Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ФЕХНЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (1801—1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Образование в области медицины, физики и химии получил в Лейпцигском ун-те (д-р медицины, 1922). С 1834 по 1839 г. — профессор и заведующий кафедрой физики в Лейпцигском ун-те.

После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику (1839) и заняться философией. Опубликовал под псевдонимом "д-р Мизес" несколько сатирических произведений. В своих философских работах пытался связать естественно-научные подходы и учение пантеизма и панпсихизма. По его представлениям, вся Вселенная одушевлена и материально является лишь теневой стороной психического.

Стремился обосновать эту позицию экспериментальными исследованиями, в которых центральной проблемой было установление математической зависимости между психическим и физическим. Ф. опирался при этом на установленную Э.Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями. Выдвинул идею создания особой науки, психофизики, предмет которой — закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических, связанных чисто функционально.

Эти идеи были изложены в работе "Элементы психофизики" (Elemente der Psychophysik. Lpz., 1860), которая стала программной для зарождавшейся экспериментальной психологии. Предложенные Ф. психофизические методы косвенного измерения позволили применить язык математики к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физическими агентами. Он разработал, в частности, три классических метода измерения порогов, а также вывел один из первых психофизических законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (Вебера — Фехнера закон). В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универсального характера и действителен только в известных пределах, а также применим только лишь к слуховым и зрительным ощущениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психологии отношений, но и для изучения памяти. Значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских экспериментально-математических методов в исследование психических процессов. Основные труды: "Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht", Lpz., 1919; "Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits", Bd. 1—2, Lpz., 1922; "Vorschule der Ästhetik", Bd. 1—2, Lpz., 1925.

И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский