое нарушение – синдром невропатии. Это нарушение, которое можно обнаружить достаточно рано – от рождения до 3 лет. Такой ребеночек очень беспокоен, он часто срыгивает, страдает запорами и поносами, нарушениями аппетита и сна, он чувствителен к погоде – словом, это целый букет, получить который родителям тяжело. При всем при этом никаких органических патологий у такого малыша не обнаруживается, и все врачи только разводят руками – практически здоров.

Все – кроме невропатолога, который обычно ставит такого ребенка на учет и будет внимательно следить за его развитием, чтобы не пропустить развития неврозов или более серьезных проблем в старшем возрасте. Совсем не обязательно, что такой ребенок непременно эти проблемы получит, но нервная система – это его слабое место, он находится в группе риска и требует повышенного внимания.

Еще одно нарушение – ранний детский аутизм. Этот синдром проявляется отчетливо после 4 лет, когда обычно начинает прогрессировать. Обусловлен он в первую очередь наследственностью и проявляется главным образом в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими. Но это не значит, что малыш просто необщителен – здесь все обстоит гораздо сложнее. Ребенок изо всех сил, активно стремится к одиночеству, избегает общения и со взрослыми (включая родителей), и со сверстниками. Он ВСЕГДА ведет себя так, словно он – один в этом мире, о чем он думает и что он чувствует – для окружающих тайна за семью печатями. Он плохо понимает разницу между одушевленными и неодушевленными предметами, однако явно предпочитает неживую природу.

Самые обычные явления – попытка познакомиться, поиграть, даже погладить по голове – вызывают у таких детей неадекватные по силе негативные реакции, причем самым сильным раздражителем является лицо человека и взгляд прямо в глаза. Этим детям настолько сложно переносить такие сверхназгрузки на психику, что они впадают в истерику, в слезы, убегают, отворачиваются, прячут лицо за ладошками – все, что угодно, лишь бы их оставили в покое, наедине с собой.

Такие малыши страдают от многочисленных страхов, на которые, впрочем, они не жалуются окружающим, а вырабатывают свои защитные ритуалы. Интеллект у них вовсе не обязательно снижен, более того, возможна сверходаренность в какой-либо области, они очень легко оперируют символами (а вот образами – нет). Однако такому ребенку сложно проявить и развить свои таланты, потому что имеются проблемы с концентрацией внимания, в их действиях нет целенаправленности.

Нередко они словно «живут в выдуманном мире»: годами играют в одни и те же монотонные игры, причем нередко с предметами, совершенно не предназначенными для игры; имеют большой словарный запас (понимают речь практически любой сложности), однако почти не пользуются речью для общения, предпочитая уклоняться от него по возможности совсем, а если таковой возможности нет – ограничиваются жестами и короткими репликами.

О себе такой малыш говорит в третьем лице: «он» (даже в том возрасте, когда другие дети давно говорят «я»). Речь его певуча, нередко наедине с собой он словно «конструирует» слова, перебирая слоги – но совершенно бесцельно, будто играет со звуками, пересыпая их, как камушки в ладонях (в норме дети занимаются таким словотворчеством с прикладной целью – для обозначений понятий, явлений и существ нашего мира; слова же аутистов практически неприменимы ни к чему конкретному).

Если попросить его нарисовать что-либо, то, вероятнее всего, это будет маленький, но очень четко выполненный рисуночек, теряющийся на пространстве листа. Однако если ребенок пожелает дать пояснения к нарисованному, он может выдать об этой мини-картиночке очень много информации, которую без его комментариев мы никогда бы там не увидели.

В перспективе у такого ребенка останутся вышеперечисленные особенности поведения, и это будет называться акцентуацией характера – крайним вариантом в пределах нормы. Однако дело может принять и более серьезный оборот, если разовьется шизофрения.

Как же вести себя родителям, если их ребенок именно таков? Во-первых, обязательно проходить индивидуальную терапию у психотерапевта. Во-вторых, не «перевоспитывать», не пытаться обращаться с ним, как с обычным ребенком, не перегружать его нервную систему тем, что ему переносить тяжелее всего – то есть прямым общением. Но и не лишать малыша общества полностью, иначе он не сможет адаптироваться в социуме и недуг может прогрессировать.

Будьте рядом с ним – но не навязывайтесь ему, не смотрите ему в лицо, не заглядывайте прямо в глаза. Рисуйте с ним, учите его понимать и выражать свой внутренний мир хотя бы таким способом. Не пресекайте его «ритуалы»: ему это необходимо. Лучше пытайтесь присоединяться по мере возможности к его действиям, давая понять, что вы – вместе. Прекрасная терапия – «лечение животными»: общение с лошадьми, дельфинами оказывает хорошее воздействие – однако доступна она, увы, немногим.

Существуют и другие нарушения – страхи, гипердинамический синдром (детская гиперактивность) и так называемый синдром бродяжничества, но о них мы поговорим в следующий раз.

А родителям, прочитавшим эту статью, хочется посоветовать не впадать в паранойю и не выискивать судорожно у своего ребенка все то, о чем они здесь узнали. Диагноз, тем более такой серьезный, никогда не ставится на основании прочитанных в Интернете материалов, и особенно – без специальной подготовки. И, конечно же, найдя совпадения в одном-двух признаках, тоже рано бить тревогу: любой диагноз – это совокупность симптомов.

Однако если у вас имеются сомнения и тревожных моментов довольно много, чем раньше вы проконсультируетесь со специалистами – тем больше вы сможете помочь и своему ребенку, и себе самим.

Автор - Наталья Проценко

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:05

Можно ли стать счастливым в несчастной стране

E-mail Печать PDF

Можно ли стать счастливым в несчастной стране? Включите свет!

Согласно исследованиям зарубежных ученых, проведенным в 2009 году, в России живут одни из самых несчастных людей на Земле. По уровню счастья наша страна занимает 167 место из 178 возможных. Завершают мировой рейтинг Украина, Молдавия, Конго, Зимбабве и Бурунди.

Самые счастливые люди живут в Дании. США находится на 23-м месте, Германия – на 35-м, Великобритания – на 41-м.

Есть ли шанс у нас?

Александр Новиков (ген. директор агентства MASMI, специализирующегося на проведении социологических исследований) считает, что есть:
«Стремление быть счастливым является личным делом каждого, а также его личной ответственностью перед самим собой, своей семьёй и обществом за способы реализации этого стремления. Каким бы ни было наше общее национальное счастье, сегодня можно утверждать: у россиян не меньше шансов стать счастливой нацией, чем у кого-либо ещё».

Как же вернуть себе это ощущение счастья?

На Земле нет людей, хоть раз в жизни не чувствовавших себя счастливыми, поэтому речь идёт о возрождении временно утраченного чувства.

Я предложу вам несколько вариантов, каждый из которых является экспериментальным. У вас есть возможность попробовать то, что проверено чужим опытом, или пройти путь личного коучинга и найти то, что подходит именно вам.

Вариант 1. «Включить свет»

Вы встречали людей, светящихся изнутри? Когда они входят, такое ощущение, что всё вокруг наполняется светом. Их глаза излучают спокойствие, уверенность в себе, искреннюю доброжелательность, принятие вас со всеми вашими непохожестями и какую-то озорную весёлость, детскую непосредственность и искреннюю радость встречи. К этим людям хочется прикоснуться, побыть рядом. На них можно смотреть завороженно, как на огонь или воду, не стирая глупую улыбку с лица…

Это внутренний свет. То, что притягивает все живое на Земле. А человек с «включённым светом» наполняется ни больше ни меньше – «божьей благодатью». Это ощущение собственной целостности, личной ценности, ощущение принятия мира и чувство, что мир добр к тебе, что он принимает тебя.

Откуда свет?

У ребёнка, которого ждали, принимали с рождения и любили первые годы жизни, этот свет есть априори. Глаза домашнего баловня судьбы и приёмного ребёнка из детского дома не перепутать.

Но мы живём в стране, где большинство населения пережило глубокую травму в детстве. Мы росли тогда, когда было нормой не давать ребёнка матери сразу после рождения, прикладывать к груди только строго по часам, оставлять орущего младенца одного в комнате и отдавать в ясли с 1,5 лет. Это и многое другое сделало нас одной из самых травмированных наций в мире.

И где же выход?

Разобраться со своими детскими травмами поможет профессиональный психотерапевт. Найти свой путь к счастью можно в процессе личной работы с лайф-коучем. И можно воспользоваться чужим опытом и начать слушать себя.

Как же включается свет?

Обычно наша жизнь наполнена стремлениями, желаниями, достижениями. Мы живём в непрерывной гонке – от одного желаемого объекта к другому. В полной уверенности, что как только мы его заполучим, это наполнит нас счастьем и благодатью. Мы находимся в состоянии постоянной фрустрации – жуткой муки оттого, что мы не можем получить здесь и сейчас именно то, что нам необходимо.

Но задайте себе вопрос: «А что является самым ценным в вашей жизни?» Что это, без чего ваша жизнь была бы пуста? Что озаряет вас внутренним светом?

Вот один из ответов:

«Это чувство. Чувство нежности, жалости, умиления, детской дурашливости и какой-то щемящей любви, которое я испытывала в детстве к младшим братьям. Потом к мужу, затем к дочери и совсем недавно начала испытывать к своему восьмилетнему сыну. Без этой любви всё остальное не имеет смысла».

Попытайтесь раскопать среди множества желаний, стремлений, убеждений – что же вам действительно важно.

Проведите такой опыт. Мысленно убирайте одно за другим ваши желания, проверяя себя: «А если этого я не достигну, а если этого у меня не будет, я останусь собой, я смогу быть счастливым?» На это уйдёт время, но с проведением ревизии собственных хотений происходит настоящая трансформация сознания.

Вы вдруг начинаете понимать, что для счастья вам на самом деле надо совсем немного. И совершаете потрясающее открытие – то, что действительно делает вас счастливым, у вас уже есть!

Раскопав эту глубинную ценность, вы активируете её. Ваш внутренний свет, доселе заваленный кипами желаний, стремлений, достижений, теперь даёт вам понимание реальной ценности всего происходящего и ставит, наконец, всё на свои места. Из состояния постоянной суеты для удовлетворения своих желаний, чьих-то требований и чужих ожиданий вы попадаете в мир истинных ценностей. Того, что вам действительно важно.

Осознание ценности себя, своего предназначения, ощущения целостности и принятия этим миром не приходит сразу.

Но оно стоит того.

Автор - Ирина Дыбова

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:05

Страница 1001 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135