Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как бросить курить, избавившись от информационных паразитов

E-mail Печать PDF

Как бросить курить, избавившись от информационных паразитов?

Курящим, но хотящим бросить сие гнусное занятие посвящается.

Хотите бросить курить? Много раз пытались, но не получалось? Пожалуй, мне знаком этот случай из собственного опыта. Все дело в том, что курящий в прошлом человек имеет в своем мозге ассоциации, которых некурящий человек не имеет, и, как следствие, мыслит по-другому и является другой личностью, которая принимает несколько иные решения.

Рассмотрим дядю Васю, который начал курить в 14 лет, когда ребята из соседнего дома однажды предложили ему затянуться, чтобы выглядеть крутым, потому что только крутые могут курить и при этом не давиться от табачного дыма. С тех пор мысль «Я – крутой» так завладела сознанием Васи, что он и думать забыл, что значит не быть крутым. Он не мог допустить не быть крутым хотя бы день. А когда он не был крутым, он очень мучился оттого, что сегодня он не крутой. Но он знал 100% рецепт, как стать крутым. И вот уже 20 лет Вася крутой каждый день.

Рассмотрим тетю Лену, которой еще в школе на перемене предложили затянуться одноклассницы, которые уже давно курили и получали ту дозу необходимого общения, которую так необходимо получать от подружек, чтобы удовлетворить того демона, который живет в некоторых человеческих особях женского пола, заставляя этих особей общаться как можно больше. Имя тому демону – интуиция. Он беспощаден. А другие одноклассницы, которые не курили, не общались с девочкой Леной, потому что они вообще мало с кем общались. Лена чувствовала себя такой одинокой и несчастной без общения, что не могла себя представить в одиночестве. Но она знала 100% рецепт получения общения на переменах.

У Васи и Лены выработалась совершенно определенная сенсомоторная схема удовлетворения своих потребностей, не требующая видимых затрат энергии. И никто не может упрекнуть ни Васю, ни Лену в том, что они выбрали неоптимальный путь удовлетворения своих потребностей. Это путь действительно очень легок. Вася затянулся – Вася крутой. Лена затянулась – Лена пообщалась. Всего-то и надо, что затянуться. Оба выбрали правильный, по их мнению, путь и перед своей совестью оправданы за инициирование необратимых изменений, вызванных целым букетом токсичных соединений, входящих в табачный дым. Однако здесь есть нюанс, а заключается он в том, что пагубное воздействие этих токсичных соединений может быть сильно ослаблено при определенном питании. Но вероятность возникновения опухолеподобных образований свести к нулю нельзя. Однако по теории вероятности может случиться так, что всю жизнь куришь, а раком не заболеешь. Весь вопрос заключается в том, чтобы определить цену риска и сопоставить ее с ценой выигрыша, если таковой существует, измененной вероятностью достижения.

У этих личностей в головном мозге существуют программы удовлетворения своих потребностей, которых не может быть в мозге человека, который никогда не пробовал курить.

Суть моего способа бросить курить – изменить некоторые программы удовлетворения своих потребностей. Или, если хотите, перепрограммировать себя. Не нужно бояться программирования, вы занимаетесь этим постоянно, кто-то больше, кто-то меньше, но все это умеют делать на подсознательном уровне.

Основу мозговых структур составляют ассоциации. Любая осознаваемая сущность определяется ассоциациями с другими ассоциациями. Сенсомоторная схема – тоже совокупность ассоциаций. Если нужно избавиться от определенного поведения, вам нужно всего лишь разорвать нужные ассоциации в соответствующей сенсомоторной схеме.

Но все не так просто. Оказывается, разорвать ассоциацию невозможно, не отрезав соответствующего куска мозга, в котором содержится эта ассоциация, или не убив нейроны, участвующие в ассоциации. Да и при таком способе это наверняка не получится из-за многократного дублирования ассоциаций в головном мозге человека. Многократное дублирование необходимо для параллельных вычислений в мозге – распознавание речи, распознавание зрительных образов, генерация речи, арифметический счет и других вычислений. Чем сильнее дублирована ассоциация, тем большему числу подсистем мозга она может быть одновременно предоставлена для вычислений.

Но если ассоциацию нельзя разорвать, что же делать? Нужно сделать так, чтобы ассоциации, давайте называть их паразитными, не участвовали в формировании поведения либо их вклад был бы незначительным для изменения поведения. То есть, грубо говоря, нужно сделать так, чтобы паразитные ассоциации влияли на систему принятия решений как можно меньше. Это достигается тем, что другие, полезные, ассоциации оказывают куда как большее воздействие, чем паразитные. Итак, давайте создавать полезные ассоциации, которые сведут на нет паразитные ассоциации!

Схема: «Я хочу курить» – «Я пойду в магазин» – «Я куплю сигареты» – «Я курю».
Неважно, что лежит между «Я хочу курить» и «Я курю». Важно то, что такая ассоциация существует у каждого курильщика. Хотеть курить он может по различным причинам, но оно неизбежно приводит к завершению цикла «Я хочу курить» и «Я курю». Связь паразитная и от нее нужно избавиться. Нужно не хотеть курить. А чтобы не хотеть курить, нужно хотеть что-то другое, выбранное из благих для своего организма побуждений, в тех ситуациях, в которых вы обычно хотите курить.

1) Запишите те условия, при которых вы обычно курите. Да-да, включайте память и начинайте уже писать… обычно после обеда и в дружной компании, а также по пути из дома на работу, с работы из дома, а еще когда позвонил по телефону, а еще после ужина, а еще когда нечего делать, а еще, а еще… список получится очень длинным, если вы проявите терпение. Те, кто имеет хорошую врожденную способность к запоминанию может запоминать условия… но лучше все-таки записывать. Наберите 100 условий, при которых курите. Не получается 100 – не отчаивайтесь, завтра еще вспомните – подпрограмма сбора условий курения уже внедрена в подсознание. Попробуйте их отсортировать в порядке, обратном числу выкуренных сигарет при соответствующем условии. Ювелирная точность здесь не важна. Попытайтесь хотя бы выделить одно главное условие и поставить его первым в списке.

2) Закончили список? Поздравляю, теперь вы видите своего врага в лицо! Это ваши паразитные ассоциации, которые нужно свести на нет. Постарайтесь как следует запомнить этот список условий, начиная с первого пункта – он самый важный.

3) Берем сто листов чистой бумаги, ну или тетрадку, и на каждом листе пишем, что можно делать в ситуациях, которые выписаны и отсортированы на первом этапе. К примеру, после обеда я мог бы: 30 раз подпрыгнуть; 100 раз сжать кулаки, позвонить маме, позвонить любимому человеку; выйти на улицу и, глубоко затянувшись свежим воздухом, понять, что легкие уже не могут без боли вмещать столько воздуха, сколько раньше. А в дружной компании: я мог бы вспоминать те анекдоты, которые я прочитал на днях, а затем их рассказывать; объяснить друзьям, что курение меня убивает, а я продолжаю курить… и на полном серьезе попросить своих друзей не угощать меня сигаретами; вспоминать тех друзей, которых я потерял, перестав общаться со многими некурящими людьми. По пути из дома на работу я буду вспоминать, что я делал на работе вчера; что я буду делать там сегодня; и как я жил раньше, когда вместо того, чтобы анализировать и планировать свою работу, я самозабвенно предавался подавлению рефлексов предупреждения организма о возможной токсической атаке извне. Надеюсь, идея того, что нужно написать на 100 листах, понятна. Наступает этап творчества, вы прямо сейчас начинаете делать из себя другого человека. Человека, который не курит.

4) Исполнять в записанных ситуациях записанные возможные действия.

Успехов!

Автор - Михаил Михалев 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:01

Как быть, когда просят денег

E-mail Печать PDF

Как быть, когда просят денег? Сценарий психологической игры

Не слишком часто обращаюсь к бизнес-тематике в тренинговой практике, но порой и в предпочитаемых сюжетах по личностному росту, самопознанию и саморазвитию «денежные» ситуации бывают очень кстати.

Вот, например, очень интересная игра для группы: «Дай денег!»

Игроки сидят в общем кругу, но в парах - лицом друг к другу. В жестких вариантах они используют собственную наличность, но я - сторонница мягких, поэтому обхожу всех с увесистым холщовым мешочком, в котором собраны вышедшие из обращения советские монеты и прошу каждого взять по семь штук, предупреждая, что достоинство монет не имеет значения. При этом, шутливо охая, прошу доставать их поскорее, поскольку тяжело держать в руках целый мешок денег.

Заполучив свою долю, участники в первые мгновения с видимым удовольствием наслаждаются их весом - покачивая в руках, видом - рассматривая, и позвякиванием - подбрасывая и пересыпая из ладони в ладонь. А мне только этого и надо, поскольку наступает игровое «присвоение понарошечного состояния», и символичность его при этом быстро улетучивается. Когда вижу, что игроки «сжились» с принадлежностью им выданной наличности, прошу договориться о распределении ролей в парах. Если рядом оказываются друзья, родственники, близко знакомые участники, развожу их подальше друг от друга.

А потом объясняю суть игры. Первый партнер, обращаясь ко второму, может сказать только фразу: «Дай денег!» - ничего больше, разве что поменять местами слова на «Денег дай». Зато интонационно ему позволяется испробовать все, на что способен: просительные, требовательные, умоляющие, угрощающие - любые высказывания...

А второй вообще по правилам игры не может говорить: он реагирует мимикой, жестами, позами, а главное - либо дает «деньги», либо нет, - как сам решит (условие такое: когда захочется, дает, когда не захочется - не дает). В процессе этого напряженного, прямо скажем, занятия, игроки наблюдают за собой и партнером: какие ощущения испытывают, какой тон «работает» на получение-отдачу монет, какой - наоборот. Самый трудный момент: даже если просящий забрал уже все деньги у своего визави, он должен продолжать свое соло, взывая на разные манеры: «Дай денег, денег дай».

Лишь по истечении определенного времени (с учетом состава группы и протекания процесса от 3 до 5 минут) ведущий дает знак, и партнеры меняются ролями. В следующем туре меняется состав пар. В небольшой группе желательно, чтобы поиграли «каждый с каждым».

После игры подводятся итоги. Кто с чем остался, кто приобрел, а кто спустил свое «состояние»? Какое обращение результативно? Много интересного узнают о себе участники. Кому-то трудно просить, кому-то невыносимо отказывать... Сильные и слабые стороны проявляются в силу ограничения вербального (словесного) общения и усиления невербального: включаются и визуальные (наблюдение мимики, жестов, поз), и аудиальные (интонационные особенности, звон монет), кинестетические (ощущение собственных выразительных движений тела, денег в руках).

Ко всему прочему, в процессе игры вполне возможны изменения в позиции, и если удастся это отследить (что происходит довольно часто), можно извлечь для себя пользу. По отзывам участников, некоторые приобрели устойчивость в отказе попрошайкам, другим удавалось найти верный тон для разговора с потенциальными спонсорами, кое-кому - оптимизировать диалог на денежную тему со страждущим увеличения карманных расходов подростком или разрешать чреватые конфликтом отношения при покупках.

Автор - Валентина Пономарева 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:05

Как в снах связаны между собой девятиэтажное здание и пересохшая река

E-mail Печать PDF

Как в снах связаны между собой девятиэтажное здание и пересохшая река? Мнение психотерапевта

Продолжаю знакомить читателей с методом толкования снов и его использованием в повседневной жизни.

Ранее мы уже говорили о том, что означают сны о городе и океане, старухе и умершем любимом, числе пять, комнате с зеркалами, патронах и даже мертвых украинских политиках.

На этот раз в фокусе нашего внимания оказались два мужских сновидения.

В первом случае мужчине среднего возраста приснилось, как к нему в квартиру, расположенную на 9-м этаже, входят и выходят друзья. Во втором «ночном» эпизоде он видел пересохшую реку и широкую пустую песчаную пойму. И тот, и другой сюжет снились достаточно часто примерно в одно и то же время, что указывало существование между ними определенной связи.

Попробуем разобраться с тем, что их связывает. Первый сон содержит явные нумерологические символы. Это – девятиэтажное здание. Будучи тройкой, помноженной на саму себя, такое число воплощает представление о вечном и гармоничном, коим является само время, состоящее из «прошлого», «настоящего», «будущего». Подобные образы призваны решать психологические проблемы, снимать внутренние противоречия, порожденные какими-то жизненными обстоятельствами.

Однако настораживает способ, каким попадают в такое символическое место друзья сновидца. Очевидно, в глубине души он считает, что кое-кто из его окружения слишком авантюрным способом достигает требуемых целей. Повторение этого сюжета свидетельствует о том, что вкратце описанные здесь переживания являются для мужчины определенной проблемой.

Я переслал эти рассуждения сновидцу, посоветовав ему обдумать их, а заодно поискать пути решения. В качестве обратной реакции мне пришло письмо следующего содержания:

«Спасибо за толкование, очень интересно. Я специально выбрал эти два сна, так как они мне ранее часто снились и вызывали недоумение. Думаю, вам будет интересно узнать мои комментарии. Сон, в котором друзья попадают в мой дом через окно на 9-м этаже, перестал сниться после того, как я прервал общение с этими друзьями. Видимо, мое бессознательное в то время говорило мне: «Посмотри, какие у тебя странные друзья! Они ведут себя неправильно, глупо рискуют жизнью! А ты беспокоишься из-за них». И жизнь сложилась так, что я перестал общаться с этой компанией. Сон прекратился. Я только сейчас это понял! Спасибо вам за то, что помогли с этим разобраться. Теперь мне все понятно».

Второй сон содержит несколько элементов – мост, река, песок. Налицо пространство, разделенное надвое. Чаще всего такой символ используется душевными процессами для обозначения жизненных рубежей. Пересечение моста – переход на новый жизненный этап.

Но что мы видим? Река пересохла. А вода в глубинной психологии обозначает бессознательное – источник эмоционального обновления. Обычно именно оттуда берутся силы для свершений. В нашем случае отсутствие воды означает временную утрату жизненных сил, усталость, успокоение, фактический отказ от каких-то амбициозных планов.

Когда я сообщил о своих выводах сновидцу, он прислал мне по электронной почте ответ, где написал: «Сон, в котором фигурирует пересохшая река, я соотношу с тем периодом, когда действительно был утомлен и перегружен умственной работой. Причина этому – моя работа в рекламной сфере. Работал даже ночью, сильно переутомлялся. Тогда пересохшая река мне снилась очень часто. Видимо, мое бессознательное таким способом хотело сказать мне: «Осторожно! Каким бы сильным себя не считал, ты можешь опустошить себя и пересохнуть, точь-в-точь как эта могучая река!»

Трудности с общением и упадок сил – вещи, зачастую взаимосвязанные. Во обоих случаях имели место коммуникативные трудности, обусловленные склонностью к компромиссам.

Развитие личности всегда базируется на противостоянии окружающим.

Автор - Сергей Выгонский 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:05

Как в творческом общении с природой осознать и принять свой характер

E-mail Печать PDF

Как в творческом общении с природой осознать и принять свой характер?

Для того чтобы творчески подойти к жизни, совсем не обязательно быть поэтом, художником, фотографом или режиссером. Парадоксально, но часто люди этих профессий забывают, что такое творчество. Ремесло, овладение техническими приемами, удачное копирование чужих образцов – на самом деле всё это имеет довольно отдаленное отношение к творческому процессу.

Что же это тогда такое – творческий подход? Это осмысленный взгляд на мир, на самого себя, на свою самобытность, это уникальная реакция на окружение именно в соответствии со своей индивидуальностью. Это желание и умение сделать что-то по-своему, в соответствии со своим характером.

Характер человека может быть, если выражаться проще, меланхолическим, холерическим, сангвиническим или флегматическим. Это самые древние его определения, данные еще Гиппократом. Точнее, это можно назвать темпераментом, врожденными свойствами, которые входят в состав характера, являются как бы его основой, на которую «нарастают» личностные особенности. Каждый человек своеобразно, индивидуально реагирует на мир в соответствии со своим характером, отражая себя в своих реакциях, своем взгляде.

Природа, с ее растительным и животным миром, подобна человеку – она многогранна, содержит в себе все стороны и способна отразить все, что есть в человеческой душе, на все намекнуть, сделав скрытые душевные движения осознанными, видимыми в первую очередь для самого себя. Поэтому так легко спроецировать на нее свои собственные особенности, увидев их как бы вовне, ощутить их близкими самому себе и принять их.

Когда флегматик гладит своего сонливого, добродушного кота, внешне скупого на проявление чувств и эмоций, он невольно отмечает эти качества, родственные своей душе, такой же медлительной, несуетной и органически неспособной к резким и четким движениям. Погода ему может понравиться устойчивая, безветренная, в которую можно неспешно прогуливаться, спокойно фотографируя то, что привлекает его внимание. Ему может показаться, что, к примеру, дуб похож на него своей основательностью, устойчивостью и невозмутимостью, а крот, подобно ему самому в работе, проявляет упорство, настойчивость и прилежание в рытье бесконечных нор под землей.

Холерик в порывистом ветре, в буйных движениях ветвей, в быстром и страстном беге собаки, преследующей кошку, признает особенности своего характера. Его импульсивность будет сродни активной охоте хищного зверя, энергично нападающего на жертву. В нервном и сильном потоке горной реки будут явно просматриваться холерические «безудержные» черты. Резкие перемены в настроении, неуравновешенность, и быстрая истощаемость нервной системы, присущие холерику, могут отзеркалиться в стремительной шквальной грозе, с грохотом грома и яркими вспышками молний. Картины холериков обычно бывают экспрессивные, полные огня и резких линий.

Подвижность, легкость, веселость, уравновешенность – черты сангвиника. Эти люди необыкновенно близки природе своей естественностью, отсутствием сложных размышлений, некоторой простотой и слегка поверхностностью восприятия. Лето, жаркое и богатое на разнообразные события и меняющиеся впечатления – их время года. «Это дерево похоже на меня, – может сказать сангвиник про липу, – она такая же уютная, не большая и не маленькая, душистая в пору цветения и ласковая для пчел. Как и я, легко принимающий всех людей с их достоинствами и недостатками». А обезьянка, выразительной мимикой, быстротой реакции напомнит ему собственные черты характера. Смена сезонов, приносящих перемену в природе, также мила душе сангвиника, не терпящего однообразия и скуки.

Легко ранимый меланхолик, пребывающий часто в тягостных раздумьях, увидит свою грусть и печаль в осенней, смурой погоде, как бы отражающей его собственные колебания, собственные пессимистичные мысли. Лирические хайку, сочиненные в длинных прогулках, отразят его внутренний мир, настолько созвучный уходящим в небытие мелькающим дням. Грустная, утонченная березка, склонившая веточки к земле, лиричная и нежная, напомнит ему собственную эмоциональную ранимость, застенчивость, слабость и астеничность телосложения.

Природа принимает в себе все, не отвергая, – и яростные вьюги, и скучную осеннюю хмурь, и невыносимую порой жару, и ясные теплые дни, и весеннее оживление, и осеннее угасание – все как у человека, живого, принявшего себя как есть и не заталкивающего себя в «прокрустово ложе» несуществующего «идеального» характера, которого попросту не бывает.

На самом деле современная характерология классифицирует характеры людей гораздо подробнее:

– сангвинический (синтонный) характер (циклоид);
– напряженно-авторитарный характер (эпилептоид);
– тревожно-сомневающийся характер (психастеник);
– застенчиво-раздражительный характер (астеник);
– педантичный характер (ананкаст);
– замкнуто-углубленный (аутистически) характер (шизоид);
– демонстративный характер (истерик);
– неустойчивый характер;
– смешанные (мозаичные) характеры.

Творчески отмечая родственные, близкие себе и своему видению явления природы – по-своему, сообразно своему уникальному характеру, выделяя их на фотографиях, в записях, в музыке – можно начать увлекательное путешествие вглубь самого себя и искусства.

Автор - Марина Шляпина 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:05

Как вам могут пригодиться интеллект-карты

E-mail Печать PDF

Как вам могут пригодиться интеллект-карты?

На майской лекции по инновационному менеджменту преподаватель обрадовала нас вступлением: «Сегодня мы не будем писать лекцию! Мы будем ее рисовать».

Через несколько минут состоялось мое первое знакомство с интеллект-картами – специальным видом диаграмм, созданным для представления информации, идей, заданий вокруг ключевого слова или мысли.

Интеллект-карты (в оригинале называемые «mind maps») помогут не только необычно законспектировать лекцию, но и станут удачным спутником презентации, мозгового штурма, планирования своего времени, разработки проектов и развития личности.

Как отмечается в аннотации к книге «Супермышление» Тони и Барри Бьюзенов, интеллект-карта, метко прозванная «швейцарским армейским ножом мозга», в настоящее время используется более чем 250 миллионами людей во всем мире. Неуклонно растет ее успех в сфере образования и бизнеса: сотни тысяч учащихся с ее помощью улучшили свои отметки, а многие фирмы, работающие в области высоких технологий, сэкономили миллионы фунтов стерлингов или обеспечили себе соизмеримую по объему прибыль.

Визуально, интеллект-карта представляет собой сеть понятий и идей, расположенных вокруг изображенной в центре ключевой мысли и определенным образом связанных между собой логическими зависимостями. Подобные работы могут быть выполнены как на обычной бумаге, так и с помощью различного рода специализированных компьютерных программ.

К примеру, решив нарисовать карту о «Школе Жизни», мы поместим в центр листа название сайта. От него в стороны разойдутся линии, ведущие к понятиям «Статьи», «Рассылка», «Подкасты», «Люди». А от «Рассылки» отойдут ветви к «ШколаЖизни.ru», «Subscribe.ru», «Рассылки@Mail.Ru» и «Maillist.ru». «Людей» же можно будет подразделить на «Администрацию», «Редакторов», «Авторов» и «Читателей». И так далее – в итоге выйдет сложная схема, описывающая внутренний мир всеми нами любимого сайта.

Можно дать несколько рекомендаций людям, желающим впервые попробовать интеллект-карты на практике. Прежде всего, постарайтесь подойти к процессу с максимальной долей креативности! К примеру, нам на лекции было предложено повернуть лист на 45 градусов и начать рисовать в таком нестандартном положении. Рисуйте карту так, как захочется вашему воображению! Экспериментируйте с размером, цветами и рисунками.

Возьмите большой лист бумаги! Не думаю, что тем самым можно нанести сильный урон лесам России, а ваши мысли будут иметь простор и больше возможностей стать закрепленными в карте. Идеально – ватманский лист, но А3 или А4 тоже подойдут – не нужно пытаться уместить интеллект-карту в блокноте.

Создайте центральный образ, который заставит работать ваш мозг! Пусть он будет цветным, крупным, ярким. Именно от него начнут строиться все логические связи будущей «картины».

Пытайтесь записывать мысли кратко! Не нужно загромождать интеллект-карту длинными предложениями – практика показывает, что фактически любую мысль возможно выразить несколькими словами.

Пользуйтесь различными цветами ручек, карандашей и текстовыделителей! Вставляйте цветные картинки, рисуйте цветные соединительные линии – все это помогает еще лучше задействовать креативные центры мозга.

Попытайтесь применить интеллект-карты при первой возможности! Пусть это будет выбор подарка на день рождения друга, проект нового продукта или записи по ходу совещания. Исследования показывают, что эффект от использования этой методики заметен практически сразу.

Да пребудут с вами интеллект-карты!

Автор - Егор Газаров 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:06

Страница 709 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135