Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.
Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению — организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.
А.И. Подольский
Раздел 1. Основные категории психологии развития
- ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
- ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ
- ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
- ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
- ОБЩЕНИЯ РАЗВИТИЕ
- ОБЩЕНИЯ ДЕФИЦИТ
- ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ
- ОБЩЕНИЕ
- ОБЩЕГО ЗДОРОВЬЯ ОПРОСНИК
- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
- ОБУЧАЕМОСТЬ
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- ОБРАТИМОСТЬ
- ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
- ОБРАЗА ТЕЛА ФОРМИРОВАНИЕ
- ОБРАЗ ЖИЗНИ
- ОБРАЗ
- ОБОСНОВАНИЕ
- ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС