Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Возлюби ближнего как самого себя

E-mail Печать PDF

Возлюби ближнего как самого себя. Библия
Извечный вопрос множества людей на Земле, особенно часто этот вопрос волнует людей живущих в стране, которая долго шла к развитому социализму. Почему нас недооценивают, не любят и не воспринимают такими, какие мы есть. Почему окружающие нас люди относятся к нам не так как нам хотелось бы. Почему мы всегда стремимся получить поддержку и одобрение окружающих нас людей, чтобы почувствовать себя счастливыми и часто мы надеемся поднять свою самооценку за счет самоутверждения над другими людьми.
Очень часто люди задумываются над тем, почему их недооценивают, не любят и т. д. И очень редко понимают известную фразу из библии правильно. На самом деле истинная причина сформирована зачастую нашими родителями, а им это было заложено, как это не банально звучит в их глубоком детстве социалистическим строем. Это было своеобразным табу Советского Союза — любить себя, отдавать все на благо родине. Неприлично было выделяться из толпы и все попытки выделения себя как личности имели порицание, люди десятелетиями трудились фактически за еду, имели одинаковую одежду и т. д. На первое место всегда вставал социальный строй и на самом последнем была личность и любовь к себе индивида. Прошло много лет после распада Советского Союза, но большинство людей так и не научилось любить и ценить себя. Не научились сами ощущать свою внутренюю точку опоры и тем самым не смогли научить своих детей этому.

Мы до сих пор ищем поддержки и понимания из вне из-за этого происходят наши стрессы, неудовлетворения самим собой, своей жизнью и социальным статусом в обществе. Мы отдаем, отдаем и отдаем и ждем от принимающей наши дары стороны - поддержки. Мы любим других и где -то в самом конце этого списка присутствует наше внутреннее -Я. Хотя если задуматься и задать себе самому вопрос какой человек самый ценный и любимый для тебя? И большинство людей начинает перечислять родственников ближайших, потом далеких, друзей и т. д. , а многие люди с заниженной самооценкой вообще не могут вспомнить про себя и включить в список хоть на какое то место. А если задуматься над словами из библии, то все сразу станет на свои места.
Самый ценный и любимый человек у нас самих, должны быть мы сами. Люби сначала себя и тогда твоя душа будет наполненна любовью и тогда ты сможешь излучать сою солнечную энегргетику, проецирию ее на все стороны своей жизни и взамен будешь получать на уровне энергообмена те же эмоции. А так получается, что мы не научившись любить себя, отдаем как нам кажется, энергию любви другому, а как мы можем отдать то, чего не имеем, и требуем в замен любви к себе, не дополучаем этого в достаточном количестве, требуем еще и еще, а так как мы не можем удовлетворить свою потребность за счет друих этой энергии, у нас происходит дисбаланс и неудовлетворенность собой, своей жизнь, жизнью других и все больше увязываем в «болоте» негативных эмоций и все сложнее становится выбраться из этого состояния фрустации. Так к чему надо стремится и куда идти, чтобы достичь гармонии с самим сабой и окружающим миром.    В первую очередь, прежде всего, чтобы достичь психологического здоровья надо научиться соблюдать свои собственные интересы. Разумные люди обычно в первую очередь соблюдают личные интересы и ставят их хотя бы чуточку выше интересов других людей. Они могут жертвовать собой до определенной степени ради тех, кто им дорог, своим временем, деньгами, интересами и т. д. , но все равно полностью не посвящают свою жизнь ради удовлетворения потребностей другого человека.    Ответственность. Эмоционально здоровые, живущие в гармонии с собой люди склонны принимать ответственность за свою жизнь, свои поступки. Они знают, что все ситуации возникшие и возникающие в их жизни спроецированы ими, их поведением в данной ситуации, их действиями или бездействием. В тоже время они склонны находить людей близких по духу, по интересам и кооперироваться с ними, но в то же время если они не получают достаточной поддержки и существенной помощи, хотя им это было бы и приятно, они не перекладывают всю ответственность, обвинять, защищаясь другого человека, а склонны самостоятельно разрешать все ситуации складывающиеся в их жизни.    Здоровые, гармоничные и зрелые люди обладают гибким мышлением, готовы изменяться, но не фанатично, в своих взглядах на других людей и не устанавливают каких то жестких и неизменных правил для себя и других людей. Зрелые люди дают право на ошибку себе и другим людям, даже если им очень не нравится такое поведение. « Они исправляют те нежелательные условия, которые они могут изменить, принимают то, что они изменить не могут, и имеют мудрость отличить одно от другого.» (Св. Франциск)   Гармоничные люди обычно рады тому, что они живы, и принимают себя уже только потому, что они живут и могут наслаждаться. Они не оценивают свою внутренюю значимость по внешним достижениям или по тому, что думают о них другие. Гармоничные люди не склонны самоутверждаться за счет других индивидов. Стремление обрести гармонию с самим собой очень ценно и дает хорошие всходы. Любите себя, наслаждайтесь каждой секундой своей жизни и достигнув внутренней гармонии, вы не только будете излучать ту божественную энергию спокойствия и любви, но и сможете предпринимать шаги по улучшению отношений с самим собой и окружающим вас миром и как следствее будете притягивать к себе то, что отдаете.

Социальные объединения

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Социальные объединения

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”.

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы —это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные “посредники”, например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов —они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения (“структура власти”). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове “формальный” не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и “неформальные” группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура “власти”. Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход) , несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина “референтная группа”: иногда —как группа, противостоящая группе членства, иногда —как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия “связи” и “отношения”. В современных гуманитарных науках “отношение” считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, “связь”—это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь —это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками некоторой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: позиция —единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус —единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль —единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль —единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: “Он нашел свое место в жизни”(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое “место” определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но “построить позицию” невозможно раз и навсегда, обретение “места в жизни”—событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. “На том стою и не могу иначе!”— в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) — это “врожденная социальность”: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. “Стать истинным дворянином”, “стать истинным офицером”—значит “отлиться по форме” заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни —не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей —их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли —это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.

Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории “социальных ролей”, но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли “лидера”, “умника”, “шута”, “козла отпущения”, “дурочки”, “мальчика для битья”, “красотки”, “недотроги”, “аутсайдера”и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана) , богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль “жертвы” или “обидчика”) , способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них. Так, общности с социал -органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения —от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общностях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до “театральной программки”, где “все роли уже расписаны”. В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в “коммунитас”—всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в “формальной структуре”— множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятельности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал “сам”—по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

Социальная организованность —объединение с целевой детерминацией деятельности

Малая группа —форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она проявляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социальных организованностях?

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Выше мы различили два типа человеческих сообществ: “социальную структуру”(организованность) и “коммунитас” (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия) , так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером —это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего —его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае —неизбежна смена лидера.

Команда с командиром —здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.

Отряд с предводителем (вожатым) —наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители) , и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

Коллектив с советом —хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

Корпорация, партия с вождем —как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин) , либо с главным функционером-организатором; способ управления —на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом —наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели “рассыпают” конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

Осознанные сновидения. Расширение спектра ощущений

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Расширение спектра ощущений

Большинство людей бывают поражены, когда осознают, что они спят. Они вдруг понимают, как дурачили себя все время. Безусловно, особенно в первое время, вы будите удивлены, что ваше, обычно надежное восприятие, рисует абсолютно безупречную картину нереального мира. Одна из наиболее характерных особенностей первых осознанных сновидений -- это ощущение гиперреальности, которое возникает от увиденного во сне и от удивительных созидательных возможностей вашего ума.

У начинающих онейронавтов часто обострение восприятия, особенно зрительного. Слух, обоняние, осязание и вкус могут обостриться мгновенно, как-будто регулятор интенсивности ваших чувств повернули до упора. Раз уж вы исследуете мир сна, испытайте свои ощущения. В повседневной жизни нам слишком часто приходится отключать свои чувства, чтобы сосредоточиться на какой-то конкретной задаче; однако, во сне можно поучиться обратному.

Чувства -- это удивительный инструмент, информирующий нас как о нашем внутреннем состоянии, так и об окружающем. На основании этих данных наш мозг строит модель мира, которую мы и воспринимаем. В детстве мы все учились думать, чувствовать, предполагать и моделировать мир определенным образом. Причем процесс моделирования мира задолго до того, как мы могли над ним задуматься, уже шел автоматически. Поэтому для нас является неожиданностью, осознание того, что события, принимаемые нами за реальность -- всего лишь мизансцена, а люди в ней -- плод нашего воображения. Однако, осознав это, мы обретем сознательный контроль над своими ощущениями в сновидениях.

Сновидческое телевидение

В начале 80-х годов новатор и исследователь, Алан Уорсли провел ряд интересных "телевизионных экспериментов". В своих осознанных снах он находил телевизор, включал его, смотрел и экспериментировал с регуляторами громкости и цвета. Иногда, по его словам, телевизор реагирует и на речевые команды, на вопросы и просьбы показать различные изображения.

Уорсли сообщает: "Я манипулировал образами, как если бы наугад осваивая внутреннюю компьютерную видеосистему, предусматривающюю скроллинг (прокрутку), пеннинг (панорамирование), мгновенную смену картины и "стремительны рост". Кроме того, я пробовал, окружив часть изображения рамкой наподобие картинной, извлечь ее из общего изображения (кадрирование)"

Вот она какая – умная блондинка!

E-mail Печать PDF

Есть вечная любовь, бывшая любовь, красивая любовь, первая любовь, большая любовь, белая любовь, грустная любовь, колдовская любовь, жестокая любовь лесбийская любовь... Но, какой бы ни была она - любовь - неизменный повод для многочисленных дискуссионных изысканий, зачастую представляется как математически выверенный процесс взаимоотношения индивидуумов вне эмоционального контекста. Контраст и противоречие сущностей и явлений нашего безумного мира.

Вот она какая –   умная блондинка!
Моя Дина меня не просто удивила, а по-настоящему шокировала. Я никогда бы и подумать не мог, что женщина может настолько стратегически думать, просчитывать каждый шаг и предугадывать мою реакцию на него. Но, как оказалось, еще как может. Особенно если эта женщина влюблена и хочет, чтобы объект ее чувств сделал ей предложение руки и сердца. А вообще-то все началось с того, что мы учились в одной группе математического факультета. Вместе пропускали пары, ходили в кино, смотрели фильмы для взрослых. Вместе готовились к экзаменам, ездили на разные экскурсии во время каникул. Короче, наша маленькая группа в какой-то мере была маленькой семьей. Конечно, я видел, что Дина не равнодушна ко мне, да и она мне немного нравилась, но никто из нас так и не сделал первого шага. После окончания вуза мы разъехались кто куда. Вместе с друзьями я открыл свою фирму, и тогда ко мне пришла Дина. Как только она услышала, что нам нужен деловод, тут же принесла резюме. Конечно, отказать бывшей одногрупнице я никак не мог, хотя в душе глубоко недоумевал, почему девушка с красным дипломом решила пойти работать в маленькую, только-только стающую на ноги, фирму.
- Адам, может, тебе сделать кофе? -  спросила она как-то однажды. - Что-то выглядишь ты очень уставшим.
С этого дня она стала готовить мне и нашим гостям кофе, помогать мне с документами.
-  Ты, почему замуж не выходишь? - в шутку спросил я как-то Дину. - Умная, красивая, да ты посмотри, какими  глазами  на тебя  мужики смотрят. Или ты арабского шейха ждешь?
В ответ Дина только улыбнулась. Но вот улыбка ее, всегда такая веселая, на этот раз была грустноватой.
- Зачем   мне   шейх,   Адам? - спросила-ответила она. - Да и все те мужики мне не нужны. Ты же на меня не смотришь такими глазами, как они. После этого разговора Дина начала иногда просить меня подвезти ее домой, так как мы жили недалеко друг от друга. А как-то она пригласила меня к себе на чай. С тех пор ужины у Дины стали, чуть ли не нашей общей традицией. Еще в ее лице я нашел прекрасного друга, с которым можно было поговорить абсолютно обо всем. А однажды она позвонила мне утром и сказала, что ее на работе не будет, так как она в больнице.
- Диночка, что случилось? - я почувствовал, как в сердце появилось волнение за сотрудницу. - Почему ты в больнице? В какой именно? Сейчас я приеду.
Оказалось, что под утро Дину прихватил аппендицит и утром ее прооперировали. Я сидел возле нее, когда она приходила в себя после наркоза, приносил ей детские пюре, а через три дня забрал домой.
Перед работой и после нее я приезжал к Дине, привозил продукты, помогал сделать уборку. Однажды я, одевая плащ, почувствовал, что не хочу покидать ее дом. Дом, где живет девушка, которая стала мне такой дорогой. И я, скидывая плащ, остался и признался ей в любви. Предложил выйти за меня замуж. Дина обняла меня и, поцеловав в губы, согласилась. А за несколько дней до нашей свадьбы рассказала, что наши отношения она давным-давно просчитала. «Работа в одной фирме с тобой - это был первый шаг к достижению цели, - говорила она. - Вторым было более тесное общение с тобой, - приготовление кофе, отправка и прием факсов. Потом нужно было познакомить тебя с моим домом, где ты со временем должен был чувствовать себя, как дома. Еще я должна была стать тебе настоящим другом, таким, какому рассказывают абсолютно все, что радует, волнует, вызывает опасение. А потом......
Но дальше я не слушал о следующих «шагах» завоевания меня. Меня   интересовало  другое      Ц - все ли женщины есть такими стратегами, или это мне так повезло с Диночкой? А еще - вот и верь басням о том, что все блондинки - глупые. Моя Дина - натуральная   блондинка, и вон, какую хитромудрую комбинацию придумала.

Кстати! Эта история была написана пользователем, который посещает странный форум любви.
Впервые появился оригинальный способ наказать своего обидчика или обидчицу! - Повесь его на уникальную доску
позора! Доска позора к Вашим услугам!

Внутренние феномены пограничного состояния

E-mail Печать PDF

Границы.

Пограничная патология характеризуется наличием диффузных границ личности.  В результате процессов, происходящих с личностью в психотерапевтической работе, границы достраиваются или вновь восстанавливаются.

Ощущение человеком появления личных границ сходно с ощущением, что у него появилось что-то очень красивое, например, дорогая меховая шуба. Помимо того, что осознавание наличия границ воспринимается, как что-то очень красивое, это ещё и новое ощущение «одетости».

Человек с диффузными (проницаемыми, размытыми) границами чувствует себя "голым", незащищённым, как будто стоит на холодном, сквозном ветру в обнажённом  виде. Или как будто находится в комнате с окнами без стёкол. И первое время, после того, когда человек обнаруживает наличие границ, то есть наличие «одежды», «шубы», то он в контакте с другими пытается вновь «расстегнуть шубу», снять «одежду», то есть вернуться в слияние, потому что, по привычке, думает, что именно слияние обеспечивает безопасность.

На самом деле истинную безопасность дают человеку его границы, умение их простраивать. А слияние сродни самозабытью, «горячечному бреду», когда человек есть, но не осознаёт, не ощущает себя, как личность.То есть это мнимая безопасность, безопасность психологического частичного несуществования.

Следующим этапом на пути осознавания границ может стать «прозрение», что шубу в контакте можно не снимать полностью, а расстегнуть на пару пуговиц, чтобы удобнее было говорить и жестикулировать. Или снять шубу, но ненадолго, как мы скидываем с себя всю одежду во время секса, но после близости, мы всегда одеваемся снова. Человек с невыраженным ощущением границ либо ходит всё время голым - и там , где принято, и там,где не принято, не прилично, что смахивает на эмоциональный эксгибиционизм, либо ходит всё время застёгнутый на все пуговицы,  что напоминает  «секс, не снимая шубы» Первое – это признак зависимости, которая проявляется в неспособности  что-то утаивать, то есть состояние полной открытости.

Второе - это контрзависимость, которая проявляется в страхе открыться, довериться, раздеться перед другим человеком.

Когда в процессе психотерапии границы достраиваются, человек может, вдруг, обнаружить, что огромное количество энергии уходило на то, чтобы «просчитать», как его слова, действия, чувства отражаются на другом человеке, чтобы, исходя из этого, простроить тактику манипулирования другим человеком с тем, чтобы получить желаемое. В связи с тем, что в жизни пограничного клиента было много фрустрации, то есть его потребности удовлетворялись неудовлетворительно заботящимся о нём лицом, то пограничному пациенту пришлось научиться манипулировать другими, но, в первую очередь, самим собой. Только так, принеся свою личность в жертву, он смог получать необходимый минимум для выживания.

Отсутствие личностных границ даёт большую степень чувствительности к другому человеку, то есть способность сонастраиваться, угадывать состояние, угадывать своё влияние, с тем, чтобы успешнее манипулировать. И отсутствие границ даёт "обезболивание" ("блаженное" горячечное забытьё), чтобы ослабить нестерпимую боль фрустрации.

Когда личность достраивает структуры, то есть когда она дозревает до уровня отдельного, автономного функционирования, у неё вновь появляются границы, что приводит к тому что:

  • человеку больше не нужно манипулировать объектом зависимости, потому что теперь он (человек) сам о себе может позаботиться
  • человеку больше не нужно манипулировать собой
  • человек чувствует, что у него появилось что-то очень красивое
  • человек чувствует себя «одетым», то есть защищённым от «взглядов», от «холода фрустрации»
  • у человека исчезает потребность в эмоциональном эксгибиционизме
  • у человека уменьшается количество стыда
  • у человека высвобождается большое количество энергии, уходившей на манипуляцию путём самоманипуляции
  • связанная внутри человека энергия, уходившая на «делание человека (себя) высвобождается и направляется в социум, то есть на «делание дела»

Именно это «дозревание» до автономии и происходит с клиентом в психотерапии, что позволяет человеку стать более успешным и получить доступ к реализации своего потенциала, то есть к самореализации.

Страница 1087 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135