Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Техники медитаций. Работа с тонкими телами

E-mail Печать PDF

Техники медитаций. Работа с тонкими телами

Как уже было отмечено раннее, медитацию можно рассматривать не только с психологической, но и с энергетической точки зрения. В этом варианте медитация есть не что иное, как упражнение для астрального (реже ментального - таких медитаций мало) тела. Среди целей такого упражнения можно выделить следующие:

1. Вовлечение в энергооборот незадействованной части астрального поля. Эта цель эквивалентна уже обсуждавшимся выше расширению сознания и очистке подсознания.

2. Поиск индивидуальных "ключей" к работе с энергией.

3. Манипуляции полями чакр и "выстройками".

Поясним последнюю цель подробнее. Существует два предельных состояния астрального поля каждой чакры: состояние предельного уплотнения и состояние предельного расширения астрального поля чакры.

Например, состояние предельного уплотнения по анахате достигается посредством медитации "на разотождествление с чуждыми эмоциональными состояниями". На энергетическом уровне практикующий "выбрасывает" из своего поля все состояния, которые, даже находясь в его поле, не являются его собственными, то, что он почерпнул извне: раздражительность, спешка, другие чужие эмоции и т.д. Уплотнение аджны есть разотождествление со всеми играемыми ролями, избавление от состояний деперсонификации. Уплотнение манипуры дает готовность к ситуации при необходимости рассчитывать только на себя, свадхистханы - четкое ощущение своих желаний и т.д.

Обратное состояние - расширение поля анахаты, при котором вы можете почувствовать состояние другого человека - эмпатия. Состояние предельного расширения поля анахаты - это когда человек способен почувствовать эмоциональное состояние любого человека, места или эгрегора, почувствовать как свое. Расширение поля верхних чакр есть творчество, расширение аджны - способность к восприятию "знаков мира", получению информации от разных эгрегоров, вишудхи - умение опираться на чужую точку зрения как свою, манипуры - использовать ситуации и ресурсы мира и т.д. Значимость расширенных состояний состоит в том, что только в расширенном состоянии чакра набирает энергию. Человек неспособный к расширению поля некоторой чакры (что соответствует ее ригидности) рано или поздно приходит к обесточиванию этой чакры.

Ни в одном из предельных состояний жить нельзя, эти состояния предельные. Смысл практики уплотнения-расширения полей состоит в тренировке себя в достижении предельных состояний, расширении доступного диапазона состояний по каждой чакре. Подобная эмоционально-психологическая гибкость позволяет найти, сформировать состояние поля, оптимальное для текущей жизненной ситуации. Практика медитации - это как раз и есть выстраивание иерархии состояний от предельного уплотнения до предельного расширения астрального поля и нахождения своего равновесного состояния, а также наработки умения брать наиболее подходящее ситуации состояние.

Помимо расширения и уплотнения полей, существует значительное количество т.н. "выстроек" каждой чакры - специфических состояний, конфигураций поля, определенным способом воздействующих на окружающих. Некоторые выстройки носят патогенный характер, например, "цепляющие" выстройки, вызывающие негативное отношение окружающих. Примером цепляющей выстройки является состояние "ну, кто на меня?", воспринимаемое окружающими как вызов и рано или поздно приводящее к конфликту. Есть выстройки полезные, например, состояние "начальника", который воспринимается в качестве значимого человека не только своими подчиненными, но и всеми окружающими, даже если они не знают его лично. Условно выстройки можно разделить на дающие, берущие и нейтральные. Последние дают возможность человеку оставаться незамеченным. Каждая сознательно достигаемая человеком выстройка есть сиддха. Задачей йоги на более высоких ступенях есть формирование способности к достижению максимально большого репертуара выстроек.

Техники медитаций. Развитие сознания и самосознания

E-mail Печать PDF

Техники медитаций. Развитие сознания и самосознания

Последователи современных эзотерических систем придают очень большое значение кристаллизации сознания и развитию самосознания. Это явно коррелирует с возникновением экзистенциальной философии и соответствующими дискурсами. Не исключено также, что соответствующие психопрактики стали актуальными под влиянием соответствующих философских идей. Так, термин "кристаллизация сознания" в оккультную традицию ввел Г. Гурджиев. Этим термином он обозначил формирование в человеке устойчивого внутреннего мира. Известный исследователь творчества Гурджиева, проф. А.Ровнер, отмечал, что некоторые из его идей возникли под влиянием творчества Ницше. Предельно важную, если не центральную, роль играла осознанность в учении Д. Кришнамурти. Очень много эффективных техник, направленных на кристаллизацию сознания, приведены в учениях К. Кастанеды.

Среди техник, которые предлагает К. Кастанеда, следует прежде всего отметить технику "Думание о Смерти". Суть ее состоит в том, чтобы постоянно осознавать, что любой момент нашей жизни, в том числе и текущий, может оказаться последним, поскольку "смерть всегда стоит за левым плечом". Эффект подобной медитации основан на том, что последний момент жизни, когда будущего уже нет, а прошлое не имеет никакой ценности, человек наверняка попытается прожить как можно более полно, а значит, осознанно. Нельзя сказать, чтобы данная техника была принципиально новой. Данная психотехника практически в таком же виде была описана в самурайском кодексе Бушидо. Философское же обоснование такого рода техник содержится в работах Хайдеггера и Сартра. Чрезвычайно эффективными в качестве методов кристаллизации сознания являются предложенные К. Кастанедой упражнения по сталкингу - искусству осознанного действия - например, "Перевоплощение", "Перевоплощение женщиной" и т.д. Эффект этих техник связан с тем, что человек, вынужденный играть непривычную для себя роль, неизбежно должен подключать сознание при совершении каждого шага. Выбор принципиально непривычной, а еще лучше абсолютно не соответствующей всему предшествующему опыту роли дает при благоприятном стечении обстоятельств возможность ощутить свое внутреннее бытие. Говоря о системе Г. Гурджиева, отметим прежде всего технику "Стоп кадр", описание которой приводилось выше. Эффект кристаллизации сознания достигается в ней благодаря связанности этого процесса с актуализацией.

Среди медитаций Ошо, имеющих ту же цель, можно упомянуть медитации "Здесь ли ты", "Станьте космонавтом внутреннего пространства", "Не пытайтесь себя обмануть", описанные в "Оранжевой книге" и др. Отметим, что ряд медитаций классических эзотерических систем также способствовали кристаллизации сознания. Так, в йоге использовалась техника "Созерцание огня или света в точке между бровями", при выполнении этой медитации было необходимо чувствовать испускаемый свет как бы изнутри, чтобы сознание являлось его источником, а не наблюдать его со стороны. Техника "Взращивание духовного ребенка" - вариант кристаллизации сознания, практикуемый даосской йогой. Понятие "очищение подсознания", т.е. отреагирование вымещенных чувств и эмоций, вызывающих невротическое напряжение, также появилось благодаря идеям психоанализа. Хотя сами техники подобного очищения использовались человечеством всегда. При всем многообразии, способы очищения подсознания можно разделить на две категории:

Аналитические основаны на осознании разных подсознательных объектов с использованием и их побочных проявлений (сновидений, эмоциональных напряжений и др.). Для их практики необходимо иметь уже достаточно расширенное сознание (крепкое Эго по терминологии психоаналитиков) и хорошую способность к рефлексии. Большинство аналитических способов восходят к тем или иным школам психоанализа, хотя, по сути, подобны буддийской випасане, описание которой приведено выше. Катарсические основаны на непосредственном отреагировании тревожащих чувств и эмоций и не требуют их осознания. К ним относятся терапия криком, дыхательные техники, подобные ребефингу, холотропному дыханию и пр. Очищение подсознания является важным этапом работы над собой не только потому, что позволяет снизить характерный для современного человека невротизм, но и потому, что освобождает психическую энергию, необходимую для более глубокой внутренней работы. Достаточно обширный набор техник предложил Ошо, причем разнообразие техник позволяло подобрать каждому человеку именно ту медитацию, которая необходима для освобождения его от конкретного типа нереализованных эмоций. Фактически Ошо воспроизвел на новом уровне буддийскую практику индивидуального подбора медитаций. Вот некоторые техники, приведенные в "Оранжевой книге":

"Динамическая медитация" - безусловная находка Ошо. Эффективная медитация катарсического типа. "Медитация смеха" помогает освободиться от нереализованных эмоциональных энергий и представляет собой практику искусственного смеха в течение определенного времени. Необходимо достичь состояния, когда смех польется сам, без принуждения.

"Избиение подушки" способствует выходу нереализованной агрессивности. "Дышите как собака" - катарсическая медитация, использующая силу дыхания. Способствует отреагированию агрессии. "Медитация Натараджа" - катарсическая медитация, помогающая отреагировать энергию, лежащую в основе спешки и суетливости. "Тряска" - катарсическая медитация, раскрепощает мышцы, высвобождает подсознательные желания. "Вглядывание в зеркало" - эффективная медитация, способствующая актуализации подсознательных страхов. "Войдите в ваш страх"- эффект аналогичен эффекту от предыдущей медитации. Характерной особенностью медитаций, предложенных Ошо, является то, что практически все они катарсические. В системе К. Кастанеды существует интересная техника "Стирание личной истории" или "Возвращение потерянной энергии", которую с психологической точки зрения можно интерпретировать как направленную на очистку подсознания. Наиболее подробно данная техника описана в книге Тайша Абеляр "Магический переход". Суть ее заключается в "возвращении своей потерянной энергии из ситуаций прошлого, в которых она была потеряна, а также в освобождении энергий, полученных в таких ситуациях от других людей".

Чрезвычайно эффективные способы очищения подсознания существуют в трансперсональной психотерапии. Среди них можно упомянуть холотропное дыхание, уaн-вейшин и ребефинг, основанные на катарсической силе дыхания, психоаналитические техники, телесно-ориентированная психотерапия и многие другие. Психотерапевтические техники, в отличие от йогических, предполагают наличие терапевта, который корректирует действия пациента, что существенно повышает их терапевтическую эффективность (конечно, если терапевт высококвалифицированный специалист). Вообще, следует заметить, что психотерапия стала новым мостом в эзотеризм для европейской культуры.

Техники медитаций. Распрограммирование сверхсознания

E-mail Печать PDF

Техники медитаций. Распрограммирование сверхсознания

Распрограммирование сверхсознания т.е. освобождение от стереотипов, установок и комплексов, заложенных в процессе воспитания, также рассматривается последователями современных эзотерических систем как элемент работы над собой. Тот факт, что именно содержимое сверхсознания является источником большинства психологических проблем, указал еще Фрейд. Создатель трансактного анализа, Э. Берн, впервые досконально описал роль родительского программирования в жизни человека, однако эффективных техник освобождения от подобных программ он не предложил. Тем не менее, такие техники, как рефрейминг (данная техника описана ниже), появились позднее, благодаря способам эриксонского гипноза, нейролингвистического программирования (НЛП), но суть большинства из них заключается не в распрограммировании сверхсознания, а в его перепрограммировании, т.е. замене одних программ на другие, более эффективные для конкретного человека. Нужно также отметить, что сама возможность распрограммирования и перепрограммирования сверхсознания приведет к появлению некоторых философских и этических вопросов, связанных с преимуществами одной системы ценностей (а следовательно, и связанных с ней программ) над другой. Наибольшее внимание идее распрограммирования уделяют последователи "бунтарского" дзена и подобных ему систем. Интересно, что как сам трансактный анализ, так и большинство других систем, практикующих внутренне распрограммирование, появились во второй половине 20 столетия, когда общество с огромным энтузиазмом ревизионировало старые ценности, фактически занимаясь распрограммированием своего "коллективного сверхсознания". С другой стороны, в этот период широкая общественность впервые столкнулась с идеями и практическими результатами кибернетики, что спровоцировало желание описать психику человека в соответствующих терминах. "Сознание и тело - части одной кибернетической системы".

Кибернетическая модель привлекает своей кажущейся простотой. Однако, принимая или не принимая данную модель, нельзя не заметить, что ее принятие способствует намного более быстрому разотождествлению со своими поведенческими формами, чем философские рассуждения психологических школ гуманитарной направленности.

Приведем техники внутреннего распрограммирования, используемые различными эзотерическими системами. "Внутренняя охота" - техника предложена К. Кастанедой. Суть ее состоит в сознательном "выслеживании" стереотипных поступков, мешающих развитию и постепенном их устранении. Аналогичные цели преследуют упражнения "Изменения внешнего вида", "Ломка распорядка", "Деструктурализация эго", описанные в трудах этого автора.

"Рефрейминг" - техника, используемая в нейролингвистическом программировании, однако имеющая явно магические корни. Основана на поиске ситуаций, когда сверхсознательная программа не верна и следование ей абсурдно. В момент осознания такой ситуации у человека может наступить катарсическая разрядка программы.

Наивысшей фазой внутренней работы большинство оккультных систем считают работу по достижению внутренней целостности, которая сводится к синтезу различных частей человеческой психики (субличностей). Вообще, обнаружение нецелостности человеческой личности является одним из интереснейших наблюдений, сделанных практически одновременно мистиками и психологами. Сама категория субличности, нашедшая активное применение в гештальт-психологии, психосинтезе, а позднее появившаяся в социологии в виде ролевой теории Мида, впервые была введена в обиход Г.Гурджиевым, однако о существовании субличностей ясно писал еще Патанджали: 4.4 Созданные читты (читта - "сознания", поэтому я считаю, что речь идет о субличностях) произошли только от самости. 4.5 Хотя деятельность разных созданных читт (субличностей) различна, они все управляются одним первоначальным сознанием. 4.6 Между различными читтами та, которая достигается через самадхи, чужда желаний (речь идет о формировании устойчивой базовой личности на основе Внутреннего Наблюдателя).

В "Йога-сутра" Субличности представляют собой устойчивые структуры, частично наделенные сознанием, эмоциями, желаниями и другими характеристиками, которые по сути выражают как бы грани личности человека. Гурджиев сравнивал психику человека с полем битвы между различными частями его психики за контроль над поведением человека. В отсутствии "Хозяина" т.е. истинного Я человека, которое может быть выкристаллизовано из остальных составляющих психики путем тяжелой внутренней работы, эта борьба продолжается постоянно. Борьбу эту легко наблюдать, когда человек сомневается, пытается сделать выбор между двумя альтернативами. Такое сомнение, по сути, и есть борьба двух или нескольких субличностей, придерживающихся противоположных мнений. В зависимости от того, какая из них победит, будет зависеть выбор человека. Другим ярчайшим примером взаимодействия субличностей является внутренний диалог - беседа субличностей. Гурджиев еще не был знаком с идеями кибернетики, поэтому описал процесс скорее в терминах механики, однако в его описании явно прослеживается мотив программируемости человеческой психики. Основная задача его системы может быть сформулирована таким образом: "Человек должен перестать быть машиной и попытаться стать человеком". Из этой задачи вытекали конкретные техники работы с субличностями.

В работе с субличностями можно выделить две цели. Минимальная цель - это достижение когерентного состояния психики, т.е. состояния, при котором отсутствует борьба между различными субличностями - все они сотрудничают для достижении одной цели. Для этого используются различные техники внутреннего договора, можно воспользоваться шестишаговой моделью внутреннего договора, предложенной НЛП. Более сложной задачей является полная интеграция всех субличностей, т.е. достижение цельного состояния сознания. Характерной чертой данного состояния является способность человека, который достиг его, оставаться самим собой в любой ситуации, т.е. у него нет ни внешней, ни внутренней потребности играть какие-либо роли. Техники, которые помогают достичь подобных состояний, приведены в трудах Роберто Ассаджоли и его последователей, например, Д. Рейнуотер. Некоторые техники описаны у Ошо, например медитация "Смешные рожи", "Взгляд в зеркало" могут быть использованы для актуализации имеющихся в Вас субличностей.

В классических эзотерических системах также существуют методы, которые можно интерпретировать как работу, направленную на синтез субличностей и достижение внутренней целостности. Прежде всего это тибетский метод слияния с идамами. Действительно, с психологической точки зрения идамов можно интерпретировать как персонификации различных частей человеческой психики, тем более, что в традиции тибетской йоги идамы откровенно признаются "порождениями ума". В этом случае слияние с идамами можно рассматривать как технику последовательной символической актуализации субличностей, относящихся к различным пластам бессознательного с последующим их синтезом. Тибетские источники отмечают, что при подобной практике следует соблюдать осторожность, так как если энергоемкость субличности выше энергоемкости сознания, то может произойти растворение последнего в субличности, именно поэтому тибетские учителя дают ученикам строго определенные последовательности идамов для медитации.

Толковать сновидения

E-mail Печать PDF

Толковать сновидения

Как правильно толковать сновидения и быть более уверенным в точности интерпретации? На этот вопрос поможет ответить психоанализ. Его основоположником является Зигмунд Фрейд, разработавший собственную систему интерпретации сновидений, являющихся частью нашей бессознательной жизни. Его теорию мы возьмем за основу толкования сновидений.
«Почему недостаточно сонника? – спросите вы. – Стоит только открыть его на нужной странице – и вот, пожалуйста: «Увидеть большое количество лука во сне предвещает вам злобу и зависть, которые вы встретите, добившись успеха»». Сновидение – это часть индивидуальной бессознательной жизни человека, которая скрывает в себе его проблемы, комплексы, значимые моменты жизни, мотивы – его и только его.
Некоторые элементы сна связаны с вполне определенными событиями нашей жизни, разве может об этом знать сонник? Он может иметь информацию об особенностях наших отношений с родителями, о проблемах с близким человеком, о том, в связи с какими поступками нашей жизни мы испытали острое чувство вины? Конечно, нет. Интерпретация сонников ограничена, если не сказать «не верна».
Итак, какие шаги предпринять для того, чтобы понять скрытый смысл своего, либо чужого сновидения и не впадать в ошибку навешивания стандартных ярлыков?
Шаг 1. Разбиение сновидения на элементы.
Уместно начать анализ сновидения с деления целостного сюжета на фрагменты. Расспросите человека о конкретных элементах сна и их связях с последними событиями его жизни. Таким образом удастся отбросить малозначимые детали, вовлеченные в сон впечатлительностью психики на события прошедшего дня. Обязательно запишите все подробности толкуемого сновидения, потому что даже малозначимые, на первый взгляд, детали для интерпретации могут оказаться самыми важными. Так устроена наша бессознательная жизнь.
Шаг 2. Сон как исполнение желания.
Одной из функций сновидений, по мнению Фрейда, является исполнение желания. У детей, психика которых еще не обременена многочисленными защитами, исполнение желания происходит явным образом: ребенок во сне съедает запрещенный родителями продукт или побеждает врага.
Бессознательное взрослого человека проделывает колоссальную работу по зашифровке смысла сновидения. В эту часть психики вытеснены проблемы, незавершенные дела, страхи, конфликты. Такое вытеснение защищает психику от «перегрева», от невыносимой тревоги за собственные проблемы, которых у каждого бесчисленное количество. Представьте, что было бы, если бы все проблемы, накопленные за нашу жизнь, сразу навалились на наше сознание? Это убило бы самого стойкого. Но по одной такие проблемы извлекать необходимо, ведь чтобы разрешить их, нужно, по крайней мере, знать о них.
Итак, у взрослых исполнение желания происходит во сне неявным образом. Например, мужчина, влюбленный в девушку и испытывающий ревность к ней, во сне делает ее парня всего лишь другом, чтобы таким образом косвенно выполнить свое желание быть с ней. А что дает вам ситуация, сложившаяся во сне? Даже если это смерть человека, то какие возможности она могла бы вам открыть (что вам «мешает» этот человек реализовать в жизни)?
Здесь главное – отбросить мораль и посмотреть правде в глаза. Не бойтесь узнать о своих низменных, агрессивных или опасных бессознательных желаниях. Примите это как часть себя. Не каждый отважится признаться себе в подобном, а ведь такое признание – первый шаг на пути продуктивных изменений, которые вы можете осуществить в себе.
Шаг 3. Свободные ассоциации.
На каждый выделенный элемент сновидения мы просим человека давать те ассоциации, которые возникают в связи с ним. Важно сделать акцент на следующем: говорить надо абсолютно все, что приходит в голову, не пропуская того, что кажется неприличным, аморальным, некрасивым. Чаще всего именно в этом корень проблемы.
Как задавать вопросы и помочь вызвать поток ассоциаций? Например, снится определенный человек. Нам нужно знать, что это за человек, какие у него отношения с субъектом сновидения, что для него этот человек олицетворяет, какие события жизни, связанные с ним, приходят в голову и т.п. Или снится квартира. Чья она по логике сновидения, чем отличается от реального места, как переставлена мебель, где удается во время сна побывать в этой квартире. Все, что мы услышали, надо записать, чтобы не забылась ни одна деталь. Если вы толкуете свое сновидение, то записывайте подробно каждую приходящую в голову мысль, а затем старайтесь анализировать их беспристрастно, как бы «забыв» на время, что толкуете собственное сновидение.
Шаг 4. Чувства и эмоции, испытываемые во сне.
При интерпретации сновидений я считаю важным учет тех эмоций, чувств, переживаний, которые испытывал человек во сне. Особенно это касается тех случаев, когда переживаемая эмоция не соответствует содержанию сна. Например, человек огорчен, рыдает, но вроде ничего страшного во сне не происходит. Или умирает кто-то из родственников, но он не испытывает сожаления, грусти – как будто его это не волнует. За такими несоответствиями могут крыться серьезные психологические проблемы, поэтому на эти элементы сновидения особенно важно обратить внимание.
Шаг 5. Интерпретация полученных фактов.
Собранный материал, на первый взгляд, разнообразен и не имеет ничего общего. В сущности, что общего может иметь комната, в которой диван стоит на месте двери; влажная, теплая и спокойная яма; подарок на шее любимого, сделанный его новой девушкой; добрая и тихая женщина, которая никогда не рожала детей, знает толк в жизни и советует во сне не рожать ребенка? За всем этим стоит страх родов на фоне их необходимости (ребенок воспринимается как связующее звено, то, что даст женщине уверенность «теперь он не уйдет»).
В комнату обычно входят, а диван – это преграда, он не даст войти. И тогда ребенка зачать не удастся. Самая первая влажная, теплая и спокойная «яма» для каждого из нас – это матка. Что может «самодельного» подарить мужчине другая женщина, чего мы так боимся? Метафоричность сновидения порой изумляет своей остротой. Еще более отчетливой становится тема родов, заявленная в словах пожилой женщины и в ассоциациях, с ней связанных.
Каждый элемент сновидения, по мнению Фрейда, шифрует одну и ту же проблему. От каждого элемента мы можем через ассоциации прийти к ней. Интерпретация считается верной, если мы смогли объяснить все элементы сна одной проблемной темой. Чтобы видеть такие целостности, необходимо обладать метафорическим мышлением, уметь мыслить синтетично. Развивайте в себе такой тип мышления, и интерпретация сновидений станет для вас проще!

Управляемые сны и сновидения

E-mail Печать PDF

Управляемые сны и сновидения

Над загадками сновидений во время сна люди ломают головы с того времени, как стали home sapiens. И лишь в 1953 году кое-что начало проясняться.
Американские ученые Клейтман и Озерински провели серию длительных наблюдений за спящими людьми. Они установили, наложив на головы спящих электроды с чувствительными датчиками, что существует не «один сон, а два». Во время первого мозг излучает медленные импульсы, во время второго быстрые. В это же время происходит, соответственно, медленное или быстрое движение зрачков под веками.
Вторую фазу сна «быстрого движения» назвали парадоксальной. Во время нее мозг работает, а организм остается в состоянии глубокого покоя. Происходит лишь некоторое сокращение мускулов на лице, кончиках пальцев рук и ног.
Дальнейшие исследования, в том числе других ученых, показали, что во время первой фазы сновидение зарождается, а во время второй становится насыщенным, проснувшийся может его рассказать. Специалисты утверждают, что зародыш «видит» сны 24 часа в сутки, новорожденный – 10-12 часов.
Чем старше человек, тем короче парадоксальные сны, в среднем час-полтора за ночь, а это 20 тысяч снов в течение всей нашей жизни! Вспоминаю мать, которая «...чуть-чуть вздремнет и снов увидит кучу, все рассказать – хватило бы на час...» Оказывается, у молодых сны и чаще, и продолжительнее, просто они не научены их запоминать.
В Африке, Малайзии, Индии детей приучают к тому, чтобы они, проснувшись, сразу рассказывали сны себе или окружающим, у них издавна существуют приемы стимулирования сновидений. Оказывается, это немаловажно, особенно для детей.
Замечено, что дети, у которых непродолжительный парадоксальный сон, отстают в школе, а у дебилов, хотя они спят не меньше других, длительность парадоксального, «быстрых движений» сна, гораздо ниже нормы. Ученые полагают, что люди спят не только для отдыха, а и «...для того, чтобы познать, обогатить ум». Новорожденным нужно познавать мир с нуля, а старикам для сновидений хватает воспоминаний и картинок из мыльных сериалов.
Фрейд, в книге «Толкование сновидений», сравнивает личность человека с айсбергом. Над водой наше сознание, а под водой прослойка подсознания и «масса бессознательного». Чем меньше эта подводная масса, тем выше сознание, следовательно, чаще будут «умные» сны, а не кошмары.
Общеизвестно, что сны подарили многим ученым великие открытия. Альберт Эйнштейн во сне установил взаимосвязь между пространством и временем. Нильс Бор – структуру атома. Иоганн Мендель – законы наследственности. Александр Флеминг – пенициллин. Анри Рейнольде – авторучку. Всемирно известный писатель Р. Стивенсон, ложась спать, настраивал себя на то, чтобы в сновидениях к нему пришли «захватывающие истории», и они приходили. Именно таким путем он написал многие свои научно-фантастические романы.
В основе изобретения Элиасом Хоуэ швейной машины тоже был сон. Долгое время у него ничего не получалось, он уж решил отступиться, но однажды утром вспомнил приснившийся сон: за ним с воинственными криками и копьями в руках гнались каннибалы, в острие копий были отверстия. Расскажи он этот сон толкователям, чего бы только не услышал! А Хоуэ решил попробовать в своей конструкции иглу с отверстием у острия. Так родилась швейная машина.

Почему бы и нам с вами не попробовать направлять свои сны? У меня это уже иногда получается. Бывает, засидишься допоздна над упорно неподдающейся строфой стихотворения, переворочаешь, как писал Маяковский, горы словесной руды, а нужного, емкого, образного слова так и не найдешь. Раздосадованный, лягу спать, думая о том же. Проснусь утром, вспомню сон, глядишь, какая-то картинка, эпизод и натолкнула на искомое слово.

Перед тем, как заснуть заставьте себя задуматься: ответ, на что вы бы хотели получить во время сна. И помните, если вы не приучите себя вспоминать (и запоминать) ваши сновидения сразу же после пробуждения, результатов не будет. Не разочаровывайтесь в случае неудачи. На все нужно время. Спокойных снов вам и приятных сновидений, дорогие читатели!
Николай Хроменко

Страница 1113 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135