Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СОЦИОДРАМА

E-mail Печать PDF

СОЦИОДРАМА (лат. societas - общество, греч. drama - действие) - 1) один из видов диагностики и психотерапии внутригрупповых конфликтов, когда члены группы конструируют различные жизненные ситуации, выступая при этом поочередно в качестве участников действия и зрителей. Цель - постижение глубинного значения обстоятельств, в которых они действуют, возможных конфликтов, с тем, чтобы нейтрализовать негативные эмоции и внутреннюю напряженность.

С. развивается на протяжении нескольких этапов и представляет собой процедуру анализа и преодоления конфликтов внутри малой группы, достижения понимания и согласия между участниками взаимодействия по поводу своих задач, прав и обязанностей посредством моделирования межличностных отношений в группе, наиболее типичных обстоятельств, встречающихся в реальной жизни, выработки оптимальных решений относительно путей выхода из конфликтных ситуаций и т.д. С. применяется в деловых играх, в социально-психологическом тренинге.

2) События (обычно игровые или ритуальные), которые наполнены особым символическим смыслом для определенных социальных групп или общества в целом. При этом такие события реализуются как драматические действия, которые общество может наблюдать через средства массовой информации или же непосредственно. Один из примеров - коронация королевы Елизаветы II, которая якобы послужила объединению британского общества. Считается также, что, например, спортивные состязания (футбол, крикет и пр.) способны переводить в разряд игровой драмы те социальные конфликты, которые в противном случае могли бы быть реализованы в действительности. См. также: Социометрия, Символический интеракционизм, Социализация.

В.А. Балцевич

СОЦИОГРАММА

E-mail Печать PDF

СОЦИОГРАММА (лат. societas - общество и греч. gramma - письменный знак, черта, линия) - специальное графическое (схематическое) изображение результатов социометрического исследования взаимоотношений людей, проведенного по одному или нескольким тестовым критериям.

В общем виде С. как метод, прием и способ обработки и представления результатов социометрического опроса являет собой карту социометрических выборов, создаваемую на основе социоматрицы посредством использования соответствующих символических обозначений для концентрированного наглядного выражения различных связей и отношений. В качестве графического языка (символических знаков) в С. обычно используются геометрические фигуры (окружности, треугольники, квадраты и пр.) и линии (сплошные и пунктирные; различной толщины, направленности и цветности). Отображение динамических глубинных установок и эмоциональных взаимоотношений людей осуществляется посредством изображения объектов связей (i-членов), субъектов связей (j-членов), объект-субъектного совмещения поведения (ij-членов), положительного выбора, отрицательного выбора, взаимной положительной связи, взаимной отрицательной связи, уровней связи и т.д.

В социометрической практике в зависимости от целей и задач исследования обычно используются несколько типов (видов) С.: 1) С. произвольного вида, иллюстрирующие комбинации установок, отношений и связей с наиболее удобным или оптимальным изображением членов группы (в соответствии с результатами выборов); 2) С. круговые (на которых все участники группы изображаются симметрично на одной окружности, а связи между ними отображаются внутри данной окружности); 3) С. концентрические, "мишеневые" (на которых символы всех членов группы располагаются на вписанных друг в друга концентрических окружностях таким образом, чтобы в центре их оказались те, кто обладает более высоким положительным статусом, т.е. "звезды"); 4) С. локограммного (лат. locus - место) вида (на которых расположение символов людей отражает их реальное местоположение в той или иной ситуации); 5) Аутосоциограммы (на которых опрашиваемые, в соответствии с полученными инструкциями, отображают свои представления о собственном статусе, отношении к людям и их отношении к ним) и др. Наглядно представленная в С. структура взаимоотношений людей позволяет осуществить их качественно-количественное описание и выработать адекватные социодиагностические оценки и рекомендации.

В современной социологии С. выступает как наглядное представление данных социометрического исследования, отражающее внутреннюю структуру (микроструктуру) группы и служащее средством анализа этой структуры. Метод С. получил продолжение в методе сетей социальных (см.). Учитывая развитие средств анализа данных (см.) и моделирования математического (см.), соединяющих геометрические представления, количественные соотношения и развитую компьютерную визуализацию, можно предположить расширение использования идей и опыта метода С.

В.И. Овчаренко, Н.Н. Леонов

СОЦИОГЕНЕЗ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Социогенез [лат. societās — общество + греч. genesis — происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология С. предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как "исторических стилей", к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании С. — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры. В С. история личности представляется процессом взаимодействия инвариантных (по отношению к определенным временным промежуткам) и исторически изменчивых элементов.

Изучение С. в русле психоанализа (З. Фрейд, К.-Г. Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический метод анализа личности и социальной группы (семьи).

На необходимость анализа человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической горизонтали различных культур указывали представители французской социологической школы (Э. Дюркгейм, И. Мейерсон), однако это не позволило вскрыть реальные механизмы С., поскольку они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. В отечественной психологии изучение С. позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С. ("палеопсихология" Б.Ф. Поршнева), от персоногенеза человека средневековья (А.Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л.Н. Гумилев), а также определить закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Особое значение С. приобретает в изучении онтогенеза, при этом первый, по убеждению М. Мид, является ключом к изучению второго. У Л.С. Выготского С. детства в контексте культурно-исторической психологии раскрывается посредством понятия социальной ситуации развития ребенка как особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного этапа. Анализ С. детства, уходящего своими корнями в глубокую древность, позволяет обнаружить социогенетические инварианты — относительно неизменные на протяжении длительного периода исторического времени специфические тексты, формы деятельности и пр., порой утраченные в культуре взрослых и сохранившихеся в детской субкультуре. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии.

А.Г. Асмолов

Раздел 1. Основные категории психологии развития

СОЦИОБИОЛОГИЯ

E-mail Печать PDF

Социобиология (лат. sociālis — общественный + греч. bios — жизнь + logos — наука, учение) — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

Е.А. Гороховская

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

E-mail Печать PDF

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ - по Э. Дюркгейму (см.) - собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории.

Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой. 3)

Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: "индивидуальные факты" - "С.Ф.", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание". 4) Человек - двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество - из индивидов.

>Первичность общества имеет два смысла: а) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; б) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из С.Ф.

Методологический аспект социологизма Дюркгейма сводим к следующему: а) социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет из себя самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами; б) социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляют С.Ф.; в) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому С.Ф. рассматриваются как вещи.

Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: С.Ф. не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: "Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию".

>Дюркгейм подчеркивал, что С.Ф. не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Каковы эти характеристики?

1) С.Ф. выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.

2) С.Ф. состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты (см.) навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.

3) С.Ф. составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле - как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: "Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию".

/Примеры: верующие при рождении своем находят готовыми верования и обряды своей религии, если они существовали до него, то это значит, они существуют вне его. Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. - все они функционируют независимо от моего индивидуального сознания. - Е.Б./

4) С.Ф. (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.

Итак, один из основных выводов, соединяющих онтологию и методологию Дюркгейма: категорию С.Ф. "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются". Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. С.Ф. составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К С.Ф. принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.

>В дюркгеймовском варианте определение С.Ф. гласит: "Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления".

Из признания специфики социальной реальности (С.Ф.) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии. В отношении к философии проявляется определенная двойственность. В письме к своему ученику Ж.

Дали Дюркгейм писал: "Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути". Стремление отделится от философии связано с отношением Дюркгейма к умозрительным спекуляциям в социологической науке. Он считал, что социология должна строиться на эмпирических и рациональных методах материала, что отчетливо проявилось в его работе "Самоубийство" (см.).

Еще более решительно восставал Дюркгейм против психологизма, считая необходимым освободить от него социологию.

Дюркгейм подразделял С.Ф. на два типа:

1) Морфологические, имеющие материальный субстрат - плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.

2) Духовные, нематериальные факты - коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религии, морали, праву.

Е.М. Бабосов

Страница 84 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135