Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Мужчина и женщина: кто умней и почему

E-mail Печать PDF

Мужчина и женщина: кто умней и почему? Несколько новых фактов современной науки

Вопрос о разделении количества и качества интеллекта по половому признаку с давних пор обсуждается учеными умами. Еще Конфуций писал: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух». И какие бы разносторонние исследования ни проводились в данной области, вопрос остается открытым и продолжает изучаться.

Что ж, попробуем пройтись по результатам некоторых из новейших научных проектов, ограничив обзор хронологическими рамками начавшегося XXI века и – соответственно – обратившись лишь к ряду самых свежих научных данных.

Группа британских ученых несколько лет назад сделала заключение о том, что сильный пол по уму возвышается над слабым аж на целых пять пунктов. Разумеется, этому предшествовало обширное исследование, в ходе которого определялся интеллектуальный коэффициент (IQ) 24 тысяч человек.

В результате удалось установить, что удельный вес мужчин, продемонстрировавших уровень «гениальности», в пять с половиной раз выше, чем женщин, в «номинации» высокообразованных их тоже больше, но, правда, всего в два раза. Любопытно, что в числе носителей низких умственных способностей женщин, по сравнению с мужчинами, оказалось гораздо меньше.

Профессор Ричард Линн из Ольстера (прежде скандально известный своим сравнением IQ по национальному признаку), объяснил полученные показатели, в числе прочего, тем, что «мужской мозг примерно на 10 процентов крупнее женского, а более крупный мозг дает больший интеллект, так что мужчины неизбежно в среднем умнее женщин».

С ним согласен коллега, продвигающий науку в Западном Онтарио, профессор Джон Филипп Раштон. Он ссылается на обследование более 100 тыс. студентов и уверяет, что в интеллектуальном коэффициенте молодые люди на 3,64 пункта опережают сокурсниц. Но злые языки за его спиной шепчутся, мол, у профессора под рукой имелось непропорциональное количество анкет юношей и девушек.

Впрочем, в том же Онтарио профессор Сандра Вительсон категорически не согласна с подобным утверждением. Сама она заявляет, что лабораторным способом доказала наличие большей массы женского мозга, для которого к тому же характерна повышенная концентрация (до 15%) мозговых клеток в областях, ответственных за суждения, личность, планирование и работу.

Тем не менее, по данным этого исследования, активность их отмирания у представительниц прекрасного пола тоже выше, так что по достижении почтенного возраста показатели приблизительно выравниваются с мужскими.

Учёные калифорнийского университета, изучая анатомические особенности двух гендерных противоположностей, установили, что в женском мозге за интеллектуальные способности в большей степени отвечает белое вещество, а у мужчин – серое. Первое несёт на себе связующую функцию, обеспечивая взаимодействие центров обработки информации, которые состоят из второго.

В среднем мозг мужчины содержит приблизительно в 6,5 раз больше серого вещества, ответственного за умственное развитие, по отношению к женскому, в котором зато почти в 10 раз больше белого вещества, отвечающего за ту же функцию.

Социолог Ивон Россдейл решила пойти еще дальше в анатомических изысканиях, и сопоставила данные об уровне интеллекта 1200 американок с… размерами их бюста. В результате кропотливых подсчетов она пришла к выводу об умственных преимуществах полногрудых женщин, но объяснить его не сумела, равно как и никто другой не взялся за расшифровку сенсационной новости (и слава Богу).

В Бостоне взялись изучать зависимость интеллекта от такого актуального параметра человеческого организма для все большей части мира, как ожирение, и выяснилось, что он снижается по мере увеличения веса. – И почему-то, как ни странно, исключительно у мужчин. Во всяком случае, именно такой вывод озвучила профессор Меррилл Элиас.

А что говорит по этому поводу отечественная наука? В одном научном учреждении проведено исследование, в ходе которого получено значение интеллекта мужчин, составившее 100,01 баллов, и женщин – 99,86. И, поскольку разница между ними оказалась меньше критической величины проверочного коэффициента, был сделан вывод о равнозначности умственных способностей обоих полов.

…Дебаты продолжаются. Сторонники мужского превосходства ссылаются на то, как мало женщин среди руководителей, их радикальные противники – что женщин, по статистике, меньше и в учреждениях для слабоумных, а лояльные оппоненты – на то, что всяко бывает.

Не вызывает ли кое-что из рассказанного улыбку? А может, и ассоциацию с утверждением Р.А.Уилсона: «Что бы ни думал думающий, доказывающий это докажет»?..

Автор - Валентина Пономарева
Источник

Мужчина напротив

E-mail Печать PDF

Мужчина напротив... За какими личинами скрываются потомки волшебника Гудвина?

Вообще-то Гудвин – «великий и ужасный» волшебник-шарлатан из сказки «Волшебник из страны Оз» или нашего «Изумрудного города» – детей мог и не иметь. Поскольку авторам сказки этот вопрос не задашь, то достоверных источников у нас нет. Однако Гудвин как художественный образ, по-моему, породил достаточное количество потомков, о типаже которых я и хочу порассуждать. Назвать их «детьми» рука как-то не поднимается. Все же «всегда быть в маске», согласитесь – это выбор взрослого человека! Каковым был и сам Гудвин… Так что же это за мужской образ, и какие маски ему свойственны? Пойдем простым путем и разберем на примерах.

Образ первый. Artist

Все-таки в русском языке определение «артист» относится к тому, кто работает на сценической площадке. Поэтому я и обозначила латиницей – она дает больший маневр для толкования.

Artist – человек искусства. Все, что он делает – воплощает ли идею в произведении, жарит яишню или объясняется по телефону, – несет на себе отпечаток его незаурядной творческой натуры. Обыденность для него – тяжелый груз, и это унылое ярмо нести он не обязан. Неслучайно, если артисту не повезет, то он так и проживет всю жизнь в коммуналке или с родителями, или со всякого рода людьми, обеспечивающими ему бытовой комфорт. Артист – человек страстный и при этом наделенный особым чувством собственного достоинства. Он всегда как будто не от мира сего, что я буду вам рассказывать. Иронизировать над этим было бы грешно. Но! Артисты, друзья мои, бывают разные. И я сейчас о тех, что в кавычках.

Потомка Гудвина распознать порой удается не сразу. Он упоительный собеседник, и если уж сядет на своего «конька», то общаться с ним о всяких высоких материях можно часами и сутками. Что прекрасно. До тех пор, пока вы не начнете испытывать дискомфорт, а выбравшись из морока его экспансивных проявлений, вдруг не почувствуете, что разбиты и опустошены.

А это неминуемо наступит, если в процессе общения вам покажется, что вы обязаны что-то для этого человека сделать и, паче чаяния, что-то ему пообещаете.

Хорошо, если вы искренне верите в человека и в то, что он производит (стихи, сценарии, музыку, картины, и т.д.) Тогда у вас есть шанс стать его музой со всеми сопутствующими, и да пребудет с вами Сила. А если нет, если есть сомнение? И оно раз от разу все укрепляется, когда вы наблюдаете и слышите одну и ту же песню непонятого художника, и весь его «репертуар» уже знаете наизусть? И ситуация сохраняется годами?

Сам Пушкин, рассказывая о «добром своем приятеле», однажды воскликнул: «Уж не пародия ли он?» А нам-то что уж… Один мой знакомый о себе говорит так: «Когда меня спрашивают – что Вы читаете, я отвечаю – пишу, деточки, пишу». Зная его много лет, я полюбопытствовала, что же он пишет… Уж лучше бы читал.

Образ второй. Наполеон

В сущности, много ли мы знаем о Наполеоне, кроме того, что был он низкорослым, уже в юности командовал войсками, проявлял нетоварищеское отношение к женщине и воплощал в жизнь свои наполеоновские планы? Нет, кто-то, может, и осведомлен. Как один мой знакомый, который войсками не командовал, но все остальное у Наполеона перенял, поскольку это был его кумир. Увязывать низкий рост и наполеоновские планы я бы не стала – есть у меня и другие знакомые… Следовательно, речь не об этом.

Наполеон всегда мыслит масштабно. Сидя на кухне и шевеля ногой в дырявом носке, он с одинаковым серьезом будет втирать собеседнику и про сетевой маркетинг, и про нанотехнологии, и про суперкоммерческий интернет-ресурс. Причем собеседник видится наполеону не слушателем и не собратом по трындежу, а будущим исполнителем. Коллег у наполеона, как вы сами понимаете, быть не может. Он – глава, он – «мозг». И если вы робко спросите, а что же он будет делать, пока вы, аки пчелка, начнете трудиться для воплощения его замысла, он с достоинством ответит: «А я буду думать дальше!»

Удивительное свойство наполеонов собирать себе «войска», наверное, изучается антропологами и социологами. Рискну даже высказать мысль, что именно этот типаж, широко распространенный в нулевые годы, и привел нас всех к кризису. Какой же комментарий хочется добавить к этому типу? Его идеи, как правило, не являются оригинальными и созидательными. Иначе он занял бы достойное место в совсем другой типологии мужчин.

Но чем более наполеон убежден в том, что он предлагает нечто беспроигрышное, чем больше отвлечены его идеи от того, что знает и умеет он лично, чем с большей готовностью он готов переключиться от нанотехнологий к искусству торговли грибами и наоборот, тем достоверней его происхождение от Гудвина, а не от Наполеона.

Вы сами можете дополнить этот список отличий. Сходство же разительно: если вы находитесь под влиянием такой личности, то вам кажется, что он действительно незауряден. Особенно если сидите без работы… Но попробуйте снять «зеленые очки». Этот тип вас сразу же вычислит, и вы расстанетесь. С чем вас и поздравляю.

Образ третий. Духовный учитель

Это образ, конечно, самый пленительный для многих мужчин, поскольку в сущности, кроме желания быть в нем, ничего от потомка Гудвина не требует. Нет, конечно, никто не говорит, что это легко, и позиционировать себя как гуру может каждый. Это даже очень трудно. Поскольку сначала надо ведь, чтобы хоть кто-то тебя в таком качестве признал. А для этого недостаточно, чтобы о тебе сказали: «На все вопросы мира есть у него ответы, прочел он три тысячи книг». Надо вызвать ощущение, что у тебя есть ответы не просто на вопросы мира, а на глубинные вопросы конкретного человека.

Для этого есть разные способы. Проще всего достичь своей цели, устремив усилия в область магии, астрологии, эзотерики, йоги, философии, а лучше всего – преподносить свои знания совокупно. Так оно действенней будет, и из этого морока ни один собеседник просто так не выберется.

К примеру, чтобы стать психоаналитиком, надо учиться много лет. И знать, что клиенту никогда не нравится отвечать на неприятные вопросы и быть честным. А чтобы организовать клуб единомышленников, никакого образования не надо. Достаточно только давать людям ощущение, что они поняты, приняты и приобщены к некоему таинству. Поступенчато, но очень приятно. Индивидуальный морок + морок приобщившихся + морок созданной структуры – и вот мы уже имеем вполне жизнеспособное сообщество.

В этом смысле потомку Гудвина не позавидуешь. Ему каждый день приходится быть начеку. Поскольку «гуру» без коммуникации не может, то ежедневно любой, извините за выражение, дурак с мороза, будет пытаться ставить под сомнение созданный нашим персонажем авторитет. А он же не может, как свой прародитель, бесконечно прятаться за ширмой. Хотя очень хотелось бы, и не прятаться, а жить за ней…

Один мой знакомый признался, что на вопрос, заданный на одном из бесконечных тренингов, которые он посещал в юности: «Чего вы хотите больше всего?», честно ответил: «Могущества!»

Тщедушный мальчик с плохим запахом изо рта, у которого не было больших шансов завоевать расположение женщин, пошел по пути, о котором я говорю. Возглавляет сейчас клуб – «ашрам», как он его называет. Берет за личную консультацию такие деньги, что элитные проститутки нервно курят в стороне. Потому что они дают понятно что, а он дает Знание о Судьбе.

Но стоит задать ему несколько простых вопросов по теме, теряется и обижается, как ребенок. Или как Гудвин, к которому пришли без зеленых очков…

Что к этому добавить? Посмотришь потомку Гудвина в лицо – ничего страшного в нем нет. Любая из нас предпочтет беседу с ним привычным делам. Проблема не в этом, а в том, что сам потомок Гудвина меньше всего нуждается, чтобы мы его таким видели, без очков и as is.

Но у нас-то проблем нет? Или есть? Тогда, как говорится, – маски прочь!

Автор - Валентина Мовилло
Источник

Мужчина: вселенский разум или верный служитель смерти

E-mail Печать PDF

Мужчина: вселенский разум или верный служитель смерти?

Если женщина, по своим ограниченным природой умственным способностям, отрицанию суровой реальности и буйной фантазии, имеет все права претендовать на звание ребенка несмышленого, то мужчина, благодаря своей жестокой воле, агрессивности и стремлению властвовать над природой, миром и женщиной напоминает ребенка злого.

«Infant terrible» во всей «красе» – и без поблажки на возраст. Злой гений на погибель себе и всему живому.

Гениальный дар изобретать, придумывать и совершенствовать придуманное, подчинять посредством этого осознания окружающий мир, все живое и неживое, был дан мужчине природой, Богом. А возможно, и самим Сатаной Прекрасноликим, так как, если верить Священному Писанию, в планах Бога Всеблагого никогда не было наделить человека верховным разумом, а наоборот, была попытка ограничения его в этом понимании себя и мира, и посредством этого ограничения понимания достичь его счастья.

Человек вообще, а мужчина как животное самое разумное в частности, напоминает ребенка, играющего в игрушки со всем, что его окружает. И несерьезное отношение к «игре» и к «игрушке», похоже, у него в крови. То есть налицо явный дефект рассудка, который недвусмысленно указывает на то, что почти неограниченные ум и знание мужчины зваться абсолютными никак не могут.

Он с «игрушкой» не только вдоволь забавляется, но и старается заглянуть внутрь ее, чтобы понять, что проводит ее в движение, заставляет её тикать. В результате «игрушка», как правило, ломается, разбирается на части. Ей вспарывается брюхо, выдавливаются глаза, ломается хребет, и только тогда мужчина-ребенок получает некую видимость удовлетворения и удовольствия от финального акта свой жестокой игры. Его несерьезное отношение, любопытство и отсутствие страха поломать или ответственности не поломать «игрушку», все, за что он хватается, что попадает ему в руки, – ужасающе и катастрофично для самого мужчины в частности и для человека в общем.

Древние говорили, что история человечества – история войн. Взглянем внимательно на то, как человек на протяжении всего своего существования относился к самому себе, не говоря уже обо всем, что его окружает и является хотя и родственным и даже родным, но не самим человеком, не его непосредственным эго. Какие виды истязания и пыток живой плоти он придумал и применил, сколько жестоких и разрушительных войн вёл, сколько городов и стран разрушил, сколько своих братьев и сестёр поработил, изувечил и погубил? Как обращался с природой, животными, лесами, водой, воздухом и всем остальным – всем тем, что ему надо было беречь пуще зеницы своего ока, ради самого себя и своих потомков? Какие могут оставаться сомнения у любого здравомыслящего индивида, что человек – это проклятие всего живого и самого себя?

Получается, что нравственное начало, начало гуманистическое в мужчине плохо выражено, что является явным дефектом в «безупречной» мужской природе. Именно полновластный мужчина, а не постоянно ограниченная в правах и поступках женщина, которая, возможно, и могла бы посоперничать в жестокости и бездумном отношении ко всему живому, дай ей волю, – будучи инициатором и стоя во главе этой чумы, как никто несет ответственность за все содеянное.

Двадцатый век был великодушно объявлен веком промышленности, веком индустриального знания, но в то же время получился самым кровавым и разрушительным веком за всю историю человечества. Первая мировая война. Вторая мировая война. Многочисленные войны и кровопролитные конфликты во всех концах и уголках земного шара.

Сотни тысяч китайцев на своей же земле были безжалостно вырезаны японцами лишь потому, что последним стало тесно на своих островах, а под рукой оказалось более совершенное оружие для уничтожения человека. Сотни тысяч человек от голода, медицинских экспериментов и непосильной работы сгинули в фашистских концлагерях лишь потому, что родились не там и не в то время.

Миллионы наших соотечественников погибли, защищая свою землю. Десятки тысяч безвинных мужчин, женщин и детей заживо сгорели при атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Десятки тысяч умерли страшной смертью от ее последствий. Миллион гражданского населения Демократической республики Афганистан погиб лишь за время нахождения там воинов-интернационалистов. И так далее.

Не надо быть провидцем, чтобы понять, что и двадцать первый век, век информационный, век знания и прогресса, получится не менее кровавым и разрушительным: виды аннигиляции человека бесконечно совершенствуются, алчность – по-прежнему вторая натура человека, а разум и добрая воля – по-прежнему лишь красивые слова-обертки, в которые хитрый человек заворачивает свои самые отвратительные деяния, используя для получения профита. И во главе всей этой гонки смерти стоит не кто иной, как мужчина. Мужчина разумный.

Мужчина и война – синонимичны. Как синонимичны мужчина и смерть. В то время как начало женское созидательно, хотя и почти безвольно, произвольно, пассивно, по сравнению с началом мужским, активным. Начало мужское разрушительно, насильственно и зло. Именно через мужчину, от его врожденного устремления к смерти, насильственная смерть в этот мир и приходит. Можно сколько угодно гордиться разумом, дарованным мужчине, его познанием, его знаниями, его волей и силой, но все это нивелируется той необратимой константой смерти, которую мужчина безошибочно несет.

Женщина преисполнена ужаса от одной мысли о смерти. Ее она старается избегать даже в мыслях. И в этом страстном желании отрицания смерти все женщины едины и гомогенны. Жизнь женщины – бегство от смерти. Заговорите в ее присутствии даже о том, что неизбежно произойдет со всеми нами, причем в скором будущем, через десять, двадцать, пятьдесят лет – и вы глубоко оскорбите ее, отвратите от себя своей правдой, своим «вольнодумством». Конечно, в первую очередь это обусловлено тем, что сама природа женщины – жизнь дающая, жизнь продолжающая. Женщина – всегда продолжение жизни. Мужчина – ее сокращение. Женщина – зенит жизни. Мужчина – ее надир. Женщина – смерть минус. Мужчина же – смерть плюс.

Мужчина смерть ищет. Он постоянно играет с ней, жонглирует и забавляется ею. Экспериментирует. Несет её. Всему живому. И именно в этом, а не только в отличии первичных половых признаков или, как нравится думать мужчинам, в размере головного мозга отличие мужчины от женщины.

Женское начало умиротворяющее. Примиряющее. Мужское – насильственное. Уничтожающее. И в этом, если исходить из точки зрения религиозной, женское начало много менее грешно, чем начало мужское.

И с точки зрения гуманистической оно имеет все преимущества перед началом мужским. К сожалению, женское созидательное начало изначально лишено воли. А начало мужское, хотя и наделено волей, не является началом созидательным.

К счастью или несчастью, мир развивается по такой модели, где женское созидательное начало постепенно получит право голоса и встанет вровень с началом мужским. Однако это выравнивание позиций не гарантирует, что к тому моменту начало женское в своей борьбе за право голоса и равные права не приобретет все насильственные атрибуты начала мужского.

По-моему, это и происходит. И если мужское начало тем временем не отойдет на вторые позиции, а продолжит соперничество, от уравнивания двух начал беды этого мира могут только удвоиться.

Автор - Игорь Ткачев
Источник

Мы к вам заехали на час», или Где побыть с любимым человеком

E-mail Печать PDF

«Мы к вам заехали на час», или Где побыть с любимым человеком?

Пресловутый жилищный вопрос зачастую сводит практически на нет возможность побыть вдвоем, остаться наедине с любимым человеком, насладиться общением друг с другом без помех. Ну, никакой личной жизни!

Как сбежать от сварливых соседей, одолевающих добрыми советами родственников, от неубиваемо-бесшабашных сокурсников? Куда двум людям пойти, где встретиться, чтобы провести вместе хотя бы один-два вечера, отдохнуть от обыденности и посвятить это время исключительно любимому человеку?

Даже парам, прожившим не один год вместе, иногда край, как хочется уйти от утомительной рутины будней, сменить обстановку. Так полезно дать возможность любимой забыть про кухню-стирку-уборку, подарить себе и ей беззаботный романтичный уик-энд. Это очень освежает отношения!

Что уж говорить о влюбленных бездомных студентах, молодых супругах, живущих с родителями, и просто о людях, которым важно побыть вместе и пообщаться в приватной обстановке, чтобы получше узнать друг друга, прежде чем строить серьезные отношения или вести избранников домой с родственниками знакомить. Иногда ведь просто элементарно негде побыть вдвоём.

В номера сомнительного санитарного состояния и спорной эстетики интерьера не каждый рискнёт пригласить свою драгоценную половинку, да и себя, любимого. Много дешевых гостиниц и гостевых домов предлагают услуги на час. Но, как выясняется при более детальном изучении вопроса, минимальное оплачиваемое время – 3 часа, и их стоимость практически составляет половину стоимости номера за сутки, а белье и прочие необходимые «мелочи» нужно оплачивать отдельно. Причем, кое-где для регистрации требуется исключительно конкретная (московская) прописка.

Так что наивно полагать, что можно ощутимо сэкономить и легко решить вопрос, выбрав «отель на час» подешевле (вот уж, воистину, «скупой платит дважды»). На самом деле, экономия получается пустяшная, а уровень, с позволения сказать, сервиса весьма далек от располагающего к романтике.

Думается, соответствовать ситуации здесь может только определенный уровень обслуживания в отелях международного класса, которое, кстати сказать, в конечном итоге, ненамного отличается по стоимости. Разнообразие спецпрограмм (например, на выходные, майские праздники, годовщина свадьбы, для молодоженов, романтика) и система скидок позволит выбрать подходящий именно для вас вариант и, без сомнения, оставит о проведенном времени самые радужные воспоминания.

Таким образом, за те же деньги вы получаете обслуживание на уровне мировых стандартов, румсервис, не выходя из номера, и можете со спокойным сердцем погрузиться в нирвану беззаботности, покоя и сладкой неги или в круговорот африканских страстей – чего душа попросит.

Дизайн стильных номеров, великолепные кровати king-size с таинственной подсветкой, кондиционеры, ванны джакузи, мини-бар, огромный ЖК-экран телевизора, выход в Интернет, музыкальный центр плюс халат-фен-тапочки-косметика – что еще нужно для райского блаженства?

Персонал отеля полностью берет на себя заботу о вашем комфорте и делает всё, чтобы создать для вас романтичную атмосферу и ощущение праздника. Можно полностью довериться профессионалам. Они знают в этом толк! Если появится желание насладиться активными развлечениями, можете заказать экскурсии, оторваться в аквапарке, испытать на себе волшебство спа-салона, посетить баню, сауну или турецкий хаммам… что вы еще пожелаете экзотического?

При необходимости соблюсти конфиденциальность можно использовать функцию «инкогнито», как в лучших отелях европейского уровня. И никто вас здесь не побеспокоит, докучающие звонки и контакты исключены.

Для пар, либо вовсе лишенных своей собственной территории для встреч, либо желающих сменить обстановку и скрыться от лишних смущающих глаз, городской отель – это прекрасная альтернатива сомнительным «гостиницам на час». Посвятить время только друг другу, и никому больше, насладиться в полной мере обществом любимого человека там, где никто и ничто не сможет отвлечь, иногда очень даже необходимо. Это новые ощущения, новый виток отношений и возможность освежить чувства.

Автор - Посвятить время только друг другу, насладиться в полной мере обществом любимого человека...
Источник

Мымра или Золушка

E-mail Печать PDF

Мымра или Золушка? Гендерные установки советского кино

Что общего у Кати Тихомировой и Прокофии Людмиловны?

Ну как что? И та и другая – деловые женщины, которые нашли свое счастье! В виде милых недотеп – Новосельцева и Гоши (он же Гога, он же Жора). Но ведь чем-то они и отличаются? Конечно.

Прежде всего, Людмила Прокофьевна – мымра, а Катерина – нет. Катерина в виде девушки была вполне миловидна, а уж в виде директора комбината – прекрасно выглядящая дама. Людмила Прокофьевна поставила на себе крест как на женщине, а Катерина нет. У Катерины в молодости был печальный опыт, от которого осталась прекрасная дочечка. У Людмилы Прокофьевны тоже был печальный опыт, но до детей не дошло, жених скис раньше. Поэтому она ходит в страшнейших костюмах и чудовищных очках, засиживается в своем статуправлении допоздна и никаких попыток устроить свою женскую жизнь не предпринимает. Хотя ей всего 36, а Катерине уже 40, но у Катерины есть возлюбленный (правда, какой-то гаденький).
Но вот случается поворот судьбы: Людмилу Прокофьевну полюбил недотепа Новосельцев, а Катерина встретила в электричке слесаря Гошу. И тут, хоть и не без происшествий, и наступает Счастье.

В обоих фильмах нам преподносится одна и та же мысль: женщина может быть хоть успешным директором комбината, хоть хорошим директором статуправления (или НИИ статистики? в фильме обтекаемо сказано "статистическое учреждение") – все это не имеет ровно никакого значения, если она не при муже. В любом случае она обречена рыдать в подушку. Типичная деловая женщина 70-х – мымра, сухарь, трудоголик, невостребованная сексуально, которой напрочь отказано во внешней привлекательности, с подчеркнуто мужеподобными жестами. Считалось, что начальница обязательно в чем-то ущербна, а в личной жизни – несчастлива.

Казалось бы, что плохого в преданности "домашнему очагу" и "идеалу материнства"? Ничего! Вроде бы вполне благое намерение: женщина действительно должна иметь возможность уделять больше времени детям, мужу и дому. Но именно возможность, а не "единственно правильный" сценарий жизни! В результате на практике это привело к почти полному вытеснению слабого пола из деловой и общественной жизни, жлобским представлениям о деловой женщине как о крокодилице, заниженным заработкам женщин и т.д. и т.п.

Кстати, Людмиле Прокофьевне никто не мешал, в общем-то, привести себя в нормальный вид и до встречи с Новосельцевым. Время у нее есть, зарабатывает директор института очень неплохо. Но зачем ей это? По мнению сценариста и режиссера это не имеет решительно никакого смысла: ведь она уже решила, что не выйдет замуж. Так зачем (рассуждают авторы) и выглядеть прилично? Можно в 36 лет одеваться как ветеранша 2 съезда РСДРП, ходить, забивая каблуками гвозди, и так далее. Какой смысл – намекают нам – просто для себя прилично-то выглядеть?

Катерина, наоборот, не прочь выйти замуж, поэтому она выглядит вполне ничего себе. Она даже делает разведку в клубе "Кому за..." , хотя и старательно прикидывается, что ей это совершенно не нужно. Разведка оказывается неутешительной, мужчин мало и они крайне завалященькие - но интерес был. Интересно, что в клубе "Кому за..." сидит та же Ахеджакова, которая в виде секретарши Верочки учит Людмилу Прокофьевну, как должна выглядеть нормальная женщина. Кстати, сама-то Верочка в плане личной жизни вряд ли может служить заманчивым образцом – она только и делает, что, рыдая, выясняет отношения с мужчиной, то ссорится, то мирится, и детей у нее пока нет, то есть семью она нормальную тоже не создала. Зато она вся из себя разнаряженная, а на работе беспрерывно сплетничает про сослуживиц, покупает шмотки и читает чужие письма.

Самостоятельная Катерина ни у каких секретарш не консультируется. Но помните, что сказал ей в электричке Гога (он же Гоша, он же Жора)?
- ...а еще могу сказать, что вы не замужем.
- То, что у меня нет обручального кольца, вовсе не означает, что я не замужем.
- Даже если бы у вас было три обручальных кольца, они не сделали бы вас похожей на замужнюю женщину. У вас взгляд незамужней женщины.
- А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?
- Конечно. Они смотрят оценивающе.

Это очень забавно, конечно, но ведь и он, и опять же авторы, не сомневаются, что любая незамужняя женщина находится в поиске: кого бы подцепить? Даже в электричке у нее взгляд "оценивающий", иначе она не может. Интересно бы спросить этого мачо, а какой взгляд у замужних? Удовлетворенный? Или замордованный?

...Итак, обе нашли себе объекты. Оба мужичка – лузеры, как на подбор. Новосельцев, правда, растит детей, что его частично оправдывает, но все же и вид у него, как говорят в Одессе, затрушенный, и отчет по "лё-ё-ёегонькой" промышленности он нормально сделать не может. А туда же – мечтает о повышении, причем не ради каких-то возможностей по работе, а ради прибавки в 20 рублей. Можно не сомневаться, что и зав. отделом из него тоже получится неважный, не тот он человек, чтобы руководить людьми.

Гоша (он же Гога и т.д.) работает с удовольствием, его хвалят как талантливого слесаря, но все же он страшно комплексует по этому поводу, и жену ищет непременно рангом ниже себя. Надо полагать, что его первый брак с "прекрасной женщиной" не удался именно поэтому. Еще он все время самоутверждается и твердит, что он мужчина – хотя надо отдать ему должное, подраться он умеет. Живет он в ужасной какой-то дыре, что вообще-то странно: слесарь, да еще крутой, мог бы в СССР зарабатывать очень неплохо, уж побольше чем работник статистики. Да он и сам говорит, что неплохо зарабатывает, ну и куда же все это девается? Уж не на выпивку ли?

Новосельцев, хоть и ни при каком раскладе не побил бы группу хулиганов, а побил только респектабельного Самохвалова, но все же в развитии своего романа с Людмилой Прокофьевной не сдается, а действует – в отличие от Гоши, который как только что-то пошло не так, тут же закуклился в своей норке и запил. Пришлось ему помогать.

И в результате – вот оно, счастье: и директор комбината, и директор статуправления - обе, наконец, обрели положенный женщине замужний статус. Куда там производственным и карьерным успехам по сравнению с замужеством! Неважно, за кого, главное – замужем. Все равно общественное мнение в этой части света непоколебимо: раз не при муже – жизнь не удалась. Хоть ты будь трижды Софья Ковалевская. Интересно, что первоначально "Служебный роман" даже назывался как-то вроде "История Золушки", то есть Людмила Прокофьевна, которая все-таки директор института и дама с положением - бедная Золушка, а принц - конечно, недотепа Новосельцев. Ну разве не поразительно?

...А какое их ожидает счастье – это нам не показано. Хотя, говорят, что и тут уже планируют какие-то продолжения, наверняка такой же отстой, как и с "Иронией судьбы". Но можно предположить, что, так как у Новосельцевых очень скоро оказалось три мальчика, Людмила Прокофьевна скорее всего работу бросила. И, надо полагать, надолго: три маленьких мальчика – это не шутка. Жить, значит, придется на зарплату Новосельцева, каковой и на двух-то мальчиков не хватало. Карьере конец, впереди у нее – кухня и стирка, подруг у нее нету, да еще и без денег, то-то счастье!

У Катерины с Гогой-Гошей вообще непонятно что получится. Комбинат она не бросит, детей малых не ожидается. Значит, слесарь Гога-Гоша будет по-прежнему комплексовать и самоутверждаться, пока не запьет. Если же он все-таки доведет ее, чтобы она бросила работу, то она его с тоски загрызет... Тоже счастьице...
Но кого интересуют такие нюансы? Главное ж замужем!

(Примечание для альтернативно одаренных комментаторов: автор статьи уже отметила серебряную свадьбу, имеет взрослых детей и личными комплексами по поводу незамужества отнюдь не страдает).

Автор - К. Ю. Старохамская
Источник

Страница 618 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135