Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Зачем нам соционика

E-mail Печать PDF

Зачем нам соционика? Что такое психотип?

Очень часто мы видим (а иногда и раздражаемся) рекламу-предложения разнообразных личностных тренингов. Конечно, тут часто встречается откровенная халтура и выжимание денег. Но все-таки не хотелось бы «вместе с водой выплеснуть ребенка» и лишиться неких полезных знаний только потому, что эти полезные знания оседлали жулики. Приходится как-то ориентироваться...

В наше время все больше людей интересуются науками о человеке, его возможностях, о способах управления людьми, о методах повышения личной эффективности. Люди вообще любят поговорить о себе, классифицировать себя и друзей, выяснять, «кто кому подходит». Отсюда интерес к примитивным тестам и гороскопам – это всего лишь повод порассуждать о себе любимом, и ничего дурного в этом, в общем-то, нет. Многие люди ищут состояния гармонии, «мира в себе». Именно поэтому так велик в наше время спрос на социально-психологические тренинги, на тренинги личностного роста.

Соционика рассматривает человека, как носителя определенного психотипа. Она дает реальную возможность разобраться в себе, понимать людей и предвидеть (в общих чертах) их поведение.

Подробно разобравшись в структуре собственной психики, каждый имеет возможность построить собственную, индивидуальную стратегию развития. В нее могут входить (в зависимости от текущих потребностей) и взаимоотношения с любимым, и взаимоотношения с деньгами, и рабочие отношения, и многое-многое другое. Одним из важных результатов соционического развития является то, что человек, освоив соционическую теорию, получает инструмент, с помощью которого в дальнейшем он может сам оценить, какие из многочисленных предлагаемых разными авторами методик развития подходит лично ему (с учетом его врожденного психотипа), какие свои качества ему необходимо развивать, а какие... лучше оставить в покое.

Не стоит думать, что наличие того или иного набора сильных функций жестко закрепляет за каждым из нас определенный профессиональный и творческий ареал. Да, действительно, люди одних психотипов более расположены к одним видам деятельности, других – соответственно, к другим.

Соционика – это наука, изучающая психологию общения и личности человека.
Почему люди хотят жить дружно, но при этом постоянно ссорятся? Почему люди испытывают «синдром хронической усталости»? Как выбрать профессию по душе и преуспеть в ней? Как найти себе спутника жизни и ужиться с ним? Как понять собственных родителей и собственных же детей? Как строить отношения на работе? Как подобрать ключ к своему шефу? Это лишь немногие из вопросов, которыми занимается соционика.

Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров («Психологические типы», 1921), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).

Такая классификация выглядит, казалось бы, просто, но основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.

Карл Густав Юнг, основываясь, как и все психиатры-клиницисты в то время, преимущественно на практическом консультировании, выявил характеристики, которые, по его мнению, являются определяющими в личности и поведении человека. Задумываясь над взаимодействием человека с окружающим миром, с информацией, которую он получает из этого мира, и над способом получения этой информации, Юнг пришел к выводу, что данными процессами управляют следующие характеристики:

Экстраверт-интроверт – свойство, определяющее, как сопоставляет человек внешний и внутренний мир;
Сенсорик-интуит – способ познания и получения информации;
Логик-этик – предпочтение объективных закономерностей или межличностных отношений;
Рационал-иррационал – предпочтение ситуативной или стратегической реакции на изменения окружающего мира.

Необходимо заметить, что Юнг сам поначалу строил на пересечении этих 4 характеристик некоторые человеческие типы. Впоследствии в своем предисловии к аргентинскому изданию «Психологических типов» (1934 г.) он назвал подобный вид классификации «не чем иным, как салонной детской игрой». Юнг считал каждого человека носителем индивидуальных, свойственных только ему особенностей и черт личности. «Чистых типов не бывает» – именно его слова.

Как мне объяснили, названия типов (все эти Ватсоны и Бальзаки) совершенно условны, и на них не стоит обращать специального внимания. Просто чтобы легче было запомнить. Есть и развернутая теория о совместимости типов между собой – как в брачном смысле, так и в смысле работы и сотрудничества. Солидные фирмы обязательно держат в «отделе кадров» специалиста по соционике, потому что прекрасные люди, принадлежащие к несовместимым психотипам, могут начисто «загасить» взаимные усилия, и не будет пользы ни работе, ни им самим. А хорошо совместимые группы (квадры и так далее) будут подпитывать и дополнять друг друга.

Не менее важно понимать и различать психотипы при воспитании детей, чтобы не заставлять ребенка совершенствоваться в том, что ему противопоказано, не загонять себя и его в невроз и вражду, а наоборот, помочь развить сильные стороны и укрепить слабые.
Однако, определить (типировать) человека не так просто, для этого недостаточно пройти простенький тестик. Для определения соционического типа есть сложные, научно разработанные системы тестов. Да и чтобы вникнуть в это дело как следует, надо основательно почитать литературу. И это приятно, потому что быстрый результат без приложения усилий обычно обещают сами знаете кто.

А мы легких путей не ищем! Мы ищем правильные.

Автор - К. Ю. Старохамская 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:12

Зачем нам тревога

E-mail Печать PDF

Зачем нам тревога? Неопределенность, неизвестность, непредсказуемость...

Тревога – базово – очень нужное чувство... Это напряжение в идеале предназначено сигналить нам о приближении опасности, дискомфорта, об усложнении ситуации.

В своем нормальном виде это переживание мобилизует защитные механизмы, дает дополнительную энергию для разрешения опасной в нашем представлении ситуации.

Но, думаю, нам интересно порассуждать о болезненных, чрезмерных проявлениях этого чувства...

Лучше всего, на мой взгляд, о повышенном уровне базовой тревоги написала Карен Хорни в своей «Невротической личности нашего времени». Эту книгу легко можно найти в Инете и скачать. Я вам свое понимание попробую изложить.

Человек – по сути – часто испытывает враждебность к себе подобным. Но по всем нормам воспитания и морали наша враждебность оказывается под запретом.

Аффекты гнева, злости, недовольства начинают вытесняться. Энергии в этих эмоциях очень много, в сознании они блокируются, но их заряды продолжают жить в бессознательном... Вытеснение гнева порождает в точности то состояние, которое характерно для тревоги: чувство беззащитности, бессилия перед ощущаемой непреодолимой опасностью, угрожающей извне. Запрещаемая себе враждебность легко приписывается окружающим (механизм проекции). Мир окрашивается в такие… пугающие оттенки. И человеку требуется все больше энергии и сил «противостоять» этому пугающему и враждебному миру. Его – окружение – и мир надо изо всех сил контролировать и быть готовым «практически ко всему»…

И чем больше человек старается быть доброжелательным, «белым и пушистым» – невзирая на ситуацию и лица – тем больше он попадает в избыточную тревожность. И тем легче он соглашается с тем, что кругом полно «гадов и сволочей»…

И еще одна формула мне подошла – нереализованное «по месту» возбуждение «скисает» в тревогу. Представьте себе, что вам кто-то сильно досаждает, злит вас, возбуждает разные – в том числе и положительные – эмоции, но у вас нет возможности свою сильную эмоцию реализовать здесь и сейчас в контакте. Вам может быть страшно злиться на ценного для вас человека или стыдно показать ему (ей) свое возбуждение, интерес, или еще что-то…

Например: мне очень хочется позвонить любимому, но я точно знаю, что «хорошие девочки должны быть гордые» и самой звонить – фи! Я буду терпеть, проверять телефон каждые пять минут, сердиться – злиться на него, гада последнего(!) – и в конце концов легко получу тревожное состояние по поводу своей ценности, например... Или начну тревожиться по поводу – а как он там? Жив ли?

Тревога связана с неизвестностью и неопределенностью. Каждый человек в фоновом режиме имеет определенный уровень тревоги, связанный с тем, что жизнь непредсказуема.

Но еще в начале статьи мы договорились обращать внимание на тревогу чрезмерную, малоадекватную твоему «здесь и сейчас». Как с ней обходиться? Конечно, в порядке самоанализа задаться вопросом – что может мою тревогу облегчить? Какие мои выборы в восприятии, в моих реакциях, в моем поведении? Готов ли я встречаться с новым, тревожащим меня опытом жизни, или единственный способ справляться с тревогой для меня – отказ от спонтанности и действие по привычным, отработанным годами, фиксированным схемам?

Достаточно ли у меня веры в себя для принятия факта неопределенности жизни? Или в попытках избежать тревоги я буду изо дня в день осуществлять только один и тот же из множества вариантов выбора? Который когда-то меня выручил? И последствия которого мне так хорошо известны?

Скуушно как-то… Да, предсказуемо, вроде. Но скуушно. И предсказуемость эта вполне иллюзорная. Жизнь ведь все равно проконтролировать невозможно… По определению.

Вот и остаешься тревожный. И к тому же еще и скучный. Живешь «по накатанной». Без взлетов и падений.

Так может пусть она будет – эта тревога – свежая, острая, каждый раз мобилизующая нас для встречи с новизной? А?

Автор - Ирина Лопатухина 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:12

Зачем нужна сила воли и как можно ее развивать

E-mail Печать PDF

Зачем нужна сила воли и как можно ее развивать?

Наша личность – это сад,
а наша воля – его садовник.
(В. Шекспир)

Сила воли – одна из основополагающих черт характера современного делового человека. Более того, многие считают, что сила воли и есть характер. Ведь не зря существует выражение «сильный характер», которое обычно применяют к человеку, обладающему большой силой воли. Это говорит о том, что степень развития силы воли – очень важный показатель, работа над которым должна вестись постоянно.

На деле же нередко происходит иначе. Например, многие люди, решившие бросить курить или отказаться от сладкого, но, не справившись с этими целями, как бы с облегчением говорят: «Ну, нет у меня силы воли!». Но это неверно, поскольку сила воли есть у каждого, просто не каждый ее использует и стремится развивать. Ведь эти же люди вполне в состоянии заставлять себя вставать на работу и трудиться на совесть в течение довольно продолжительного периода времени. Причем каждый день.

Человеку, который хочет добиться в своей жизни определенных высот, создать карьеру, развивать силу воли просто необходимо. Ведь для того, чтобы найти общий язык с окружающими, сдерживать свои эмоции и зачастую ненужную критику, непременно нужна сила воли. Она нужна и для того, чтобы пережить временные неудачи, которые бывают в жизни у каждого. Слабый человек никогда не достигнет многого, если постоянно будет делать себе поблажки.

Человек, способный заставлять себя работать, несмотря на любые неприятности, умеющий избегать конфликтов с начальством и наладить отношения в коллективе благодаря сдержанному характеру, высоко ценится и имеет всеобщее уважение. Но для того, чтобы стать таким в глазах других, необходимо обладать огромной силой воли.

Хорошо развитая сила воли пригодится и в решении повседневных проблем, преодоления всевозможных препятствий. Сильный человек способен устранить страх перед смертью, победить депрессию, избавиться от вредных привычек и других недостатков. Отсутствие других положительных личностных качеств для него не так страшно, так как он может культивировать любое из них, стоит только захотеть.

Какими же способами можно развивать силу воли? Приведу несколько простых правил.

Правило №1. Сделай то, что тебе хочется меньше всего.

Когда вам не хочется что-либо делать, но, тем не менее, выполнять работу необходимо, вспомните это правило. Всегда заставляйте себя заниматься тем, чем не хотите. Помните, что только лень мешает нам справиться с той или иной непосильной задачей. Ведь на самом деле любой человек может больше, чем он себе представляет. Выполнению этих задач противодействуют природная лень и отсутствие веры в себя. Сильный человек способен взять себя в руки, поверить и победить эту лень.

Если вам не удается поверить в свои силы, старайтесь подавлять лень упорством. Доводите себя в борьбе с ней до состояния пытки. После первых побед вы обязательно почувствуете перемены в себе. Впоследствии такая борьба не потребует столь заметных усилий.

Для становления характера очень полезно заниматься любым видом спорта. Лично я могу порекомендовать легкие утренние пробежки в медленном темпе. Бег является отличным средством для развития силы воли, начиная с ежедневного преодоления нежелания вставать раньше, чем обычно, и заканчивая преодолением определенного психологического барьера перед другими людьми.

Не бойтесь быть «белой вороной». Люди, бегающие по утрам, вызывают уважение окружающих, даже если над ними смеются. Если вы никогда не бегали, начните с 5 минут, хотя бы вокруг дома. Постепенно увеличьте это число до 30. Бегая по полчаса каждый день, вы не только сможете развить силу воли, но и повысите жизненный уровень. Ведь бег – это основное упражнение для развития сердца. По мнению врачей-специалистов ежедневный бег в течение полутора лет по 15-30 минут в день увеличивает эластичность и емкость сосудов вдвое.

Правило №2. Упражнения должны носить постоянный характер. Делая себе поблажки, вы рискуете вновь прослыть слабовольным субъектом.

Конечно, нет смысла постоянно заниматься моральным самоистязанием. На то и выходные, отпуска, чтобы отдыхать, иначе рано или поздно возможен срыв. Тем не менее, для сильного человека, процесс развития силы воли равен абсолютной бесконечности. Полностью избавьтесь от мыслей о рабочей деятельности в выходной, с тем, чтобы на следующей неделе с новыми силами взяться за нее, без малейших шагов назад.

Именно поэтому развитие силы воли, как и все остальное в природе, это постепенный процесс. Глупо было бы прыгать с высокой крыши, только для того, чтобы преодолеть страх, или бросаться под ледяной душ без соответствующей тренировки и опыта. Также глупо, например, побороть скованность и застенчивость путем резкого, активного включения в общественную деятельность – в этом случае неизбежен провал. Начните с малого и идите по пути развития силы воли медленными, постепенными шагами.

На первом месте должна быть работа, другие жизненные ценности, а упражнения для развития силы воли и занятия спортом только способствовать достижению поставленных целей.

Правило №3. Для развития силы воли важно глубокое, деятельное желание стать лучше.

Задайте себе вопрос: а действительно ли вы готовы стать лучше, чем вчера? И постарайтесь ответить на него обдуманно и искренне. Ведь с развитием силы воли изменится и ваша личность. Могут измениться некоторые привычки и предпочтения, иногда – даже круг друзей. Поэтому если ответ отрицательный, оставайтесь самим собой. Не у всех хватает времени и сил заниматься самосовершенствованием.

Если же вы все же решили постоянно заниматься, всегда помните о том, насколько это важно для вас. Например, вы решили построить карьеру, для чего необходимо очень много работать, нередко в ночное время. Начав трудиться первую неделю, после нескольких дней вы понимаете, что стали сильно уставать. Так хочется в такие минуты сделать себе передышку!

Вот здесь и надо проявить силу воли. Вспомните совет: «Любой человек может намного больше, чем он на самом деле думает», а еще скажите себе, что вам нравится заниматься работой и трудиться на совесть. Если эта работа творческого характера, вспомните, как нужны ваши дары другим людям, какую пользу они могут им принести. И смело приступайте к делу!

Автор - Виталий Лебедев 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:13

Зачем тату зэку

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Зачем тату зэку?

Все проклято – надежды и мечты,
Низвергнуто, растерзано раздором
До поруганья честной нищеты,
До униженья пред богатым вором.
Зажала жизнь и выкрутила нас,
Из тел все человеческое выжав.
Мы пожираем ближнего, стремясь,
Одни – нажиться, а другие – выжить.
Мне тяжко с вами, бывшие Людьми!
Но тяжесть одиночества – не легче:
Мы так жестоко изменяли мир…
И он теперь – в отместку – нас калечит!

В.Колычев

Наиболее полная коллекция татуировок уголовного мира – у Д.С. Балдаева, который собирал и систематизировал их на протяжении всей жизни. Теперь это издается.

Сам он представляется читателю так: «Я - воспитанник детдома для детей «врагов народа», не закончивший образование художник, участник Великой Отечественной войны, 33 года проработал в МВД».

Вообще-то публикации этого, безусловно компетентного в теме автора, выходили и раньше, например, «Татуированный Сталин» - в Венгрии, Тюремно-лагерный блатной словарь с татуировками - в издательстве «Края Москвы»; «Жаргон и татуировки» с грифом ДСП (Для служебного пользования) в ГУВД Ленинградской области.

Среди специалистов, изучающих «блатные» татуировки, сложилось несколько клише, определяющих их значение. Во-первых, это тайнопись - и с этим нельзя не согласиться. Чего стоят аббревиатуры: БОГ («Буду Опять Грабить»), ЖУК («Желаю Удачливых Краж»), ЛИСТ («Легавых И Стукачей Трамбуй») – это знаки претензии на авторитет. А у женщин: ЛЕБЕДИ – любить буду, даже если изменит, СВАТ? – свобода вернется, а ты?; ТОМСК – ты один моего сердца коснулся… Лирично, не правда ли?

Но чтобы «прочитать» тату, надо учитывать и пространство тела. Одна и та же женская головка, наколотая на животе - атрибутирует проститутку, на груди - означает инициацию малолетнего зека. При этом в отличие от обычной речи, в этих тату знаки разных уровней интегрируются как бы один внутрь другого. Кроме того, они динамичны, т.е. требуют присутствия в среде для того, чтобы верно понимать изменяющиеся значения тайнописи.

Во-вторых, визитная карточка - тоже не представляется спорным. Например, сердце, пронзенное кинжалом - опознавательный символ вора в законе, если он присвоен по наивности не принадлежащим к сему кругу лицом – его ждет смерть; кот в шляпе – значит, крадум, т.е. человек связал свою жизнь с кражами.

А если посмотреть на «нательную живопись» с точки зрения психологии? Поделюсь своими мыслями. Преступный мир – локален, и при всей своей разнокалиберности однороден по отношению к этическим принципам общества. А мир заключенных – и вовсе замкнут. Только представьте: за осужденным захлопывается тюремная дверь или лагерные ворота… У него при себе – только собственное тело, единственная, так сказать, собственность. И он оформляет его – не столько эстетически, сколько информационно.

Не потому ли традиция нанесения татуировки была распространена в острогах Руси с очень давних времен, как минимум, с XI века? Однако пик популярности ее пришелся на вторую половину прошлого столетия. В чем дело?

Наступила информационная эпоха. Генетика («продажная девка империализма»), кибернетика («лженаука») с боями и людскими потерями прорывались в социум. В информационном обществе задача социализации – самоопределения в обществе, обусловливающем взаимоотношения с ним, с его группами и членами – приобретает особое значение.

И как раз с точки зрения социализации личности татуировка тоже приобретает особый смысл – это лаконичная информация и одновременно - психологическая маска. Но если «на воле» люди, выполняя различные социальные роли – от профессиональных до семейных - «текуче» меняют свои образы (на работе – начальник, дома – семьянин), мимикрируя по обстоятельствам, то в условиях изоляции нанесенная на самое себя информация – жестко заданная (принятая?) позиция.

Годами носимая, она «прирастает» к внутренней сущности если не панцирем, то хитиновым покровом, и при выходе на свободу человеку очень трудно от нее избавиться, а значит – обрести навыки вхождения в более широкую общественную среду.

И если он, тем не менее, хочет этого добиться, то либо наносит новые татуировки – расширяя «информационное поле самопозиционирования», либо ищет локальную среду, в которой может рассчитывать на лояльность. Чаще всего такой средой оказывается религиозная – примеры тому не единичны.

Не претендуя на аналогию с современной модой на тату, все-таки рискну заметить, что в любом случае это не просто картинка. Как при решении украсить ею тело, а уж тем более – при выборе «иллюстрации» стоит иметь в виду, что она не захочет быть пассивной, энерго-информационная сущность наколки (усугубленная руками татуировщика) захочет проявляться.

Человек свободен в своем выборе... будьте свободны!

Автор - Валентина Пономарева
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:15

Зачем человеку религия

E-mail Печать PDF

Зачем человеку религия?

Всякое явление в душевной жизни имеет свои причины. Нюанс в том, что зачастую истинные причины скрыты от нас в бессознательных слоях психики. Тем не менее любое явление существуют не само по себе, а служит удовлетворению той или иной потребности, пусть даже сама эта потребность не осознается. При вдумчивом анализе можно понять первопричину того или иного явления. А поняв, осознанно работать с этой первопричиной, а не с маскирующими ее более поверхностными проявлениями.

Одним из таких явлений является религиозность, которую многие верующие считают изначально присущим качеством человека. Давайте попытаемся разобраться, где же кроются корни религиозности.

В 1927 году Фрейд утверждал: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе». Итак, по Фрейду религиозность призвана:

1) примирить человека с явлениями, которыми он не может управлять;

2) уменьшить страх смерти;

3) примирить нас с несправедливостью социума.

Сложно сказать, какой из перечисленных факторов был первым. Возможно, все они одновременно и породили религию. Например, вначале религия была порождена попыткой защититься от природных явлений и лишь затем поиском защиты от страха смерти. Важнее то, что получилось в итоге.

Есть мнение, что относительно примитивные верования построены на обожествлении сил природы, окружающего мира. Условно говоря, явлениям природы приписывались разум и воля. Зачем? Ведь ничего не делается без причины. Наличие у природных явлений разума дает возможность вступить с ними в контакт, тем или иным способом (просьбами или угрозами) влиять на них.

Но человеку от природы свойственно выстраивать непротиворечивую, целостную картину мира. А значит, природные явления или стоящие за ними божественные силы не могут быть просто, абстрактно разумными. Они всегда приобретают то или иное конкретное представление, проецируемое на них человеком. Неудивительно, что взаимоотношения как богов между собой, так и богов с людьми соответствовали общественному устройству. И когда по мере развития общества менялись отношения между людьми, менялись и представления о взаимоотношениях потусторонних сил. Скажем, иудаизм, являясь религией поздней и отнюдь не примитивной, отображает выраженно патриархальный уклад еврейского общества. Настолько выраженно, что даже мир сотворен богом-отцом без какого-либо участия женского божества. Но речь сейчас не об этом.

Мощнейший мотив возникновения религии – страх смерти. Ибо силами природы человек постепенно овладевает или по крайней мере понимает их естественные причины. Страх же смерти непреодолим подобным образом. Что происходит после смерти? Далеко не всякий человек способен с полным осознанием принять тот факт, что он не вечен. И что со смертью он, его личность, исчезнет навсегда. На помощь приходит религия, помогающая избавиться от страха смерти (хотя бы значительно смягчить его). И наш разум охотно хватается за шанс «не умереть», вытесняя самый, пожалуй, главный страх живого и разумного существа.

Страх заставлял человека верить в то, что он не умирает навсегда – по крайней мере не исчезает совсем. Бесчисленное множество народов без малейших на то фактических оснований считали, что смерть – не окончательное исчезновение, а переход в иной мир. Даже у древних греков, в чьем Аиде души вечно бродят в забвении, лишенные личности и памяти (что ближе всего к полному исчезновению), остается психологическая «лазейка», некая иллюзия жизни. Более того: с помощью жертвы душам можно даже временно вернуть подобие жизни! Таким образом греки оставляли себе возможность не признавать реальность смерти.

Конечно, страх смерти маскируется наслоением психологических защит, не позволяющих осознать реальную первопричину. И это нормально. Ведь страх смерти – мощнейший фактор, бороться с которым рациональными путями почти невозможно. И мозг ищет способы избавиться от подавляющего, парализующего осознания факта собственной конечности. Проще всего удалить этот страх. Но удалить его можно лишь из осознания, но не избавиться от него вообще. Условно говоря, можно отвернуться от угрозы, сделав вид, что ее нет.

Но это не значит, что ставшее невидимым нечто исчезло. Оно будет «толкать в спину», «бить по голове» – нарушать наше равновесие... Только раньше мы видели источник беспокойства, а теперь не желаем знать о его существовании. А собственным неприятным ощущениям приписываем другие причины: якобы толкает нас сильный ветер, а больно из-за проблем со здоровьем. И с этими причинами начинаем бороться... Эта аналогия схематично отражает происходящие в нашей душе процессы.

Так, исподволь, продолжает действовать и страх смерти. Теперь его очевидные проявления, казалось бы, не имеют отношения к базовой проблеме. Но именно страх смерти, на мой взгляд, является определяющим для веры человека в высшие силы (а через посредство их в главное – бессмертие).

И наконец, последний фактор: «утешительная» функция религии. Лучше всего ее отражает знаменитое высказывание Маркса: «Религия есть опиум народа». Действительно, многие приходят к вере или к религии именно в поисках утешения. А то и смысла жизни. Ведь с точки зрения Маркса, религия – защита от невыносимых условий существования. И не только физически невыносимых. Духовные потребности человека также требуют удовлетворения.

Религия – это еще и попытка выхода из изоляции личности в собственном тесном мирке, за пределы самого себя. Религиозный человек чувствует себя менее одиноким. Он принадлежит к общности верующих, а главное, находится в контакте с высшими силами. В них он находит опору, на высшие силы опирается существующий в мире порядок, их установлениями можно объяснить (и оправдать!) происходящие события. Катастрофа не сама собой случилась, а по воле богов. Не сам человек совершил роковую глупость, а демоны или бесы его подтолкнули. В роли потусторонних сил может выступать судьба, это все равно оказывается предпочтительнее простой случайности. На судьбу можно свалить происходящее («суждено, никуда не деться»), на случайность сложнее. В общем, наличие высших сил делает картину мира определеннее, упорядоченнее.

Почему же не отмирает подобное мировидение?

Потому, что при всем своем величии наука не может избавить нас ни от смерти (а значит, и от страха смерти), ни от случайностей, несчастий, болезней. О социальной несправедливости можно и не говорить.

Кроме того, каждый из нас несет в себе память о состоянии, когда мы были в полной мере беспомощны перед внешним миром, а защищали нас «всемогущие» внешние силы. Силы эти откликались на призыв о помощи, они удовлетворяли наши потребности и наказывали за «неправильное» поведение. Мы были беспомощными в сравнении с ними, но ими можно было в определенной мере управлять, по крайней мере вполне рассчитывать на их помощь.

Иными словами, все мы несем в себе отпечаток своего детского состояния. По сути, как все человечество не вышло из детского состояния (техническое могущество никак не соотносится с мудростью и ответственным отношением к жизни), так и большинство отдельных индивидов так никогда и не становятся взрослыми. Почему – вопрос отдельный, но принять на себя полную меру ответственности за свою жизнь и прямо взглянуть в лицо неизвестности мы, как правило, не способны. А значит, религия еще долго будет востребована…

Автор - Александр Смирнов
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:16

Страница 707 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135