Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Если бы женщины знали…

E-mail Печать PDF

Если бы женщины знали…

Чем больше развивается человечество, тем более запутанной и непредсказуемой становится наша жизнь.

Ни для кого не секрет, что среди подавленных, отчаявшихся и недовольных жизнью людей преобладающий процент - женщины. Психиатр Е.Селезнева, изучая статистику обращений в клинику неврозов, приводит такую статистику: за три года работы клиники доля женщин, жалующихся на те, или иные расстройства составила 74%.

По данным Всемирной организации здравоохранения женщины заболевают депрессией в два раза чаще, чем мужчины (20-26% против 8-12% соответственно). Несмотря на то, что женщины получили свободу, высокий социальный статус и равенство, они все равно ощущают психологическую опустошенность и неуверенность в жизни.

В то же время женщины составляют большую часть человечества - очень сильную и очень важную. Ведь именно они являются той движущей силой, которая толкает мужчин на совершение подвигов и благородных поступков. Недаром говорят: "Чего хочет женщина, того хочет бог".

Так что же случилось с той прекрасной вдохновительницей, о которой складывалось немало стихов и песен, и которой посвящались самые немыслимые победы и завоевания? Что произошло с той нежной, теплой и надежной хранительницей "семейного очага"?

"Мужчины нынче не те", - говорят женщины, матери, жены. А если "не те", то и думать приходится обо всем самой: как заработать, как вырастить детей, как не допустить войн и экономических кризисов. Не имея средств уравновесить все эти общественные и личные неурядицы, и не видя в мужчине сильного поддерживающего плеча, женщины забывают о том, что они женщины.

То есть те, на чьем желании держится весь мир, те, кто призваны вдохновлять, а не действовать. Те, кто способны внести смысл в жизнь своих избранников. Задать направление, ход любой, как самой простой, так и гениальной мысли и тем самым определить в каком направлении будет развиваться наше будущее. Забыв об этом, женщины ошибочно начинают сами действовать, пытаясь удовлетворить свои желания.

Однако законы, действующие на всех уровнях природы, демонстрируют нам, что ни одно живое создание не может существовать, жить и выживать, если оно не приносит пользы другому. То есть не существует в природе ни одного элемента, который был бы ценен сам по себе. Всегда любой природный элемент включен в систему кругооборота веществ.

Кроме того, начиная с растительного уровня, становится все более явным разделение на мужскую и женскую части. Эта "специализация" задана самой эволюцией, и она означает, что достичь равновесного состояния можно только в том случае, если обе эти части будут правильно взаимодействовать друг с другом.

Если бы женщины принимали во внимание этот закон, изначально выстраивающий нашу действительность в определенном, строго заданном порядке, то используя свой накопленный за долгие годы творческий потенциал, могли бы легко установить и поддерживать необходимый баланс в отношениях.

Если бы женщины понимали, в какой огромной мере все зависит именно от них, то смогли бы придать правильную форму нашему довольно-таки искаженному миру. Одним своим желанием они смогли бы вызвать в мужчинах необходимые изменения. И тогда в один из прекрасных дней мужчина, уже готовый подарить женщине звезду, принес бы ей что-то меньшее, но то, что на самом деле необходимо ей.

Зачем дети ходят в школу?

E-mail Печать PDF

Зачем дети ходят в школу?

Может быть, современное воспитание и справлялось бы со своими задачами, но вот беда - оно оторвано от реальности. Мы учим одному, а демонстрируем совсем другое. Результаты плачевны: подрастающее поколение все чаще игнорирует наши требования, а когда мы отворачиваемся, на лице его появляется откровенная усмешка.



Наши дети должны понимать себя и окружающий мир - только тогда они выйдут на дорогу жизни, зная правила движения. Ну а пока что младшие берут пример со старших, которые живут так же, как и ездят, - не обращая внимания на сигналы светофоров и подрезая всех, кого только можно.

Реальность против утопии

В основе успехов человечества всегда лежит исследование законов природы. Например, достижения технологии или медицины базируются на точных науках. Даже общественные дисциплины, чуть более "расплывчатые" в наших глазах, придерживаются систематического экспериментального подхода.



И в то же время сфера воспитания - быть может, важнейшая из всех - поныне остается плодородной почвой для философских построений, никак не связанных с реальностью нашей жизни. Не успеет учитель рассказать детям о гуманности, доброте и сочувствии, как они выходят за дверь и сталкиваются с явью. Перед ними шумит арена борьбы, мало похожая на политкорректную утопию преподавателей.



Правда - это так естественно

Мы не объясняем детям элементарных вещей. Почему мы не рассказываем им о человеческом естестве и о мире, в котором они живут? Все в нем подчинено закону равновесия, которое образцово соблюдается на неживом, растительном и животном уровне. В природе никто не берет себе больше, чем ему нужно, никто не наслаждается чужой бедой, никто не убивает из прихоти или жажды наживы. Только человек не стесняется в реализации своих постоянно растущих желаний и не считается ни с чем. Мы создаем дисбаланс, который бьет и по нам самим, и по остальным уровням природы.



Эти знания жизненно необходимы подрастающему поколению. Оно должно понять, что именно желание наслаждаться за счет других, а проще говоря, эгоизм, порождает лицемерие взрослого мира. Ребенок, который понимает, в чем изъян человеческой природы, намного более подготовлен к жизни - ведь ему ясен корень проблемы и путь ее решения.



Не поспевая за ростом эгоизма, мы постоянно терпим неудачи в попытках реформировать программу обучения. Школьникам нужны новые учебники - инструкции взаимодействия с миром, которые объяснят положение вещей и покажут, для чего действительно стоит жить.



Если мы начнем говорить правду, дети воспримут ее как нечто естественное и само собой разумеющееся. Они созрели для этой правды и нуждаются в ней гораздо сильнее многих взрослых.

Без цели

Сколько усилий уходит на то, чтобы обеспечить молодежь бесполезными знаниями и обесценившимися ценностями, которые стираются из памяти при первых же самостоятельных шагах. Жизнь быстро перевоспитывает даже тех, кто до последнего не снимал розовые очки. Человек не подготовлен к серьезному анализу, к постановке принципиальных вопросов. Его вообще не учили задумываться.



Но вопросы все-таки зреют в новом поколении и встают как никогда остро. Не умея выразить себя, не понимая, что с ними происходит, дети нутром чувствуют противоестественность происходящего. Ведь их желания сильнее наших.



Окончив школу, многие молодые люди не желают продолжать свое образование. Сегодня нам уже пророчат дефицит врачей; да и другие профессии, считавшиеся раньше солидными и уважаемыми, привлекают все меньше выпускников. Если так пойдет и дальше, скоро даже летчики встанут в один ряд с таксистами. Жизнь оставляет у человека на языке пресный привкус. Так зачем тогда жить? Какие цели преследовать?



Конец абстрактного воспитания

Чтобы помочь нашим детям, не нужны никакие революции. Мы легко обойдемся точечными коррективами в преподавании предметов, уже включенных в программу обучения. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.

Непрекращающиеся реформы системы образования призваны адаптировать содержание учебных курсов к потребностям современного поколения учеников. Однако "воз и ныне там". Чтобы выбраться из трясины на твердую почву, необходимо учить детей правильному использованию эгоизма - фундаментального элемента социальных отношений.

Нужно в доступной форме рассказывать им о тесных взаимосвязях между людьми в современном мире и показывать, что эгоистическое отношение к другим в итоге наносит вред каждому из нас. А с другой стороны, дети узна́ют о равновесии, которое царит в природе и поддерживает гармонию общей системы.

Биология, химия и физика

Эти предметы описывают законы и явления природы. Изучаемый материал интересен далеко не всем, потому что он ограничивается такими темами, как растительная структура, таблица Менделеева и особенности движения физического маятника.

К этому можно добавить штрихи, обрисовывающие перед учеником картину единой системы, все детали которой гармонично интегрированы и поддерживают равновесие между собой. Тем самым мы свяжем учебу с жизнью и привлечем ускользающее внимание детей. Для большинства из них строение живой клетки представляется чем-то отвлеченным и никак не связанным с реальностью. Однако если мы расскажем о взаимозависимости и постоянном сотрудничестве клеток, о том, как эгоистическое поведение превращает их в раковую опухоль, - учебный материал сразу обретет практический смысл.



История

Показывать, как эгоизм влиял на историческое развитие человечества, ускоряя технический прогресс, и в то же время, вызывая войны и революции.

География

Объяснять ученикам процесс глобализации и демонстрировать им разветвленную систему связей между странами мира. Постепенно дети поймут, что все мы зависим друг от друга и оказываем друг на друга взаимное влияние.

Спорт

Возможно, именно командные спортивные игры привьют детям уважение к сотрудничеству и совместной работе.

"Час воспитания" - гвоздь программы

В нашей образовательной системе должен появится урок под названием "час воспитания". Целый учебный час, отведенный на воспитание нетто, - редкая вещь, достойная лучшего применения. На его основе можно проводить еженедельные уроки, посвященные животрепещущим для учеников темам: "Для чего я должен ходить в школу? Зачем учиться? Зачем заводить семью?" Это позволит поднять еще более глубокие вопросы: "Кто я? Что представляет собой человек? Какова его цель? Почему наша природа эгоистична, и как это преодолеть? Существует ли свобода воли?"

Отдельным предметом обсуждения станут мысли, желания и порывы, пробуждающиеся в человеке и определяющие его жизнь. Выходя за рамки сухих фактов и абстрактных истин, подрастающее поколение будет лучше понимать себя и других.

Пришло время воссоединить систему просвещения и воспитание человека. Дети по достоинству оценят школу, которая действует в соответствии с их нуждами. В результате, когда они вырастут и вступят во взрослую жизнь, их мир будет лучше нашего.

Игра. Театральная и социальная деятельность человека

E-mail Печать PDF

Игра. Театральная и социальная деятельность человека

При рассмотрении игры как феномена, производного от культурного опыта, как особой формы человеческой деятельности по пересимволизации коммуникативного действия одной из проблем является структурообразующая роль игры в социальной реальности. Здесь игра выступает как «театральная» или «драматургическая» деятельность. Данной проблеме посвящена работа И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», где автор пытается определить связь между социальной реальностью, коммуникацией и игрой.

Человек постоянно живет в двух разных мирах, где действуют разные системы правил и координат поведения. Конфликт между абстрактными трудно прививаемыми правилами поведения и тем, что инстинктивно нравится, прежде всего, в стихийном общении в малых интимных содружествах людей — глубинная причина тех внутриличностных противоречий, которые проявляют себя в житейском лицедействе и напяливании разнообразных масок в межчеловеческих контактах, которые изучал И. Гофман.

Он сохранил прагматическую трактовку социотворческого процесса в категориях деятельности отдельных людей, вынужденных решать очередные проблемы в очередных ситуациях, самостоятельно находя новые средства их переопределения и контроля над ними. Гофман использует методологический принцип, согласно которому все факты и значения, которыми занимается социолог, должны находить объяснение в рамках процесса социального взаимодействия как конечной инстанции, запрет смотреть на взаимодействие лишь как на средство, через которое на его участников воздействуют какие-то внешние самому взаимодействию силы. Подавляющая часть человеческих взаимодействий имеет символический характер в том смысле, что большинство реакций индивидов на других опосредованно фазой интерпретации, рефлексии и саморефлексии, на которой выясняется значение предмета взаимодействия для каждого из его участников.

Выше перечисленные принципы Гофман сознательно использовал для микроанализа особой реальности, возникающей только в социальных ситуациях, где участники находятся в физическом присутствии друг друга и имеют возможность непосредственно реагировать на действия других. Эту реальность он называл «порядком взаимодействия». Влияние концепции Джеймса о множественности социальных личностей, или социальных Я человека на Гофмана очевидно. Так как прагматизм принципиально отвергает любую монистическую субстанциальность сознания, то логичным выглядит тезис о непрерывном процессе производства в социуме личного самосознания благодаря взаимодействию с другими людьми. Важный элемент этого взаимодействия — ожидания и оценки этих других, обращенные к действующему субъекту и становящиеся частью его внутренней мотивации. Поскольку человек, как правило, участвует во множестве разных групп, то он имеет столько же разных социальных Я, сколько существует групп, состоящих из лиц, чьим мнением он дорожит. Каждой из этих групп человек показывает разные стороны своей личности. Таким образом, взаимодействие происходит не столько между индивидами как субъектами, целостными неделимыми личностями, сколько между разными социальными ликами индивидов, как бы между изображаемыми ими персонажами.

Гофман принял концепцию социальной личности Джеймса в качестве отправной точки в своем анализе микросистем взаимодействия. Он изучает эти маски, личины социальных актеров, которые в конце концов прирастают к лицу и становятся их более подлинными Я, чем то воображаемое Я, каким хотят быть эти люди. Маска, роль оправдываются жизнью. Понятие человека о своей роли становится второй натурой и частью личности. Если иногда Гофман говорит о «рассогласовании нашего природного Я и нашего социального Я», то размышляет он об этом не в категориях противопоставления биологически прирожденного и социально благоприобретенного, а скорее в категориях разных социальных требований, предъявляемых в разных кругах общения. В своей работе он сосредоточился на «драматургических», или «театральных проблемах участника микровзаимодействия, представляющего свою деятельность другим. Гофман формулирует задачу изучения социальных микрообразований, любых обособленных социальных пространств, в которых осуществляется определенного рода деятельность, с точки зрения управления создаваемыми там впечатлениями и определения ситуации. Описание приемов управления впечатлениями, выработанных в данной относительно закрытой микросистеме, затруднений в этом деле, главных его исполнителей и исполнительских команд, организующихся на этой почве и т. д. — все это Гофман выделяет в особый драматургический подход.

Все исполнители входят в текущую социальную ситуацию с каким-то жизненным опытом общения с разными категориями людей и с массой культурных предпосылок, предположительно разделяемых всеми. Фактически, в любой микросистеме взаимодействия лицом к лицу, люди вступают с другими непосредственно присутствующими участниками в культурно обусловленные познавательные отношения, без которых было бы невозможно упорядочение совместной деятельности ни в словесных, ни в поведенческих формах. Основной ситуационный термин для анализа человеческой деятельности в гофмановской социальной драматургии — исполнение (performance) — обозначает все проявления активности индивида или «команды» индивидов за время их непрерывного присутствия перед конкретными зрителями. Входя в незнакомую ситуацию, со множеством участников, человек обычно стремится как можно полнее раскрыть ее действительный характер, чтобы со знанием дела соответствовать ожиданиям присутствующих. Но информации об их подлинных чувствах по отношению к нему, об их прошлом социальном опыте и т. п. обычно не хватает. И тогда для предвидения развития ситуации приходится пользоваться заменителями: случайными репликами, материальными знаками социального положения и т.д.

В этом взаимном процессе производства впечатлений (и тем самым «самовыражения» участников) Гофман выделяет два различных вида коммуникации (знаковой активности): произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя. Второй вид коммуникации — обычно непреднамеренный, невербальный и более театральный — интересует Гофмана в первую очередь. Но при использовании обоих каналов коммуникации действуют объективные ограничения непосредственного взаимодействия между людьми (необходимость выпячивания одних фактов и сокрытия других, идеализация и т.д.). Эти ограничения влияют на его участников и преобразуют обыкновенные проявления их деятельности в театрализованные представления. При этом вместо простого исполнения рабочей задачи и свободного проявления чувств люди начинают усиленно изображать процесс своей деятельности и передавать свои чувства окружающим в нарочитой, но приемлемой для других форме.

Именно поэтому в ход идет язык театрального представления, спектакля. Гофман говорит о «переднем плане» исполнения как о той его части, которая регулярно проявляется в устойчивой форме, определяя ситуацию для наблюдающих это исполнение. Он вводит и аналог театральной труппы — понятие команды исполнителей, соединяющих свои усилия на время существования данной микросистемы взаимодействия, чтобы представить присутствующим (аудитории) свое определение ситуации. Гофман использует понятие «команда» вместо структурного понятия «социальная группа». Команда — тоже группировка, но не в контексте исторически длительных и устойчивых отношений социальной структуры, а в контексте очередной постановки какого-либо рутинного житейского взаимодействия или ряда таких взаимодействий, где надо насадить и удержать нужное определение ситуации.

Для автора сценические аналогии являются тактическим маневром. На самом деле его не интересовали элементы театра, которые проникают в повседневную жизнь и представлены в его книгах. Его исследовательская задача — это выявление той структуры социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми и той структуры явлений общественной жизни, которая возникает каждый раз, когда какие-либо лица физически соприсутствуют в ограниченном пространстве их взаимодействия. Ключевой фактор в этой структуре — поддержание какого-либо определения ситуации, которое должно быть выдержано до конца вопреки множеству потенциальных опасностей со всех сторон грозящих ему подрывом. Гофман систему отношений, обусловленную этой структурой называет «порядок взаимодействия».

Этот «порядок», складывающийся в жизни, не театр, хотя имеет с ним то общее, что втянутые в жизненную ситуацию обыкновенные люди, чтобы выдержать ее первоначально избранное определение, реально используют те же технические приемы и средства самовыражения, что и актеры. Но анализ «порядка взаимодействия» не сводится к выявлению форм и ритуалов его театрализации и представительского обмана. Коммуникационные акты, даже совершаемые с целью

приукрашенного представления своей деятельности, подразумевают определенные моральные отношения с аудиторией.

Впечатления, производимые участниками коммуникации истолковываются как скрытые обещания или претензии. А это уже материал для моральных суждений. Исполнители и публика, перед которой они стараются, действуют так, как будто между ними существует молчаливое обязательство поддерживать определенное равновесие противостояния и согласия.

Это равновесие держится на часто бессознательном моральном познавательном соглашении не вводить друг друга в заблуждение слишком сильно, ибо производимые людьми впечатления — это, иногда, единственный путь познания другого, его намерений и деятельности. Структура «порядка взаимодействия» формируется под влиянием моральных ограничений и потребностью прибегнуть к манипуляции впечатлениями. Жизненная практика человека театрализуется. И здесь его интересует аморальная проблема создания видимости впечатления, что соблюдены все нормы морали и законности.

Идеальное лицо

E-mail Печать PDF

Идеальное лицо

Сотрудники Лаборатории восприятия из Психологической школы при Университете святого Андрея в Шотландии синтезировали на экране компьютера образ мужчины-красавца, неотразимого для большинства женщин.

Показанное на снимке лицо сложено из фотографий 12 студентов университета, добровольно пожертвовавших свои портреты на алтарь науки. Оценку привлекательности каждого лица давали по условной шкале из 7 баллов 34 студентки средним возрастом 20 лет, а затем общий портрет был получен путем пропорционального смешения черт со всех 12 снимков.

Что удивляет в полученном образе, так это его довольно сильно выраженная женственность. Современных женщин не привлекают ни растительность на лице, ни квадратный подбородок, ни другие признаки „настоящего полковника“. Руководитель исследования Тони Литтл говорит: „Опрос экспериментальной группы показал, что женщины ассоциируют несколько женственный облик мужчины с такими чертами характера, как готовность помочь, честность, эмоциональность и любовь к детям. Резко выраженные мужские особенности внешнего облика кажутся современной женщине угрожающими, они меньше привлекают. И всё же женщинам хочется видеть в своём избраннике и чисто мужские черты, пусть отчасти смягчённые, поскольку женщине нужно, чтобы партнёр в какой-то мере доминировал над ней“.

Если бровь не соответствует современному стандарту, к ней применяют строгие меры.

Идеальный женский образ несколько лет назад попытался создать профессор Виктор Джонстон из университета Нью-Мексико (США). Выставив на своём веб-сайте 16 фотографий симпатичных девушек, он попросил посетителей сайта оценить привлекательность каждого лица. Всего посетителей набралось 10 тысяч. Затем Джонстон с помощью компьютера создал синтетический портрет, смешав черты всех 16 лиц в пропорции, подсказанной рейтингом каждого портрета. После этого профессор выставил в Интернете вторую группу фотографий и повторил ту же операцию, и так двадцать раз. Затем из 20 синтетических портретов он скомпоновал образ идеальной красавицы.

Но всё это, так сказать, общие эмпирические выводы, не раскрывающие сути тех конкретных особенностей, которые позволяют назвать человека красивым. Данным вопросом занялись другие исследователи — в основном хирурги-косметологи, им нужно это знать из практических соображений. И в качестве материала они берут почему-то исключительно женские лица.

Так, американский хирург Стефен Метцингер, взяв из модных журналов сто фотографий общепризнанных красавиц и сфотографировав сто обычных женщин, попытался определить, чем брови знаменитых моделей отличаются от бровей „рядовых“ представительниц прекрасного пола. Оказывается, у патентованных красавиц самая высокая точка дуги брови находится на расстоянии в 98 процентов длины брови (считая от носа), а у обычных женщин — на расстоянии в 93 процента.

По мнению хирурга-косметолога Стивена Хефлинга, красота женщины зависит от семи углов. Желательные параметры приведены на рисунке.

Причём, просмотрев старые модные журналы, Метцингер обнаружил, что представления о красоте эволюционируют. В 70-х годах прошлого века красивыми считались брови с кульминацией на 75–80 процентах длины, то есть у края радужки. Данные немаловажные, если учесть, что ежегодно в США более 75 тысяч женщин делают пластическую операцию на бровях.

Другой хирург, Стивен Хефлинг, считает, что красота женского лица определяется семью линиями, наклон которых по отношению к горизонтали решает всё дело (см. рисунок). А Джон Марквардт попытался создать из прямых линий разного наклона „маску красоты“. Чем ближе черты женского лица к нарисованной им сети прямых, тем красивее лицо, полагает Марквардт.

На то, чтобы решить, так ли это, вам дается 150 миллисекунд. По данным психологов, именно столько времени требуется, чтобы, взглянув на человека, определить, насколько он соответствует нашим представлениям о красоте.

Искажение информации. Анализ причин

E-mail Печать PDF

Искажение информации. Анализ причин

Вы никогда не обращали внимания на то, что одних людей то и дело обманывают? В то время как другим удается избежать подобных ситуаций достаточно легко? Почему? В чем причина некоего "фатализма судьбы"? Если проанализировать, почему некоторые люди снова и снова попадаются на удочку обмана, то получатся интересные результаты.

Для того чтобы понять, что же происходит с людьми в ситуациях искажения информации и почему человек очень часто "наступает на одни и те же грабли", необходимо познакомиться с концепцией сценария жизни, которую предлагает транзактный анализ (ТА), и которая дает возможность понять, почему люди ведут себя определенным образом(1).

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами в середине 60-х годов. И концепция сценария стала важной частью транзактного анализа. Сценарий - это план жизни. Точка зрения, что детские впечатления оказывают сильное влияние на особенности поведения взрослых людей, является ведущей не только в ТА, но и в других направлениях психологии. Особенность теории сценария в ТА состоит в том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует свои ведущие взгляды на жизнь. Отличительной особенностью сценария является то, что он ведет к расплате (финалу). И все составные части сценария служат тому, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Теория говорит о том, что при проигрывании сценария мы бессознательно избираем стратегии поведения, которые приблизят нас к расплате сценария. Это может быть, в том числе и желание быть обманутым, не заметить очевидного искажения информации, не заметить явных сигналов лжи другого человека.

Сценарий своей жизни каждый человек пишет в раннем возрасте. Уже к четырем годам определяются его основное содержание. С семи до двенадцати лет человек его совершенствует, а в юношеском возрасте сценарию придаются реальные черты. Эрик Берн в своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" дает такое определение сценария: "Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется… еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора(2).

Как любая история, сценарий любого человека имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют различные герои - добрые и злые, а также какие-то второстепенные персонажи, основная тема и побочные сюжетные линии. Этот сценарий может быть комичным, может быть трагичным, интересным или не очень, героическим или позорным.

Будучи взрослыми, мы уже не помним начало нашего сценария, но, тем не менее, мы иногда проигрываем стратегии, избранные в детстве. В свое время эти решения были наилучшим способом удовлетворения наших потребностей. Мы реагируем на ситуации, происходящие "здесь и теперь" так, как решили поступать в такого рода ситуациях в детстве. И когда мы поступаем подобным образом, мы находимся в сценарии. Уже будучи взрослыми людьми, мы продолжаем придерживаться детских решений, чтобы добиться любви и внимания, которых человеку не хватало в детстве. Транзактный анализ рассматривает этот факт как источник большинства жизненных проблем. Входя в свой жизненный сценарий, мы обычно не понимаем того, что отыгрываем детские стратегии поведения.

По содержанию сценарии делятся на три большие группы: победителя, побежденного и не-победителя или банальный. Берн определил победителя как "того, кто достигает поставленной перед собой цели". Под победой понимается так же то, что поставленная цель достигается легко и свободно. Побежденный - это, наоборот, "человек, который не достигает поставленной цели". Берн однозначно определяет победителя и побежденного в их отношении к достижению поставленной цели. Говоря о сценарии не-победителя, можно говорить о человеке, который день и ночь несет свою тяжкую ношу своей жизни. Он не рискует, на работе он не становится начальником, но его и не увольняют с работы. Именно поэтому такой сценарий и называют банальным. Конечно, подобная классификация является относительной, т.к. не учитывает социальные аспекты: то, что выигрышно в одном социальном круге, проигрышно в другом. Большинство людей избрали для себя сценарии, состоящие и из победы, и из поражения, и из беспроигрышного варианта. Можно быть победителем в личной жизни, не-победителем в умственной деятельности и побежденным на работе. Наша действительность дает немало тому примеров.

Нельзя точно определить, когда человек войдет в свой сценарный процесс. Но есть два фактора, которые помогают такому вхождению:

1. Когда ситуация "здесь и теперь" воспринимается как стрессовая. Чем больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, оценивается как стрессовая. И чем более значима для нас ситуация, тем больший стресс испытывает человек.

2. Когда есть сходство между ситуацией "здесь и теперь" и стрессовой ситуацией в детстве. Возможно, ребенка часто обманывали родители, которым он безгранично доверял.

Человек сам принимает решение о вхождении в сценарий, хотя зачастую это происходит совершенно неосознанно.

Любой взрослый человек имеет свой собственный, отличный от других, жизненный сценарий, который основан на одной из четырех жизненных позиций. Конечно, мы не находимся в какой-то одной определенной жизненной позиции все время, тем не менее целесообразно говорить о предпочитаемых жизненных позициях, в которых мы проводим большую часть времени при проигрывании нашего сценария. Этот квадрант и будет основной жизненной позицией, которую мы приняли в детстве. Франклин Эрнст разработал метод анализа этих переходов, который он назвал ОК Коррал(3).

Действие:

Уход

Вытекающая позиция:

"Я - не ОК с собой, а ты ОК со мной"

(Депрессивная позиция)



Действие:

Сотрудничество

Вытекающая позиция:

"Я ОК с собой, и ты ОК со мной"

(Здоровая позиция)

Действие:

Выжидание

Вытекающая позиция:

"Я - не ОК с собой, а ты не ОК со мной"

(Бесплодная позиция)



Действие:

Избавление

Вытекающая позиция:

"Я не ОК с собой, а ты не ОК со мной"

(Параноидальная позиция)

Жизненный сценарий состоит из нескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ на сценарные послания о себе, других людях и жизни, исходящие от родителей. Сценарные послания могут передаваться как вербально (в форме приказаний и оценок), так и невербально. Подобные послания содержат элементы копирования. Дети очень восприимчивы к поведению других людей.

Иногда ребенок воспринимает сценарные послания, исходя из того, что происходит вокруг него. Громкий шум, яркий свет, отрыв от матери и помещение в больницу - все это может казаться ребенку угрозой его жизни. Берн писал, что при скрытых транзакцях самое важное послание передается на психологическом уровне(4).

Сценарные послания могут передаваться в форме прямых приказов: "Не мешай мне! Делай, что говорят! Быстрей! Не капризничай! Если у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще раз!" Иногда оценки могут передаваться косвенно, когда родителя говорят о своем ребенке в его присутствии. Подобные косвенные оценки ребенок может воспринять как сильные сценарные послания. Оценки передаются в семьях из поколения в поколение на психологическом уровне . Считается, что чаще всего сценарные решения принимаются по истечении какого-то времени при реагировании на постоянно повторяющиеся сценарные послания.

Терапевты Боб и Мери Гулдинг(5) обнаружили, что в основе ранних негативных решений лежат 12 постоянно повторяющихся тем. Названия приказаний являются лишь условно принятым вербальным обозначением, тогда как передаются они ребенку в основном невербально.

12 приказаний:

o Не живи (Сгинь, Умри.)

o Не будь самим собой

o Не будь ребенком

o Не расти (оставайся маленьким)

o Не достигай успехов

o Не делай (ничего не делай)

o Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся)

o Не принадлежи

o Не будь близким

o Не будь здоровым (не чувствуй себя хорошо)

o Не думай

o Не чувствуй

Возвращаясь к анализу ситуаций обмана, можно сказать, что обманывают чаще людей с предписаниями "не достигай успеха", "не будь первым", "не думай". Такие люди подсознательно готовы быть не-ОК. Некоторые люди, принимая одно из сценарных посланий, превращают его в противоположность. Они начинают следовать не самому родительскому посланию, а его противоположности.

Просмотрев список из 12 родительских предписаний, можно посмотреть какие из них ассоциируются с пережитыми трудностями или неприятными чувствами. А уже затем проанализировать какие из них ведут к ситуациям "хронического обмана" будь то цыганки, партнеры по бизнесу, или домочадцы.

В связи с частыми ситуациями обмана в жизни некоторых людей, необходимо так же рассмотреть некоторые сценарные процессы, вернее то, как мы их проживаем во времени

Как известно, Стюарт и Джойнс в своей книге "Современный транзактный анализ" (6) вслед за Эриком Берном писали о шести паттернах проживания жизненных сценариев во времени. Это шесть паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария. Берн проиллюстрировал каждую тему древнегреческим мифом.

Наиболее интересным для анализа поведения человека в ситуациях искажения информации представляется сценарий "Почти". Сизиф прогневал греческих богов. Он был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Когда Сизиф почти достигал вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножью. Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий "Почти", говорит: "В этот раз я почти достиг своего".

Применительно к обману, можно сказать, что, например, человек достигает значительных успехов, но затем идет своеобразная "обман - подсечка", человек теряет то, чего он достиг и "скатывается в пропасть". Часто ему в этом активно "помогают" обстоятельства. Но т.к. мы знаем, что нет ничего случайного, то и обстоятельства человек формирует сам, выбирая себе тех или иных партнеров. Если знаешь, что человек с кем-то другим поступил нечестно, непорядочно, то наивно думать, что с тобой он будет вести себя иначе. И, тем не менее, сделка заключается…

Берн назвал этот тип сценария "Снова и снова". Но в дальнейшем было обнаружено, что все паттерны поведения проживаются опять и опять, поэтому Стюартом и Джонсоном было предложено название "Почти". Человек с таким паттерном может достигать значительных успехов, но в какой-то момент находить нечестного партнера и в мгновение ока рушить то, что уже было построено и создано.

Также с точке зрения анализа людей, которые достаточно часто бывают обмануты, интересен сценарий "Всегда". Этому сценарию соответствует древнегреческий миф об Арахне - мастерице вышивать. Она неразумно вступила в спор с богиней Минервой, вызвав ее на состязание по вышивке. Разгневанная богиня превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

Люди с паттерном "Всегда" могут проигрывать этот сценарий снова и снова, меняя одни неудовлетворительные отношения, работу, место жительства на подобные, одних непорядочных партнеров на других, снова и снова наступая на одни и те же "грабли". Они опять и опять находят людей, которые в конечном итоге обманут их, "оставят с носом" и берут их себе в партнеры.

Можно ли это изменить? И, если можно, то как? Любому человеку необходимо осознать, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, вы поймете в каких именно областях были приняты проигрышные решения и переделать их на выигрышные. Деление решений на выигрышные, проигрышные и беспроигрышные, несет в себе интересную и очень ценную информацию о нашем прошлом и помогают раз и навсегда избавиться от тех сценариев жизни, которые нас почему-то не устраивают.

Если вы не удовлетворены своим сценарным поведением, то из него можно выйти. Необходимо начать с выявления своих паттернов сценарного поведения, их осознания и затем постепенно разрушать эти паттерны.

Так если человек проживает сценарий "Почти", то из него можно выйти, доводя все свои дела до конца вне зависимости от степени их важности. Если вы делайте какое-либо дело, не бросайте его на пол пути. Если же вы проживаете сценарий "Всегда", то вам следует осознать, что не стоит повторять одни и те же ошибки. Каждый раз, когда вы поступаете не по сценарию, то ослабляете его для будущего, облегчая себе тем самым выход из старой сценарной темы. Попробуйте выработать 3-5 типов поведения, которые идут вразрез с вашим сценарным процессом. И начинайте их немедленно осуществлять, выполняя по одному пункту каждый день.

Сразу же возникает вопрос: а есть ли надежный путь для защиты себя от подобных вещей? Да, это возможно. Конечно же, это путь не одного дня, для этого нужно затратить определенный труд, но, право же, затраченные усилия стоят того. Нужно начать сознательно развивать в себе такие качества, как наблюдательность, умение анализировать поведение людей в различных ситуациях. В психологии существует принцип: поведение человека, и его реакции на внешние воздействия, проявляются, как бы преломляясь сквозь призму внутренних условий. Его называют принципом психологического детерминизма. Внутренними условиями являются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, мотивы поведения, чувства, установки, система навыков, умений и многое другое. Все они обязательно проявляются в поведении человека, его общении и отношениях, поэтому, если их понять, можно решать и обратную задачу - на основе внешних сторон поведения, общения и отношений судить об этих "внутренних условиях", в том числе связанных с личностными особенностями и характером.

Страница 1090 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135