Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ШИФ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ШИФ Жозефина Ильинична (1904—1978) — российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Д-р психологических наук (1968), профессор (1970).

Награждена орденом "Знак почета" (1954), была отмечена премиями АПН СССР. После окончания Ленинградского педагогического инта им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы. В 1930—1932 гг. училась в аспирантуре Ленинградского педагогического ин-та, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила канд. дис. на тему "

;Развитие научных понятий у школьников" (1934). В 1935 г. опубликовала книгу с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с "разгромом" педологии была лишена ученой степени канд. педагогических наук (восстановлена в 1946). Вся последующая научная деятельность Ш. (1934—1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 — Институт коррекционной педагогики РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941—1942 гг., находясь в эвакуации в г.

Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943—1945 гг. участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель — академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг.

Наряду с исследовательской занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в

Городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения. Основные труды: "Развитие научных понятий у школьников", М. — Л., 1935; "Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками", М., 1954; "Усвоение языка и развитие мышления глухих детей", М., 1968; "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", М., 1965, соавтор и ред.; "Психология глухих детей", М., 1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков.

Т.Ф. Костина