Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ)

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (этносоциология) - отрасль социологической науки, посвященная исследованию взаимосвязи и взаимовлиянию социальных и этнических процессов. Основателями С.М.О. являются Г. Гарфинкель (см.), В. Вундт, Богардус, перешедших от описательных характеристик этносов к количественным измерениям проявлений национальных особенностей сознания и поведения людей.

Основоположниками отечественной школы этносоциологов и этнопсихологов являются Б.Ф. Поршнев (см.), А.Р. Лурия, Ю.В. Бромлей, И.С. Кон (см.), В.И. Козлов, Ю.В. Арутунян, Л.М. Дробижева (см.) и др. С.М.О. сложилась на стыке социологии, этнографии, истории, этнопсихологии, культурной и социальной антропологии. Исследует особенности воздействия национальных факторов на формирование социальной структуры, миграционные процессы, социальную детерминацию национального самосознания и межнациональных отношений, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения, культурные запросы и потребности этносоциальных групп.

Объектами исследования С.М.О. являются межнациональные отношения, национальные особенности восприятия и оценки, национальные проявления в политике международного сотрудничества, национальные обычаи, язык, другие элементы культуры, специфика национального самосознания. Важное направление исследований - изучение причин межнациональных конфликтов и способов их урегулирования, анализ факторов, влияющих на развитие национальных движений в их связи с политическими и социально-культурными процессами в обществе, изучаются особенности взаимодействия представителей коренной нации с представителями национальных меньшинств, возможности реализации интересов этнических меньшинств в различных исторических и социально-политических ситуациях.

С.М.О. использует статистические данные, количественные показатели и качественные характеристики межнациональных отношений, результаты непосредственного наблюдения, эмпирический материал, выводы вторичного анализа, данные переписи населения, языка, религии, искусства. Для социологических исследований представляется продуктивным разделение, произведенное Л.Н. Гумилевым в отношении больших этнических общностей (суперэтносов).

В их структуре он выделяет этносы, субэтносы (этнические группы, проживающие в различных регионах) и конвиксии (различные слои в этнической общности). Данный подход может быть использован в прикладных исследованиях для фиксации этнохарактеристик различных групп.

Этносоциологическое знание может быть использовано для выработки необходимых управленческих решений, для критического осмысления политики и практики регуляции межнационального взаимодействия.

С.П. Винокурова

СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА - направление социологии, изучающее масс-медиа как социально-культурный феномен. Рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений масс-медиа. С.М.-М. развивается как направление исследований, концентрирующее внимание на административных, идеологических и культурных аспектах воздействия масс-медиа на социум. С.М.-М. тесно связана с эмпирическими исследованиями, сбор и анализ которых является базовой составляющей изучения масс-медиа. В рамках данного подхода можно определить несколько стратегий изучения масс-медиа.

Последователи М. Вебера (см.) анализируют и выстраивают систему значения рациональной составляющей в культурной деятельности. Акцентируя внимание на вопросах организации работы масс-медиа, их включенности в социальную сферу, встроенности в социальный организм.

Сторонники концепции разработанной Э. Дюркгеймом (см.), заняты исследованием общественного восприятия содержания масс-медиа. Анализируя методы формирования коллективных представлений (проблема манипулирования общественным мнением) и рассматривая возможность объединения людей посредством медиа (интегрирующая функция).

Марксизм изучает символические значения текстов масс-медиа, рассматривая последние через призму взаимоотношений базиса и надстройки, при этом масс-медиа относятся к надстройке. В соответствии с неомарксистскими традициями Франкфуртской школы (см.) (М. Хоркхаймер - см., Т. Адорно - см.), концепцией А. Грамши (см.), работой Бирмингемского центра "культурных исследований" (см.) (С. Холл - см., Р. Уильямс - см.) повышается внимание, уделяемое масс-медиа при формировании и развитии культуры. Масс-медиа рассматриваются не только как "рупор" власти для пропаганды доминирующей идеологии, но и как часть и даже характеристика культуры.

Теоретические исследования С.М.-М. представляют собой попытку создания моделей, которые бы описывали закономерности функционирования и прогнозировали перспективы развития масс-медиа. Это такие концепции как информационного общества (см.), теория "всемирной деревни" (М. Маклюэн - см.).

>Для изучения масс-медиа С.М.-М. использует различные эмпирические методы: мониторинг, контент-анализ, рейтинговые методики. Самой популярной формой отчета об исследовании масс-медиа является рейтинг (см.). Это можно объяснить спросом на такой формат данных, который является наиболее удобоваримым для специалистов сферы рекламы (см.) и маркетинга (см.) (основных потребителей С.М.-М.). К рейтинговым показателям относятся Share (процент аудитории, привлеченной масс-медиа в течение определенного времени) и Reach (количественный показатель, отражающий размер аудитории за определенный отрезок времени).

Можно выделить несколько проблем С.М.-М. в методологическом и теоретическом плане. Так при всем разнообразии применяемых С.М.-М. методик, ни одна из них не затрагивает проблему интерпретации сообщений, в результате эта важная составляющая процесса массовой коммуникации, просто выносится за рамки рассмотрения. Слабость С.М.-М. также в том, что при изучении аудитория (см.) рассматривается как пассивный участник коммуникации (см.) и не принимается в расчет различие интерпретаций при декодировании сообщений. В результате исследований С.М.-М. можно установить предпочтения аудитории, сравнить интерес аудитории к различной тематике, но остается неясным, как проинтерпретировала аудитория полученные сообщения.

И положение в рейтинге не позволяет судить о эффективности коммуникации, в плане адекватности интерпретации сообщения масс-медиа. Поэтому С.М.-М. не может конкурировать с семиотическими подходами для изучения репрезентации реальности, пытаясь ограничиться построением репрезентативной выборки.

А.Д. Криволап

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА - специальная социологическая теория (см.), объектом познания которой является город (см.) как социально-пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей; а предметом изучения - механизм городского устройства как способ взаимосвязи и взаимодействия подсистем и их свойств, которые составляют структуру социально-пространственной системы города. Это: производственная инфраструктура города, города социальная инфраструктура (см.), городской образ жизни (см.), городская культура, городского населения социальный состав, городского населения социальная стратификация, города социальная морфология. Специфика взаимодействия названных подсистем выступает фактором, определяющим состояние экологии города (см.).

Город - доминирующая в настоящее время социально-пространственная форма существования общества, которая отличается высокой степенью организации среды жизнедеятельности, большим разнообразием форм и видов деятельности населения, динамизмом социального развития, архитектурным разнообразием, значительной автономностью и относительно законченной социальной структурой, почти адекватной структуре общества (государства).

Возникновение С.Г. на Западе связано в первую очередь с работами М. Вебера (см.), Г. Зиммеля (см.), О. Шпенглера (см.). В своей книге "Город" (1905) Вебер дал характеристику города как социального института. Становление С.Г. в

США в середине 1920-х традиционно связывается с именами социологов - представителей Чикагской школы - Р. Парка (см.), Э. Бёрджесса (см.), Л. Вирта, которые в этот период выпустили свою программную книгу "Город", где описали механизмы пространственной организации города. Существенный вклад в развитие отечественной С.Г. внесли Н.А. Аитов, Э.К. Васильева, Г.М. Лаппо, М.Н. Межевич, Э.А. Орлова, И.Ю. Родзинская, В.О. Рукавишников, О.И. Шкаратан, О.Н. Яницкий, З.А. Янкова и др.

В круг проблем, изучаемых С.Г., традиционно входят: определение места и роли города в обществе; выявление факторов появления и развития городов; изучение подсистем механизма городского устройства и взаимосвязей между ними; определение социальных факторов и следствий миграции городского населения; построение типологии городов; поиск путей и методов научно обоснованного управления развитием городов. Среди проблем, стоящих перед С.Г. в настоящее время, наиболее актуальна проблема городской экологии. Бурно разворачивающийся процесс урбанизации (см.) породил острое противоречие между стремительным ростом городов, потребляющих ресурсы из окружающей среды, и возможностями природной среды восполнять эти ресурсы. Не менее острой проблемой является проблема социальной экологии города.

Тотальное распространение городского образа жизни на все общество, помимо связанных с этим процессом позитивных моментов, зачастую опережает психологическую готовность людей к непосредственному погружению в далеко еще не совершенное, бесконечно разнообразное и поразительно "плотное" городское культурное пространство. Следствием этого является высокий уровень подсознательной (а иногда и сознательной) агрессии, различные виды деструктивного, девиантного поведения и т.д. Разрешение этих противоречий - одно из непременных условий дальнейшего развития общества. С.Г. относится к группе специальных социологических теорий - социология села (см.), социология малых групп (см.), социология молодежи (см.), социология народонаселения (см.), - которые исследуют соответствующие социально-территориальные общности.

Специфика подхода С.Г. к исследованию своего объекта заключается в том, что эта специальная социологическая теория описывает не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере социально-пространственной общности города, и даже не просто взаимосвязи между ними, а нечто значительно более сложное: механизм городского устройства, который порождает и регулирует эти взаимосвязи. Такая трактовка предмета изучения С.Г. позволяет определить ее как объяснительную теорию, главная задача которой заключается в раскрытии сущности изучаемого объекта путем установления связей и отношений, определяющих его существенные черты.

Данная задача решается посредством изучения закономерностей функционирования механизма городского устройства, фиксирующего эти связи и отношения. В философском смысле под механизмом городского устройства понимается самодостаточное средство воспроизводства и регулирования социально пространственной системы города. В социологическом - способ взаимосвязи подсистем, составляющих структуру этой системы.

Охарактеризуем основные черты механизма городского устройства. Основной функцией названного механизма является воспроизводство и регулирование городской системы как основной формы расселения людей, отвечающей современным потребностям развития общества. 1) В качестве субъектов механизма городского устройства, за счет активности которых этот механизм может функционировать, выступают различные социальные группы городского населения. 2) Рассматриваемый механизм базируется на совокупности социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения, воспроизводящие городской образ жизни. 3)

В состав механизма городского устройства входят явления, относящиеся к общественному бытию и общественному сознанию. Первые составляют материально-предметную сторону городской системы, вторые включают как научное, так и обыденное сознание жителей города, выражающееся в их общественном мнении, социальных ожиданиях, установках и настроениях. В описываемом механизме содержатся как управляемые, так и слабо или совсем не управляемые элементы.

К первым относятся, например, правовые элементы работы механизма, они изменяются сравнительно быстро под воздействием субъекта управления. Ко вторым - элементы, подверженные влиянию естественно-исторических процессов (например, демографических). Системный характер механизма городского устройства проявляется, во-первых, в наличии внешних функциональных связей города с обществом и, во-вторых, внутренних связей между элементами, образующими механизм. Раскрытие закономерностей функционирования описанного механизма - главная задача С.Г. Решение этой задачи обеспечивает в каждом конкретном случае научно обоснованное городское планирование социального развития и развития города в целом.

О.В. Кобяк

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ - (1) специальная социологическая теория (см.), изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования С.Г. являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности (см.). Предметом исследования С.Г. является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации (см.) по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, С.Г. является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин.

(2)

Новая социологическая парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание. В этом статусе С.Г. рассматривается как рядоположенная с другими парадигмами и ставит своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм.

Как утверждает радикальная канадская феминистка Дороти Смит, официальная традиционная социология сделала своим объектом знание об обществе, характерное для доминирующей в обществе группы мужчин, поэтому под видом научной объективности эта социология отражает опыт, перспективу и интересы мужчин. Подчиненные группы общества, включая женщин, не могут в этих условиях выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и социальных отношениях вообще. Это знание еще находится в стадии построения, разработки основных теорий и проблем.

В рамках С.Г. существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин).

Таким образом, в зависимости от того, насколько радикально подходят представители С.Г. к переосмыслению взаимоотношений полов, можно говорить о С.Г. либо как особой, новой специальной теории в сложившейся структуре социологического знания, предметом исследования которой избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли (см.), социальные стереотипы поведения (см.), социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания, требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры.

>Большой вклад в развитие С.Г. внесли работы М. Мид (см.), Д. Бернард, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Миллет и др.

В советской социологии женские проблемы первоначально разрабатывались в рамках социологий семьи, труда, воспитания, однако гендерное звучание они получили относительно недавно. Только после 1991 возникли и первые гендерные исследовательские центры в России, на Украине, в Беларуси.

Несмотря на разнообразие теоретических и эмпирических подходов в рамках С.Г., их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества.

Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение, а также показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами.

К основополагающим понятиям С.Г. относятся: гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. На базе понятий патриархат и капитализм строятся теория двух систем и теория однородности.

Эти теории были созданы в полемике друг против друга представителями разных направлений С.Г. С точки зрения первой, утверждается, что любое общество построено вокруг двух систем эксплуатации, структурно независимых друг от друга: патриархата, позволяющего эксплуатировать женщин, и капитализма, позволяющего эксплуатировать рабочую силу. Система полов и экономическая система существуют вместе, их разделяют только в целях анализа. Так, якобы развитие семейной оплаты труда в конце 19 в. служило интересам не только работодателей, но и мужчин-рабочих, равно заинтересованных в том, чтобы держать женщин в экономической зависимости от дохода мужа и заставить их заниматься домохозяйством, воспроизводством и воспитанием новой рабочей силы.

Патриархат здесь предстает системой, являющейся частью семейной структуры, а капитализм - как нечто за пределами семейной сферы. Напротив, с точки зрения сторонников теории однородности, капитализм сам является тесно связанной с полом системой (т.е. что капитализм не нейтрален в отношении пола, что ядро капитализма - именно эксплуатация женщин). Поскольку патриархат и капитализм проявляются в одной и той же социально-экономической структуре, логично говорить об одной системе, материальной базой которой выступает не разделение на классы, а разделение труда по признаку пола. Большинство авторов обеих теорий признает половое разделение труда причиной эксплуатации женщин.

>В настоящее время проблематика, разрабатываемая в С.Г., включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности. Относительно новым является анализ сексуального насилия над женщинами в семье и сексуальных домогательств на службе, изучение неоплачиваемого домашнего труда женщин в качестве важного дополнения к труду вне дома, создающему прибавочную стоимость, сравнительный анализ отцовства - материнства (включая совмещение этих ролей).

В ряде стран со смешанным этническим составом исследуются расовые и этнокультурные аспекты тендерных проблем. Широко распространены исследования социального положения женщин, выполненные на стыке социологии с другими дисциплинами.

Эмпирические исследования по гендерной проблематике имеют большое практическое значение и существенно дополняют имеющиеся знания по многим аспектам социальной жизни. С.Г. действительно заполняет существенный пробел, ибо сегодня социология, как отмечает Э. Гидденс (см.), нуждается как в новом теоретическом подходе, так и в эмпирических исследованиях для изучения этого вопроса.

Выбор методов исследования - также важная проблема современной С.Г. Наряду с оправдавшими себя на Западе относительно новыми качественными методами (например, метод устной истории Д.

Берто) в отечественной С.Г. широко применяются и традиционные методы опроса, изучения документов, привлекается социальная статистика.

Теоретико-методологические основы проводимых гендерных исследований с необходимостью должны принимать во внимание особенности исторического развития страны, ее социально-экономический уровень развития и специфику культуры. Некоторые положения и результаты, равно как и методы западной С.Г., не применимы в условиях развивающихся стран Азии, Африки или постсоветских стран Восточной Европы.

Л.Г. Титаренко

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА - специальная социологическая теория (см.), изучающая возрастную структуру общества и отдельных социальных групп и закономерности ее развития, социальные аспекты возрастных характеристик индивидов и социальных групп (молодежи, лиц пожилого возраста и т.д.). Возраст предопределяет стадии активного включения индивидов (социальных групп) в социальные отношения в соответствии с их социально-трудовыми установками, ценностными ориентациями и усвоением ими социальных ролей.

Объектом С.В. выступают различные возрастные группы, а предметом социологических исследований - социальное поведение (см.), специфическое для каждой возрастной группы, предопределяемое, с одной стороны, - социальной средой и положением в ней той или иной возрастной группы, а с другой - потребностями, социально-трудовыми установками и ценностными ориентациями членов определенных возрастных групп. Выявлено, что возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них - и на все его поведение, а через поведение - и на всю социальную жизнь.

Но является ли возрастной признак "магнитным полюсом", заставляющим сцепляться друг с другом одновозрастных лиц в солидарное целое и быть чуждыми лицам иного возраста? Служит ли возраст "вехой", указывающей на новую линию расслоения населения в возрастные реальные группы, не совпадающими друг с другом? Ряд соображений указывает на положительное решение этих вопросов.

Если у каждого возраста есть свои интересы, отличные и часто противоположные интересам других возрастов, то тем самым сходство возраста может и должно служить основой для возрастной когорты и для антагонизмов различных возрастных когорт.

Если, далее, различие возраста вызывает различие поведения одного и того же человека в разные возрастные периоды, делает лиц определенного возраста более приспособленными для одних функций, а лиц другого возраста - для других, то, очевидно, биологический признак возраста может служить основой для наслоения ряда психосоциальных различий между разновозрастными группами. Иными словами, с возрастом может аккумулироваться и ряд других различий: профессиональных, объемно-правовых, имущественных и др.

Принадлежность к определенной возрастной когорте служит одной из существенных координат, определяющих положение индивида в среде населения, его социальную физиономию, его социальный вес и поведение. Возраст, как и все биологические условия, влияет на поведение человека "изнутри"; императивы поведения возрастной группы носят, главным образом, инстинктивный характер.

Иногда организованная возрастная группа действует на своих членов извне, давая им те или иные директивы поведения. По своему характеру возрастная группировка принадлежит к числу закрытых. Более того, возрастная группа дает себя знать и в процессах, не имеющих с первого взгляда прямого отношения к возрастным антагонизмам. Более внимательное изучение ряда революций и реформаций показывает, что в сложном комплексе острой борьбы различных социальных групп, которую представляют собой эпохи трансформаций, если не прямо, то косвенно проявляется и возрастное расслоение.

>В общем и целом, эпохи революций - это эпохи доминирования более молодых возрастных групп; они являются главными деятелями и сторонниками радикальных реформ, из них вербуются сторонники нового порядка, из их же рядов выходят и лидеры движений. В эпохи консервативные, спокойные и реакционные дело обстоит наоборот: лидерами, правителями и властителями в такие эпохи обычно являются люди почтенного возраста. Особые проблемы социального плана связаны с социально слабозащищенными лицами, еще не достигшими трудоспособного возраста или вышедшими за его пределы.

>Мировое сообщество исходит из того, что молодежь представляет собой наиболее важный ресурс для будущего и более широкие вложения в нее со стороны родителей и общества имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого экономического роста и развития государства. Вместе с тем в настоящее время многие страны пересматривают свою политику в свете того принципа, что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент людских ресурсов в обществе. Кроме того, они стремятся выяснить, как наилучшим образом оказывать помощь пожилым людям, испытывающим потребности в долгосрочной поддержке. Мировое сообщество исходит из того, что лица с инвалидностью, представляющие собой значительную часть населения, должны иметь равные с остальными возможности и признание ценности их способностей в процессе социально-экономического развития.

>Данные ориентации мирового сообщества и их преломление в Национальной программе Республики Беларусь составили основу концепции устойчивого развития государства. Социальная политика государственного и регионального масштаба нацелена на решение ряда проблем. С одной стороны, молодежь до 18 лет представляет собой важный ресурс будущего, а с другой - ее возможности на рынке труда ограничены профессиями сферы индивидуальных услуг и неквалифицированного труда.

Исходя из этого, темпы и масштабы всех форм профессионализации молодежи должны быть увеличены. Поведение на рынке труда лиц предпенсионного возраста имеет свои проблемы: с одной стороны, оно определяется возрастом (50 лет и старше), а с другой - высоким интеллектуальным потенциалом (1/2 - с высшим и незаконченным высшим образованием).

Для данной возрастной категории характерен процесс депрофессионализации - вынужденного снижения людьми профессионального и, как следствие, социального статуса ради простого выживания. Исходя из принципа, что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент интеллектуальных ресурсов общества, следует изыскать возможность уменьшения темпов и масштабов их депрофессионализации, а также социальные гарантии их благосостояния. Гибкая социальная политика на уровне государства и региона должны стать одним из основных инструментов работы с феноменом возрастных групп на рынке труда и за пределами рынка труда в рамках С.В.

Г.Н. Соколова

Страница 83 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135