Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Шан-ди

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Шан-ди Шан-ди («верховный владыка», «высший предок», «высшее божество»; в древнейших текстах часто просто Ди), в древнекитайской мифологии и народной религии верховное божество.

Представление о Ш.-д., по-видимому, зародилось в недрах шан-иньского общества во 2-м тысячелетии до н. э. Как полагают некоторые учёные (Дж.

М. Мензис), «ди», первоначально означавшее жертвоприношение (сожжение жертвы), позднее стало названием божества, которому приносили жертву («ди», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего дома, включая мифических, являвшихся его тотемом). В поздний период правления династии Шан-Инь (около XIII—XI вв. до н. э.) наряду с «ди» появился термин «Ш.-д.» для обозначения верховного божества, а также, вероятно, первого из шан-иньских предков.

Постепенно «ди» превратилось в бога — покровителя всего шан-иньского государственного образования. После покорения Инь чжоусцами произошла контаминация их культа неба с представлением о Ш.-д. В текстах 1-го тысячелетия до н. э.

Ш.-д. выступает как синоним понятий Тянь и Тянь-ди. Термин «Ш.-д.» был воспринят даосской философией и религией, где он фигурирует как великий предок Дао — пути («Хуайнань-цзы», II в. до н. э.), в средние века титул Ш.-д. был пожалован императором Хуэй-цзуном (начало XII в.) верховному владыке даосского и народного пантеона Нефритовому государю Юй-ди.

После появления в Китае европейских миссионеров в их проповедях и в переводах библии на китайский язык термин «Ш.-д.» стал использоваться для обозначения христианского понятия «бог».

Литература :
Ду Эр-вэй, Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Шан-ди чжи бу (Исследование древних религий Китая. Проблемы терминов: Небо, дао и Шан-ди), Тайбэй, 1976.