Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Я не очкарик, я гарри поттер

E-mail Печать PDF

Если ребенка дразнят очкариком. Зрение можно восстановить или улучшить и без очков. Гимнастика для глаз. Если ваш ребенок вынужден носить очки, но боится, что в школе или садике с него будут смеяться, то вы должны действовать. Прежде всего, обратитесь за помощью к учителю или воспитателю. Он должен объяснить детям, что у людей бывают разные болезни и их нужно лечить. И если кто-то носит очки, то это значит, что у него больные глаза. С этого в любом случае нельзя смеяться, нужно помочь товарищу преодолеть болезнь.

Много в этой ситуации зависит от педагогического такта учителя. В свою очередь родители должны настроить малыша, что носить очки нужно, чтобы иметь здоровые глазки. Дайте ребенку установку: «Ты у меня молодец, ты сможешь преодолеть собственный страх. А когда кто-то что-то обидное скажет – не обращай внимание. Ведь многие ходят в очках – и это красиво, стильно, например корреспондент который ведет новости по телевизору и ничего». К тому же можно отвести ребенка к психологу, чтобы помочь ему стать уверенным в себе. Многие врачи убеждены, что зрение можно восстановить или улучшить и без очков, и предлагают гимнастику для глаз по методу Шичко-Бейтса.

Стоит отметить, что этот метод не медицинский, а психолого-педагогический, потому что в соответствии с ним человека не нужно лечить, ему достаточно научиться снимать очки и жить без них. Начинаем. Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немного поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз). Каждое упражнение повторяют 4 раза.

«Пальминг». Сложите очень плотно ладони, разместив их под прямым углом так, чтобы образовалась фигура похожая на крышу, через которую не проникал бы свет. Закройте глаза веками и прикройте ладонями, но следите, чтобы скрещивание ладоней приходилось на центр лба, а нос находился между ними. Сидим так около пяти минут. С помощью этого упражнения мы «прогреваем» глаза энергией собственных ладоней.

«Вверх-вниз». Постарайтесь, чтобы подвижными были только глаза, а голова оставалась на месте. Несколько раз двигаем глазами вверх-вниз.

«Вправо-влево». Двигаем глазами справа налево и наоборот.

«Диагонали». Мнимо, рисуем диагональные линии. Проводим вдоль этих линий глазами 3–4 раза. Помним, что голова остается на месте, двигаются только ваши глаза.

«Прямоугольник». Мнимо, рисуем прямоугольник, следовательно, проводим вдоль всех его сторон глазами в одну сторону и затем в обратном направлении. «Циферблат». Представляем часы, двигаем глазами по часовой стрелке по кругу, и точно так же – против часовой стрелки.

«Змейка». Мнимо, рисуем волнистую линию и ведем по ней глазами к «хвосту», аналогично в обратном направлении – к «голове». А еще, убеждены врачи, очень полезным для зрения является употребление экстракта прополиса и черники (причем ягоды рекомендуется, есть в любом виде и столько, сколько хочется).

Тревога страх

E-mail Печать PDF

Тревога страх

Типично американская болезнь

В 1869 году в „Бостонском медицинском и хирургическом журнале“ была опубликована и привлекла к себе внимание небольшая заметка американского невропатолога Джорджа Бирда „Неврастения, или нервное истощение“. Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни.

Бирд считал, что неврастения — болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи, проявившие большой интерес к открытию Бирда, обнаружили, что и в Старом свете аналогичное заболевание встречается достаточно часто.

Крупнейший немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг вслед за Бирдом выпустил брошюру „Наш нервный век“, которая „шла“ в Европе нарасхват, и с тех пор изобретённое американским учёным слово „неврастеник“ стало чрезвычайно модным и вошло во многие языки, в том числе и в русский.

Во всём мире заговорили о „новой“ болезни, которая, по словам Бирда, является следствием непомерно высоких требований, предъявляемых к человеку цивилизацией XIX века.

Понадобилось специальное научное исследование для того, чтобы пелена спала у людей с глаз и они наконец заметили, как много среди них появилось душ, вечно охваченных тревогой, не способных ни в чём найти успокоения. Люди живут не так, как раньше. Они постоянно в напряжении, чем-то заняты, куда-то спешат. Им необходимо принимать решения, от которых зависят их жизнь и благополучие. Со всех сторон на них обрушиваются потоки новой информации, и они не успевают её переваривать. Всё время их куда-то завлекают, что-то обещают, вызывают в них сильное волнение, иногда приятное, иногда нет, но и в том и в другом случае лишающее душевного покоя. Люди теряются в жизненном водовороте, болезненно реагируют на пустяки, быстро утомляются и с трудом восстанавливают свои силы.

Между тем приближался ХХ век, который психологи иногда называют веком шизофрении и нарциссизма, но чаще всего — тревоги и страха.

Страх перед наступлением страха

В 1872 году немецкий невропатолог и психиатр Карл Вестфаль опубликовал статью „Агорафобия, невропатическое явление“, в которой впервые дал точное и ясное описание агорафобии — боязни открытых пространств.

Человек вроде бы совершенно здоров, но вот вдруг перед тем, как перейти площадь или широкую улицу, он испытывает ужас, словно ему предстоит пройти по шаткому мостику над глубокой пропастью. Он дрожит, у него жар и неистово бьётся сердце. Грудь как будто сжата стальными обручами. Человеку кажется, что он прирос к земле и упадёт, как только попытается от неё оторваться. Ему хочется одного: поскорее вернуться к себе домой.

Вскоре выяснилось, что агорафобия лишь одна из разновидностей фобий: состояний тревоги, похожих друг на друга, имеющих, видимо, одну и ту же природу. Обнаружили их великое множество: боязнь внезапной смерти, повредить ногу или руку, заболеть инфекционной болезнью, потерять память, оглохнуть, ослепнуть. Боязнь острых предметов, которыми можно порезаться самому или порезать кого-нибудь. Боязнь животных: собак, кошек, мышей, пауков, змей. Страх перед одиночеством или, наоборот, перед нахождением среди большого количества людей. Страх перед близостью с другим человеком. Боязнь покраснеть или вспотеть. Боязнь грозы, темноты, грязи. У студентов появляется боязнь экзаменов, совершенно независимая от уровня их знаний. У актёров и ораторов бывает страх перед выходом на сцену.

При клаустрофобии — боязни замкнутых пространств — человек предпочитает обходиться без посещения музеев и театров, при акрофобии — боязни высоты — одним страшно лететь на самолёте или пройти по мосту, а другим подойти к окну. Человеку кажется, что он может выброситься на улицу.

Существует и фобофобия — „страх перед наступлением страха“. Фобии часто сопровождаются странными ритуалами. Например, прежде чем приступить к выполнению какого-либо дела, непременно нужно оглянуться и щёлкнуть пальцами. Почему-то после этого тревога на какое-то время улетучивается.

В чём загадочность фобий? В том, что тот, кто им подвержен, часто сознаёт бессмысленность своих страхов. Он прекрасно понимает, что вероятность авиакатастрофы мала, но ни за что не полетит. Он знает, что мост прочен, простоит ещё сто лет и не рухнет, а всё равно боится пройти по нему. Дело ведь не в авиакатастрофе и не в том, что мост может развалиться, а в том, что в самолёте или на мосту человека охватывает тревога, связанная с определённой ситуацией, а не с определённой угрозой.

Человек понимает нелепость своего поведения. Ему кажется, что окружающие смеются над ним. Он не хочет быть посмешищем, но контролировать своё поведение не в силах. Безвыходность положения усиливает тревогу.

Спрашивается: почему фобий не замечали раньше? Замечали. За сорок лет до публикации статьи Вестфаля другой немецкий психиатр Карл Флемминг (1799–1880) описал агорафобию, но и он, конечно, был не первым. О ней знали уже врачи XVI века. Просто Вестфаль сделал своё открытие в то время, когда проблема тревоги и страха начала привлекать всеобщий интерес. Изучение фобий должно было помочь понять природу тревоги.

Два полюса тревоги

В 1924 году ученик и сотрудник Фрейда Отто Ранк (1884–1939) опубликовал книгу „Травма рождения и её значение для психоанализа“, в которой утверждал, что в процессе рождения индивидуум сталкивается с ситуацией, грозящей ему гибелью, и его реакция становится прообразом всех будущих страхов. Для Ранка было важно, что „индивидуум приходит в мир со страхом, и этот внутренний страх существует независимо от внешних угроз, сексуальной или другой природы“.

После рождения человек постепенно формирует личность и становится индивидуальностью. В противоположность животным он не наделён врождённой, совершенной способностью к адаптации. „Ему приходится самому искать путь в жизни, — писал знаменитый немецкий психиатр и философ Карл Ясперс. — Человек не есть готовая форма, он формирует себя сам. В той мере, в какой он всё-таки представляет собой готовую форму, он близок к животным“.

Перед тем как стать самостоятельной и независимой личностью, человеку приходится испытать множество ударов. Ребёнка отнимают от материнской груди. Когда он подрастает, его лишают беззаботного времяпрепровождения и отправляют в школу. Люди отдают большую долю своей свободы, когда вступают в брак. Профессиональная карьера тоже требует ограничений. Человек постоянно от чего-то отказывается и множество раз испытывает „маленькую смерть“.

Ранк говорил о страхе перед жизнью и страхе перед смертью. Страх перед жизнью — это боязнь идти вперёд, тревога, которая охватывает при необходимости создавать новое, одновременно перечёркивая привычное старое. Страх перед смертью — это боязнь потерять свою индивидуальность и независимость. Между этими двумя полюсами тревоги человек находится на протяжении всей своей жизни. Но если здорового человека тревога заставляет напрячь силы и преодолеть её, невротик не способен сохранить баланс между страхом перед жизнью и смертью.

По Ранку, человеку, оказавшемуся вне рамок социальных и культурных ценностей, очень трудно преодолеть тревогу. Потеря единства с миром обостряет чувство вины, боязнь отвечать за свои поступки и ощущение своей незначительности и ненужности. Идея единства человека и мира существенно повлияла на дальнейшее развитие психоанализа и понимание природы тревоги, но пришла она в психоанализ извне, поскольку была широко распространена в начале XX века. Создатель квантовой теории великий физик Макс Планк (1858–1947) выразил её так: „Когда мой внук выбрасывает из кровати свою куклу, вздрагивают звёзды“.

Тревога — выражение комплекса неполноценности

Любимым учеником Зигмунда Фрейда был Альфред Адлер, но случилось так, что именно он первым порвал со своим учителем. Произошло это в 1911 году, а на следующий год Адлер выпустил книгу „О нервном характере“, в которой обосновал своё собственное учение.

Фрейд смотрел на человека как на биологический автомат, управляемый сформировавшимися в течение многовековой эволюции импульсами и инстинктами. Он придавал первостепенное значение всему, что связано с сексом. В этом есть логика — ведь секс лежит в основе размножения живых существ. Без него не было бы ни жизни, ни эволюции.

Фрейд пришёл к выводу, что невротическая тревога — результат неудовлетворённых сексуальных желаний. Это может случиться при прерванном половом акте или при длительном его ожидании. Вынужденный отказ от исполнения первоначального стремления воспринимается как угроза личности и проявляется в невротическом поведении.

Для Фрейда фобия — это выражение невротической тревоги. Бывает, что мужчина возбуждается на улице при виде проходящих мимо него женщин. Возбуждение подавляется. В результате возникает беспокойство, подменяемое боязнью улицы. Появляется агорафобия.

Адлер понял, что психоанализ может существовать без сексуальной подкладки, которую ему упорно навязывает учитель и которая многих отталкивает. Не то, чтобы без секса можно совсем обойтись, но его следует поставить на соответствующее ему более скромное место.

Фрейд, рационалист до мозга костей, стремился исследовать человеческую психику так, как изучают законы электричества. Но в физике всё основывается на результатах опытов. А дать убедительное экспериментальное доказательство верности толкования сновидений пока ещё никому не удалось.

Фрейд не мог не видеть противоречий в работах своих учеников, и это должно было его тревожить. Первым следствием всякого невротического испуга является сужение сферы деятельности и внимания. Невротик Фрейд сосредоточился на сексуальных стремлениях и старался свести к ним всю человеческую психику.

Перед Адлером стояла иная задача, чем перед его учителем. Демонстративное одобрение его работ Фрейдом могло восприниматься как похвала за то, что ученик следует по стопам учителя. Адлеру необходимо было самоутвердиться, создать свою собственную школу и своих последователей. Возможно, конфликт с Фрейдом в значительной степени основывался на комплексе неполноценности. Он и лёг в основу учения Адлера, из которого впоследствии вырос „неопсихоанализ“.

Адлер много болел с раннего детства: из-за рахита начал ходить лишь в четыре года, тогда же перенёс пневмонию и чудом остался жив. Он старался во всём превзойти своего старшего брата. (Возможно, для взаимоотношений Адлера и Фрейда имело значение то, что брата Адлера, как и Фрейда, звали Зигмундом.) По Адлеру, преодоление беспомощности и незащищённости играет огромную роль в жизни как отдельного человека, так и целых народов и всего человечества. Когда-то люди жили в страхе перед стихийными бедствиями и хищными животными. Для того чтобы выйти из положения униженности, человечество создало технику, науку, культуру. Их главное назначение — компенсация человеческой слабости.

Адлер видел в пациенте не носителя ряда болезней, а прежде всего личность, целостности которой что-то угрожает. Все желания, представления, воспоминания, сны человека отражают возникший в результате взаимодействия с окружающим миром „жизненный стиль“, который иногда оберегается тщательнее, чем сама жизнь.

Тревога, по Адлеру, — выражение комплекса неполноценности, возникающего, когда человек чувствует неспособность установить нормальные отношения с другими людьми.

Адлер, как и Фрейд, заинтересовался агорафобией, но понял её по-другому. Он начинал не с причины, а с цели. Человек выходит на улицу, и его неожиданно охватывает тревога. У него кружится голова и усиливается сердцебиение. В его поведении — призыв к другим людям о помощи. Дрожа от страха, агорафоб как будто говорит: „Смотрите — я беззащитен. Я болен и не отвечаю за свои поступки. От меня нельзя ничего требовать“.

Если человек не может справиться со стоящими перед ним задачами, он вспоминает время, когда ему помогали. Ребёнок плачет до тех пор, пока мать не выполнит его требования. Человек, намеренно демонстрирующий своё бессилие, пытается таким способом управлять другими людьми.

Стремление к власти над людьми — это типичное желание получить „сверхкомпенсацию“ за комплекс неполноценности. В окружении Фрейда считали, что идея „воли к власти“ заимствована Адлером у Ницше. На самом же деле Адлер не взял у Ницше ничего, кроме выражения „воля к власти“, которое переименовал в „стремление к власти“, вложив в него иное содержание.

Чем больше страдает человек от комплекса неполноценности, тем ярче разгораются в нём фантазии, в которых он играет роль удачливого и предприимчивого индивидуума. Чем сильнее внутренняя тревога, тем сильнее потребность невротика доказать своё превосходство над другими людьми. Общность людей человек ощущает, когда он здоров. Невротик её не чувствует. У него растут отчуждение, агрессивность, садомазохистское стремление мучить других людей и самому страдать от их несправедливости.

Адлер, сердечный, общительный, остроумный человек, умел найти подход к своим пациентам. Его теории в отличие от фрейдовских никого не шокировали. Книги Адлера быстро стали популярны, а идеи нашли многочисленных сторонников как среди учёных, так и среди широкой публики. Но всё же в учении Адлера преодолению комплекса неполноценности в развитии человеческой личности придавалось слишком большое значение.

Тревога, вызванная неодобрением

Американский психиатр Гарри Стэк Салливан (1892–1949) определял психиатрию как „изучение биологии межличностных отношений“. По Салливану, разобраться в психике отдельного человека можно, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых сильнее всего проявляется его личность.

Для того чтобы проникнуть в причины, порождающие тревогу, надо заняться отношениями ребёнка с наиболее важными для него людьми из ближайшего окружения. Между матерью и ребёнком возникают особые эмоциональные отношения. Салливан называл их эмпатией, то есть вчувствованием. Если ребёнок растёт боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребёнок тоже становится пугливым. Это бывает так часто, что возникли предположения о том, что боязливость передаётся по наследству, но многие психотерапевты всё же уверены, что она даётся воспитанием в младенческом возрасте.

Салливан считал, что перед человеком стоят две основные цели: удовлетворение физических потребностей, таких как еда, питьё, сон, и обеспечение собственной безопасности. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, недостаточно быть защищённым от болезней и смерти. Защищённым должно быть развитие личности. (Адлер говорил о жизненном стиле.)

Человек так устроен, что ему необходимо всё время расширять свои возможности. Для ребёнка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослыми, от которых он полностью зависит. Вырастает психопатический асоциальный тип, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Круг целей, к которым стремится человек, и круг опасностей, которых он избегает, ограничены. В принципе речь в психоанализе всегда идёт об одних и тех же целях — стремлении к власти, деньгам и чувственным удовольствиям.

Воля к власти и желание не оказаться вне общества дополняют друг друга. Под ненасытной алчностью можно разглядеть поиск пути к власти. Психиатры, склонные к рационализации психических процессов, подают сочетания из небольшого набора душевных побуждений под разными соусами и настойчиво подчёркивают важность какой-либо одной стороны желаний. Они уподобляют человека биологическому автомату, но не с сексуальными, а какими-либо иными потребностями. Если они удовлетворены, человек испытывает удовольствие и не ощущает тревоги. Возникает немало вопросов. А если правы те, кто утверждает, что агрессивность и жестокость заложены в природе человека и что некоторые люди предрасположены к преступлениям от рождения? Агрессивность часто встречается в человеческих отношениях, и может показаться — это нормальное свойство человека. Почему бы не считать насилие биологической потребностью, которая может вызывать удовлетворение?

Известный немецкий психиатр и невропатолог Курт Гольдштейн в годы Первой мировой войны руководил большим психиатрическим госпиталем. Наблюдая за больными с поражениями головного мозга, он заключил: тревога — результат попадания человека в „катастрофические условия“, с которыми он не может справиться. Человек чувствует, что его жизнь или равноценное жизни — под угрозой, и пути к спасению он не видит. Тревога появляется тогда, когда рушится связь человека с окружающим миром, когда человек не может самореализоваться. Страх же возникает, когда человек рискует оказаться в состоянии тревоги.

Ребёнку труднее справляться со своими проблемами, чем взрослому, но в нём живёт стремление действовать, несмотря на все угрозы и неудачи. У человека с ранением головного мозга, как и у ребёнка, ограничены возможности справляться с трудностями, но у него к тому же ослаблена способность переносить тревогу. От тревоги нельзя убежать, её нельзя обойти, через неё необходимо пройти. Тревога предупреждает не только о риске погибнуть, но и об открывающихся новых возможностях. Тот, кто, впадая в отчаяние, замыкается в себе, от возможностей отказывается. Гольдштейн утверждал, что возникновение культуры связано не с подавлением запретных желаний, ведущих к тревоге (как считал Фрейд), а с радостью преодоления преград свободной личностью.

Желания и потребности

Мне надо в театр. Мне надо на футбол. Мне надо погулять. Мы часто употребляем слово „надо“ вместо „хочу“. Следовало бы сказать: „Я хочу пойти в театр“ или „Я хочу пойти на стадион“. Ничего страшного с человеком не случится, если он не побывает на футбольном матче или спектакле.

Люди не случайно постоянно путают потребности и желания. С потребностями они рождаются. Желания возникают в процессе человеческого развития. Потребности должны быть обязательно удовлетворены. Чем скорее и полнее они будут удовлетворяться, тем лучше для ребёнка. Если малыша оставить без еды или тепла, он не выживет. Даже отсутствие ласки может стать причиной тяжёлой болезни и смерти. А если ребёнок и выживет, он всю жизнь будет страдать от перенесённых лишений и от того, что его потребности плохо удовлетворялись.

Фрейд говорил о подавлении желаний и не занимался специально проблемой разделения желаний и потребностей. Однако в „Толковании сновидений“ он заметил, что желание возникает как попытка восстановить ситуацию удовлетворения какой-нибудь потребности. В отличие от потребностей желания основаны на воспоминании о полученном удовольствии. Все попытки вернуть прошлое приводят к разочарованию. В одну реку не входят дважды. Желания никогда не могут быть полностью удовлетворены. Как только одно исполнится, на его место приходит другое. Конечно, у старухи из сказки о рыбаке и рыбке характер был несладкий. Но, не знающая чего бы такого пожелать, она ничем не отличается от прочих людей. Её поведение заурядно.

Мы говорим о своих желаниях как о потребностях, а о своих потребностях как о желаниях. „Я хочу спать“, „Я хочу есть“. Человек как будто уговаривает сам себя, что он действует по своей воле. В русском языке „потребность“ имеет тот же корень, что и „требовать“. В немецком „Bedurfnis“ — потребность, глагол „durfen“ означает сметь. В итальянском „bisogno“ — потребность, „sogno“ — сон, мечта, „sognare“ — мечтать, видеть во сне. Потребность — то, что требуют, о чём мечтают, чего смеют добиваться. Между потребностями и желаниями не глухая стена, а непрочная дырявая перегородка. Может быть, и перегородки-то никакой нет: потребность и желание — две стороны одного явления. Когда говорят о потребности, подчёркивают его физическую природу, а когда говорят о желании — психическую.

Тревога, возникающая при неисполнении потребности, связана со страхом перед смертью, при неисполнении желания — перед жизнью. В первом случае это боязнь потери индивидуальности и независимости, во втором — боязнь всего нового и необходимости делать выбор.

Ребёнок с раннего детства учится отказываться от неосуществимых желаний. Если бы невозможность получить в подарок Луну или немедленно превратиться в слона приводили к душевным потрясениям и сказывались на всей оставшейся жизни, мир превратился бы в сумасшедший дом. Ребёнок берёт пример с взрослых и переносит своё стремление на объекты, которыми он может реально обладать и к которым тянутся окружающие. Если все желания иллюзорны, невыполнимы и приносят одно разочарование, мудрее всего постараться свести их до минимума, то есть до потребностей, которые необходимо удовлетворять для того, чтобы выжить. Но, может быть, у желаний есть иное назначение, чем дразнить наше воображение?

Цель и путь

Психоанализ исходит из того, что внутренний конфликт возникает, когда появляется препятствие, мешающее осуществить то, чего требует воля к жизни. Ницше считал — воля приписывается задним числом к уже совершённым поступкам. Он отказывался признать волю причиной действий. В каждом человеческом поступке слиты причины и следствия. Разделить их невозможно. „Первопричина, — писал Ницше, — как „вещь в себе“, не загадка, а противоречие“.

Герои трагедий Шекспира Гамлет и Макбет — люди бесстрашные. Гамлет ненавидит своего дядю короля Клавдия ещё до того, как от духа своего покойного отца узнаёт о совершённом им преступлении. Макбет готов на всё, чтобы стать королём, ещё до того, как ведьмы предсказали, что он получит корону. И Гамлет и Макбет живут в соответствии со своими „жизненными стилями“ и идут по избранному пути. Гамлет должен отмстить, Макбет — стать монархом. И того и другого съедает тревога. Они догадываются, что обречены, потому что живут в чуждом им мире. Оба готовы погибнуть, но погубить их должна посторонняя сила. Они начнут действовать, но лишь тогда, когда перед ними будут ясные цели. Цель должна оправдать не средства, употреблённые для её достижения, а затраченные усилия. Мстивший преступнику Гамлет и сознательно шедший на преступление Макбет озабочены одним и тем же: им нужен повод, чтобы действовать.

Но зачем Шекспиру понадобились призраки и ведьмы? Их явление могло быть сном или галлюцинациями. „Промежуток между ужасным действием и первым побуждением похож на призрака или кошмарный сон“, — говорит Брут в трагедии Шекспира „Юлий Цезарь“. Появлением в театральном действии призраков и ведьм Шекспир словно говорит: „Бесполезно искать рациональные причины человеческих поступков“.

У рационалиста Фрейда неожиданно вырвалось: „Влечения — мифические существа, великолепные в своей неопределённости“. Также он писал о „бессознательных желаниях“. Один из основателей экзистенциальной психотерапии швейцарский учёный Медард Босс возражал: желать можно только то, что достойно желания. Однако нельзя знать, что нечто достойно желания, и одновременно ничего об этом „нечто“ не знать.

Может быть, надо говорить не о „бессознательных“, а о „потенциальных“ желаниях. У каждого человека есть множество „потенциальных“ целей, которые соответствуют его „жизненному стилю“. Иногда они могут дать временное облегчение, никогда — полное удовлетворение.

Тревога — плохой советчик. Она не подсказывает путь, которым следует идти, но побуждает искать. „Человек не может жить без постоянного доверия к чему-то неразрушимому в себе, — писал Ф. Кафка, — причём как это неразрушимое, так и доверие могут постоянно оставаться от него скрытыми“. Это „неразрушимое“ не втиснуть в рамки „жизненного стиля“. Его не объяснить американским (европейским) климатом или образом жизни.

„Жизненный стиль“ и „комплекс неполноценности“ возникают, по Адлеру, в результате борьбы с миром. По Ранку, противостояние с миром начинается в момент прихода в него человека. Представлениями о том, что человеческое развитие непременно связано с борьбой, пронизана вся история нашей цивилизации. Недаром пословица говорит: „Победителей не судят“. Человеку не дано победить мир, потому что, по словам Кафки, мы „не менее глубоко связаны с человечеством, чем сами с собой“. В своём развитии мы проходим через все страдания мира. „Для справедливости здесь нет места, но его нет и для страха перед страданиями или для толкования страдания как заслуги“. „Ты можешь держаться в стороне от страданий мира… Но, возможно, именно это уклонение и есть единственное страдание, которое ты мог бы избежать“. Бегство от тревоги всегда оборачивается бегством от мира. Бегство от мира — бегством от самого себя и потому ростом тревоги. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: „Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога… возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию и взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека…“

Единственно прекрасный мир

E-mail Печать PDF

Единственно прекрасный мир

Жил-был старик-профессор. И было у него три сына-студента: старший, средний и младший. Настала сыновьям пора жениться. Старик, видимо уставший от перебора многочисленных вариантов, решил отдать выбор невест на милость вероятностных процессов. И предложил он сыновьям поиграть в один из вариантов русской рулетки. Для поиска невест использовали самонаводящиеся стрелы фирмы «Амурские волыны». Фирма гарантировала абсолютно случайное попадание в цель. Зарядили сыновья луки стрелами, да и пальнули в белый свет, как в копеечку.

Почему-то считается, что используя стохастические процессы для решения проблемы выбора, человек снимает с себя ответственность. Это, конечно, совершенно неверно. Человек всё же делает выбор – отдает себя Силе, правящей судьбами вселенной. Но главное – человек, обычно принадлежащий тоналю, попадает во власть нагваля. А любое воздействие на тональ силы нагваля проявляется сверхъестественным образом. Конечно, с точки зрения тоналя. Поэтому последовавшие за этим события были закономерным продолжением такой безответственной практики.

Долго искал младший свою стрелу. Наконец нашёл её в болоте. Стрелу держала в лапках здоровенная лягушка. Между ней и младшим завязалась дискуссия о возможности возврата стрелы владельцу. Лягушка твёрдо отстаивала свои интересы и полностью исключала возможность компромисса. Младший между делом поинтересовался, какую профессию имеет лягушка? Оказалось – юрист. Третий курс университета. Младший учился на металлурга и понял, что ему свою позицию не отстоять. И пришлось ему в соответствии с условиями типового брачного контракта безбашенного стрелка, взять лягушку в жёны. В конце-то концов, с лица воду не пить!

Родственники, конечно, подняли шум – мол, зоофила нам ещё не хватало! Но старик был известный демократ, и прекратил гонения сексуальных меньшинств в зародыше. И для укрепления межконфессиональных отношений устроил дельфийские игры студенческой молодежи.

Старшие братья женились на обычных девушках из хороших семей. И теперь невестки должны были выяснить: кто более перспективен – высшие приматы или земноводные. Понятно, что за всем этим стояли силы совершенно не антропоморфные и возможно даже антагонистически настроенные. И кто знает, чем бы все закончилось, не будь младший таким шовинистом. Фактически мир стоял на грани межвидовой войны!

В первом туре соревнований участницы должны были показать свое кулинарное искусство. По правилам конкурса, каждая из невесток должна была накрыть поляну для многочисленной родни, которая и выставляла оценки участницам.

Младший пришёл домой мрачный. Прискакала жена, тревожно спросила: «Что случилось, икриночка моя?» Рассказал младший суть первого соревнования лягушке. А та ему – не бери в голову, утро вечера мудренее! Утром лягушка разбудила младшего и отправила на конкурс. Перед уходом младший нежно поцеловал супругу.

Первую смену блюд обеспечивала жена старшего сына, которая училась на балерину в хореографическом училище. Была она вынужденная поклонница вегетарианской диеты, раздельного питания и сыроедения. Поэтому на столе были в изобилии сырая морковка и капуста, пророщенный сырой рис, низкокалорийные бездрожжевые хлебцы и прочие скупые дары, разрешенные астенической Терпсихорой. Гости сильно разочаровались в кулинарных способностях балетной школы.

Вторую смену блюд после морковкиного балета приготовила молодая жена среднего сына, которая училась на экономиста. Составила невестка смету на типовое угощение, ужаснулась итоговой сумме бессмысленных затрат, и заказала на дом малюсенькую пиццу с самой дешевой колой. Гости были просто в шоке, поскольку русский менталитет вкупе с поющим желудком требовал кардинально нажраться после первой смены блюд.

Наконец дождались третьей смены блюд, которую доставили от лягушки. Вот где было раздолье истинно русское! Запотевшие бутылочки с прозрачным и цветным содержимым. Картошечка отварная и свинина отбивная, грибки соленые и салаты из свежих овощей с майонезом, селёдочка и другая рыба, икорка, мясные нарезки и солянка восхитительного свекольного цвета и многое другое… На десерт воздушный торт со взбитыми сливками и…

Простите уважаемые читатели, слюна заливает клавиатуру. Пойду поем…

Так, о чем это я? А, да! Следующим номером программы старик объявил рукоделие. Должны были невестки лично пошить из подручных средств наряды весеннее-летней коллекции и лично продефилировать в них по подиуму университетского пресс-центра. Накормленные лягушкой родичи с сочувствием посматривали на младшего, который заметно приуныл, поскольку на этом конкурсе его жена должна была присутствовать лично.

Младший пришёл домой мрачней тучи. Ничего не ест, только пьёт. Прискакала жена, спросила: «Что случилось, головастик мой ненаглядный?» Рассказал младший суть следующего соревнования лягушке. А та ему – не бери в голову, утро вечера мудренее!

Утром лягушка разбудила младшего и отправила вперёд себя на конкурс. Сама обещалась быть следом. Перед уходом младший нежно поцеловал супругу. Но проходя по двору мимо своих окон, младший случайно увидел, как его жена-лягушка раздвоилась. Причем вторая жена была прекрасной девицей с зелеными глазами, идеальной фигурой и тёмными волосами с зеленоватым отливом.

После долгого периода воздержания младший был уже на грани закипания. Увидев зеленоглазую жену, которая была воплощением его самых смелых фантазий, он на мгновение почувствовал, как весь мир остановился, замер. Голова его очистилась от мыслей и стала легкой как воздушный шар.

Ну, понятно, младшему сразу стало наплевать на дельфийские игры. Спрятался он во дворе, и дождался момента, когда его жена в человеческом обличии уехала на конкурс. После чего вернулся в дом, где на кровати неподвижно сидела лягушка. Она не реагировала на мужа, и заметно уменьшилась в размерах. Младший сделал ошибочный вывод, что именно эта лягушка – причина его неудачной семейной жизни. Следовательно, если её уничтожить, то всё наладится! Ну и сжёг младший лягушку в печи.

Надо прояснить сложившуюся ситуацию. Дело в том, что любой человек имеет как минимум два тела: тело физическое и тело сновидения. Во время сна эти два тела разделяются и могут существовать раздельно, если у человека достаточно для этого энергии. При наличии достаточного количества энергии тело сновидения может даже обрести свойства физического тела. По-видимому, в теле лягушки жила женщина-нагваль. Она трансформировала своё тело сновидения в лягушачье, и постоянно жила в таком виде. Младший своими поцелуями смещал точку сборки лягушки и так освобождал жену. Вот такие сложности. Но младший этого, конечно, не знал. И своим поступком сорвал очередной конкурс.

Тут в дом ворвалась его жена, нашла сгоревшую лягушку и в ужасе вскричала, трагически заламывая руки:

- Зачем ты уничтожил мое тело сновидения?! Мир лягушек – самое прекрасное место во вселенной! Со временем ты понял бы это, и мы вместе жили бы там! А теперь мне придётся навсегда сдвинуть точку сборки в положение лягушки и переместить в мир лягушек свое физическое тело. Прощай, любимый! Ква-ква!

И жена младшего ускакала в болото. Младший уже привычно почувствовал, что мир остановился, а внутренний диалог прекратился, похоже, навсегда.

Долго бродил младший в поисках своей суженой по болотам. Он заработал малярию, поцелуями безуспешно пытаясь сдвинуть точку сборки встречным лягушкам. Но вместо этого он сдвинул свою точку сборки. Губы его распухли и позеленели. Глаза в болотных сумерках выпучились, и стали круглыми. Постепенно физическое тело младшего трансформировалось в лягушачье. Стал он с удовольствием есть экологически чистых насекомых, сладко спать в мягкой тине, пить вкусную и полезную водицу болотную. И однажды, полностью избавившись от вредных людских привычек и шаблонов, в красивейшем болоте, на живописной кочке встретил, наконец, свою любимую. Слились их счастливые голоса в ликующей песне торжествующей земноводной любви «Ква-ква-ква!!» И тут с соседней кочки послышался голос отца: «Наконец-то ты дома, сынок!»

Соединивши пылкие сердца

Он нас к себе зовёт

Единственно прекрасный

Зелёный мир болот

Причины для ухода, или Сказочному продолжению не бывать!

E-mail Печать PDF

Причины для ухода, или Сказочному продолжению не бывать!

Вы уже, предположим, два года бьетесь с дурными привычками своего парня, пытаетесь его переделать или приучить к тому, что вам нужно. И все тщетно. Не тешьте себя иллюзиями, что он изменится. Ему, скорей всего, комфортно жить именно так, как он живет, а не иначе. Лучше составьте для себя список со всеми его плюсами и минусами. Из всех минусов вычеркните те, с которыми бы вы могли мириться. У вас не должно остаться ни одного. Если все же остались, то ваша совместная жизнь не предвещает сказочного продолжения, если, конечно, вы или он кардинальным образом не решите поменяться. Итак, ниже смотрите на признаки, которые могут стать веской причиной для ухода от него.

Безразличный? С таким истуканом не житье. На экране благородный герой совершает невероятные поступки ради любимой, а он безразличен. Значит, и вы ему безразличны.

Признался в любви уже на второй вечер? Вообще-то такие признания подозрительны. Правду о серьезных чувствах воспитывают. Если мужчина так быстро признает глагол на букву «Л», в его уме это расшифровывается следующим образом: «Может быть, я и тороплюсь, но полгода без секса – серьезный срок. И мне отчаянно хочется поскорее оказаться с тобою наедине».

У него нет приятелей? Думаете, это хорошо, да? Никаких пивных культпоходов на стадион или в стрипклубы, никто не отламывает без спроса колбасу в холодильнике, не названивает, где продолжим. Между прочем, у серийных убийц тоже не бывает друзей.

Любит поплакать? Да, мы живем в эпоху чувствительных мужиков, и с этим ничего не поделаешь. Но все равно лучше сразу решить, нужен вам этот нытик. Плечо, постоянно содрогающееся от рыданий, - плохая опора для женщины в трудную минуту.

Он не смотрит вам в глаза? Мужчина должен смотреть прямо в глаза. Если он этого не делает, значит, тут что-то не так. Либо он затевает какую-то хитрость, либо ему не до вас.

Просит разрешения вас поцеловать? Думаете, что это по-джентльменски. Не тут-то было. Истинный джентльмен не заставит вас отвечать на такие вопросы: он сам безошибочно улавливает сигналы, которые вы передаете ему, что можно, а что пока нельзя.

Любит белые тесные трусики? А почему не боксерские, не семейные? В них ведь удобно и просторно. Если лень стирать, можно накупить даже одноразовые. Но узкие и белые - нет. Либо он думает, что времена диско еще не прошли, либо он – стриптизер или мечтает им стать. Ну, а если фасон еще смелее, то надо быстро от него убегать.

Играл когда-то в волейбол? Играл за университетскую команду, и до сих пор об этом вспоминает. Значит, его высшая точка там и осталась. Зачем ему вы, если кубок на месте?

Отказывается для вас готовить? Поверьте, нет мужчины, не умеющего в этой сфере совсем ничего. Может быть, что-то вычурное и нет, но сосиски сварить и яйца пожарить точно может. Одна из самых больших радостей в жизни – накормить ближнего. Так что, думайте.

До вас он любил только подругу детства? Даже если это правда, в вашей голове должно возникнуть много вопросов. Его что, не интересуют другие женщины? Может быть, никто из женщин, кроме вас, не интересуется им? Тогда надо выяснить, почему.

Не слышит такие слова, как «спазмы», «цистит», «инфекция»? Не сразу, но когда-нибудь вам придется его послать в гастроном за соком. Если мужчина не хочет слышать о женской биологии, значит, он и делать ничего не станет. Такого не за соком посылать надо, а куда подальше.

Бежит впереди моды? Он как будто спрыгнул с журнальной страницы: штаны из кожи, рубашка расстегнута на безволосой груди. «Работает над собой»,- говорят про такого. Только над собой, заметьте. На вас у него не будет ни сил, ни времени.

Любит этнические татуировки? Может быть, у него и есть родственники из этого племени. Одно время многие пытались таким образом повысить статус «стильного парня». Уже сейчас эта красота выглядит немодно. А через двадцать лет на него и вовсе будут смотреть, как на дурака.

Не любит приключения? Речь не идет о Замбези на плоту, хотя какой настоящий мужчина отказался бы от такой авантюры? Нет, мы говорим о мелочах, таких как японский ресторан или каток в холодное воскресное утро. Чем жить с таким, смотрите лучше шахматы по ТВ.

Он поэт? Никакие сигареты и кофе не облегчат присутствие такого типа рядом с вами. Ему нужна аудитория, готовая выслушать жалобы непризнанного гения. Таких понимают через века – вы согласны ждать?

Специалист по компьютерным играм?И сколько же времени он прощелкал, чтобы таким стать?

Много льстит? Вы ведь сами знаете, что вы не первая красавица, не повариха и не лучшая сотрудница рекламного агентства. И, несмотря на страсть между вами, всегда остаются женщины, которых ему хотелось бы. Поймите, мужчина должен вам внушать, что вы ему дороги и желанны. Но тот, кто легко расточает комплименты и по любому поводу, явно делает это не в первый раз.

На первом свидании самые дорогие вина? Во-первых, тот, кто так делает, ничего не смыслит в напитках: самые дорогие вина рассчитаны исключительно на простаков. Но если бы только это! Он сорит деньгами для показухи, пускает пыль в глаза, чтобы вы сразу не разглядели, что ему и предложить-то больше нечего.

Ничего тяжелее рюмки не поднимал? За столом это может и смешно, но надо посмотреть, каким он будет в постели. Пропыхтев с минуту, он рухнет, как бутерброд. Не надо превращать спорт в религию, но если он гордится своим пузцом, значит, о вас он просто не думает.

Думает, что клитор находится у вас в горле? Встречается с женщиной, а женскую географию не выучил. Садись, двойка!

До сих пор живет с мамой? Бывают, конечно, исключения: пишет докторскую, ухаживает за больной, ждет, когда закончится ремонт в семикомнатном особняке. Все, как в фильме «Психоз».

Думает, что Гамлет – это омлет с ветчиной? Конечно, девки, как поется в популярной частушке, любят не за профессорскую эрудицию, но элементарное знакомство с мировой культурой все-таки должно быть. Ведь о чем-то разговаривать надо…

Так что удачи вам, дорогие, в этом нелегком деле!

"Хочу"

Чудо в Гарлеме: не говорите, что это невозможно

E-mail Печать PDF

Чудо в Гарлеме: не говорите, что это невозможно

Высокорослый магистр из Гарварда пришел, увидел и победил там, где до него проигрывали целые поколения. Он знает о жизни своих подопечных не понаслышке, а еще он знает, как реально помочь им. Джеффри создал "Детскую зону Гарлема", в которой действует широкомасштабная программа вывода детей из темных задворок жизни и общества.

По выражению "Нью-Йорк Таймс", "это один из величайших социальных опытов нашего времени". Президент Обама уже пообещал расширить проект на 20 городов. "Детская зона", заявил он, спасает поколение детей там, где у них изначально не было никаких шансов. "Мы найдем на это деньги - просто потому, что не можем позволить себе упустить такую возможность".

Джеффри Канада родился в 1952 году и провел детство в Южном Бронксе. Власть бандитских группировок, драки, выпивка, наркотики, оружие – он прошел через все, но при этом умудрялся хорошо учиться.

Как-то раз мама сказала ему, что Супермена на самом деле нет. Разочарование оказалось столь сильным, что стало поворотным моментом в его жизни. Джеффри ощутил безнадегу: ни один герой не вытащит его из опостылевших нью-йоркских джунглей. Тогда, девяти лет от роду, он решил, что сам станет таким героем.

После школы, когда многие выбирали привычный путь, ведущий в тюрьму или прямиком в морг, Канада получил стипендию для поступления в колледж и выучился на бакалавра искусств. Затем он перешел в Гарвард и определил главное поприще своей жизни - воспитание.

После учебы Джеффри Канада начал карьеру с поста директора школы для проблемных детей в Бостоне. Там он впервые столкнулся с белыми детьми из бедных семей и понял, что бедность носит не расовый, а классовый характер.

В 1983 году, приехав в Гарлем, Канада присоединился к проекту семейных и воспитательных центров "Ридлен" (Rheedlen Centers), целью которого было предотвратить пропуски школьных занятий. Одной из первых инициатив на новом месте стала школа боевых искусств с воспитательным уклоном. До сих пор, несмотря на напряженный график, Джеффри, обладающий черным поясом третьей степени по таэквон-до, учит детей постоять за себя - не только физически, но и путем безнасильственного улаживания конфликтов.

Через семь лет активной деятельности Канада был назначен генеральным директором и президентом "Ридлен". На дворе стоял 90-й год, Нью-Йорк пестрел бездомными, наркоторговцами, оружием и насилием. Джеффри понял, что улица сильнее его. С годовым бюджетом в три миллиона долларов его проект охватывал слишком мало детей, а успехи в учебе не могли кардинально переломить их жизнь. Бывали и яркие исключения, но Канада не желал довольствоваться малым.

"Мы поставили себе цель разорвать круг бедности, охватывающий поколение за поколением, - рассказал он на специальном экономическом симпозиуме журнала "Нью-Йоркер". - Мне советовали сфокусироваться на каком-то отдельном аспекте. Однако в Гарлеме, да и во многих других местах дела обстоят плохо не в чем-то одном, а во всем. Плохие школы, плохое здравоохранение, разваливающееся жилье, банды и безработица. Мы решили сделать все возможное".

Вооружившись комплексным подходом, Канада и его команда отправились на рекогносцировку местности. Они досконально изучили проблемы, с которыми сталкиваются бедные семьи, и реализовали пробную программу в нескольких жилых блоках. Жителям были предложены следующие меры: ремонт обветшавших квартир, экономическая и педагогическая консультация, устранение наркоторговцев, медицинский пакет, образование и кружки для детей.

Инициатива оказалась успешной и стала расширяться. К 1997 году проект получил название "Детская зона Гарлема" и распространился на 24 жилых блока. Сегодня он охватывает 100 блоков, в которых живет более 10000 детей и 5000 взрослых.

"Мы обходим дверь за дверью, дом за домом, - говорит Канада, - и заново выстраиваем жизнь общины: избавляемся от граффити, очищаем улицы, создаем парки и игровые площадки".

Однако "косметика" - это только разминка. Основные усилия направлены на то, чтобы сопровождать и поддерживать детей на всем пути от пеленок к окончанию колледжа. Родители, значительную часть которых составляют матери-одиночки, еще до рождения ребенка проходят специальный девятинедельный курс. В числе прочего они узнают об этапах развития мозга, учатся воспитывать детей без рукоприкладства, проникаются важностью чтения книг своим отпрыскам. Стоит ли говорить, что все эти услуги предоставляются бесплатно. То, что не в состоянии сделать государственные структуры, берут на себя некоммерческие организации.

Инвестиции в "Детскую зону" растут год от года. В детском саду малышей обучают французскому языку. Две школы, рассчитанные на 8000 учеников, работают в режиме продленного дня, в том числе и летом. Набор школьных услуг включает профилактику ожирения, поликлиники, социальную помощь, всевозможные секции и многое другое. Кроме того, школы предоставляют родителям финансовую и психологическую консультацию.

Таким образом, учебные заведения превращаются в культурные и общественные центры, которые решают целый спектр проблем и создают здоровую во всех смыслах среду там, где еще недавно клубились ядовитые испарения криминального болота.

Дается это недешево. На каждых шестерых учеников приходится по одному преподавателю, школы оснащены образцово-показательными лабораториями, кафетерием и, разумеется, спортивной площадкой со всеми необходимыми принадлежностями.

Дети здесь получают то же, что и их более удачливые сверстники из верхнего пласта среднего класса, подчеркнул Канада в интервью программе "60 минут". "Они получают безопасность, дисциплину, академическую и культурную надбавку. Они получают взрослых, которые их любят и готовы сделать для них все. Я действительно готов на все, чтобы эти дети остались на верном пути".

В течение последних девяти лет бюджет проекта вырастал на 15% ежегодно и достиг в 2008 году 68 миллионов долларов. Треть средств поступает от государства, остальную часть обеспечивают спонсоры, в основном из верхушки Уолл-стрит. Сам Джеффри, помимо ученых степеней и четверых детей, обладает неплохими деловыми качествами и умеет находить нужные кнопки. Бизнесмены открывают кошельки, потому что он говорит с ними на их языке: демонстрирует эффективный бизнес-план и конкретные результаты. Основной его аргумент звучит так: "Если сегодня мы вложим в ребенка 3500$ в год, то сэкономим в будущем 50000$, которые пошли бы на его содержание в тюрьме.

Учителя, занятые в проекте, зарабатывают на 10% больше, однако и нагрузки у них выше. Канада не стесняется предъявлять повышенные требования к преподавательскому составу и совершенно не боится текучки. У него остаются только лучшие, и главная их мотивация, как ни странно это звучит, - участие в благородном деле. "Капитализм работает везде кроме школы, - заявил Канада "Нью-Йоркеру". - В школе, как бы хорош ты ни был, ты не получаешь ничего".

Каковы же результаты всех этих вложений? В 2005-м Канада пообещал уволить самого себя, если за пять лет его школы не станут лучшими в Гарлеме. Ну что ж, цель была достигнута с опережением графика. 81% родителей, участвующих в проекте стали чаще читать со своими детьми. Вот уже шестой год подряд 100% малышей из яслей выполняют и перекрывают средний "норматив" подготовки к детскому саду. Все ученики третьего класса в "Детской зоне" превысили среднеамериканские показатели по математике. Немало воспитанников Канады завоевывают высшие призы в национальных шахматных соревнованиях. В ближайшем учебном году более 90% выпускников отправятся в колледжи, и все они получат стипендии, в том числе 16 стипендий полного объема.

Можно рассказать об этом и иначе. Исследование Гарвардского университета показало, что учащиеся "Детской зоны Гарлема" переходят в шестой класс, находясь на 39-й процентной позиции по английскому и математике среди всех учеников Нью-Йорка. К восьмому классу они перемещаются на 53-ю позицию по английскому и на 74-ю по математике. Этот беспрецедентный успех имеет далекоидущие последствия для всего американского общества и для воспитательной концепции в целом.

Разумеется, проект не лишен недостатков, и главный из них состоит в том, что всего сделанного недостаточно. Обе школы набирают детей по лотерее, которая, собственно, решает их судьбу. Неудачникам суждено попасть под влияние улицы, а счастливчики попадут в окружение, в котором просто невозможно не развиваться.

Сам Канада уверен, что не изобрел ничего нового. "Еще в 75-м году в Гарварде я слышал то же самое: если хочешь спасти детей, начинай как можно раньше. Обеспечь им высококачественное обслуживание во всех сферах. Мы просто сделали то, о чем все писали. Я часто слышу вопрос: почему тут и там в этой стране есть огромные количества неудачливых детей? Это вина взрослых. Именно мы получаем деньги и не обеспечиваем результат. Время отговорок закончилось".

А тем временем эстафету Джеффри Канады принимают по всему миру. В Израиле, к примеру, действует программа, обслуживающая около 39000 жителей 14-ти городов, включая 7000 детей из самых проблематичных районов. Инициировал программу д-р Рами Сулеймани, побывавший с визитом у Канады в 2005 году. Результаты налицо: драматическое снижение вандализма и насилия, меньший отсев и повышенная успеваемость в школах и даже своего рода "субботники" по уборке улиц. На скорейшее присоединение к проекту рассчитывают еще шесть городов.

"Детская зона" как никогда ярко продемонстрировала, на что способно окружение. Дети трущоб, на которых заранее был поставлен крест, расстаются с печальным наследием и вливаются в нормальную жизнь. Правильная среда обеспечивает практически стопроцентный успех, вопреки всем возражениям, которые только можно придумать.

Джеффри Канада совершил настоящий прорыв, дав реальный ответ не только бедности, но и многим другим проблемам современного общества. Этот ответ прост: если хочешь исправить что-то - создай соответствующее окружение. Человек, которому посчастливилось с хорошей средой, будет ей под стать - в любые дни недели.

По материалам издания "Калькалист"

Страница 1085 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135