Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Робеспьер (Голихов)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Робеспьер

1 функция «Хорошо» - субъектная логика. «Я все понимаю лучше всех!»

Очень привязчив к своему пониманию чего-либо, своему мышлению, своей логике, концепциям, уверен и консервативен в этом, переубедить невозможно, «живет» этим, не обязательно делясь этим с окружающими. Если не сходится с фактами, то иногда даже «тем хуже для фактов». Попытка критиковать ее вызывает в нем раздражение. Умеет логически рассуждать, но не любит защищать свое видение ситуации: «кто понял – тот понял, остальным не дано», поэтому часто окружает себя понятием «моя школа» – тех, кто принимает его логические суждения и не лезет критиковать. Очень тяжело и долго меняет свои логические умозаключения: нуждается во времени на осмысление ошибок. Любит, чтобы все сходилось с тем, как он это понимает. Если этого достичь не удается – возникает раздражение. Поэтому переубедить их можно только вескими аргументами, а новую информацию он воспринимает часто скептически, если сам в этом не уверен: нужно все тщательно взвесить, прежде чем сказать «да». Его мышление фундаментальное, основательное, то, на что можно «опереться» в случае чего, поэтому тут не должно быть никаких рисков и от них сложно требовать, чтобы чьи-то соображения моментально одобрялись. Вообще старается все сперва понять, а уже потом принять для себя. Если чего-то понять не удается, то освоение материала идет сложнее, так как сложно его принять для себя. Поэтому часто может очень долго изучать что-то, прежде чем использовать, даже если вопрос очень простой. Первая функция о третьей: подразумевается именно свое понимание того, как нужно быть здоровым. Если оно терпит крах, то означает также «двойной удар» и по самооценке, и по психике.


2 функция «Надо» - объектная интуиция. «Мир гармоничен, а кто все же не гармоничен – нам подскажет гильотина».

Цель жизни такого человека – улучшать, гармонизировать мир, созидать целостность внешней ситуации. Поэтому иногда они бывают достаточно беспощадны к тем, кто ее разрушает. Умелое маневрирование в потоке возможностей – их конек и подходят они к этому вопросу очень творчески. Знают, что и как можно улучшить где-либо. Умеют разобрать ситуацию на части и собрать в более гармоничном, модернизированном звучании, часто являются генераторами смелых идей по «осчастливливанию человечества». Ищут себе место, где царит хаос, чтобы там все наладить. Умеют помочь человеку разобраться в какой-то сложной внешней проблеме оригинальным способом, «разруливать» внешние конфликты между людьми, доделывать что-то за других, имеют талант новатора. Но иногда, впрочем, какое-то дело они могут неосознанно до конца не доводить, так как тогда они становятся ненужными. Поэтому для них совершенный мир – это мертвый мир, чего-то улучшать в нем надо всегда. Часто могут искать себе применение в искусстве как способе создания внешней гармонии, умеют создавать гармоничную обстановку где-либо. «Сказочники», стремящиеся к созданию ситуации идеального мира, идеальных людей. Только вот реально живущие в нее не всегда вписываются, часто могут видеть решение этой «несостыковочки» в необходимости «кардинальных мер» к ним. Любят воспитывать людей, скажем, брошенная кем-то мимо урны бутылочка может провоцировать их на это, даже если это не безопасно в какой-то ситуации, так как это – их «продукция». Вторая функция о третьей: гармонизируют мир с точки зрения его безопасности, надежности, здоровья. Могут очень много об этом говорить. Вторая функция о первой: иногда могут рассказывать о своем понимании того, что надо сделать, чтобы мир стал лучше. Вторая о четвертой: иногда также могут рассказывать о том, как надо улучшить мир, чтобы потом тебя все любили и уважали.

3 функция «Проблемы» - субъектная сенсорика. «Бутерброды должны быть безопасными для здоровья и полезными!»

Большую часть забот вызывают вопросы здоровья, полезности / вредности, надежности и это бросается в глаза. Они часто – ходячие справочники по медицине, знают, когда что принимать в случае какого недомогания. Эти вопросы являются зоной их самооценки, поэтому в этих вопросах они не боятся переборщить: моржевание, закалка, бег по утрам, питье специализированных препаратов для укрепления здоровья. Часто увлекаются и нетрадиционной медициной, их интерес привлекает все, что может как-либо укреплять здоровье, они постоянно об этом говорят. Малейшую опасность для него они воспринимают очень боязненно: когда холодно – они первыми заметят, что нужно срочно одеться теплее. Могут попросить снизить скорость, когда кто-то едет быстро на автомобиле. Любые угрозы здоровью считают недопустимыми, даже вылетевший винтик из двери автомобиля воспринимают как потенциальную угрозу своей жизни и отказываются тронуться в путь, всегда проверяют технику, оборудование по самому ничтожному поводу, никогда не доверят «упаковывать свой парашют» кому-то другому. Если у них есть какие-то проблемы со здоровьем, то это является для них серьезным ударом по самооценке. При активной защите функции будут все равно стремиться доказать свою физическую состоятельность, рваться быть в первых рядах «на амбразуре» (скажем, первыми бежать таскать тяжести на субботнике), при пассивной будут говорить: «да, я старый и больной». Все, что может подтвердить им их физическую состоятельность, будет им делаться в первую очередь. Поэтому они любят физические нагрузки как способ доказать, что они все еще «ого-го». Самое страшное наказание для них – лежать беспомощно больным в кровати в присутствии других людей. Им нравится чувствовать себя защищенным в медицинском плане со стороны организации, в которой они работают. Они – часто заложники слова «полезно», особенно если это относится к здоровью. Обычно очень пекутся о социальной защите, долге перед людьми со стороны государства, так как опасаются попасть в ситуацию, когда «некому будет подать стакан воды». Чтобы убедить себя в том, что со здоровьем все в порядке, для них желательно периодически как-то испытывать свое тело на прочность: походы, скалолазание, марафоны, триатлон и т.п. Если испытание пройдено, то и со здоровьем не может быть «что-то не так».

 

4 функция «Хочу» - объектная этика. «Цени меня жена и детки, а не то уйду к соседке!»

Хорошее место для такого человека там, где его все любят, хорошо к нему относятся. Если кто-то говорит, что относится к нему плохо (например, жена в сердцах говорит: «я тебя ненавижу»), то воспринимает это буквально и старается сразу уйти оттуда, найти для себя место, где все будут относиться к нему хорошо (или говорить, что это так). Поэтому им крайне тяжело находиться в местах, где они не знают, кто как к ним относится. Появление в нем человека, который говорит им: «здорово, дружище!» воспринимается как «явление Христа народу». Очень внушаемы тем, когда им говорят, кто как к ним относится. Любит положительные эмоции других людей, словно заряжается ими. Двигается в сторону царящего «наибольшего позитива» в эмоциях, положительных чувствах и избегает мест концентрации негативных. Не любит ситуаций интриг, сплетничества, так как в такой ситуации жертвой их может стать сам. Поэтому всегда плохо относится к «перешептыванию по секрету», видя в этом злые намерения. Отношения людей всегда должны быть открытыми, честными, добрыми. Слова об отношениях всегда должны совпадать с делами, иначе – в них что-то не так. Говоря, что любишь человека – это должно быть видно и на деле, а если на деле этого не видно – значит это не правда. Очень подозрителен в отношении к себе окружающих и, заподозрив какое-то «заподло», даже если это какая-то ничтожная мелочь, уже норовит либо сразу порвать отношения, либо исключить человека из числа «своих», близких себе людей, сведя контакты с ним до минимума. Поэтому иногда может слыть предателем, найдя тех, кто относится к нему лучше, может туда и переехать на ПМЖ, сочтя это весомым аргументом для смены «ареала». Может стать жертвой «подхалимов».

 

- 1 функция «Плохо» - объектная логика.

«Если мир не соответствует моему пониманию его, фактам – то тем хуже для фактов». Такая позиция часто провоцирует его изоляцию в обществе, так как общество привыкло к тому, что человек оправдывает его ожидания и отклонение от этого принципа может считать «девиантом». Мощная субъективная логика, работающая в режиме «умения заглядывать в будущее», чаще всего компенсирует стремление игнорировать факты. Но там, где случается просчет, связанный с игнорированием фактов объективной реальности, человек сталкивается с реальной проблемой, впадая в ступор, так как решение таких проблем требует времени из-за того, что первая функция не умет перестраиваться быстро. В жизни это выглядит так: бежит человек в магазин, так как знает, что он там был. А тот уже лет десять как закрылся. Не любит он все эти внешние правила, законы, нормы, даже уголовный кодекс воспринимает как нечто странное, что запросто можно обойти, если с ним не согласен. Терпеть не может бюрократию, возиться с документами, неожиданными фактами окружающей действительности. Лучшая техника для него – та, которая не ломается, если он, конечно, не специалист по ней. Ведь неожиданная поломка хорошей вещи тоже может быть неожиданным фактом объективной реальности. Можно сказать, что факты объективной реальности для такого человека – то, что просто не должно мешать, противоречить своему пониманию окружающей действительности. Если человек разговаривает на темы объектной логики, то часто критикует законы, нормы, политическую систему, что позволяет ему все же быть ближе к объективной реальности в своем ее понимании. Если в какой-то ситуации чувствует угрозу для нормальной работы по первой функции: скажем, его логика потерпела крах, то может все же начать подбирать и отыскивать какие-то факты для защиты своих будущих логических построений, хоть это и не просто. Таким образом, отражает внешнюю агрессию на первую функцию и со временем успокаивается. Также может начать подбирать нужные факты для защиты своих умозаключений, скажем, в споре, если знает, что придется «ожесточенно отбиваться». Происходит какая-то привязка своего понимания к окружающей действительности и самому человеку этого достаточно, независимо от того, приняли или нет их оппоненты. Те, в свою очередь, могут доводиться до «белого каления», так как в такой ситуации человеку не интересны их аргументы, он просто защищает свою первую функцию.

 

- 2 функция «Не надо» - субъектная интуиция.

У него есть небольшой набор нужных шаблонов внутренних состояний, которым он и пытается соответствовать сам и требовать того же от других: на похоронах надо расстраиваться, на праздниках – быть в приподнятом настроении и т.п. Те, кто поступают наоборот – не правы. Идеи и принципы для него – тоже что-то, что иногда, но редко бывает нужно, только как заявленная форма достижения какой-то цели, а не сами по себе. В ситуации, когда человек не может найти себе работу на вторую функцию, может начать критиковать идеи и принципы других людей, тем самым лучше вникает в их внутренние проблемы. Это позволяет корректировать свою работу по гармонизации внешнего мира, чтобы она соответствовала реальным живым людям, а не «волшебным человечкам».

 

- 3 функция «Проблемы» - объектная сенсорика.

Если «мирными способами» не удается наладить контакт со здоровьем, то приходится принимать решительные жесткие меры: поход в горы, моржевание, восточные единоборства, изнуряющие диеты, голодания, марафоны. То есть, чем хуже здоровье, тем сильнее себя изнуряет всем этим. Если все итак хорошо, то все может ограничиваться увлечением медициной и коллекционированием способов защиты от малейших угроз здоровью. А если проблемы есть, то человек будет больше работать над созданием из себя «боеспособной боевой единицы». Может начать воспринимать свою сексуальную выносливость как способ доказать свое здоровье или начать увлекаться экстремальными видами спорта: ведь человек, который может сплавляться на каяке по горной реке – не может быть слабым.

 

- 4 функция «Не хочу, боюсь» - субъектная этика.

Человек боится смело высказывать свое отношение к кому-то или чему-то. Ему сложно сказать, что что-то ему не нравится. Вместо этого чаще будет высказывать свое компромиссное мнение, только если уж очень «накипело» или деваться некуда. Иногда, впрочем, может действовать намеками и шутками, так несколько проще. То же относится и к личной сфере, говорить о своих симпатиях к кому-то бывает сложно, страшновато. Если это все же происходит, то сам человек воспринимает это всегда очень болезненно, особенно если взаимопонимания найти не удалось. Обычно он надеется, что люди будут чуткими друг к другу, будут уметь ловить намеки на предмет того, кому и что не нравится или наоборот, чего кому хочется. Смело сказать: «я хочу» он не умеет, гораздо чаще он скажет: «ну можно», «не отказался бы», а может и этого не сказать, если страхи велики. Если какое-то место и ситуация не являются комфортными с точки зрения четвертой функции, но покинуть его нельзя, то человек может начать работать по минус четвертой. Нечто подобное может происходить и в незнакомых, непривычных ситуациях. Неожиданно и для себя самого он начинает «выдавать» свое отношение к чему-либо: что «хорошо», что «плохо», интересуется проблемами других людей, пытается принять в них участие, помочь как-то, быть чутким и отзывчивым, пока не получит ответную позитивную оценку. Тогда включается четвертая и можно снова начать работать над тем, чтобы всем нравиться.

 

Резюмирующее описание

Рационал, что означает внутреннюю предсказуемость, последовательность. Внешние проявления наоборот очень нестандартные: одежда, работа, «продукция». Впрочем, ориентир на маловероятные события по основной функции делает его немного менее стандартным, что можно считать позитивным фактором. А вот продукция связана с маловероятными событиями, что делает ее еще более экзальтированной, это можно считать негативным фактором. Интровертный тип, это означает то, что он воспринимает себя чем-то отделенным от окружающего мира, а не чем-то в него включенным. Сам себе он кажется непонятным и сложным, поэтому - достаточно скрытный, не очень любит о себе рассказывать некоторые подробности. С удовольствием изучает свой внутренний мир. Окружающий мир кажется ему простым и понятным, поэтому он умеет и смело с ним манипулирует, умеет взять «командование» на себя. Доминантные потребности связаны со слабыми функциями. Из-за этого ему крайне важно для здоровья иметь поддержку извне своих действий: иметь место нахождения, где он будет вызывать всеобщие симпатии и быть физически крепким, социально защищенным (3 и 4 функции). Поскольку ведущие функции не связаны с доминирующими потребностями, то чисто внешне могут производить впечатление некоторой заторможенности действий, отсутствия жизненного тонуса у человека (склонность к меланхолическому темпераменту – неуравновешен, неподвижен). Живут в потоке как количественной, так и качественной информации, что означает умение хорошо маневрировать в ее потоке: знать куда идти и эффективно действовать.


Признаки: понимающий (зона самоуверенности), романтичный (зона уверенности), вкушающий (зона переживаний), компромиссный (зона продажности).

Залог успеха типа: симпатии окружающих по месту нахождения, здоровье и социальная защищенность, понятный и адекватный его представлениям мир, потребность в его умении созидать гармонию в мире.

Профориентация: музыка, законотворчество, конструктор, оптимизатор, медицина, искусство, дизайнер интерьеров, строитель, связанные с природой профессии, продовольственная сфера.

 

Автор - Голихов Дмитрий

Источник -  "Пособие по инструментальной соционике"

 


Новые статьи: